Rambler's Top100

№ 605 - 606
1 - 24 августа 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Трансформация трудовой миграции: социальные аспекты

Мобильность иностранных работников на российском рынке труда

Отношение к иммиграции и субъективное благополучие принимающего населения

Религия как фактор адаптации иммигрантов: особенности американского случая

Молдова: страна массовой трудовой эмиграции

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Молдова: страна массовой трудовой эмиграции

Кривенко А.
(Опубликовано на английском языке в: Discovering migration between Visegrad countries and Eastern Partners// HAS RCAES Geographical Institute. - Budapest, 2014. р. 170-190)

Введение

Молдова государство в Восточной Европе, граничащее с Румынией на западе и с Украиной на севере, востоке и юге. Территория 33,8 тыс. км2, из которых около 4,0 тыс. км2 находятся под контролем непризнанной Приднестровской Молдавской Республики[1].

Численность населения по официальным данным на начало 2013 г. составила 3,56 млн. чел. Кроме того, около 0,51 млн. чел. числилось на территории Приднестровья. Таким образом, общая численность населения, согласно официальным данным, составила около 4,07 млн. чел, что соответствует 74,2% от численности населения Словакии и 8,7% от численности населения Польши. Между тем, численность наличного населения, постоянно пребывающего на территории страны, может оказаться значительно меньшей, в условиях более полного учета миграционных потоков населения.

Общий обзор демографических трендов

Для Молдовы на протяжении последних 15 лет была характерна естественная убыль населения. В первой половине 2000-х гг. превышение числа смертей над числом рождений составляла в среднем 4-7 тыс. За последние 2 года наметилась позитивная тенденция сокращения показателя естественной убыли населения и приближения страны к уровню простого воспроизводства населения.

Национальная стратегическая программа в области демографической безопасности обозначает негативные демографические тенденции, характерные для страны в последние годы:

  • численность населения ежегодно сокращалась в среднем примерно на 8,0 тыс. человек и имеет тенденцию к дальнейшему сокращению (табл. 1);
  • резкое падение уровня рождаемости и коэффициента фертильности, которое будет продолжаться из-за сокращения поколения фертильного возраста и откладывания родов на более поздний возраст;
  • высокий по сравнению с развитыми странами уровень смертности;
  • сокращение численности молодежи в составе населения и рост доли пожилого населения, особенно в сельской местности;
  • численность и доля населения трудоспособного возраста сокращается и продолжит сокращаться и далее;
  • значительно сократилась численность экономически активного населения и его доля в общем населении (National…2011: I.1).

Таблица 1. Постоянное население по полу на 1 января, тыс. чел.

Годы

Молдова[2]

Приднестровье[3]

1989

4335,4[4]

680,9

2000

3644,1

597,9

2001

3635,1

589,8

2002

3627,8

580,5

2003

3618,3

571,6

2004

3607,4

562,0

2005

3600,4

554,4

2006

3589,9

547,5

2007

3581,1

540,6

2008

3572,7

533,5

2009

3567,5

527,5

2010

3563,7

522,5

2011

3560,4

518,0

2012

3559,5

513,4

2013

3559,5

509,4

2014

3557,6

505,2

Объем ВВП Молдовы в 2012 г. составил 12,36 млрд. долл.[5], что составляет 9,2% от ВВП Словакии и 1,5% от ВВП Польши, душевой показатель ВВП - 3500 долл. - самый низкий в Европе.

Миграционные процессы: основные формы

Миграционная убыль является основной причиной сокращения численности населения современной Молдовы, негативно отражается на возрастной структуре населения, показателях трудовых ресурсов.

В советский период Молдавия была привлекательным регионом для мигрантов из других частей Советского Союза, в первую очередь, из России и Украины. Начавшийся социально-экономический кризис, в который страна погрузилась в период распада Советского Союза, не был преодолен и после провозглашения независимости в 1991 г., что привело к утрате прежней привлекательности страны для мигрантов, и продолжает служить основным выталкивающим фактором для ее жителей.

За годы независимости Республики Молдова массовая эмиграция превратилась в неотъемлемую часть общественной и социально-экономической сфер государства. Миграционные процессы протекали в следующих формах:

Этническая миграция. Ее всплеск проявился вначале 90-х гг. когда после снятия советских миграционных ограничений страну покидали немцы и евреи, переселявшиеся на историческую Родину. Результатом стало резкое сокращение доли этих этнических групп в общей численности населения Молдовы[6]. На протяжении всего периода независимости наблюдается выезд русскоязычного населения в Россию и Украину. При этом не был отмечен обратный отток молдавской диаспоры, постоянно проживавшей в республиках бывшего СССР, на родину в Молдавию. С 2000-х гг. жители Молдавии выезжают в Россию по программам содействия репатриации, осуществляемым правительством Российской Федерации.

В качестве этнической миграции следует признать расширяющийся в последние годы выезд в Румынию жителей Молдовы, признавших свою румынскую самоидентификацию.

Доля цыганского населения в общей численности населения Молдовы невелика - чуть более 12 тыс. (или 0,4% по данным переписи 2004 г.). Фактор цыганской этнической миграции (даже с учетом некоторой небольшой доли криптоцыган) в миграционных потоках Молдовы не представляет собой значимой величины.

Вынужденная миграция. Проявилась во время вооруженного конфликта 1992 г. в период масштабных военных действий в г. Бендеры и Дубоссарском районе. Было зарегистрировано около 100 тысяч беженцев: в Украину (61 тыс. человек, из них более 30 тыс. детей), в Россию (17,346), в Белоруссию (859 человек) и государства «дальнего зарубежья» (около 20 тысяч человек). После завершения боевых действий многие беженцы вернулись в места постоянного проживания. В качестве внутренних перемещенных лиц в правобережной части Республики Молдова было зарегистрировано 51,289 человек (из них 28,746 детей) (Mosneaga, V. 2. 2013: P. 1).

Коммерческая (челночная) миграция. Была широко распространена в первой половине 90-х гг. в форме периодических поездок коммерсантов («челноков») разной продолжительности, преимущественно в Россию, Украину, Турцию, Польшу, Румынию, с/за товаром и их возвращением к месту жительства.

Образовательная миграция. С конца 90-х гг. расширяется выезд молодых жителей Молдовы за рубеж с целью получения образования. Многие из них по окончанию учебу не возвращаются в страну.

Эксперты признают, что учебная миграция превращается в канал выезда на постоянное место жительства в другую страну. Зачастую абитуриентов толкает выехать на учебу за рубеж не стремление разнообразить свои знания опытом и достижениями других стран, а стремление покинуть свою страну, где имеются сложности с рабочими местами, другие экономические проблемы, социальная неустроенность. (Ursachi, M. 2008: p. 9).

Университеты из Республики Молдова заключают договоры о сотрудничестве с заграничными университетами. В соответствии с условиями договоров, студенты, уезжающие за границу на несколько лет, обязаны вернуться домой. Тем не менее, когда они видят жизнь за границей и получают стипендии, существенно выше, чем зарплаты в Молдове, они нередко решают остаться. Многие студенты возвращаются в Молдову после истечения срока действия договора, и спустя несколько лет снова уезжают, как только появляется возможность (Strengthening … 2010: p. 46).

Министерство просвещения Республики Молдова оказывает содействие (в первую очередь информационное) процессу выезда молодежи для получения образования за рубежом. Наиболее велик отток молодежи в Румынию, которая ежегодно предоставляет широкие квоты для обучения для жителей Молдовы (5500 в 2013 г.)[7]. Также предоставляют места для получения университетского и постуниверситетского образования: Турция, Чехия, Словакия, Греция, Болгария, Польша и ряд других европейских стран. Расширяется выезд студентов и преподавателей из Молдовы по программам академического обмена. Между тем, обратный поток студентов, приезжающих в Молдову для получения образования невелик.

Россия и Украина также предоставляют образовательные квоты жителям Молдовы, акцентируя внимание на Приднестровье. Министерство просвещения непризнанной ПМР напрямую участвует в распределении образовательных квот этих стран среди учащихся региона.

Данные ЮНЕСКО[8], свидетельствуют о высокой доле молдавских студентов, проходящих обучение за рубежом. Среди стран с наибольшим числом студентов из Молдовы обозначены (по данным 2011 г.): Румыния - около 5,5 тыс., Россия – около 3,6 тыс. (данные 2009 г.), Италия – 1,6 тыс, Франция - около 0,9 тыс., Украина – около 0,9 тыс. (данные 2012 г.), ФРГ – около 0,6 тыс., Болгария – около 0,5 тыс, США – около 0,4 тыс. Численность студентов из Молдовы, получающих высшее образование в странах Вышеградской группы невелико. В 2011 г. оно составило в Чехии 167 чел., в Польше - 88 чел., в Венгрии - 41 человек и в Словакии - 8 чел.

Трудовая миграция

Начиная со второй половины 90-х гг. и особенно после финансово-экономического кризиса 1998 г. распространение получает трудовая эмиграция. Эта волна массовой миграции стала реакцией на крайнюю бедность и является откликом на возможности, предоставляемые зарубежным рынком труда (Strengthening … 2010: p. 11). Масштабы трудовой миграции носят эпический для страны характер. В нее вовлечены широкие слои населения. Она отражается на всех сторонах жизни молдавского общества, включая экономику, демографию.

Выталкивающие факторы миграции

Эксперты МОТ считают, что экономическая ситуация в стране – основной выталкивающий фактор для молдавских мигрантов: бедность, отсутствие надлежащих условий для занятости и низкая заработная плата. (Extended…2012: p. 26). В качестве выталкивающих факторов можно также отметить: деиндустриализацию экономики Молдовы и как следствие сокращение рабочих мест в реальном секторе экономики. Эрозию социальной инфраструктуры (образование, здравоохранения, ЖКХ), особенно в селах и небольших городах, которая выражается в снижении качества услуг и сокращении их доступности. Так, например, процесс «оптимизации» школьной сети, проводимой правительством, приводит к закрытию ряда школ в сельской местности.

Потенциальная миграция, сформулированная как «общее желание мигрировать в будущем», считается высокой среди населения Молдовы, что подтверждается результатами различных социологических исследований. Так, в исследовании, проведенном в 2007 году, отмечено, что 44,2% населения (главным образом молодые, образованные люди в возрасте) желают мигрировать, в первую очередь, в страны ЕС (Strengthening … 2010: p. 17).

Эксперт В. Мошняга приводит результаты социологических исследований. Так, данные мониторинга проведенные социологической фирмой CBS AXA в 2008–2009 годах, показали, что эта тенденция сохраняет свою силу. Люди продолжают мечтать и желать выезда на заработки за рубеж. Более того, в условиях кризиса эти стремления людей получают новый импульс (Mosneaga, V. 2012: р. 2).

Кризис 2008–2010 годов показал, что не происходит массового возвращения молдавских трудовых мигрантов на родину. Опросы, проведенные в сельской местности исследовательским центром CASE–Moldova (июль–ноябрь 2008 г.) и фирмой CBS AXA (декабрь 2009 г.), показали, что трудовые мигранты не собираются возвращаться даже в условиях резкого сокращения размеров заработной платы, будут стараться продолжать посылать родным в Молдове деньги (Mosneaga, V. 2012: р. 2).

Более того экономический кризис придал выталкивающим факторам дополнительный импульс. Это связано с ухудшением ситуации на рынке труда внутри Молдовы и увеличение числа лиц, потерявших работу. В этих условиях растет миграционный потенциал: практически каждый третий респондент намерен искать работу за рубежом или не знает, что делать (Mosneaga, V. 2012: р. 12).

Факторами притяжения жителей Молдовы за рубежом являются: более высокий уровень жизни, расширенные возможности для личного развития и наличие успешных мигрантов и созданных ими социальных сетей за границей (родственники, знакомые и близкие друзья). В странах СНГ другими факторами, стимулирующими миграцию, являются низкая стоимость поездки и возможность безвизового перемещения (Strengthening … 2010: p. 14-15), а также привычная языковая среда и общность культурных ценностей.

На заключительной стадии нашего проекта, наконец, было принято давно оговариваемое решение о либерализации визового режима. Граждане Молдовы имеющие биометрические паспорта смогут без виз въезжать на территорию стран Шенгенской зоны и пребывать там на срок месяцев без возможности трудоустройства. Либерализация режима станет дополнительным фактором для миграции.

Миграционная политика Республики Молдова

В настоящее время острота проблемы массового миграционного оттока населения побуждает власти Молдова изыскивать различные меры, направленные на минимизацию отрицательных последствий этого явления и использования миграции в целях развития страны. Между тем, долгое время миграционная политика не входила в число приоритетов властей республики.

Политика советских властей стимулировала активную внутреннюю миграцию в рамках большого союзного государства, в том числе и в целях более эффективного использования трудовых ресурсов. В 60-80 гг. XX века благоприятные условия проживания, большое количество рабочих мест, вследствие активного экономического (в первую очередь промышленного) развития Молдовы способствовали активному привлечению мигрантов из других республик СССР (в основном из России и Украины). В начале 90-х гг. на заре независимости государства нередкими были критические оценки процесса миграционного притока нетитульного (немолдавского) населения в республику. Однако, социально-экономический кризис, разразившийся в результате распада СССР, сделал неактуальной пресловутую проблему «излишнего» миграционного притока. Более того, стремительно расширялся миграционный отток, вначале в форме этнической миграции и последующей репатриации еврейского, немецкого и русского населения, а затем в форме трудовой миграции.

Первоначально проблема эмиграции мало волновала молдавский истеблишмент, так как рассматривалась им, как инструмент снижения остроты межэтнического и социального давления внутри страны. (Mosneaga, V. 4. 2012. p. 3). Кроме того, растущий объем денежных переводов трудовых мигрантов из-за границы рассматривался властями как инструмент борьбы с бедностью, частично компенсирующий низкую эффективность государственной социальной политики.

Однако в дальнейшем, обострение внутренних проблем, обусловленных депопуляцией и диспропорциями на рынке труда, а также воздействие международных организаций и структур ЕС побудили власти страны предпринять активные меры в сфере миграции. В последующие годы Республика Молдова достигла определенных успехов в различных направлениях государственной политики в области миграции.

В настоящее время важнейшими законодательными актами (Ciumas, T. 2011), регулирующими вопросы миграции в республики Молдова являются:

Закон «О режиме иностранцев в Республике Молдова»[9], в соответствии с которым, компетентным органом по вопросам иностранцев является Бюро по миграции и убежищу. В его функции входят: обеспечение режима пребывания иностранцев в Республике Молдова и ведение их учета.

Закон «О трудовой миграции»[10], разработанный в соответствии с основными международными конвенциями Международной организации труда, который регулирует осуществление временной трудовой деятельности иммигрантами, условия предоставления, продления и отзыва права на трудовую деятельность и права на (временное) пребывание, а также условия временного трудоустройства граждан Республики Молдова за рубежом.

Кроме того, миграционная политика, проводимая Республикой Молдова, находит свое отражение в различных национальных стратегиях, планах и программах, которые охватывают значимые для государства сферы. Среди них: Национальная стратегия о политиках занятости рабочей силы на 2007-2015 годы, Национальная стратегия в области миграции и убежища (2011-2020 годы), Национальная стратегическая программа в области демографической безопасности Республики Молдова (2011-2025 гг.) и др.

В качестве приоритетов государственной политики в области миграции, обозначенных в стратегических программах, выделяются:

1. Стимулирование возвратной миграции. Создание условий для закрепления положительных сторон этого процесса;

2. Повышение эффективности управления миграционными процессами на уровне государственных структур, включая совершенствование мониторинга миграционных потоков;

3. Обеспечение прав молдавских мигрантов за рубежом и улучшение их социального статуса. Укрепление связей с молдавской диаспорой.

Возвращение и реинтеграция мигрантов

Государство (при участии Международной организации по миграции и Международной организация труда и других международных организаций) проводит комплекс мероприятий, включающих: стимулирование использования денежных переводов мигрантов в качестве инвестиций в экономику, расширение экономических возможностей для молодежи; информирование молдавских граждан о перспективных возможностях на национальном рынке труда и др.

Был анонсирован ряд программ в этом направлении: «План действий по возвращению молдавских трудовых мигрантов из-за рубежа», Программа по привлечению денежных переводов в экономику «PARE 1+1», Национальную программу по расширению экономических возможностей для молодежи (PNAET). В. Мошняга приводит перечень (Mosneaga, V. 2013: р. 4–5) крупных проектов в этой области, осуществляемых совместно с международными организациями: проект “Укрепление потенциала Молдовы в управлении трудовыми ресурсами и возвратной миграцией”, осуществляемый шведской государственной службой занятости (SPES); проект “Эффективное управление трудовой миграцией и навыками в Молдове”, реализуемый МОТ; проект “Поддержка миграции и развитие Партнерства по мобильности между Молдовой и ЕС” (SIMP), осуществляемый МОМ; проект “Поддержка соглашений о реадмиссии, заключенных Европейским Союзом с Молдовой, Россией и Украиной. Вопросам добровольного возвращения и реинтеграции (SIREADA)” посвящен проект по поддержке упрощенного визового режима и соглашений по реадмиссии между ЕС и Молдовой и Грузией (REVIS)”, и некоторые другие. Министерство образования Молдовы совместно с Европейским фондом образования продолжают работать над созданием механизма признания навыков мигрантов на основе национальной концепции проверки неформального (и формального) обучения (проект “Развитие системы профессионального образования и подготовки кадров”) (Mosneaga, V. 2013: р. 4–5).

Необходимость интегрирования миграционной политики в стратегию развития страны отражена в таком стратегическом документе как «Мобильное партнерство ЕС–Молдова».

Однако эти усилия не приводят к значимым результатам, в первую очередь, в связи с сохраняющейся сложной социально-экономической ситуацией в стране. Кроме того, эксперты указывают на слабую информационную составляющую и неполную прозрачность деятельности государственных структур в этом направлении. Подавляющее большинство мигрантов не знакомо с миграционной политикой молдавского государства и его деятельностью по возвращению и реинтеграции мигрантов на родине (Mosneaga, V. 2013: р. 5).

Сотрудничество с диаспорой

Признается важным налаживание сотрудничества с диаспорой и ассоциациями молдавских граждан за рубежом. Для этих целей выполнялись мероприятия в рамках: Плана действий по поддержке выходцев из Республики Молдова и проживающих за рубежом (молдавской диаспоры) на период 2006–2009 годы, Национального плана действий на 2008 год по защите граждан Республики Молдова за рубежом, Плана действий по национально-культурной и социальной поддержке молдавской диаспоры на 2012–2014 годы. Для улучшения сотрудничества с молдавской диаспорой, Правительством Республики Молдова было создано Бюро по связям с диаспорой в структуре Государственной канцелярии (ноябрь 2012 г.). (Mosneaga, V. 2013: р. 5).

Между тем, эксперты признают, что молдавские дипломатические представительства за рубежом в настоящее время неэффективно используются молдавскими мигрантами. Граждане Молдовы обращаются в эти представительства, как правило, тогда, когда у них появляются проблемы с документами, которые можно решить только через эти институты. Мигранты нередко обвиняют дипломатические службы в непрозрачности их работы, коррумпированности и непрофессиональном отношении к своим гражданам (отсутствие фиксированных цен на услуги, отсутствие квитанций об оплате, торговля трудовыми контрактами или даже фальшивыми документами, вымогательство денег) (Strengthening … 2010: p. 28).

Международное сотрудничество

Власти Молдовы ведут работу по развитию двустороннего и многостороннего сотрудничества со странами назначения молдавских мигрантов. Значимыми результатами в этом направлении представляются подписание международных соглашений в области трудовой миграции, защиты прав мигрантов.

В 1994 году Республика Молдова подписала вместе с другими странами СНГ, Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов. На основании этого соглашения, Молдова подписала двусторонние соглашения, регулирующие трудовую деятельности и социальную защиту граждан, работающих за рубежом с Украиной, Азербайджаном, Россией и Белоруссией. Соглашения, подписанные с Белоруссией, Россией и Украиной содержат практически те же самые положения: трудовая деятельность основана на контрактах и разрешениях на работу, потенциальные ограничения в отношении трудоустройства иностранных работников в связи с изменениями на национальном рынке труда; обеспечение основных социальных прав; признание дипломов и широкая интерпретация возмещение ущерба в случае повреждения здоровья работников или их смерти (Ciumas, T. 2012. P. 3).

Республика Молдова является одной из первых стран, с которыми Европейский Союз подписал соглашение о мобильности и возвратной миграции (2008 г.).

В 2011 г. с правительством Италии было подписано Соглашение в области трудовой миграции и протокол по его реализации. Ожидается подписание аналогического договора с Российской Федерацией, текст этого соглашения уже согласован правительствами двух стран в текущем 2013 г.

Совершенствование мониторинга и учета миграционных потоков

В Республике Молдова совершенствуются существующие методы сбора данных о миграционных потоках. По инициативе МОМ был разработан «Расширенный миграционный профиль», который содержит перечень ключевых переменных, которые будут способствовать более глубокому изучению миграционных процессов и их влияние на демографическое и социально-экономическое развитие страны. Эти переменные включают социально-экономические условия государства, демографические характеристики, особенности рынка, сведения о количестве и типах мигрантов, миграционных потоков, незаконной миграции, диаспоре, и денежных переводах. Использование «Расширенного миграционного профиля» позволит восполнить существующие пробелы в сборе данных.

С 2012 г. Национальное Бюро Статистики проводит в рамках Анкеты рабочей силы модульное обследование «Трудовая миграция».

Борьба с торговлей людьми (траффикингом)

Правительство активизирует свои усилия по противодействию торговли людьми. С 2012 года Республика Молдова, демонстрируя стремление к внедрению международных практик и стандартов противодействия торговле людьми, свою деятельность в этой области выстраивает в соответствии с международными принципами 4-х P (Prosecution (преследование), Protection (защита), Prevention (предупреждение), & Partnership (сотрудничество) (Mosneaga, V.3. 2013: P. 4).

Становится систематическим и широкомасштабным уголовное преследование и наказание организаторов торговли людьми. Улучшается подготовка сотрудников силовых структур в области противодействия траффикингу. Расширяются масштабы психологической, юридической и социальной помощи жертвам торговли людьми. С помощью международных структур и неправительственных организаций проводятся мероприятий по информированию населения об опасностях траффикинга.

В настоящее время, по меньшей мере, 10 молдавских министерств и ведомств занимаются различными аспектами международной миграции. Кроме того, большинство местных представительств международных организаций, а также ряд общественных организаций и иностранных посольств, принимает участие в программах, связанных с международной миграцией. (Ganta, V. 2012: p. 1)

Несмотря на достигнутые успехи, в Молдове по–прежнему ощущается нехватка комплексной стратегии в области миграции, которая требует наличия четко сформулированной национальной политики, более совершенной законодательной базы и эффективно функционирующих государственных структур.

Информационная база миграционных процессов в Молдове

Н. Чеснокова, сотрудник Национального бюро статистики в качестве основных источников сведений о потоках мигрантов в Республике Молдова выделяет:

1. Статистические материалы Национального бюро статистики (переписи населения, специальные обследования рабочей силы и бюджетов домашних хозяйств).

2. Базы данных административных источников, прежде всего:

  • Министерства информационных технологий и связи (Центра государственных информационных ресурсов «Registru»);
  • Министерства внутренних дел (Бюро по миграции и беженцам);
  • Министерства труда, социальной защиты и семьи (Национального агентства занятости населения) (Chudinovskih, О. 2011: p. 66).

Между тем, механизмы учета миграционных потоков признаются властями страны неэффективными (National…2011: I.1). Это связано с проблематичностью оценки нерегулируемой миграции, ввиду того, что эта категория мигрантов не учитывается в Регистрах, а переписи и обследования не обеспечивают полный охват. Ни один из административных источников не является идеальным, в т.ч. и Государственный регистр населения (Chudinovskih, О. 2011: p. 71).

Имеются и другие факторы, влияющие на полноту информации:

  • Отсутствие эффективной системы регистрации, которая бы стимулировала граждан сообщить о перемене местожительства согласно принятым правилам;
  • Различия в методологических подходах в учете населения;
  • Все еще недостаточная межведомственная координация;
  • Недостатки в статистке, разрабатываемой НБС;
  • Наличие границы с Приднестровьем, вследствие чего, вне учета остаются лица, въезжающие/выезжающие в/из Молдовы через приднестровский участок границы (454 км.) с Украиной (Chudinovskih, О. 2011: p. 70-71);
  • Наличие у жителей Молдовы паспортов различных зарубежных стран (преимущественно, России, Украины, Румынии, Болгарии), наряду с национальными идентификационными документами, что затрудняет учет.

В Приднестровье вопросы учета миграционных потоков[11] в основном находятся в ведении двух структур непризнанного государства:

Государственная служба статистики Министерства экономического развития ПМР. К настоящему времени данные этой структуры доступны для исследователей и являются практически единственным официальным источником сведений приднестровских властей о миграционном движении населения региона.

Статистическая служба ПМР ведет текущий учет миграционного движения, а в 2004 г. организовала проведение переписи населения региона (отдельно от переписи населения в Молдове), в ходе которой были получены ценные сведения о масштабах миграционного движения и структуре мигрантов.

Миграционная служба МВД ПМР. Эта структура объявила о начале использования с 2005 г. специального программного комплекса, позволяющего вести учет и регистрацию на территории региона иностранных граждан и лиц без гражданства с созданием индивидуальной миграционной карты, включающей, помимо паспортных данных, фотоизображение лица человека. Между тем, детальные данные этой службы о лицах, пересекающих приднестровский участок границы, недоступны для исследователей.

Необходимо учитывать, что данные, предоставляемые статистическими службами Молдовы и Приднестровья, не дают полного представления о масштабах эмиграции.

Целесообразным представляется учет других источников, например информации пограничных служб, фиксирующих сальдо «входов-выходов». Данные пограничной полиции Республики Молдова свидетельствуют о том, что за последние годы количество выездов молдавских граждан за рубеж значительно превышает количество въездов в страну. За последние годы эта величина колебалась в промежутке от 80 тыс. до 125 тыс. Исключением являлся 2009 – пик экономического кризиса, когда число въездов в страну молдавских граждан было на 90 тыс. больше выездов (Mosneaga, V. 2013: р. 1-2).

Конечно, данные пересечения границы предоставляют ценную информацию, но и она не может считаться полностью точной и всеобъемлющей, в силу ряда факторов, в первую очередь, из-за наличия паспортов нескольких стран у жителей Молдавии и из-за невозможности вести учет на приднестровском участке границы. (Extended…2012: p. 28). Кроме того, следует учитывать, что определенная часть людей может осуществлять несколько въездов / выездов в течение года.

Большой интерес представляют исследования, касающиеся эмиграции и денежных переводов, пересылаемых мигрантами. Ряд таких работ были проведены при финансировании международных организаций (Международной организации по миграции, Всемирного банка, Европейской Комиссии и др.) (Ganta, V. 2012: p. 1).

Важным источником о миграционных процессах являются социологические исследования. Большой опыт проведения исследований по трудовой миграции накоплен такими социологическими фирмами как CBS AXA, CIVIS, социологическими структурами Молдавского госуниверситета. Имеется опыт мониторинговых социологических исследований (CBS AXA - 2004, 2006, 2008, 2009 годов). Исследования финансируются международными организациями (Международная Организация Труда, Международная Организация по Миграции, Мировой Банк, ЮНИСЕФ и др.). С 2004 года в «Барометр Общественного мнения», который проводится дважды в год с 1998 года, включены вопросы по трудовой миграции. (Mosneaga, V. 2012: р. 2).

Эмиграция. Оценка масштабов

Данные текущего учета эмигрантов, предоставляемые статистическими службами Республики Молдова (табл. 2) и Приднестровья (табл. 3) не отражают полной картины миграционного оттока населения. Эти источники фиксируют лишь 3-7 тыс. эмигрантов ежегодно покидающих Молдову и почти 2 тыс., покинувших Приднестровье в 2012 г.

Таблица 2. Эмигpанты по стpанам пpедполагаемого места жительства, человек[12]

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Bыехало из Республики Молдова – всего

6827

6685

7172

6988

6663

4714

3920

3062

из них в:

Польшу

5

8

4

3

4

2

3

Чешскую Республику

9

27

24

40

77

57

43

56

Венгрию

4

1

1

3

Словакию

1

V–4 в целом

14

35

32

43

81

61

46

59

Германию

373

253

253

195

264

220

179

218

Австрию

15

42

13

1

10

15

22

21

Румынию

15

8

4

5

11

15

14

9

Болгарию

5

2

4

14

26

19

9

8

Нидерланды

3

2

8

12

12

2

11

Украину

2057

2350

2663

3163

2952

2227

1827

1360

Белоруссию

184

222

187

122

125

100

74

48

Грузию

7

2

4

2

EP в целом

2241

2579

2850

3285

3079

2331

1903

1408

Россию

3310

2890

3110

2663

1866

1162

858

772

Казахстан

19

22

20

14

31

33

27

29

США

568

612

695

588

899

523

538

245

Израиль

220

201

140

137

278

232

204

198

Канаду

20

18

12

5

10

5

6

6

Австралию

3

1

1

1

2

Другие страны

21

28

34

38

97

91

114

79

Таблица 3. Миграционное движение населения Приднестровья, человек[13]

Годы

Прибыло

Выбыло

Миграционный прирост (миграционная убыль)

Годы

Прибыло

Выбыло

Миграционный прирост (миграционная убыль)

1990

36029

32926

3103

2002

11360

16797

-5437

1991

30359

29095

1264

2003

9457

15418

-5961

1992

21478

32242

-10764

2004

8597

12793

-4196

1993

22658

21539

1119

2005

8364

11660

-3296

1994

18326

20184

-1858

2006

7418

10908

-3490

1995

14513

22777

-8264

2007

6996

10826

-3830

1996

12416

23139

-10723

2008

6883

10226

-3343

1997

14707

20311

-5604

2009

6366

9083

-2717

1998

14507

17239

-2732

2010

6544

8606

-2062

1999

13669

16820

-3151

2011

7260

9531

-2271

2000

12081

17448

-5367

2012

2157

4136

-1979

2001

12000

18090

-6090

2013

2245

3952

-1707

Между тем, данные переписи населения, прошедшие в 2004 г. отдельно в Молдове и Приднестровье свидетельствуют о значимой доли населения, временно отсутствовавшего на момент переписи. В Молдове таких было выявлено 273,1 тыс. чел или 8,1% населения страны, в Приднестровье – 36,3 тыс. или 6,5% населения региона.

Временная трудовая миграция в Республике Молдова плохо поддается полному статистическому учету. Имеются большие расхождения между официальными статистическими данными и экспертными оценками масштабов миграции и ее характеристик. Во многом это связано с тем, что основная масса мигрантов находятся в странах назначения на незаконной основе, а некоторые осуществляют незаконный въезд.

Граждане Молдовы, благодаря сохраняющемуся визовому режиму, могут на законных основаниях въезжать в Россию, Украину и другие страны СНГ, однако их значимая часть не оформляет свое пребывание. По некоторым оценкам 60% молдавских граждан на территории стран СНГ пребывают там незаконно (Strengthening … 2010: p. 18).

Молдавские трудовые мигранты редко используют нелегальный переход границы государств Европейского Союза. В условиях роста контроля на границах ЕС жители Молдовы используют более приемлемые и безопасные пути трудовой миграции. Таковыми стали гражданство стран ЕС (Румынии, Болгарии, других стран), туристические визы, воссоединение семей и трудовые контракты (Mosneaga, V. 2012.3: р. 4).

Не может считаться точной и статистика трудовых контрактов. Она лишь частично восполняет пробел в данных о временной трудовой эмиграции, и отражает лишь специфические потоки трудовых мигрантов. Это связано с тем, что только незначительная часть трудовых мигрантов заключает контракты до выезда за границу, еще в стране происхождения. Подавляющее большинство мигрантов выезжают за границу по независимым каналам и сами находят там работу. (Chudinovskih, О. 2011: p. 17). Кроме того, небольшим остается число трудовых соглашений, подписанных между Молдовой и странами ЕС.

В отчете Международной организации по миграции приводятся данные Департамента Пограничной Полиции Министерства Внутренних Дел Республики Молдова, согласно которым, за рубежом на 31 декабря 2010 года было около 720 тыс. чел из них, около 285 тыс. отсутствовали в стране более года, еще 245 тыс. находились за границей сроком от 3 до 12 месяцев и еще 90 тыс. были квалифицированны как экскурсанты, на основании того, что выехали за рубеж менее 3 месяцев назад (Extended…2012: p. 28).

Эксперты Всемирного банка оценивают количество молдавским эмигрантов в 770,3 тыс. чел., что составляет 21,5% от населения страны (Migration…2011: p. 191).

По данным CIA Factbook, Молдова относится к странам с самым высоким уровнем миграции[14], с показателем 9,92 мигранта на 1000 жителей.

В средствах массовой информации фигурируют цифры от 340 тысяч до 1 миллиона человек (Mosneaga, V. 2012: р. 1).

География эмиграции населения Республики Молдова

Данные текущего статистического учета (табл. 2) свидетельствуют о преобладании восточного вектора (Украина, Россия) миграционных устремлений у жителей Молдовы. Однако они отражают лишь верхушку айсберга молдавской эмиграции и не дают ясного представления о географическом распределении молдавских мигрантов.

Более объективной представляется картина, полученная при анализе данных временно отсутствующего населения по стране нахождения, выявленных в ходе переписи населения в 2004 г. (табл. 4).

Таблица 4. Временно отсутствующее население, выехавшее за границу, по стране нахождения и продолжительности отсутствия, полу и типу местности[15], человек

Страны

Человек

Страны

Человек

Всего

273056

Бельгия

660

Россия

153356

Австрия

505

Италия

53010

Канада

387

Румыния

10515

Белоруссия

356

Португалия

9467

Польша

234

Украина

8582

Швейцария

215

Турция

8228

Республика Корея

174

Греция

5584

Нидерланды

142

Испания

3868

Сербия

121

Франция

3504

Казахстан

119

Израиль

2633

Швеция

81

Германия

1906

Венгрия

67

Чехия

1786

ОАЭ

64

Великобритания

1399

Словения

61

Ирландия

1235

Австралия

53

США

1184

Другие страны

823

Кипр

855

неизвестно

1184

Болгария

698

 

 

Эти данные позволяют выделить Россию в качестве основной принимающей страны для молдавских мигрантов. Согласно итогам переписи населения РМ, временно отсутствующее население Молдовы, направившееся именно в Россию, составило 153,4 тыс. человек. Эксперты считают, что трудовая диаспора молдаван, с учетом тех, кто уже более пяти лет живут в России, пусть и, не зарегистрировавшись, достигала в 2008 г. 240–270 тыс. человек. (Ursachi, M. 2008: p. 10). Доля России в приеме молдавских мигрантов оценивается в 58-63% (Mosneaga, V. 2012: р. 1–2).

Украина также входит в число стран наиболее притягательных для молдавских мигрантов, однако, количественно уступает некоторым странам ЕС.

Второй страной по числу принятых молдавских мигрантов является Италия, на которую приходится 14-19% от их общего числа (Mosneaga, V. 2012: р. 1–2). Эксперты приводят данные 2009 г., по которым из 167 тыс. молдавских граждан, легально находящихся в ЕС, 53,6% приходятся на Италию. Общая численность молдавских граждан (включая нелегальную миграцию), находящихся на территории Италии, оценивается от 132 тыс. до 200 тыс. чел. (Moraru, V. 2012: с.105).

Другими странами ЕС, привлекающими большое число молдавским мигрантов, являются Румыния, Португалия, Греция, Испания, Франция и ФРГ. Из стран Вышеградской четверки лишь Чехия привлекает достаточно большое число мигрантов из Молдовы. Согласно оценочным данным[16] в 2007 г. насчитывалось 10 тыс. граждан Молдовы, работающих в этой стране. Польша и еще в меньшей степени Венгрия и Словакия привлекают лишь незначительное число молдавских мигрантов.

Вне СНГ и ЕС наибольшее число мигрантов из Молдовы приходится на Турцию, Израиль и США.

Молдавские мигранты активно участвуют в процессах круговой миграции. Данные социологических исследований свидетельствуют о том, что этот вид миграции распространен среди сельских жителей, главы домохозяйств, мужчин, обладающих средним и средним специальным образованием, для которых трудовая миграция за рубеж носит сезонный характер и является вторичной формой занятости. Между тем, большая продолжительность поездок молдавских мигрантов в страны ЕС обусловлена визовым режимом и высокие затраты на реализацию поездки. В СНГ (в первую очередь России) пребывание, трудовая командировка составляет около 7 месяцев, в то время как в ЕС – в 2 раза больше, 15 месяцев. Это нередко стимулирует невозвратный характер миграции (Mosneaga, V. 2012. 3: р. 1).

Эксперты (Strengthening … 2010: p. 12) в настоящее время выделяют в Молдове три типа международной миграции:

  • краткосрочная международная миграция, в основном в страны СНГ;
  • долгосрочная международная миграция, главным образом в страны Европейского Союза;
  • законная долгосрочная международная миграция в США и Канаду.

Совсем недавно в общей структуре молдавской миграции были выявлены следующие тенденции и сдвиги: от СНГ к ЕС, от краткосрочной и сезонной миграции к долгосрочной миграции, рост миграции в сторону Соединенных Штатов и Канады (Strengthening … 2010: p. 12).

Либерализация окажет влияние на миграционные процессы Молдовы, но не приведет к большому увеличению числа мигрантов. Можно предположить, что пребывание в Шенгенской зоне граждане Молдовы будут использовать для поиска возможности получить легальную работу.

Наряду с либерализацией другим важным фактором, который может серьезно повлиять на миграционные процессы в Молдавии является ситуация в Украине.

Украина входит в полосу нестабильности, что будет оказывать плохопрогнозируемое воздействие на сложившийся баланс миграционных потоков.

В первую очередь это снижение привлекательности Украины для трудовых мигрантов из Молдовы, вследствие:

  • Снижения уровня оплаты труда и сокращения рабочих мест по причине расширяющегося экономического кризиса и обесценивания национальной валюты;
  • Возрастания проблем личной и имущественной безопасности в стране;
  • Ограничений, введенных украинскими властями для въезда иностранцев подозреваемых в неблагонадежности по формальным причинам. В эту группу часто попадают многочисленные жители Молдовы, имеющие российские паспорта. Последний фактор может оказать влияние и на поток молдавских мигрантов в Россию (основная страна приема молдавских мигрантов), так как делает сложным привычный для мигрантов транзитный пут в Россию через Украину дешевым железнодорожным или автомобильным транспортом.

Характеристики эмигрантов (лингвистическая, половозрастная, образовательная и др.)

Этнический фактор миграции оказывал значительное влияние лишь на ранних периодах миграционного движения населения Молдовы в 90-е гг. В настоящее время этническая и лингвистическая составляющая не детерминирует миграционное поведение молдавского населения. Более важную роль при выборе страны назначения международной трудовой миграции, играют социальные сети, наличие успешных родственников, односельчан, знакомых, находящихся на заработках в данной стране. (Mosneaga, V. 2012: р. 17). Однако лингвистические характеристики мигрантов в значимой степени определять направленность миграционных потоков. Так, гагаузы, в подавляющем большинстве владеющие русским и гагаузским языками предпочитают мигрировать в Россию и Турцию, Граждане Молдовы, являющиеся этническими молдаванами и румынами, также зачастую являются билингвами, что позволяет им легче адаптироваться как в странах СНГ, где распространен русский язык, так и в романоязычных странах (Италии, Португалии, Испании).

В международных трудовых миграциях принимают участие различные половозрастные группы страны. Наиболее активна молодежь и люди средних возрастов (более 70% в возрасте до 40 лет и почти 40% в возрасте до 30 лет). Средний возраст трудового мигранта составляет 35–36 лет. (Mosneaga, V. 2012: р. 17)

Эксперты указывают на то, что высокая склонность к миграции находится в возрастной группе 25–34 лет, что соответствует 33,4 процента от общего миграционного оттока (Extended…2012: p. 147).

Мужчины мигранты пока преобладают в общей численности выезжающих граждан Молдовы. Доля женщин в международной трудовой миграции из года в год увеличивается. В период с 2001 по 2009 гг. она выросла с 30% до 37% (Chesnokova, N. 2011: p. 2).

Трудовые мигранты–мужчины заняты в основном в строительстве, на транспорте, в индустрии, сельском хозяйстве. Женщины-мигранты работают в сфере обслуживания, торговле, по уходу за престарелыми, больными, детьми, в качестве домашней прислуги, в сфере секс-услуг (Mosneaga, V. 2012: р. 18). Возможности занятости мигрантов во многом определяют их половой состав по странам. Так, численность мужчин, работающих в России и занятых преимущественно в строительстве, в 3 раза превышает численность женщин. В то время как, доля женщин – мигрантов, работающих в Италии и занятых преимущественно оказанием услуг, составляет 70 процентов. Этот процент выше только в Израиле, где доля женщин среди трудовых мигрантов составляет 86,6 процентов, а так же в Турции – 81,5 процентов (Chesnokova, N. 2011: p. 2).

Другими примерами гендерного разделения стран приема являются:

  • среди стран-аттракторов для мужчин-мигрантов Украина, Франция, Чехия, Португалия);
  • для женщин-мигрантов – Испания и Греция (Mosneaga, V. 2012: р. 1–2).

Анкета рабочей силы показала, что большинство людей мигрировавших из Молдовы имеют среднее профессиональное и среднее образование (соответственно 25,5% и 25,6% всех иммигрантов в 2010 году) (Mosneaga, V. 2012: р. 19).

Эксперты IOM большую часть молдавских мигрантов (64,17%) относят к лицам со средним образованием, в то время как лица с начальным образованием и без образования составляют менее 1%. Также ими отсечено, что мигранты с высшим образованием составляют 10,7 процента от общего числа, в то время как в рабочей силе на их долю приходится 22,7 процента. Это может быть признаком того, что более квалифицированные работники имеют лучшие результаты на рынке труда с точки зрения поиска работы (Extended…2012: p. 147).

Исследования показывают, что большинство мигрантов происходят из сельской местности страны – 70,7%. Рост доли сельских мигрантов (в 2000 г. 59,4%) дает четкое указание на сокращение занятости в сельском хозяйстве (Extended…2012: p. 147).

Становятся массовым явлением населенные пункты, в которых, как во время войны, нет мужчин трудоспособного возраста. Однако в ряде сел, особенно на юге страны, возникает не менее опасная ситуация, когда в населенном пункте практически не остается женщин трудоспособного возраста (Морару 2012).

Происхождение мигрантов оказывает влияние на географию их выезда. Так, среди мигрантов из муниципия Кишинев преобладают те, кто выезжают в страны ЕС, в то время как среди мигрантов из остальных регионов Молдовы преобладают те, кто уезжают в страны СНГ.

Эксперты (Strengthening … 2010: p. 13) наделяют общий портрет молдавских мигрантов следующими чертами. Это:

  • молодые люди. Наибольшая часть мигрантов (79%) это лица в возрасте от 18 до 44 лет;
  • семейные люди. Таковых насчитывается 71%, хотя степень воссоединения семей в местах миграции остается относительно низкой (21%);
  • более образованные люди. 28% всех мигрантов это выпускники университетов, 63% получили среднее образование или профессиональное/техническое образование.

Иммиграция

Иммиграционные потоки в Молдову, в отличие от эмиграции, поддаются более адекватной оценке государственными службами страны. Объемы регистрируемой легальной иммиграции (табл. 5) несколько увеличились за последние годы и в 2012 г. превысили 3 тыс. человек, что сопоставимо со статистическими данными покидающих Молдову жителей (табл. 2).

Эти данные свидетельствуют о том, что с 2011 г. численность мигрантов, прибывающих из ЕС, стала превышать традиционно превалирующий поток мигрантов из СНГ. В первую очередь, это связано с ростом мигрантов из Румынии, на которую приходится почти половина иностранцев, прибывающих в Молдову (табл. 6). Такой рост доли румынских мигрантов может быть объяснен и тем фактом, что граждане Молдовы, имеющие также и румынский паспорт, предъявляют именно его при пересечении молдавско-румынской границы.

Доля мигрантов из стран Вышеградской группы очень невелика, при этом основная часть приходится на граждан Польши.

Среди стран, не относящихся к ЕС и СНГ, значимым является приток граждан Израиля, Турции и Сирии.

Подавляющая часть регистрируемых мигрантов из СНГ, численность которых колебалась за последние годы от 800 до 1000 чел, приходится на две страны – Украину и Россию. Однако, достоверность данных по мигрантам из стран СНГ с которыми сохраняется безвизовый режим, заметно ниже сведений по мигрантам из ЕС и других стран, прибывающим в Молдову по визам. Очевидно, с этим связано расхождение данных о численности мигрантов в Молдове.

Так, IOM оценивало общую численность иностранцев (в том числе лиц без гражданства) пребывавших в конце 2010 г. на территории Молдовы в 20099 человек или менее 0,5% от общей численности населения страны. (Extended…2012: p. 30).

В то время как, по оценкам Всемирного банка число иммигрантов в Молдове оценивалось в 408,3 тыс. чел. или 11,4% от общей численности населения страны (Migration…2011: p. 191).

Можно предположить, что эксперты IOM в своих оценках опирались на данные регистрируемых потоков мигрантов, а аналитики Всемирного банка учитывали данные численности граждан иностранных государств (в первую очередь, России, Румынии, Украины и Болгарии), пребывающих в Молдове.

Таблица 5. Распределение иммигрантов по гражданству, человек[17]

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Всего

2056

1968

2070

2749

2010

2512

2704

3093

В т.ч.:

ЕС-28

337

403

453

694

513

670

808

957

Постсоветские страны (исключая страны Балтии)

731

734

864

1119

829

835

807

877

Другие страны

988

831

753

936

668

1007

1089

1259

Таблица 6. Распределение иммигрантов по гражданству по некоторым странам, человек[18]

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

V4, всего

16

18

18

22

24

37

54

61

   в т.ч.:

Польша

9

10

14

19

18

24

38

50

Чехия

3

3

 

2

1

6

10

4

Венгрия

2

 

1

 

3

4

5

4

Словакия

2

5

3

1

2

3

1

3

EaP, всего

424

395

437

638

468

427

437

451

   в т.ч.:

Белоруссия

16

31

27

36

16

24

27

17

Грузия

15

10

16

23

16

28

26

31

Украина

393

354

394

579

436

375

384

403

Румыния

111

171

197

353

186

309

360

445

Израиль

94

72

56

183

278

482

455

407

Турция

462

443

462

514

224

287

266

337

Россия

168

182

256

300

230

294

240

305

Сирия

101

43

31

36

34

34

34

65

Болгария

86

75

48

45

28

43

21

25

За период 2010–2012 годы на основе судебных решений из Молдовы было выдворено 213 иностранных граждан. В основном это были представители стран СНГ, с которыми Молдова имеет безвизовый режим. На основе административных решений за период 2011–2012 годы были выдворены из Молдовы 234 человека. Чаще всего это граждане России, Украины, Турции, Армении и Азербайджана (Mosneaga, V. 2013: р. 2).

Эксперты обращают внимание на недостаток данных по внутренней миграции в Молдове (Vladicescu, N. 2012. P. 1). Данные первой половины 90-х гг., а также перепись населения 2004 г. свидетельствуют о преимущественном направлении внутренних миграционных потоков из сел и небольших городов в Кишиневскую агломерацию и в меньшей степени в другие значимые региональные центры страны - Тирасполь, Бельцы, Бендеры, Унгены, Кагул.

Особые характеристики миграционных процессов в Молдове

Среди особых характеристик миграционных процессов в Молдавии в первую очередь следует отметить их огромное воздействие на социально-экономическую ситуацию в стране, на ее демографию. Миграционные процессы во многом определяют особенности развития страны в будущем, закладывая серьезные проблемы, но и создавая предпосылки для развития.

Среди важнейших направлений воздействия миграции следует отметить:

Влияние миграции на рынок труда. Феномен утечки (растраты) «мозгов»

Кризисные явления, сопровождающие экономику Молдовы со времени обретения независимости, приводят к росту избыточного предложения рабочей силы. Больших перспектив для роста потенциала национальной экономики, чтобы занять избыточное предложение труда не ожидается. Несмотря на низкий официальный уровень безработицы (около 2%), значимая часть молдавской рабочей силы не регистрируется в центрах занятости, а находит свой источник существования либо в теневой экономике, либо уезжая за рубеж в поисках рабочего места (Mosneaga, V. 2012: р. 11).

Анализ рынка труда в Молдове за последние годы выявляет постоянное сокращение основных показателей занятости. Обследование анкеты рабочей силы, проводимое Национальным Бюро Статистики, свидетельствует о снижение численности экономически активного населения, численности занятого населения, так и численности наемных работников. С 2001 по 2008 год, экономически активное население сократилось более чем на 300 тыс. человек (Mosneaga, V. 2012: р. 11). Стремление вырваться из объятий бедности побуждает к миграции и тех, кто имеет рабочее место, но не удовлетворен оплатой труда, ее условиями и перспективами профессионального роста. Это приводит к тому, что национальная экономика лишается молодых, наиболее квалифицированных и предприимчивых специалистов.

Национальная стратегическая программа в области демографической безопасности указывает на наличие сфер деятельности, где спрос на рынке труда уже не может полностью быть удовлетворенным реальным предложением рабочей силы, ни количественно, ни качественно. Такая же ситуация может появиться и в тех отраслях, которые имеют шанс со временем восстановиться, и для которых спрос не покроется предложением рабочей силы на внутреннем рынке, поэтому предсказуемо обращение к рабочей силе из-за рубежа (National…2011: II.44).

Так, за последние двадцать лет отрасль здравоохранения покинули более 40% обученных медицинских работников, многие из которых уехали за рубеж. Молдова страдает от острой нехватки медицинских работников в сельских районах. Молдавская система образования уже много лет испытывает недостаток в учителях, в основном в начальной и средней школах. Многие молодые учителя предпочитают уезжать за границу в поисках работы, поскольку дома им предлагают низкую зарплату, а в других странах они могут получать гораздо больше (Strengthening … 2010: p. 22–23).

Массовая трудовая миграция приводит к тому, что в стране имеется хронический дефицит на специалистов. Нередки случаи, когда вследствие недостатка квалифицированных кадров срываются производственные проекты, иностранные инвесторы теряют всякий интерес к молдавской экономике (Mosneaga, V. 2012: р. 19).

Феномен утечки «мозгов» приводит к утрате преподавательского и научно–исследовательского потенциала Молдовы в различных областях, включая физику, математику, вычислительную технику, химию (Strengthening … 2010: p. 46).

Нередко, квалифицированные специалисты, оставившие свои рабочие места в Молдове, переезжая за границу, вынуждены заниматься низкоквалифицированным трудом (например, в сфере строительства или оказания услуг), утрачивая свои прежние профессиональные навыки. Это процесс можно признать растратой «мозгов».

Демографические диспропорции. Негативные социальные последствия

Выезд из страны значимой части населения трудоспособного возраста приводит к ускорению темпов старения. По данным Национального бюро статистики, доля лиц старше 60 лет в общей численности населения на начало 2006 г. составляла 13,3%. К началу 2013 г. она возросла до 15,3%. Вместе с тем за этот же период доля детей (до 15 лет) сократилась с 18,3% до 16,1%. Эти тревожные данные дают основания прогнозировать превышение доли пожилого населения над долей детей в общей численности населения страны уже в ближайшем будущем.

Дети и старики, являются теми возрастными группами, которых в первую очередь касаются негативные последствия массовой миграции (Luecke, M. 2011, Sandu, V. 2011).

Эксперты, со ссылкой на Национальное бюро статистики, сообщают, что в 2011 г. 18% от общего числа молдавских домохозяйств состоят только из стариков, возраст которых превышает 65 лет, и имеют уровень бедности, равный 30%. 36% домохозяйств, сформированы пенсионерами (возраст 57–62 года). Их уровень бедности измеряется 28%. Около 75% бедных домохозяйств, имеющих стариков, находятся в сельской местности (Mosneaga, V. 2012: р. 23).

В условиях неразвитой системы социального обеспечения и непомерных для широкого круга населения тарифов на потребляемый природный газ, электричество, услуги жилищно-коммунального сектора и т.п. пожилые люди, оставленные своими родственниками-мигрантами, сталкиваются лицом к лицу с ужасающей бедностью.

Растет количество детей, которые воспитываются в семьях, где один, а то и оба родителя являются трудовыми мигрантами, а дети остаются на попечении стариков. Эксперты приводят данные, по которым численность школьников, оставшихся без родителей, выехавших на заработки за рубеж, в 2006 году составила 177 тыс. (1/4 всех учащихся), а в 2007 году – 200 тыс. (Mosneaga, V. 2012: р. 22).

Серьезным для страны негативным последствием трудовой миграции является и трафик людей с целью принудительной трудовой и сексуальной эксплуатации, попрошайничества, а также, изъятия и продажи человеческих органов.

Согласно Глобальному индексу рабства, 2013 г. Молдова занимает 6 место среди стран с самыми высокими показателями распространенности рабства. Численность молдавских граждан, принуждаемых к рабству оценивается в 32-35 тыс. человек. (The Global… 2013: p. 54). Наиболее часто молдавские мигранты становятся жертвами принудительной эксплуатации в России, Украине, Косово, Казахстане, Турции, ОАЭ, Греции, Ливане, Италии, Испании и в Турецкой республике Северного Кипра[19].

Национальная стратегическая программа в области демографической безопасности Республики Молдова, обращает внимание на проблемы деградации человеческого потенциала вследствие активных эмиграционных процессов, которые «моделируют демо-социо-экономическую эволюцию не только за счет сокращения и старения населения, потери человеческих ресурсов, последствий ремитенций из-за границы и формирования зависимости от них, но и за счет «утечки мозгов», что приведет к потерям научных ценностей и снижению предпринимательской инициативы (National…2011: II.43).

Значение денежных переводов мигрантов

Заработанные деньги, которые трудовые мигранты отправляют своим семьям, на настоящий момент являются для Молдовы самой большой очевидной пользой от миграции. Помимо денежных переводов, важную роль на родине мигрантов играют их сбережения (Strengthening … 2010: p. 5).

По данным Национального Банка Молдовы в 2012 г. объем денежных переводов, поступивших в страну от трудовых мигрантов превысил 1,5 млрд. долл. (свыше 65% - из России), приближаясь к максимальному показателю - более 1,6 млрд долл., достигнутого в предкризисном 2008 г. С 2005 г. показатель соотношения объема поступающих денежных переводов к ВВП составлял не менее 30% (а в 2006 г. – свыше 38%). Данные Всемирного банка свидетельствуют о том, что Молдова в 2010 г. по этому показателю в мире уступала только Таджикистану, находясь в одном ряду с другими странами (Непал, Тонга, Лесото), зависимыми от денежных переводов мигрантов (Migration…2011).

Приднестровский республиканский банк (ПРБ) оценивает[20] объем средств, присланными в Приднестровский регион его жителями из-за рубежа в 2012 г. почти в 200 млн. долл. Более 85% этих средств поступило из России, кроме того, в среднем по 1,5% переводов приходилось на Турцию, США, Украину и Израиль. Доля денежных переводов по отношению к ВВП региона была оценена специалистами ПРБ в 18,3%.

Анализ структуры использования домохозяйствами денежных средств, получаемых из-за рубежа, свидетельствует, что большая часть денег, поступающая от трудовых мигрантов в бедные домохозяйства, проедается. И лишь некоторая часть идет на удовлетворение «потребностей развития»: получение образования, услуги здравоохранения, открытие собственного бизнеса (Mosneaga, V. 2012: р. 8).

Разнообразие гражданств жителей Молдавии

В соответствии с рекомендациями ООН и международной практикой, главным критерием при определении численности мигрантов, работающих за рубежом, является их гражданство. Однако, в случае с Молдовой использование этого критерия сталкивается с некоторыми трудностями. Это связано с большим числом жителей Молдовы, обладающим двойным (а иногда и тройным) гражданством. Этот важный фактор, не получил должного внимания в исследованиях по миграции, но оказывает значительное влияние на характер миграционных процессов в Молдове.

Законодательство Молдовы позволяет ее гражданам иметь двойное гражданство и не препятствует лицам с двойным гражданством занимать различные государственные должности. Общественное мнение в целом, не осуждает бипатридов, более того факт принятия гражданства другого государства признается, как достижение, предоставляющее большое социальное преимущество.

В таких условиях жители Молдовы в массовом порядке добиваются получения гражданства других стран, зачастую в целях упрощения выезда за рубеж в качестве трудовых мигрантов.

Этот фактор усложняет процедуру учета миграционных потоков. Так как, в настоящее время не представляется возможным произвести точный учет всех лиц, пребывающих на территории страны по наличию, имеющегося у них гражданства (гражданств). Во многом это связано с тем, что дипломатические представительства иностранных государств в Молдове зачастую избегают предоставлять информацию, о количестве граждан, находящихся на консульском учете. Использование различных источников, не претендующих на полноту, позволяет провести лишь общую оценку лиц с иностранным гражданством в Молдове.

Гражданство Молдовы. Перепись населения выявила значительные расхождения между списочной численностью населения 3383,3 тыс. (на октябрь 2004 г.) и численностью граждан, зарегистрированных в 2004 г. Государственным регистром населения Министерства информационного развития и связи (на основании удостоверений личности с идентификационным номером) – 2334,6 тыс. Н. Чеснокова, специалист Национального бюро статистики[21] объясняет расхождение среди прочего и тем, что в регистр не было включено большинство детей в возрасте 8–15 лет, не имевших удостоверения личности нового образца. Однако, можно предположить, что среди жителей страны значительно число лиц, не оформивших документально гражданство Молдовы или утративших его в силу принятия гражданства другой страны.

Гражданство Российской Федерации. Источник[22] со ссылкой на сотрудника консульского отдела посольства России в Молдове сообщает, что в конце 2012 г. на консульском учете состояло более 210 тысяч граждан РФ, из которых около 170 тыс., проживают в Приднестровье. Эта величина заметно превышает число российских граждан, состоящих на учете в консульствах России в Украине и в Белоруссии вместе взятых.

Нет ясной информации о том, какая часть из российских граждан, состоящих на консульском учете в Молдове, продолжает оставаться в стране, а какая часть выехала в качестве трудовых мигрантов. Между тем, многие граждане России, пребывающие в Молдове, уклоняются от получения вида на жительство либо другой формы регистрации официальными властями Молдовы (в Приднестровье это явление распространено повсеместно).

Кроме того, определенное число российских граждан, постоянно проживающих на территории Молдовы, не состоят на консульском учете, а имеют «внутрироссийский» паспорт, по которому они зарегистрированы по какому-то адресу на территории собственно России. Среди последних велико число пожилых людей, добивающихся, таким образом, значительно более высокой российской пенсии, но проживающих в привычных для них условиях в Молдове.

Процесс получения российского гражданства жителями Молдовы продолжает оставаться значимым. В 2012 г. российское гражданство было предоставлено 4336 чел.

Гражданство Румынии. Законодательство Румынии с 2009 г. упрощает порядок предоставления гражданства для жителей Республики Молдова. Теперь оно может быть предоставлено потомкам граждан Румынии, проживавшим на территории Молдовы до 1940 г., т.е. подавляющему большинству населения страны. Для получения гражданства Румынии теперь не нужно проходить обязательное прежде собеседование на знание румынского языка, что позволяет получать румынские паспорта и русскоязычным гражданам. При оформлении гражданства Румынии допускается сохранение другого иностранного гражданства (предыдущего) и постоянное проживание за пределами Румынии.

Жители Молдовы активно используют эту возможность для расширения перспектив эмиграции в направлении ЕС. Источник[23] со ссылкой на исследования фонда Сороса приводит данные, по которым в период с 1991 года по 15 августа 2011 года 226507 жителей Молдовы уже получили румынское гражданство. Источник[24] со ссылкой на румынские официальные лица сообщает о значительном числе жителей Молдовы (около 800 тыс.), ходатайствующих о предоставлении румынского гражданства.

Многие молдавские граждане, имеющие румынский паспорт, дающий им право беспрепятственного нахождения в странах ЕС, по этой же причине не очень акцентируют свое румынское гражданство, подчеркивая, что они граждане Республики Молдовы. Молдавский паспорт не вызывает у населения стран ЕС такой настороженности (Mosneaga, V. 2012. 2: р. 13).

Реальная численность граждан Румынии, постоянно пребывающих на территории Молдовы, не поддается оценке.

Гражданство Украины. Посол Украины в Республике Молдова С. Пирожков сообщал[25], что на консульском учете посольства в 2008 г. состояло около 90 тысяч граждан Украины, постоянно проживающих в Республике Молдова, большая часть из Приднестровья. Нет данных, какая часть из этих граждан Украины действительно проживает в Молдове, а какая часть мигрировала из страны. Среди граждан Украины (как и среди граждан России), велика доля лиц, не регистрирующих свой статус в государственных службах республики Молдова.

Гражданство Болгарии. В 2010 году правительство Болгарии внесло поправки к Закону о гражданстве, упростив процедуру получения гражданства, которое предоставляется лицам, документально подтверждающим болгарское происхождение. К таким в Молдове могут быть отнесены собственно болгары (65,7 тыс. по данным переписи 2004 г.), и гораздо более многочисленная группа гагаузского населения (147,5 тыс. по данным переписи 2004 г.), а также лица, не входящие в вышеперечисленные группы, но документально подтверждающие принадлежность к гагаузам или болгарам, хотя бы одного из родителей.

Получение болгарского паспорта зачастую также рассматривается жителями Молдовы как возможность упрощенного перемещения за рубежом, в том числе и в целях трудовой миграции.

Источник[26] со ссылкой на данные, предоставленные вице-президентом Болгарии М. Поповой, сообщает о 5705 выходцах из Молдовы, получивших Болгарское гражданство в 2012 г. Общее число жителей Молдовы, которым было предоставлено болгарское гражданство, предположительно составляет более 20 тыс. человек.

Либерализация визового режима, несомненно, приведет к сокращению обращений граждан Молдовы за гражданством Румынии и Болгарии.

Гражданство других стран. Жители Молдовы в целях укрепления своего статуса за рубежом, активно добиваются получения гражданства других стран (Италии, Испании, Португалии, США, Канады, Израиля, ФРГ и др.) путем заключения брака, в результате переселения по программам и путем натурализации.

Эксперты[27] приводят данные, по которым 43 882 молдавских гражданина за период 2000–2010 годы стали гражданами одной из стран Европейского Союза (включая Румынию и Болгарию).

Приднестровский участок границы

Важным фактором, оказывающим влияние на динамику миграционных потоков, на качество их учета государственными службами Республики Молдова, является наличие протяженного участка границы (454 км.)[28] с Украиной, находящегося под контролем непризнанной ПМР. Власти непризнанной республики, опираясь на принятый закон[29], самостоятельно осуществляют различные виды пограничного контроля, включая миграционный.

Власти Республики Молдова планируют начать активную работу нескольких пунктов миграционного учета (территориальных офисов Бюро по миграции и убежищу Республики Молдова) на линии разделения с Приднестровским регионом.

Источники

  1. Chesnokova, N. 2011. Improvement of existing methods of collecting data on migration in the framework of an extended migration profile. Gender perspectives. Note by the National Bureau of Statistics of the Republic of Moldova. Economic Commission for Europe. The Conference of European Statisticians. December 21, 2011 (in Russian)
  2. Chudinovskih, О. 2011. Statistics of labor migration in the network MiRPAL. Report for Migation and Remittance Peer-Assisted Learning network. The section «Republic of Moldova» (pp. 65-73) was prepared by Nina Chesnokova, National Bureau of Statistics of the Republic of Moldova
  3. Ciumas, T. 2011. The Systematic Composition of Migration-related Legislation in the Republic of Moldova. Legal Module. CARIM-East Explanatory Note 11/05
  4. Ciumas, T. 2012. The Legal Framework for Circular Migration in Moldova. Legal Module. CARIM-East RR 2012/91
  5. Extended…2012. Extended Migration Profile of the Republic of Moldova. International Organization for Migration Mission to Moldova
  6. Ganta, V. 2012. Statistical data collection on migration in Moldova. Demographic and Economic Module. CARIM-East Explanatory Note 11/18
  7. Labor… 2008. Labor Force Migration. Labour Force Survey. National Bureau of Statistics of the Republic of Moldova
  8. Luecke, M. 2011. Luecke M., Stoehr T. The Effects of Migration in Moldova and Georgia on Children and Elderly Left Behind, Country Report: Moldova. Europe Aid Project: DCI-MIGR/210/229-604
  9. Luecke, M. 2011. Luecke M., Stoehr T. The Effects of Migration in Moldova and Georgia on Children and Elderly Left Behind, Country Report: Moldova. Europe Aid Project: DCI–MIGR/210/229–604
  10. Migration…2011. Migration and Remittances Factbook. The World Bank Data
  11. Moldova…2011. Moldova after the global crisis: promoting competitiveness and shred growth. World Bank. Report No. 55195-MD
  12. Moraru, V. 2012. Moraru V., Mosneaga V., Rusnak G. The pendulum migration. Chisinau: Sirius (in Russian)
  13. Mosneaga, V. 1. 2012. Social and political impact of labor migration in Moldova, CARIM-East RR 2012/17. Robert Schuman Centre for Advanced Studies, San Domenico di Fiesole (FI): European University Institute, 2012
  14. Mosneaga, V. 2. 2012. Moldovan labor migrants in the European Union: Problems of integration, CARIM-East RR 2012/40, Robert Schuman Centre for Advanced Studies, San Domenico di Fiesole (FI): European University Institute, 2012
  15. Mosneaga, V. 2. 2013. Asylum-seekers, refugees and displaced persons in Moldova: Problems of recognition, social protection and integration. Socio-Political Module. CARIM-East Explanatory Note 13/103
  16. Mosneaga, V. 2013. Readmission, Return and Reintegration: Moldova. Socio-Political Module. CARIM-East Explanatory Note 13/04
  17. Mosneaga, V. 3. 2012. Circular Migration of the Population of the Republic of Moldova. Socio-Political Module. CARIM-East Explanatory Note 12/68
  18. Mosneaga, V. 4. 2012. Moldova: Emigration and Diaspora. Socio-Political Module. CARIM-East Explanatory Note 12/110
  19. Mosneaga, V.3. 2013. Preventing Human Trafficking: the Republic of Moldova. Socio-Political Module. CARIM-East Explanatory Note 13/32
  20. National…2011. National strategic program in demographic safety of Republic of Moldova. Resolution of the Government of the Republic of Moldova, Nr. 768 from 12.10.2011. Chisinau. Monitorul Oficial, Nr. 182-186, art. 851 (in Russian)
  21. Sandu, V. 2011. Moldova: the situation of children and elderly left behind by migrants. Policy Review Paper. Maastricht University
  22. Strengthening … 2010. Strengthening the Link between Migration and Development in Moldova. Centre of Sociological, Politological and Psychological Analysis and Investigations and International Agency for Source Country Information. Prepared for: World Bank within Migration and Remittance Peer-Assisted Learning Network (MIRPAL). Chisinau
  23. The Global… 2013. The Global Slavery Index report. Walk Free Foundation.
  24. Ursachi, M. 2008. Labour migration of Moldova in Russia: trends and implications. Abstract thesis for the degree of Candidate of Economic Sciences. Moscow (in Russian)
  25. Vladicescu, N. 2012. Vladicescu N., Vremis M. Social Impact of Emigration and Rural-Urban Migration in Central and Eastern Europe. Final Country Report. Moldova. VT/2010/001

[1] С момента провозглашения независимости в 1991 г. Молдова де-факто не осуществляет администрирование территории Приднестровья. Непризнанная ПМР контролирует территорию левобережья Днестра (за исключением 2 маленьких анклавов в центральной части региона) и некоторые населенные пункты на правом берегу (г. Бендеры, с. Кицканы и др.).
[2] Данные (кроме 1989 г.) Национального бюро статистики Молдовы по населенным пунктам, администрируемым официальными властями
[3] Данные Государственной службы статистики ПМР по населенным пунктам, принявшим юрисдикцию ПМР.
[4] Данные 1989 г. по данным всесоюзной переписи населения приведены в целом по всей Молдавии.
[5] По данным Factbook, CIA.
[6] По данным всесоюзной переписи населения доля евреев в общей численности населения Молдовы составила 1,5%, немцев – 1,6%. Перепись населения 2004 г. показала, что доля евреев снизилась до 0,1%, немцев до 0,4%.
[7] Вниманию желающих продолжить образование в вузах Румынии, Украины, Турции и Греции. Общественная компания «Телерадио-Молдова». 07 Июля 2013. http://www.trm.md/ru/social/tinerii-mai-pot-candida-pentru-burse-in-romania-ucraina-turcia-si-grecia/ (in Russian)
[8] UNESCO Institutes for Statistics. Higher Education. http://www.uis.unesco.org/Education/Pages/tertiary-education.aspx
[9] Закон «О режиме иностранцев в Республике Молдова», № 200, от 16.07.2010. Опубликован 24.09.2010 в Monitorul Oficial Nr. 179-181 статья № 610. Дата вступления в силу: 24.12.2010. Доступно: http://lex.justice.md/viewdoc.php?action=view&view=doc&id=336056&lang=2 (in Russian)
[10] Закон «О трудовой миграции», № 180 от 10.07.2008. Опубликован 29.08.2008 в Monitorul Oficial Nr. 162-164 статья № 598. Дата вступления в силу: 01.01.2009. Доступно: http://lex.justice.md/viewdoc.php?action=view&view=doc&id=328963&lang=2 (in Russian)
[11] Кривенко А.В., Оставная А.Н. Проблемы учета миграционного движения в ПМР // Материалы научно-практической конференции «Управление и маркетинг: тенденции и перспективы развития в условиях экономики Приднестровья». Приднестровский государственный университет. Тирасполь. С. 39-48.
[12] Данные Национального бюро статистики Молдовы
[13] Данные Государственной службы статистики ПМР. В 1990-2011 гг., включая внутреннюю миграцию.
[14] Имеется в виду коэффициент чистой миграции - разница между количеством лиц, въезжающих и выезжающих из страны в течение года на 1000 человек среднегодового населения. Коэффициент чистой миграции показывает вклад миграции в изменения общей численности населения. При его расчете не принимаются во внимание различия между экономическими мигрантами, беженцами, и другими категориями мигрантов, а также между законными и нелегальными мигрантами.
[15] Данные Национального бюро статистики Молдовы
[16] Analysis of the Moldovan-Czech Economic Relations: Hindrances and Opportunities for Increasing Bilateral Trade and Investment. Chisina(u-Prague. 2007. P. 9
[17] Данные Национального бюро статистики Молдовы
[18] Данные Национального бюро статистики Молдовы
[19] 2013 Trafficking in Persons Report – Moldova // UNHCR. http://www.refworld.org/docid/51c2f3a2d.html
[20] Рынок денежных переводов: тенденции, потенциал и вклад в экономическое развитие Приднестровья // Вестник Приднестровского республиканского банка №3, 2013.
[21] Чеснокова Н. Доступность, потребность и качество административной информации для производства официальной статистики в Республике Молдова // Национальное Бюро статистики Республики Молдова. Доступно:
http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CCkQFjAA&url
=http%3A%2F%2Fwww.unece.org%2Fstats%2Fdocuments%2Fece%2Fces%2Fge.10%2F
2010%2Fmtg5%2F13.r.ppt&ei=IviFUuu6Ksio4ATGsICQDw&usg=AFQjCNFea2dYM3H0crFO
EVtWJuT6sY3AbA&bvm=bv.56643336,d.bGE

[22] На учете в посольстве России в Молдавии состоят 210 тыс. граждан РФ // ИА REGNUM. http://www.regnum.ru/news/1635532.html
[23] За последние 20 лет Румыния выдала жителям Молдовы 250 тысяч своих паспортов // MOLDNEWS. http://moldnews.md/rus/news/47157
[24] Record numbers of Moldovans apply for Romanian citizenship // Eastern Partnership Panel on Migration and Asylum and its initiatives. http://eapmigrationpanel.org/page12634.html
[25] Интервью Посла Украины в Республике Молдова Сергея Пирожкова газете «2000» №1-2 (397), 11-17.01.2008 // Посольство Украины в Республике Молдова. http://old.mfa.gov.ua/moldova/ru/publication/content/20433.htm
[26] В 2012 году гражданство Болгарии получило 18081 человек // Болгарские новости по-русски. http://www.newsbg.ru/obschestvo/89-obschestvo/5122-v-2012-godu-grazhdanstvo-bolgarii-poluchilo-18-081-chelovek.html
[27] Cirlig V., Mosneaga V. Migration Movements between Moldova and the REU: Policies and Numbers. In: ICMPD. Research Papers drafted within the framework of the “Building Training and Analytical Capacities on Migration in Moldova and Georgia (GOVAC)” project. Internship to ICMPD, September 2011. - Vienna, OstWest Media, 2012. p.59
[28] European Union Border Assistance Mission. Доступно: http://www.eubam.org/en/about/overview
[29] Закон ПМР № 109-З-V «О государственной границе Приднестровской Молдавской Республики». Статья 26, пункт 2 // Пресс-служба Президента ПМР. http://president.gospmr.ru/ru/news/zakon-pmr-no-109-z-v-o-gosudarstvennoy-granice-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.