Миф 12. В России в целом русских ущемляют и дискриминируют
Это своего рода синтетический миф, вбирающий в
себя мифы 10 и 11, к которым добавляются мнения об "антирусской
власти" в России, о разделенном русском народе и чуть
ли не о глобальном заговоре против русских.
Причины такого восприятия, в общем, можно понять, хотя вряд
ли оправдать. Проекция социального на этническое, вера в то,
что социальные явления отражают жизнь "этносов"
или "межэтнические отношения", - это, если перефразировать
известное выражение, мельница: что в нее заложишь, то и получишь.
С одной стороны, имеется клубок острых проблем в экономике,
демографии, состоянии государства, социальной защищенности,
образовании и прочем. С другой - есть общая фрустрация и эмоциональный
накал, подогреваемый СМИ и публицистикой, и усиленно культивируемый
у людей комплекс жертвы. С третьей - глубоко укоренилась привычка
раскладывать социальные явления по этническим ячейкам и мыслить
окружающую жизнь так, будто нет никакой единой страны с общей
экономикой, а есть отдельные проблемы русских, чувашей, даргинцев
и т.д. Подробный разбор этих настроений бесполезен. Во-первых,
потому что невозможно противопоставлять вере рациональные
аргументы, а во-вторых, из-за отсутствия самого предмета спора.
Никаких статистических данных, показывающих, что русские в
России находятся в худшем положении, чем прочие национальности,
никто не привел; нет никаких аргументов, кроме чисто демагогических,
что против русского народа кто-то что-то злоумышляет. Не имеется
рациональных доводов, почему проблемы страны и людей нужно
рассматривать через этническую призму, а не просто как социальные
проблемы в их реальных проявлениях.
Еще отметим особо три вещи. Первая: в таком этнически ориентированном
подходе нет ничего нового. Практически всегда дискриминация
против меньшинств обосновывается как оборонительная мера и
как "восстановление справедливости", а предшествующее
положение дел - как ущемление "своих". В конце концов,
суды Линча в Америке объяснялись необходимостью "поставить
на место" агрессивных "черных", а антиеврейские
меры в царской России - задачей защитить русский народ от
эксплуатации. Второе: массовый конформизм делает такие мыслительные
схемы очень прилипчивыми; самые разные трезвомыслящие люди
считают допустимым играть в эти игры и соглашаться с такой
постановкой вопроса. Третье: хорошо видны слабости антидискриминационной
логики, которую можно при желании направить куда угодно. "Ущемление
русских" - эта те же идеи "структурной дискриминации"
или "системного расизма", развернутые в противоположную
сторону. Но об этом - ниже.
Стр. 28-29.
Итак, дискриминация означает не всякое нарушение
равенства; по сложившейся традиции, дискриминация есть деятельность,
означающая необоснованное проведение различий между людьми
по определенному классифицирующему признаку. Дискриминация
может означать проведение различий между людьми, находящимися
в сопоставимом положении, и, наоборот, необоснованно одинаковый
подход к людям, находящимся в разном положении, что означает
создание для них разных условий. Отсюда следуют представления
о двух основных типах дискриминации - прямой и косвенной.
Дискриминация проявляется в разных формах. Основанием для
проведения различий служат врожденные и приобретенные признаки,
приписываемые людям - пол, возраст, происхождение, раса. Как
правило, дискриминация означает проведение различий по одному
признаку; однако существует концепция множественной дискриминации
(различение более чем по одному признаку), а также понятие
дискриминации может использоваться и без определения дискриминирующего
признака.
Стр. 41.
В России, как и в большинстве бывших социалистических
стран, существует институт регистрации по месту жительства
(бывшая прописка); регистрация ни по закону, ни фактически
не равна месту жительства; между тем в стране, пожалуй, наиболее
распространена дискриминация именно по признаку регистрации.
При этом такая дискриминация оказывается переплетенной с этнической
дискриминацией - и тогда мы можем говорить или о множественной,
или о косвенной дискриминации.
Нередко дискриминацию по месту жительства неоправданно смешивают
с нарушениями права на свободу передвижения и выбор места
жительства. Как соотносятся эти две категории? Право на свободу
передвижения и выбор места жительства включает в себя не только
право лица на физическое перемещение в пространстве, но и
недопустимость умаления прав и свобод лица вследствие такового
перемещения, поскольку иное противоречило бы природе основного
права. При этом дискриминация по признаку места жительства
в буквальном смысле, предшествующего места жительства, регистрации
и прочего возможна как при смене места жительства, так и при
временном перемещении. Дискриминация по одному из этих оснований
в конкретном случае необязательно будет непосредственно связана
с реализацией основного права. К примеру, возложение на гражданина
дополнительных обязанностей (например, сдачи отпечатков пальцев
выходцам из ряда республик Северного Кавказа при получении
временной регистрации, что раньше практиковалось в Москве)
во время его/ее краткосрочной поездки удобнее описывать как
дискриминацию по признаку регистрации, а не как нарушение
права на свободу передвижения.
Кроме того, дискриминация по территориальному признаку не
всегда связана с физическим перемещением. Неравное обращение
с различными территориальными единицами, с гражданами, живущими
внутри страны и за границей, и с одинаковыми категориями населения
в разных частях страны или в населенных пунктах разного типа
тоже может быть дискриминационным. Например, Постановления
Правительства РФ № 510 от 30 апреля 1997 г. и № 404 от 4 июля
2003 г. установили разный размер компенсаций за утраченное
жилье и имущество для жителей Чечни, живущих в Чечне, и покинувших
ее в пользу первых-и такой порядок справедливо критикуется
как дискриминационный. Согласно ст.ст. 136 и 137 Федерального
закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской
Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных
актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных
законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный
закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации"" № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. (вступил
в силу с 1 января 2005 г.), граждане, заработавшие повышенные
пенсии в регионах Крайнего Севера, могут получать эти "северные
надбавки", только проживая в этих регионах; за пределами
Крайнего Севера они их теряют.
Стр. 63-64.
|