Rambler's Top100

№ 753 - 754
18 - 31 декабря 2017

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Демографический дайджест

The Evolution of China’s One-Child Policy and Its Effects on Family Outcomes

БОНУС: Демографические статьи из списка топ-100 Altmetric 2017


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru
 

Автор обзора Вадим ХРЮКОВ
(студент 4 курса Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ)

Рубрику ведет
Илья КАШНИЦКИЙ

The Evolution of China's One-Child Policy and Its Effects on Family Outcomes

Zhang, J. (2017). The Evolution of China's One-Child Policy and Its Effects on Family Outcomes. Journal of Economic Perspectives, 31(1), 141-160. https://doi.org/10.1257/jep.31.1.141

Еще в 1960 году коэффициент суммарной рождаемости в Китае был равен 5.7. К 2015 году этот показатель упал до 1.6, ниже уровня таких стран как Франция или США. Существенное снижение, не правда ли? Многие ученые связывают демографические изменения в КНР с законом 1979 года, вводившим ограничения на число детей, которое могла иметь одна семья: не более одного ребенка. Но только ли закон 1979 года оказал влияние на снижение уровня рождаемости, и какие еще последствия имели место после вступления в силу данного закона? На этот вопрос пытался найти ответы Чжан Цзюньсен в своей статье "Эволюция политики "Одна семья - один ребенок" в Китае и ее влияние на семьи".

Проблема "перенаселенности" все чаще и чаще стала волновать умы руководства Китайской народной республики, начиная с середины 20 века. Тогда в 1955-1957 годах председатель КНР Мао Цзэдун всерьез склонялся к принятию ряда шагов по сдерживанию темпов рождаемости. Однако, резко изменив свою точку зрения и установив курс на поддержку роста населения, Мао вновь задумался о необходимости изменения демографической политики государства только в начале 1970-х годов. Так, в 1971 году руководство Китая открыто выступило с пропагандистским лозунгом: "один ребенок - мало, два - достаточно, три -много". Началась политика по замедлению прироста населения. Более того, с приходом к власти Дэн Сяопина, убежденного в необходимости скорейшего решения демографической проблемы, в 1979 году был принят строгий закон: "Одна семья - один ребенок". Закон, который предусматривал систему штрафов за превышение установленной квоты (по данным журнала The Economist с начала 1980 года Китайские власти собрали 315 миллиардов долларов штрафов за превышение квоты). Данный закон был отменен полностью лишь в 2015 году, когда руководство Китая осознало угрозу чрезмерно стремительного старения населения и сокращения доли рабочей силы.

Итак, к 2015 году коэффициент рождаемости в КНР опустился до 1,6. А как же обстояли дела в странах со схожим с Китаем уровнем рождаемости в 1960 году? Чжан Цзюньсен приводит в пример 4 страны и проводит разделение между городской и сельской местностью КНР (Рис. 1), т.к. реализация инициатив по сдерживанию роста рождаемости имела разный эффект в городах и деревнях. На городское население было легче влиять, так как все предприятия были государственными: превысил квоту - уволен. В деревнях же в основе успеха любого хозяйства лежала физическая сила, число "рук". Чем больше людей работают, тем лучше. Если в семье появлялась девочка, то это был серьезный удар, и будущее семьи оказывалось под угрозой. Так многие семьи в деревнях очень неохотно следовали букве закона.

Рисунок 1. Коэффициент суммарной рождаемости в Китае, городское и сельское население, и 4 выбранных для сравнения стран, 1960-2010.

Из Рисунка 1 следует любопытный вывод: в странах с гораздо более мягкой сдерживающей рост населения политикой: Южной Корее, Таиланде, Индии и Мексике уровень рождаемости к 2010 году приблизился к тому, что был в Китае. Факт, наталкивающий на мысль о том, что вовсе не жесткая сдерживающая политика лежит в основе снижения прироста населения. Но что же тогда? Чжан Цзюньсен фокусирует внимание на роли экономического развития. Из Рисунка 2 можно заключить, что по мере роста уровня ВВП на душу населения в развивающихся странах снижался и коэффициент рождаемости. Рисунки 1 и 2 подводят к выводу, которого придерживаются многие ученые: в Китае роль законодательных ограничений на снижение уровня рождаемости существенно переоценена.

Рисунок 2. Временная динамика соотношения коэффициента суммарной рождаемости и ВВП на душу населения в Китае, городское и сельское население, и 4 выбранных для сравнения стран, 1960-2010 с шагом в 10 лет.

Более того, исследуя последствия установления правила: "Одна семья- один ребенок", Чжан Цзюньсен приходит к ряду интересных выводов:

  1. Закон оказал положительное влияние на уровень образованности населения. Однако это влияние имело скромный эффект
  2. Закон привел к росту числа разводов
  3. Закон привел к росту занятости мужского населения
  4. Закон привел к росту доли городского населения

Итак, китайский экономист Чжан Цзюньсен подводит нас к выводу о том, что принятый в 1979 году в КНР закон: "Одна семья - один ребенок" оказал влияние на уровень рождаемости в стране, но лишь в краткосрочной перспективе. В долгосрочной же перспективе наряду с другими развивающимися странами рождаемость в КНР падала благодаря экономическому развитию и демографической модернизации. В то же время принятие закона имело важное социально-экономическое значение, так как оказало влияние не только на рождаемость, но также и на структуру занятости, уровень образования, а также распределение населения между городом и деревней.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.