Rambler's Top100

№ 709 - 710
12 - 31 декабря 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Вот такая старость…

Индекс счастья как мера социальной инклюзии

Проблемы «третьего возраста»

Доступность медицинских услуг

Материальная обеспеченность

Горизонтальные связи и социальная активность

Наедине с собой

Выводы

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Косова Л.Б. Вот такая старость… //Демоскоп Weekly. 2016. № 709-710. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0709/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Вот такая старость…

Над темой номера работала

Лариса
КОСОВА

Материальная обеспеченность

Ухудшение состояния здоровья, сокращение возможностей экономической деятельности делают пожилых людей уязвимыми с материальной точки зрения. Это подтверждается как статистическими данными, так и результатами опросов - доля ответов «материальное положение - плохое» среди пожилых людей вырастает в разы. Один из многочисленных примеров приведен на рис. 5[13].

Мы уже зафиксировали, что медицинское обслуживание в старших возрастах становится проблемой. Что могут позволить себе старики? Наиболее часто используемый социологический инструмент для ответа на этот вопрос – шкала материального благополучия, которая фиксирует разные уровни материальной обеспеченности в зависимости от уровня и характера потребления. Эта шкала применяется разными исследовательскими центрами, обычно вопрос задается в следующей форме: «Какое высказывание точнее всего описывает материальное положение Вашей семьи?

  1. денег не хватает даже на питание
  2. на питание денег хватает, но одежду, обувь купить не можем
  3. на одежду, обувь денег хватает, но крупную бытовую технику купить не можем
  4. на бытовую технику денег хватает, но автомобиль купить не можем
  5. на автомобиль денег хватает, но квартиру или дом купить не можем
  6. на квартиру или дом денег хватает».

Рисунок 5. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как Вы оцениваете свою материальную обеспеченность?» по возрастным группам

Источник: Данные исследования «Российская повседневность в социологическом измерении», 2009, расчеты проведены автором статьи.

Мы выбрали одно из исследований 2012 года, где был использован данный инструментарий[14]. Доля тех, кто может купить дом и квартиру не превышает 1%, покупку автомобиля себе могут позволить – 5%. Наиболее часто респонденты выбирают позицию «на одежду, обувь денег хватает, но крупную бытовую технику купить не можем». Доля тех, кто выбрал данную опцию, колеблется вокруг отметки 45%, но значимой зависимости от возраста нет. Остановимся подробнее на двух нижних уровнях шкалы материальной обеспеченности – «денег не хватает даже на питание» и «на питание денег хватает, но одежду, обувь купить не можем». Распределение ответов по возрастным группам приведено на рис. 6.

Рисунок 6. Распределение ответов респондентов на вопрос «Какое высказывание точнее всего описывает материальное положение Вашей семьи?» по возрастным группам

Источник: Данные опроса «Установки и опыт участия граждан в практиках гражданского общества», 2012, расчеты проведены автором статьи

Проблема питания не специфична для старших возрастов. Хотя многие опросы фиксируют снижение оценок качества питания пожилых людей, однако проблема нехватки денег для обеспечения нужного рациона возникает на более ранних стадиях жизненного цикла. Дисперсионный анализ не позволяет оценить последующее снижение остроты этой проблемы как значимое, хотя различия между молодыми и старшими возрастами такими являются.

А вот покупка одежды и обуви – действительно проблема старших возрастов. Это своего рода «потолок благополучия»: прокормиться можем, а вот выше не поднимешься. Иными словами, с голоду не умрешь, но ходить будешь в том, что осталось из «предыдущей» жизни.


[13] По данным исследования «Российская повседневность в социологическом измерении». Опрос проводился с 7 по 28 февраля 2009 года Центром социального прогнозирования и маркетинга, опрошено 1750 респондентов. Данные получены из Единого архива экономических и социологических данных http://sophist.hse.ru/db/oprview.shtml?ID_S=3121&T=m
[14] Опрос «Установки и опыт участия граждан в практиках гражданского общества». Полевые работы проводились Общероссийским общественным Фондом «Общественное мнение» с 31.07.2012 по 12.08.2012, число опрошенных 2000. Данные получены из Единого архива экономических и социологических данных http://sophist.hse.ru/db/oprview.shtml?ID_S=3724

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.