Rambler's Top100

№ 665 - 666
30 ноября - 13 декабря 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Структура потребления алкоголя как индикатор социальной группы в современных российских городах

Взаимосвязь практик потребления алкоголя с социальной структурой современной России

Наркотики «новой волны» как фактор изменения наркоситуации в России

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Взаимосвязь практик потребления алкоголя с социальной структурой современной России

Котельникова З.В.[1]
(Опубликовано в журнале "Социологические исследования", 2015, №4, с. 105-112)

Потребление алкоголя является неотъемлемой частью образа жизни и культуры россиян. Однако недавно опубликованные исследования свидетельствуют о формировании новой культуры потребления алкогольных напитков в современной России[2]. В частности, указывается, что в 2000-е гг. произошел переход от так называемой культуры северного типа, где предпочтение отдается крепким напиткам, к центрально-европейской модели, в рамках которой наибольшим спросом пользуется пиво[3]. Основными факторами такого перехода, как правило, считаются общемировые тренды[4], локализация производства алкогольных напитков транснациональных компаний на территории РФ, рост материального благосостояния, массовый туризм, а также поступательные реформы, связанные с ужесточением регулирования рынков алкогольной продукции, инициированные государством в середине 2000-х гг. Перечисленные факторы сформировали новые экономические условия, которые способствовали культурным сдвигам в потреблении алкоголя. В этой цепочке рассуждений пропущенным звеном являются социальные группы, которые выступают носителями происходящих изменений. Подчеркнем также, что, несмотря на популярные рассуждения об ослаблении связи потребления с социальной стратификацией в современных "постклассовых обществах", в недавних исследованиях была продемонстрирована обусловленность выбора алкогольных напитков социальным положением в структуре российского общества[5]. Нам кажется важным изучить культурные и структурные составляющие потребления алкогольных напитков в современной России. Тем более что культурные сдвиги в потреблении алкоголя являются не только последствиями, но могут становиться и предвестниками фундаментальных изменений в обществе. В этой связи интересно найти ответы на следующие вопросы: какие практики потребления алкогольных напитков существуют в настоящее время, какие из них преобладают, а какие можно отнести к маргинальным? Связаны ли они и каким образом с социальной структурой? Какие социальные группы выступают двигателем структурных и культурных изменений в потреблении алкоголя?

Данная работа фокусируется не столько на количественном аспекте (сколько пьют), сколько на практиках потребления алкоголя в России (что и как пьют). Та или иная практика становится стилем потребления лишь тогда, когда выступает отличительной характеристикой поведения определенной социальной группы и связана с ее коллективными ценностями[6].

Потребление алкоголя: культурные и структурные аспекты

В социологической и антропологической литературе существуют разнообразные подходы к изучению алкоголя[7]. Традиционно вопросы его потребления рассматриваются в терминах аномии и девиантного поведения. При таком подходе исследовательское внимание направлено на крайние формы поведения, которые сводятся к пагубному пристрастию человека, движимого желанием сбежать от реальности. При этом нередко фокус сосредоточен на свойствах алкоголя и его воздействии на человеческий организм, в том числе алкоголь позволяет расслабиться, высвободить природное естество и ослабить давление культурных ограничений. В других исследованиях, которые, напротив, сконцентрированы на изучении культурного измерения потребления алкоголя, подчеркивается социализирующая роль алкоголя, и его употребление рассматривается с позиции социально-ориентированного действия[8]. В этих исследованиях показывается, что алкоголь ассоциируется с практиками общения[9]. Распитие алкогольных напитков в одиночестве во многих обществах осуждается и не поощряется[10]. При этом демонстрируется, что потребление алкоголя как коллективная практика нередко исполняется в соответствии со строгими культурными предписаниями, выраженными в этикете и социально одобряемых моделях поведения (сочетание алкогольных напитков и блюд, последовательность пития алкогольных напитков и проч.). Подчеркивается, что алкоголь служит маркером конструирования идентичности, формирования репутации и границ социального включения[11]. Существует немало литературы, в которой потребление алкоголя рассматривается сквозь призму ритуалов, в том числе означающих переход из одного состояния в другое[12]. Примером может служить отмечание как важных событий в жизни человека, так и смену состояний в ходе рутинного распорядка.

В центре представляемого исследования находится нормальное потребление алкоголя, за которыми стоят схемы привычного поведения, а границы нормальности социально сконструированы. Данные схемы образуют культуру пития алкоголя.

Модели потребления алкоголя и межкультурные сравнения

Известно, что существует множество вариаций культур потребления спиртных напитков. Принято выделять две контрастные питейные культуры: южную и северную[13].

Культуру, в которой предпочтения отдаются вину и фруктовым бренди, часто в литературе именуют южной[14]. Алкоголь не ассоциируется здесь исключительно с досугом и расслаблением. Подчеркивается его стимулирующее свойство, в результате чего он может символизировать переходное состояние из домашней сферы в рабочую обстановку, так как нередко употребляется перед началом или в середине трудового дня. Питейные заведения в этих культурах представляют собой открытые пространства, которые являются естественным продолжением повседневности. Порицаются практики употребления алкоголя в одиночестве и загульного пьянства или публичной потери лица в результате неумеренного его потребления. Очевидно, что социальная направленность потребления алкоголя служит сдерживающим фактором и не рассматривается с позиции социальной проблемы, а ассоциируется с мирным и гармоничным времяпрепровождением. По признанию экспертов, в таких обществах обычно наблюдаются высокий показатель потребления алкоголя на душу населения и низкие риски нанесения вреда здоровью. Примером служат итальянцы, французы и евреи, которые заметно реже других этнических и религиозных групп подвержены алкоголизму[15].

Вторая культура (северная) ассоциируется с крепкими напитками, которые употребляются в большом количестве, в основном в выходные или праздничные дни[16]. События служат поводом выпить и оправданием происходящего. Алкоголь символизирует досуг, расслабление и безответственность. В такого рода культурах приемлемо "упиться до лежачего состояния"[17]. Питейные заведения образуют, третий мир зачастую спрятанный от глаз обывателя[18]. В этих обществах алкоголь трактуется в терминах социальной проблемы, ибо его потребление ассоциируется с насилием, происшествиями и неприемлемым общественностью поведением. Эксперты утверждают, что подобная схема потребления алкоголя является самой вредной и опасной для здоровья[19]. При этом в таких странах алкоголь употребляют реже и гораздо меньше людей по сравнению с первой культурой. Исследования демонстрируют, что ирландцы и исландцы сильнее многих страдают алкогольной зависимостью[20].

Между этими двумя контрастными культурами существуют промежуточные варианты, в том числе центральноевропейская культура, где наибольшим спросом пользуется пиво. В литературе она описывается довольно противоречиво. С одной стороны, утверждается, что практики потребления пива во многом похожи на практики потребления вина[21], а с другой - подчеркивается, что в последнее время встречается чрезмерное его потребление (binge drinking), особенно среди молодых людей[22].

С 1950-х гг. в мире наблюдается гомогенизация моделей потребления алкоголя. Практически во всех культурах алкогольный напиток, который традиционно выступает конституирующим элементом, постепенно теряет свою популярность. В странах с северным типом культуры отмечается переход к центрально-европейской и южным моделям[23], а в странах, где предпочтение традиционно отдавалось пиву, с одной стороны, признание набирает вино, а с другой - усиливаются элементы модели северной культуры[24]. В качестве ключевых факторов, определяющих гомогенизацию межкультурных моделей потребления алкоголя, называются урбанизация, модернизация и глобализация[25]. Россию принято причислять к группе стран с северной культурой пития спиртных напитков[26], которая сформировалась в послевоенное время XX в. и сопровождалась увеличением их потребления на душу населения. В ней загульное пьянство наблюдается не только в праздники, но и в будни, "в рабочее время и на рабочем месте, с вовлечением молодежи и женщин"[27]. По общему признанию, в России доминирует одна из самых вредных для здоровья схем потребления алкоголя в мире.

Основные тенденции в потреблении алкоголя в России в 2000-х гг.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (WHO), Россия входит в число лидеров по показателю потребления алкоголя на душу населения и уступает лишь некоторым странам Восточной Европы[28]. Потребление алкоголя в России является социально поляризованным[29] и территориально концентрированным[30].

На протяжении 2000-х гг. совокупный объем потребляемого алкоголя в расчете на душу населения продолжал расти (с небольшими флуктуациями). При этом наблюдались важные структурные изменения. Крепкие напитки, на которые, к примеру, в 1980-е гг. приходилось 70%[31], вытеснены легким алкоголем[32]. Снижаются объемы нерегистрируемого алкоголя в потреблении россиян, который был в изобилии в 1990-х гг.[33]. Доля потребителей самогона падает, в то время как растет популярность производства и потребления домашнего вина, особенно в южных регионах России.

Логично предположить, что культура потребления алкоголя в сегодняшней России не является монолитной[34]. Наблюдаемые структурные изменения сопряжены с размыванием и диверсификацией практик. Обнаружено несколько комбинированных практик, подразумевающих разнообразные сочетания видов потребляемого алкоголя. При этом постепенное вытеснение крепких напитков легким алкоголем, также способствует рутинизации его потребления. Исходя из анализа, мы можем предположить, что комбинированные практики потребления характерны для всех слоев населения, однако состав предпочитаемых алкогольных напитков и схемы их употребления разные.

Измерение, эмпирические данные и методы анализа

Измерение. Под практиками потребления алкоголя понимаются схемы привычного поведения, которые служат естественным продолжением образа жизни некой группы в целом[35]. Для измерения этих практик мы используем 18 переменных, описывающих его различные аспекты: виды алкогольных напитков, употребляемых за последние 30 дней; места, где употребляется алкоголь; частота потребления алкоголя за последние 30 дней; связь употребления алкогольных напитков и приема пищи; принадлежность к группе проблемных потребителей алкоголя[36]; принадлежность к группе домашних хозяйств, в которых производятся алкогольные напитки.

Иерархия социальных положений была сконструирована при помощи адаптированной версии методики сегментации домохозяйств по социальным группам ESOMAR[37]. В результате получается шестиступенчатая структура5. По мнению экспертов, ESOMAR дает завышенные оценки размера верхнего и средних классов, в результате профиль социальной структуры оказывается ромбовидным, а не пирамидальным[38]. В этой связи в данной работе принято решение произвести небольшую модификацию указанной методики, т.е. использовать общую логику ESOMAR, но сегментацию по классам строить не на основе информации о главах домохозяйств, а в соответствии с индивидуальными характеристиками опрошенных. В нашем случае профиль полученной структуры оказывается консистентным результатам применения ресурсного подхода[39]. Поскольку в методике ESOMAR денежный доход не используется в качестве критерия измерения положения индивида в социальной структуре, мы проверили, как варьируются средние значения среднедушевого дохода по выделенным классам. Оказалось, что распределение среднедушевого дохода по сконструированным нами классам вполне консистентно (см. табл.).

Таблица. Распределение среднедушевого дохода по социальным классам (в % от числа опрошенных)

 

N

%

Медианное значение (руб.)

Высший-высший

892

5,1

16666,67

Низший высший

2420

13,8

15500,00

Высший средний

2473

14,1

12500,00

Низший средний

2599

14,8

11533,20

Высший нижний

4204

23,9

11000,00

Нижний-нижний

4995

28,4

9120,00

Источники данных. Представляемая работа выполнена на базе 21-й волны РМЭЗ ВШЭ[40] обследования 8440 домашних хозяйств и 18687 респондентов в возрасте 14 лет и старше, проживающих в этих домохозяйствах. Все расчеты, представленные в статье, производились на массиве, объединяющем информацию о домохозяйствах и индивидах в возрасте 15 лет и старше (N = 18462). Данные ограничения по возрасту вводятся в соответствии со сложившейся традицией в международных исследованиях потребления алкоголя[41].

Методы анализа данных. В данной статье применяются такие методы анализа данных, как факторный, кластерный анализ и анализ соответствий. Используя метод главных компонент и вращение Варимакс, был проведен факторный анализ для обнаружения структурных связей между 18 дихотомическими переменными, описывающими различные аспекты потребления алкогольных напитков. При помощи факторного анализа удалось получить 6 факторов (объясненная дисперсия 50,6%), отражающих различные практики потребления алкоголя. На их основе был проведен кластерный анализ (k-средних) для классификации респондентов по шести группам с различными стилями потребления алкогольных напитков[42]. Анализ соответствий позволил обнаружить наличие связи между поведенческими схемами потребления алкогольных напитков и структурными характеристиками их носителей (sign < 0,001; хотя связь нельзя назвать сильной (инерция равна 4,9%)).

Основные практики потребления алкоголя

В 2012 г. алкоголь, включая пиво, в последние 30 дней употребляли 70,9% респондентов, в том числе 48,4% россиян в возрасте от 15 лет (N = 8 778). Сегодня самым популярным напитком у россиян является пиво (52,7%), за ним следуют водка (41,9%), сухое вино и шампанское (23,9%), коньяк и виски (14,2%), а наименьшим спросом пользуются слабоалкогольные коктейли (3,3%), самогон (4,7%) и домашнее вино (5,2%). Таким образом, большинство россиян отдают предпочтение легким напиткам.

82,4% выпивают эпизодически, то есть не чаще одного раза в неделю, а 5% -практически ежедневно (от четырех до семи раз в неделю)[43]. Тем не менее, доля людей, которые осознают разрушительное воздействие алкоголя на их жизнь, насчитывается порядка 15% от всех потребителей алкоголя, что немного выше общемирового показателя (не более 10%)[44].

Как правило, употребление алкоголя в России сопровождается приемом пищи (89%). Наиболее популярными местами его потребления являются дом (86,7%) и в гостях (70,4%). Выпивают на улице и в парках (5,8%), а также на рабочем месте (6,3%). В ресторанах и барах алкоголь употребляют 24,8%. Данный факт свидетельствует в пользу того, что потребление алкоголя в России устойчиво ассоциируется с домашней сферой, с общением в тесном кругу друзей и знакомых, а также с досугом.

Стили потребления алкоголя. При помощи факторного анализа удалось выделить шесть практик потребления алкоголя: 1) потребление пива: почти ежедневное употребление этого напитка до еды и без еды в общественных местах (на улицах и в парках) (11,7%); 2) употребление таких напитков, как коньяк, виски, сухое вино и шампанское в ресторанах и барах, на рабочем месте и в гостях, во время еды (8,6%); 3) ежедневное употребление самогона и крепленого вина в публичных местах и на работе (8,4%); 4) потребление водки (7,6%); 5) домашнее производство и потребление домашнего вина (7,5%); 6) ежедневное потребление алкоголя (главным образом, пива) дома (6,9%).

Рисунок. Визуализация соответствия кластеров потребителей и социальных классов

На основе кластерного и факторного анализов были выявлены шесть групп, для которых характерны различные практики потребления алкоголя.

Первая группа потребителей наиболее многочисленна (39,8%). Ее представители эпизодически (от одного раза в месяц до одного раза в неделю) пьют пиво (61,0%), сухое вино, шампанское (36,8%), коньяк и виски (19,3%), крепленое вино (10,9%), водку (5,4%) и алкогольные коктейли (3,9%). Отдают предпочтение дорогим напиткам (вино, коньяк и виски). Для них характерно умеренное потребление алкоголя. В данном кластере преобладают женщины (59,3%), молодые люди (медианное значение возраста для мужчин - 34 года, а для женщин - 38 лет) и жители крупных областных центров (53,8%). В основном, они употребляют алкоголь в домашней обстановке, но здесь заметно больше респондентов, которые употребляют алкоголь в барах и ресторанах (30%). Таким образом, у представителей данной группы употребление алкоголя тесно связано с общением, которое нередко происходит в публичных местах вне дома и работы.

Вторая группа (12,7%) включает тех, кто тяготеет к дорогим напиткам, но пьёт скорее изредка: примерно раз в месяц пиво (34,8%), водку (34%), сухое вино, шампанское (28,4%), коньяк и виски (12,4%), слабоалкогольные коктейли (5,5%). Что касается характеристик, то в ее составе обнаруживаются молодые мужчины (медианное значение возраста- 29 лет) и женщины среднего возраста (41 год), жители областных центров (42,7%), городов (28,9%) и сельской местности (24,1%). Представители этой группы не склонны употреблять алкоголь дома (3,2%) и чуть менее других предрасположены сопровождать его трапезой (79,9% тех, кто пьет алкоголь во время еды). Употребляют они алкоголь в гостях (84,9%), в ресторанах и барах (25,2%), в общественных местах (на улице и в парках) (10%) и на работе (7,4%). Для представителей данного кластера потребление алкоголя - скорее социально ориентированное действие и обусловлено общественным мероприятием (праздники, концерты и проч.).

В третью группу (7,2%) входят потребители самых разных напитков. Здесь к фабричному алкоголю часто добавляется и домашний. В нее входят потребители пива (49,9%), домашнего вина (36,6%), водки (33,9%), сухого вина и шампанского (26,1%), коньяка и виски (15,2%). Ее представители не имеют выраженных предпочтений в алкогольных напитках, однако заметное место отводят домашнему вину, которое употребляют наряду с фабричным. В данном кластере присутствует чуть больше женщин (55,6%), чем мужчин. Немного преобладают жители областных центров (51,0%). Его представители пьют алкоголь в разных местах: дома (95,4%), в гостях (74,2%), в ресторанах и барах (28,1%), а также на работе (4,8%). Рассматриваемый кластер довольно эклектичен по своим поведенческим характеристикам, однако, его отличает предрасположенность к вовлечению в практики производства и потребления домашнего вина. Как правило, представители данного кластера проживают в домохозяйствах, производящих домашний алкоголь (63,4%).

Следующая группа является самой малочисленной (2,8%) и состоит главным образом из потребителей домашнего алкоголя (домашнего вина (85,7%) и самогона (23,3%)), хотя пьют также и фабричный алкоголь: пиво (24,5%), водку (22,9%), сухое вино (17,1%), коньяк и виски (11,8%). Алкоголь ими употребляется от двух-трех раз в месяц до двух-трех раз в неделю. Это самая старшая по возрасту группа (медианное значение возраста - 51 год для мужчин и 52 года для женщин). Представители данной группы пьют алкоголь преимущественно дома (96,7%). По сравнению с другими группами здесь меньше всего людей, которые пьют алкоголь в гостях (58%), в ресторанах и барах (12,7%) и на работе (3,3%). Именно в этих домохозяйствах чаще всего (почти повсеместно) производится домашний алкоголь (94,3%).

Пятую группу образуют любители водки (27,5%). Представители данной группы пьют на регулярной основе (от двух-трех раз в месяц до двух-трех раз в неделю). В кластере присутствуют преимущественно мужчины (66,8%), люди среднего возраста (медианное значение возраста для мужчин 45, а для женщин - 49 лет), жители областных центров (41,6%), городов (29,3%) и сельской местности (23,6%). Алкоголь они употребляют дома (99,8%) или в гостях (70,9%) (т.е. вне публичных мест) и практически все совмещают употребление алкоголь с приемом пищи (97,6%). Респонденты данной группы чаще других признаются в том, что потребление алкоголя порождает в их жизни разного рода личные и социальные проблемы (13,5%)[45].

Шестая группа (10%) сочетает разные алкогольные напитки и ассоциируется с проблемным (чрезмерным) потреблением алкоголя (10%). Респонденты этой группы выпивают от двух-трех раз до семи раз в неделю, включая пиво (63,9%), водку (55,2%), самогон (33,9%) и крепленное вино (21,7%). Среди них преобладают те, кто употребляет алкоголь в объеме, превышающем нормы. В данной группе представлены мужчины (75,6%), люди среднего возраста (медианное значение для мужчин - 42 года, а для женщин - 41 год), жители областных центров (38,7%) и сельской местности (28,5%). Распивают алкогольные напитки везде, где придется, - дома (96,0%), в гостях (79,8%), на улицах и в парках (36,7%), в ресторанах и барах (25,8%), а также на рабочем месте (23,5%). 55,5% согласились с тем, что алкоголь порождает в их жизни разного рода проблемы.

Таким образом, можно утверждать, что сегодня практики потребления алкоголя россиян большей частью являются комбинированными, а также преимущественно связанными с общением и совместной трапезой.

Выводы

Мы наблюдаем возрастающее разнообразие практик потребления алкоголя в российском обществе с тенденцией увеличения потребления легких и более дорогих напитков. Традиционная же практика активного потребления водки (в сочетании с пивом) постепенно теряет свою популярность, отходя на второй план. Привычные схемы потребления варьируются в зависимости не только от демографических характеристик, например, пола и возраста, но и от положения в социальной структуре. Нам удалось выявить, что потребление верхних слоев характеризуется заметным разнообразием, отдаются предпочтения дорогим и легким напиткам, которые, по всей видимости, подчеркивают их социальный статус и отвечают представлениям о соответствии здоровому образу жизни. Практики средних слоев населения оказываются менее выраженными, переходными, присутствуют и новые, и традиционные напитки. Именно здесь активно формируются практики производства и потребления домашнего вина. Массовый потребитель водки сосредоточен в низших слоях, которым в целом свойственны традиционные схемы потребления. Здесь чаще встречаются чрезмерное потребление алкоголя, включая его крайние и деструктивные формы.


[1] КОТЕЛЬНИКОВА Зоя Владиславовна - кандидат социологических наук, доцент кафедры экономической социологии, старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ "Высшая школа экономики".
[2] Тапилина В. Сколько пьёт Россия? Объем, динамика и дифференциация потребления алкоголя // Социологические исследования. 2006. N 2. С. 85-94; Мартыненко П. А., Рощина Я. М. Структура потребления алкоголя как индикатор социальной группы в современных российских городах // Экономическая социология. 2014. Т. 15. N 1. С. 20-42.
[3] Popova S. et al. Comparing Alcohol Consumption in Central and Eastern Europe to Other European Countries // Alcohol & Alcoholism. 2007. N 42 (5). P. 465–473; Мартыненко П. А., Рощина Я. М. Структура потребления алкоголя как индикатор социальной группы в современных российских городах // Экономическая социология. 2014. Т. 15. N 1. С. 20-42.
[4] Simpura J. Trends in Alcohol Consumption and Drinking Patterns: Sociological and Economic Explanations and Alcohol Policies // Nordisk Alkohol & Narkotikatidskrifl. 2001. N18. (English supplement) (дата обращения: 2.08.2014).
[5] Мартыненко П. А., Рощина Я. М. Структура потребления алкоголя как индикатор социальной группы в современных российских городах // Экономическая социология. 2014. Т. 15. N 1. С. 20-42
[6] Бурдье П. Различение: социальная критика суждения // Экономическая социология. 2005. Т. 6. N 3. С. 25-48.
[7] Douglas M. A Distinctive Anthropological Perspective // Constructive Drinking: Perspectives on Drink from Anthropology / Ed. by M. Douglas. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. P. 3-15; Heath D.B. Anthropology and Alcohol Studies: Current Issues // Annual Review Anthropology. 1987. N16. P. 99-120; Dietler M. Alcohol: Anthropological / Archeological Perspectives // Annual Review of Anthropology. 2006. N 35. P. 229-249.
[8] Douglas M. A Distinctive Anthropological Perspective // Constructive Drinking: Perspectives on Drink from Anthropology / Ed. by M. Douglas. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. P. 3-15.
[9] Зиммель Г. Социология трапезы // Социология: теория, методы, маркетинг. 2010. N 4.
[10] Social and Cultural Aspects of Drinking. A report to the European Commission. Oxford, March 1998. URL: http://www.sirc.org/publik/sociaLdrinking.pdf (дата обращения: 02.08.2014).
[11] Douglas M. A Distinctive Anthropological Perspective // Constructive Drinking: Perspectives on Drink from Anthropology / Ed. by M. Douglas. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. P. 3-15; Dietler M. Alcohol: Anthropological / Archeological Perspectives // Annual Review of Anthropology. 2006. N 35. P. 229-249.
[12] Social and Cultural Aspects of Drinking. A report to the European Commission. Oxford, March 1998. URL: http://www.sirc.org/publik/sociaLdrinking.pdf (дата обращения: 02.08.2014).
[13] Там же.
[14] Там же.
[15] Wechsler H. et al. Religious-Ethnic Differences in Alcohol Consumption // Journal of Health and Social Behavior. 1970. N 11 (1). P. 21-29; Heath D.B. Anthropology and Alcohol Studies: Current Issues // Annual Review Anthropology. 1987. N16. P. 99-120.
[16] Social and Cultural Aspects of Drinking. A report to the European Commission. Oxford, March 1998. URL: http://www.sirc.org/publik/sociaLdrinking.pdf (дата обращения: 02.08.2014).
[17] Popova S. et al. Comparing Alcohol Consumption in Central and Eastern Europe to Other European Countries // Alcohol & Alcoholism. 2007. N 42 (5). P. 465-473.
[18] Social and Cultural Aspects of Drinking. A report to the European Commission. Oxford, March 1998. URL: http://www.sirc.org/publik/sociaLdrinking.pdf (дата обращения: 02.08.2014).
[19] Popova S. et al. Comparing Alcohol Consumption in Central and Eastern Europe to Other European Countries // Alcohol & Alcoholism. 2007. N 42 (5). P. 465-473.
[20] Wechsler H. et al. Religious-Ethnic Differences in Alcohol Consumption // Journal of Health and Social Behavior. 1970. N 11 (1). P. 21-29.
[21] Popova S. et al. Comparing Alcohol Consumption in Central and Eastern Europe to Other European Countries // Alcohol & Alcoholism. 2007. N 42 (5). P. 465-473.
[22] Measham F., Brain K. "Binge" Drinking, British Alcohol Policy and the New Cultured of Intoxication // Crime Media Culture. 2005. N 1 (3). P. 262-283.
[23] Makela P., Tigerstedt C., Mustonen H. The Finnish Drinking Culture: Change and Continuity in the Past 40 Years // Drug and Alcohol Review. 2012. N 31. P. 831 - 840.
[24] Social and Cultural Aspects of Drinking. A report to the European Commission. Oxford, March 1998. URL: http://www.sirc.org/publik/sociaLdrinking.pdf (дата обращения: 02.08.2014); Valentine G., Holloway S.L., Jayne M. Generational Patterns of Alcohol Consumption: Continuity and Change // Health and Place. 2010. N 16. P. 916 – 925.
[25] Simpura J. Trends in Alcohol Consumption and Drinking Patterns: Sociological and Economic Explanations and Alcohol Policies // Nordisk Alkohol & Narkotikatidskrifl. 2001. N18. (English supplement) (дата обращения: 2.08.2014).
[26] Позднякова М.Е. Алкогольные традиции в современной России // Россия реформирующаяся: Ежегодник-2011 / Отв. ред. М.К. Горшков. Вып. 10. М.; СПб. 2011. С. 350-372.
[27] Немцов А. Алкогольная история России. М.: "ЛИБРОКОМ", 2009: 62.
[28] Global Status Report on Alcohol and Health. WTO. 2014. URL: http://www.who.int/substance_abuse/ publications/global_alcohol_report/en/ (дата обращения: 02.08.2014); Popova S. et al. Comparing Alcohol Consumption in Central and Eastern Europe to Other European Countries // Alcohol & Alcoholism. 2007. N 42 (5). P. 465-473.
[29] Тапилина В. Сколько пьёт Россия? Объем, динамика и дифференциация потребления алкоголя // Социологические исследования. 2006. N 2. С. 85-94.
[30] Mukinen I.H., Reitan Th.C. Continuity and Change in Russian Alcohol Consumption from the Tsars to Transition // Social History. 2006. N 31 (2). P. 160-179.
[31] Немцов А. Алкогольная история России. М.: "ЛИБРОКОМ", 2009.
[32] Мартыненко П.А., Рощина Я.М. Структура потребления алкоголя как индикатор социальной группы в современных российских городах // Экономическая социология. 2014. Т. 15. N 1. С. 20-42
[33] Karatko I. Results of Retrospective Research Based on National-Level Secondary Data // Final Report on Examining the Informal Alcohol Market in Russia / Manuscript. National Research University Higher School of Economics. Moscow, 2013.
[34] О разнообразии стилей потребления алкоголя россиянами см. [Демьянова А. А. Факторы и типы потребления алкоголя и табака в России // Экономическая социология. 2005. Т. 6. N 1. С. 78-94; Мартыненко П.А., Рощина Я.М. Структура потребления алкоголя как индикатор социальной группы в современных российских городах // Экономическая социология. 2014. Т. 15. N 1. С. 20-42; Тапилина В. Сколько пьёт Россия? Объем, динамика и дифференциация потребления алкоголя // Социологические исследования. 2006. N 2. С. 85-94].
[35] Бурдье П. Различение: социальная критика суждения // Экономическая социология. 2005. Т. 6. N 3. С. 25-48.
[36] Под проблемными потребителями алкоголя понимаются те респонденты, которые утверждают, что в результате потребления алкоголя у них возникают проблемы с семьей, на работе, со здоровьем и проч.
[37] The European Society for Opinion and Market Research (ESOMAR) является международной ассоциацией исследователей рынков, социальной сферы и общественного мнения. Подробнее см. URL: http://www.esomar.org. См. также: [Залесский П. Не в зарплате дело! Адаптация и опыт практического применения западной стандартной социально-экономической классификации в современных российских условиях. Ч. 1 // Лаборатория рекламы, маркетинга и PR. 2002. N 4 (23)]; Международная методика ESOMAR предполагает, что разделение на классы производится в соответствии со следующими критериями: занятость, профессиональный статус, количество подчиненных, уровень образования и наличие в домохозяйстве определенных предметов длительного пользования. Для работающих глав домохозяйств положение определяется на основе пересечения таких характеристик, как профессиональный статус, наличие подчиненных и их количество, а также уровень образования. Для неработающих глав домохозяйств положение определяется при помощи уровня образования и наличия предметов длительного пользования. Сочетание перечисленных критериев образует матрицу из 21 ячейки, на основе которой производится классификация респондентов по шести классам.
[38] Тихонова Н.Е. Социальная структура России: теории и реальность. М.: Новый хронограф; Ин-т социологии РАН, 2014.
[39] Там же.
[40] Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ" представляет собой серию ежегодных общенациональных репрезентативных опросов на базе вероятностной стратифицированной многоступенчатой территориальной выборки, разработанной при участии ведущих мировых экспертов в этой области. Проект осуществляется НИУ ВШЭ и ЗАО "Демоскоп" при участии Центра народонаселения при Университете Северной Каролины в Чапел Хилле (США) и Института социологии РАН. Подробнее см.: http://www.hse.ru/rlms/.
[41] Global Status Report on Alcohol and Health. WTO. 2006. URL: http://www.who.int/substance_abuse/publications/global_alcohol_report/msbgsruprofiles.pdf (дата обращения: 02.08.2014); Немцов А. Алкогольная история России. М.: "ЛИБРОКОМ", 2009.
[42] Крыштановский А.О. "Кластеры на факторах" - об одном распространённом заблуждении // Социология: 4М. 2005. N 21. С. 172-187; Юдин Г.Б. "Кластеры на факторах": pro et contra // Социологические методы в современной исследовательской практике. М.: ГУ-ВШЭ, 2007. С. 296-302
[43] Приведенные цифры должны быть восприняты с определенной оговоркой. В базе РМЭЗ на вопросы о количестве потребляемого алкоголя ответили слишком небольшое количество респондентов в 2012 г.
[44] Social and Cultural Aspects of Drinking. A report to the European Commission. Oxford, March 1998. URL: http://www.sirc.org/publik/sociaLdrinking.pdf (дата обращения: 02.08.2014): 6.
[45] Различие статистически значимо; скорректированный остаток равен 3,1.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.