Rambler's Top100

№ 639 - 640
20 апреля - 3 мая 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Изменение политики "одна семья - один ребенок" в Китае: причины и ожидаемые результаты

Социально-демографическое развитие КНР в ходе реформ: новые тенденции в свете решений XVIII съезда КПК

КНР: «охота за умами». Урок для России?

Шанхайские женщины в первой половине XX в.: от «тройной покорности» к равноправию в браке

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Социально-демографическое развитие КНР в ходе реформ: новые тенденции в свете решений XVIII съезда КПК

Баженова Е.С.[1]
(Опубликовано в книге: Экономика КНР в свете решений XVIII съезда КПК. Часть 1. / отв. ред. А.В. Островский; сост. А.В. Каменнов. В 2 частях - ч. 1 М.: ИДВ РАН, 2013. С. 52-64)

В КНР, самой многонаселенной стране мира, проблема народонаселения бросает вызов устойчивому социально-экономическому развитию страны. Китайские ученые постоянно работают над теоретическим обоснованием комплексного решения этой проблемы. В последние годы было выдвинуто теоретическое положение о «построении демографически сбалансированного общества» в КНР, которое является новой точкой роста для теоретических воззрений на народонаселение с учетом китайской специфики.

Несмотря на динамичное развитие экономики и общества в ходе 11-й пятилетки, продолжали постепенно проявляться существовавшие в течение длительного времени и проблемы, и противоречия, вызванные дисбалансом в демографическом развитии. В материалах 4-й сессии ВСНП 11-го созыва (март 2011 г.) отмечалось, что Китай и далее будет успешно решать вопросы социально-экономического развития. Но перед страной стоят три основные проблемы - огромная численность населения, относительная нехватка энергоресурсов и экологическая проблема, причем демографический аспект в перечислении этих проблем стоит на первом месте.

В годы выполнения 11-го пятилетнего плана социально-экономического развития КНР продолжалось проведение политики, направленной на сдерживание темпов прироста населения, демографические показатели оставались стабильными и относительно невысокими, сохранялась тенденция на их постепенное снижение. Для решения демографической проблемы характерно смещение акцента с «простого контроля» на разработку и принятие комплексных решений. Уделялось большое внимание усилению идеологической работы в области планирования рождаемости - по линии укрепления «центральной роли масс» в проведении политики ограничения рождаемости, усиления методов административного контроля и гуманитарной составляющей, при этом отдавался приоритет экономическим рычагам регулирования демографических процессов.

В 2012 г. общая численность населения КНР составила 1,354 млрд человек, абсолютный прирост численности населения за 2007-2011 гг. - 26 млн человек. Если в 2007 г. коэффициент естественного прироста населения был 5,17‰, то в 2011 г. он уменьшился до 4,79‰. В результате неустанных усилий правительства КНР по стабилизации численности населения его доля в общей численности населения земного шара упала с 20,2% в 2005 г. до 19,4% в 2010 г., что говорит об успешности мер, принимаемых руководством КНР в демографическом направлении[2].

На XVIII съезде КПК был подтвержден курс на продолжение политики плановой рождаемости и повышение качественных характеристик новых поколений, что должно способствовать сбалансированному развитию народонаселения КНР в течение длительного периода времени.

В связи с этим в материалах съезда особое внимание уделялось необходимости завершения реформы здравоохранения: с упором на расширение профилактических мер в деревне - создание сети лечебных учреждений трех уровней в сельской местности; улучшение медицинского обслуживания в городских кварталах (шэцюй); усиление механизма поддержки больных тяжелыми заболеваниями и системы защиты против эпидемий (страна успешно справилась с эпидемией атипичной пневмонии в 2005 г.); поддержание и развитие на основе инноваций традиционной китайской медицины и использование последних достижений западной медицины; повышение качества медперсонала; обеспечение безопасности и доступности всех необходимых продуктов питания и лекарств.

Благодаря постоянному улучшению ситуации со здоровьем населения средняя ожидаемая продолжительность жизни в Китае выросла с 71,4 лет в 2000 г. до 74,8 лет в 2010 г. Смертность новорожденных снизилась с 29,2 промилле в 2002 г. до 12,1 промилле в 2011 г., смертность детей в возрасте до 5 лет снизилась с 34,9 промилле до 15,6 промилле. Значительно сократился разрыв между городом и деревней в области здравоохранения. Если в 2003 г. основное медицинское обеспечение охватывало 55% горожан и 21% жителей сельскохозяйственных районов Китая, то в 2011 г. эти два показателя увеличились до 89 и 97% соответственно. Как говорится в докладе «Здоровый Китай-2020: изучение стратегических вопросов», опубликованном Министерством здравоохранения КНР, к 2020 г. средняя ожидаемая продолжительность жизни населения в Китае достигнет 77 лет, смертность детей в возрасте до 5 лет снизится до 13 промилле.

Сохраняется дисбаланс в области структуры населения по полу, что в будущем может грозить появлением социальных проблем. Изменение соотношения по полу в сторону преобладания мужского населения началось еще в 1980-е годы и в начале XXI столетия соотношение по полу составило уже 116,9, нарастание этого показателя продолжалось и в последующие годы. Для нормализации структуры населения КНР по полу потребуются немалые усилия. Предполагается, что последствия этого дисбаланса начнут ощущаться уже начиная с 2020 г., когда во взрослую жизнь будет вступать первое поколение родившихся в период «гендерного перекоса». К этому времени число «лишних мужчин» в Китае достигнет 23 млн, а к 2030 г. - 30 млн[3].

В возрастной структуре сохраняются тенденции усиления старения населения - в 2011 г. число жителей Китая старше 65 лет достигло 122,6 млн человек, 9,1% населения. Начиная с 2005 г. численность населения в детских возрастах (0-14 лет) постепенно снижалась, а в трудоспособных и пожилых возрастах (15-64 года и старше) понемногу возрастала. Начиная с 2010 г. в течение последующих 20 лет тенденции старения населения будут нарастать быстрее, что потребует ускоренных усилий по реформе системы социального обеспечения и создания системы обслуживания пожилых людей с учетом прогнозов, которые предполагают, что к 2040-м гг. XXI в. число пожилых людей возрастет до 22% общей численности населения, что составит в абсолютном выражении огромную цифру, около 320 млн человек. Для смягчения огромного бремени социальных расходов на эту группу населения потребуется искать новые решения, в том числе создавать систему домов престарелых на новых принципах финансирования, предлагается в приоритетном порядке - в качестве своеобразной компенсации - охватить программами помощи пожилых людей, выполнивших предписания планового деторождения.

Комментируя итоги XVIII съезда КПК, известные китайские демографы (Цай Фан, директор Института народонаселения АОН Китая; Чэнь Цзянь, Ван Фэн и другие) высказывали пожелания, что в связи с нарастающими процессами старения населения, особенно в крупных городах, приходит время подумать о переходе от однодетной к двухдетной модели семьи и отмене штрафов за рождение второго ребенка, что будет способствовать большей сбалансированности возрастно-половой структуры населения КНР.

По мере старения населения Китая проблемы социального и прежде всего пенсионного обеспечения становятся все более актуальными. Сложность здесь состоит в том, что в настоящий период система социального обеспечения в масштабе страны находится в стадии формирования и пока не может охватить все категории людей преклонного возраста. (В 2012 году системой страхования городского и сельского населения по старости в Китае было охвачено 459 млн человек). Становление и эффективность новой общенациональной системы социального обеспечения будет зависеть от результатов экономической реформы в КНР.

Уровень жизни пожилых людей в городе по сравнению с сельскими районами, как правило, гораздо выше. После образования КНР в городах функционировала система социального страхования рабочих и служащих государственных и коллективных предприятий, которая предполагала выплаты пособий в случае болезни, потери трудоспособности в результате несчастного случая на производстве и пенсионное обеспечение начиная с 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Выплаты проводились из специального фонда социального обеспечения, который формировался за счет средств государственного бюджета.

В 1991 г. Госсовет КНР принял «Решения по реформе системы выплаты пенсий рабочим и служащим предприятий», которые предусматривали повсеместное введение нового порядка выплаты пенсий, которые делились на три вида: 1) единые для всех рабочих и служащих; 2) специальные пенсионные программы предприятий (осуществляются отдельными предприятиями, если у них есть средства для дополнительного пенсионного страхования своих работников); 3) индивидуальное пенсионное страхование (страховые полисы, которые приобретаются отдельными работниками). Новым важным моментом было то, что единый пенсионный фонд формировался не только за счет взносов предприятий, но и за счет взносов работников (процент от зарплаты).

На III Пленуме ЦК КПК 14-го созыва (ноябрь 1993 г.) был взят курс на реформирование системы обязательного пенсионного страхования, сочетающей общественное распределение с индивидуальными счетами. Согласно Постановлению «О создании единой системы основного пенсионного страхования работников предприятий» (опубликовано Госсоветом КНР в июле 1997 г.) начала вводиться система обязательного пенсионного страхования (Постановление №26). Было принято решение о создании личного страхового счета каждого работника (пенсионера в будущем) и формировании его в размере 11% от зарплаты работающего. Средства на личный счет поступают и от самого работающего и от предприятия. Переход на новую систему пенсионного страхования осуществляется на предприятиях в настоящее время, но пока еще не созданы все необходимые условия для повсеместного функционирования такой системы - нет эффективной законодательной базы и очень слаб контроль над использованием пенсионных средств.

Для сельской местности Министерством труда и Китайской народной страховой компанией была разработана система страхования по старости, которая дает возможность каждому собственными средствами обеспечить себе пенсионные выплаты. Все граждане в возрасте с 18 до 60 лет, проживающие в сельской местности, независимо от характера работы могут участвовать в пенсионном страховании. В формировании местных пенсионных фондов вместе с гражданами в соответствии с экономическими условиями могут принимать участие и местные правительства, но доля взносов граждан должна быть не менее 50%. Суммы взносов могут составлять от 2 до 20 юаней за один месяц, которые можно вносить ежемесячно или ежеквартально. Право на получение пенсии наступает при условии внесения пенсионных взносов в течение необходимого срока с 60 лет для мужчин и женщин и действует до случая смерти.

Основная цель пенсионной реформы - преодоление демографического кризиса (старения населения) и отработка финансового и административного механизмов пенсионного обеспечения населения.

Главная задача, которая ставится для концепции пенсионной системы КНР XXI столетия - нахождение наилучшего сочетания классических институтов пенсионного обеспечения: обязательного социального страхования, коллективного (профессионального) и личного страхования, государственной социальной помощи, которые вместе могут обеспечить социальную защиту всем жителям страны путем накопления нужной суммы средств (страхования, включая капитализацию, целевое выделение трансфертов из федерального и регионального бюджетов) и их перераспределение.

В данный период времени в КНР сосуществуют три подсистемы пенсионного обеспечения: обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и сельское пенсионное страхование. Степень развития этих видов страхования неодинакова. Все вместе они имеют большое значение для сохранения социальной стабильности и экономического развития КНР, работая на повышение уровня жизни пожилого населения страны.

Обязательное пенсионное страхование распространяется в основном на работников городских предприятий и служащих государственных учреждений и общественных организаций, работающих на контрактной основе, существуя за счет пенсионных взносов работодателей и наемных работников. Она основана на распределительном и накопительном принципе, как и в России, но отличается по организации функционирования.

Государственное пенсионное обеспечение предназначено для основной части служащих государственных учреждений и общественных организаций и существует за счет госбюджета. По организации близко к российской системе.

Сельское пенсионное страхование организовано правительством КНР и базируется на принципе добровольности. Оно направлено на работников сельских предприятий и других сельских жителей. Кроме этих трех подсистем существуют и другие, дополнительные типы пенсионного обеспечения, включая корпоративное пенсионное страхование и индивидуальные пенсионные сбережения.

Следует отметить, что пока еще отсутствуют фундаментальные законы о социальном обеспечении, действие пенсионной системы основано на временных правилах, постановлениях и решениях (их всего более 100), в основном местного законодательства.

На XVIII съезде в докладе Ху Цзиньтао отмечалось, что надо продолжать курс на полный охват всех слоев населения системой социального обеспечения: на реформу системы социального страхования на предприятиях и в учреждениях в городах; совершенствование базового медицинского обслуживания в городе и деревне; постепенное открытие пенсионных счетов для всех трудящихся; создание механизма льгот и дотаций и его постоянное регулирование в системе социального страхования по всей стране; улучшение системы социальной помощи в случае стихийных бедствий, укрепление фондов социальной помощи; с учетом старения населения обеспечить социальное обслуживание пожилых людей и защиту законных прав инвалидов.

Демографические процессы современного Китая характеризуются очень высокими темпами урбанизации, ростом миграционного движения населения. По данным ГСУ КНР за 2011 г. число городских жителей (690,8 млн человек) впервые в истории страны превысило численность сельского населения (656,6 млн), (51,3% и 48,7% соответственно)[4]. Это означает исторически значимые изменения в социальной структуре населения - перевернута страница, когда деревня занимала преобладающее место в обществе, начинается новое время с доминирующей ролью городов в социальном пространстве. По прогнозам, к 2025 г. число городских жителей в Китае достигнет 915 млн человек, а в дальнейшем, к 2030 г., составит 1020 млн человек, 70% общей численности населения КНР[5] . В ряде регионов - дельте реки Янцзы, дельте реки Чжухай, зоне Бохайского залива появятся мегаполисы с населением 80-100 млн человек. В этой связи в Китае создается передовая инфраструктура, в основе которой заложена сеть высокоскоростных железных и автомобильных дорог, связывающих между собой различные мегаполисы с севера на юг и с востока на запад «по двум вертикалям и трем горизонталям». Пополнение городского населения происходило в основном за счет миграции, которая за годы реформ достигла беспрецедентных масштабов. Число мигрантов к 2010 г. возросло до 261,39 млн человек (более полугода проживают не по месту прописки), что на 117 млн человек или 81,03% больше показателя 2000 г.[6]. В этой связи в материалах последнего съезда КПК отмечалось, что в новое время необходимо придавать большее значение научно обоснованному развитию городов, всесторонне повышать качественные стороны городов и урбанизации, стимулировать общее процветание городской экономики и экологии. В основном докладе на съезде КПК особое внимание уделялось необходимости научного планирования масштабов и размещения мегаполисов (чэншицюнь), усилению развития средних и малых городов и поселков. Важные вопросы - реформа системы прописки (хуцзи), упорядочение миграции сельского населения в города, как можно более полное обеспечение услугами постоянного городского населения. Развитие единого планирования города и деревни будет способствовать уменьшению разрыва между ними, их взаимному процветанию, позволит крестьянам участвовать в распределении доходов от модернизации.

В 2011 г. доля трудоспособного населения составила 74,4% общей численности населения страны. В области трудоустройства правительство предприняло целый ряд мер - поощрение создания населением собственного бизнеса, оказание помощи развитию средних и малых предприятий. С 2007 г. численность вновь трудоустроенного населения в городах и поселках ежегодно увеличивалась в среднем на более чем 11 млн человек.

Научно обоснованный, продуманный учет демографического фактора на экономическое развитие предполагает осуществление перехода «от страны с большим населением» к «стране с богатыми трудовыми ресурсами». Китай обладает достаточными трудовыми ресурсами, которые в ближайшие годы будут пока еще увеличиваться. Численность трудоспособного населения (от 16 до 64 лет) достигнет максимума в 2016 г. - около 990 млн человек (72% общей численности населения страны), но в последующий период предполагается его постепенное снижение до 870 млн к 2050 г.

В основном докладе на XVIII съезде КПК отмечалось, что трудоустройство является основой народного благосостояния: его надо совершенствовать посредством рыночного регулирования; правительство должно создавать новые рабочие места, поощрять различные формы трудоустройства, особое внимание уделять молодежи, рабочей силе из деревни; надо повышать уровень профессионального образования, уровень новаторства, стабильность занятости; расширять систему услуг в сфере трудоустройства, усиливать социальное страхование безработных; все это будет формировать гармоничные трудовые отношения.

Важным инструментом в борьбе регионов за рабочую силу стало повышение заработной платы. В 2011 г. средний уровень доходов городских жителей составил 21810 юаней в год (или 3635 ам. долл. в год), а сельских жителей - 6977 юаней в год (1163 долл.), разрыв в доходах городских и сельскохозяйственных жителей все еще велик. Эти доходы по покупательной способности можно вполне сопоставить со средней зарплатой в России с учетом намного более низких цен на продовольственные и промышленные товары, особенно во внутренних районах Китая. По другим городам КНР, таким как Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Шэньчжэнь разрыв между средними доходами жителей России и КНР еще более велик. Все это с учетом лучшей обеспеченности населения КНР жильем - 32,7 кв. м на одного человека в городе и 36,2 кв. м на одного человека в деревне в 2011 г. свидетельствует о том, что Китай уже не является бедной страной, а перешел в новую категорию - «общества малого благоденствия», по крайней мере в приморских районах.

В материалах XVIII съезда КПК особо отмечалась необходимость того, чтобы все слои населения могли воспользоваться итогами быстрого экономического развития страны. Для этого нужно углубить реформу в области распределения доходов, чтобы основные мероприятия по перераспределению доходов осуществлялись посредством налогообложения, социального обеспечения, различных видов поощрения и доплат. Углубление реформы заработной платы на предприятиях и в учреждениях должно идти на основе системы консультаций с трудовыми коллективами; следует усилить контроль за порядком распределения доходов, защитой легальных доходов, повышением минимальных доходов, пресечением незаконных доходов. При этом надо повышать научный уровень управления обществом и информатизации с акцентом на улучшение кадрового потенциала, оказание помощи трудовым мигрантам, урегулирование противоречий между различными социальными слоями населения.

По оценкам китайских демографов, в годы 12-й пятилетки доля экономически активного населения начнет постепенно снижаться. С 2000 г. по 2010 г. доля населения трудоспособного возраста увеличилась всего на 4,4%, к тому же замедлялись темпы роста населения трудоспособного возраста, и к 2016 г. его численность перестанет возрастать. Наблюдающаяся в последние семь лет нехватка рабочей силы и постепенный рост зарплаты рабочих-мигрантов с сельской пропиской говорит о том, что страна вплотную подступила к «точке Льюиса» (Lewis Turning Points), при прохождении которой страна вступит в полосу дефицита рабочей силы. Подход к данному поворотному пункту означает, что с наступлением удешевления рабочей силы (низкой зарплаты) больше не ожидается необходимого и достаточного предложения рабочей силы; это значит, что вплотную подступает период, когда дефицит рабочей силы будет носить не циклический (или отраслевой), а уже системный характер.

Коренной причиной наступления поворотного пункта послужило изменение структуры населения, а политика планового деторождения - катализатором его досрочного наступления; коренное изменение соотношения между спросом и предложением рабочей силы и непрерывный рост основной зарплаты являются прямыми доказательствами достижения «точки Льюиса». В настоящее время рабочие-мигранты с сельской пропиской являются главным источником предложения рабочей силы, необходимой для развития экономики городов. Однако в деревнях страны рост численности населения трудоспособного возраста также замедляется, и еще до распространения глобального финансового кризиса с каждым годом снижалось число крестьян, приходивших на заработки в города. По предварительным расчетам, сельская избыточная рабочая сила скоро почти исчезнет, и вместе с ней исчезнут демографические преимущества Китая. Таков результат процесса перехода от «высокой рождаемости, низкой смертности, высокого естественного прироста населения» к «низкой рождаемости, низкой смертности и низкому естественному приросту населения». Такие изменения являются неизбежными и необратимыми, они непременно происходят с ростом экономики и социальным развитием, и даже урегулирование с помощью политики деторождения не способно изменить эту тенденцию.

Китай будет вынужден переориентироваться от привлечения неквалифицированной рабочей силы из деревни на повышение производительности труда, в том числе в сельском хозяйстве, на переход от экстенсивных к интенсивным формам развития производства, переход к инновационной экономике за годы 12-й пятилетки (2011-2015 гг.). Это - ключ к решению основных проблем: снижения доли экономически активного населения и старения населения, относительной нехватки природных ресурсов и охраны окружающей среды путем использования энергосберегающих технологий.

Если сейчас правительство КНР окажется не готовым к изменению демографической политики, к стимулированию инноваций в области новых технологий и к обеспечению трансформации экономической структуры, то при возникшем дефиците дешевой рабочей силы Китай столкнется с серьезными экономическими вызовами. При повышении зарплаты рабочим-мигрантам с сельской пропиской Китай утратит свои преимущества в международной конкуренции, в результате снизится экспорт и возрастет безработица. Вот почему вопрос о прохождении «точки Льюиса» стал таким важным для будущего реформирования системы распределения доходов в Китае, этот вопрос неразрывно связан с судьбой Китая.

Помимо реформирования производства и технологий особую актуальность приобретают и социальные реформы. Такие общественные блага, как образование, здравоохранение, пенсионная система должны стать доступными до наступления «точки Льюиса». В противном случае могут обостриться социальные противоречия. Это означает необходимость завершения создания системы социального обеспечения для всех слоев населения в период 12-й пятилетки.

Во время общения в Интернете премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао акцентировал внимание на необходимости повышения качественных характеристик населения, говоря о том, что «подъем Китая будет обеспечен за счет подготовки специалистов и развития образования, и в КНР уделяется большое внимание двум цифрам - удельному весу расходов на образование в ВВП и расходов на научно-исследовательскую деятельность в общем объеме производства». Соотношение затрат на НИОКР к ВВП достигло 1,76%, что означало почти удвоение в сравнении с 0,9% в 2000 г.[7] Очевидно, что такой прорыв в области повышения качества, прежде всего образовательного уровня населения, и даст возможность Китаю решить поставленную задачу перехода к интенсивным формам развития производства в перспективе и добиться намеченных целей в социальной области и экономике.


[1] Баженова Елена Степановна, кандидат экономических наук - ИДВ РАН.
[2] Шииу цзинцзи шэхуэй фачжань чэнцзю силе баогао чжи сань: жэнькоу цзунлян пинвэнь цзэнчжан цзюе синши баочи вэньдин (Доклад о достижениях социально-экономического развития (ч. III), стабилизации численности населения, сохранении стабильных форм занятости) / Чжунго тунцзи синьсиван, 03.02.2011. С. 1.
[3] China Population Today. Beijing. Vol.29, № 5-6, 2010. С. 15.
[4] Чжунго тунцзи чжаияо (China Statistical Abstract). China Statistics Press. Beijing. 2012. С. 39.
[5] Шииу цзинцзи шэхуэи фачжань чэнцзю силе баогао чжи сань: жэнькоу цзунлян пинвэнь цзэнчжан цзюе синши баочи вэньдин (Доклад о достижениях социально­экономического развития (ч. III), стабилизации численности населения, сохранении стабильных форм занятости) / Чжунго тунцзи синьсиван, 03.02.2011. С. 1.
[6] http://stats.gov.cn/tjfx/jdfx/t20110428_402722253.htm. С. 1.
[7] Statistical Monitoring Report on the process of Building a Well-off-Society in an All-round Way in China in 2011 (China Population Today. Vol.29. № 3. 2012. P. 29.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.