Rambler's Top100

№ 711 - 712
1 - 22 января 2017

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«ТАСС» о мерах по поддержке рождаемости
«Новая газета» о «дне тишины» в Ярославской области
«Новые Известия» об изъятиях детей из семьи
«Век» о бездетности в Европе
«Коммерсантъ» о стратегии развития на 2018-2024 годы
«Les Echos» о сокращении среднего класса в России
«Газета.ру» о рисках бедности в России
«Известия» об альтернативе повышения пенсионного возраста
«Коммерсантъ» об «аудите» мер борьбы со СПИДом в России
«РБК» о стратегии борьбы с ВИЧ
«Коммерсантъ» о видении РАН по борьбе с ВИЧ
«Videnskab» о новом лекарстве от ВИЧ
«Коммерсантъ», «РБК» и «Полит.ру» об антитабачных мерах Минздрава
«Русская служба BBC» о возможной отмене Obamacare
«Новая газета» о теракте с грузовиком в Берлине
«Эхо Москвы» о беженцах и терроризме
«Bild» о необходимости создания миграционных центров за пределами ЕС

«Коммерсантъ» о политике предоставления убежища кубинцам в США
«Delfi.lv» о последствиях эмиграции из Литвы
«Комменсантъ-Lifestyle» об эмиграции и эмиграционных настроениях в России
«Свободная Пресса» о вреде мигрантов для российской экономики
«Новая газета» и «REGNUM» о временной регистрации в Казахстане
«Русская служба BBC» и «Российская газета» о введении Белоруссией безвизового режима для граждан 80 стран
«ИА MagadanMedia» о ТОРах и льготах для переселенцев на Дальний Восток
«Известия» о профстандартах для кадров, реализующих национальную политику
«Коммерсантъ» о результатах ЕГЭ и ценах на квартиры в Москве
«The Epoch Times» о проблеме воды
«Aftenposten» о браках для отвода глаз в Китае
«Life» об изнасилованиях в Германии в конце войны
«Aftenposten» о ненависти к телу

об антитабачных мерах Минздрава

Из пачки вон

В Минздраве предложили новый пакет жестких мер по борьбе с курением

Минздрав подготовил очередной комплекс антитабачных мер на период до 2022 года: кроме кратного увеличения акцизов, министерство выступает за расширение перечня мест, свободных от курения, и введение обезличенной пачки сигарет. Гражданам, которые родились после 2015 года, предлагается и вовсе запретить продавать сигареты. Также министерство считает необходимым распространить уже действующие ограничения для табачной продукции на электронные системы доставки никотина.
Проект концепции по противодействию потребления табака на 2017-2022 годы Минздрав направил на рассмотрение в профильные министерства и ведомства 27 декабря, следует из сопроводительного письма (оно и копия проекта есть у "Ъ"). Как сказано в документе, действие предыдущей концепции на период 2010-2015 годов снизило потребление табака среди взрослого населения РФ с 39% до 33%. Новая же концепция призвана снизить распространение потребления табака среди населения до 25% к 2022 году.
Для достижения этой цели Минздрав предлагает широкий перечень мер. Одной из них стало усиление налоговой нагрузки. В этом году производители сигарет платят акциз в размере 1,562 тыс. руб. за 1000 штук плюс 14,5% от расчетной стоимости пачки, но не менее 2,123 тыс. руб. Минздрав же хочет довести ставку в 2020 году до 4,4 тыс. руб. плюс 13,5%, но не меньше 6 тыс. руб. В проекте концепции отмечается, что ВОЗ рекомендует увеличивать акцизы на табачные изделия до 70% от их розничной цены, а в России в 2016 году этот показатель был только 41%. Также Минздрав выступает за введение с 2018 года экологического налога на сигареты, не раскрывая его параметров.
Помимо снижения ценовой доступности сигарет за счет увеличения акцизов, Минздрав хочет также расширить перечень мест, где запрещается курение. В него планируется включить коммунальные квартиры, остановки всех видов общественного транспорта, подземные и надземные пешеходные переходы и др.
В пакет мер Минздрава вошло и анонсированное им в мае 2016 года предложение по введению стандартизированной упаковки табачных изделий. В то же время министерство выступает за увеличение площади основных сторон пачки, отведенных для нанесения предупреждений о вреде курения и устрашающих картинок, до минимум 65% (сейчас по техрегламенту РФ они занимают 30% лицевой и 50% оборотной стороны). В концепции также есть пункт, обязывающий размещать такие предупреждения на ободке фильтра сигарет и сигаретной бумаге.
Не оставил в стороне Минздрав и электронные системы доставки никотина (электронные сигареты, вейпы, устройства по нагреванию табака и др.). На них предлагается установить акциз в размере 10% от стоимости товара. Кроме того, в проекте концепции записан запрет на использование такой продукции в заведениях общепита и в других местах, где уже сейчас действует запрет на курение табака. Также документом предусмотрен запрет рекламы и открытой выкладки таких изделий.
Самой радикальной мерой, предложенной Минздравом, стал запрет продажи табачной продукции лицам, родившимся после 2015 года. В эфире канала "Россия 24" член координационного совета по борьбе против табака при Минздраве Виктор Зыков уточнил, что данная мера не затронет вейпы и электронные сигареты. Руководитель Московского центра по профилактике табакокурения Олег Кутушев отмечает, что практика подобных запретов "уже была в Великобритании, Нидерландах и некоторых штатах США". Экс-глава ассоциации "Табакпром" Вадим Желнин сравнивает данную меру с "сухим законом": "Просто он вводится не завтра, а примерно через 15 лет".
Производители табачной продукции новые меры Минздрава по регулированию рынка считают излишне радикальными. В "БАТ Россия" полагают, что они "могут серьезно повлиять на потребителей, законопослушных производителей и ритейлеров", а также скажутся на доходах бюджета. "Попытка сократить потребление табака только за счет введения новых жестких ограничений, без анализа эффективности действующих мер и их корректировки... только подорвет функционирование легальной отрасли, ускорит замещение легальной продукции более дешевыми аналогами с теневого рынка",— считают в JTI. В Philip Morris International напоминают, что принятый в 2013 году закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма" уже один из самых жестких в мире. Некоторые положения новой концепции, по мнению компании, "открыто дискриминируют легально функционирующую отрасль".
В Минпромторге и в Минэкономики сказали, что проект концепции Минздрава сейчас в стадии проработки. При этом в Минпромторге отметили, что у специалистов министерства "есть ряд вопросов" к документу. В Минфине не ответили на запрос "Ъ".

Олег ТРУТНЕВ, Валерия МИШИНА. "Коммерсантъ" 10 января 2017 года

Курс на испепеление

Министерство здравоохранения подготовило концепцию по борьбе с курением с 2017 до 2022 года. Как говорится в документе, копия которого есть в распоряжении РБК, проект был разослан на согласование в 18 ведомств, включая Минфин, Минэкономразвития и МВД. После этого концепцию должно утвердить правительство. Пока в кабинете министров документ не видели, рассказал РБК источник в аппарате Белого дома.
Официально концепция не публиковалась, но подлинность документа РБК подтвердил пресс-секретарь министра здравоохранения Олег Салагай, который является одним из авторов: его подпись стоит под проектом.
План Минздрава разработан в соответствии с Рамочной конвенцией по борьбе против табака, которая вступила в силу в 2005 году по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Концепция должна заменить предыдущую редакцию документа, которая действовала в 2010–2015 годах, пояснили РБК в пресс-службе ведомства.
Как отмечают авторы проекта, обосновывая необходимость подобной концепции, курение — причина 10% смертей взрослого населения. Ежегодно из-за табака гибнут 5,4 млн людей в мире и от 300 тыс. до 400 тыс. человек в России. С табаком связывают развитие онкологии, заболеваний дыхательной системы и сердца, потерю слуха, зрения, повышение риска бесплодия и выкидышей, а также развитие импотенции, говорится в документе.
В тексте подчеркивается, что меры, которые уже принял Минздрав, привели к снижению процента курящих с 39% взрослого населения России в 2009 году до 33% в 2016 году. Этот уровень все еще катастрофически высокий, полагают в ведомстве, поэтому цель концепции — добиться к 2022 году снижения до 25%. Из-за курения мужчины теряют в среднем девять лет жизни, а женщины — пять с половиной лет. Упущенная выгода ВВП составляет 2%.

Ключевые запреты
Самое радикальное предложение Минздрава — запретить продажу табака людям, родившимся в 2015 году, даже после достижения ими совершеннолетия. Как объяснили РБК в Минздраве, речь идет об «обеспечении условий, при которых доступ к табачной продукции для нового поколения будет невозможен на протяжении всей их жизни».
Авторы документа планируют повысить акцизы на сигареты, ввести новые налоги для табачных компаний, запретить все виды кальянов в кафе и ресторанах, ввести стандартную упаковку для всех брендов и позволить прибавлять к рабочему дню сотрудников время, потраченное на курение.
Кроме того, Минздрав хочет увеличить количество мест, в которых нельзя курить. Запрет распространится на коммунальные квартиры, все виды общественного транспорта, остановки и прилегающую территорию в радиусе трех метров. Под запрет попадет такая же зона у входов в здания торговых центров, подземные и наземные переходы и даже личный транспорт, если в нем находятся дети. Кроме того, курильщик будет обязан потушить сигарету в присутствии любого человека, возражающего против курения.
Ужесточение коснется продавцов и потребителей электронных сигарет и других «электронных средств доставки никотина», не являющихся лекарствами.

Акцизы и упаковка
Концепция напрямую отразится и на производителях. В 2016 году минимальная ставка акциза на сигареты составляла 1680 руб. за 1 тыс. шт. Это 33,6 руб. за одну пачку. В 2017 году акцизы подняли до 1930 руб. за 1 тыс. шт. Теперь на одну упаковку приходится 38,6 руб. Это чуть больше 40% от розничной цены продукции. Акциз, рекомендованный ВОЗ, должен составлять 70% от цены, и Минздрав намерен стремиться к такому показателю.
Еще один ориентир для Минздрава — средний акциз в европейских странах. Там он составляет $2,38, или 185 руб., за пачку. По подсчетам ведомства, если довести российские показатели до среднеевропейских, бюджет получит дополнительные 900 млрд руб. по сравнению со сборами 2015 года, а от преждевременной смерти спасутся 2 млн человек.
В 2018 году акциз планируется повысить до 3 тыс. руб. за 1 тыс. шт., в 2020-м — до 4,4 тыс. С 2022 года индексация, опережающая инфляцию, должна быть ежегодной.
В 2017 году Минздрав также запланировал введение десятипроцентного налога на розничную продажу табачных изделий и электронных сигарет. С 2018 года табачные компании должны будут платить и экологический налог. По мнению Минздрава, сигареты — наиболее распространенный вид отходов, а потому наносят вред окружающей среде.
Планирует Минздрав реформировать и сферу потребительской привлекательности табачной продукции. Ведомство собирается запретить использование в сигаретах добавок со вкусом пищевых продуктов и усиливающих эффект привыкания, а все упаковки должны быть стандартизированы.
На пачках сигарет нельзя будет размещать товарные знаки, рекламу или информацию, стимулирующую продажи. Упаковки будут одного цвета с указанием только наименования продукции, напечатанного установленным шрифтом.
Информация о вреде курения, как полагает Минздрав, займет не меньше 65% основной стороны упаковки. Картинки и надписи о вреде курения будут располагаться и на самих сигаретах.
Хранить табак обяжут не просто в закрытых коробах, как это происходит сегодня, а в ящиках болотного цвета без дополнительных надписей и подсветок.

Запреты для компаний
Помимо роста акцизов табачные компании ждет усиленный контроль их деятельности. Им запретят вести партнерские отношения с государственными учреждениями. Они должны будут предоставлять информацию о затратах на маркетинговые расходы, лоббирование, благотворительные взносы и т.д. За непредоставление информации введут санкции.
Представителям табачных компаний также нельзя участвовать в каких-либо комитетах по вопросам здравоохранения.
Многие предложения данной концепции слишком радикальные и не учитывают интересов потребителей и государства, считает директор по внешнекорпоративным связям «Бритиш Американ Тобакко Россия» Яна Гуськова. По ее мнению, в том числе неоправданны ограничения для электронных сигарет. «Если руководствоваться интересами потребителей и заботой о здоровье, государство должно стимулировать разработку продукции со сниженным риском для здоровья, а не запрещать ее», — подчеркнула она.
Действующее российское законодательство уже содержит большое количество запретов в отношении производства, маркировки и оборота табачных изделий, заметил в разговоре с РБК вице-президент JTI по коммуникациям в России Сергей Киселев. «На этом фоне попытка сократить потребление табака только за счет введения новых жестких ограничений, без анализа эффективности действующих мер и их корректировки, не приведет к ожидаемому результату, а только подорвет функционирование легальной отрасли, ускорит замещение легальной продукции более дешевыми аналогами с теневого рынка и в итоге подорвет стабильность налоговых отчислений в бюджет», — резюмировал он.

Полина ЗВЕЗДИНА, Наталья НОВОПАШИНА. «РБК», 9 января 2017 года

«Почти все новые антитабачные предложения неэффективны»

Министерство здравоохранения России разработало новую и масштабную концепцию борьбы с курением. Она включает в себя ряд новых мер и, в частности, запретов, которые, по мнению авторов предложения, стоило бы ввести в 2017-2020 годах.

Документ, получивший название «Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2017-2022 годы и дальнейшую перспективу», в частности, предусматривает запрет на кальяны в кафе, предложение продлевать рабочий день курящих сотрудников на время, которое они потратили на перекуры, а также запрет  на продажу табачной продукции лицам, родившимся после 2014 года.
Кроме того, как сообщает Rambler News Service, концепция предполагает введение так называемого экологического налога на сигареты с 2018 года, а в целом, согласно ей, предлагается непрерывно повышать ставки на табачные изделия до уровня налогообложения среди стран Европейского региона ВОЗ. Концепция также предусматривает включение лечения табачной зависимости в рамки обязательного медицинского страхования (ОМС).
Как рассказал газете «Известия» официальный представитель ведомства Олег Салагай, концепция предусматривает «обеспечение оказания гражданам медицинской помощи при синдроме зависимости от табака и синдроме отмены табака в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи», то есть по полисам ОМС. По его словам, используемые для этого препараты предлагается внести в список жизненно необходимых.
Документ, копией которого располагает информационное агентство РБК, по данным агентства, уже разослан на согласование в 18 ведомств, включая Минфин, Минэкономразвития и МВД. После получения заключений от них концепция должна быть утверждена или отклонена правительством.
Большинство новых предложений по борьбе с курением, вероятнее всего, при ближайшем рассмотрении будут признаны неэффективными и будут отклонены. Такое мнение высказал в беседе с «Полит.ру» Василий Власов, профессор Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), президент Общества доказательной медицины. 
«Действительно, меры затруднения доступа к табачной продукции и всяким устройствам для курения и повышение цен на эту продукцию, а также создание нетерпимости к курению – это три самых важных, самых эффективных направления действий в деле сокращения числа курящих.
Надо сказать, что в России было принято довольно хорошее законодательство по защите людей от табачного дыма. К сожалению, это законодательство до сих пор не реализовано. Если в общественных местах у нас запрещено курение и люди там уже фактически не курят, во всяком случае во многих общественных местах, то некоторые общественные места, а именно парки, подъезды – все те места, куда не дотягивается общественный контроль – продолжают оставаться закуренными и задымленными.
Но поскольку это законодательство явно работает, явно достигаются некоторые успехи, как всегда, набегают людишки, часто с депутатскими мандатами, которые по существу дела ничего не понимают, но хотят сесть на облучок двигающегося экипажа. Так они поступают с абортами, число которых у нас сокращается, и считают, будто это их заклинания и колокольный звон влияет на количество абортов; точно так же они поступают с курением.
Почти все предложения, о которых идет речь, обречены на то, чтобы оказаться неэффективными, если не глупыми. Я думаю, что на все эти предложения министерства и наше правительство, не лишенные здравого смысла, дадут отрицательный отзыв, и они никуда не пройдут. Но поскольку тема сейчас интенсивно обсуждается, расскажу следующее.
Включать лечение от курения в ОМС нет никакого смысла. Почему? Потому что эффективных способов лечения табачной зависимости не существует. Существуют препараты, которые облегчают процесс прекращения курения, но они имеют, к сожалению, очень невысокую эффективность, и если человек хочет бросить курить, то он бросает и без них, сам. И тратить драгоценные и очень ограниченные средства здравоохранения на такое очень неэффективное вмешательство, конечно же, не следует.
Все знают, что у нас существуют тяжелые больные, люди, которые могли бы сохранить трудоспособность, но не сохраняют ее, потому что им не оказывается правильная помощь – например, при инфаркте миокарда или при раке. Это хорошо известно, и тратить и так недостаточные деньги на препараты для облегчения бросания курения совершенно никуда не годится.
Что касается увеличения продолжительности рабочего дня для курящих, то эта мера, на первый взгляд, кажется правильной. Действительно, если ты делаешь перерывы на перекур, то и давай, работай дольше! Но, во-первых, это все находится в руках работодателя, который может просто запретить перерывы на курение, и все дела, нет никакой необходимости в новых законах; а во-вторых, если даже у работодателей будет такое право, прописанное в законе, все равно его применение будет зависеть от того, насколько он захочет напрягать своих работников-курильщиков.
То есть, фактически, работодатель может все это делать уже сегодня, но делать этого, судя по всему, никто не станет. Другое дело, что для подавления курения на рабочем месте, на предприятиях у нас уже принимаются меры, которые являются вполне эффективными. На, по крайней мере, городских, столичных предприятиях и в столичных офисных зданиях курение полностью запрещено, и хождение, допустим, в двадцатиградусный мороз на улицу, чтобы покурить, является довольно действенным стимулом для того, чтобы в течение рабочего дня все же не курить.
Так что это предложение, на первый взгляд, выглядит разумным, но в действительности оно трудно реализуемо и не дает ничего дополнительно к тому, что уже есть на сегодняшний день.
Что касается повышения всякого рода сборов с пачки сигарет, то это как раз эффективная мера. К сожалению, у нас цена на сигареты растет медленно – должна была бы расти быстрее. А как называть это повышение цены на сигареты – природным налогом, экологическим, налогом на рак или налогом на хронические болезни легких, – это совершенно неважно. Важно сделать пачку курева более дорогой. Это работало, это работает и это у нас заложено в законе – просто повышение цены не производится настолько быстро, насколько это необходимо», – сказал Василий Власов.
По словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, в Кремле пока не заняли никакой позиции по антитабачной концепции Минздрава. Он подчеркнул, что подобные предложения должны тщательно обсуждаться и рассматриваться с разных сторон.
«Это ведомственное предложение. Какой-либо позиции у Кремля на этот счет нет и быть не может. Естественно, ведомство, которое занимается здравоохранением, оно в первую очередь, скажем так, свои ведомственные ориентиры продвигает вперед. Конечно, такие предложения, они могут выноситься, но потом они подлежат очень серьезному обсуждению и принятию во внимание достаточно большого количества точек зрения, а не только точки зрения одного ведомства», – приводит информационное агентство РИА Новости слова Пескова.

Василий ВЛАСОВ. «Полит.ру», 12 января 2017 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.