Rambler's Top100

№ 649 - 650
1 июля - 23 августа 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Тенденции брачности населения Республики Беларусь

Тенденций разводимости населения республики Беларусь

Статистическая оценка и анализ демографической значимости возрастной структуры населения Республики Беларусь

Рынок труда в трансформирующейся экономике Беларуси

Влияние миграционных потоков на социально-экономическое развитие Беларуси

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Влияние миграционных потоков на социально-экономическое развитие Беларуси

Лученок А.И. [1], Колесникова И.В.[2] - специально для Демоскопа

Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. №357 принята «Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы»[3]. Программой намечено активное привлечение мигрантов в сельскую местность и в районы с недостатком рабочей силы с предоставлением семьям мигрантов финансовой поддержки для переезда с организацией рационального расселения иностранных граждан и лиц без гражданства исходя из интересов развития регионов. В указанной Национальной программе в п.6 «Мероприятий внешней миграции в интересах развития Республики Беларусь» говорится о создании социально-экономических и правовых условий для закрепления в стране лиц, составляющих научно-технический, интеллектуальный и творческий потенциал белорусского общества, и возвращения на родину высококвалифицированных специалистов и ученых-соотечественников.

В то же время в Программе специально не оговаривается необходимость привлечения в страну иностранных высококвалифицированных специалистов. Этим она существенно отличается от Федерального закона Российской Федерации от 19 мая 2010 г. № 86-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в котором особое внимание уделяется привлечению высококвалифицированных специалистов из других стран с созданием дополнительных препятствий для въезда низкоквалифицированных мигрантов[4].

Рассмотрим, какой подход к миграционной политике обеспечивает получение более значительных экономических результатов для страны-реципиента.

По официальной статистике в Республику Беларусь за период 1997-2010 гг. на постоянное место жительство прибыло 127,2 тыс. чел. При этом коэффициент миграционного прироста в среднем за период составил 0,7%, достигнув своего максимума в 1998 году (1,9%).

Рисунок 1. Коэффициент миграционного прироста и чистая миграция в Беларуси
1997-2010 гг.

Согласно мировому рейтингу, по этому показателю Беларусь в 2010 году занимала 66 место (из 220 стран 71 имела положительный нетто-коэффициент миграции), однако среди стран бывшего СССР этот коэффициент имеет положительное значение кроме Беларуси (1,06), только Россия (1,76).

При этом по официальной статистике нетто-миграция имела положительное значение, главным образом за счет России, стран Средней и Центральной Азии, Украины и Казахстана (миграция Юг-Юг), в то время как основными направлениями эмиграции были Германия, развитые страны ОЭСР и Израиль (Юг-Север), что не является неожиданностью.

Из рис. 2 видно, что по официальной статистике в последние годы начало увеличиваться положительное сальдо миграции из Украины. В то же время нетто-миграция в США, Германию и Израиль практически сошла на нет, видимо, по причине выезда уже всех желающих.

Рисунок 2. Официально учтенная нетто-миграции в Беларусь по основным странам (кроме Российской Федерации) в 1997-2010 гг., тыс. человек

Что касается других характеристик постоянной миграции, то чистая миграция на 62,8% состоит из лиц трудоспособного возраста. Такой удельный вес трудоспособных мигрантов всего на 1,2% больше, чем доля трудоспособного населения Беларуси. Поэтому мигранты существенно не увеличивают долю занятых в национальной экономике. Кроме того, в структуре эмигрантов доля лиц старше трудоспособного возраста в 2 раза выше, чем эта доля в структуре иммигрантов, то есть из Беларуси выезжают в основном лица трудоспособного возраста или вступающие в этот возраст, в то время как среди въезжающих в страну значительно больше лиц преклонного возраста. При такой возрастной структуре миграционных процессов решить проблему недостатка кадров по отельным профессиям представляется затруднительным. Кроме того, как показывают исследования, решить проблему старения простым увеличением количества иммигрантов невозможно, так как они быстро перенимают стиль жизни принимающей страны, в том числе демографическое поведение, и впоследствии создают дополнительную нагрузку на пенсионную систему[5].

Число трудящихся-мигрантов по оценке МОТ в 2010 г. достигло 105 миллионов и 90% из них составляют мигранты и их семьи, выезжающие с целью трудоустройства, а не в поисках убежища. Трудящиеся-мигранты составляют примерно 4,2% общего количества рабочей силы развитых стран.

Белорусская национальная статистика постоянной миграции базируется на данных, основанных на листках прибытия/убытия, собираемых Департаментом по гражданству и миграции МВД Беларусь. Однако на практике эти данные не всегда точны, поскольку не все отъезжающие регистрируются в соответствующих службах. В результате белорусская статистика показывает положительное сальдо миграционного баланса с Россией, хотя реально в Россию мигрирует белорусов больше, чем россиян в Беларусь (рис. 3).

Рисунок 3. Нетто-миграция из Беларуси в Россию, человек (по данным Росстата)[6]

Большинство белорусских иммигрантов в России работают без официального разрешения, что не является обязательным для граждан Беларуси в России. В результате, по данным Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь, в 1-м квартале 2011 года за границу с целью трудоустройства уехало всего 612 человек, в то время пресс-служба ФМС России сообщила, только в Москве на учет с целью трудоустройства в январе-марте этого года стало 1500 белорусов, то есть в одну столицу России выезжают на работу белорусов почти в 2,5 раза больше, чем показывают официальные белорусские инстанции в отношении всей эмиграции из страны. Причем, как подчеркнули в ФМС России, из-за необязательности регистрации реальное количество белорусов в России может быть в десятки раз больше официальных данных их службы.

Сопоставление данных МОТ, ОЭСР, Росстата, а также результатов различных социологических опросов и обследований, оценок российских специалистов позволили сделать вывод, что отток незарегистрированных трудовых мигрантов из Беларуси более чем в 30 раз превышает зарегистрированную трудовую миграцию и оценивается как минимум в 150 тыс. человек ежегодно. Причем уровень квалификации этих мигрантов выше, чем в среднем занятого населения в трудоспособном возрасте (по данным разных социологических опросов доля лиц с высшим и незаконченным высшим образованием в составе трудовых мигрантов колеблется в пределах 50-60%). Наиболее часто работать за границу уезжают врачи (около 12%), инженеры (10%), биологи (7%), в то же время почти 30% иммигрантов из Беларуси – низкоквалифицированные работники[7].

Поэтому в дальнейших расчетах мы используем скорректированные данные, основанные не только на данных государственной белорусской статистики, но и зарубежных стран. Учтены были также данные международных организаций, переписи населения, обследования домашних хозяйств, социологических опросов.

Беларусь до прошедшей в 2011 г. девальвации выглядела относительно привлекательной страной в регионе для притока трудовых мигрантов: ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в 2010 г. в Беларуси был лишь чуть меньше, чем в России (12,3 тыс. долл. США и 14,2 тыс. долл. США соответственно). По уровню номинальной среднемесячной заработной платы Беларусь находилась на третьем месте после России и Казахстана, и разница уже в 2010 г. была значительной: в России – 698 долл., Казахстан – 526, Беларусь – 415 долл.

Разница в среднем уровне заработной платы в Беларуси и России привела к тому, что сальдо трудовой миграции в 1997-2010 гг. для Беларуси было отрицательным. По нашим подсчетам трудовая миграция в Россию составляет около 85% всей трудовой миграции из Беларуси.

Ситуация для нашей республики еще более ухудшилась к лету 2011 г.: в июле начисленная средняя заработная плата работников Республики Беларусь составила 1 854,5 тыс. рублей, что соответствовало примерно 367 долл. США по официальному курсу. Однако мигранты имели возможность приобрести валюту в основном по теневому курсу, по которому величина средней заработной платы в августе снизилась до 218 долларов США. В сложившихся условиях иммиграция из нашей страны активизировалась прежде всего в направлении России.

Одной важнейшей характеристикой миграции является образовательная структура миграции. Здесь в Республике Беларусь тоже не все благополучно: в составе чистых мигрантов (сальдо миграции) за 1997-2010 гг. даже по официальной статистике доля лиц, имеющих высшее и среднее специальное образование ниже, чем в целом по республике (35% и 45,9%, соответственно). В то же время, последние исследования свидетельствуют о том, что иммиграция может смягчить проблему замедления темпов экономического роста в связи со старением населения, только в том случае, если квалификационная структура иммигрантов и их занятость в соответствующих сегментах рынка труда соответствует существующей квалификационной структуре местного населения. При этом, чем выше уровень квалификации иммигрантов, тем больше их вклад в потенциальный экономический рост при условии соответствующих инвестиций в основной капитал.

Рисунок 4. Сальдо миграции в Республике Беларусь по уровню профессиональной подготовки в 1998-2010 гг.

Анализ показал, что из Беларуси выезжают более квалифицированные кадры, чем в нее въезжают. И это вполне закономерный процесс: в борьбе за высококвалифицированные кадры выигрывают более богатые страны.

Кроме того, в последнее время активизировалась виртуальная иммиграция белорусов (аутсортинг, фрилансинг). При этом компании, как правило, находятся за рубежом, и используют труд сотрудников, проживающих на территории нашей страны. Виртуальные аутсорсинг и фрилансинг обычно не дают прямых поступлений в белорусский бюджет. Вознаграждение поступает через электронные кошельки глобальной сети и, как правило, не декларируются. В то же время это явление имеет и положительный аспект: деньги (как правило, в иностранной валюте), в основном тратятся в Беларуси, что положительным (хотя и слабым) образом сказывается на платежном балансе. Таким образом, на сегодняшний день происходит реальный отток из страны высококвалифицированной рабочей силы, которая не может найти в Беларуси работу с достойной оплатой.

Сама же Беларусь привлекательна в основном для малоквалифицированных трудовых мигрантов из Украины, Молдовы, Киргизстана и Таджикистана.

Приток незарегистрированных трудовых мигрантов в Беларусь незначительно превышает объем зарегистрированной миграции (по нашим оценкам в 2,5 раза, то есть около 6 тыс. трудовых мигрантов в год, что мало ощутимо для рынка труда Беларуси). Основная масса этих мигрантов имеет относительно низкий уровень образования и работает в сфере обслуживания, сельском хозяйстве и промышленности. В целом отрицательное сальдо трудовой миграции оценивается ежегодно минимум в 140 тыс. человек, или почти в 3% экономически активного населения.

Денежные переводы мигрантов являются одной из наиболее важных составляющих миграционного процесса. На сегодняшний день в мировом масштабе эти переводы в три раза превышают официальную помощь развивающимся странам, помогают сократить бедность и неравенство, начать новый бизнес, увеличить вложения в образование и здравоохранение[8], смягчить положение домохозяйств в период экономических кризисов и катастроф[9], улучшить состояние платежного баланса.

Денежные переводы мигрантов-белорусов хотя выросли в абсолютном выражении с 222 млн. долл. в 2001 г. до 387 млн. долл. в 2010 г. (рис. 5), однако в относительном выражении их величина в последние годы колебалась вокруг 1% от ВВП). Более того, максимальное значение этой величины (2,38%) было отмечено в 1996 г., постепенно уменьшаясь до сегодняшнего уровня. При этом сальдо «официальных» переводов все годы было положительным и достигло в 2010 г. 302 млн. долл., однако его относительная величина также не велика: в среднем 0,6% ВВП, что можно рассматривать как не слишком значимое влияние на экономическое развитие страны. Характерно, что около 90% (89-92% в разные годы) оборота денежных средств приходится на Россию.

Рисунок 5. Поступление денежных переводов и переводы за границу в Республике Беларусь в 2003-2010 гг., млн. долл.[10]

В то же время, по оценкам экспертов, официальные переводы мигрантов составляют лишь 29% от реальных денежных потоков в мире (World Bank, 2011). Беларусь в этом смысле не исключение.

Наиболее сложным аспектом данных о денежных переводах является оценка поступлений по неофициальным каналам. Один из способов оценки истинного размера денежных переводов заключается в проведении опросов среди отправителей и получателей денежных переводов. Без проведения новых достаточно рандомизированных и репрезентативных опросов получателей и отправителей данные проводимых в настоящее время опросов домохозяйств будут носить лишь индикативный, а не комплексный характер. Однако в отсутствие этих данных, мы использовали для оценки метод, предложенный Ratha и Shaw, согласно которому предполагается, что сумма, высылаемая средним мигрантом, увеличивается с увеличением его дохода, но в меньшей степени[11].

Рассчитанный по это методике общий объем трансфертов в Республике Беларусь составил в 2010 г. 1,3 млрд. долл., а сальдо трансфертов – 850 млн. долл. или 1,7% ВВП. При всей приблизительности этих расчетов, они, вне всякого сомнения, более реально отражают ситуацию по сравнению с официальной статистикой, что признают и представители органов власти. Таким образом, поступление в Республику Беларусь денежных средств мигрантов в размере, приближающемся к 2% ВВП и 2,6% валового внешнего долга страны, следует рассматривать как достаточно существенную поддержку национальной экономики.

При расчете экономических эффектов миграции, как правило, учитывается чистая миграция (сальдо миграции) и в зависимости от этого выбирается соответствующая модель, определяющая влияние на страну-реципиент или на страну-донор рабочей силы. С этой точки зрения, Беларусь, как показано выше, является чистым поставщиком рабочей силы на международный рынок. Более того, расчеты, сделанные специалистами Всемирного банка на основе симуляции глобальных миграционных потоков, показали, что этот процесс в дальнейшем будет только усиливаться, что вполне предсказуемо при наличии столь мощного экономического соседа, как Россия.

Однако, принятая «Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы» предполагает проведение политики активного привлечения рабочей силы, прежде всего, в отрасли, малопривлекательные для белорусской рабочей силы и потому страдающие от ее нехватки (сельское хозяйство, ряд отраслей промышленности). При этом основной акцент делается на привлечение дешевой малоквалифицированной рабочей силы. Именно поэтому, более оправданным нам представляется подход, когда при моделировании этих процессов используется поток как входящей рабочей силы (иммиграция) определенной квалификации, так и исходящий (эмиграция).

Эффект от миграции во многом искажается недостаточно точными данными о занятости в Республике Беларусь. Необходимость активного привлечения мигрантов в Республику Беларусь независимо от квалификации обычно мотивируется недостатком в стране рабочей силы. Между тем, на государственных промышленных предприятиях излишняя занятость достигает 30 и более процентов, чрезмерное количество работников имеется в системе жилищно-коммунального хозяйства и на транспорте. Ярким примером избыточности рабочей силы является наличие кондукторов в городском транспорте, в то время как в экономически развитых странах контроль оплаты проезда выполняет электроника. Рациональное перераспределение рабочей силы позволило бы снизить потребность в низкоквалифицированных работниках, оставив лишь спрос на квалифицированную рабочую силу.

Кроме того, есть основание предполагать, что в свете сложившихся в мире и на территории стран Единого экономического пространства (ЕЭП) тенденций, а также кризисных явлений в экономике Республики Беларусь, величина миграционных потоков может существенно возрасти. В частности, Генеральный секретарь ОДКБ Н.Н.Бордюжа считает, что наплыв беженцев в Европу после революций в Тунисе, Египте, Ливии рискует превратиться едва ли не в новое великое переселение народов. Его последствия грозят затронуть и страны — члены ОДКБ[12].

Именно поэтому, для оценки возможного влияния изменения миграционных потоков на экономику страны мы использовали метод симуляции.

При оценке влияния иммиграции на рынок труда и макроэкономические показатели развития экономики применяются теоретические подходы с точки зрения экономики труда и экономики торговли (labour and trade theoretic approaches). При этом фундаментальное различие этих двух подходов состоит в диапазоне качественных характеристик применяемой модели. Если экономисты трудовой школы (labour economists) используют односекторную модель, то экономисты торговой школы (trade economists) обычно используют многосекторную модель, значительно более сложную, но позволяющую рассмотреть различные ракурсы возможного влияния миграции на рынок труда[13]. Для симуляции возможных миграционных потоков был использован последний подход и рассчитана модель общего равновесия. Данные основывались на матрице затраты-выпуск, составляемой Белстатом, и подготовлены авторами для выяснения эффектов вступления Беларуси в единое экономическое пространство.

При разработке сценариев развития мы исходили из того, что все переменные (производительность труда, отдача от капитала, рост экспорта (при условии сохранения тех же условий торговли), будут изменяться также, как в предыдущие 10 лет. При этом для упрощения модели мы предположили, что соотношение труда и капитала остается неизменным.

В результате было разработано три основных сценария:

  • сохранение тех же тенденций в миграционных процессах, то есть возрастающий отток из страны квалифицированной рабочей силы (в среднем на 6% в год исходя из динамики предыдущих 14 лет) при возрастающем притоке относительно низкоквалифицированной рабочей силы (в среднем на 3% в год за тот же период) – базовый сценарий;
  • изменение существующих тенденций в миграционных процессах в противоположную сторону: увеличение притока квалифицированной рабочей силы (на 3% в год относительно предыдущего года) при нулевом притоке низкоквалифицированной рабочей силы и достижение положительного баланса миграции – оптимистический сценарий;
  • увеличение оттока высококвалифицированной рабочей силы (в среднем на 8% в год относительно предыдущего года) при росте притока низкоквалифицированной рабочей силы в среднем на 5% – пессимистический сценарий.

В ходе анализа учитывалось влияние миграции как на экономический рост, так и на заработную плату. Необходимость учета воздействия миграционных процессов на заработную плату обусловлена тем, что иммигранты (особенно, незаконные) снижают уровень заработной платы в секторах, где они замещают рабочие места местных рабочих (perfect substitutes) и повышают в секторах, где они восполняют недостаток рабочей силы (complementarities), в то время как в других отраслях (imperfect substitutes) это влияние неоднозначно[14]. Величина этого эффекта напрямую зависит от уровня квалификации мигрантов. В то же время, отрицательный дистрибутивный эффект снижения заработной платы порождает положительные эффекты для производителей, ведя к снижению издержек производства и повышению конкурентоспособности продукции в краткосрочном плане. В долгосрочном же плане это может привести к отрицательным стимулам вложения в капитал, что, в конечном счете, отрицательно скажется на эффективности производства и темпах экономического роста.

Как видно из табл. 1, иммигрировавшие работники при любом варианте оказываются в выигрыше, что несомненно имеет положительный эффект для зависимых от них домохозяйств. Что касается других участников процесса, то местные работники не потеряют в заработной плате в результате от увеличивающегося оттока квалифицированной рабочей силы и притока относительно низкоквалифицированных работников, а даже наоборот выиграют (хотя выигрыш этот весьма незначителен), так как конкуренция на рынке труда снизится. Однако этот выигрыш произойдет за счет общего падения эффективности использования рабочей силы и снижения темпов роста ВВП на душу населения.

Таблица 1. Влияние миграции на заработную плату и ВВП на душу населения (в % от существующего уровня) к 2020 году

 

Базовый сценарий

Оптимистический сценарий

Пессимистический сценарий

На заработную плату вновь эмигрировавших

60

40

75

На заработную плату местных работников

0,01

0

0,02

ВВП на душу населения

-1,8

2,5

-2,2

Таким образом, в основу миграционных стратегий стран, ориентированных на успешное социально-экономическое развитие, должно быть положено привлечение высококвалифицированной рабочей силы с ограничением привлечения низкоквалифицированных работников. Это четко осознают, например, в России.

Вступивший в силу с 1 июля 2010 г. в силу Федеральный закон Российской Федерации от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" направлен на совершенствование механизмов регулирования внешней трудовой миграции и защиту национального рынка труда от избыточного привлечения иностранной рабочей силы и на стимулирование привлечения высококлассных специалистов. Директор Федеральной миграционной службы Российской Федерации К.О. Ромодановский на встрече с Председателем Правительства В.В. Путиным отметил, что принятие этого закона привело к тенденции увеличения выдачи разрешений на работу квалифицированным и высококвалифицированным специалистам[15].

В целом этот закон может быть использован для подготовки аналогичного законопроекта в Республике Беларусь с корректировками. В частности, в российском законе под термином «высококвалифицированный специалист» понимается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в РФ предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере 2-х и более миллионов руб. за период, не превышающий одного года (или примерно 5,7 тысяч долларов в месяц). Для условий Беларуси эти требования на современном этапе должны быть ниже.

Таким образом, можно сформулировать следующие основные выводы:

  • официальная белорусская статистика недостаточно корректно отражает миграционные потоки с отдельными странами и, прежде всего, с Российской Федерацией. В связи с этим необходимо провести серьезное улучшение учета миграционных потоков прежде всего внутри Таможенного союза (с 1 января 2012 – в рамках Единого экономического пространства);
  • на сегодняшний день происходит реальный отток из страны квалифицированной и высококвалифицированной рабочей силы, которая не может найти в Беларуси работу с достойной оплатой. Беларусь является чистым импортером рабочей силы.
  • в современных условиях миграционные процессы стимулируют экономический рост только в случае привлечения в страну квалифицированной и высококвалифицированной рабочей силы, производящей величину добавленной стоимости большую, чем потребляют их домашние хозяйства;
  • сохранение существующих тенденций в миграционных процессах (отток высококвалифицированных мигрантов при притоке низкоквалифицированных) может привести к падению темпов роста ВВП на душу населения. В то же время, в случае увеличения притока квалифицированных мигрантов, к ВВП на душу населения будет расти, хотя этот сценарий представляется менее реалистичным;
  • привлечение низкоквалифицированных мигрантов и членов их семей приведет к опережающему росту потребления общественных фондов потребления по сравнению с производством ими добавленной стоимости, за счет которых формируются указанные фонды. В результате уровень потребления общественных благ коренным населением может снизиться;
  • опыт Франции, Италии, Великобритании, других стран Западной Европы и России по привлечению низкоквалифицированных внешних мигрантов ведет к социально-экономической нестабильности в стране. На чужих ошибках нужно учиться, а не повторять их.

Поступление в Республику Беларусь денежных средств мигрантов в размере, приближающемся к 2 процентам ВВП и 2,6% валового внешнего долга страны, следует рассматривать как достаточно существенную поддержку национальной экономики, в том случае, если зарабатываемые и перечисляемые в Республику Беларусь средства в пересчете на иностранную валюту будут больше, чем зарабатывали работники внутри страны. В связи с этим для указанных работников не следует создавать препятствий для работы за границей и переводу заработанных валютных средств в Республику Беларусь.

Исходя из результатов исследования, более обоснованной представляется российская стратегия проведения миграционной политики, сформулированная в федеральном законе Российской Федерации от 19 мая 2010 г. N86-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельных законодательных актах Российской Федерации", направленная на привлечение квалифицированной и высококвалифицированной рабочей силы с ограничением числа мигрантов с низким уровнем подготовки.

В связи с этим считаем целесообразным внести уточнения в «Национальную программу демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы», принятую Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. №357. Активное привлечение низкоквалифицированных мигрантов (в том числе и лиц без гражданства) в сельскую местность и в районы с недостатком рабочей силы с предоставлением им и членам их семей финансовой поддержки создаст дополнительную нагрузку на социальную сферу (в том числе и на пенсионную систему) и приведет к снижению общего уровня жизни населения страны, возможному обострению взаимоотношений между коренными жителями и мигрантами.

Предлагаем в «Национальной программе демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы» оговорить необходимость ориентации миграционной политики страны на привлечение квалифицированной и высококвалифицированной рабочей силы, предусмотрев при этом национальные критерии отнесения работников к этим категориям специалистов.

Проблему недостатка рабочей силы внутри Республики Беларусь необходимо решать путем ликвидации излишней занятости на промышленных предприятиях, в других сферах национальной экономики (например, на транспорте) и перераспределением высвобожденных работников между отраслями на основе совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров, а также внедрения трудосберегающих технологий.


[1] Лученок Александр Иванович - доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом макроэкономического регулирования Института экономики НАН Беларуси
[2] Колесникова Ирина Витальевна старший научный сотрудник отдела макроэкономического регулирования Института экономики НАН Беларуси
[3] «Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы». Принята Указом Президента Республики Беларусь 11 августа 2011 г. № 357. - Электронный ресурс: http://www.mintrud.gov.by/ru/min_progs/prog22.
[4]. Федеральный закон Российской Федерации от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" – Электронный ресурс: http://www.rg.ru/2010/05/21/grajdane-dok.html.
[5]. IMO, 2010, World Migration 2010: The Future of Migration: Building Capacities for Change.
[6]. Электронный ресурс: http://bi.gks.ru:8080/DDB/showcharts.jsp?report=NA000_2p&project=BIPortal_cen_2.bip.
[7]. ILO, 2010 a. Message by Juan Somavia Director-General of the International Labour Office on the occasion of International Migrants Day.
[8]. Edwards, Alejandra Cox, and Manuelita Ureta. 2003. “International Migration, Remittances and Schooling: Evidence from El Salvador.” Journal of Development Economics, 72 (2), Special Issue: 429–461.
[9] World Bank. 2006. Global Economic Prospects 2006: Economic Implications of Remittances and Migration. World Bank, Washington DC.
[10]. Migration and Remittances Factbook 2011. - Электронный ресурс: http://siteresources.worldbank.org/INTPROSPECTS/Resources/334934-1199807908806/Belarus.pdf.
[11]. Ratha, Dilip K., William Shaw (2007). "South-South Migration and Remittances," Development Prospects Group, World Bank Working paper № 102.
[12] Переведенцева Е. Куда полетит шар. – Ваше право. Миграция, 2011, № 6. – Электронный ресурс: http://migratsia.ru/publ/2011_god/6_2011/kuda_poletit_shar/34-1-0-140
[13]. Gaston, N. and Nelson, D. (2000). The Employment and Wage Effects of Immigration: Trade and Labour Economics Perspectives.
[14]. Friedberg, Rachel M.; Hunt, Jennifer ( 1995). The Impact of Immigrants on Host Country Wages, Employment and Growth, The Journal of Economic Perspectives, Vol. 9, No. 2. (Spring, 1995), pp. 23-44.
[15]. В ком заинтересована Россия. Ваше право. Миграция, 2011, № 10. – Электронный ресурс: http://migratsia.ru/publ/2011_god/10_2011/v_kom_zainteresovana_rossija/40-1-0-165.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.