Rambler's Top100

№ 523 - 524
17 - 30 сентября 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Из архивных папок 

75 лет со дня вынесения приговора переписи населения 1937 года

Марк Тольц. Перепись, приговоренная к забвению


Google
Web demoscope.ru

Перепись, приговоренная к забвению

Марк Тольц
(впервые опубликовано в: Семья и семейная политика / Под ред. А.Г. Вишневского. М.: Институт социально-экономических проблем народонаселения АН СССР и Госкомтруда СССР, 1991. С. 161-178)

...Была одна методологическая ошибка.
Как она повлияла на конечные результаты, мы не знаем.
Мы не можем также ответить точно,
за что были репрессированы люди, организовавшие перепись.
Может быть за спекуляцию картошкой...
(Из интервью начальника отдела
массово-разъяснительной работы
по переписи населения 1989 г.
Госкомстата СССР
В.Т.Алферова.- "Известия", 21 октября 1988 г.
).

Трагический в истории страны 1937 год начался с переписи населения. Получилось так, что эта перепись запечатлела последствия демографической катастрофы первой половины 30-х годов в самом преддверии наступления "большого террора". Потому портрет населения в переломной точке его развития, данный переписью 1937 года, - уникальный статистический источник для познания демографической истории 30-х годов. Ведь в ее итогах не только отразились потери в результате навязанного стране "великого перелома". Одновременно в них зафиксировано, каким было население к началу следующего социального потрясения, повлекшего за собой новые жертвы.

Столь важному свидетельству была суждена трагическая судьба. Результаты переписи были объявлены "дефектными" и тщательно засекречены. Ее организаторы О.А. Квиткин и Л.С. Брандгендлер пали жертвами репрессий. На январь 1939 г. была назначена новая перепись, в ходе подготовки к которой кампания по дискредитации переписи 1937 г. достигла своего апогея.

В постановлении Совнаркома СССР от 25 сентября 1937 г. (оно, заметим, не отменено до настоящего времени) утверждалось, что отвергнутая перепись проведена "с грубейшим нарушением элементарных основ статистической науки".1 В дальнейшем "разоблачение вражеской работы" в переписи населения 1937 г. заняло немалое место в демографической литературе.2

Последовавшая в 50-е годы юридическая реабилитация руководителей дискредитированной переписи сопровождалась исчезновением из новых изданий обвинений во вредительстве. Однако мощная компания против переписи 1937 г. не прошла бесследно. Она имела своим результатом забвение многих важных обстоятельств, действительно отличавших ее проведение. И даже в перечне советских переписей ей не всегда находилось место3. Отметим также, что литературу, относящуюся к переписи 1937 г., игнорируют библиографические издания Госкомстата СССР4.

Покров секретности вокруг переписи 1937 г. был настолько плотным, что еще недавно руководством Госкомстата СССР говорилось, будто от нее "не осталось ни одной официальной цифры"5. Поэтому возросший интерес к событиям 30-х годов не мог не вызвать появления в периодической печати публицистических работ, наполненных различного рода догадками об этой переписи, основанными на не всегда точных воспоминаниях современников6. В условиях дефицита информации память о переписи 1937 года постепенно обрастала легендами — одной из них было проникшее в печать утверждение о приказе Сталина расстрелять всех счетчиков, принимавших в ней участие, то есть около одного млн.человек7.

Даже среди специалистов считалось, что если какие-то самые общие итоги переписи 1937 г. и избежали гибели, то подробно данные ее не разрабатывались8. Только заявление директора Центрального государственного архива народного хозяйства СССР (ЦГАНХ СССР) В.В.Цаплина о том, что основные итоги переписи сохранились, стало первым официальным свидетельством, приподнявшим, наконец, полувековую пелену секретности9.

Задача состоит теперь в выявлении всех материалов переписи 1937 г., программа разработки итогов которой была достаточно обширной10. Как удалось установить, какое-то время эту разработку возглавлял В.И.Хотимский, назначенный после ареста О.А.Квиткина исполняющим обязанности начальника Бюро переписи населения ЦУНХУ11. Однако 8 сентября 1937 г. ему было приказано "вернуться к исполнению своих прямых обязанностей начальника Отдела населения и здравоохранения"12. Тем не менее в письме на имя начальника ЦУНХУ И.Д.Верменичева, датированном следующим днем, возмущенный этим В.И.Хотимский мог указать "на большую работу, проделанную бюро при моем участии"13.

Практическое значение приобретает воссоздание верной картины организации и порядка проведения переписи 1937 г., анализ ее программы и инструктивных материалов. Все это должно послужить необходимым подготовительным этапом к успешному введению в научный оборот сохранившихся результатов переписи.

Самостоятельную задачу представляет, на наш взгляд, рассмотрение эволюции проекта организации и программы переписи14. Для оценки ее материалов в том виде, как она была проведена, это не является необходимым, так же как описание обстоятельств, вызвавших серьезные просчеты в текущих оценках населения, из-за расхождения, с которыми были отвергнуты итоги переписи15.

Первым этапом нашего исследования стал поиск инструктивных и информационных материалов, относящихся к переписи 1937 г. Его результаты позволили изучить издания не только ЦУНХУ, но и республиканских, краевых и областных статистических органов, относящиеся к рассматриваемой переписи. Делалось это с целью воссоздания необходимой полноты картины указаний, полученных переписным персоналом. Поскольку все эти издания уже давно стали библиографической редкостью и практически незнакомы современному читателю, в дальнейшем мы будем, по возможности, отдавать предпочтение цитированию перед пересказом.

Большое значение для нашей работы имело ознакомление с копией записки "О переписи населения 6.1.1937 года", хранящейся в фонде П.И.Попова, бывшего первого управляющего ЦСУ, в ЦГАНХ СССР16. (Автор считает своим долгом выразить благодарность Г.К. Оксенойту, обратившему его внимание на этот источник). Изучение этого документа показывает, как шел процесс дискредитации итогов переписи комиссией Я.А.Яковлева (тогдашний заместитель председателя КПК), специально образованной с целью проверки их точности.

Особенности проведения переписи

Основным документом, определившим порядок проведения переписи, стало постановление Совнаркома СССР от 28 апреля 1936 г. "О Всесоюзной переписи населения 1937 г."17. Им утверждался и бланк переписного листа. Отдельно в этот же день была утверждена "Инструкция ЦУНХУ Госплана СССР по заполнению переписного листа Всесоюзной переписи населения 1937 г."18. Некоторые дополнительные вопросы организации переписи (порядок разработки и представления на утверждение специальных инструкций по переписи в Красной Армии и НКВД, в поездах железных дорог и пароходах, а также нормы нагрузки на счетчиков и контролеров-инструкторов и др.) были определены в постановлении Совнаркома СССР от 29 апреля 1936 г.19.

Позднее в разработанной ЦУНХУ специальной инструкции конкретизировался порядок организации подготовки и проведения переписи20. Были разработаны также "Правила работы счетчика" и дополнительные "Указания к заполнению отдельных вопросов переписного листа", содержание которых несколько отличалось для счетчиков в городских поселениях и сельских местностях применительно к особенностям проведения переписи в них21. Кроме того, ряд указаний давался отдельно, в том числе, в специальных изданиях Бюро переписи, где, в частности, разъяснялся порядок заполнения ответов на некоторые вопросы переписного листа22.

Подробно были разработаны "Указания участковому уполномоченному по инструктажу счетчиков и контролеров-инструкторов и по приемке материалов"23. Важно отметить, что установленный ими порядок инструктажа требовал одновременного изучения "Правил работы счетчика", инструкции к заполнению переписного листа, утвержденной Совнаркомом СССР и дополнительных "Указаний к заполнению отдельных вопросов переписного листа".

Отличительными особенностями переписи 1937 г. были предварительное заполнение переписных листов и последующее их уточнение по состоянию на критический момент (12 часов ночи с 5 на 6 января) в течение одного дня. Постановление СНК СССР устанавливало следующий порядок переписи:

а) с 1 по 5 января 1937 г. предварительно заполняются переписные листы;

б) 6 января 1937 г., с 8 часов утра до 12 часов ночи, производится самая перепись, то есть счет населения, проверка и сбор предварительно заполненных переписных листов, а также заполнение переписных листов на тех лиц, на которых они почему-либо не были предварительно заполнены;

в) с 7 по 11 января 1937 г. производится проверка правильности счета населения и заполнения переписных листов24.

Сплошной контрольный обход в практике советской статистики берет начало именно с переписи 1937 г. Постановление Совнаркома СССР так определило его проведение: "Проверка правильности счета населения производится на месте специально подготовленными контролерами-инструкторами путем обхода вместе со счетчиком всех жилых помещений на отведенном счетчику участке, В сельских местностях в проверке правильности счета населения обязательно участвует, кроме того, уполномоченный сельского совета"25. Были разработаны "Правила работы контролера-инструктора..." отдельно для городских поселений и сельских местностей26. Следует отметить, что при проведении переписи 1939 г., напротив, инструкции об обязанностях инструкторов-контролеров и о порядке контрольных обходов не были подробно разработаны27. Это позволяет высоко оценить организацию контрольной работы в переписи 1937 г. по сравнению с последующими.

Комиссия Яковлева оценила принятый в переписи 1937 г. порядок ее проведения как "порочный", утверждая, будто при нем "недоучет населения проистекал из того, что на самую главную операцию - перепись 6.1.37 г.- счетчикам отводился один день"28. Тремя десятилетиями позднее "однодневный срок для проведения переписи" снова указывался в качестве методологической ошибки29. Интересно, что раньше тот же автор уже после дискредитации переписи 1937 г. писал противоположное: "Факт привлечения очень большого количества счетчиков и однодневного проведения переписи сам по себе не мог бы вызвать возражений"30.

Действительно, выбранный порядок проведения переписи потребовал самого большого числа участников в ней за всю историю советских переписей населения. Предполагалось использовать в переписи свыше 912 тыс. счетчиков и 131 тыс. инструкторов-контролеров31. В 1926 г. в переписи участвовало примерно в шесть раз меньше человек, чем в 1937 г., а в 1939 г. - в 3,5 раза меньше32. Постановление СНК СССР нацеливало на привлечение в качестве счетчиков и контролеров-инструкторов "работников школ, советских и торговых учреждений, учащихся высших учебных заведений и старших классов средних школ, конторский персонал предприятий и колхозов и т.п."33. Как упоминается в документе комиссии Яковлева, в докладе тогдашнего начальника ЦУНХУ И.А.Краваля отмечалось, что "лучшими счетчиками, наиболее грамотными и добросовестными" были учителя, которые составили 30% их общего числа34. Приказом по Наркомпросу РСФСР от 21 мая 1936 г. допускалось "частичное или полное прекращение учебных занятий в начальных, неполных средних, средних школах, в педагогических техникумах во время переписи на срок не более 5 дней в случае, когда к производству переписи окажется необходимым привлечь всех или большую часть учителей"35.

В целом для счетчиков действовал следующий порядок освобождения от основной работы:

а) на 1 день в период между 29-31 декабря 1936 г. для дополнительного инструктажа и проверки знаний, обхода своего участка и получения формуляров переписи и других материалов;

б) на 1 день в период между 1 и 5 января 1937 г., то есть в период предварительного заполнения переписных листов;

в) на 1 день - 6 января 1937 г., когда счетчик проводит самую перепись;

г) на 1 день в период 7-11 января 1937 г. для участия в контрольном обходе и для сдачи материалов контролеру-инструктору36. В местностях с недостатком кадров допускалось освобождение счетчиков от основной работы на больший срок. Фактически счетчики в период предварительного заполнения переписных листов уделяли этому все свободное от основной работы время.

Постановлением СНК СССР от 29 апреля 1936 г. ЦУНХУ было предложено "при укомплектовании кадров счетчиков и контролеров-инструкторов исходить из того расчета, что каждый счетчик должен в среднем переписать 150 человек, а каждый контролер-инструктор проверить в среднем в сельских местностях население на территории одного сельсовета, а в городских поселениях - 1000-1200 человек населения"37. Позднее ЦУНХУ в своих указаниях установило "исходить из следующих норм нагрузки на счетчика:

а) для городских поселений с неправильной застройкой (центр, шахтные и дачные поселки, рудники, новостройки) - 150 человек;

б) для городских поселений с преобладанием мелких строений – 175 человек;

в) для городских поселений с преобладанием больших строений – 200 человек"38. Учитывая время, отведенное на предварительное заполнение переписных листов, такую нагрузку на переписной персонал нельзя рассматривать как чрезмерную.

Особо тщательного изучения заслуживает порядок работы счетчиков 6 января. Вел ли он только к недоучету населения?

Недоучет и повторный счет

В переписи 1937 г. велся учет только наличного населения. Впервые в практике советской статистики использовался бланк списочной формы. Запись в переписные листы шла посемейно, то есть вначале членов одной семьи, затем другой и т.д., в пределах каждой квартиры ( в сельской местности - дома).

В инструкции, утвержденной СНК СССР, давались следующие указания о счете населения:

"Перепись производится по месту жительства в каждом жилом помещении. В переписной лист должны быть записаны:

а) все лица, которые ночевали в данном помещении в ночь с 5 на 6 января 1937 года;

б) работники ночной смены и дежурившие ночью на постах или в учреждениях, а также железнодорожники (машинисты, кочегары, кондуктора, проводники и т.п.), бывшие в ночь с 5 на 6 января 1937 года при исполнении служебных обязанностей, хотя бы вне населенного пункта, в котором они живут, и лица, выехавшие с вечера 5 января 1937 года на базар или в извоз; эти лица записываются в переписные листы вне зависимости от того, ночевали они дома или не ночевали"39.

Представляется, что такой порядок учета, "выехавших с вечера 5 января 1937 года на базар или в извоз" не мог не вести к двойному счету населения, если положения инструкции выполнялись буквально. Ведь эти люди могли второй раз быть учтены в месте своего ночлега и никаких мер для того, чтобы воспрепятствовать этому, не было принято. Напротив, ЦУНХУ требовало: "Если хозяин дома не знает даже фамилии ночевавшего у него на день переписи, то счетчик все же обязан данное лицо записать в переписной лист, заполнив хотя бы только вопрос о поле и, если можно, вопрос о возрасте (приблизительно)"40.

В документе комиссии Яковлева причиной пропуска населения в переписи называется "преступная небрежность в неувязке основной инструкции с инструкцией ["Памятка для счетчика" ], помещенной на каждом переписном листе"41. Там же утверждается, что якобы "Памятка" предлагает вычеркивать всех, кто не ночевал с 5-го на 6-ое и уехал до 12-ти часов"42. Впоследствии в течение долгого времени эта краткая инструкция неизменно фигурировала не иначе, как "вредительская памятка"43.

Отдельно опровергать эти утверждения сегодня не требуется. В научной литературе уже отмечалось, что в "Памятке" указывалось на необходимость точного соблюдения пунктов инструкции, содержавших указания о работниках ночных смен, лицах, дежуривших ночью на постах или в учреждениях, выехавших с вечера в извоз44. Пропуски населения могли быть только в случае нарушения указаний по переписи и плохого инструктажа. Ведь "Правила работы счетчика" подробно перечисляли все упомянутые категории, не подлежащие вычеркиванию. При инструктаже переписного персонала ЦУНХУ требовало проверки его знаний путем постановки контрольных вопросов, среди которых был один, специально посвященный отсутствующим: "Какие лица, отсутствовавшие в ночь на 6 января, должны быть записаны в переписной лист по месту жительства?"45.

"Правила работы счетчика" требовали следующих действий 6 января:

а) выяснить относительно каждого записанного в переписной лист лица, ночевал ли он в данном помещении в ночь с 5 на 6 января;

б) спросить, не ночевал ли кто еще, кроме записанных в переписной лист.

Если окажутся лица, записанные в переписной лист, но уехавшие или умершие до 12 час. ночи с 5 на 6 января, счетчик вычеркивает из переписного листа как этих лиц, так и все записи о них в листе. [Далее, как уже отмечалось, указывались категории, не подлежащие вычеркиванию - авт. ]. ... С другой стороны, если окажутся лица, не записанные в переписной лист, но приехавшие или родившиеся до 12 часов ночи с 5 на 6 января, счетчик записывает таких лиц в переписной лист и заполняет на них все вопросы"46.

В "Правилах..." нет указаний, как следовало поступать, если счетчик 6 января не заставал всю семью, а значит не было требований прибегать в этом случае к вычеркиванию. И это понятно: как с уверенностью можно было заключить, случайно ли нет предварительно записанных? Нам не удалось обнаружить никаких указаний для населения, требовавших не покидать 6 января свое жилье до прихода счетчика. Наоборот, приехавшие в гости к моменту переписи, конечно, имели все шансы попасть в опрос. Выходит, действительная переписная практика и в этом случае допускала возможность двойного счета.

В "Правилах работы счетчика" содержалось указание, что "не вычеркиваются также лица, проведшие ночь с 5 на 6 января в другом помещении, но в том же населенном месте (например, бывшие в гостях)"47. Однако оно не было увязано с инструкцией по переписи, утвержденной СНК СССР, которая, как уже отмечалось, требовала, чтобы были записаны "все лица, которые ночевали в данном помещении в ночь с 5 на 6 января". Поскольку нигде не отмечалось, что гостей не надо заносить в этом случае в переписные листы, это также могло служить причиной повторного счета в некоторых случаях.

Однако комиссия Яковлева игнорировала возможность повторного счета, сосредоточив свои усилия только на поиске возможных причин пропуска населения в переписи. Нам не удалось обнаружить сведений о том, сколько людей было дополнительно внесено в переписные листы 6 января, зато в документе приводится цифра вычеркнутых в этот день, равная 3 млн. человек (в целом по СССР - 1,8%, на Украине - 1,5%, в Казахстане - 2,1 %). Из них, по мнению "судей" переписи 1937 г., якобы "до 2-х млн. человек уже не могли попасть в перепись в другом месте"48.

Действительные трудности в работе переписчиков создались из-за времени, выбранного для проведения переписи. Вот что писал один из счетчиков об этом: "Иногда и я и мои товарищи... попадали в очень неловкое положение. Во многих квартирах 1 и 2 января продолжалась встреча нового года. Гостеприимные хозяева усаживали нас за стол. Мы отказывались, на нас обижались"49. Отметим, что 6 января приходилось на канун рождества, сочельник и было воскресеньем. Это повышало мобильность в день, к которому приурочивался счет населения.

Ход работы комиссии Яковлева строился на стремлении дискредитировать результаты переписи. Общие трудности, возникающие при проведении любой переписи (пример тому - учет одиночек), ставились в вину организаторам переписи50. Зато игнорировалось, что в переписи 1937 г. впервые, с целью более точного учета населения, был установлен особый порядок переписи пассажиров железнодорожного и водного транспорта51. При этом организаторам переписи ставилось в упрек отсутствие особого учета лиц, передвигавшихся гужевым транспортом52, чего обычно в переписях не делается. Они даже упрекаются за неиспользование в переписи метода саморегистрации53, который не применялся и в следующих советских переписях (за исключением частичного использования в переписи 1970 г.).

Известно, что особое значение при подготовке переписи должно уделяться пропаганде и разъяснению связанных с ней вопросов населению. После дискредитации переписи 1937 г. утверждалось, что "эта работа, поскольку она зависела от ЦУНХУ, была проведена чрезвычайно плохо"54. Между тем, ей как раз в этой переписи уделялось особое внимание, причем организована она была по-деловому. С ее помощью ставилась задача избежать возможных пропусков населения. Одним из основных лозунгов переписи было следующее обращение: "Если Вас не переписали, сообщите в переписной пункт"55. В разъяснении вопросов переписи участвовали печать и радио. Были выпущены специальная брошюра для докладчиков56 и отдельно массовым тиражом популярная брошюра57. К населению переписчики обращались с просьбой о помощи: "Если почему-либо счетчик не явился (а такие случаи могут быть по небрежности некоторых счетчиков), каждый гражданин должен сам позаботиться о том, чтобы его переписали. Пусть он сообщит в ближайший переписной пункт о том, чтобы на него составили переписной лист [...]. Мало того, пусть каждый гражданин проверит; переписаны ли его товарищи на производстве, родственники, знакомые."58. Из форм популяризации переписи среди населения укажем на выпуск конвертов и открыток, посвященных ей, а также изготовление спичечных этикеток со специальными надписями.

Важной характеристикой переписи служат затраты на нее. Однако они остаются неизвестными до сих пор в отношении всех послевоенных переписей. Для переписи 1937 г. величину затрат можно привести по уже неоднократно цитированному документу - "118 млн. рублей (сам опрос стоит 90 млн. рублей)"59. Судя по этим цифрам, на одного переписанного было потрачено менее 73 коп. Укажем для сравнения, что один экземпляр газеты "Правда" в 1937 г. стоил 10 коп. Тем не менее далее читаем: "Ни одна страна не знает такой дорогой переписи"60. Вывод этот, опять-таки необъективный, явно делается без учета масштаба цен.

Перепись в РККА, НКВД и на Крайнем Севере.

По особым инструкциям проводилась перепись в Красной Армии, органах и частях НКВД.

Переписи в Красной Армии подлежали: а) военнослужащие всех войсковых частей, штабов, управлений, учреждений и заведений; б) вольнонаемный состав РККА и все лица гражданского населения, проживающие на территории войсковых частей, штабов, управлений, учреждений, заведений РККА и укрепленных районов61. Перепись военнослужащих проводилась по особому "переписному листу военнослужащего" (о нем см. в следующем разделе).

Переписные материалы по вольнонаемному составу и гражданскому населению военные инструктора не позднее 14 января 1937 г. передавали районному (городскому) уполномоченному по общей переписи. Разработка материалов переписи военнослужащих должна была идти особым порядком по специальной программе62.

НКВД СССР переписывало самостоятельно своими регистраторами по переписному листу общей формы следующие контингента:

а) личный состав частей, штабов, управлений, учреждений и школ пограничной и внутренней охраны НКВД СССР;

б) личный состав органов, школ, курсов Главного Управления Государственной безопасности НКВД СССР;

в) личный состав школ и строевых частей РК милиции (состоящий на казарменном положении);

г) личный состав частей, школ и техникумов военизированной пожарной охраны (состоящий на казарменном положении);

д) штатный и вольнонаемный состав управлений лагерей и их подразделений, тюрем, трудовых колоний и трудовых поселений, проживающий на территории лагеря, тюрьмы, колонии и поселений;

е) воспитанников трудколоний, трудкоммун и приемников отдела трудовых колоний для несовершеннолетних НКВД СССР;

ж) заключенных (срочных и следственных) в тюрьмах, лагерях, колониях, а также трудпоселенцев;

з) лиц, задержанных органами НКВД СССР и содержащихся в день переписи в арестных помещениях НКВД СССР (независимо от того, за кем они числятся);

и) всех прочих лиц, проживающих на территории частей, органов, лагерей, тюрем и т.п. НКВД СССР"63.

Материалы о лицах, не состоящих на службе в НКВД, но проживающих на территории органов и частей, переписанных НКВД (гражданское население), передавались инструкторами переписи НКВД соответствующему районному (городскому) уполномоченному по переписи ЦУНХУ и разрабатывались обычным порядком.

"Правила работы счетчика" содержали указание о том, что не записываются по месту жительства в переписные листы "лица, предъявляющие специальные удостоверения военного командования или органов НКВД о том, что они подлежат переписи в особом порядке"64.

Особый порядок переписи был установлен для районов Крайнего Севера и труднодоступных районов. К районам Крайнего Севера были отнесены 86 районов, расположенных севернее 62 параллели или примыкающие к ним, площадь которых составляла 8 млн. кв.км, то есть около 40% тогдашней площади страны65. В них предусматривалось досрочное проведение переписи и однократный опрос большинства населения.

Особенности программы переписи

Программа переписи 1937 г. включала в себя 14 вопросов. Вот как они были даны в переписном листе:

  1. Пол (мужской, женский)
  2. Сколько лет или месяцев от роду?
  3. Национальность
  4. Родной язык
  5. Религия
  6. Состоит ли в браке?
  7. Гражданин какого государства?
  8. Грамотен ли?
  9. В какой школе учится - в начальной, средней или высшей?
  10. В каком классе или на каком курсе учится?
  11. Окончил ли среднюю или высшую школу?
  12. Род занятия (службы) в настоящее время
  13. Место работы (название предприятия, колхоза, учреждения).
  14. К какой общественной группе принадлежит: к группе рабочих, служащих, колхозников, единоличников, кустарей, людей свободных профессий или служителей культа и нетрудящихся элементов?

Отличительной особенностью переписи было включение в нее единственный раз за весь послеоктябрьский период вопроса о религии. В инструкции к переписи давались такие указания: "Ответ на этот вопрос заполнять только для лиц 16 лет и старше. Речь в этом вопросе идет не о вероисповедании, к которому опрашиваемый или его родители причислялись официально в прошлое время. Если опрашиваемый считает себя неверующим, записывать "неверующий", если опрашиваемый считает себя верующим, записывать "верующий", а для верующих, придерживающихся какого-либо определенного вероучения, записывать название религии (например, православный, лютеранин, баптист, молоканин, магометанин, иудей, буддист и т.п.)"66. В "Памятке для счетчика" требовалось разъяснять, что "на вопрос о религии надо указывать теперешние собственные убеждения опрашиваемого"67. "Указания к заполнению отдельных вопросов переписного листа" требовали: "Не относи опрашиваемого к какому-либо вероисповеданию только потому, что он подвергался тем или иным религиозным обрядам, например, был крещен и т.п."68.

В общественной атмосфере 30-х годов вопрос о религии встретил настороженное отношение населения и затруднил проведение переписи.

Судя по прессе, счетчикам приходилось прилагать серьезные усилия для того, чтобы рассеять опасения, будто зарегистрированным в переписи верующим грозит выселение из Москвы, у них будут отбирать паспорта или ставить в них специальные штампы и т.п.69. Видимо, поэтому ответы на вопрос о религии давали минимальную оценку религиозности населения. Вместе с тем, некоторая часть верующего населения, страшась последствий, вообще уклонялась от переписи.

Это, вероятно, была наиболее серьезная причина недоучета населения в переписи 1937 г. Однако характерно, что в упомянутом документе комиссии Яковлева данная причина вообще не называлась. Это может быть объяснено тем, что, согласно широко распространенному в настоящее время мнению, неудачно поставленный вопрос о религии был включен в переписной лист Сталиным70.

Как и в отношении организации переписи, содержащиеся в инструкции, утвержденной СНК СССР, указания о заполнении ответов на вопросы переписного листа оказались недостаточными. Поэтому и были разработаны дополнительные "Указания к заполнению отдельных вопросов переписного листа"71. В них, в частности, уточнялось, что "незарегистрированный брак записывается совершенно так же, как зарегистрированный". Начиная с переписи 1937 г., в СССР стали учитываться только две категории брачного состояния (состоящие и несостоящие в браке), что продолжалось вплоть до переписи 1970 г. В дополнительных указаниях содержалось определение грамотности как умения "читать на каком-нибудь языке, хотя бы и очень медленно". Поэтому нельзя согласиться с проникшим даже в учебник утверждением, что в переписи 1937 г. определение грамотности дано не было72.

Однако не все уточнения успели попасть даже в дополнительные указания. Только 16 ноября 1936 г. телеграфом было послано важное указание всем местным управлениям народнохозяйственного учета о том, что лицам, окончившим семилетку, в вопросе 11 записывать среднее образование73. При проведении переписи 1939 г. подобное указание уже было включено в инструкцию74. В результате, за довоенные годы так и не были собраны сведения о числе имеющих полное среднее образование.

Нельзя считать удачным и впервые введенное в переписи 1937 г. определение родного языка как "языка, который сам опрашиваемый считает своим родным"75. Подобным оно стало и во всех последующих переписях, что создает трудности в интерпретации результатов. До того при переписи населения 1926 г. в "Наставлении" указывалось, что "родным языком признается тот, которым опрашиваемый лучше всего владеет или на котором обыкновенно говорит"76. В переписи 1937 г. совсем не изучался семейный состав населения.

Свои особенности имел "Переписной лист военнослужащего"77. Он также состоял из 14 вопросов:

  1. Пол (мужской, женский)
  2. Сколько лет от роду?
  3. Национальность
  4. Родной язык
  5. Религия
  6. Состоит ли в браке?
  7. Грамотен ли?
  8. Военное звание для командного и начальствующего состава. Звание для рядового и младшего начальствующего состава (срочной или сверхсрочной службы)
  9. Занимаемая должность и с какого времени (для командного, начальствующего и младшего начальствующего состава)
  10. В какой военной школе или академии учится?
  11. В каком классе или на каком курсе учится?
  12. Окончил ли среднюю или высшую школу?
  13. Окончил ли среднюю или высшую военную школу (указать какую)?
  14. К какой общественной группе принадлежал до поступления в РККА: к группе рабочих, служащих, колхозников, единоличников, кустарей, людей свободных профессий или служителей культа и нетрудящихся элементов. Если находился на иждивении, то к какой из перечисленных общественных групп принадлежал кормилец?

Материалы переписи Красной Армии в рамках переписи населения 1937 г. должны были разрабатываться по административным единицам и военным округам.

В целом по стране ЦУНХУ должно было представить предварительные итоги переписи Совнаркому СССР 10 февраля 1937 г.78

Проблема точности результатов

Перед переписью начальник ЦУНХУ И.А.Краваль писал, что "необходимо собрать полные и точные данные свыше чем о 170-миллионном населении"79. Результаты же переписи дали 162,0 млн.человек80.

Первая из известных нам попыток оценить точность переписи 1937г. принадлежала тогдашнему заместителю начальника отдела учета населения и здравоохранения ЦУНХУ М.В.Курману81. В записке, направленной на имя И.А. Краваля 14 марта 1937 г. М.В.Курман писал о недоучете 0,5-0,6% населения (одного млн. человек). Особые обстоятельства, когда непризнание руководством страны итогов переписи становилось уже свершившимся фактом, думается, не могли не повлиять на оценку М.В.Курмана.

Существенно большие оценки размера недоучета приводятся в документе комиссии Яковлева: "Бригада по Украине дала поправку в 4%, по Куйбышевской области - в 2,5%, по Кировской области - в 3%, по Калининской области - 3,9%, по Курской области - 3,5-5%"82. И далее в том же документе находим: "Поправки отдельных товарищей: т.Гегечкори определяет поправку в 5,24%; т. Цагурия дает поправку в 5%, т. Попов П.И., исходя из своего метода, определяет поправку в 4%"83. В итоге делался такой вывод: "Обобщая данные поправки, предлагаемые бригадами, и данные на основе прироста, а также заключения экспертов, общую поправку можно определить в пределах 3-4%, то есть определить численность населения в 167-168 млн., население как абсолютно минимальное и обоснованное"84. Эта оценка, видимо, была принята руководством страны. Во всяком случае, в сообщении о выборах в Верховный Совет СССР, проведенных 12 декабря 1937 г., приводилась цифра 169 млн.человек85.

Только в начале 60-х годов появилась в печати новая оценка численности населения страны на начало 1937 г.- 163,8 млн.человек86. Из этого следует, что в тот период ЦСУ СССР определяло поправку к итогам переписи 1937 г. примерно в 1,8 млн. человек, или в 1,1 %.

Спустя 10 лет после публикации ЦСУ СССР, в Киеве с докладом "О переписи населения 1937 года" выступил Ф.Д.Лившиц87. Он оценил максимально возможный суммарный недоучет населения из-за допущенных на его взгляд методических ошибок (время проведения переписи, неточности в инструкциях и других документах инструментария переписи) в 0,33% населения СССР (450 тыс. человек). Если это подтвердится, то перепись 1937 г. можно будет считать, по мировым меркам, весьма точной. Однако проблеме повторного счета в докладе Ф.Д.Лившица не уделялось специального внимания.

Наш анализ программно-методологических особенностей переписи 1937 г. выявил, что общие итоги этой переписи в основном уязвимы для критики не вследствие методологических ошибок, а из-за постановки вопроса о религии, который существенно затруднил проведение переписи и, вероятно, вел к некоторому недоучету населения. Вместе с тем выявленная возможность повторного (двойного) счета населения, которая погашала недоучет, также должна найти свое место при оценке итогов переписи 1937 г.

Особой задачей является оценка точности отдельных показателей переписи, тех характеристик населения, которые были в ней получены. Можно полагать, что на них небывалая численность привлеченных к переписи счетчиков должна была отразиться в большей степени, чем на общем подсчете населения88.

Вместе с тем, все это не может действительно препятствовать использованию переписи 1937 г. как источника статистической информации. Разве бывают абсолютно идеальные переписи без пропусков и одновременно двойного счета населения? Другое дело, что этой, на долгое время оклеветанной переписи, выпала особо трудная судьба.


1 Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства Союза Советских Социалистических Республик, издаваемое Управлением делами Совета Народных Комиссаров Союза ССР (далее СЗ СССР). Отдел первый. 1937. № 65. Ст.292. С.610.
2 Ваганов А. Перепись населения - всенародное дело. М.: Госпланиздат, 1939. С.13; Саутин И. Всесоюзная перепись населения 1939 г. М.: Госполитиздат, 1938. С.18-21.
3 Портрет поколений (интервью с начальником ЦСУ СССР М.А. Королевым) //Правда. 1986. 9 дек. С.З
4 Основная литература по переписи населения: библиографический указатель. М.: Госкомстат СССР, 1987.
5 От статистики голых цифр к динамике социальных проблем (интервью с начальником управления статистики населения Госкомстата СССР А.А.Исуповым) //Семья.1988. № 6. Сб.
6 Антонов-Овсеенко А. Дело о пропавшей переписи //Смена.1989. №11. С. 14-15. Березин А. Пропавшая перепись //Труд. 1988. 28 сент. С.4/ Максудов С., Солодов В. Начало 1937: перепись населения // Минувшее. 1986. №1. С.275-284.
7 Шарапов Ю. Без гнева и пристрастия: полемические заметки историка//Московские новости. 1989. №. 36. С.22.
8 Киселева Г.Я., КвашаА.Я. О чем рассказывают переписи населения. М.: Финансы и статистика, 1983. С. 31
9 Цаплин В.В. Статистика жертв сталинизма в 30-е годы // Вопросы истории. 1989. № 4. С.175-181. С. 176
10 Всесоюзная перепись населения 1937 г.: Инструкция к разработке материалов. 4.VII. Программа разработки материалов переписи. М.: Союзоргучет, 1937.
11 ЦГАНХ СССР. Ф.1562. Оп.307. Д.3985.. Л.7
12 ЦГАНХ СССР. Ф.1562. Оп.307. Д.3985.. Л.5
13 ЦГАНХ СССР. Ф.1562. Оп.307. Д.3985.. Л. 4
14 Бранд Л. Развернуть подготовку к переписи населения //План. 1935.№20.C.68-69. Красовский Л. Как идет подготовка к Всесоюзной переписи населения //План. 1936. № 1. С.59. Гозулов А.И. Переписи населения СССР и капиталистических стран. М.: Союзоргучет, 1936. С.290-306
15 Тольц М. Сколько же нас тогда было? // Огонек. 1987. № 51. С.10-11. Тольц М. Репрессированная перепись // Родина. 1989. № 11. С. 56-61.
16 ЦГАНХ СССР. Ф.105. Оп.1. Д.10
17 СЗ СССР. Отдел первый. 1936. № 25. Ст.237. С. 374-376
18 СЗ СССР. Отдел первый. 1936. № 25. Ст.238. С.377-379.
19 Информационное письмо Бюро переписи населения. М.: ЦУНХУ и УНХУ РСФСР. 1936.№1. C.24
20 Инструкция по организации подготовки и проведения Всесоюзной переписи населения 1937 года. М.: Союзоргучет, 1936.
21 Бланки и пособия для счетчика в городских поселениях. М.: Союзоргучет, 1936. С.27-32. Бланки и пособия для счетчика в сельских местностях. М.: Союзоргучет, 1936. С.25- 30.
22 Информационное письмо Бюро переписи населения. М.: ЦУНХУ и УНХУ РСФСР. 1936. № 1-3.
23 Информационное письмо Бюро переписи населения. М.: ЦУНХУ и УНХУ РСФСР. 1936. № 3. С.4-8
24 СЗ СССР. Отдел первый. 1936. № 25. Ст.237. С. 374-375
25 СЗ СССР). Отдел первый. 1936. № 25. Ст.237. С. 375
26 Бланки и пособия для контролера-инструктора в городских поселениях. М.: Союзоргучет, 1936.С.41-44. Бланки и пособия для контролера-инструктора в сельских местностях. М.: Союзоргучет, 1936. С.35-39
27 Подьячих П.Г. Всесоюзная перепись населения 1939 г. 2-е изд. М.: Госстатиздат, 1957. С. 151
28 ЦГАНХ СССР. Ф.105. Оп.1. Д.10. Л.32
29 Курс демографии. М.: Статистика. 1967. С.63
30 Боярский А.Я. Статистика населения. М.: Союзоргучет, 1938. С.46
31 Краваль К. Перепись населения социалистического государства // Правда. 1936. 23 дек. С.4.
32 Успенский С. Кадры Всесоюзной переписи населения // План. 1936. №23. С. 13-20.С.13. Подьячих П.Г. Всесоюзная перепись населения 1939 г. 2-е изд. М.: Госстатиздат, 1957. С. 16
33 СЗ СССР. Отдел первый. 1936. № 25. Ст.237. С. 375
34 ЦГАНХ СССР. Ф.105. Оп.1. Д.10.. Л.38
35 цит. по: Всесоюзная перепись населения 1937 г.: Сборник постановлений и материалов. Хабаровск: Дальневосточное крайуправление нархозучета. Ноябрь 1936. С.21
36 Инструкция по организации подготовки и проведения Всесоюзной переписи населения 1937 года. М.: Союзоргучет, 1936. С. 10]
37 Информационное письмо Бюро переписи населения. М.: ЦУНХУ и УНХУ РСФСР. 1936. № 1, С.24
38 Указания к составлению организационных планов проведения переписи населения 1937 г. по республикам и краям (областям) // План. 1936. №14. С.50
39 СЗ СССР. Отдел первый. 1936. № 25. Ст.238. С.377
40 Информационное письмо Бюро переписи населения. М.: ЦУНХУ и УНХУ РСФСР. 1936. №1.C.21]
41 ЦГАНХ СССР. Ф.105. Оп.1. Д.10. Л.50
42 ЦГАНХ СССР. Ф.105. Оп.1. Д.10. Л.35
43 Подьячих П.Г. Всесоюзная перепись населения 1939 г. 2-е изд. М.: Госстатиздат, 1957. С. 16
44 Павлов Г. А Советские переписи населения (1920-1959) // Советская статистика за полвека. М.: Наука, 1972. С.9-34. С.26
45 Информационное письмо Бюро переписи населения. М.: ЦУНХУ и УНХУ РСФСР. 1936.  № 3. С.5
46 Бланки и пособия для счетчика в городских поселениях. М.: Союзоргучет, 1936. С.28. Бланки и пособия для счетчика в сельских местностях. М.: Союзоргучет, 1936 С.28. С.26-27
47 Бланки и пособия для счетчика в городских поселениях. М.: Союзоргучет, 1936. С.28. Бланки и пособия для счетчика в сельских местностях. М.: Союзоргучет, 1936 С.28. С.26.
48 ЦГАНХ СССР. Ф.105. Оп.1. Д.10. Л.34
49 Ковригин С. Заметки счетчика // Правда. 1937. 5 янв. С.2.
50 ЦГАНХ СССР. Ф.105. Оп.1. Д.10. Л.44
51 Павлов Г. А Советские переписи населения (1920-1959) // Советская статистика за полвека. М.: Наука, 1972. С.26
52 ЦГАНХ СССР. Ф.105. Оп.1. Д.10. Л.43
53 ЦГАНХ СССР. Ф.105. Оп.1. Д.10. Л. 16.
54 Боярский А.Я. Статистика населения. М.: Союзоргучет, 1938. С.49
55 Курман М. Агитация и пропаганда задач переписи // План. 1936. №23. C.10-12. С.10
56 Всесоюзная перепись населения: Материалы для докладчиков. М.: Союзоргучет, 1936.
57 Всесоюзной переписи населения: для чего и как она проводится. М.: Союзоргучет, 1936.
58 О Всесоюзной переписи населения: для чего и как она проводится. М.: Союзоргучет, 1936. С.21-22; подчеркнуто мною - авт.
59 ЦГАНХ СССР. Ф.105. Оп.1. Д.10. Л.40-41
60 ЦГАНХ СССР. Ф.105. Оп.1. Д.10. Л.41
61 Памятка военному инструктору по переписи РККА 1937 г. М.: Союзоргучет, 1936. С.8
62 Памятка военному инструктору по переписи РККА 1937 г. М.: Союзоргучет, 1936. С. 13-14
63 Всесоюзная перепись населения 1937 г.: Собрание постановлений и распоряжений. Архангельск: Северное крайуправление нархозучета. 1936. С.20
64 Бланки и пособия для счетчика в городских поселениях. М.: Союзоргучет, 1936. С.28. Бланки и пособия для счетчика в сельских местностях. М.: Союзоргучет, 1936.С.26
65 Информационное письмо Бюро переписи населения. М.: ЦУНХУ и УНХУ РСФСР. 1936. №1. С Л 7-18
66 СЗ СССР. Отдел первый. 1936. № 25. Ст.238. С.378
67 Памятка для счетчика //План. 1936. № 23. С.35
68 Бланки и пособия для счетчика в городских поселениях. М.: Союзоргучет, 1936. С.31. Бланки и пособия для счетчика в сельских местностях. М.: Союзоргучет, 1936.С.29
69 Зощенко М. Совсем иная картина // Правда. 1937. 6 янв.С.З. Саянов В, Высокая сознательность // Известия. 1937.6 янв. С.З.
70 об этом см.: Березин А. Иван Краваль //Вестник статистики. 1988. № 7. С.56
71Бланки и пособия для счетчика в городских поселениях. М.: Союзоргучет, 1936. С.30-32. Бланки и пособия для счетчика в сельских местностях. М.: Союзоргучет, 1936.
72 Курс демографии. 3-е изд. М.: Мысль. 1985. С. 189
73 Информационное письмо Бюро переписи населения. М.: ЦУНХУ и УНХУ РСФСР. 1936. № 3. С.25
74 Саутин И. Всесоюзная перепись населения 1939 г. М.: Госполитиздат, 1938. С.55
75 СЗ СССР. Отдел первый. 1936. № 25. Ст.238. С.377
76 Воробьев Н.Я. Всесоюзная перепись населения 1926 г. 2-е изд. М.: Госстатиздат, 1957. С.28
77 Памятка военному инструктору по переписи РККА 1937 г. М.: Союзоргучет, 1936. С.28
78 Инструкция по организации подготовки и проведения Всесоюзной переписи населения 1937 года. М.: Союзоргучет, 1936. С.13
79 Краваль И. Всесоюзная перепись населения 1937 г.//Плановое хозяйство. 1936. № 12.. С.34
80 Цаплин В.В. Статистика жертв сталинизма в 30-е годы // Вопросы истории. 1989. № 4. С.175-181. С.176
81 Цаплин В.В. Статистика жертв сталинизма в 30-е годы // Вопросы истории. 1989. № 4. С.175-181. С.176-178
82 ЦГАНХ СССР. Ф.105. Оп.1. Д.10. Л.46
83 ЦГАНХ СССР. Ф.105. Оп.1. Д.10. Л.46-47
84 ЦГАНХ СССР. Ф.105. Оп.1. Д.10. Л. 51
85 Цифровые данные о выборах в СССР и других странах // Правда. 1937.15дек. С.1
86 Народное хозяйство СССР в 1962 г. М.: Госстатиздат, 1963.С.7
87 Чуйко Л.В. В научно-координационном совете "Закономерности демографического развития Украинской ССР" //Демографические тетради. Вып.8. Киев: ИЭ АН УССР. 1973. С.329-330
88 Гозулов А.И. Переписи населения СССР и капиталистических стран. М.: Союзоргучет, 1936. С.88; Принципы и рекомендации в отношении проведения переписей населения и жилого фонда. Нью-Йорк: ООН. 1981. С.41

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.