Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 763 - 764
12 - 25 марта 2018

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Российский демографический барометр 
Миграция в России, предварительные итоги 2017 года

По предварительным данным за 2017 год миграционный прирост населения России снизился почти на 20% при росте миграционного оборота на 9%

Наибольший миграционный прирост Россия вновь получила в обмене населением с Украиной, хотя он уменьшился в 2,5 раза - до 48 тысяч человек

Объем внутрироссийской миграции практически не изменился, повысившись в 2017 году на 1,3%

В 2017 году за счет миграционного обмена со странами СНГ увеличилось население 68 регионов, а за счет обмена с другими регионами России – 15

Число вынужденных переселенцев, беженцев и получивших временное убежище продолжает снижаться

К концу 2017 года число иностранцев, имевших действующее разрешение на работу в России, снизилось до 115 тысяч человек, а имеющих действующий патент возросло до 1649 тысяч человек

Вся статья
(в формате PDF)

См. также Архив выпусков Российского демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Миграция в России, предварительные итоги 2017 года //Демоскоп Weekly. 2018. № 763-764. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0763/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru
Миграция в России, предварительные итоги 2017 года

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

По предварительным данным за 2017 год миграционный прирост населения России снизился почти на 20% при росте миграционного оборота на 9%

В 2017 году сохранялась тенденция роста населения России за счет миграционного прироста, наблюдающаяся начиная с 1975 года. В середине 1970-х годов потоки мигрантов из РСФСР в другие союзные республики стали меньше по объему обратных миграционных потоков, в основном за счет возвращения в Россию русскоязычного населения. После распада СССР сальдо международной миграции резко увеличилось, достигнув наибольшей величины в середине 1990-х годов (845,7 тысячи человек, или 5,7‰ в 1994 году), однако впоследствии сложилась устойчивая тенденция быстрого снижения интенсивности международного миграционного обмена, а в результате и миграционного прироста (рис. 1). В середине 2000-х годов отмечалась относительная стабилизация показателя, которая в конце десятилетия сменилась ростом, а затем стабилизацией на более высоком уровне и очередным снижением.

Представленные показатели характеризуют регистрируемую долгосрочную миграцию со сменой постоянного места жительства. Ее объем зависит не только от социально-экономической ситуации в странах въезда и выезда, но и от правил и практики регистрации мигрантов. В России они неоднократно изменялись в последние годы[1]. Кроме того, оценки миграционного прироста, публикуемые Федеральной службой государственной статистики (Росстатом), были дважды увеличены ретроспективно в процессе корректировки численности населения по итогам Всероссийских переписей населения (ВПН) 2002 и 2010 годов. После переписи населения 2010 года с целью более полного учета миграции в очередной раз были изменены – расширены – критерии миграции: с 2011 года в статистический учет миграции на постоянное место жительства стали включать лиц, зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более[2].

При публикации оперативных данных помесячной отчетности за 2011 год из общего числа прибывших (выбывших) на постоянное место жительства или длительное пребывание были выделены мигранты, зарегистрированные (снявшиеся с регистрационного учета) по месту жительства. Таким образом, Росстат опубликовал два ряда данных, один из которых сопоставим с данными предшествующих лет. Позднее данные о регистрации по месту жительства уже не выделялись[3]. Изменение критериев долговременной миграции привело к значительному увеличению, в первую очередь, числа прибывающих и чистой миграции (миграционного прироста). В дальнейшем из-за введенных изменений (прежде всего, автоматического счета выбывших по истечении срока пребывания и усиления санкций за нарушение миграционного законодательства) в большей степени увеличивалось число учтенных выбытий. Новые правила учета прибывших и выбывших, по мнению экспертов, привели к появлению значительных объемов «виртуальной» миграции (учет событий регистрации и снятия с регистрационного учета, а не самих переездов)[4].

В 2011 году после введения новых правил учета число прибывших в Россию из других стран на постоянное место жительства или с целью пребывания сроком 9 месяцев и более увеличилось, по данным Росстата, в 2,6 раза, составив 356,5 тысячи человек против 139,3 тысячи человек за 2010 год. В 2012 году прирост числа прибывших в Россию составил 17%, в 2013 году - 15%, в 2014 году – 20% (без учета Крыма[5]). В 2015 году, в условиях экономического кризиса и значительного ослабления рубля, число иммигрантов в Россию снизилось на 0,9%, а в 2016 году – еще на 2,7%, составив без учета Крыма 557,9 тысячи человек против 573,1 в 2015 году и 578,5 тысячи человек в 2014 году. По данным оперативного учета за январь-декабрь 2017 года, число прибывших в Россию из-за рубежа вновь увеличилось - на 3,0%, до 574,6 тысячи человек без учета Крыма. После ВПН-2010 это уступает только значению 2014 года. С учетом Крыма число прибывших в Россию увеличилось в 2017 году на 2,4%, до 589,0 тысячи человек против 575,2 тысячи человек в 2016 году.

Число выбывших из России на постоянное жительство или длительное пребывание в другие страны увеличилось в 2011 году на 13%, а в 2012 году в 3,3 раза, что напрямую связано с изменением порядка учета долгосрочной миграции, поскольку в число выбывших стали автоматически попадать мигранты, срок пребывания которых по документам закончился. В 2013 году число выбывших из России увеличилось еще на 52%, в 2014 году – на 66%, в 2015 году – на 14%. Рост числа выбывающих из России в 2014-2015 годы определенным образом был обусловлен ухудшением экономической ситуации в России. Сокращение числа выбытий из России началось годом позже, чем сокращение числа прибытий. В 2016 году число выбывших из России снизилось на 11,8% без учета Крыма, составив 311,2 тысячи человек против 353,0 в 2015 году (с учетом Крыма – на 11,3%, 313,2 тысячи человек против 353,2 тысячи человек). Однако в 2017 году число выбывших из России, по предварительным данным, вновь заметно повысилось - на 20%, - составив 372,6 тысячи человек без учета Крыма и 377,2 тысячи человек с учетом Крыма. Это самое высокое число учтенных выбытий из России после ВПН-2010.

В результате опережающего роста учтенных прибытий миграционный прирост (или, иначе, чистая или нетто-миграция) населения России за 2011 год составил почти 320 тысяч человек, что вдвое превышает значение показателя за 2010 год. В 2012 году из-за более быстрого роста числа выбытий величина миграционного прироста сократилась на 7,8%, а в 2013 году оставалась практически на том же уровне, что и в 2012 году, увеличившись на 0,3% (296 тысяч человек). С 2014 года сокращение возобновилось. Величина миграционного прироста населения России без учета Крыма снизилась в 2014 году на 8,7%, а в 2015 году – на 18,5%, составив, соответственно, 270 и 220 тысяч человек без учета Крыма. В расчете на 10 тысяч человек постоянного населения миграционный прирост снизился в 2015 году до 15,3, что ниже значений не только 2011-2014 годов, но и значений миграционного прироста в 1992-2010 годах, скорректированных по итогам ВПН 2002 и 2010 годов. С учетом Крыма сокращение миграционного прироста было менее существенным – до 245 тысяч человек, или 16,8 на 10 тысяч человек.

В 2016 году величина миграционного прироста вновь увеличилась (на 12%), составив 262 тысячи человек, в том числе 247 тысяч человек без учета Крыма (соответственно, 17,9 и 16,5 на 10 тысяч человек).

По данным оперативного учета за январь-декабрь 2017 года, миграционный прирост населения России снизился на 19%, составив 212 тысяч человек, или 14,4 на 10 тысяч человек (без учета Крыма – на 18%, до 202 тысяч человек, или 13,5 на 10 тысяч человек). Снижение коэффициента миграционного прироста составило почти 20% при росте миграционного оборота – числа прибывших в Россию и выбывших из нее - на 9%.

Рисунок 1. Число прибывших в Россию и выбывших из нее (тысяч человек) и миграционный прирост (на 10 тысяч человек населения), 1980-2017* годы

* за 2011 год приведены данные по новым (2011н) и прежним правилам учета (2011); 2012-2017 годы – оценка по новым правилам учета (2012-2016 годы – по данным годовой разработки; 2017 год - по оперативным данным за январь-декабрь без учета сведений по Крыму); миграционный прирост рассчитан: МП (нетто)- как разность чисел прибывших в Россию и выбывших из России по текущему учету; МП (с корректировками) - как разность между общим и естественным приростом населения России с учетом итогов ВПН-2010[6]

Иммигранты, прибывающие в Российскую Федерацию из-за рубежа, являются в подавляющем большинстве выходцами из стран – бывших республик СССР. Среди переехавших на постоянное место жительства в Россию доля иммигрантов из стран Содружества Независимых Государств (СНГ), Балтии и Грузии составляла в 1997-2011 годах от 93% до 97% (рис. 2). Среди иммигрантов, учтенных по измененным в 2011 году критериям, доля иммигрантов из стран СНГ, Балтии и Грузии немного снизилась - до 90% в 2011-2013 годах. В 2014 году доля иммигрантов, прибывших в Россию (с учетом Крыма) из других стран - бывших республик СССР, составила почти 92%, в 2015-2017 годах – 91%, в том числе не менее 89% - из стран СНГ.

Большинство прибывающих в Россию, учтенных до 2011 года, являлись ее гражданами (не менее трех четвертей, в отдельные годы эта доля превышала 90%[7]). Среди иммигрантов, учтенных по новым правилам, доля российских граждан снизилась вдвое, составив 39,7% в 2011 году. В последующие годы она сокращалась, опустившись в 2014 году до 23,4%, а затем вновь стала расти, составив 29,0% в 2015 году и 32,4% в 2016 году.

Доля граждан других стран СНГ среди иммигрантов, напротив, более чем удвоилась, увеличившись с 20% в 2010 году до 50,2% в 2011 году. К 2014 году она возросла до 68,3%, но затем снизилась до 62,9% в 2015 году и 58,8% в 2016 году[8].

Доля эмигрантов из России, направляющихся на постоянное жительство в страны СНГ, Балтии и Грузию, заметно ниже. До 2011 года она составляла от 46% (2004 год) до 67% (2007 год), а в 2011 году составила 61% среди эмигрантов, учтенных при снятии с регистрационного учета по месту жительства, и 64% среди всех эмигрантов, учтенных по новым правилам. В 2012 году доля выбывших в страны СНГ, Балтии и Грузии превысила 80% от общей численности эмигрантов из России (в том числе 77,9% в страны СНГ), и, постепенно увеличиваясь, достигла в 2015 году 86,4% (84,6%). В 2016 году она несколько снизилась – до 84,1% (81,9%), а в 2017 году вновь возросла – до 87,2% (в том числе 85,1% в страны СНГ)

За январь-декабрь 2017 года из стран СНГ в Россию прибыло 524,5 тысячи человек, из Грузии – 6,8 тысячи человек, Абхазии – 2,4 тысячи человек, стран Балтии – 3,2 тысячи человек. Из России в другие страны СНГ выбыли 321,0 тысячи человек, в Грузию – 4,2 тысячи человек, Абхазию – 1,1 тысяча человек, страны Балтии – 2,6 тысячи человек.

Среди учтенных эмигрантов из России до 2012 года преобладали российские граждане (94-96% в 2002-2010 годах, 80% в 2011 году). Автоматическое снятие с регистрационного учета по завершении срока пребывания привело к росту доли иностранных граждан среди мигрантов, выбывающих из России. Доля российских граждан среди эмигрантов из России сократилась до 14,7% в 2015 году. Доля граждан других стран СНГ, напротив, возросла до 73,6% против 14% в 2011 году и 2-4% в предшествующие годы. В 2016 году доля россиян среди эмигрантов из России поднялась до 18,8%, а доля граждан других стран СНГ снизилась до 67%.

В миграционном приросте населения России доля граждан России вновь стала расти. В 2000-е годы она составляла от 72 до 89%, а после расширения критериев миграции стала снижаться, сократившись до 27% в 2012 году. В 2014 году она превысила 30%, а в 2015 году составила почти половину (49,6%), лишь немного снизившись в 2016 году (48,8%).

Рисунок 2. Число прибывших и выбывших из России (международная миграция) в 1997-2017* годах, тысяч человек

* за 2011 год приведены данные по новым и прежним правилам учета долгосрочной миграции; 2012-2017 годы – по правилам учета, измененным в 2011 году; 2017 год – по данным за январь-декабрь

Следует отметить, что Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел России также ежемесячно публикует сведения об основных показателях деятельности министерства по миграционной ситуации в Российской Федерации. По данным за январь-декабрь 2017 года[9] на миграционный учет в регионах России было поставлено 15710,2 тысячи человек, в том числе 15103,9 тысячи человек (96,1%) по месту пребывания и 606,3 тысяч человек (3,9%) по месту жительства. Из общего числа поставленных на миграционный учет по месту пребывания первично (10630,5 тысячи человек) 46% въехали в Россию с целью работы, 4% - с целью учебы, 23% - с целью туризма, 27% - с частными или иными целями.

Среди поставленных на учет по месту пребывания преобладают иммигранты из Узбекистана (4010 тысяч человек), Таджикистана (2025), Украины (1604) и Китая (1453), среди зарегистрированных по месту жительства – прибывшие с Украины (188 тысяч человек), из Таджикистана (81), Узбекистана (72), Казахстана (66) и Армении (51).

За январь-декабрь 2017 года снято с миграционного учета 10588,3 тысячи человек, оформлено 295,8 тысячи разрешений на временное проживание и более 185,8 тысячи видов на жительство иностранным гражданам и лицам без гражданства, гражданство Российской Федерации приобрели 257,8 тысячи человек. В то же время было направлено 210,7 тысячи представлений о неразрешении иностранным гражданам и лицам без гражданства въезда в Российскую Федерацию.


[1] Подробнее см., например, Население России 2012: двадцатый ежегодный демографический доклад / отв. ред. А.Г.Вишневский. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. С. 343-350; Население России 2013: двадцать первый ежегодный демографический доклад / отв. ред. С.В.Захаров. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. С. 296-297, 329-332.
[2] До 2011 года первичные статистические учетные документы на мигрантов, зарегистрированных по месту пребывания, вне зависимости от срока пребывания не обрабатывались, как отмечалось, например, в «Демографическом ежегоднике России. 2012» (с. 402). Тем не менее, сведения о численности мигрантов, зарегистрированных по месту пребывания на срок 1 год и более, собирались территориальными органами статистики и определенным образом учитывались при оценке миграционного прироста. Об этом, в частности, упоминалось в предисловиях к ежегодным выпускам статистического бюллетеня «Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам» за 2005-2010 годы.
[3] В соответствии с методическими пояснениями, приводимыми в ежемесячных докладах Федеральной службы государственной статистики (Росстата) «Социально-экономическое положение Российской Федерации», данные о миграции получаются в результате разработки поступающих от территориальных органов Федеральной миграционной службы (ФМС) документов статистического учета прибытий и выбытий. Листки статистического учета мигрантов составляются при регистрации и снятии с регистрационного учета населения по месту жительства и при регистрации по месту пребывания на срок 9 месяцев и более. Снятие с регистрационного учёта осуществляется автоматически в процессе электронной обработки данных о миграции населения при перемещениях в пределах Российской Федерации, а также по истечении срока пребывания у мигрантов независимо от места прежнего жительства.
[4] О.С.Чудиновских. Административная статистика международной миграции: источники, проблемы и ситуация в России / Вопросы статистики. 2016 № 2. С. 42-43.
[5] Под Крымом здесь и далее понимаются два субъекта федерации - Республика Крым и город федерального значения Севастополь, - образованные в соответствии с Федеральным конституционным законом Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ и Указом Президента Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 168 в составе Российской Федерации. Первоначально они образовывали Крымский федеральный округ, а с 28 июля 2016 года вошли в состав Южного федерального округа в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 375.
В целях сопоставимости с данными предшествующих лет (до 2014 года) мы используем там, где возможно и оговаривая это, оценки для населения России без учета этих двух субъектов федерации.
[6] Рассчитано по данным, приведенным в Приложении к Российскому статистическому ежегоднику. 2017 «Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991-2016 гг.»
[7] См., например, «Демографический ежегодник России. 2010». М., 2010. С. 482-483.
[8] «Демографический ежегодник России. 2017». Таблица 7.6 «Гражданство международных мигрантов».
[9] Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь-декабрь 2017 года. 29 Января 18:00 - https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/12162186/ (дата обращения: 11 марта 2018 года).

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.