Rambler's Top100

№ 669 - 670
1 - 24 января 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Европейский демографический барометр 
Образование населения ЕС-28, 2014 год

Уровень образования в ЕС-28 повышается от поколения к поколению

33% студентов изучают социальные науки, бизнес и право, 11% - естественные науки, математику или компьютерное дело

Доля молодежи, завершившей обучение с низким уровнем образования, сократилась до 11%

Каждый пятый житель ЕС-28 в возрасте 25-34 года не учился и не работал в 2010-2014 годах

Чем выше образование, тем выше занятость молодежи

Доля обучающихся среди населения 25-64 лет повысилась до 10,7%

Вся статья
(в формате PDF)

См. также Архив выпусков Европейского демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Образование населения ЕС-28, 2014 год //Демоскоп Weekly. 2016. № 669-670. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0669/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

33% студентов изучают социальные науки, бизнес и право, 11% - естественные науки, математику или компьютерное дело

В числе целевых индикаторов стратегии Европа-2020 в области образования нет показателей, характеризующих распределение студентов и выпускников, завершивших обучение по программам высшего (третичного) образования, по областям образования, хотя они, несомненно, интересны с точки зрения состава кадрового потенциала. Ранее в качестве одной из целей развития сферы образования в Европейском союзе выдвигалось повышение доли выпускников высших учебных заведений, подготовленных по специальностям группы «Математика, наука и технологии» (области образования «Естественные науки, математика и компьютерное дело» и «Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли»), до 15% при снижении гендерного дисбаланса (преобладания мужчин). Эта задача, в основном, была решена в 2003 году, тогда как некоторые другие задачи не были выполнены до 2010 года[10].

Данные о распределении студентов, обучающихся по программам высшего образования (5-8 уровни МСКО 2011), по областям образования в целом по ЕС-28 имеются в настоящее время только за 2013 год (2012/2013 учебный год), данные за 2014 год представлены в Базе данных Евростата только по отдельным странам ЕС-28.

По данным за 2013 год, число обучающихся по программам высшего образования в ЕС-28 составляло 19,6 миллиона человек, из которых 54,3% составляла женщины, а 45,7% - мужчины.

Область образования 139 тысяч студентов (0,7%) была неизвестна, а остальные распределялись по областям образования следующим образом (рис. 6):

32,7% - в области социальных наук, бизнеса и права,

15,7% - в области инженерных, обрабатывающих и строительных отраслей,

13,2% - в области здравоохранения и социального обеспечения,

12,3% - в области гуманитарных наук и искусства,

11,2% - в области естественных наук, математики и компьютерного дела,

8,0% - в области образования,

4,3% - в области сферы услуг (включая транспорт и связь),

1,8% - в области сельского хозяйства и ветеринарии.

Мужчины преобладали среди студентов, обучающихся в области инженерных, обрабатывающих и строительных отраслей (74,6%), естественных наук, математики и компьютерного дела (61,2%), сферы услуг (51,7%), сельского хозяйства и ветеринарии (50,3%). Среди студентов, обучающихся в других областях образования, преобладали женщины, особенно значительно в области образования (77,1%), здравоохранения и социального обеспечения (72,4%). Среди обучающихся в области гуманитарных наук и искусства женщины составляли 65%, в области социальных наук, бизнеса и права – 57,6%.

Рисунок 6. Число студентов, обучающихся по программам высшего образования (5-8 уровни МСКО 2011), по областям образования и полу, ЕС-28, 2013 год, тысяч человек

Источник: Eurostat. Pupils and students enrolled by education level, sex and field of education [educ_uoe_enra03] (Extracted on 16.01.2016)

Число выпускников, завершивших обучение по программам высшего образования в 2013 году, составило в ЕС-28 почти 4,8 миллиона человек, из которых 58,3% составляли женщины, 41,7% - мужчины.

Распределение выпускников по областям образования в настоящее время может быть представлено только без данных по Польше (рис. 7). В целом оно сходно с аналогичным распределением студентов по областям образования, можно лишь отметить более высокий удельный вес выпускников в области социальных наук, бизнеса и права, в области образования, здравоохранения и социального обеспечения.

Область образования 35 тысяч выпускников (0,7%) неизвестна, а остальные распределялись по областям образования следующим образом:

34,0% - в области социальных наук, бизнеса и права,

14,6% - в области инженерных, обрабатывающих и строительных отраслей,

14,3% - в области здравоохранения и социального обеспечения,

11,6% - в области гуманитарных наук и искусства,

10,5% - в области естественных наук, математики и компьютерного дела,

8,4% - в области образования,

4,1% - в области сферы услуг (включая транспорт и связь),

1,7% - в области сельского хозяйства и ветеринарии.

Мужчины также преобладали среди выпускников в области инженерных, обрабатывающих и строительных отраслей (74,1%), естественных наук, математики и компьютерного дела (несколько ниже, чем среди студентов - 58,1%), сельского хозяйства и ветеринарии (50,6%). Среди выпускников в области сферы услуг несколько преобладали женщины (51,5%). Наиболее значительно преобладали женщины среди выпускников в области образования (79,3%), здравоохранения и социального обеспечения (75,4%). Среди выпускников в области гуманитарных наук и искусства женщины составляли 66,5%, в области социальных наук, бизнеса и права – 59,7%.

Рисунок 7. Число выпускников, завершивших обучение по программам высшего образования (5-8 уровни МСКО 2011), по областям образования и полу, ЕС-28*, 2013 год, тысяч человек

* без данных по Польше

Источник: Eurostat. Graduates by education level, programme orientation, sex and field of education [educ_uoe_grad02] (Extracted on 16.01.2016)

Число студентов, обучающихся по программам высшего образования (5-8 уровни МСКО 2011), в расчете на 1000 человек постоянного населения заметно различается по странам Европейского союза. Если в 2013 году в среднем по ЕС-28 на каждую тысячу человек приходилось 39 студентов, то по странам ЕС-28 значение показателя варьировалось от 12 в Люксембурге до 60 в Греции (рис. 8). Помимо Греции, число студентов на 1000 жителей составляло 50 и более в Финляндии, Литве, Дании, Австрии и Польше.

Число выпускников, завершивших обучение по программам высшего образования в 2013 году, в расчете на 1000 жителей варьировалось в более узких пределах – от 3 в Люксембурге до 16 в Польше. Оно составляло около 13 на 1000 человек в Ирландии, Литве и Словакии, около 12 – в Великобритании, Дании и Франции.

Рисунок 8. Число студентов, обучающихся, и выпускников, завершивших обучение по программам высшего (третичного) образования (5-8 уровни МСКО 2011), по странам ЕС-28, 2013 год, на 1000 человек

Источник: Eurostat. Pupils and students enrolled by education level, sex and field of education [educ_uoe_enra03]; Graduates by education level, programme orientation, sex and field of education [educ_uoe_grad02] (Extracted on 16.01.2016); Population change - Demographic balance and crude rates at national level [demo_gind] (Extracted on 13.11.2015).

Страны ЕС-28 заметно различаются по составу студентов, обучающихся в различных областях знания. Так, по данным за 2013 год, больше всего студентов во всех странах ЕС-28, кроме Финляндии, обучались в области социальных наук, бизнеса и права – от 23,4% в Финляндии до 47,0% на Кипре (рис. 9). В Финляндии немного больше студентов обучалось в области инженерных, обрабатывающих и строительных отраслей – 23,9%. Не менее 20% студентов обучалось в данной области образования также в Греции, Германии, Португалии и больше всего - в Румынии (24,6%). Менее 10% студентов специализировалось в данной области образования в Великобритании (9,1%), Нидерландах (8,6%), Люксембурге (7,6%) и на Мальте (7,1%).

Доля студентов, обучающихся в области естественных наук, математики и компьютерного дела, превышает 16% в Великобритании, Ирландии и Германии, а в Болгарии, Литве, Румынии и Бельгии не достигает и 6%. В то же время в Бельгии высока доля студентов, обучающихся в области здравоохранения и социального обеспечения (23,7%). Несколько ниже она в Дании (21%), Нидерландах, Швеции, Словакии, Великобритании, Ирландии и Финляндии (17,18%). В то же время в Австрии, Германии и Люксембурге доля студентов, обучающихся в области здравоохранения и социального обеспечения, составляет лишь 6-7%%.

Различия в распределении студентов по областям образования отражают не только пристрастия молодежи, но, скорее, специализацию сложившихся учебных центров. Повышение учебной мобильности позволяет расширять возможности получения качественного образования самого высокого уровня.

Рисунок 9. Число студентов, обучающихся по программам высшего (третичного) образования (5-8 уровни МСКО 2011), по областям образования и странам ЕС-28, 2013 год, тысяч человек

Источник: Eurostat. Pupils and students enrolled by education level, sex and field of education [educ_uoe_enra03] (Extracted on 16.01.2016)


[10] The Social Situation in the European Union 2009. Annual Report - European Union, 2010, p. 236. - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KE-AG-10-001/EN/KE-AG-10-001-EN.PDF

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.