Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 865 - 866
1 - 30 августа 2020

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление Читайте книги

О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в 2019 году

Основные показатели здоровья матери и ребенка, деятельность службы охраны детства и родовспоможения в Российской Федерации

Великая победа советского народа: социально-политические и демографические аспекты

Внешняя молодежная миграция в странах Центральной Азии: анализ рисков и минимизация негативных последствий

Российская экономика в 2019 году

По страницам журналов «Демографическое обозрение» и «Региональные исследования»

Содержание журнала «Demographic Research»


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА В 2019 ГОДУ

Тенденции и перспективы

Выпуск 41

М., Изд-во Института Гайдара, 2020, 632 страницы

https://www.iep.ru/files/text/trends/2019/2019.pdf

За 2019 г. миграционный прирост населения России резко вырос по сравнению с 2018 г., составив 285,8 тыс. человек. Он превзошел значения последних лет, тем более предшествующего года, когда показатель резко сократился - до 124,9 тыс. человек. В числе прочего, низкий миграционный прирост в 2018 г. обусловлен проблемой с передачей данных от МВД Росстату. С 2019 г. данная проблема была решена, но вернулся ли миграционный прирост к значениям, характерным для первой половины 2010-х годов, или это очередной скачок, пока не ясно. Учет миграции продолжает оставаться разбалансированным, его методология содержит ряд серьезных проблем.

В IV квартале 2019 г. произошел резкий рост прибытий в Россию, число же выбытий практически не изменилось по сравнению с предшествующим кварталом. В результате миграционный прирост в IV квартале оказался рекордным и превзошел даже значения 2011 и 2014 гг. (рис. 25). До последних месяцев 2019 г. можно было ожидать, что динамика показателей долговременной миграции, учет которых был нарушен в 2018 г., в течение года вернется к стабильному состоянию. Резкое увеличение миграционного прироста в I квартале 2019 г. выглядело как следствие провала в предшествующий период. Скачок показателя в конце года не может быть связан с этим, темп роста числа прибывших аналогичен наблюдаемому в середине 2014 г.

Стр. 367

Сокращение общей численности населения связано с естественной убылью, миграционный прирост перестал ее компенсировать. В 2019 г. число умерших превысило число родившихся на 316,2 тыс. человек (рис. 28), это выше аналогичного показателя 2018 г. на 41,7% (на 93 тыс. человек). До этого убыль такого уровня наблюдалась в 2008 г. (362 тыс.). Коэффициент естественного прироста (убыли) в 2019 г. составил -2,2‰, это ниже, чем в 2018 г. на 37,5% (-1,6‰). Причиной естественного сокращения населения в данный период является как продолжающееся значительное сокращение рождаемости, так и незначительное снижение показателей смертности населения.

Стр. 372-373

Большинство целей майского указа в сфере здравоохранения, непосредственно направленных на улучшение здоровья населения, оказались выполнены уже в первые годы его реализации. Исключением стало снижение смертности от новообразований, в том числе злокачественных, где не удалось достичь даже устойчивого нисходящего тренда (рис. 45).

Стр. 396

Наиболее важным итогом 2019 г. стало утверждение новых элементов единой национальной системы здравоохранения: определение требований к клиническим рекомендациям и апробация механизма их использования для формирования тарифов (пока только для лекарственного лечения онкологических заболеваний), введение обязательного согласования тарифных соглашений в сфере ОМС с Федеральным фондом ОМС и ужесточение регулирования сверхплановых объемов медицинской помощи, усиление регламентации деятельности ключевых субъектов сферы ОМС. Следует отметить, что большинство перечисленных изменений уводит действующую систему здравоохранения все дальше от классических страховых принципов, первоначально заложенных в выборе модели ОМС. Федеральное регулирование вводит все более детализированный контроль над действиями медицинских организаций, что позволяет частично защитить систему от прямых нарушений прав граждан, но одновременно препятствует повышению ее эффективности.

Стр. 404-405

Обзоры "Российская экономика. Тенденции и перспективы" издаются Институтом Гайдара с 1991 года, настоящий обзор - это уже 41 выпуск. В работе содержится подробный анализ наиболее значимых тенденций в российской экономике, глобальных трендов социально-экономического развития. Работа традиционно состоит из 6 крупных разделов, посвященных отдельным аспектам функционирования экономики России, которые позволяют отследить наиболее существенные стороны происходящих процессов и их трансформацию на протяжении длительного периода: глобальные экономические и политические вызовы и национальные ответы, экономический рост и экономический кризис, денежно-кредитная и бюджетная сферы; финансовые рынки и финансовые институты; реальный сектор экономики; социальная сфера; институциональные изменения. Работа выполнена на обширном массиве статистической информации, на основе которой осуществлены оригинальные расчеты и многочисленные графические иллюстрации, подтверждающие выводы авторов.

В отличие от предыдущих обзоров в настоящем выпуске кратко анализируются и первые три месяца 2020 г. в контексте влияния пандемии COVID-19 на развитие российской экономики.

Содержание

Раздел 1. Экономика и политика 2019-2020 годов

1.1. Глобальные вызовы и национальные ответы
1.1.1. Тренды и вызовы
1.2. Экономический рост и экономический кризис
1.3. Экономическая политика России

Раздел 2. Денежно-кредитная и бюджетная сферы

2.1. Денежно-кредитная политика
2.1.1. Направленность денежно-кредитной политики
2.1.2. Денежный рынок
2.1.3. Инфляционные процессы
2.1.4. Платежный баланс и валютный курс рубля
2.2. Фискальная (налогово-бюджетная) политика
2.2.1. Характеристика бюджетов бюджетной системы РФ
2.2.2. Характеристика федерального бюджета
2.2.3. Межбюджетные отношения и субнациональные финансы

Раздел 3. Финансовые рынки и финансовые институты

3.1. Российский финансовый рынок
3.1.1. Рынок акций в 2019 г. и в I квартале 2020 г.
3.1.2. Премия за риск по акциям
3.1.3. Фундаментальные характеристики рынка акций
3.1.4. Организация рынка акций
3.1.5. Общие характеристики внутреннего рынка облигаций
3.1.6. Фундаментальные характеристики корпоративных облигаций
3.1.7. Организация рынка корпоративных облигаций
3.1.8. Рынок государственных облигаций
3.1.9. Срочный рынок
3.1.10. Финансовые посредники и биржа
3.1.11. Инвесторы
3.1.12. Риски российского финансового рынка
3.2. Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
3.2.1. Динамика развития рынка
3.2.2. Структура заимствований
3.2.3. Внутренние облигационные займы
3.2.4. Перспективы развития рынка региональных и муниципальных заимствований
3.3. Банковский сектор
3.3.1. Финансовые результаты банковского сектора
3.3.2. Корпоративные кредиты
3.3.3. Кредитование физических лиц
3.3.4. Ресурсы банковского сектора

Раздел 4. Реальный сектор экономики

4.1. Динамика и структура экономического роста
4.1.1. Динамика российской экономики в 2019 г.: внутренний и внешний спрос
4.1.2. Использование ВВП в 2016-2019 гг.: конечное потребление домашних хозяйств
4.1.3. Формирование ВВП по источникам доходов: заработная плата и производительность труда
4.2. Динамика производства по видам экономической деятельности
4.3. Российская промышленность в 2019 г. (по материалам опросов)
4.3.1. Общая оценка 2019 г.
4.3.2. Динамика основных показателей промышленности в 2019 г.
4.4. Инвестиции в основной капитал
4.4.1. Инвестиционные ресурсы
4.4.2. Финансирование инвестиций в основной капитал по источникам и формам собственности
4.4.3. Инвестиции в основной капитал по видам основных фондов
4.4.4. Инвестиционная активность по видам экономической деятельности
4.5. Нефтегазовый сектор в 2019 г.
4.5.1. Динамика мировых цен на нефть и газ
4.5.2. Динамика производства в нефтегазовом секторе
4.5.3. Динамика и структура экспорта нефти и газа
4.5.4. Динамика цен на энергетические товары на внутреннем рынке
4.5.5. Перспективы развития российского нефтяного сектора
4.6. Агропродовольственный сектор
4.6.1. Оценка вклада сельского хозяйства в динамику национальной экономики
4.6.2. Динамика производства, потребления, экспорта продовольствия и импортозамещения
4.6.3. Государственная поддержка сельского хозяйства
4.6.4. Новые вызовы 2020 г.
4.7. Транспортный комплекс
4.7.1. Общая структура работы транспорта в 2019 г.
4.7.2. Состояние транспортной инфраструктуры и подвижного состава отдельных видов транспорта
4.8. Малое и среднее предпринимательство в России и регионах в 2019-2020 гг.
4.8.1. Тенденции и барьеры развития сектора МСП в России в 2019-2020 гг.
4.8.2. География и динамика показателей деятельности субъектов МСП
4.8.3. Рекомендации для предпринимательской политики в России
4.9. Внешняя торговля
4.9.1. Состояние мировой экономики и мировой торговли
4.9.2. Условия российской внешней торговли: конъюнктура цен на основные товары российского экспорта и импорта
4.9.3. Основные показатели российской внешней торговли
4.9.4. Географическая структура российской внешней торговли
4.9.5. Регулирование российской внешней торговли
4.10. Участие России в торговых спорах ВТО
4.10.1. Изменение ситуации в 2019 г. по торговым спорам ВТО, в которых Россия участвует в роли истца
4.10.2. Изменение ситуации в 2019 г. по торговым спорам ВТО, в которых Россия участвует в роли ответчика
4.10.3. Изменение ситуации в 2019 г. по торговым спорам ВТО, в которых Россия участвует в качестве третьей стороны
Приложение

Раздел 5. Социальная сфера

5.1. Доходы населения и оценка материального положения
5.1.1. Динамика доходов населения и их составляющих
5.1.2. Динамика уровня субъективной и монетарной бедности
5.1.3. Динамика уровня доходного неравенства
5.1.4. Факторы риска снижения доходов и повышения уровня бедности в 2020 г.
5.2. Кредиты и банковские вклады населения
5.3. Розничная торговля и потребительские цены
5.4. Динамика рынка труда
5.5. Миграционные процессы
5.5.1. Долговременная миграция
5.5.2. Временная миграция
5.6. Демографическая ситуация
5.7. Основные темы государственной образовательной политики в 2019 г.
5.7.1. Национальный проект "Образование"
5.7.2. Новые ФГОС в общем образовании
5.7.3. "Регуляторная гильотина" и аккредитация образовательных организаций
5.7.4. Пандемия коронавируса и принимаемые меры в системе российского образования: вызовы для 2020 г.
5.8. Формирование единой национальной системы здравоохранения
5.8.1. Итоги реализации майских указов 2012 г.
5.8.2. Старт национального проекта "Здравоохранение"
5.8.3. Централизация системы государственных гарантий
5.9. Жилищный рынок городов России
5.9.1. Динамика цен на жилую недвижимость
5.9.2. Строительство, ввод и предложение нового жилья
5.9.3. Правовые новации в системе долевого жилищного строительства
5.9.4. Перспективы жилищного рынка

Раздел 6. Институциональные изменения

6.1. Государственный сектор и приватизация
6.1.1. Хозяйствующие субъекты в федеральной собственности
6.1.2. Приватизационная политика
6.1.3. Присутствие государства в экономике и вопросы управления субъектами государственного сектора
6.1.4. Бюджетный эффект имущественной политики государства
6.1.5. Государственная программа "Управление федеральным имуществом": очередная редакция и текущие результаты
6.2. Стандарты и практика корпоративного управления: некоторые актуальные тенденции
6.2.1. Этапы становления "российских стандартов" корпоративного управления
6.2.2. Совет директоров и наблюдательный совет в системе корпоративного управления
6.2.3. Директивные вопросы
6.2.4. Дивидендная политика
6.2.5. Новые технологии и корпоративное управление
6.3. Адаптация российских промышленных компаний к вызовам цифровой трансформации
6.4. Состояние науки и инноваций
6.4.1. Стратегические ориентиры
6.4.2. Планы бюджетного финансирования НИОКР
6.4.3. Реорганизация научных фондов
6.4.4. Планы и ограничения привлечения молодежи в науку
6.4.5. Научно-образовательные центры как новый приоритет
6.4.6. Публикационная активность и планы трансформации проекта "5-топ 100"
6.4.7. РАН как экспертная организация
6.4.8. Противоречивые сигналы: призывы к интернационализации vs рост автаркии
6.4.9. Инновационная деятельность
6.5. Таможенное администрирование: новации 2019 г.
6.6. Россия в международных экономических институтах
6.6.1. "Группа двадцати" и БРИКС
6.6.2. Международные финансовые институты
6.6.3. Энергетическое сотрудничество с ЕС
6.6.4. ЕАЭС
6.6.5. Арктический совет
6.6.6. Управление Интернетом и кибербезопасность
6.7. Перспективы стратегического развития Северо-Кавказского федерального округа
6.8. Реализация Указа Президента России от 7 мая 2018 г. № 204 и национальных проектов в 2019 г.
6.8.1. Система управления достижением национальных целей и реализацией национальных проектов
6.8.2. Основные результаты реализации национальных проектов в 2019 г.
6.8.3. Финансирование национальных проектов

Библиография

Авторский коллектив

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.