Для цитирования: Щербакова
Е.М. Миграция в России, предварительные итоги 2015 года //Демоскоп
Weekly. 2016. № 681-682. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0681/barom01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
 |
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Миграционный прирост за счет обмена населением с другими
странами снизился в 2015 году на 12%
Численность населения России увеличивается за счет миграционного
обмена с другими странами начиная с 1975 года (тогда в основном
с союзными республиками единого государства). В первой половине
1990-х годов, после распада СССР сальдо международной миграции резко
увеличилось, достигнув наибольшей величины в середине десятилетия
(845,7 тысячи человек, или 5,7‰ в 1994 году), однако впоследствии
сложилась устойчивая тенденция быстрого снижения интенсивности международного
миграционного обмена, а в результате и миграционного прироста (рис.
1). По данным оперативного помесячного учета, опубликованным Федеральной
службой государственной статистики (Росстатом), миграционный прирост
населения России (с учетом Крымского федерального округа[1])
в 2015 году составил 245,9 тысячи человек (1,7‰), обеспечив 88%
общего прироста.
Следует иметь в виду, что в данном случае речь идет
о регистрируемой долгосрочной миграции со сменой постоянного места
жительства. Ее объем во многом зависит от правил и практики регистрации,
которые в последние годы неоднократно изменялись[2].
Кроме того, оценки миграционного прироста, публикуемые Росстатом,
были увеличены ретроспективно в процессе корректировки численности
населения по итогам Всероссийских переписей населения 2002 и 2010
годов. После переписи населения 2010 года с целью более полного
учета миграции в очередной раз были изменены – расширены – критерии
миграции: с 2011 года в статистический учет миграции на постоянное
место жительства стали включать и лиц, зарегистрированных по месту
пребывания на срок 9 месяцев и более[3].
При публикации оперативных данных помесячной отчетности
за 2011 год из общего числа прибывших (выбывших) были выделены мигранты,
зарегистрированные (снявшиеся с регистрационного учета) по месту
жительства. Таким образом, были опубликованы два ряда данных, один
из которых более сопоставим с данными предшествующих лет. В дальнейшем
данные о регистрации по месту жительства уже не выделялись[4].
Изменение критериев долговременной миграции привело к значительному
увеличению, в первую очередь, числа прибывающих и чистой миграции
(миграционного прироста). В дальнейшем из-за введенных изменений
(прежде всего, автоматического счета выбывших при истечении срока
пребывания и усиления санкций за нарушение миграционного законодательства)
в большей степени увеличивалось число учтенных выбытий. Новые правила
учета прибывших и выбывших, по мнению экспертов, привели к появлению
значительных объемов «виртуальной» миграции (учет событий регистрации
и снятия с регистрационного учета, а не самих переездов). Повысить
качество и достоверность информации можно при полной компьютеризации
процедур регистрации по месту жительства и пребывания[5].
В 2011 году после введения новых правил учета число
прибывших в Россию на постоянное место жительства или с целью пребывания
сроком 9 месяцев и более из других стран увеличилось, по данным
Росстата, в 2,6 раза, составив 356,5 тысячи человек против 139,3
тысячи человек за 2010 год. В 2012 году прирост числа прибывших
в Россию составил всего 17%, в 2013 году - 15%, в 2014 году – 20%
(без учета Крымского федерального округа), а в 2015 году оно снизилось
на 0,9%, составив, без учета Крымского федерального округа, 573,3
против 578,5 тысячи человек в 2014 году. С учетом Крымского федерального
округа число прибывших в Россию увеличилось на 1,3%, составив за
январь-декабрь 2015 года 598,8 против 590,8 тысячи человек за аналогичный
период 2014 года.
Число выбывших из России на постоянное жительство в
другие страны в 2011 году увеличилось на 13%, а в 2012 году возросло
в 3,3 раза, что напрямую связано с изменением порядка учета долгосрочной
миграции, поскольку в число выбывших автоматически стали попадать
мигранты, срок пребывания которых закончился. В 2013 году число
выбывших из России увеличилось еще на 52%, в 2014 году – на 66%,
а в 2015 году – всего на 14,3%, составив 352,6 тысячи человек против
308,5 тысячи человек в 2014 году без учета Крымского федерального
округа. Примерно такой же сравнительно небольшой прирост числа выбывших
(на 13,6%) отмечается по данным с учетом Крымского федерального
округа – 352,9 против 310,5 тысячи человек.
В результате опережающего роста учтенных прибытий миграционный
прирост (чистая или нетто-миграция) населения России за 2011 год
составил почти 320 тысяч человек, что вдвое превышает значение показателя
за 2010 год. В 2012 году из-за более быстрого роста числа выбытий
величина миграционного прироста сократилась на 7,8%, а в 2013 году
оставалась практически на том же уровне, что и в 2012 году, увеличившись
на 0,3% (почти 296 тысяч человек).
С 2014 года сокращение возобновилось. Без учета Крымского
федерального округа величина миграционного прироста населения России
в 2014 году снизилась на 8,7%, а в 2015 году – на 18,3%, составив
по данным за январь-декабрь 2015 года 220,7 тысячи человек против
270,0 тысячи человек за аналогичный период 2014 года. В расчете
на 10 тысяч человек постоянного населения миграционный прирост снизился
до 15,3, что ниже значений не только 2011-2014 годов, но и значений
миграционного прироста в 1992-2010 годах, скорректированных по итогам
переписей 2002 и 2010 годов.
С учетом сведений по Крымскому федеральному округу миграционный
прирост в январе-декабре 2015 года составил 245,9 тысячи человек
против 280,3 тысячи человек в 2014 году (на 12,3% меньше), или 16,8
против 19,2 на 10 тысяч человек.

Рисунок 1. Число прибывших в Россию и выбывших
из нее (тысяч человек) и миграционный прирост (на 10 тысяч человек
населения), 1980-2015* годы
* за 2011 год приведены данные по новым (2011н) и прежним
правилам учета (2011); 2012-2015 годы – оценка по новым правилам
учета (2012-2014 годы – по данным годовой разработки; 2015 год
- по оперативным данным за январь-декабрь без учета сведений по
Крымскому федеральному округу); миграционный прирост за 2003-2015
годы рассчитан: МП (нетто)- на основе разности чисел прибывших
и выбывших из России по текущему учету; МП (с корректировками)
- на основе разности между общим и естественным приростом населения
России с учетом итогов ВПН-2010[6].
Иммигранты, прибывающие в Российскую Федерацию из-за
рубежа, являются в подавляющем большинстве выходцами из стран –
бывших республик СССР. Среди переехавших на постоянное место жительства
в Россию доля иммигрантов из стран Содружества Независимых Государств
(СНГ), Балтии и Грузии составляла в 1997-2011 годах от 93% до 97%
(рис. 2). Среди иммигрантов, учтенных по измененным в 2011 году
критериям, доля иммигрантов из стран СНГ, Балтии и Грузии немного
снизилась - до 90% в 2011-2013 годах. В 2014 году доля иммигрантов,
прибывших в Россию (с учетом Крымского федерального округа) из других
стран - бывших республик СССР, составила почти 92%, в 2015 году
– 91%, в том числе из стран СНГ – 89,6% и в том, и в другом году.
Большинство прибывающих в Россию, учтенных до 2011 года,
являлись ее гражданами (не менее трех четвертей, в отдельные годы
эта доля превышала 90%[7]).
Среди иммигрантов, учтенных по новым правилам, доля российских граждан
снизилась вдвое, составив 39,7% в 2011 году. В последующие годы
она сокращалась, составив в 2014 году до 23,4%.
Доля граждан других стран СНГ среди иммигрантов, напротив,
более чем удвоилась, увеличившись с 20% в 2010 году до 50,2% в 2011
году, а к 2014 году возросла до 75,9%[8].
Среди выбывающих из России доля направляющихся на место
жительства в другие страны СНГ, Балтии и Грузию заметно ниже. До
2011 года она составляла от 46% (2004 год) до 67% (2007 год), а
в 2011 году составила 61% среди эмигрантов, учтенных при снятии
с регистрационного учета по месту жительства, и 64% среди всех эмигрантов,
учтенных по новым правилам. В 2012 году доля выбывших в страны СНГ,
Балтии и Грузии превысила 80% от общей численности эмигрантов из
России (в том числе 77,9% в страны СНГ), и, постепенно увеличиваясь,
достигла в 2015 году 86% (83,4%), а в январе-декабре 2015 года -
86,4% (84,6%).
За январь-декабрь 2015 года из стран СНГ в Россию прибыло
536,3 тысячи человек, из Грузии – 7,0 тысячи человек, стран Балтии
– 3,6 тысячи человек. Из России в другие страны СНГ выбыло 298,6
тысячи человек, в Грузию – 3,7 тысячи человек, в страны Балтии –
2,6 тысячи человек.
Среди учтенных эмигрантов из России до 2012 года преобладали
российские граждане (94-96% в 2002-2010 годах, 80% в 2011 году).
Автоматическое снятие с регистрационного учета по завершении срока
пребывания привело к росту доли иностранных граждан среди мигрантов,
выбывающих из России. Если доля россиян среди выбывающих за пределы
России сократилась до 17,3% в 2014 году, то доля граждан других
стран СНГ возросла до 71% в 2014 году против 14% в 2011 году и 2-4%
в предшествующие годы.

Рисунок 2. Число прибывших
и выбывших из России (международная миграция) в 1997-2015* годах,
тысяч человек
* за 2011 год приведены данные по новым и прежним правилам
учета долгосрочной миграции; 2012-2015 годы – по правилам учета,
измененным в 2011 году; 2015 год – по данным за январь-декабрь
с учетом Крымского федерального округа
К этому можно добавить, что по данным Федеральной миграционной
службы, за 12 месяцев 2015 года в Россию въехало 17,1 миллиона иностранных
граждан (на 6,1% меньше, чем за аналогичный период 2014 года), а
на миграционный учет было поставлено 7,9 миллиона человек (-9,4%).
По состоянию на конец 2015 года на территории Российской Федерации
находилось 9,9 миллиона иностранных граждан и лиц без гражданства
(на 9,3% меньше, чем годом ранее)[9].
Определенный интерес с точки зрения общего контекста
международных перемещений представляют также данные о поездках иностранных
граждан в Россию и россиян за рубеж (перемещения в какую-либо страну,
не являющуюся страной обычного (постоянного) местожительства, с
любой целью, кроме переезда на постоянное место жительства).
По данным Пограничной службы ФСБ России, в 2015 году
число поездок иностранных граждан в Россию составило 33,7 миллиона,
увеличившись по сравнению с 2014 годом на 4,0% (табл. 1). В прошлом
году Россию посетили граждане 250 стран мира. Большинство поездок
(22,9 миллиона, или 68%) было совершено гражданами государств-участников
СНГ. По сравнению с 2014 годом число поездок граждан СНГ в Россию
увеличилось на 5,8%, а граждан других стран (дальнего зарубежья)
- на 0,6% (10,9 миллиона).
Среди международных поездок в Россию возросло число
частных (на 1%), служебных (на 20%) и транзитных поездок (на 21%),
доля же поездок обслуживающего персонала, напротив, сократилась
(-12%)[10].
В числе поездок граждан СНГ в Россию заметно возросло
число служебных (на 50%) и транзитных поездок (на 20%), число частных
поездок несколько сократилось (-1,2%), уменьшилось также число поездок
обслуживающего персонала (-11%).
В числе поездок в Россию граждан стран дальнего зарубежья
увеличилось число транзитных (на 25%) и частных (на 7%) поездок,
в то же время сократилось число поездок обслуживающего персонала
(-13%) и служебных поездок (-8%).
Таблица 1. Поездки иностранных граждан в
Россию по целям, 2015 год
|
Всего
|
в том числе из стран
|
СНГ
|
дальнего зарубежья
|
Тысяч
|
%
|
Тысяч
|
%
|
Тысяч
|
%
|
Общее число поездок*
|
33728,1
|
100
|
22867,7
|
100
|
10860,3
|
100
|
в том числе по целям:
|
служебные
|
7517,1
|
22,3
|
4552,9
|
19,9
|
2964,2
|
27,3
|
частные (включая туризм)
|
23829,4
|
70,7
|
17042,9
|
74,5
|
6786,5
|
62,5
|
транзит
|
444,9
|
1,3
|
387,2
|
1,7
|
57,7
|
0,5
|
обслуживающий персонал
|
1936,7
|
5,7
|
884,8
|
3,9
|
1051,9
|
9,7
|
* - без учета въехавших на постоянное место жительства
Больше всего поездок из стран дальнего зарубежья в 2015
году, как и в предыдущие годы, было совершено гражданами Польши
– 1766,6 тысячи поездок, или 16,3% от общего числа. Второе место
удерживают другие ближайшие соседи россиян - граждане Финляндии,
которые в 2015 году совершили 1476,4 тысячи поездок в нашу страну
(13,6%), а третье – граждане Китая (1353 тысячи, или 12,5%).
Число поездок, совершенных российскими гражданами за
границу в 2015 году, превышало число поездок иностранцев в Россию
всего на 9% (36,8 миллиона без учета выехавших на постоянное место
жительства и военнослужащих). Тенденция роста числа поездок россиян
за рубеж, наблюдавшаяся еще недавно, была нарушена в 2014 году,
когда это число уменьшилось на 15,1% по сравнению с 2013 годом (в
2013 году отмечался рост на 13,1% по сравнению с 2012 годом). В
2015 году число поездок россиян за рубеж сократилось еще на 20%,
причем почти в одинаковой степени по всем типам поездок.
Из общего числа выездов россиян за границу в 2015 году
81,7% осуществлялись в страны дальнего зарубежья и 18,3% - в страны
СНГ. В 2013 году доля поездок в страны СНГ была заметно выше – 28,7%,
но в 2014 году их число снизилось почти вдвое (на 47,7%). Число
поездок россиян в страны дальнего зарубежья снизилось не столь значительно
(на 2%). В 2015 году число поездок россиян в страны СНГ снизилось
на 17,1%, в страны дальнего зарубежья – на 20,4%.
Наибольшую долю зарубежных поездок россиян составляли
частные поездки, включая туризм (91,8%), причем как среди поездок
в страны дальнего зарубежья (91,9%), так и среди поездок в страны
СНГ (91,3%). Поездки обслуживающего персонала составляют чуть более
6%, служебные поездки – около 2% поездок россиян за рубеж.
Среди поездок россиян в страны дальнего зарубежья наиболее
мощные потоки направлялись в Турцию (3,6 миллиона, или 12,0%) и
Финляндию (3,5 миллиона, или 11,5%). Несколько меньше поездок было
совершено россиянами в Египет (2,3 миллиона, или 7,8%). Число поездок
в Китай, Эстонию, Польшу и Германию составило от 1,2 до 1,5 миллиона,
в другие страны мира - менее 850 тысяч.
[1] В соответствии с Федеральным
конституционным законом Российской Федерации от 21 марта 2014 года
№ 6-ФКЗ и Указом Президента Российской Федерации от 21 марта 2014
года № 168 в составе Российской Федерации образован Крымский федеральный
округ, включающий новые субъекты федерации - Республику Крым и город
федерального значения Севастополь. В целях сопоставления с данными
за предшествующие годы там, где возможно, мы используем данные по
России без учета этих двух новых субъектов федерации (то есть без
учета Крымского федерального округа).
[2] Подробнее см., например,
Население России 2012: двадцатый ежегодный демографический доклад
/ отв. ред. А.Г.Вишневский. М.: Изд. дом Высшей школы экономики,
2014. С. 343-350; Население России 2013: двадцать первый ежегодный
демографический доклад / отв. ред. С.В.Захаров. М.: Изд. дом Высшей
школы экономики, 2015. С. 296-297, 329-332.
[3] До 2011 года первичные
статистические учетные документы на мигрантов, зарегистрированных
по месту пребывания, вне зависимости от срока пребывания не обрабатывались,
как отмечалось, например, в «Демографическом ежегоднике России.
2012» (с. 402). Тем не менее, сведения о численности мигрантов,
зарегистрированных по месту пребывания на срок 1 год и более, собирались
территориальными органами статистики и определенным образом учитывались
при оценке миграционного прироста. Об этом, в частности, упоминалось
в предисловиях к ежегодным выпускам статистического бюллетеня «Численность
населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа
и районам» за 2005-2010 годы.
[4] В соответствии с методическими
пояснениями, приводимыми в ежемесячных докладах Федеральной службы
государственной статистики (Росстата) «Социально-экономическое положение
Российской Федерации», данные о миграции получаются в результате
разработки поступающих от территориальных органов Федеральной миграционной
службы (ФМС) документов статистического учета прибытий и выбытий.
Листки статистического учета мигрантов составляются при регистрации
и снятии с регистрационного учета населения по месту жительства
и при регистрации по месту пребывания на срок 9 месяцев
и более. Снятие с регистрационного учёта осуществляется автоматически
в процессе электронной обработки данных о миграции населения при
перемещениях в пределах Российской Федерации, а также по
истечении срока пребывания у мигрантов независимо
от места прежнего жительства.
[5] О.С.Чудиновских. Административная
статистика международной миграции: источники, проблемы и ситуация
в России / Вопросы статистики. 2016 № 2. С. 42-43.
[6] Рассчитано по данным, приведенным
в Приложении к «Российскому статистическому ежегоднику. 2015».
[7] См., например, «Демографический
ежегодник России. 2010». М., 2010. С. 482-483.
[8] «Демографический ежегодник
России. 2015». М., 2015. Таблица 7.6 «Гражданство международных
мигрантов».
[9] Сведения по миграционной
ситуации в Российской Федерации за 2015 год - https://www.fms.gov.ru/about/activity/stats/Statistics/Statisticheskie_svedenija_po_migracionno
(дата обращения: 4 апреля 2016 года).
[10] В зависимости от цели
выделяют несколько типов международных поездок.
К личным поездкам (туристическим и частным поездкам) относятся поездки
лиц, не преследующих каких-либо деловых целей (для проведения отпуска,
участия в спортивных и культурных мероприятиях, прохождения курса
обучения, лечения и т. п.).
К деловым поездкам (служебным поездкам и поездкам обслуживающего
персонала) относятся зарубежные поездки для осуществления различных
видов хозяйственной деятельности. Такие поездки совершают экипажи
транспортных средств при остановке в зарубежной стране, государственные
служащие, находящиеся за рубежом по официальным делам, командированные
работники международных организаций, а также персонал компаний,
не являющихся резидентами страны, на территории которой они выполняют
свои работы.
Транзит может осуществляться как с личной, так и с деловой целью.
|