Rambler's Top100

№ 645 - 646
1 - 14 июня 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Опросы и ответы 

Участие в переписи населения: право или обязанность?

Дети: права, допустимость родительского и государственного контроля

"Невидимое меньшинство": к проблеме гомофобии в России

Если б я был султан, или о многоженстве в России и на Кавказе

Первый опыт курения и распития спиртного

Приоритеты бюджетных расходов государства


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

"Невидимое меньшинство": к проблеме гомофобии в России

«Невидимое меньшинство»[1]

На фоне развивавшегося украинского кризиса в 2013-2014 гг. (не учитывая кратковременные информационные «вспышки», не нашедшие широкого отклика в первую очередь в федеральных средствах массовой информации[2]) проблема гомофобии в России стала менее заметна в публичном пространстве, чем два года назад. Комплекс чувств, направленный на защиту русскоязычного населения в Украине, усиливался антифашистской риторикой и обращением к исторической памяти противостояния агрессорам, что в итоге привело к росту внешней ксенофобии, переключившей внимание с внутренних врагов (ЛГБТ – сообщества, мигрантов, этнических «чужаков») на внешних (США, ЕС, Украину).

Внешнеполитические «игры» временно отвлекли население от нетрадиционных сексуальных меньшинств, но в целом оно не стало толерантнее к ним. По-прежнему чуть более трети россиян (37%) считают, что гомосексуализм – это болезнь, которую надо лечить (это мнение разделяют в первую очередь респонденты с высшим образованием). Лишь каждый четвертый россиянин (по сравнению с каждым третьим два года назад) считает, что представителей ЛГБТ надо «оставить в покое». Радикальные взгляды стали встречаться чаще - 18% опрошенных считают, что надо преследовать «чужих» по закону (среди лиц с образованием ниже среднего – 22%). Минимальное число сторонников метода «кнута» среди россиян, обладающих высшим образованием – 12%.

Число респондентов, рассматривающих гомосексуализм как результат совращения, за два года сократилось на 10 п.п.: с 23% до 13%. Такие случаи если и имели место, то в принципе не освещались, оставаясь «табу» в публичной сфере. Кроме того, активная «информационная» фаза гомофобной кампании, увязывавшей гомосексуализм с педофилией и другими актами насилия, прошла.

Вторым (по численности сторонников) объяснением природы гомосексуализма стал культурный контекст, рассматривающий отличную от привычной в обществе сексуальную ориентацию, как проблему социализации индивидов, получивших плохое воспитание, а потому «распущенных». Сейчас так думает четверть населения, хотя два года назад этого мнения придерживались только 17%.

Как вы лично думаете, гомосексуализм, в основном, - это… (один ответ)


февраль
2013

март
2015

Болезнь, которую нужно лечить

34

37

Результат плохого воспитания, распущенность, вредная привычка

17

26

Результат совращения (в семье, на улице, в закрытом учреждении)

23

13

Данная от рождения сексуальная ориентация, имеющая такое же право на существование, как и гетеросексуальная ориентация

16

11

Затрудняюсь ответить

10

14

Как вы думаете, гомосексуалистов следует… (один ответ)


апрель 2013

март 2015

Преследовать по закону

13

18

Лечить

38

37

Помогать им достойно жить

8

7

Оставить в покое

31

25

Затрудняюсь ответить

10

13

Восприятие представителей ЛГБТ населением за год существенно не изменилось. Более чем у двух третей опрошенных (65%) преобладают негативные чувства – отвращение и страх (24%), раздражение (22%), настороженность (19%). Каждый четвертый реагирует на гомосексуалистов и лесбиянок «спокойно, без особых эмоций». Лишь 3% россиян подходят под понятие «гей-френдли», т.е. относятся к представителям ЛБГТ-сообщества дружественно, что не выходит за рамки статистической ошибки и не может рассматриваться всерьез.

Преобладание тех или иных установок понимания природы гомосексуализма, обозначенные выше (болезнь, девиация как результат плохого воспитания или совращения, ориентация, имеющая право на существование), оказывает существенное влияние на восприятие носителей сексуальной ориентации, отличной от принятой в российском обществе, в качестве единство приемлемой. Среди тех россиян, кто считает, что гомосексуализм – это данная от рождения сексуальная ориентация, имеющая такое же право на существование, как и гетеросексуальная ориентация, доля нейтрально настроенных в два раза выше, чем в целом по стране (59% против 26%). И, наоборот, доля настроенных негативно в два раза меньше, чем среди тех, кто считает гомосексуализм болезнью или «вынужденной девиацией». Большей частью населения (66%) негативно воспринимаются и люди с отличной от пола гендерной идентичностью – транссексуалы.

Как вы лично относитесь к гомосексуалистам и лесбиянкам? (один ответ)


июнь 2003

февраль 2013

март 2015

Доброжелательно

1

1

1

С интересом

1

3

2

Спокойно, без особых эмоций

45

23

26

Настороженно

11

22

19

С раздражением

16

20

22

С отвращением или страхом

21

26

24

Затрудняюсь ответить

5

6

5

Как вы лично относитесь к транссексуалам?


май 2014

Благожелательно

2

Вполне терпимо

6

Без особых чувств

23

С раздражением

30

С негодованием

36

Затрудняюсь ответить

3

Соотношение одобряющих и не одобряющих отношения между людьми одного пола в целом по стране сейчас составляет 1:3. Среди россиян, считающих гомосексуализм одним из возможных вариантов сексуальной ориентации, каждый второй положительно относится к «однополым отношениям», существующим по взаимному согласию. Придание однополым отношениям правового статуса поддерживает только 7% населения. Для большей части опрошенных (84%) однополые браки в России неприемлемы. Десять лет назад противников однополых отношений было на 10 п.п. меньше.

Как вы считаете, имеют ли право взрослые люди по взаимному согласию вступать в отношения с людьми того же пола?


февраль 2013

март 2015

Определенно да

5

2

Скорее да

18

17

Скорее нет

25

23

Определенно нет

35

35

Затрудняюсь ответить

17

23

Как бы вы отнеслись к тому, чтобы разрешить однополые браки в России?


апрель 2005

июль 2010

июль 2012

февраль 2013

март 2015

Целиком положительно

4

3

3

1

1

Скорее положительно

11

11

7

4

6

Скорее отрицательно

29

30

28

23

26

Резко отрицательно

45

54

49

62

58

Затрудняюсь ответить

12

4

13

10

9

Только 21-30% респондентов не испытывают никакого дискомфорта от физического присутствия рядом представителей ЛГБТ-сообщества: 29% говорят, что у них не вызвало бы негативных эмоций проживание рядом пары гомосексуалистов/лесбиянок; 27% работали бы «без эмоций» с коллегой с нетрадиционной сексуальной ориентацией; 22% не чувствовали бы дискомфорт, общаясь с «таким» другом. У большей части опрошенных в целом по выборке социальная дистанция тем выше, чем ближе круг взаимодействия. Барьеры в общении гораздо ниже у тех респондентов, кто обладает какими-либо знаниями об ЛГБТ-сообществе. Доля респондентов, настроенных резко негативно по отношению к возможному соседу, коллеге или другу с нетрадиционной сексуальной ориентацией, среди знающих в среднем в 1,5 раза ниже, чем среди тех, кто ничего не знает о данном сообществе. Справедливости ради стоит отметить, что у знающих не выражены позитивные установки контактировать с ЛГБТ, они просто значительно менее гомофобны и агрессивны по отношению к ним.


Всего

Респонденты, которые ничего не знают о движении ЛГБТ

"Знающие"

Как бы вы отнеслись к тому, если бы рядом с вами поселилась пара гомосексуалистов / лесбиянок?

Положительно

<1

<1

<1

Без эмоций

29

27

33

Настороженно

25

20

33

Резко негативно

41

49

29

Затрудняюсь ответить

5

4

5

Как бы вы отнеслись к тому, если бы вам бы приходилось работать вместе с гомосексуалистами / лесбиянками?

Положительно

<1

<1

1

Без эмоций

27

25

31

Настороженно

22

18

28

Резко негативно

44

51

33

Затрудняюсь ответить

7

5

8

Как бы вы отнеслись к тому, если бы кто-то из ваших близких друзей оказался гомосексуалистом / лесбиянкой?

Положительно

1

<1

<1

Без эмоций

21

20

23

Настороженно

20

16

26

Резко негативно

48

55

39

Затрудняюсь ответить

10

8

13

Россияне, имеющие представления о движении ЛГБТ, склонны более понимающе относиться к его проблемам (или хотя бы признавать факт их наличия) – доля респондентов, считающих, что представители ЛГБТ подвергаются дискриминации и физическому насилию, среди знающих о движении выше, чем среди незнающих и в целом по стране. Стоит отметить, что иногда гомофобное насилие происходит «практически при полном попустительстве полиции[3] и является существенной проблемой.

 

Всего

Респонденты, которые ничего не знают о движении ЛГБТ

"Знающие"

Как вы думаете, подвергаются или нет представители нетрадиционной сексуальной ориентации в России физическому насилию (нападения, убийства и пр.)?

Да

29

26

36

Нет

37

38

36

Затрудняюсь ответить

34

36

28

Как вы думаете, подвергаются или нет представители нетрадиционной сексуальной ориентации в России дискриминации (психологическое давление, ущемление прав и пр.)?

Да

32

26

44

Нет

33

36

28

Затрудняюсь ответить

36

38

28

Несмотря на то, что сам закон вызвал немало споров о том, что же следует понимать под «пропагандой гомосексуализма», в общественном мнении сложились достаточно устойчивые представления о допустимых границах публичного проявления «иной» сексуальной ориентации. Гей-парады и поцелуи, объятия на публике по-прежнему воспринимаются, как наиболее неприемлемые и пропагандирующие гомосексуализм действия (по мнению 87% и 85% соответственно). Стоит отметить, что и среди большей части представителей ЛГБТ-сообщества чрезмерная демонстрация своей сексуальности в кругу незнакомых людей, как правило, не является приемлемой[4]. Половиной респондентов воспитание в семье, где оба родителя одного пола, также рассматривается как пропаганда. Как указывалось ранее, для четверти россиян гомосексуализм есть результат плохого воспитания и распущенности, поэтому доверить воспитание нового члена общества людям, самим «недополучившим нужного воспитания», кажется большей части опрошенных непростительной ошибкой. Кроме того, начиная с советских времен, конструкт сексуальности увязывался с конструктом репродукции, а все остальные проявления сексуальности общественно порицались. Сегодня на волне патриотического подъема и «возвращения» к духовным истокам предпринимаются попытки ограничить сексуальность только репродукцией (в частности, запрещая и ограничивая аборты[5]), поэтому любые отходы от этого сценария декларативно вызывают общественное осуждение среди большей части населения. Из представленного списка менее всего в качестве пропаганды рассматривается личное общение с представителями сексуальных меньшинств.

Как вы считаете, можно ли считать пропагандой гомосексуализма…

 

Определенно да

Скорее да

Скорее нет

Определенно нет

Затрудняюсь ответить

...ток-шоу, телепередачи, статьи о жизни сексуальных меньшинств?

февраль 2013

37

38

14

4

6

март 2015

38

42

12

4

5

...личное общение с представителями сексуальных меньшинств?

февраль 2013

24

26

32

8

11

март 2015

27

31

23

9

10

...образовательные передачи, рассказывающие о природе гомосексуализма?

февраль 2013

32

33

23

5

8

март 2015

33

34

20

7

6

...митинги, акции в защиту прав сексуальных меньшинств?

февраль 2013

47

34

9

4

5

март 2015

50

34

7

4

5

...художественную литературу и кино, в которых раскрываются однополые отношения?

февраль 2013

41

33

15

4

7

март 2015

42

37

12

5

5

...гей-парады?

февраль 2013

56

27

7

4

6

март 2015

59

28

6

3

4

...воспитание в семье, где оба родителя одного пола?

февраль 2013

50

28

9

4

8

март 2015

51

30

8

5

7

...свободное проявление "гомосексуальных чувств" на публике (поцелуи, объятия)?

февраль 2013

54

30

8

5

5

март 2015

55

30

7

4

4

Только у 5% россиян среди знакомых есть гомосексуалисты и лесбиянки, у большей части опрошенных (91%) в кругу близкого общения таких контактов нет. 36% в целом осведомлены о ЛГБТ-сообществе, каждый второй россиянин ничего не знает об этом движении. Интерес к проблеме гомофобии низкий – только 4% ничего не знают о движении, но хотели бы узнать о нем.

Есть ли среди ваших знакомых гомосексуалисты и лесбиянки?

 

июнь 2003

февраль 2013

март 2015

Есть

8

7

5

Нет

90

86

91

Отказ от ответа

3

6

4

*Т.к. в 2003 году исследование проводилось в городах с населением в 20 тыс. и больше – данные за 2013 и 2015 гг. пересчитаны по тем же показателям.

Знаете ли вы о существовании в России движения «Лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов», борющегося за права сексуальных меньшинств?


февраль 2013

март 2015

Не знаю о движении ЛГБТ и меня это не интересует

58

56

Не знаю о движении ЛГБТ, но хотел бы узнать

4

4

Что-то слышал о движении ЛГБТ, но меня это не интересует

28

35

Наслышан о движении ЛГБТ, хотел бы принять участие в его акциях

1

1

Знаю о движении ЛГБТ, сам участвую/участвовал в его деятельности,акциях

2

<1

Затрудняюсь ответить

7

4

Можно предположить, что именно эти установки в общественном сознании позволяют большей части населения (67%) рассматривать принятие закона о запрете «пропаганды гомосексуализма», как заботу о нравственности и укрепление морали. Существенной поддержки населением альтернативных точек зрения на принятый закон не наблюдается. Если в 2013 г. на волне постпротестной активности, вылившейся в формирование критически настроенного ядра (сформировавшегося в первую очередь за счет столичных жителей, респондентов среднего возраста, обеспеченных и высокообразованных россиян), закон о запрете «пропаганды гомосексуализма» рассматривался каждым пятым россиянином, как попытка отвлечь общественное внимание от коррупционных скандалов и роста активности оппозиции, то в настоящее время доля опрошенных, думающих данным образом, снизилась.

Хотя отмеченное снижение находится в рамках статистической ошибки и для того, чтобы уверенно заявлять об уменьшении «критической массы» в обществе требуются дальнейшие замеры, другие данные социологических опросов позволяют говорить о том, что поляризация мнений населения по многим вопросам, наблюдавшаяся до украинского кризиса и до подъема национального самосознания в 2014 г., сейчас ослабла, что позволяет нам самым осторожным образом предварительно экстраполировать данную интерпретацию и на проблему гомофобии. Доля россиян, определенно положительно оценивающих принятый закон, выросла с 52% в 2013 г. до 63% в 2015 г., а в целом одобрение «запрета пропаганды гомосексуализма» в настоящее время выражают 77% респондентов.

Как вы относитесь к закону о запрете пропаганды гомосексуализма?


февраль 2013

март 2015

Положительно

52

63

Скорее положительно

15

14

Скорее отрицательно

6

6

Отрицательно

8

9

Меня это не интересует

14

7

Затрудняюсь ответить

5

3

Как вы считаете, что прежде всего стоит за принятием закона о запрете «пропаганды гомосексуализма»?


февраль 2013

март 2015

Забота о нравственности населения, укреплении морали

60

67

Попытка отвлечь общественное внимание от коррупционных скандалов, снижения доверия власти и роста активности оппозиции

18

14

Стремление расколоть общество, разжечь враждебные настроения людей, против тех, кто от них отличается

8

7

Затрудняюсь ответить

14

12

Таким образом, россияне придерживаются тактики «невидимого меньшинства» в отношении представителей ЛГБТ-сообщества. Если «нарушители общественных устоев» публично не демонстрируют свою отличность, тогда в целом значительная часть населения готова смириться и с соседом, и с коллегой и даже с другом с нетрадиционной сексуальной ориентацией. При этом отказывая им в создании семьи, правовой поддержке, законодательной защите от дискриминации и воспринимая данное ущемление прав, как необходимую меру укрепления морали и заботы о нравственности большинства.

В целом российское общество пока не готово принять представителей ЛГБТ-сообщества как полноправных членов социальной жизни. На фоне периодически возрождающихся дискурсов об особом пути России, базирующихся на противопоставлении Западу и его ценностям (вспомнить хотя бы широко вошедший в употребление термин «гейропа»), принятие ЛГБТ в категорию «социально одобряемого», легального или даже публичное обсуждение таких перспектив будет блокироваться и далее. А отсутствие знаний о «другом» является благодатной почвой для ксенофобии и насилия в отношении тех, кто является чужим и непонятным.

Карина Пипия, социолог Левада-Центра

Опрос проведен 27 – 30 марта 2015 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 800 человек в возрасте 18+ в 134 населенных пунктах 46 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 4,1%

Левада-Центр, 15 мая 2015 г.
Полностью см.: http://www.levada.ru/15-05-2015/nevidimoe-menshinstvo-k-probleme-gomofobii-v-rossii


[1] По аналогии с достаточно распространённым термином «видимое меньшинство», подразумевающим, как правило, визуально отличную – цвет кожи, строение тела и пр.– от «коренного» населения часть общества. Представители ЛГБТ-сообщества, составляя меньшинство в структуре населения, остаются «невидимыми» для большей части населения с правовой, культурной или бытовой (дискриминация) точки зрения. Вернее, большинство ожидает от ЛГБТ принятия стратегии невидимости, любая попытка которых публично заявить о своем существовании вызывает недовольство и противодействие.
[2] Проект «Дети-404» о ЛГБТ подростках, подвергавшийся прессингу, как «пропагандирующий гомосексуализм». Или инициатива депутатов Госдумы запретить браки с трансгендерами.
[3] См. отчет «СОВЫ». URL: http://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/publications/2015/03/d31575/#_Toc379209515
[4] И. Соболева, Я. Бахметьев. «Меня как будто вытолкали за ворота»: реакция ЛГБТ на запрет «пропаганды гомосексуализма». URL: http://jsps.hse.ru/2014-12-2/127454343.html
[5] Например, см.: Е.Мизулина намерена ввести регламент на аборты. URL: http://top.rbc.ru/society/02/09/2013/874300.shtml

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.