Rambler's Top100

№ 553 - 554
1 - 19 мая 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Репродуктивные установки населения в современной России

Как распорядиться "материнским капиталом" или граждане в семейной политике

Влияние религиозной социализации и принадлежности к общине на рождаемость. Постановка проблемы

Брачное состояние населения Австралии

"Вовлеченное отцовство" в современной России: стратегии участия в уходе за детьми

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Влияние религиозной социализации и принадлежности к общине на рождаемость. Постановка проблемы

Забаев И.В.1, Мелкумян Е.Б.2, Орешина Д.А.3,
Павлюткин И.В.4, Пруцкова Е.В.5 – специально для Демоскопа

Введение

Снижение рождаемости, которое мы наблюдаем в современной Европе, во многом определяется влиянием ценностного фактора6. Доминирующая сегодня в демографии теория второго демографического перехода7 строится на тезисе о том, что в основе современного снижения рождаемости (второго демографического перехода), в первую очередь в западных странах, лежит ценностный сдвиг – от ценностей материальных к ценностям постматериальным (ценностям самореализации)8. Часть ведущих российских демографов разделяет данный подход9. Помимо общего указания на ценностный сдвиг, исследователи анализируют конкретные процессы, вызвавшие этот сдвиг. Ключевым процессом (или, по крайней мере, одним из ключевых) признается  процесс секуляризации10.

Идеационные изменения связаны, в том числе, и с изменениями институциональными. Различные акторы и институты явно или неявно являются проводниками тех или иных идей и ценностей. Исследования показывают, что экономика и образование (особенно высшее) в настоящее время скорее поддерживают ценности «самореализации»11 (в случае экономики особенно это сопряжено с изменениями в части эмансипации женщин, выхода их на рынок труда и т.д.). Медицина, по-видимому, культивирует ценность «ответственности»12 и представление о сложности рождения нескольких детей. И та и другая ценности работают на снижение рождаемости13. По большому счету, есть всего два института, позитивно влияющих на рождаемость сегодня: семья и религия14.

Если говорить о семье, то в современной России рождение второго ребенка, необходимое для реализации расширенного воспроизводства населения страны, происходит в большинстве случаев только в полных семьях, рождение третьего – исключительно в полных семьях. Популярность исследований влияния религии на рождаемость в последнее время увеличивается15. Приведем краткий обзор результатов нескольких исследований.

Исследования влияния религиозности на рождаемость

Д. Филлипов и К. Бергхаммер анализируя влияние религии на рождаемость среди ряда европейских стран, зафиксировали, что религиозность оказывает влияние на различные показатели рождаемости – идеальное число детей, вероятность появления следующего ребенка, ожидаемое и реальное число детей. Для религиозной подвыборки все эти показатели выше. Исследователи выделили три механизма, посредством которых религиозность оказывает влияние на рождаемость: религиозное учение, социальный капитал религиозных людей и способность религии уменьшать у человека ощущение неопределенности16. Если говорить о значении социального капитала, то существует ряд исследований, указывающих, что на желание родить еще одного ребенка положительно влияет наличие неформальной социальной сети поддержки17. В отдельных странах этот эффект наблюдается при отсутствии развитой системы государственной поддержки семьям (например, Болгария), в других – при наличии таковой сеть также может влиять на решение о рождении ребенка (Италия). В ряде стран именно религиозные сообщества характеризуются более развитыми сетями подобного рода18.

Различные аспекты влияния религии на рождаемость зафиксированы и для других стран19. Так, в исследовании Каролин Бергхаммер на количественных данных оценивается вклад религиозности и религиозной социализации в рождения третьих детей среди женщин Нидерландов20. Результаты анализа панельных данных (2002-2004 г.) показывают, что на рождение третьего ребенка влияют два фактора: посещение женщиной церкви и религиозная социализация отца21. Религиозная социализация имеет значение, даже если мать ребенка перестала ходить в церковь. Эффекты религиозного фактора усиливаются в зависимости от когорт. Более того, религиозные характеристики бабушек и дедушек (родителей респондентов) значимо влияют на рождение третьего ребенка в семье.

В исследовании Гуидо Хейнек22 на количественных данных (Austrian Family and Fertility Survey) изучается взаимосвязь между религией и рождаемостью среди семей, женатых первым/единственным браком. Результаты показывают, что конфессиональная принадлежность и религиозность женщины влияет на численность детей в семье. Религиозность не оказывает прямого влияния на время рождения ребенка. Тем не менее, если говорить о третьих детях, то их скорее рожают религиозные женщины и семьи, не принадлежащие к католикам, или вовсе не имеющие религиозной аффилиации.

В исследованиях Томаса Бодина23 на количественных данных24 по Франции показано, что религиозность влияет на рождаемость в целом, так и на численность детей в отдельной семье. Автор проверял влияние трех переменных – принадлежность к определенной конфессии (к католикам), самоопределение в качестве верующего человека и участие в религиозных практиках25. Если принадлежность к конфессии и самоопределение в качестве верующего не оказывет влияния на рождаемость, то участие в практиках («практикующие верующие») оказывает значимое положительное влияние как на рождаемость в целом, так и на численность детей.

По перечисленным исследованиям видно, что существуют различия как в операционализации религиозности, так и в измерении ее эффектов для рождаемости. Под религиозностью в разных исследованиях понимают принадлежность к определенной конфессии, самоопределение в качестве верующего человека и реализацию веры в практиках («практикующие верующие»). Большая часть результатов демонстрирует значимое влияние на рождаемость участия в религиозных практиках и еще большее значение религиозной социализации со стороны родителей, а также родителей родителей (дедушек и бабушек).

Ряд исследований о влиянии религиозности на рождаемость был проведен и в России. Нужно отметить, что здесь ситуация несколько иная. Так, Т.М. Малева и О.В. Синявская, в рамках проекта РиДМиЖ (GGS), анализируя влияние религии на рождаемость, выяснили, что «наиболее высокий уровень рождаемости демонстрируют этнические группы, исповедующие ислам». Тогда как «рождаемость в других религиозных группах находится на примерно одинаково низком уровне»26 (причем в разрезе по возрастным группам различия в среднем потенциальном числе детей между нерелигиозными женщинами и религиозными, за исключением исповедующих ислам, отсутствуют27).

А.Б. Синельников, В.М. Медков, А.И. Антонов на основании данных социологического исследования «Религия, семья, дети», анализируя влияние религии в России на семейную жизнь и демографическое поведение населения, установили, что у не слишком религиозных людей «среднее ожидаемое число детей меньше двух» (у «весьма религиозных христиан» этот показатель равен 2,53)28. При этом, если выделить из этой группы религиозно-активных (по частоте чтения молитв), то показатели среднего фактического, ожидаемого, желаемого, а также идеального числа детей значительно выше. «У весьма религиозных христиан, которые молятся не менее трех раз в день, среднее ожидаемое число детей – 2,82», что «выше черты простого замещения поколений». А «если добавить к этому еще и дополнительные параметры религиозной активности, например частоту исповедей и причащений, то показатели…  могут оказаться еще выше»29. Однако чем выше будет степень их религиозной активности, тем меньше будет их численность.

В статье «Дифференциация факторов рождаемости для различных социально-экономических категорий российских женщин» Я.М. Рощина и А.Г. Черкасова на основе данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) за 2000–2006 гг., анализируя влияние различных факторов на вероятность рождения ребенка, пишут, что «незначимыми оказались переменные, отражающие национальность и вероисповедание, что может свидетельствовать о снижении роли культурных факторов в ценности детей»30. Несмотря на это, «при оценке моделей для периода 2000-2002 гг. …оказалось, что более вероятно рождение ребенка у верующих женщин»31 (анализ основывался на отборе женщин 16-39 лет).

Рождаемость в Европе: значение религиозной социализации

Объяснение слабого влияния религии на рождаемость может быть дано с использованием теории религиозной социализации. В большинстве европейских стран доля многодетных респондентов (3 или более детей) среди религиозного населения (посещающих религиозные службы раз в месяц или чаще) существенно превышает данный показатель в группе нерелигиозного населения (посещающих религиозные службы несколько раз в год или реже / никогда не посещающих)32. Если в России в указанных группах доли многодетных практически равны (9% и 8%), то, например, в Австрии разрыв по доле многодетных составляет 21% (13% многодетных в нерелигиозной группе и 34% - в религиозной), во Франции – 24% (23% многодетных в нерелигиозной группе и 47% - в религиозной), в Швеции – 28% (23% многодетных в нерелигиозной группе и 51% - в религиозной). В большинстве стран Южной, Западной и северной Европы мы видим существенное влияние религиозного фактора на возникновение феномена многодетной семьи, в то время как страны Восточной Европы скорее демонстрируют отсутствие различий по многодетности между более и менее религиозным населением.

Рисунок 1. Доля многодетных среди религиозного и нерелигиозного населения

Тот же эффект мы видим и рассматривая другой показатель – среднюю численность детей в семье среди религиозного и нерелигиозного населения.

Рисунок 2. Средняя численность детей в семье среди религиозного и нерелигиозного населения

Полученные результаты могут говорить о том, что религия содержит определенный набор установок, норм и ценностей, которые передаются (приобретаются) в ходе социализации, в том числе – «норму многодетности».

Под первичной религиозной социализацией мы понимаем религиозное воспитание, полученное человеком в детстве, под вторичной — приход к вере (и соответствующие практики) в более позднем возрасте. Если религия усвоена рано, то она может оказать существенное влияние на формирование соответствующих ценностей и норм. В случае отсутствия первичной религиозной социализации приверженность нормам успевает сформироваться раньше религиозности.

Поскольку именно первичная социализация оказывает наиболее значимое влияние на формирование норм и ценностей, мы рассматриваем ее как фактор, объясняющий отсутствие (или очень слабую) связь между религиозностью и рождаемостью в пост-социалистических странах, где ранняя религиозная социализация практически отсутствовала, и массовое обращение населения к религии в последние десятилетия не повлекло соответствующего изменения ценностей и норм.

Уровень первичной религиозной социализации в той или иной стране измеряется как доля населения, посещавшего религиозные службы в возрасте 12 лет 1 раз в месяц или чаще.

Сила связи (рис. 3)33 между личной религиозностью и численностью детей в семье существенно колеблется в зависимости от страны. Так, в ряде стран связь между религиозностью и численностью детей в семье довольно сильна, например, в средиземноморских и западноевропейских странах. Здесь же мы наблюдаем и более высокий уровень первичной религиозной социализации: высока доля опрошенных, посещавших религиозные службы раз в месяц или чаще в возрасте 12 лет. В то же время, в постсоциалистических странах связь религиозности и рождаемости практически отсутствует. Здесь же мы наблюдаем и наиболее низкий уровень первичной религиозной социализации. В России он минимален и составляет всего 6%.

Рисунок 3. Сила связи между религиозностью и числом детей в зависимости от уровня первичной религиозной социализации в стране

Таким образом, в обществах, подвергшихся форсированной секуляризации (советского типа), влияние религии на рождаемость именно в силу отсутствия религиозной социализации практически не заметно.

Религиозность и рождаемость в России (на примере прихожан храмов РПЦ)

Рождаемость среди воцерковленных православных. Общее описание

По отношению к современной России можно говорить о том, что религиозность является фактором, увеличивающим рождаемость в стране; однако, это влияние проявляется и оказывается существенным лишь среди людей, на регулярной основе включенных в религиозные практики (таинства, обряды) и участвующих в жизни религиозных общин. По данным всероссийского исследования «Orthodox Monitor» (2011-2012 гг.)34, среди воцерковленных православных выше доля многодетных, нежели в среднем по России, меньше бездетных. Доля многодетных среди представителей других вероисповеданий также высока (15%).

Рисунок 4. Религиозность и количество детей в семье.
Респонденты в возрасте 18-45 лет

Среди православных респондентов, причащающихся один раз в месяц или чаще, 16% имеют трехдетную семью, в то время как среди людей, которых можно отнести к ядру общины (по показателям самоидентификации и включенности в социальную жизнь своего прихода) этот показатель увеличивается до четверти опрошенных (24%). К сожалению, в данном исследовании слишком мало число попавших в выборку членов ядра приходских общин35 (всего 46 чел. – отличие от других групп является статистически незначимым), поэтому далее мы приведем данные, позволяющие более близко взглянуть на представителей данной группы населения.

Рождаемость среди воцерковленных православных. Фактор и значение общины

Говоря о россиянах, идентифицирующих себя как православные и принимающие участие в таинствах Церкви, необходимо провести еще более точные различения. Так, с точки зрения проблемы рождаемости, важным является участие человека во внебогослужебной деятельности православной общины, в принадлежности к развитой общине. В настоящее время исследования, анализирующие данную проблематику, крайне немногочисленны, однако имеющиеся данные позволяют предполагать, что фактор «общины» играет важную роль. Так, в исследовании «Три Московских прихода: основные социально-демографические показатели и установки представителей общин крупных приходов»36 доля респондентов в возрасте 18-45 лет, имеющих троих или более детей, составляет 17% (11% среди периферии общин и 23% в ядре общин), что согласуется с выводами относительно существенного повышения доли многодетных семей в церковной среде.

Таблица 1. Есть ли у Вас дети? И если есть, то сколько? (респонденты в возрасте 18-45 лет) (%)

 

община в целом

периферия

ядро

нет детей

52

53

50

один ребёнок

18

20

16

двое детей

13

16

11

трое детей или более

17

11

23

База (количество респондентов)

442

206

236

По количеству детей можно условно выделить три поколения членов общины (см. табл. 2) — до 35 лет, от 35 до 54 лет, от 55 лет и старше. Что касается молодого поколения (18-34 года), влияние религиозности еще не успело проявиться — относительно высока доля не имеющих детей. Практически полное отсутствие детей в возрастной группе 18-24 г. может объясняться влиянием высшего образования, дающего эффект откладывания рождения первого ребенка: в данной возрастной группе в ядре общины 91%, а на периферии – 64% либо получают высшее образование, либо получили его в недавнем прошлом.

В среднем поколении (возрастная группа 35-54 года), особенно в ядре общин, заметно резкое увеличение численности детей в семье. Члены ядра общины в этом поколении выходят на средний уровень более двух детей в расчете на одного человека. В возрастной группе 35-44 года наиболее высок как процент многодетных в ядре общины (40% имеют 3 и более детей), так и средняя численность детей (2,29 ребенка на человека).

В пенсионном возрасте (55 лет и старше) средняя численность детей в семье37, как и процент имеющих троих и более детей, опять снижается. Вероятно, большинство из этих людей пришли к вере уже в конце / по окончании детородного возраста, и их церковная жизнь уже не могла повлиять на демографическую ситуацию в данной возрастной группе.

Таблица 2. Численность детей в зависимости от возрастной группы (% по строке)

 

Возраст

Среднее число детей

нет детей

1-2 ребенка

3 ребенка и более

База (количество респондентов)

периферия общины

18-24

0,05

95

5

0

42

25-34

0,79

56

36

8

78

35-44

1,47

33

51

16

79

45-54

1,63

22

59

18

93

55-64

1,39

12

82

6

110

65-88

1,28

20

69

11

87

ядро общины

18-24

0,11

91

9

0

54

25-34

1,11

58

26

16

76

35-44

2,29

27

33

40

93

45-54

2,18

20

49

31

91

55-64

1,62

10

76

13

105

65-88

1,4

22

62

14

76

Также в православных общинах, по сравнению со среднестатистическими россиянами, значительно выше доля женщин, планирующих завести (еще одного) ребенка в течение ближайших трех лет — 29% женщин в общинах и всего 7% в общероссийской выборке ответили «определенно да» на вопрос о том, собираются ли они это делать.

Таблица 3. Собираетесь ли Вы завести (еще одного) ребенка в течение ближайших трех лет? (женщины 18-45 лет) (%)

 

Община в целом

Периферия общины

Ядро общины

Россия 2004*

определенно нет

8

10

7

51

скорее нет

10

11

9

20

скорее да

21

20

22

16

определенно да

29

31

28

7

если Бог благословит

0

 

1

 

еще рано

0

 

1

 

только если выйду замуж

2

2

2

 

возраст не позволяет

1

1

1

 

нет ответа

5

3

6

5

затрудняюсь ответить

23

23

24

 

База (количество респондентов)

321

131

190

3086

* Независимый институт социальной политики, исследование «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе», 2004 г.

Заключение

Исследования влияния религиозности на рождаемость демонстрируют значимое влияние на рождаемость религиозности населения (в первую очередь участия в религиозных практиках) во многих европейских странах, и еще большее значение религиозной социализации со стороны родителей, а также родителей родителей (дедушек и бабушек). Объяснение слабого влияния религии на рождаемость в России и других постсоциалистических странах также может быть дано с использованием понятия религиозной социализации.

Анализируя влияние православия на рождаемость в современной России, необходимо принимать во внимание не только вовлеченность человека в основные религиозные практики, но и участие верующего во внебогослужебной жизни / деятельности православной общины, принадлежность к развитой общине.

Приложение 1.

Рассмотрим зависимость числа рождений от уровня религиозности. Уровень религиозности представляет собой долю населения того или иного субъекта РФ, относящего себя к какому-либо из вероисповеданий (исключая тех, кто не верит в Бога, и тех, кто верит в какую-то высшую силу, но конкретную религию не исповедует). Коэффициент корреляции Пирсона между рождаемостью на 1000 человек и уровнем религиозности населения на уровне субъектов РФ составляет -0,3 (p<=0,01), т.е. присутствует слабая отрицательная зависимость.

Как показано на рисунке, в различных субъектах РФ представлены разные сочетания указанных признаков. Есть как низкая рождаемость в регионах с высокой религиозностью, так и низкая рождаемость в регионах с низкой религиозностью, а также высокая рождаемость при высокой религиозности и относительно высокая рождаемость при низкой религиозности.

Например, в Липецкой области при довольно высоком проценте населения, относящего себя к определенному вероисповеданию(77%), число рождений на 1000 человек составляет 10,9. Примерно такое же число рождений в Саратовской области (10,8), уровень религиозности в которой значительно ниже – 39,6%.

Аналогичная ситуация в Алтайском крае и Карачаево-Черкесской Республике. При одинаковой рождаемости (12,7 и 12,8), уровень религиозности у них существенно отличается – 29,9% в Алтайском крае и 77,2% Карачаево-Черкесской Республике.

Некоторые регионы существенно отличаются от среднего уровня. Так, Республика Тыва характеризуется наиболее высокой рождаемостью и достаточно высоким уровнем религиозности (буддизм). Республики Дагестан и Северная Осетия характеризуются наиболее высокой религиозностью населения при достаточно высоком уровне рождаемости.

Рисунок 1. Число рождений в зависимости от уровня религиозности

Таблица 1. Число рождений в зависимости от уровня религиозности38

Субъект РФ

Число рождений за 2010 год* на 1000 человек насе-
ления

Рели-
гиоз-
ность

Исповедую прав-
ославие и принадлежу к Русской Право-
славной Церкви

Ис-
лам

Буд-
дизм

Другие веро-
испове-
дания

Верю в Бога (в высшую силу), но конкретную религию не исповедую

Не верю в Бога

Алтайский край

12,7

29,9

23

1,5

0

5,4

31

27

Амурская область

13,8

32,5

25

1

0,5

6

41

24

Архангельская область

12,6

38,5

29

0

0

9,5

32

16

Астраханская область

14,2

69

46

14,5

0,5

8

16

6

Белгородская область

10,9

61

50

0,5

0

10,5

22

10

Брянская область

10,7

58,5

50

0

0

8,5

36

5

Владимирская область

10,7

50

42

1

0

7

32

14

Волгоградская область

11,3

64

54

3,5

0

6,5

18

12

Вологодская область

12,5

35

30

0

0

5

39

20

Воронежская область

10,2

67

62

0,5

0

4,5

22

6

г.Москва

10,7

64

53

3,5

0

7,5

19

12

г.Санкт-Петербург

11,5

58

50

2,5

0

5,5

21

15

Еврейская авт.область

13,6

42,5

23

1,5

0

18

35

22

Забайкальский край

15,9

39,5

25

0

6

8,5

28

17

Ивановская область

10,4

58

47

0

0

11

28

13

Иркутская область

15,2

45

28

1,5

0,5

15

37

17

Кабардино-Балкарская Респ.

14,6

78

16

54,5

0

7,5

12

7

Калининградская область

11,4

35

31

0,5

0

3,5

34

22

Калужская область

11

62,5

49

0,5

0

13

26

9

Камчатский край

12,1

42,4

31

1,5

0

9,9

23

21

Карачаево-Черкесская Респ.

12,8

77,2

14

48

0

15,2

12

7

Кемеровская область

13,2

45,6

34

1

0

10,6

31

17

Кировская область

11,8

48,8

40

1

0

7,8

33

13

Костромская область

12,1

63

54

1

0

8

25

9

Краснодарский край

12,2

59

52

1,5

0

5,5

22

13

Красноярский край

13,6

41

30

2

0

9

35

15

Курганская область

13

38,9

28

2

0

8,9

36

14

Курская область

11,2

71

69

0

0

2

24

4

Ленинградская область

8,8

64,5

55

1

0,5

8

20

8

Липецкая область

10,9

77

71

1,5

0

4,5

15

6

Магаданская область

11,5

42,5

30

2

0

10,5

27

13

Московская область

10,9

53,5

45

2

0

6,5

29

9

Мурманская область

11,7

48

42

1

0

5

28

12

Нижегородская область

10,9

74

69

0

0

5

15

10

Новгородская область

11,3

53,5

47

1

0

5,5

34

10

Новосибирская область

13,2

33

25

1

0,5

6,5

32

25

Омская область

13,2

44

36

3

0

5

39

13

Оренбургская область

14,1

62

40

13

0

9

20

12

Орловская область

11

49,5

41

0

0

8,5

34

8

Пензенская область

10,2

73

63

6,5

0

3,5

15

9

Пермский край

14,1

56

43

4,5

0

8,5

24

14

Приморский край

11,8

37,4

27

0,5

0

9,9

24

35

Псковская область

10,5

60,5

50

0

0

10,5

17

19

Респ. Сев.Осетия-Алания

14,5

95

49

4

0

42

1

3

Республика Адыгея

12,9

54

35

12,5

0

6,5

30

9

Республика Алтай

20,5

54,8

28

6,5

0,5

19,8

25

14

Республика Башкортостан

14

70,5

25

38,5

0

7

15

8

Республика Бурятия

17

55,5

27

0,5

20

8

25

13

Республика Дагестан

17,5

89

2

83

0,5

3,5

9

2

Республика Калмыкия

15,3

65,5

18

4,5

38

5

13

13

Республика Карелия

12,1

32

27

0,5

0

4,5

44

18

Республика Коми

12,9

39,5

30

1,5

0

8

41

14

Республика Марий Эл

12,7

68,5

48

6,5

0,5

13,5

25

6

Республика Мордовия

9,5

77

69

2,5

0

5,5

10

7

Республика Саха (Якутия)

16,8

55,5

38

2

0,5

15

17

26

Республика Татарстан

12,9

65,5

30

32,5

0

3

21

9

Республика Тыва

26,9

74

1

0

62

11

8

12

Республика Хакасия

15,1

44,4

32

1

0,5

10,9

38

16

Ростовская область

10,9

58,5

50

1

0

7,5

26

12

Рязанская область

10,2

69,5

63

1,5

0

5

15

9

Самарская область

11,6

46,3

35

2

0

9,3

30

13

Саратовская область

10,8

39,6

30

2,5

0

7,1

38

16

Сахалинская область

12,1

30

22

0

0

8

37

15

Свердловская область

13,4

46,3

33

7,1

0,5

5,7

36

13

Смоленская область

10,4

33,5

19

0,5

0

14

45

13

Ставропольский край

11,9

58,3

47

2

0

9,3

19

16

Тамбовская область

9,5

79,5

78

0

0

1,5

7

10

Тверская область

11

41

30

1

0

10

34

20

Томская область

13,1

44,7

33

1,5

0,5

9,7

29

15

Тульская область

9,5

65,5

62

1,5

0

2

19

13

Тюменская область

16,1

52,5

29

6,5

0

17

34

11

Удмуртская Республика

14,2

48,9

33

4,5

0

11,4

29

19

Ульяновская область

10,6

70,5

61

6,5

0

3

12

8

Хабаровский край

12,9

32

26

1

0

5

28

23

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

16,4

55

38

10,5

0

6,5

23

11

Челябинская область

13,4

53,5

31

7,5

0

15

29

14

Чувашская Респ.

12,9

66,7

55

3

0

8,7

24

8

Ямало-Ненецкий автономный округ

15,8

77

42

18

0

17

14

8

Ярославская область

11,3

41

33

1

0

7

34

15

* За 2010 г. - показатели рассчитаны с учетом предварительных итогов ВПН-2010.

Приложение 239

Таблица 2. Доля многодетных среди религиозного и нерелигиозного населения

Страна

% многодетных среди не посещающих религиозные службы / посещающих несколько раз в год или реже

% многодетных среди посещающих религиозные службы раз в месяц или чаще

Величина разрыва

Россия

9

8

-1

Болгария

9

11

2

Беларусь

9

12

3

Грузия

23

12

-11

Азербайджан

12

13

1

Сербия

10

13

4

Украина

11

15

4

Латвия

12

16

3

Эстония

15

16

1

Македония

11

18

7

Хорватия

12

19

7

Босния и Герцеговина

12

20

7

Италия

9

20

11

Румыния

16

22

6

Литва

13

22

9

Венгрия

14

22

7

Греция

10

23

12

Черногория

26

23

-3

Польша

12

23

11

Португалия

15

25

10

Люксембург

12

25

14

Словения

12

26

14

Великобритания

25

26

2

Чехия

13

26

13

Сев. Кипр

20

27

7

Германия Западная

13

28

15

Армения

30

28

-2

Германия Восточная

14

28

14

Молдавия

23

29

7

Косово

32

30

-1

Мальта

20

32

12

Испания

18

33

15

Швейцария

17

34

17

Австрия

13

34

21

Дания

23

35

12

Турция

31

36

6

Албания

30

37

7

Бельгия

19

38

19

Финляндия

19

39

19

Словакия

20

40

21

Сев. Ирландия

26

41

15

Норвегия

26

41

15

Кипр

31

41

10

Ирландия

28

43

15

Нидерланды

20

44

23

Франция

23

47

24

Швеция

23

51

28

Исландия

38

53

14

Таблица 3. Среднее число детей среди религиозного и нерелигиозного населения

Страна

Среднее число детей среди не посещающих религиозные службы / посещающих несколько раз в год или реже

Среднее число детей среди посещающих религиозные службы раз в месяц или чаще

Население в целом

Величина  разрыва

Азербайджан

1,0

1,0

1,0

0,0

Грузия

1,8

1,3

1,6

-0,5

Россия

1,3

1,3

1,3

0,0

Босния и Герцеговина

1,2

1,4

1,3

0,1

Северный Кипр

1,4

1,4

1,4

0,0

Беларусь

1,2

1,4

1,2

0,3

Черногория

1,5

1,5

1,5

-0,1

Сербия

1,4

1,5

1,4

0,1

Хорватия

1,3

1,5

1,4

0,2

Косово

1,6

1,6

1,6

0,0

Македония

1,3

1,6

1,4

0,2

Венгрия

1,3

1,6

1,4

0,3

Украина

1,5

1,6

1,5

0,1

Люксембург

1,0

1,6

1,1

0,6

Болгария

1,6

1,6

1,6

0,1

Италия

1,1

1,6

1,3

0,6

Эстония

1,4

1,6

1,5

0,2

Латвия

1,3

1,6

1,4

0,3

Польша

1,1

1,7

1,5

0,6

Армения

1,8

1,7

1,8

-0,1

Литва

1,3

1,7

1,4

0,4

Германия Вост.

1,4

1,8

1,4

0,3

Румыния

1,5

1,8

1,6

0,3

Великобритания

1,7

1,8

1,7

0,1

Греция

1,2

1,9

1,5

0,7

Словения

1,3

1,9

1,5

0,5

Германия Зап.

1,2

1,9

1,4

0,7

Чехия

1,4

1,9

1,5

0,5

Португалия

1,5

2,0

1,7

0,5

Мальта

1,5

2,0

1,9

0,5

Дания

1,7

2,0

1,7

0,3

Молдавия

1,7

2,0

1,8

0,3

Испания

1,3

2,0

1,5

0,7

Австрия

1,2

2,0

1,4

0,9

Швейцария

1,3

2,1

1,5

0,7

Финляндия

1,4

2,1

1,5

0,7

Албания

1,9

2,1

1,9

0,2

Бельгия

1,5

2,2

1,6

0,6

Кипр

1,8

2,2

2,0

0,3

Норвегия

1,7

2,2

1,8

0,5

Словакия

1,7

2,3

2,0

0,6

Турция

2,0

2,3

2,1

0,3

Исландия

2,0

2,3

2,1

0,3

Северная Ирландия

1,7

2,3

2,1

0,6

Ирландия

1,7

2,4

2,1

0,7

Нидерланды

1,6

2,4

1,9

0,8

Швеция

1,7

2,5

1,8

0,7

Франция

1,7

2,5

1,8

0,8

Таблица 4. Сила связи между религиозностью и числом детей в зависимости от уровня первичной религиозной социализации в стране

Страна

Уровень религиозной социализации

Сила связи религиозности и числа детей

Значимость

Албания

10

0,1

**

Азербайджан

20

0,1

0,012

Австрия

59

0,2

**

Армения

32

0,1

**

Бельгия

67

0,2

**

Босния и Герцеговина

50

0,1

**

Болгария

11

0,1

**

Беларусь

12

0,1

**

Хорватия

75

0,1

**

Кипр

84

0,2

**

Северный Кипр

27

0,1

0,012

Чехия

22

0,2

**

Дания

21

0,1

**

Эстония

7

0,1

**

Финляндия

11

0,2

**

Франция

63

0,2

**

Грузия

14

0,0

0,716

Германия Западная

62

0,2

**

Германия Восточная

20

0,1

**

Греция

74

0,2

**

Венгрия

45

0,2

**

Исландия

28

0,3

**

Ирландия

89

0,2

**

Италия

88

0,2

**

Латвия

17

0,1

0,013

Литва

36

0,1

**

Люксембург

70

0,3

**

Мальта

98

0,2

**

Молдавия

35

0,1

**

Черногория

12

0,1

**

Нидерланды

63

0,2

**

Норвегия

20

0,2

**

Польша

93

0,2

**

Португалия

74

0,2

**

Румыния

63

0,1

**

Россия

6

0,1

0,009

Сербия

20

0,1

0,030

Словакия

69

0,2

**

Словения

71

0,2

**

Испания

64

0,3

**

Швеция

14

0,1

**

Швейцария

72

0,2

**

Турция

37

0,1

**

Украина

13

0,0

0,136

Македония

18

0,1

**

Великобритания

60

0,1

**

Северная Ирландия

87

0,2

**

Косово

42

0,1

0,033

** - Значимость на уровне <=0,001.


1 Забаев Иван Владимирович - к.с.н. доцент кафедры Философии религии и религиозных аспектов культуры Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ)
2 Мелкумян Елена Багратовна - Научный сотрудник исследовательского семинара "Социология религии" ПСТГУ
3 Орешина Дарья Андреевна - Научный сотрудник Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ
4 Павлюткин Иван Владимирович (к.с.н., Научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ
5 Пруцкова Елена Викторовна - Преподаватель кафедры Философии религии и религиозных аспектов культуры ПСТГУ
6 Lesthaeghe R. On the social control of human reproduction // Population and Development Review, 6 (4) (1980). P. 527-548; Lesthaeghe R. A century of demographic and cultural change in Western Europe: An exploration of underlying dimensions // Population and Development Review, 9 (3) (1983). P. 411-435; Lesthaeghe R. and Meekers D. Value changes and the dimensions of familism in the European Community // European Journal of Population, 2 (3-4) (1986). P. 225-268;  Lesthaeghe R. and Surkyn J. Cultural dynamics and economic theories of fertility change // Population and Development Review, 14 (1), 1988. P. 1-45; Van de Kaa D. Anchored Narratives: The Story and Findings of Half a Century of Research into the Determinants of Fertility // Population Studies, Vol. 50, No. 3 (Nov., 1996). P. 423-426; Anderson B. Regional and Cultural Factors in the Decline of Marital Fertility in Europe // The Decline of Fertility in Europe. The Revisited Proceedings of a Conference on the Princeton European Fertility Project / ed. by A. Coale, S. Watkins. Princeton: Princeton University Press, 1986. P. 293-313.
7 Van de Kaa D. Europe’s Second Demographic Transition // Population Bulletin. 1987. Vol. 42. No. 1. P. 1–59.
8 Inglehart R. Culture Shift in Advanced Industrial Society. Princeton (NJ): Princeton University Press, 1990.
9 Захаров С.В. Перспективы рождаемости в России: второй демографический переход // Отечественные записки. 2005. № 3 (24). C. 124–140; Zakharov S. V., Ivanova E.I. Fertility Decline and Recent Changes in Russia: On the Threshold of the Second Demographic Transition // Russias’ Demographic «Crisis» / Ed. by J. DaVanzo. Santa Monica (CA): RAND, CF-124, 1996. P. 36–82; Zakharov S.V. Russian Federation: From the First to Second Demographic Transition // Demographic Research. Vol. 19. 2008. P. 907–972. Special Collection 7: Childbearing Trends and Policies in Europe. URL: http://www.demographic-research.org/Volumes/Vol19/24/ (дата обращения: 21.02.2012).
10 Lesthaeghe R., Wilson C. Modes of Production, Secularisation and the Pace of the Fertility Decline in Western Europe, 1870–1930 // The Decline of Fertility in Europe. The Revisited Proceedings of a Conference on the Princeton European Fertility Project / ed. by A. Coale, S. Watkins. Princeton: Princeton University Press, 1986. P. 261–292.)
11 Castro M. T. Women's Education and Fertility: Results from 26 Demographic and Health Surveys // Studies in Family Planning. 1995. Vol. 26 (4). P. 187-202; Забаев И. «Своя жизнь», образование, деторождение: мотивация репродуктивного поведения в современной России // Вестник общественного мнения, Данные. Анализ. Дискуссии. (Левада – центр). 2010. №3 (105). С. 87-97.
12 Забаев И. Рациональность, ответственность, медицина: проблема мотивации деторождения в России в начале XXI в. // Экономическая социология. 2011. Том 12. № 2. С. 21-48.  
13 Следует указать, что исследования институтов как проводников «ценностей детей» проводились в очень ограниченном масштабе. Например, можно предполагать, что выведение мужчин из преподавательского состава начальной и средней школы приводит к тому, что мужские ролевые модели не передаются посредством этого института. В ситуации, когда школа контролирует большую часть жизни ребенка и в сочетании, например, с неполной семьей это работает в направлении снижения деторождения. Например, в исследованиях О.В. Гришиной показано, что семейные модели наследуются, а в объяснение рождения вторых и более детей (Т. Малева, О. Синявская), так или иначе, предполагает наличие зарегистрированного брака и наличие мужчины в семье. См.: Гришина О.В. Репродуктивное поведение родителей и их детей в России // Вестник Моск. ун-та. Сер. 6, Экономика. 2008. № 6. C. 29–41; Гришина О. Влияние развода родителей на вероятность развода детей // Российский экономический интернет-журнал. Статья поступила 16.12.2009. URL: http://www.e-rej.ru/Articles/2009/Grishina.pdf (дата обращения: 20.11.2010); Малева Т., Синявская О. Социально-экономические факторы рождаемости в России: эмпирические измерения и вызовы социальной политике // SPERO. 2006. № 5. Осень — Зима. С. 76–77.
14 См., например: Berghammer C. Religious Socialization and Fertility: Transition to Third Birth in the Netherlands // European Journal of Population. 2009. Vol. 25, No. 3. P. 297-324; Philipov D., Berghammer C. Religion and fertility ideals, intentions and behavior: a comparative study of European countries // Vienna Yearbook of Population Research. 2007. Vol. 5. P. 271-305; Синельников А. Б., Медков В. М., Антонов А. И. Семья и вера в социологическом измерении (результаты межрегионального и межконфессионального исследования). М.: КДУ, 2009.
15 Например, можно наблюдать всплеск цитируемости статей о влиянии религии на рождаемость в последние 5 лет. По данным базы научного цитирования “Web of Science“.
16 Philipov D., Berghammer C. Religion and fertility ideals, intentions and behavior: a comparative study of European countries  // Vienna Yearbook of Population Research. 2007. Vol. 5. P. 271-305.
17 См., например, следующие работы: Di Giulio P., Bühler C., Ette A., Fraboni R., Ruckdeschel K. Social Capital and Fertility Intentions: The Case of Italy, Bulgaria, and West Germany. Vienna Institute of Demography. Working Papers-2-2012. URL: http://www.oeaw.ac.at/vid/download/WP2012_02.pdf (дата обращения: 20.02.2013); Gondal N. Who „fills in” for Siblings and how? A Multilevel Analysis of Personal Network Composition and its Relationship to Sibling Size // Sociological Forum. 2012. Vol. 27. № 3. P. 732-750.  
18 Lim Ch., Putnam R. Religion, Social Networks, and Life Satisfaction // American Sociological Review. 2010. Vol. 75. No. 6. P. 914-933.
19 Zhang L. Religion, Religiosity and Male and Female Fertility / Male Fertility Patterns and Determinants. 2011. Vol. 27. Springer: Netherlands. P. 117-141; Frejka T., Westoff C.F. Religion, Religiousness and Fertility in the US and in Europe // European Journal of Population. 2008. Vol. 24. No. 1. P. 5-31; Adsera A. Religion and Changes in Family-Size Norms in Developed Countries // Review of Religious Research. 2006. Vol. 47. No. 3. P. 271-286; Adsera A. Marital fertility and religion: Recent changes in Spain. 2004. Discussion paper, no. 1399. IZA (Institute for the Study of Labor), Bonn; Heaton T. Does Religion Influence Fertility in Developing Countries // Population Research Policy Review. 2011. Vol. 30. P. 449–465.
20 Berghammer C. Religious Socialisation and Fertility: Transition to Third Birth in the Netherlands /Socialisation Religieuse et Fécondité: L'arrivée du Troisième Enfant aux Pays-Bas // European Journal of Population / Revue Européenne de Démographie, Vol. 25, No. 3(Aug., 2009). Р. 297-324.
21 Религиозная принадлежность отца в подростковом возрасте.
22 Heineck G. The relationship between religion and fertility: Evidence for Austria // Homo Oeconomicus, 2012. Vol. 29. Issue 1. P. 73-94.
23 Baudin T. Religion and Fertility: The French Connection // Centre d’Economie de la Sorbonne. Working Papers. 2008.89.  P. 1 – 33. URL: http://hal.inria.fr/docs/00/34/88/29/PDF/V08089.pdf (дата обращения: 21.02.2012); Baudin T. More on Religion and Fertility: The French Connection URL: http://www.thomasbaudin.fr/More%20on%20French%20Connection (дата обращения: 21.02.2012).
24 Данные исследовательского проекта: "Обозрение французского образа жизни”.
25 Индивид определялся как “практикующий верующий”, если он часто посещал церковь и участвовал в религиозных праздниках, обрядах.
26 Малева Т.М., Синявская О.В. Социально-экономические факторы рождаемости в России: эмпирические измерения и вызовы социальной политике // Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе, Выпуск 1 (2007). С. 204.
27 Там же. С. 197.
28 Синельников А.Б., Медков В.М., Антонов А.И. Семья и вера в социологическом измерении (результаты межрегионального и межконфессионального исследования) (2009). С. 169-170.
29 Там же. С. 197-198.
30 Рощина Я.М., Черкасова А.Г. Дифференциация факторов рождаемости для различных социально-экономических категорий российских женщин // SPERO. 2009. № 10. C. 159–181.
31  Рощина Я.М. Моделирование факторов склонности семьи к рождению ребенка в России // SPERO. 2006. №5 (Осень-зима). С. 98-133.
32 В качестве информационной базы для анализа влияния религии на рождаемость выступает Европейское исследование ценностей. (EVS — European Values Study) 2008 г. Данные этого международного сравнительного исследования включают в себя информацию по большинству стран Европы (46 стран, 48 регионов). EVS – European Values Study. URL: http://www.europeanvaluesstudy.eu/ (дата обращения: 30.12.2010).
33 По оси Y — значение коэффициента корреляции Пирсона между религиозностью (измеренной как оценка важности Бога в жизни респондента) и числом детей в семье. За исключением Грузии и Украины, внутристрановые коэффициенты корреляции значимы на уровне p<=0,05. По оси Х - уровень первичной религиозной социализации в стране (измеренный как доля населения, посещавшего религиозные службы в возрасте 12 лет 1 раз в месяц или чаще).
34 «Orthodox Monitor» (2011-2012 гг) – мониторинговое исследование, проводящееся совместно ПСТГУ и ФОМом по всероссийской выборке. Выборка исследования включает в себя (1) подвыборку, репрезентирующую население РФ (18+ в целом; 3000 анкет собраны в ходе двух волн исследования в 2011 и 2012 году) и (2) подвыборку, репрезентирующую воцерковленное православное сообщество в России (18+; причащаются 3 раза в год или чаще, порядка 5-10% от всего населения РФ; 806 анкет).
35 Ядро общины мы выделяем по степени интенсивности участия в церковной жизни, самоидентификации с приходской общиной и включенности в социальную жизнь на приходе (осведомленности о ней).
36 Опрос методом основного массива проводился в Москве в октябре 2011 г. на приходах трех крупных московских храмов, имеющих опытных духовников и (по экспертным оценкам) — сильную приходскую общину. Общий объем выборки составил 1072 человека, были опрошены члены ядра и периферии приходской общины. Результаты исследования см.: Забаев И. В., Орешина Д. А., Пруцкова Е.В. Три московских прихода: основные социально-демографические показатели и установки представителей общин крупных приходов. М.: Издательство ПСТГУ, 2012.
37 В нашем исследовании не задавался вопрос о том, есть ли у респондента умершие дети. Это может объяснять небольшое повышение процента бездетных респондентов в возрастной группе 65 лет и старше.
38Данные по религиозности в субъектах РФ: Атлас Религий и Национальностей Российской Федерации (АРЕНА). Исследовательская Служба «Среда», URL: http://sreda.org/arena (дата обращения: 21.02.2012).
Данные по рождаемости в субъектах РФ: Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб. М.: Росстат. 2011. С. 85-97.
39 Источник данных: Европейское исследование ценностей (EVS – European Values Study), 2008 г., 67786 респондентов, 46 стран. URL: http://www.europeanvaluesstudy.eu/ (дата обращения: 30.12.2010).

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.