Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 857 - 858
4 - 17 мая 2020

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Российский демографический барометр 
Преступность в России, 2019

В В 2019 году число преступлений, зарегистрированных в России, увеличилось на 1,6%, а число погибших в результате преступных посягательств сократилось на 8,1%

Количество преступлений против личности снизилось на 4,7%, число преступлений против собственности увеличилось на 5,3%

Число убийств и покушений на убийство продолжает снижаться, опустившись в 2019 году до 5,4 на 100 тысяч человек

В ДТП в 2019 году погибло на 7% меньше, чем в 2018, получило ранения на 2% меньше

В 2019 году выявлено почти 885 тысяч человек, совершивших преступления

К различным видам наказания в 2019 году осуждено 598 тысяч человек

В местах лишения свободы по состоянию на 1 апреля 2020 года содержалось 517 тысяч человек

См. также Архив выпусков Российского демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Преступность в России, 2019 // Демоскоп Weekly. 2020. № 857-858. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2020/0857/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Преступность в России,
2019

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

В ДТП в 2019 году погибло на 7% меньше, чем в 2018, получило ранения на 2% меньше

Несмотря на тенденцию к снижению, значительное число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших в них людей остается одной из серьезных социально-экономических проблем России.

Число пострадавших (погибших и раненых) в ДТП[10] резко возросло во второй половине 1980-х годов, увеличившись со 166 тысяч человек в 1980 году до 252 тысяч в 1992 году, а затем, после снижения в 1992-1997 годах, – почти до 326 тысяч человек в 2007 году. В 2008-2010 годах оно заметно сократилось – до 277 тысяч человек в 2010 году, но в 2011-2012 годы вновь несколько увеличилось. С 2013 года число пострадавших в ДТП устойчиво снижается, опустившись в 2018 году до 233 тысячи человек, что на 0,6% меньше, чем в 2017 году, и на 28,4% меньше, чем в 2007. По предварительным данным за 2019 год, число пострадавших в ДТП снизилось еще на 2,2%, составив 227,9 тысячи человек.

В 2007 году, на который пришлось наибольшее число пострадавших в происшествиях с транспортными средствами, число зарегистрированных ДТП возросло до 233,8 тысячи, что на 48% больше, чем в 2000 году (157,6 тысячи). Начиная с 2008 года, оно довольно быстро сокращается (за исключением 2011-2013 годов), снизившись до 164,4 тысячи ДТП в 2019 году, что на 30% меньше, чем в 2007 году, и на 2,2% меньше, чем в 2018 году.

Массовая автомобилизация населения сопровождалась ростом доли ДТП, произошедших по вине водителей-владельцев индивидуальных транспортных средств: в 1995 году она составляла 52%, в 2000 году возросла до 59%, в 2005 году – до 67%, а в последние годы составляет около 75% (76% в 2016-2017 годы, 75% в 2018-2019 году).

В последние годы вновь несколько возросла доля ДТП, произошедших по вине водителей-владельцев индивидуальных транспортных средств, находившихся в состоянии алкогольного опьянения: в 2019 году она составила 8,3% от общего числа ДТП против 5,6% в 2010 году.

Наиболее частыми ДТП являются столкновения транспортных средств (42,5% в 2019 году), менее частыми – наезды на пешеходов (28,9%), опрокидывания транспортного средства (8,2%) или наезд на препятствие (6,6%).

Число погибших в ДТП быстро росло во второй половине 1980-х – начале 1990-х годов, увеличившись с 22,7 тысячи человек в 1985 году до 37,5 тысячи человек в 1991 году и 37,1 тысячи человек в 1993 году. После непродолжительного снижения - до 27,7 тысячи человек в 1997 году, - оно вновь стало расти, увеличившись до 35,6 тысячи в 2003 году (рис. 10). Отметим, что по данным учета умерших по причинам смерти, от всех видов транспортных травм в 2003 году умерло 43,4 тысячи человек (30 на 100 тысяч человек). Начиная с 2004 года, число погибших в ДТП стало сокращаться, исключение составили 2007 и 2011-2012 годы.

Число раненых продолжало расти до 2007 года, когда оно достигло 292,2 тысячи человек, а с 2008 года также наметилась тенденция снижения, прерывавшаяся только в 2011-2012 годы.

По данным Госавтоинспекции России[11], на автомобильных дорогах и улицах в 2019 году погибли 17,0 тысячи человек (-6,8% по сравнению с 2018 годом), 210,9 тысячи человек (-1,9%) ранены в дорожно-транспортных происшествиях.

По данным демографической статистики (о числе умерших по причинам смерти без учета окончательных медицинских свидетельств о смерти), в России за 2019 год от всех видов транспортных несчастных случаев умерли 17,7 тысячи человек (на 7,7% меньше, чем по аналогичным данным за 2018 год), в том числе 13,3 тысячи человек (-7,4%) - в результате ДТП.

Доля погибших по вине водителей (из-за нарушения ими правил дорожного движения) транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц, составила в 2019 году, по данным Госавтоинспекции, 74%, раненых – 79%.

Рисунок 10. Численность пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, 1980, 1985, 1990-2019 годы, тысяч человек

* 2015-2019 годы - по вине водителей (из-за нарушения ими правил дорожного движения) транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц

Число погибших в ДТП сокращалось быстрее, чем число самих ДТП, в которых были пострадавшие. Это означает, что тяжесть («летальность») дорожно-транспортных происшествий постепенно снижалась (рис. 11). Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП сократилось со 196 в 1995 году до 188 в 2000-2001 годах и 133 в 2010 году. В 2011 году оно возросло до 140, а затем снижение возобновилось, с небольшими отклонениями от тренда в 2014 году, - до 103 на 1000 ДТП в 2019 году.

Вместе с тем до 2013 года устойчиво, за исключением 2008 года, возрастало число раненых в происшествиях на дорогах и улицах. В расчете на 1000 зарегистрированных ДТП оно увеличилось с 1099 в 1995 году до 1270 в 2012 году. В дальнейшем оно постепенно снижалось, опустившись до 1257 на 1000 ДТП в 2015 году, но затем вновь стало расти, увеличившись до 1283 на 1000 ДТП в 2019 году. В целом пока можно говорить об определенной стабилизации показателя на уровне до 1290 раненых на 1000 ДТП.

Снижение «летальности» ДТП и стабилизация числа раненных в ДТП в определенной степени связана с обновлением и изменением парка автомобилей, среди которых возрастает доля более безопасных современных машин. Немалую роль играет и улучшение дорожной инфраструктуры. Однако в целом по России доля ДТП, совершению которых сопутствовали неудовлетворительные условия содержания улично-дорожной сети[12], высока и еще недавно она увеличивалась, составив 40% в 2017 году и 41% в 2016 году против 21% в 2010-2012 годах. В 2018 году доля таких ДТП сократилась до 35%, а в 2019 году – до 33%.

Рисунок 11. Число погибших и раненых на 1000 дорожно-транспортных происшествий, 1995, 2000-2019 годы

Число зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них заметно различается по регионам России.

В 2018 году число зарегистрированных ДТП в расчете на 100 тысяч человек постоянного населения составило в целом по стране 115, варьируясь от 16 в Чеченской Республике до 191 в Новгородской и Тюменской области без автономных округов (рис. 12). Еще в 4 регионах – Владимирской, Магаданской, Нижегородской областях и Республике Калмыкии – оно превышало 170 ДТП на 100 тысяч человек (171-174). Только в 14 регионах-субъектах федерации число ДТП составляло менее 100 на 100 тысяч человек. Помимо Чечни, в эту группу входят республики Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Чукотский, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Свердловская, Томская, Московская, Белгородская, Новосибирская и Ростовская области, город Москва.

Однако при низком относительном числе зарегистрированных ДТП их тяжесть нередко оказывается на порядок выше, чем в регионах, где их больше в расчете на 100 тысяч населения. Так, число погибших в транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП составляло в 2018 году от 36 в Санкт-Петербурге до 414 в Чеченской Республике. Несколько ниже соотношение числа погибших и дорожно-транспортных происшествий в республиках Ингушетия (292), Кабардино-Балкария (269), Дагестан (212). В остальных регионах оно не достигало 200 погибших на 1000 ДТП с пострадавшими. В половине регионов-субъектов федерации это соотношение в 2018 году было ниже 112 погибших на 1000 ДТП с пострадавшими, варьируясь в центральной половине регионов от 93 до 131 погибшего на 1000 ДТП.

Рисунок 12. Число дорожно-транспортных происшествий и численность пострадавших в них по регионам – субъектам Российской Федерации, 2018 год

Список регионов


[10] Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения, либо причинен иной материальный ущерб. В статистический показатель, характеризующий ДТП, включаются сведения только о тех ДТП, в которых погибли или были ранены люди.
Погибший - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия, либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 года № 859 «О внесении изменений в Правила учета ДТП» (до 2009 г. - в течение 7 суток). Раненый - лицо, получившее в месте ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее суток, либо необходимость амбулаторного лечения.
[11] Госавтоинспекция. Показатели состояния безопасности дорожного движения - http://stat.gibdd.ru/;
[12] На месте ДТП зафиксированы нарушения обязательных требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и железнодорожных переездов по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.