Rambler's Top100

№ 571 - 572
14 - 31 октября 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Коммерсантъ» о Бирюлево и отношении к миграции
«Полит.ру» и «Русская служба RFI» о ситуации в Бирюлево
«Gazeta.ru» о Собянине и Бирюлеве
«Новая газета» о невозможности Бирюлева в Европе
«Российская газета», «Независимая газета» и «Ведомости» о визах для стран СНГ
«Независимая газета» об убытках экономики России из-за нелегальной миграции
«Kommersant.md» о закрытии въезда в Россию для граждан Молдовы
«Ведомости» о праве работать для граждан Таджикистана в течение трех лет
«Дети Mail.Ru» о детях мигрантов и школах
«Новые известия» о детсадах для детей с временной регистрацией
«Коммерсантъ» и «Gazeta.ru» о денежных переводах мигрантов
«Московские новости» о недовольстве миграционной политикой ЕС в Великобритании
«Kommersant.md» о евроинтеграции Молдовы и границе с Приднестровьем
«Новые известия» об инвестиции в виды на жительство в Испании
«Телеграф» о китайцах-рантье в Латвии
«The New York Times» о миграции из Лондона
«Atlantico» о миграции Париж-провинция во Франции
«Der Spiegel» о гибели беженцев у Лампедузы
«Gazeta.ru» о ФЦП по повышению безопасности дорожного движения

«Gazeta.ru» о цене онкозаболеваний для ЕС
«Gazeta.ru» об избыточной смертности в Ираке
«Slon.ru» о жертвах голода в Северной Корее
«Новые известия» о причинах смертности женщины
«Медицинская газета» о материнской и младенческой смертности в Белоруссии

«Медицинская газета» о перинатальных центрах
«Независимая газета» о демографической ситуации и демографических прогнозах
«Коммерсантъ» об уходе за детьми и пенсионном стаже
«Новые известия» о пересмотре отношения к яслям
«Zerkalo.az» о слиянии школ в Азербайджане
«Экспресс-К» о программе стимулирования рождаемости в Казахстане
«Zerkalo.az» о селективных абортах в Азербайджане
«Slate.fr» о «серебряной экономике» и геронтомаркетинге
«Новые известия» о качестве жизни пожилых
«JB Press» о проблеме старения в Китае
«Ведомости» о возможных последствиях очередной пенсионной реформы
«Gazeta.ru» о борьбе со старостью
«Московские новости» о Москве как городе
«Zerkalo.az» о перенаселенности Баку
«Opec.ru» об одиночестве в городах
«Slon.ru» о региональных проблемах России
«Огонек» о верующих без церкви
«Vatican Insider» о религиях в Китае
«Полит.ру» об этических аспектах суррогатного материнства
«Le Huffington Post» о языках
«The Washington Post» о Малале Юсуфзай

о евроинтеграции Молдовы и границе с Приднестровьем

Миграция и евроинтеграция

Вице-премьер РМ Еуджен Карпов о новых правилах миграционного контроля вдоль Днестра

Зачем нужен контроль?
С того момента, когда в СМИ появились первые новости о намерениях правительства Республики Молдова обеспечить надлежащий мониторинг миграционных потоков и учет иностранных граждан на территории страны, эта тема вызвала живой интерес со стороны населения, экспертов, журналистов, а также политических кругов на обоих берегах Днестра. Было высказано множество мнений, критики, задано много вопросов. Так как вопрос этот достаточно комплексный и чувствительный, многие испытывают недостаток объективной информации, который я попытаюсь восполнить этой статьей.
Почему появилась необходимость вести учет миграционных потоков, в частности иностранных граждан, въезжающих и выезжающих из Республики Молдова? Ответ прост: с одной стороны, это абсолютно законный и обоснованный интерес любого государства, следящего за миграционной ситуацией в стране, а с другой — это является частью «Плана действий по либерализации визового режима Республика Молдова—Европейский союз». Выполняя положения плана, Молдова приняла большое количество законодательных актов и решений в области безопасности документов, защиты персональных данных, борьбы с преступностью, обеспечения прав человека, а также провела значительные институциональные реформы. Менеджмент миграционных потоков является одним из важных составляющих этого плана.
В обычных условиях учет иностранных граждан ведется миграционными органами внутри страны. Специфика ситуации в Республике Молдова состоит в том, что из-за неурегулированности приднестровского конфликта центральный (приднестровский) участок молдавско-украинской границы не контролируется молдавскими компетентными структурами. Проблема контроля потока людей и грузов, проходящего через приднестровский участок границы, всегда являлась предметом повышенного внимания со стороны властей. В разные периоды прилагались усилия для повышения уровня прозрачности и контроля над этими потоками. К примеру, в 2004 году были созданы внутренние таможенные посты, а в 2005-м была развернута миссия Евросоюза по приграничной помощи Молдове и Украине (EUBAM).

Суть механизма контроля

Вернемся, однако, к тем мерам, которые планирует предпринять правительство Молдовы на нынешнем этапе. Необходимо помнить, что правило, обязывающее всех иностранных граждан регистрироваться по прибытии в Республику Молдова, действует с середины 90-х годов. Сейчас это правило действует только для иностранцев, въехавших на территорию Молдовы из Украины через приднестровский участок границы. Недавно в список структур, отвечающих за регистрацию иностранцев, было включено Бюро по миграции и убежищу (БМУ) МВД РМ.
Согласно действующему законодательству, иностранный гражданин, въехавший в Республику Молдова через приднестровский участок молдавско-украинской границы, в течение 72 часов должен зарегистрироваться в любом из отделений госпредприятия Registru (отвечает за учет и документирование населения) или в любом из отделов БМУ. Правительство решило максимально упростить процедуру регистрации иностранных гостей. В результате проведенного анализа и расчетов были определены шесть основных маршрутов, по которым иностранцы, въезжающие в Молдову с территории Украины, прибывают на правый берег Днестра. На этих дорогах было решено расположить территориальные отделы БМУ.
Территориальные отделы были созданы на базе уже существующих внутренних таможенных постов, расположенных вблизи населенных пунктов Гырбовец (Новые Анены), Хаджимус (Каушаны), Сэнэтэука (Флорешты), Пырыта, Криуляны и Резина. Это позволило не создавать новую инфраструктуру в таком чувствительном секторе, как Зона безопасности. Считаю важным подчеркнуть, что речь идет не о миграционных постах, ведущих тотальный контроль, а о территориальных отделениях или офисах БМУ, в которые иностранцы будут обращаться самостоятельно. Там же они смогут получить всю необходимую информацию, касающуюся вопросов миграции.
Теперь несколько слов о процедуре регистрации. На каждом из шести перечисленных выше внутренних таможенных постов будет установлен стенд, содержащий необходимую информацию о регистрации иностранных граждан, прибывающих в Молдову с территории или через территорию Украины. Замечу: это именно приглашение зарегистрироваться на внутренних таможенных постах, а не принуждение к регистрации именно на них.
Хотя сама регистрация является обязательной, иностранец вправе сам выбрать место, где ему удобнее пройти данную процедуру — в одном из шести территориальных офисов БМУ, в любом районном центре, где находятся отделения Registru, или в Кишиневе. Для регистрации достаточно предъявить паспорт и получить подтверждающий регистрацию талон учета — документ, который нужно будет сохранить до отъезда из Республики Молдова. Эта процедура бесплатная и занимает не больше одной-двух минут. Точно так же действует и процедура снятия с учета тех граждан, которые решили покинуть Республику Молдова через приднестровский сегмент молдавско-украинской границы.
При планировании деятельности территориальных отделов мы постарались учесть все обстоятельства, касающиеся процесса приднестровского урегулирования. Нашей основной целью было исключить создание препятствий на пути свободного передвижения населения, проживающего в Приднестровье. Главной гарантией свободы передвижения является то обстоятельство, что жители приднестровского региона, включая тех, кто обладает на данный момент только документами иностранных государств (в большинстве случаев речь идет о паспортах России и Украины), не должны регистрироваться в данных офисах. У сотрудников БМУ на этот счет есть четкие инструкции. Эти отделы были созданы исключительно для регистрации иностранных гостей, приезжающих из-за рубежа.
Также были учтены и аспекты, связанные с соблюдением особого режима в Зоне безопасности. Молдавская сторона еще в марте текущего года проинформировала Тирасполь о планируемых мерах и продолжает контактировать по данному комплексу вопросов по всем существующим каналам.

Никакой «границы по Днестру»!

В последнее время в СМИ появилось немало тенденциозных комментариев по миграционной проблематике. В первую очередь хотел бы отмести любые утверждения о том, что Молдова якобы «устанавливает границу по Днестру». Полагаю, что из приведенной выше информации вполне ясно, что процедура регистрации предельно гибкая и касается только иностранцев, въезжающих в нашу страну через приднестровский участок границы с Украиной. БМУ не является органом пограничного контроля. Более того, с точки зрения процедуры речь идет лишь об учете пребывания иностранцев в Республике Молдова, что никоим образом не может быть приравнено к пограничному контролю.
В этом контексте хотел бы развеять еще один миф. Появившиеся утверждения о том, что мобильные группы пограничной полиции МВД РМ будут работать вблизи приднестровского региона, также не соответствуют действительности. Как предусмотрено в Положении о деятельности упомянутых мобильных групп, они должны будут соблюдать режим, существующий в Зоне безопасности.

Жителей Приднестровья штрафовать не будут

Организация работы территориальных офисов БМУ рассматривалась в связке с вопросом о штрафах, налагаемых пограничной полицией на иностранных граждан при выезде с территории Республики Молдова за несоблюдение правил въезда/выезда, в частности за отсутствие регистрации. Учитывая тот факт, что процедура регистрации въехавших в Молдову иностранных граждан не относится к жителям, проживающим на левом берегу Днестра, молдавские власти приняли принципиальное решение о доработке законодательства (Кодекс о правонарушениях) таким образом, чтобы исключить применение штрафов к тем жителям приднестровского региона, которые путешествуют на основании иностранных паспортов.
Будучи жителями Молдовы, они не будут подпадать под те же требования, что действуют для иностранцев. Сейчас эти предложения находятся на рассмотрении в парламенте, и мы ожидаем их скорого принятия. На основе поправок разрабатывается механизм, который позволит сотруднику пограничной полиции отличить по предоставляемым документам и отметкам в паспорте жителя Приднестровья от иностранного гражданина и, следовательно, не налагать на него штраф. Эти же поправки предусматривают снижение уровня штрафных санкций, применяемых к иностранным гражданам, прибывшим из-за рубежа и не прошедшим регистрацию.
Если проанализировать описанные в этой статье меры, становится очевидным, что они содержат не так уж и много новых элементов. По сути, иностранным гостям предлагается более удобная возможность зарегистрировать свое пребывание в Молдове. В контексте приднестровского урегулирования особенно важен тот факт, что процедура регистрации не затрагивает жителей Приднестровья и после принятия законодательных поправок будет исключена возможность применения к ним штрафных санкций при выезде за границу.
В заключение хотел бы отметить, что молдавские органы власти будут тщательно отслеживать реализацию описанных выше мер по учету миграционных потоков. При появлении каких-либо неясностей ответственные структуры будут готовы оперативно рассмотреть и внести необходимые коррективы. В информационной службе БМУ будут всегда готовы ответить на любые появившиеся в этой связи вопросы.

«Kommersant.md», 2 октября 2013 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.