Rambler's Top100

№ 571 - 572
14 - 31 октября 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Коммерсантъ» о Бирюлево и отношении к миграции
«Полит.ру» и «Русская служба RFI» о ситуации в Бирюлево
«Gazeta.ru» о Собянине и Бирюлеве
«Новая газета» о невозможности Бирюлева в Европе
«Российская газета», «Независимая газета» и «Ведомости» о визах для стран СНГ
«Независимая газета» об убытках экономики России из-за нелегальной миграции
«Kommersant.md» о закрытии въезда в Россию для граждан Молдовы
«Ведомости» о праве работать для граждан Таджикистана в течение трех лет
«Дети Mail.Ru» о детях мигрантов и школах
«Новые известия» о детсадах для детей с временной регистрацией
«Коммерсантъ» и «Gazeta.ru» о денежных переводах мигрантов
«Московские новости» о недовольстве миграционной политикой ЕС в Великобритании
«Kommersant.md» о евроинтеграции Молдовы и границе с Приднестровьем
«Новые известия» об инвестиции в виды на жительство в Испании
«Телеграф» о китайцах-рантье в Латвии
«The New York Times» о миграции из Лондона
«Atlantico» о миграции Париж-провинция во Франции
«Der Spiegel» о гибели беженцев у Лампедузы
«Gazeta.ru» о ФЦП по повышению безопасности дорожного движения

«Gazeta.ru» о цене онкозаболеваний для ЕС
«Gazeta.ru» об избыточной смертности в Ираке
«Slon.ru» о жертвах голода в Северной Корее
«Новые известия» о причинах смертности женщины
«Медицинская газета» о материнской и младенческой смертности в Белоруссии

«Медицинская газета» о перинатальных центрах
«Независимая газета» о демографической ситуации и демографических прогнозах
«Коммерсантъ» об уходе за детьми и пенсионном стаже
«Новые известия» о пересмотре отношения к яслям
«Zerkalo.az» о слиянии школ в Азербайджане
«Экспресс-К» о программе стимулирования рождаемости в Казахстане
«Zerkalo.az» о селективных абортах в Азербайджане
«Slate.fr» о «серебряной экономике» и геронтомаркетинге
«Новые известия» о качестве жизни пожилых
«JB Press» о проблеме старения в Китае
«Ведомости» о возможных последствиях очередной пенсионной реформы
«Gazeta.ru» о борьбе со старостью
«Московские новости» о Москве как городе
«Zerkalo.az» о перенаселенности Баку
«Opec.ru» об одиночестве в городах
«Slon.ru» о региональных проблемах России
«Огонек» о верующих без церкви
«Vatican Insider» о религиях в Китае
«Полит.ру» об этических аспектах суррогатного материнства
«Le Huffington Post» о языках
«The Washington Post» о Малале Юсуфзай

об этических аспектах суррогатного материнства

Передоверенное материнство

Суррогатное материнство. Технология

Технологически суррогатное материнство мало чем отличается от популярной сейчас технологии экстракорпорального оплодотворения. Точно также у матери забирают яйцеклетку (ооцит), эта манипуляция производится под наркозом. В лабораторных условиях производится оплодотворение сперматозидами отца (или донора), в течение нескольких дней эмбрионы находятся в инкубаторе, а затем пересаживаются в матку. Эта операция значительно проще, чем забор ооцитов, она производится через катетер и не требует обезболивания. Для оплодотворения можно использовать яйцеклетку, взятую давно и хранившуюся в криобанке. Разница между простой процедурой ЭКО и использованием суррогатной матери лишь в том, что оплодотворенные яйцеклетки помещаются не в организм генетической матери, а в организм другой женщины, которая выносит эмбрионы и, когда придет срок, родит.
Участие в вынашивании второй женщины требует дополнительной процедуры, которая предшествует забору ооцита и оплодотворению. Так как оплодотворенный эмбрион способен прикрепиться к стенке матки только в определенный момент, требуется синхронизировать менструальные циклы двух женщин. Для этого они обе принимают в течение некоторого времени гормональные препараты.
Суррогатное материнство дает возможность завести ребенка женщинам, которые сами не могли бы его выносить и родить. К таким случаям чаще всего относятся отсутствие матки или какие-либо серьезные патологии в ее строении. К помощи суррогатной матери прибегают и тогда, когда ряд попыток экстракорпорального оплодотворения так и не привели к наступлению беременности. Если у женщины отсутствуют яичники и, следовательно, нет своих яйцеклеток, можно использовать донорские. Но в данном случае следует помнить, что в России одна и та же женщина не может выступать одновременно и в качестве донора яйцеклеток, и в качестве суррогатной матери (согласно дополнению к закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», вступившему в силу с 1 января 2012 года).
Первая в новой истории суррогатная мать известна под псевдонимом Элизабет Кейн. В 1980 году в США она выносила и родила ребенка для женщины, которая из-за патологии фаллопиевых труб не могла родить. Элизабет получила по контракту вознаграждение в 10 тысяч долларов. В данном случае было произведено оплодотворение (in vivo) яйцеклеток Элизабет Кейн сперматозоидами мужа женщины. Такой метод получил название traditional surrogacy. Фактически он ничем не отличается от обычая древности, известного в античном мире и у иудеев, когда в случае бесплодия жены муж зачинал ребенка от другой женщины, но матерью считалась законная жена. Элизабет Кейн фактически выступила в той же роли, что и библейская Агарь для Авраама и Сары.
Двумя годами раньше наступил первый успех в технологии экстракорпорального оплодотворения, когда родилась знаменитая Луиза Браун. Медики научились извлекать пригодные для дальнейшего развития ооциты и оплодотворять их invitro. Но «дети из пробирки» проходили дальнейшее внутриутробное развитие в организме своих генетический матерей, так что к суррогатному материнству эти случаи отнести нельзя.
Но если яйцеклетку можно достать из организма одной женщины, почему нельзя пересадить ее после оплодотворения в организм другой женщины. Первая успешная беременность с использованием донорских ооцитов случилась уже в 1983 году. Произошло это в клинике Университета Монаша (Monash University) в австралийском Мельбурне. Женщина, у которой не вырабатывались собственные яйцеклетки, смогла забеременеть и родить ребенка. Но это опять-таки не было случаем суррогатного материнства.
Теперь все уже было готово к появлению истинного суррогатного материнства (gestational surrogacy), что и произошло в 1985 году в США. С тех пор в мире с помощью суррогатных матерей родились тысячи детей. Известно несколько случаев, когда возраст суррогатной матери превышает 50 лет (рекорд на данный момент – 61 год, установлен в Японии в 2008 году). Конечно же, эти женщины шли на суррогатное материнство в таком возрасте не ради рекорда. Они вынашивали и рожали детей своих дочерей, которые из-за патологий матки или других медицинских проблем не могли сделать это сами. Таким образом, родившемуся ребенку они приходятся суррогатной матерью и генетической бабушкой. Кстати, в первом случае суррогатного материнства в бывшем СССР (1995 год, Харьков) также мать пришла на помощь дочери.

Этические аспекты суррогатного материнства

Начать надо бы с того факта, что во многих западных странах гестационное (т.н. суррогатное, от sub-rogare - передоверять) материнство прямо запрещено законом. Причиной является тот факт, что в процессе вынашивания донорского эмбриона до состояния новорожденного ребенка происходит такое тесное взаимодействие материнского и детского организма на многих уровнях, что юридически сложно разграничить «мать» и «не-мать». И прогнозировать юридические коллизии, могущие возникнуть в результате такого взаимодействия, становится сложно. Достаточно представить, что даже приемные родители считают себя «сросшимися» с приемными детьми. Чего уж говорить о внутриутробном развитии. Существует даже несколько фильмов про страдания суррогатных матерей. Несколько юридических прецедентов, казалось бы, расставили все точки над i, однако остается несколько нерешенных (и, возможно, нерешаемых) этических проблем.
Первая проблема – право гестационной матери. Тот факт, что она вынуждена подписывать заранее отказ от претензий, ставит ее в положение отказа от прав. Нередко такие матери вынуждены к гестационному материнству тяжелым материальным положением. Мы уже вспоминали библейских Авраама и Сару, а также можно вспомнить Дейотара и Стратонику из Плутарха. Но там имело место использование наложницы или пленницы – заранее пораженного в правах человека. Иначе говоря, используя суррогатную мать, заказчики заранее ставят ее в неравноправное положение, покупая ее биологический капитал за деньги. Это разновидность экономического рабства, ибо представить, что кто-то может добровольно и с удовольствием заниматься этим делом, довольно сложно. В человеческом организма и особенно в психике заложены важные естественные закономерности, которые нарушаются в ходе договора о продаже тела-инкубатора.
Вторая проблема – ребенок становится товаром, который покупают и продают. Экономическая объективация нерожденного ребенка сразу выносит за скобки его психологическую и биологическую субъективность. Иначе говоря, такой эмбрион считается предметом без всяких прав, без психической жизни и вообще без души. То же самое происходит при разрешении абортирования не по медицинским показаниям. При совершении медицинских манипуляций по прекращению жизни эмбриона из-за внешнего решения эмбрион априори считается объектом, он десубъективируется. Проще говоря, в ситуации гестационного материнства права ребенка-эмбриона игнорируются так же, как в случае абортивного прекращения его жизни.
И наконец, последняя проблема относится, скорее, к философско-религиозному порядку. Возможность (биологическая) иметь детей в определенном возрасте и при наличии определенных предпосылок – часть тысячелетнего миропорядка. Тут много аспектов – от того, что называется «естественным ходом» или естественным отбором, до того, что называется судьбой. Технологический прогресс все время отодвигает границу между естественным и противоестественным, делая область жизни все более неестественной. Эту тенденцию можно отнести к базовым тенденциям постмодерна. Беда ее – в том, что она игнорирует полностью метафизику, считает духовные основы жизни человека своего рода формальной финтифлюшкой, которая имеет неограниченный запас адаптации к затеям человека, получившего в руки разные технические штучки. И в этом есть очень большое сомнение, ибо закон сохранения энергии неизменен: исчезновение в одном месте, скорее всего, приводит к появлению в другом.

Алексей МУРАВЬЕВ, Максим РУССО. «Полит.ру», 9 октября 2013 года

 

<<< Назад


Вперед >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.