Rambler's Top100

№ 617 - 618
3 - 16 ноября 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Профессия - исследователь 

165 лет со дня рождения Николая Алексеевича Каблукова

Н.А. Каблуков. Переписи населения


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Переписи населения[1]

Н.А. Каблуков

1.

Переписи населения представляют собою одну из наиболее разработанных в статистике операций по добыванию сведений. Существуют они уже давно, и практика дала нам целый ряд полезных указаний на то, как следует собирать сведения о населении и какие при этом соблюдать правила. Научные основания переписей населения были выработаны еще в первой половине прошлого столетия. Поэтому знакомство с тем, как производятся переписи населения, какие при этом соблюдаются правила, дает весьма наглядное представление об условиях, способах и правилах собирания статистических сведений. Независимо от этого знакомство с тем, как производятся переписи населения, необходимо и для того, чтобы критически отнестись к сведениям, касающимся состава населения и иметь о нем более ясное представление.

Предварительно, однако, выясню, почему необходимы переписи населения и почему их надо повторять. Может представиться, что достаточно произвести перепись один раз, принимая во внимание, что существует статистика естественного движения населения, отмечающая смертность и рождаемость людей, что и позволяет определить для каждого года прирост или убыль населения. Но, во-1-х, нам надо знать не только количество населения, но и состав его по полу, возрасту, занятиям и т. д. Этого статистика естественного движения населения не дает. Но, кроме того, население и по числу его в каждой местности изменяется не только в зависимости от рождаемости и смертности, но и от передвижения из одной местности в другую, от переселений. Если бы мы хотели определить население известной местности только на основании данных статистики движения населения, то нам необходимо было бы принять во внимание переходы населения внутри страны, которые очень часто не поддаются описанию. Казалось бы, это можно было принять во внимание при существовании паспортной системы и полицейской отметки; но точного расчета тут произведено быть не может, не может быть никакого ручательства за правильность отметок о приезде и выезде; часто лицо, взявшее паспорт и считающееся, таким образом, выехавшим, на самом деле не выезжает, а такие случаи могут повести к серьезным ошибкам, даже при точном исполнении всех правил. При железнодорожном же движении, при свободе передвижения уследить за этим совершенно нельзя. Кроме того, это создает большую сложность расчетов и никак не дает сколько-нибудь точных данных о населении, которые необходимы по многим причинам, о чем будет сказано в своем месте.

В силу всего этого производство периодических переписей является необходимостью. Они производятся обыкновенно или через каждые 5 лет (Германия) или через 10 лет. При периодических переписях можно видеть, в каком направлении движется население, откуда и куда притекает оно, как распределяется по полам и возрастам и проч. Таким образом, они имеют громадную важность, останавливая наше внимание на причинах явлений, вызывающих изменения, и на том, как отражаются эти изменения на остальных условиях, в которых живет население. Что касается России, то до 1897 года - года первой всеобщей переписи - она пользовалась только данными, статистики естественного движения населения, при помощи которой вносились приблизительные поправки по исчислению населения, которое сделано было по последней 10-й ревизии 1868 г.

Возвратимся теперь к вопросу о том, как производятся переписи. Прежде всего мы должны выяснить, каков именно население мы будем подсчитывать: фактическое, приписное или обычное.

Приписным называется то население, которое приписано к данному месту в силу рождения. Перепись его, хотя и может иметь свое значение, но в силу передвижения населения не определяет, как распределяется население фактически в данное время, а между тем важно знать именно это последнее распределение. Поэтому обыкновенно производится перепись фактического наличного населения, то-есть такого, которое находится в данном месте в момент переписи.

Чтобы при обычном, постоянном передвижении населения не пропустить кого-либо, или не записать два раза, перепись делается обычно однодневная, то-есть в каждом месте (в каждом доме, городе, деревне) переписываются те лица, которые находятся там в тот день, к которому приурочена перепись, или должны быть к определенному часу этого дня (например12 часов ночи), или ночевали в ночь на тот день, к которому приурочена перепись. При этом, конечно, могут быть многие случайно в данный день здесь; это не их обычное местожительство и это не дает понятия об обычном населении. Получить последнее можно только путем отметок о временно пребывающих здесь лицах. Это, конечно, затрудняет потом при выяснении обычного населения, о котором и важно иметь сведения, хотя бы для практических целей. Но все же единственный способ определить наиболее точно цифру обычного населения каждой данной местности, это - переписать население, которое было в каждой местности страны в один определенный день

Выбор времени переписи имеет значение в том отношении, что в зависимости от этого находится то, в большей или меньшей степени фактическое население представляет собою обычное. Обыкновенно выбирается такое время года, когда население бывает менее всего подвижным, когда оно представляет собою наиболее обычный, так сказать, будничный, состав. Таким временем обыкновенно считается зимнее время года, но не период Святок. При этом, однако, не могу не заметить, что вряд ли правильно ограничивать время переписей зимним периодом. В этом невольно сказывается влияние представителей определенного слоя населения, занятого преимущественно умственным трудом, на долю которого выпадает в большей мере зима, а лето посвящается отдыху. В общем, конечно, нельзя не сказать, что зима представляет менее удобное время для передвижения населения, оно более сидит на месте, в этом смысле оно является более обычным; кроме того, при производстве переписи во время наименьшего передвижения населения легче избежать пропусков или двойных записей. И, однако, зимней переписью мы получаем представление только о населении, обычном для зимы. Возьмем, например, Москву. Состав ее населения зимой и летом совсем иной, но для каждого из этих времен года - обычный. Летом значительная часть ее населения переезжает на дачи, выезжает из нее масса учащихся, а с другой стороны - значительное количество лиц прибывает в Москву на летние строительные работы. Понятно, поэтому, как важно знать, насколько количество населения Москвы летом больше или меньше, нежели зимою, каков состав его, в каких частях Москвы наибольшая плотность его зимою и летом и т. д. Все это важно знать в санитарных, гигиенических целях, в интересах самого населения, живущего в ней летом. Вот почему для Москвы, например, и многих других городов и местностей важно, помимо переписей населения зимой, производить их иногда и летом. То же можно сказать и о целой стране. Летом, например, большое количество населения центральных губерний России уходит на юг на полевые работы, и поэтому как в местах прихода их, так и отхода количество и состав населения зимою и летом обычно далеко не одинаковы.

То же самое приходится сказать о местах, куда съезжается масса посторонних для лечения - как Кавказ или Крым у нас и различные лечебные местности за границей. Насколько имеет значение при переписи населения момент времени вообще, а не только времени года, можно видеть уже из того, что в Лондоне, где перепись населения приурочивается к нахождению лица в ночное время - население Сити (центра Лондона) с каждой переписью уменьшается, так как оно все более и более становится только местом деятельности, а не жилья, а между тем оно, как и Московская Варварка, Ильинка, Никольская, днем переполнено, а ночью там находятся почти только сторожа и т. п.

В связи со сказанным необходимо отметить еще, что несмотря на то, что в организации статистических работ переписи населения представляются наиболее разработанными, тем не менее и тут многое еще требует дальнейшего усовершенствования. Так, мы видим, что и вопрос о времени, к которому приурочивается перепись (зима или лето) не представляет собою чего-либо бесспорного, то же приходится сказать и о часе суток (ночь или день), к которому определяется наличность населения. Имеет свое определенное и важное жизненное значение то и другое. Но, кроме того, и самый подсчет наличного населения поставлен не вполне правильно. Нужно заметить, что правила, применяемые при современных переписях населения, были выработаны в такое время, когда передвижение населения еще по недостаточному развитию железнодорожных путей сообщения представляло собою далеко еще не то, что теперь, и потому тогда считали достаточным остановиться на времени года, когда наблюдается наибольшая усидчивость населения. В настоящее же время, когда всякие сношения и по всяким поводам стали доступнее, что и развило большую подвижность населения, и когда можно находиться в течение ряда дней в непрерывном пути на железной дороге, нельзя уже признать полным подсчет населения, если не принято мер к учету пассажиров, находящихся в долговременном пути. Между тем относительно этого известно только, что в Англии при переписях населения лица, находящиеся в пути, переписываются днем в 12 ч. в тех пунктах, где находятся, таможенными чиновниками пристаней, станций железных дороги т. д. Конечно, путешественников нельзя причислять к наличному населению определенной местности, но для общего учета населения число их не безразлично, если иметь в виду, что по железным дорогам С.А. Соед. Штатов, например, в год перевозится число пассажиров, превосходящее чуть не в 20 раз все население Штатов. А затем этот учет имеет значение и для правильного представления об обычном населении. Конечно, подсчет его можно получить, прибавив к наличному временно отсутствующее и вычтя временно присутствующее, но отметки об этом делаются не во всех переписях населения. Но, кроме того, подсчет такой - весьма сложен и чреват, конечно, пропусками или двойными подсчетами.

Все это заставляет прийти к заключению, что: 1) Мы не имеем до сих пор даже и для стран, где производство переписей населения поставлено соответственно последнему слову науки, - достаточно точного учета населения, хотя есть основание допустить, что подсчет этот все же довольно близок к действительности. 2) Мы имеем статистические данные о распределении населения лишь для одного времени года - преимущественно зимнего. 3) Мы не имеем, таким образом, правильного представления об обычном населении в различное время года, что весьма существенно по отношению к различного рода практическим жизненным вопросам: санитарному, жилищному и т. п. 4) Но и те относительно приблизительные данные, которые даются современными переписями населения, являясь массовыми, собираемыми систематически и по определенному плану, с соблюдением необходимых условий для их объективности, являются достаточными для установления определенных правильностей, закономерностей и для суждения о направлениях в изменениях состава населения по полам, возрастам, семейному состоянию и т. д.

2.

Перехожу к вопросу о программе переписи населения. В настоящее время переписи имеют не только практическое значение, как это было раньше, - они имеют также значение чисто теоретическое; на материале их основываются и на основании его получаются самые статистические законы. Кроме того, при современной связи, существующей между отдельными государствами, нельзя ограничиваться сведениями об одном каком-нибудь государстве, но надо сопоставлять сведения, получаемые относительно всех культурных стран. А для этого необходимо и сами сведения собирать по однообразным программам, чтобы сравнивать и сопоставлять полученные данные и получить законы явления не для отдельной страны, а для человеческого общества. Международные статистические конгрессы уже со времени Кетле задаются целью определить, какие вопросы надо ставить при переписях. Статистический конгресс, бывший в Петрограде, выработал 15 таких вопросных пунктов, обязательных для всех стран, принимавших участие в конгрессе. Конечно, кроме этих обязательных, можно ставить и еще вопросы, так, например, в Германии переписями населения пользуются для того, чтобы выяснить некоторые условия промышленности, но это не является обязательным.

Вот эти 16 вопросных пунктов, употребляющихся при переписи населения: 1) имя и фамилия, 2) пол, 3) возраст, 4) отношение к главе семейства, 5) семейное состояние, 6) занятие или положение, 7) вероисповедание, 8) родной язык, 9) грамотность, 10) место родины, рождения и национальность, 11) обычное местожительство, 12) слепота, 13) глухонемота, 14) идиотизм, 16) сумасшествие.

Остановлюсь несколько на выяснении значения всех этих вопросов. Первый вопрос имеет значение главным образом контрольное и ставится для того, чтобы мы могли, в случае надобности, проверить данные лицом сведения. Что касается вопроса о поле, то он на первый взгляд может показаться излишним, так как о поле, у нас, например, легко заключить из первого вопроса - об имени, но и у нас он ставится в интересах экономии времени при группировке и подсчете материала. Вопрос о возрасте понятен сам собой, так как он имеет значение во многих отношениях.

Стоит только припомнить, как необходимо знать число детей школьного возраста или число лиц, приступающих ежегодно к отбыванию воинской повинности. Как увидим ниже, сведения о возрасте имеют значение почти при любом вопросе, касающемся населения. Ответы на вопрос об отношении к главе семейства (сын, дочь, работник, прислуга и т. д.) могут иметь и действительно имеют большой бытовой интерес. Семейное состояние лица (холост, вдова и т. д.), помимо выяснения связи того или иного семейного состояния с многими сторонами жизни, освещает и многие другие интересные явления, как, например, вопрос о разводе в известной стране.

Что касается вопроса о занятиях, то он вызывает обыкновенно большое число запутанных и неточных ответов, так как сам вопрос различно понимается опрашиваемыми. Дело в том, что при постановке такого вопроса статистик имеет своею целью или определить, как в данной стране население распределяется по роду занятий, по профессиям, или выяснить источники и средства существования данного лица. Нередко также обе эти стороны вопроса, соединяются, и тогда-то начинаются всякого рода недоразумения. Одна часть населения, указывая на средства существования, совершенно не упоминает о своих занятиях, хотя те и другие не совпадают. Другая часть населения, имеющая несколько занятий, теряется в вопросе о том, какое из них проставить в статистической карточке, т. е. признать главным (обыкновенно требуется ответить на вопрос о главном занятии, хотя некоторые бланки спрашивают и о добавочных или побочных). В настоящее время принято считать главным занятием то, которое сам отвечающий находит, таковым.

Вопрос о вероисповедании имеет важное значение в таких странах, как, например, Америка, где существует масса разнохарактерных религиозных сект. Там, при помощи ответов на этот вопрос, можно определить степень, так сказать, индивидуализирования религиозных воззрений.

Вопрос о родном языке, имеет важное значение в странах с разноплеменным населением, так как при помощи его не только дополняются данные о национальностях, но он имеет еще особое значение при решении таких вопросов, с которыми связываются вопросы о преподавании на том или другом языке и т. п., как, например, в Австрии или во многих местах и у нас.

Опросные бланки оканчиваются, как было уже сказано, вопросами о физических недостатках. Физические недостатки можно понимать в широком смысле, включая сюда и хромоту, например, искривление позвоночника и т. п., но обыкновенно при переписях точно определяют те недостатки, которые являются наиболее существенными и имеют наибольшее значение для общества. Такими обыкновенно считаются слепота, глухонемота, идиотизм и сумасшествие

Что касается последнего, то иногда вопрос о нем не ставится в статистическую карточку (так, например, поступали при некоторых переписях в г. Москве) на том основании, что определить этот недостаток в каждом отдельном случае без помощи врача представляется делом очень трудным, а подчас и невозможным. Надо, однако, заметить, что даже неправильные ответы на данный вопрос могут иметь для нас ценность, так как при периодических переписях ошибки могут повторяться в том же направлении, и мы будем в состоянии определить, в каком направлении изменяется данное явление увеличивается или, уменьшается число сумасшедших, как оно распределяется между полами и т. п.

Иногда ставится целый ряд вопросов, имеющих целью точнее определить занятие и положение опрашиваемых. Но, по мнению некоторых статистиков, такое прибавление новых вопросов представляет большие неудобства. Постановка таких частных вопросов приближает перепись народонаселения к переписи промышленной, и, затрудняя население большим количеством вопросов, мы можем повредить себе при осуществлении нашей ближайшей задачи. Тем не менее такие частные вопросы находят себе место при некоторых переписях населения.

3.

Помимо первой части работы, выработки программы переписи, а также переписных формуляров (списки, карточки), весьма существенным является вопрос, кто именно будет собирать статистические сведения, какие лица войдут в состав персонала статистиков, как организовать самое производство переписей.

Важность этого вопроса становится особенно очевидной, когда статистики выполняют свою работу вдали от учреждения, организовавшего собирание сведений, и действуют, таким образом, самостоятельно, как это бывает при всеобщих переписях населения или же при земских статистических работах. Здесь, конечно, личные свойства и способности статистика, его знакомство с делом имеют весьма важное значение. Как бы точно и определенно ни был составлен план, статистику все-таки нередко приходится действовать по собственному почину, разрешая встречающиеся затруднения своими личными силами, без помощи других. Дело значительно упрощается, когда собирание сведений происходит в городе, где существует статистическое учреждение и возможны совещания между переписчиками и этими учреждениями. В Петрограде, например, при переписи 16 декабря 1900 г. все вопросы, относящееся к делу, обсуждались на общем заседании, в котором принимали участие как заведующие переписными отделами, так и счетчики. Обыкновенно, при переписях городов, прежде всего город разбивается на переписные участки, во главе которых стоят руководители. Эти последние определяют количество жилых помещений в своем участке и вообще руководят действиями переписчиков.

Отдельным переписным участкам в городах соответствуют районы, на которые: при всеобщих переписях разделяется целая страна. Заведует делами каждого такого района особое статистическое учреждение, руководящее собиранием сведений и организующее по мере надобности совещание переписчиков. Такие совещания имеют огромное значение для однообразного понимания плана; от этого понимания зависит правильный ответ на предложенный вопрос. И вот для этого-то все вопросы и должны быть внимательно изучены на общих собраниях лиц, которые будут производить перепись. Совещания эти должны быть организованы хотя бы по определенным округам или районам, во главе которых должны быть поставлены лица, принимавшие участие в обсуждении и выяснении программы или при составлении ее или и после того. Тогда, по крайней мере, есть гарантии в одинаковом понимании ее всеми заведующими переписью в отдельных районах и соответственно тому и всеми производящими перепись.

Насколько существенны такие совещания можно судить по следующим словам А.А. Кауфмана, относящимся к совещаниям, организованным им при производстве переписи населения в Петрограде в 1900 г. «Я не могу достаточно высоко оценить того значения, какое для цели переписи имели собрания заведующих, так важны были сделанные ими разъяснения и дополнения как по части постановки переписных вопросов, так и в отношении организации дела. На собраниях мне приходилось довольно горячо спорить по многим вопросам и возражать против предлагавшихся изменений и дополнений, но в конечном результате я не мог указать ни одного случая, когда бы изменения или дополнения, принятые собранием заведующих, мне показались бы нецелесообразными или неполезными для дела».

При составлении программы мы не можем предусмотреть всего того, что в действительности выдвинет жизнь. Мы должны иметь в виду, что наша главная задача - описать жизнь, как она есть.

В лабораторной, кабинетной работе лиц, вырабатывающих программу переписей, многие жизненные отношения могут быть не приняты во внимание; тогда-то и приходят на помощь счетчики и руководители переписи, по большей части - люди жизни, делающие на собраниях весьма важные разъяснения и указания. Тот же А.А. Кауфман дает нам яркие примеры пользы подобных совещаний, взятые им из практики Петроградской переписи 1900 г. Между прочими вопросами, которые дебатировались на собраниях заведующих, было также выяснено понятие квартиры. «Как и при переписи 1890 г., так и теперь, - говорит А.А. Кауфман, - в основу этого понятия положили признак не экономический, а физический. Под квартирой, на которую надлежало выдавать квартирный листок, решено разуметь совокупность помещений, имеющих общий вход и не имеющих непосредственной связи с какими-либо другими жилыми помещениями. Однако, определяя таким образом квартиру, нельзя было не остановиться на вопросе об экономической связи, могущей оказаться между отдельными, в разъясненном только что смысле, квартирами, как, например, в случае квартир, имеющих отдельную людскую, отдельную кучерскую, отдельную кухню и т. п. И вот, собранием заведующих выработана особая система законоположений, посредством которых предстоит в каждом отдельном случае отмечать экономическую связь, существующую между такими, физически обособленными друг от друга помещениями». Далее, собрание заведующих, наряду с данными о светлых комнатах, нашло нужным иметь данные и о темных комнатах, что в санитарном отношении имеет весьма важное значение. Заведующие решили. также отмечать особыми знаками, сдается ли квартира с мебелью, или без мебели.

Мы уже говорили раньше, какие сомнения возбуждает вопрос о занятиях. Некоторые под занятием понимают профессию, другие - источник существования. «Собрание заведующих, - говорит А.А. Кауфман, - стало на почву, которую можно назвать примирительной; оно нашло именно полезным считаться с фактической стороной дела, считаться с тем, как различные обыватели фактически ответят на вопрос об их занятиях». На такой же точке зрения осталось собрание и по вопросу о главном занятии, предоставляя его решение самому населению.

Из сказанного видно, какое важное значение для дела переписи имеют подобного рода совещания.

Мы уже сказали, что при всеобщих переписях страна делится на районы, во главе которых стоят переписные учреждения. На обязанности этих учреждений лежит ряд подготовительных и организаторских работ. Прежде всего надо запастись планами и картами, разбить описываемую местность на участки и ознакомиться с размерами каждого участка, чтоб определить, сколько счетчиков нужно для собирания сведений. Важно также, на кого возложить заведывание переписными участками. От такого лица, конечно, следовало бы требовать знакомства с статистическим делом и интереса к нему; но при недостатке средств нередко приходится довольствоваться добровольным желанием. Наконец, на обязанности переписного учреждения лежит и такое важное дело, как выбор счетчиков. Необходимо бывает найти большое количество лиц, которые должны произвести главную операцию, должны первые просмотреть собранные листки и решить, удовлетворительно ли они составлены, в противном случае поправить их путем вторичного опроса. Работу эту осуществить крайне трудно. Надо помнить, что запись ответов неграмотных, которых так много в России, производится тоже счетчиками. В силу этого статистическое учреждение должно иметь хотя бы приблизительные сведения не только о размерах района, но и о количестве в нем неграмотных. Все эти условия изменяются сообразно с практикой и степенью культурности страны. В странах более культурных и введших уже в практику периодичность, повторность переписей населения - все эти вопросы решаются, конечно, гораздо легче, чем у нас.

4.

Как же производятся переписные работы, в каком порядке совершаются они?

Обыкновенно, переписные работы распадаются на 3 части: 1) перепись населенных мест, 2) перепись квартир и 3) личная перепись.

Прежде всего должно быть точно выяснено число населенных мест, а это не так просто, если иметь в виду, что для правильного подсчета населения нужно знать не только такие населенные места, как города, селения, но и такие, как, например, отдельные хутора или лесная сторожка, железнодорожная будка и т. л. одинокие и разбросанные жилища. В зависимости от точного выяснения этого зависит и определение количества счетчиков, времени и расходов на разъезды. В крупных населенных местах надо определить число квартир и приблизительное число жителей в них. По выяснению этого необходимо каждый крупный населенный пункт подразделить на участки с определенным количеством, жилищ, каждое из которых и должен посетить счетчик. На его обязанности лежит раздача личных листков, которые по числу живущих в квартире вручаются, обыкновенно, квартирохозяину, что делается за несколько дней до того дня, к которому приурочена перепись. В этот последний день, т. е. день переписи, счетчик снова должен обойти квартиры своего участка и отобрать уже заполненные-переписные бланки, просмотреть их и тут же исправить и дополнить в случае надобности.

Я уже указывал на те затруднения, которые могут встретиться у населения при заполнении личных листков и которые могут породить серьезные ошибки, недомолвки, или, просто, пропуски. Потому ясно, что работа счетчика не была бы достаточно плодотворна, если бы он не проверил представленных бланков и не обратился бы в случае замеченных им ошибок к их исправлению. На обязанности руководителя каждого данного счетного участка также лежит предварительная проверка доставленного счетного материала, чтобы тотчас же, пока еще не упущено время, не отдален момент проверки от самой переписи, пополнить дополнительным опросом недостающие сведения или исправить неверные.

После проверки и исправления начинается предварительный подсчет собранного материала, который желательно произвести возможно быстрее и который еще не представляется окончательным и вполне точным. Тут важна быстрота и потому достаточно приблизительное число. Вот почему известный прусский статистик Э. Энгель при производстве переписи населения в Пруссии для предварительного подсчета нашел возможным допустить даже, можно сказать, довольно сомнительный прием, свидетельствующий, однако, и о том, насколько в статистических операциях важное значение имеет изобретательность, творчество, находчивость, остроумие статистика. Перепись производилась на счетных карточках; каждая из карточек представляла собою лицо, определенное число карточек имело определенный вес. Поэтому, определив заранее вес, например, 100 карточек, можно было потом вместо подсчета 100 карточек, положить на весы кучу их, относящихся к определенному району, и определить по этому весу число заполненных ответами счетных карточек в нем, т. е. число лиц, не затрачивая времени на подсчет. Этот способ и был применен Энгелем для предварительного, но только для предварительного подсчета.

Подсчет может быть централизационным или децентрализационным, т. е. подсчитывать может или центральное статистическое учреждение, организовавшее собирание сведений, или же местные статистические органы, например, заведующие переписными участками. В последнем случае на обязанности центрального учреждения лежит только суммирование данных, уже подсчитанных по счетным участкам, их обработка и наконец, опубликование.

Успех переписей, конечно, находится в непосредственной связи с тем, как население относится к статистике. А распространение среди населения правильных взглядов на задачи переписей является не только желательным, но и необходимым. Отсюда вытекает важное значение принятия всех мер для предварительного ознакомления населения путем печати, лекций и т. п. с задачами и приемами предстоящей переписи населения. Много помогает при этом, как то было и отмечено мною ранее, периодичность производства переписей населения, - тогда последнее привыкает к ним, перестает связывать с ними какие-либо особые ожидания или опасения и дает правильные ответы, ничего не извращая и не утаивая.

5.

В России первая всенародная перепись была произведена 28 января 1897 г. Проведена она была, в общем, согласно правилам о переписях, выработанных конгрессами и практикой западно-европейских государств, но проведение всего этого в жизнь в наших условиях не обошлось без довольно существенных недостатков. Так, 1) население почти совершенно не было ознакомлено с задачами переписи. А между тем, насколько такое предварительное ознакомление признается важным условием успеха переписи, можно видеть из следующего. В Германии переписи населения производятся периодически уже целый ряд пятилетий; население привыкло к ним и является поголовно грамотным, читающим и узнающих поэтому многое из газет. При всем этом, однако, при последней переписи, производившейся в декабре 1910 г., тамошнее Министерство внутренних дел уже в сентябре того года, т. е. слишком за три месяца было озабочено тем, чтобы о переписи были сделаны сообщения не только в местных органах печати, но и в собраниях, в народных и высших училищах с объяснениями, что перепись не имеет фискальных целей; тогда же были опубликованы опросные формуляры, чтобы население могло заранее ознакомиться с ними и вникнуть в их содержание. 2) Выбор руководителей, имеющих огромное значение для дела, при нашей переписи 1897 г. был произведен не столько по соображениям существа дела, сколько по чисто административным. Дело вели административные чиновники, а во главе каждого губернского комитета стоял предводитель дворянства, специальное знакомство которого со статистикой не составляет непременного условия; кроме того, они не могли уделить на постановку этого дела много времени, так как на них лежит масса других обязанностей. 3) Инструкции для переписчиков были выработаны в Центральном Статистическом Комитете чисто кабинетным образом, без участия практиков, работающих на местах, тогда как при разнообразии условий России оно было необходимо. Правда, эти инструкции были разосланы на заключение Губернских Комитетов, которые обыкновенно фактически состоят только из секретаря комитета, знакомого, не считая отдельных исключений, с местными условиями лишь по полицейским донесениям. Если же где и были комитетами созваны совещания из местных лиц для рассмотрения инструкции и внесения в нее поправок, то результаты этих совещаний во многих случаях были получены в Центральном Комитете уже после напечатания инструкции, и внесенные ими поправки не были и не могли уже быть приняты во внимание.

4) Счетчики назначались администрацией и работали за скудное вознаграждение, а многие бесплатно, привлекаемые к тому раздачей медалей, выдававшихся за добровольное описание определенного количества населения, что вряд ли можно назвать удачной мерой.

5) Обыкновенно, ошибки при переписях происходят от неясности или одностороннего понимания инструкций. Здесь же инструкции были настолько неясно составлены, что разноречивое толкование допускалось по отношению к важнейшим пунктам, вследствие чего ошибки могли происходить в одних местах в одном направлении, в других - в другом. Все это должно было отразиться во многом неблагоприятно на результатах переписи. При обычном недоверии населения ко всяким регистрациям, недостаток предварительных сведений о ней еще более усилил их, и случаи утайки, как это бывало и ранее, надо думать, были и тут довольно многочисленны, судя хотя бы по тому, что в Тираспольском уезде например, правда, по религиозным представлениям, члены некоторых религиозных сект лишали себя жизни, чтобы не попасть в перепись. В других случаях имеются прямо неправильные отметки, как, например, по отношению к временно живущей здесь, отмеченной в переписном формуляре «гостьей», на вопрос об обычном месте жительства ее, значится ответ «дома», а где это «дома» - не указано. Имеются погрешности, происходящие от чисто канцелярского отношения к делу. Так, приписанные «к волости» и не живущие и не жившие ни в каком селении этой волости тем не менее отмечались, хотя и в качестве отсутствующих, членами какого-либо сельского общества, определенного населенного пункта данной волости. В отдельных случаях, т.е. по целой губернии, например, можно указать довольно значительное несовпадение по данным переписи числа членов данного общества, не живущих, однако, в нем, с числом таких лиц по точному и подробному учету по земско-статистической переписи.

Самое пользование данными переписи тоже являлось почти совершенно недоступным, пока они не были окончательно разработаны в Центральном Статистическом Комитете, а между тем разработка эта тянулась довольно долго, хотя при ней применялось несколько электрических машин, весьма ускоряющих разработку. Отмечая все эти недостатки, которые надо иметь в виду для правильного представления о том, как надо организовать переписи населения и чего надо при этом избегать, надо сказать, однако, что все же общий результат ее дает более точные, чем все имевшиеся до сих пор, сведения о количестве, составе и распределения населения России.

Необходимо заметить еще, что год переписи 1897 г. не совпадает с годом ни одной из европейских переписей, которые производятся обыкновенно через 5 или 10 лет, в годы, оканчивающиеся цифрою 5 или 0, а поэтому возможно лишь условное сравнение с данными западноевропейских переписей, что тоже является важным недостатком. Устранить этот недостаток предполагалось производством переписи в 1915 г., для чего уже и вырабатывалась организация ее, но теперь, конечно, определить, когда у нас будет следующая перепись населения, совершенно невозможно.

Во всяком случае перепись 1897 г. представляет единственный источник, которым мы можем пользоваться для сведений о населении у нас в России в настоящее время, и данные ее никак не могут быть сравниваемы с данными так называемых ревизий. Дело в том, что первоначальные цели переписей населения, так называвшихся ревизий населения в России, так же, как и везде, были чисто фискальными.

6.

Начало ревизий населения у нас нужно считать со времени Императора Петра I, который организует не подворные переписи, как было ранее со времени воцарения Михаила Федоровича, а подушные переписи, названные ревизиями. Начало им положено указом 1718 г. о подушной переписи. Указом этим предписано было «взять сказки сколько у кого душ мужского пола», а 22 января 1719 г. вышел указ Сената «об учинении общей переписи людей податного состояния для обложения населения подушной податью и квартирной повинностью». В силу этого и была произведена первая ревизия. Срок для подачи сказок был назначен годичный, но проверка на местах правильности подачи сказок закончилась лишь к марту 1725 г., а все дела по этой ревизии лишь при Екатерине 1-й, т.е. в 1727 г., т.е. почти через 10 лет после начала ее. Это и указывает нам на основные недостатки ревизий, сопровождавшие в большой мере и последующие ревизии и приводившие к весьма неточным результатам, несмотря на то, что за неправильными показаниями грозила при Петре I и смертная казнь, за утайку - пытки. Переписи подлежало не все население, а лишь податное, т.е. крестьяне и мещане, да и подлежавшее вносилось далеко не точно, лица же других сословий, записываемые только для счета, заносились еще менее точно. Кроме того, с такой же небрежностью могли записываться и лица женского пола, не платившие подушного налога. Но по отношению к ним не могло быть опасения о включении их в подушный оклад, а потому на основании некоторых данных можно заключить, что подсчет женского населения быль произведен точнее, ближе к действительности, нежели мужского, что, может быть, давало для России больший, сравнительно с действительностью и со многими другими странами, перевес лиц женского пола над мужским. Настоящее же количество душ мужского пола население умышленно скрывало. Подать платилась целым обществом по числу мужчин, причисленных к нему по последней ревизии, а так как изменения, происходившие между двумя ревизиями, не принимались в расчет Правительством, то общая сумма подушной подати была тем меньше, чем меньше числилось лиц мужского пола, почему население и заинтересовано было в утайке числа лиц мужского пола. Само же население распределяло тяготы податей по совершенно иным основаниям.

В тщательности исполнения переписи вся надежда возлагалась на строгость грозящих наказаний, а насколько мало придавалось значения тому, что действительно могло бы гарантировать правильность переписи, можно судить по тому, что были пропуски, отсутствие записей «по неграмотности писца».

Период времени, на который растягивались ревизии, также не отвечал условиям правильного производства переписей, обусловливал возможность двойного счета в одних местах, пропусков в других и устранял возможность правильного представления о распределении населения, тем более, что переписывалось не фактическое, а приписное население. Современные переписи производятся в один момент на территории всей страны. Ревизии же нередко тянулись 2,3 и 4 года, и понятно, что данные, полученные, например, в 1819 году в пределах Пензенской губернии, не могут быть без ущерба для дела сравниваемы с данными 1821 года для Саратовской губернии и т. п.

Итак, основные недостатки ревизий заключаются в том, что 1) они обращали внимание только на податное сословие; 2) в виду фискальных целей счет не мог быть произведен правильно и 3) период ревизий растягивался на целый ряд лет.

Наконец в силу общих условий того времени, взяточничество тоже немало влияло на пропуски в записях и т. п.

Всех ревизий было 10. Данными последней 10 ревизии, бывшей в 1858 году, и пользовались до переписи 1897 года, делая поправки на прироста населения от разницы в количестве умерших и родившихся[2].

Упомяну еще, что, кроме всеобщей однодневной переписи населения России в 1897 г., происходили еще однодневныя переписи населения Москвы (в 1871, 1882, 1902 г.г.), Петрограда (1881, 1890, 1900 г.г.), Одессы (1892 г.), Риги, Екатеринослава и некоторых других.

В заключение отдела о переписи населения, для более наглядной характеристики сложности и обширности связанных с ней статистических операций, а также возможной стройности применения их, приведу данные о втором цензе (переписи населения) в Британской Индии в 1891 г.

За полтора года до производства переписи были назначены особые коммиссары для того. В декабре 1889 г. был организован особый совет из участников переписи 1881 года. За 10 месяцев были назначены на каждую провинцию заведующие переписью. Переписные листки были переведены на 17 языков. За 4 месяца страна была разбита на счетные участки. За 1 месяц до дня, к которому приурочена перепись, счетчики начали обход участков и заполнение ведомостей (среди населения было много неграмотных). В 12 ч. ночи на 27 февраля (день переписи) счетчики, в количестве около 1 млн человек, приступили к проверке и исправлению записей, соответственно происшедшим к тому времени изменениям, и в течение 4-х часов закончили эту работу на 260 млн. населения. Насколько велика вся работа по производству переписи, это характеризуется, между прочим, тем, что на нее затрачено 290 тонн (17.400 пуд.) бумаги. Предварительный общий итог был сведен очень быстро для такой массы населения, а именно спустя 5 недель, при чем ошибка сравнительно с окончательным итогом - составляла 6 чел. на 1 тыс. населения, т.е. 0,6 %


[1] Каблуков Н.А. Статистика (Теория и методы статистики. Основные моменты в истории ее развития. Краткий очерк статистики народонаселения). М.: Издание Г.А. Лемана и С.И. Сахарова. 1915. С. 97-113.
[2] Насколько, однако, эти данные были несовершенны, неточны, не давали сведений даже только о числе населения и притом не в силу злоупотреблений, а по самой постановке и организации всего дела ревизии населения, можно судить по тому, что при 10-й ревизии (1858 г.) не подлежали переписи 18 категорий лиц (при 8-й ревизии - 12 категорий), а именно: 1) дворяне; 2) все, состоящие на государственной службе; 3) домашние учителя и вообще все освобожденные от податей; 4) все нижние чины, находящиеся на службе, казаки, и вообще нерегулярные войска; 5) почетные граждане, как потомственные, так и личные; 6) дети лютеранских пасторов, причисленные к почетным гражданам; 7) отставные канцелярские служители; 8) люди, принадлежащие к почтовому и иностранному ведомствам; 9) отставные придворно-служители и их дети; 10) все„ получившие академические и ученые степени; 11) приходские учителя и другие, состоящие на государственной службе по учебной части; 12) те из податного сословия, которые имеют служительские должности при разных присутственных местах и казенных учреждениях; 13) духовные магометанского ведомства; 14) караимы, занимающие духовные должности; 15) штатные ламы в Сибири; 16) оседлые инородцы и племена, живущие по берегам Америки и в колониях Российско-Американской компании (в то время наши американские владения еще не были проданы); 17) киргизы внутренней орды и 18) мастеровые при казенных заводах. Кроме того, ревизия населения не производилась в Закавказском крае.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.