Rambler's Top100

№ 563 - 564
19 августа - 1 сентября 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Новые известия» и «Slon.ru» о возможном урезании социальных расходов
«Ведомости» и «Российская газета» о будущем материнского капитала
«Российская газета» о пособиях на третьего ребенка
«Деньги» о деньгах на демполитику
«Огонек» о демографической политике во Франции
«FINANCE.UA» о демографии и экономике Германии
«FINANCE.UA» об урбанизации как стимуле экономического роста Китая
«Деньги» об экономической эффективности полигамных браков
«Полит.ру» о братьях, сестрах и разводах
«Time» о рождаемости в США
«Телеграф» о демографических проблемах стран Балтии
«Новые известия» о потребности Москвы в трудовых мигрантах
«Деньги» о мигрантах и регистрации
«Известия» о регистрации и дактилоскопировании для мигрантов-россиян
«Огонек» о причинах российских «кондопог»
«Ведомости» о мигрантофобии и политике
«Forbes» о миграции и коррупции
«Грани.ру» об антимигрантской истерии
«Итоги» о мировом опыте противодействия нелегальной миграции
«Московские новости» о нелегалах в Нью-Йорке
«Gazeta Wyborcza» о московской борьбе с нелегальной миграцией

«Коммерсантъ» о культурно-адаптационных центрах для мигрантов
«FINANCE.UA» о визовом вопросе Украина-ЕС
«Зеркало недели» о проблемах украинских трудовых мигрантов
«Эхо» об азербайджанцах на Украине
«Paruskg.info» о миграции из Киргизии
«La Stampa» о беженцах в мире
«Новые известия» о причинах миграции с Северного Кавказа
«Финмаркет» и «Новые известия» о межпрофессиональной мобильности в мире и России
«Новые известия» о принудительных отпусках в Италии
«Christian Science Monitor» о рабочих местах для американских «синих воротничков»
«FINANCE.UA» о занятости и безработице на Украине
«Эксперт» о неравенстве в Гонконге
«Полит.ру» о среднем классе и «золотом миллиарде»
«Nikkei» о положении пожилых в Японии
«Коммерсантъ» о российском образовании и рынке труда
«Коммерсантъ» о дефиците средств на страховую медицину
«Итоги» о возможной плате за визиты к врачу и госпитализацию
«Slon.ru» о доказательной медицине
«Materia» о климатических изменениях и конфликтах
«Корреспондент» об экологических проблемах украинских городов
«Итоги» о пращурах человечества

о проблемах украинских трудовых мигрантов

Григорий Селещук: "украинские мигранты сегодня оказывают...

В начале июля впервые в независимой Украине состоялись парламентские слушания по вопросам трудовой миграции, в ходе которых обсуждались проблемы украинских трудовых мигрантов, т.е. украинцев, выехавших на заработки после распада СССР. Таких сегодня, по разным оценкам, в странах Европы и в России — от 1,2 до 4,5 млн человек. ZN.UA беседовало с одним из лидеров общественного мигрантского движения — председателем комиссии УГКЦ по делам мигрантов, заместителем председателя Совета по вопросам трудовой миграции граждан Украины Григорием Селещуком. 
— Господин Селещук, кто инициировал парламентские слушания? Украинские политики наконец-то заинтересовались своими гражданами за рубежом? 
— То, что слушания состоялись, — результат цепи событий, а также свидетельство политического внимания к проблемам мигрантов. Но, кроме этого, я хочу акцентировать внимание на очень важном феномене — активизации мигрантского сообщества, росте уровня его самоорганизации. Украинские мигранты создают сегодня широкие объединения не только в рамках какой-то страны, но и между странами. Цель таких сетей — определить основные потребности мигрантов, способы защиты их интересов и прав, в том числе и посредством активных лоббистских кампаний в Украине. Центр активного мигрантского движения — в Западной Европе (речь идет, в частности, об Италии, Испании, Португалии, Чехии, Германии), хотя к обсуждению приобщились также украинцы из Северной Америки, Ирландии, Финляндии и других стран. 
Кристаллизацию самоорганизационных мигрантских движений отмечают многие эксперты в этой сфере, и недавние парламентские слушания — еще один результат этих процессов. Несмотря на попытки власти перевести слушания в маргинальную плоскость, считаю, что они все же были конструктивными — прежде всего потому, что докладчики из мигрантских объединений разных стран смогли очень организованно, четко и логически сформулировать свои требования к украинским политикам. 
— Какие именно вопросы поднимали мигрантские лидеры? Много ли выдвигали требований?
— Мы подготовили целый пакет предложений, требований, рекомендаций к резолюции парламентских слушаний, под которой подписались 30 мигрантских организаций из разных стран мира. А к обсуждению был привлечен еще более широкий круг людей — по меньшей мере, вдвое больше. 
Среди пунктов мигрантской "повестки дня" одним из главных является вопрос о включенности мигрантов в социально-политическую жизнь Украины. Речь идет об изменениях в процедуре голосования, в частности об обеспечении возможности голосовать по мажоритарным округам. 
Ставились вопросы культурно-образовательной жизни трудовых мигрантов, поддержки украиноязычных школ и украинских культурных мероприятий. 
Еще один блок вопросов — реэмиграция украинцев, разработка соответствующей юридической процедуры и механизма социальной адаптации возвращенцев. 
Мигрантские лидеры требуют признать их инвесторами в украинскую экономику, поскольку, только по официальным данным, в прошлом году мигранты перечислили в Украину 7,5 млрд долл., тогда как иностранные инвесторы вложили лишь свыше 6 млрд. Конечно, денежные переводы не являются прямыми инвестициями в экономику, но это уже отдельный вопрос — как именно их рационально использовать для развития страны. 
Проблемой сегодня является и деятельность украинских дипломатических учреждений за рубежом, работающих еще по советскому законодательству, формировавшемуся в совершенно других общественно-политических реалиях. Режим их работы был сформирован с учетом небольшого количества украинцев в стране, тогда как сегодня в странах ЕС их — миллионы. Например, в Италии ныне неофициально проживает полмиллиона украинцев (по данным Института статистики Италии — 201 млн 830 тыс. чел. — Авт.), но там — всего четыре украинских консульства. И они должны заниматься всеми вопросами — от внутренних паспортов, оформления наследства, нотариальных соглашений и до справок о несудимости и других документов. Можно ли представить, чтобы сотням тысяч людей смогли эффективно помочь работники всего четырех государственных учреждений? 
— Хорошо, все эти проблемы были озвучены, но что дальше? Где гарантии, что власть попытается их решить? Каков дальнейший правовой механизм? 
— По результатам парламентских слушаний Верховная Рада принимает постановление, которым акцептирует наработанные рекомендации. В этот документ должны быть включены полсотни конкретных предложений от мигрантов. После чего Кабмин обязан выдать распоряжение относительно реализации рекомендаций ВР — кто конкретно должен выполнять соответствующие поручения. Это будет непосредственным результатом слушаний. Из рекомендаций ВР и увидим, насколько наши депутаты готовы их реализовывать, а именно — ратифицировать соответствующие международные конвенции, принять закон о внешней трудовой миграции, внести изменения в Таможенный кодекс, избирательное законодательство Украины и другие нормативные акты. 
— Это предусматривает целый ряд бюрократических процедур, а потому может растянуться во времени. Удалось ли решить что-либо из безотлагательных для мигрантов проблем уже здесь и сейчас? 
— Да, примеры быстрой реакции есть. Скажем, на слушаниях были затронуты вопросы об отсутствии бланков для изготовления загранпаспортов в украинских диппредставительствах за рубежом. Бланков не было несколько последних месяцев, потому процесс с паспортами был заблокирован. Через неделю после того, как мигранты озвучили проблему на слушаниях, в Лиссабон отправили 400 бланков. 
Другой пример: нам известно об инициативе некоторых политиков — о двойном налогообложении поступающих в Украину мигрантских переводов. Почти сразу после парламентских слушаний в Верховную Раду поступил законопроект, запрещающий это делать. 
— А какой механизм общественного контроля за политиками есть сейчас у мигрантов?
— Во-первых, это постоянный мониторинг внесения изменений в законодательство и продолжение проходящей сейчас лоббистской кампании по защите прав мигрантов. Во-вторых, мы и в дальнейшем будем создавать коммуникационные площадки между политиками и мигрантскими лидерами. 
— Что именно вы имеете в виду? 
— Например, недавно была создана межведомственная рабочая группа для разработки законопроекта о внешней трудовой миграции, куда, кроме членов правительства, входят и представители от мигрантов. Мигранты-члены рабочей группы не имеют права вето, но имеют право голоса. И это не единственный пример коммуникационной площадки между мигрантами и властью. До сих пор такого не существовало вообще, и я воспринимаю это как первые положительные шаги к формированию эффективного миграционного законодательства, как одну из побед мигрантов. 
К слову, я знаю немного примеров в других сферах, где было бы что-то подобное. 
— Чем вы объясняете динамику в самоорганизации мигрантских сообществ? Это влияние политических культур развитых стран?
— Думаю, что это результат роста сознания украинцев, годами живущих и работающих за рубежом. Если сначала они были сосредоточены на индивидуальных проблемах, то со временем в странах пребывания украинцы начали создавать общины. Это начиналось с создания организаций, устройства торжеств, фестивалей, концертов. Но позже понимание общины начало расширяться. И сегодня мы уже говорим о наднациональном сообществе украинских мигрантов и об актах их общих решений, переходящих в сферу политических требований. Таким примером организованного действия была Оранжевая революция, предпринимательский майдан. Но что кроме этого? Если от общины нет запросов, политикам просто нечего делать. 
Украинские мигрантские сообщества — это пример объединения людей, оказывающих определенное давление на власть и формирующих политический заказ. Кстати, в Украине я не вижу подобной среды, формирующей конкретную политическую платформу. 
Возможно, это результат заимствования из политической культуры стран, где они работают и живут, а возможно — результат дистанционного наблюдения и анализа ситуации в Украине. Интересно, что их запросы моментально находят отклик в политической среде. 
Сегодня мигранты являются значительной частью украинского политикума, хотя до недавнего времени их часто считали маргиналами. Лично я убежден, что большинство политиков, обращающих внимание на мигрантов, делают это из-за личной заинтересованности. Очень важно, что четко сформулированный политический запрос со стороны мигрантов находит быструю реакцию со стороны политиков. Это то, чего сегодня не хватает разным общественным группам в Украине в целом, — четкого гражданского требования. 

Светлана ОДИНЕЦ. «Зеркало недели», 16 августа 2013 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.