Rambler's Top100

№ 697 - 698
19 сентября - 2 октября 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Демографический взрыв, старение населения и трудосберегающие технологии: взаимодействие в XXI в.

Бедность и неравенство в странах БРИКС: российская специфика

Отмена политики "одна семья - один ребенок" в Китае

Об актуальных проблемах совершенствования статистической деятельности

Средний класс стран БРИКС как движущая сила нового глобального экономического роста

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Отмена политики "одна семья - один ребенок" в Китае

Гулева М.А. [1]
(Опубликовано в журнале "Азия и Африка сегодня", 2016, №6, с. 24-33)

В октябре 2015 г. в Китае произошло историческое событие - на 5-м пленуме ЦК КПК 18-го созыва, основной темой которого стало обсуждение плана экономического и социального развития Китая на 2016 - 2020 гг., было принято решение об отмене "политики одного ребенка". Правительство решило "разрешить всем семьям иметь двух детей"[2].

Каким образом власти Китая пришли к этому решению, и что стало причиной отмены столь жестких мер?

Причины смены демографического курса

В конце 1970-х гг. руководство КНР провозгласило внедрение политики "Одна семья - один ребенок" для того, чтобы контролировать рост населения. Семьям в городах разрешалось иметь только одного ребенка, а в деревнях - двоих, если первый ребенок - девочка. Представители же нацменьшинств - примерно 8% населения Китая - могли иметь двух детей на семью в городе и трех-четырех, если они живут в сельской местности. Однако со временем эта политика привела к демографическим перекосам, таким, как гендерный дисбаланс и старение населения.

По данным на конец 2014 г., население Китая составило 1 млрд. 367 млн. 820 тыс. человек. Из общего числа населения 51,2% - мужчины, 48,8% - женщины, около 15,5% - люди старше 60 лет (см. диагр. 1)[3].

Диаграмма 1. Динамика изменения численности различных возрастных групп.

Составлено по: Чжунго тунцзи няньцзянь 2015 ("Ежегодный статистический сборник 2015 г."). Tab. 2-4 (электронный вариант).

С 2003 г. доля детей в возрасте до 14 лет стала неуклонно сокращаться, в то время как численность пожилого населения демонстрирует постоянный рост на протяжении трех последних десятилетий. Если в 2010 г. доля населения КНР старше 60 лет составляла 12%, то, согласно оценкам ООН, к 2050 г. она возрастет до одной трети всего населения страны.

Гендерный дисбаланс - еще один из результатов претворения в жизнь политики ограничения рождаемости. До сих пор китайские женщины предпочитают прерывать беременность, если узнают, что будущий ребенок - девочка. В 2014 г. на каждые 100 девочек в возрасте до 10 лет приходилось 118 мальчиков, в среднем же по стране соотношение мужчин и женщин, соответственно, составляет 105,1:100.

В 2013 г. власти пошли на ослабление демографической политики. Второго ребенка разрешили иметь парам, где хотя бы один из супругов - единственный ребенок в своей семье. С момента смягчения ограничений за разрешением на рождение второго ребенка обратились порядка 1,5 млн. семей, что отстает от целевого показателя правительства в 2 млн. семей в год[4].

Теперь же второго ребенка смогут иметь все семьи. В итоговом документе, принятом на пленуме ЦК КПК, говорится, что "изменение политики направлено на то, чтобы сбалансировать развитие населения и решить проблему старения"[5].

Принятое Компартией решение вызвало широкий общественный резонанс. Китайские граждане принялись активно обсуждать нововведение: были и те, кто активно поддерживал данное решение, однако до сих пор есть и немало противников подобной политики.

Второй ребенок не только принесет значимые перемены в каждую отдельно взятую семью, но и окажет влияние на развитие всего общества в целом. В подобной ситуации на такие социальные институты, как образование, здравоохранение и систему пенсионного обеспечения, будет ложиться значительно большая нагрузка, чем это было ранее.

В настоящее время Китай стремится уделять все больше внимания развитию социальной сферы в целом. Конкурентоспособность государства стала во многом определяться конкурентоспособностью населения. В связи с этим, развитие человеческого капитала называется одной из важнейших составляющих в процессе дальнейшей модернизации экономики КНР. С уверенностью можно сказать, что смена демографической политики принесет немало вызовов системе образования и управлению образованием в стране.

Образовательные ресурсы будут испытывать давление со стороны растущего населения, и первый удар придется на дошкольное и начальное образование. Со временем влияние новой политики станет все более заметным и на последующих ступенях образования.

Образование в Китае сегодня

Современная система образования в КНР построена по модели западных стран. Она включает в себя дошкольное образование, начальные школы, среднее образование первой и второй ступени, а также высшие учебные заведения. За годы реформ китайское правительство приложило огромные усилия для реформирования старой системы образования. В результате число обучающегося населения быстро возросло. К настоящему времени 95% районов страны охвачены обязательным начальным обучением, 99% детей школьного возраста ходят в школу (охват начальным образованием достигает 99%, средним - 89%), растет численность студентов в высших учебных заведениях (охват высшим образованием составляет 26,7%)[6]. В масштабе страны доля неграмотных среди людей молодого и среднего возраста сократилась до 4,6%[7].

Однако и по сей день существует немало противоречий в развитии образования на каждой из ступеней. В первую очередь, это вопросы доступа к образованию различных слоев населения, вопросы финансирования и неравномерного развития в масштабах всей страны.

В Китае сформирована система обязательного девятилетнего образования (обучение в начальной и средней школе первой ступени), которое официально считается бесплатным для всех граждан КНР. В действительности, за обучение и на этих двух образовательных ступенях китайским семьям приходится платить. Они оплачивают учебные пособия, учебные взносы, проживание в школах-интернатах, если речь идет о сельских районах, и еще немало прочих текущих взносов. Это делает доступ к образованию неравным для различных представителей китайского общества. Более уязвимые слои, как, например, сельские жители и мигранты, приехавшие из других регионов страны на заработки, не имеют возможности обеспечить достойное образование своим детям.

Помимо этого, на сегодняшний день в Китае существует немало и других дисбалансов в развитии образовательной сферы.

Последствия новой политики для системы образования

Готова ли современная система образования к грядущим изменениям? Рассмотрим ситуацию с развитием образовательного сектора в КНР (см. табл. 1).

Таблица 1. Данные о численности учащихся, преподавательского состава и количестве учебных заведений

 

 

2000

2005

2010

2014

Детские сады

Количество садов (тыс.)

175,8

124,4

150,4

210

Число воспитателей (тыс. человек)

856

722

1144

1844

Число учащихся (млн человек)

22,44

21,79

29,76

40,50

Начальные школы

Количество школ (тыс.)

553,6

366.2

257,4

201,4

Число преподавателей (млн человек)

5,86

5,59

5,61

5,63

Число учащихся (млн человек)

130,13

108,64

99,40

94,51

Средние школы первой ступени

Количество школ (тыс.)

63,89

62,48

54,89

52,62

Число преподавателей (млн человек)

3,28

3,49

3,52

3,49

Число учащихся (млн человек)

62,56

62,14

52,79

43,8

Средние школы второй ступени

Количество школ (тыс.)

14,56

16,09

14,05

13,25

Число преподавателей (тыс. человек)

757

1299

1518

1662

Число учащихся (млн человек)

12,01

24,09

24,27

24

Вузы

Количество вузов

1041

1792

2358

2529

Число преподавателей (тыс. человек)

463

966

1343

1534

Число студентов (млн человек)

5,56

15,61

22,31

25,47

Составлено по: Чжунго тунцзи няньцзянь 2015 ("Ежегодный статистический сборник 2015 г."). Tab. 2-5, 2-6, 2-7 (электронный вариант).

На ступенях дошкольного и высшего образования наблюдается тенденция увеличения численности учащихся и преподавателей, а также рост количества учебных заведений. За последние несколько лет власти стали уделять все большее внимание строительству детских садов и развитию дошкольного обучения, которое почти отсутствовало в общей системе образования Китая. Развитие высшего образования и подготовка новых высококвалифицированных кадров также стало важнейшей частью экономической политики государства. Именно поэтому в последнее десятилетие наблюдается столь стремительный взлет показателен в данной образовательной сфере.

Однако в школах начальной и средней ступеней, наоборот, произошло снижение как численности учащихся, так и количества учебных заведений. Отчасти это связано с реализуемой правительством с начала 2000-х гг. программой слияния и закрытия мелких деревенских школ с целью создания крупных современных уездных учебных центров. Увеличение численности педагогического состава на определенных этапах, безусловно, положительно влияет на качество обучения, однако в начальных и средних школах до сих пор можно наблюдать тенденцию к увеличению числа учащихся на одного учителя.

Стране потребуется все больше новых учебных центров, в связи с чем, вероятно, придется приостановить проводимую в последнее десятилетие политику "Закрытия и слияния школ". В противном случае численность классов в школах может значительно возрасти.

Число учащихся в классах и соотношение учителей и учеников являются важнейшими составляющими в образовательном процессе и, как следствие, влияют на качество получаемого образования.

Министерство образования КНР постановило, что численность учащихся в классах начальной школы не должна превышать 40-45 человек, в средней - 45-50 (см. диагр. 2). В действительности, ситуация с численностью классов в китайских школах даже сейчас остается довольно напряженной. Большие по численности классы (более 66 человек) преобладают в поселках городского типа. Кроме того, большие классы с численностью более 45 человек составляют значительную долю как в деревнях, так и в городах (30,5% и 23,5%, соответственно). Очевидно, что в условиях грядущего увеличения рождаемости проблемы нехватки учебных заведений и роста многочисленных классов станут еще более актуальными.

Диаграмма 2. Региональное распределение классов в зависимости от числа учащихся, 2011 г.

Составлено по: Во го чжунсяо чаодабань э сяньсян дэ дяоча (Исследование явления переполненных классов в начальных средних школах). Пекин, Издание Академии наук КНР, 2011, с. 168.

Министерству образования предстоит улучшить планирование развития данной отрасли, реформировать систему финансирования, принимать своевременные решения, исходя из демографических изменений.

Помимо сложностей с нехваткой учебных заведений, Китай также стоит перед проблемой недостаточной численности квалифицированного педагогического состава. В последние годы власти реализуют ряд программ для привлечения молодежи в эту профессию, поощряют отъезд молодых специалистов в отдаленные регионы страны на работу. Так, например, на базе ряда крупнейших педагогических вузов была развернута программа бесплатного обучения молодых людей с их последующим трудоустройством в различных районах страны.

Основной преподавательский состав Китая относительно молодой. Преподаватели-мужчины моложе 45 лет составляют 32,78%, женщины -44,26%, в то время как преподаватели старше 45 лет - 15,09% и 7,87%, соответственно.

Однако и здесь могут возникнуть определенные сложности. Доля педагогов-женщин довольно велика и составляет от 45 до 65% от всего преподавательского состава на этапах начальной и средней школ, а также в специальных учебных заведениях для детей с ограниченными возможностями. На этапе дошкольного образования они и вовсе представляют основной состав воспитателей (97%). Ряд китайских исследователей и представителей образовательной сферы высказали свои предположения о том, что изменения в демографической политике коснутся численности преподавательского состава не только из-за того, что потребуется увеличение числа педагогов, но еще и потому, что немало женщин-преподавателей также захотят завести второго ребенка. Это повлечет за собой необходимость предоставления им декретных отпусков, выплат соответствующих денежных средств и обеспечения замен на занятиях на весь предполагаемый период отсутствия.

Готово ли общество к изменениям в демографической политике?

Помимо организационных вопросов, которые могут возникнуть в системе образования в ближайшем будущем, есть и другая сторона вопроса: насколько готовы сами граждане к грядущим социальным перестройкам?

За годы претворения политики "Одна семья - один ребенок" структура и понятие семьи в Китае претерпели значительные изменения. В прошлом Китай всегда был страной, где семьи традиционно были многочисленными. Это формировало и определенную структуру общества. С момента начала реализации новой политики данной традиции в Китае был нанесен значительный урон, в связи с чем сейчас возврат к семьям с более, чем одним ребенком, может стать непростой трансформацией для китайского общества. Поколение людей, выросших в семьях, где все внимание уделялось только им, должно будет адаптироваться к новым реалиям, когда теперь уже их дети будут расти с братьями и сестрами, а воспитание двоих детей - задача более сложная.

Некоторые китайские исследователи предполагают, что появление второго ребенка в семье положительно скажется на воспитании подрастающего поколения, поскольку наконец-то придет конец феномену "маленьких императоров" - единственных детей в семьях, которые вырастают избалованными и совершенно не готовыми к взрослой самостоятельной жизни.

На просторах китайского интернета, в соцсетях и различных блогах проводилось немало опросов на тему того, планируют ли семьи с одним ребенком рождение второго. 56% респондентов ответили, что не готовы к подобному шагу из-за экономических трудностей, 17% отмечают, что это "очень утомительно", 9% не могут позволить себе рождение еще одного ребенка по причине чрезмерной занятости на работе[8].

На воспитание детей в китайских семьях уходит значительная часть всех имеющихся финансовых средств. Расходы только на образование могут достигать 2/3 семейного бюджета. Согласно докладу, опубликованному в одном из печатных изданий Китайской Академии наук, на воспитание и обучение ребенка с момента рождения и до 18 лет тратится 490 тыс. юаней[9]. При этом почти 90% от всей суммы составляют именно расходы на образование на различных ступенях, начиная от детского сада и заканчивая вузом[10]. Сюда входят текущие учебные взносы (около 60% всех расходов), которые существуют, не смотря даже на тот факт, что обязательное девятилетнее образование в Китае является бесплатным, расходы на книги и канцтовары (около 10%), дополнительные занятия и консультации (20%), а также оплата проживания в школах-интернатах (около 10%), если речь идет об отдаленных сельских районах. Власти делают попытки введения различных льготных программ и предоставления финансовой помощи малообеспеченным семьям, однако в масштабах всей страны эта проблема до сих пор остается более чем насущной[11].

Очевидно, что при столь высоких затратах на образование далеко не все китайские граждане готовы к воспитанию второго ребенка. Существует предположение, что именно по этой причине представители среднего класса вряд ли пойдут на рождение еще одного ребенка, в то время как более бедные и, наоборот, более богатые слои китайского общества, вероятно, воспользуются данным послаблением в демографической политике: первые - из-за возможности получить еще одни "рабочие руки" в семье, а вторые - благодаря наличию достаточных финансовых средств.

Стоит упомянуть и об отношении самих молодых людей к наличию братьев и сестер, которое тоже довольно неоднозначно. К примеру, согласно одному из соцопросов, проведенных британской газетой Guardian, представители первой волны "единственных детей в семье" преимущественно охотно высказывались о появлении второго ребенка в семье; многие из них отмечают, что в детстве им не хватало братьев и сестер, с которыми им было бы веселее и проще расти вместе. Однако чем младше возраст опрошенных, тем стремительнее меняется их позиция. Дети, рожденные после 2000 г., чаще не хотели бы уступать своего "привилегированного" положения в семье младшим. Наиболее популярными ответами среди опрошенных были: нежелание иметь брата или сестру, т.к. "все внимание родителей будет направлено на них", а также что "второй ребенок в семье будет сильно мешать учебе, с ним нужно будет проводить много времени, пока родители находятся на работе, от него будет очень много шума и беспорядка"[12].

* * *

В настоящий момент Китай находится на пути модернизации модели экономического развития, основой которой провозглашено расширение внутреннего рынка, а также развитие человеческого капитала. Однако теперь руководству КНР придется учитывать еще и те новые проблемы и вызовы, которые возникнут в системе образования после внедрения новой демографической политики. От того, насколько грамотно власти подойдут к преобразованиям в данной сфере, безусловно, во многом зависит и будущее страны.


[1] МГИМО (У) МИД России
[2] Чжунгун ди шиба цзе чжунъян вэйюанхуэй ди у цы цюаньти хуэйи баогао (цюань вэнь) (Полный текст доклада 5-го пленума ЦК КПК 18-го созыва) // Агентство Синьхуа. 29.10.2015 - http://news.china.com.cn/2015 - 10/29/content_36929260.htm
[3] Чжунго тунцзи няньцзянь 2015 (Ежегодный статистический сборник 2015 г.). Tab. 2 - 1 (электронный вариант).
[4] В последние годы число новорожденных в стране увеличивается. С 2011 г. происходит его постепенный рост с 221 млн. 116 тыс. до 225 млн. 580 тыс. человек. По мнению специалистов, всплеск рождаемости в Китае может продлиться от 5 до 8 лет.
[5] Чжунгун ди шиба цзе чжунъян вэйюанхуэй ди у цы цюаньти хуэйи баогао (цюань вэнь)...
[6] Education Statistics (World Bank), июнь 2014.
[7] Zhongguo tongji nianjian 2014 (Ежегодный статистический сборник 2014 г.). Tab. 2 - 14 (электронный вариант).
[8] Цюаньмянь эртай чжэнцэ дуй цзяоюй ю хэ инсян (Каково влияние политики "второго ребенка" на образование?) // Портал - www.si-na.cn
[9] На 23.03.2016 $1 был равен 6,491 юаня (прим. ред.).
[10] Хайцзы дэ цзиньцзи чэнбэн: чжун син ци дэ цзегоу бяньхуа хэ юхуа (Экономическая себестоимость детей: поворот к структурным изменениям и улучшениям) // Портал -www.bbs.tianya.cn
[11] Нунцунь цзятин чжичу (Анализ расходов на образование сельских семей), 2013.
[12] China ends one-child policy after 35 years // The Guardian, 29.10.2015.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.