Rambler's Top100

№ 605 - 606
1 - 24 августа 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Slon.ru» о глобальной миграции
«Ведомости» о тестах для мигрантов
«Известия» и «Коммерсантъ-Деньги» о загранпаспортах для мигрантов
«Русская служба BBC» о российском гражданстве по факту рождения
«Ведомости» о беженцах в мире
«ИТАР-ТАСС» о беженцах в России
«М24» и «Коммерсантъ» о беженцах из Украины
«The National Interest» об иммиграции в России и США
«The Guardian» о злоключениях трудовых мигрантов в Катаре
«Atlantico» о нелегальной иммиграции во Франции
«Коммерсантъ» об отношении россиян к праву на выезд из страны
«Секрет фирмы», «Die Welt» и «The National Interest» об эмиграции из России
«Ведомости» о русских мирах
«Коммерсантъ» о реализации закона о двойном гражданстве
«Коммерсантъ-Деньги» о цене московской прописки
«Огонек» о внутрироссийской миграции
«Полит.ру» об оплате государством учебы за рубежом
«ForUm» о демографических проблемах Украины
«КазТАГ» о демографической ситуации в Северном Казахстане
«Slon.ru» о демографических отличиях Крыма от России
«Slon.ru» об иностранных агентах в Госдуме
«Opec.ru» о кризисе и консервативных гендерных установках

«Javan» о вредности феминизма
«Slon.ru» о гендерных проблемах в Японии
«Коммерсантъ-Деньги» о старении
«Коммерсантъ-FM» и «Коммерсантъ» о заморозке накопительной части пенсий россиян
«Opec.ru» о здоровье и трудовой активности пенсионеров
«Коммерсантъ» о состоянии здоровья населения России
«Slon.ru» об акцизах на сигареты и вреде курения
«Новая газета» о лекарствах для больных орфанными заболеваниями
«Новые известия» о возможном распространении санкций на лекарства
«Новые известия» о борьбе с незарегистрированными лекарствами
«Коммерсантъ» о проблеме наркомании в Москве
«Эксперт-Online» и «Новые известия» об эпидемии лихорадки Эбола
«The Diplomat» о «меньшем вреде» Хиросимы
«Newtimes.az» о голоде
«Огонек» о социальном неравенстве и экономическом росте
«Коммерсантъ-Деньги» о сокращении доходов москвичей
«Коммерсантъ» о господдержке моногородов
«Ведомости» о собственном жилье как тормозе экономического развития
«The Atlantic» о сверхурочной работе и производительности труда
«Эксперт-Казахстан» о проблемах рынка труда Казахстана
«Slon.ru» об алкоголе и колонизации
«Helsingin Sanomat» об алкоголе и интеллекте

о беженцах в России

Меньшинство беженцев

Россия вновь, как в начале 1990-х годов и во время двух чеченских войн, столкнулась с проблемой вынужденной миграции. Об этом явлении уже многие успели позабыть, ведь последние палаточные лагеря были благополучно закрыты около десяти лет назад.

Тем не менее кое о чем в сегодняшней непростой ситуации следует вспомнить. В результате событий в Сумгаите, Нагорном Карабахе, Ферганской долине, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье, Таджикистане на территорию России в конце 1980-х - начале 1990-х годов прибыли сотни тысяч вынужденных мигрантов.
Не случайно первыми российскими законами в области миграции, принятыми в самом начале 1993 года, были законы "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах".
В 1992 году была создана ФМС России, которая занималась почти исключительно вынужденными мигрантами. Была принята программа "Миграция", в которой были запланированы пусть и скромные, но целевые средства на решение этой злободневной проблемы.
Напомним, это в то время, когда инфляция в месяц достигала десятков процентов, а правительство Гайдара в буквальном смысле слова решало, как не оставить без продовольствия крупные города.
В отдельные месяцы тех лет статус беженца и вынужденного переселенца (это те же беженцы, только российские граждане) получали по 50-60 тыс. человек. Для их приема не было никакой специальной инфраструктуры, в основном люди селились у родственников и знакомых.
Кто-то покупал домики в деревнях, самых нуждающихся (инвалиды, старики, многодетные семьи) временно устраивали региональные власти.
К концу 1990-х годов  в России было 1,6 млн вынужденных переселенцев и беженцев и около 400 тыс. внутриперемещенных лиц (в результате конфликта в Чечне).
Сейчас имеющих статус вынужденного переселенца в России осталось 31 тыс. человек, беженца - менее 1 тыс. человек и имеющих временное убежище - около 3 тыс. человек (данные на начало 2014 года, до украинских событий).
В соответствии с вышеназванными законами вынужденные мигранты могли рассчитывать на содействие в жилищном обустройстве в России и в поисках работы. Немногие получили реальное жилье, в основном были выплачены беспроцентные ссуды, которых хватало только на фундамент дома.
В итоге выиграли те, кто изначально рассчитывал на себя, устраивался с семьями в крупных городах на птичьих правах и впрягался в работу.
В нынешней ситуации, когда с Украины в Россию вынужденно потянулись десятки тысяч людей, им вновь предстоит встраиваться в российское законодательство.
Закон "О беженцах" позволяет получить два статуса: собственно беженца - процедура его получения сложна, и, видимо, немногие будут иметь желание и возможность ее пройти - и временное убежище, но и эта процедура требует сбора немалого количества документов.
При этом статус беженца дает надежду на то, что государство позаботится о жилье и размещении, а временное убежище позволяет лишь легально находиться в России и работать, не получая специальных разрешительных документов, которые требуются иностранцам.
В настоящее время более 35 тыс. граждан Украины официально обратились с заявлением на получение временного убежища (большая часть) и статуса беженца (значительно меньшая часть). Цифры эти растут, но все равно основной поток въезжающих с Украины ищет другие способы легализации своего пребывания в России.
Так, с начала конфликта более 140 тыс. граждан Украины обратились в органы ФМС за другими статусами, прежде всего разрешением на временное проживание, получением вида на жительства, получением российского гражданства (это помимо тех, кто получает разрешение на работу или патент).
По свидетельству руководителя ФМС Константина Ромодановского, въезд украинских граждан в РФ по сравнению с прошлым годом увеличился почти на четверть.
Всего на 2 июля 2014 года на территории России, по данным ФМС, находилось более 1,8 млн граждан Украины, а на 2 июня - чуть более 1,6 млн. За месяц прибавка составила более 226 тыс. человек (при том что за предыдущий месяц - лишь 32 тыс.).
В основном резко увеличилось число детей до 17 лет (более 82 тыс. из 226 тыс.), а также мужчин и женщин в возрасте от 18 до 29 лет (более 52 тыс.).
Из полумиллиона въехавших в Россию в последние месяцы украинских граждан около 10% пользуются услугами региональных и местных властей, селятся в подготовленных для них пунктах временного размещения (на 22 июля в таких пунктах было размещено около 27 тыс. украинских переселенцев) и полностью зависят от средств, выделяемых правительством РФ, собираемых волонтерами, различными благотворительными фондами и т. д.
Это самая уязвимая категория, которая наиболее нуждается в помощи, у кого нет близких родственников или знакомых, к кому они могли бы поехать на территории РФ. Это не значит, что все эти люди останутся в России: многим из них надо просто дождаться окончания военных действий. Но когда военные действия кончатся, никто не знает. Значит, людям, возможно, придется выходить на работу, устраивать детей в школы и детские сады, обращаться за медицинской помощью (ведь среди приезжающих есть и тяжелобольные). Да и просто где-то жить, так как проживание в палатках - лишь временная мера, и это все понимают.
45 из 80 российских регионов участвуют в приеме возросшего в результате конфликта потока украинских мигрантов, стараются помочь как могут. Но, еще раз повторимся, большинство украинских мигрантов не беженцы де-юре и даже не пытающиеся получить этот статус.
Большинству требуется помощь в легализации своего статуса в РФ, чтобы можно было устроиться на работу, устроить детей, снять какое-то жилье, зарегистрироваться в этом жилье, наконец, просто продлить свое пребывание в России (в противном случае возникнет необходимость через 90 дней выехать обратно на Украину, дабы не нарушить действующее миграционное законодательство).
На селекторном совещании, проведенном Дмитрием Медведевым 22 июля и посвященном размещению и социально-бытовому устройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, озвучены некоторые долгожданные решения в данной области. Среди них - сокращение до трех дней срока рассмотрения заявлений о предоставлении временного убежища, выделение дополнительных квот на получение разрешения на временное проживание, выделение финансовых и материальных ресурсов для обустройства людей.
Конечно, дальнейшее развитие ситуации будет во многом зависеть от того, как долго продлится вооруженное противостояние на востоке Украины. Чем дольше будет тянуться конфликт, тем большее число въезжающих и уже находящихся здесь украинских мигрантов решатся навсегда связать свою судьбу с Россией. Наша задача, как принимающей страны, всеми силами помочь и тем, кто примет такое решение, и тем, кто все же будет рассматривать Россию как временное пристанище.
В подготовке материала принимал участие Никита Мкртчян - ведущий научный сотрудник Института демографии НИУ-ВШЭ

Юлия ФЛОРИНСКАЯ. «ИТАР-ТАСС», 25 июля, 2014 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.