Rambler's Top100

№ 517 - 518
1 - 19 августа 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Система расселения России: тенденции к переменам

Агломерационные процессы и трансформация расселения Сибири

Индикативный подход к оценке сезонной динамики размещения населения в России

Горожане и дачи

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Агломерационные процессы и трансформация расселения Сибири

Н.В. Емельянова (Лесюта)
(Опубликовано в: Сжатие социально-экономического пространства: новое в теории регионального развития и практике его государственного регулирования. -М.: Эслан, 2010. С. 263-281)

Потребность России в развитии агломераций становится все более актуальной. Крупные города усиливают свою роль локомотивов социально-экономического развития. В агломерациях растет значение городов как баз регионального развития и узлов межрегионального взаимодействия. Напомним, что около 70% наукоградов, обладающих уникальным интеллектуальным потенциалом, составляют в стране спутники центров-лидеров. В агломерациях наукограды находят наилучшие условия для успешной деятельности. Новосибирск — яркий пример такого рода. Здесь вокруг города-центра расположены целых три наукограда.

В условиях России с ее гигантскими пространствами и расстояниями агломерации особенно востребованы. Благодаря им осуществляется эффективное экономическое сжатие территории. В них концентрируются важнейшие объекты промышленности, науки, образования, культуры, рекреации. Благодаря близкому взаимному расположению этих взаимодействующих объектов в агломерациях повышается доля ближних связей, замыкающихся в территориально небольших агломерационных ареалах, что дает значительный социальный и экономический эффект.

Агломерации гарантированно будут полицентричными территориальными образованиями. А это означает, что взаимодействия будут многообразными, проникающими в технологическую, кадровую и социальную сферы.

В настоящее время в России одновременно разрабатываются как документы стратегического характера (концепции, стратегии социально-экономического развития регионов и пр.), так и документы локального планирования — схемы территориального планирования (СТП) субъектов РФ и их частей, муниципальных районов. Не имея стратегии социально-экономического развития страны, мы пытаемся решать частные вопросы, прекрасно понимая, что частные решения могут противоречить общим.

В европейской практике планирования, определенной в соответствии с Европейской хартией пространственного развития 1985 года, документ территориального планирования проецируется на территорию стратегией социально-экономического развития. Иными словами, в мире принято первоначально решать стратегические задачи, и только затем — задачи территориального планирования.

Неявно предполагается, что чем отдаленнее перспектива, тем менее жестко определяется правовой статус разрабатываемого документа. Но явно это не продекларировано ни в Градостроительном кодексе, ни в каком другом правовом акте федерального уровня.

Статус документов территориального планирования не просто не одинаков, они не согласуются между собой, поскольку разрабатываются по разным методикам. По этой причине они могут разрабатываться параллельно.

При разработке СТП до сих пор применяется методический подход к анализу территории, используются градостроительные модели, характерные для плановой централизованной экономики.

Опыт разработки стратегий субъектов РФ и городов показывает также, что самое слабое место в этих концепциях и стратегиях — это межрегиональные связи, отсутствие видения более целостных межрегиональных образований. Отдельно взятая область разрабатывает свою стратегию развития и не хочет видеть, что творится у соседа под боком. В результате нет целостного видения макрорегионального развития и развития страны в целом. Регионы рассматриваются как части уже расчлененной страны.

В качестве выхода мы видим настоятельную потребность разрабатывать стратегии развития урбанизированных кластеров и экономических зон, которые формируются на уже сложившихся и реальных экономических, образовательных, культурных связях, на совместных социально-экономических проектах, не совпадающих по своим границам с административным делением.

В «Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации», предложенной Минрегионом указывается на то, что «для реализации экономического потенциала Сибири необходимо транспортное и энергетическое обеспечение комплексного развития всех крупных городов и агломераций (Красноярск, Иркутск, Новосибирск, Омск, Томск, Кемерово, Новокузнецк, Барнаул) как опорного каркаса расселения в «коридоре» от Поволжья до Дальнего Востока с учетом укрепления международного железнодорожного транспортного коридора между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой, обустройства пограничных переходов на границе с Китаем, Монголией и Казахстаном»1.

В больших и малых городах России проживает 74% населения республики. Площадь населенных пунктов составляет всего 0,4% площади страны, площадь же городской жилой застройки — менее 0,05%. 165 больших городов России сосредоточивают почти две трети городского и почти половину всего населения. Плотность населения в жилых зонах составляет порядка десяти тысяч человек на квадратный километр, что сопоставимо с плотностью населения в городах Европы. В то же время промышленные и складские зоны в городах России по площади сопоставимы с жилыми. В результате часть жилых зон находится в окружении промышленно-складских или в непосредственной близости от них. Транспортные системы, используемые для грузовых перевозок, проходят непосредственно через жилые зоны, что создает повышенный уровень техногенного воздействия на жилые зоны. Это ведет к химическому, шумовому, электромагнитному загрязнению окружающей среды, к захламлению территории городов. Таким образом, высокая плотность населения в жилой застройке и гипертрофия промышленных и складских зон являются главными факторами формирования неблагоприятных зон в городах.

Нерациональное отношение к земельным ресурсам является лишь одной стороной в более многогранном явлении — расточительном отношении к природным ресурсам. Города являются основным звеном в цепи энергообмена, приводящего к росту ресурсопотребления и ускоренного выброса в биосферу токсических отходов. Это создает предпосылки для дисгармонии во взаимоотношениях природы и общества, что может привести к нарушениям в биосферных циклах. В результате экологическое неблагополучие охватывает как сами города, так и прилегающие территории. Загрязнение окружающей среды является постоянно действующим фактором, увеличивающим риск изменения здоровья населения. В связи с износом технологического оборудования, нарушением регламентной проверки сетей и затовариванием складов опасной продукцией возрос риск возникновения аварийных ситуаций на закрывающихся и неритмично работающих предприятиях. Города РФ являются основным источником антропогенного воздействия на окружающую среду. Экологический кризис особенно остро ощущается в городах, сформировавшихся при предприятиях промышленности, существовавших за счет финансирования мощных государственных программ.

Агломерационные процессы в России развиваются в нескольких направлениях. Среди официально заявленных проектов агломераций наиболее динамично развиваются и изучаются ситуации в центральной части России. Западная и Восточная Сибирь имеют иные масштабы пространств, иной рисунок городской сети. В Европейской части сеть городов охватывает почти все пространство, образуя агломерационные сгущения в главных узлах расселения.

Из 52 ГА России, выделенных П.М. Поляном и Т.И. Селивановой2 на уровень 2002 г., 43 (или 83%) находятся в Европейской части, где сеть городов охватывает почти все пространство, образуя агломерационные сгущения в главных узлах расселения. В Азиатской части страны расположено всего 9 остальных агломераций, в том числе 8 — в Сибири и 1 — на Дальнем Востоке. Первое место занимает крупнейшая агломерация макрорегиона — Новосибирская, затем следуют близкие по численности населения Омская, Новокузнецкая и Красноярская, а так же несколько меньшая по людности Иркутская ГА. Замыкают список Барнаульская и Томская ГА.

Рисунок 1. Крупные агломерации Сибири

На сибирских просторах, при разреженности «точек» с незаурядным ЭГП, дефиците демографических ресурсов, должна была сложиться сеть очень крупных многофункциональных городов, соединенных мощными магистралями. Потребность Сибири и Дальнего Востока в крупных центрах по сравнению с западной частью России гораздо больше. Формирование крупных городских агломераций является важным процессом в развитии экономики страны и сказывается на пространственной структуре экономики.

В настоящее время ситуация в целом в регионе неустойчива. Внешние факторы могут задержать диктуемые стадиальной логикой суб- и конурбацию или ускорить их. Малая плотность населения вместе с суровым климатом, бедностью и «дачной» традицией осложняет и замедляет переход к новой стадии расселения.

Новосибирская область — один из немногих регионов России, экономика которого почти на четыре пятых формируется административным центром. Регион сильно урбанизирован: 75% населения (около 1,9 млн. человек) проживает в городах, причем более половины всего областного населения — в Новосибирске.

В Новосибирске агломерационные процессы протекают абсолютно естественным образом. Можно даже сказать, что этот регион стоит особняком от прочих сибирских территорий, где формируются агломерации.

Можно выделить четыре основные причины создания Новосибирской агломерации:

Причина первая — необходимость стратегического самоопределения. В Стратегии развития Новосибирской области поставлена задача становления Новосибирска как крупнейшего за Уралом инновационного центра. Подобная задача не может быть решена без соотнесения и сочетания стратегий развития самого Новосибирска как крупнейшего в стране муниципалитета, так и таких поселений, как наукоград Кольцово наукоград Краснообск, промышленно-логистический парк (ПЛП) в районе аэропорта Толмачево. Подобные задачи не могут быть решены силами и в пределах отдельно взятого города, даже такого крупного, как Новосибирск. Граница городской территории при такой постановке оказывается ненужным сдерживающим фактором.

Причина вторая, вытекающая из первой — управляемость и связность территории. Новосибирск, который и без того в советскую эпоху разросся и стал крупнейшим городом страны после Москвы и Санкт-Петербурга, на самом деле исторически виделся как город нескольких поселений, находящихся рядом, с несколькими промышленными зонами. Но административно он стал муниципалитетом с большой территорией, внутри которой есть свои пустоты, разрывы между заселенными территориями.

С течением времени город все более поглощал территории и трудовые ресурсы. В итоге он все более довлел над городами-спутниками, из которых большинство населения в настоящее время ездит на работу в город-центр каждый день. В агломерации создана ярко выраженная маятниковая миграция, как внутри агломерации, так и внутри самого города (между городскими районами). Сейчас муниципалитет Новосибирск является весьма искусственным образованием-монстром, с десятью искусственно нарезанным административными районами, каждый из которых весьма отличается по степени и качеству развития, в силу чего сложился явно выраженный территориальный дисбаланс.

Отметим лишь два характерных штриха. Советский район Новосибирска (часть которого — Академгородок) расположен по обе стороны плотины Обской ГЭС только на том основании, что при создании Академгородка партийная организация новосибирских ученых «не дотягивала» по своей численности до масштабов райкома КПСС, а потому к ним присовокупили и другие части территории. Другой пример — центр города искусственно разрезан на два административных района по противоположной причине — обнаружился переизбыток коммунистов в центре, в результате образовалось весьма искусственное разделение территории города прямо по центру — по одну сторону улицы Советская в центре города лежит один район, по другую сторону — другой район.

На повестку дня давно встал вопрос об управляемости единой территорией, о создании ее связности, о превращении Новосибирской агломерации в управляемую территорию и ее переоформление в зависимости от реальных процессов развития бизнес— активности на ее территории.

Можно назвать целый ряд проблем, которые не могут быть решены в пределах отдельно взятых муниципальных образований и районов:

  • развитие улично-дорожной сети, уплотнение сети, строительство дорог, вывоз и утилизация ТБО,
  • создание сбалансированной системы рабочих мест через развитие сбалансированной среды бизнес-активности, формирование в городах-спутниках и окраинных районах города-центра новых центров предпринимательской активности.

Еще одной причиной являются проблемы, связанные с реализацией инфраструктурных проектов развития, для которых необходимы объединенные ресурсы всей агломерации, согласование интересов всех ключевых игроков, всех муниципальных образований агломерации, постоянное и быстрое принятие эффективных решений. Это и создание промышленно-логистических парков за пределами нынешней городской черты, и развитие единой сети коттеджных поселков (их вокруг города более 40), и вынос части промышленных производств за ее пределы, и многое другое.

Решению многочисленных проблем мешают различия в статусах земель Новосибирска и Новосибирского сельского района. Эту проблему можно было бы временно решить простым включением Новосибирского сельского района в состав областного центра. Но очевидно, что это мера временная и что спустя несколько лет опять придется решать задачу создания агломерации3.

Площадь территории агломерации составит 32,6 тыс.кв.км. а население, по состоянию на 2007-2009 гг., — 2,07 млн. человек4.

На территории агломерации выделены две планировочные зоны:

  1. Ядро агломерации, включающее 4 городских округа (Новосибирск, Бердск, Обь, Кольцово) и территорию Новосибирского района;
  2. Внешняя зона агломерации, включающая территории городского округа Искитим и 10 муниципальных районов, из которых три района (Искитимский, Коченевский, Мошковский) входят полностью, а остальные семь (Болотнинский, Колыванский, Ордынский, Тогучинский, Убинский, Черепановский, Чулымский) входят частью своих поселений.

Таблица 1. Основные планировочные параметры Новосибирской агломерации

Элементы агломерации

Площадь территории, тыс. кв. км

Население, млн. чел.

Плотность населения, чел./кв. км

Муниципальных образований, шт.

Районов, городских округов

поселений

всего

Ядро агломерации

3,44

1,65

480

5

18

23

В т.ч. г. Новосибирск

0,50

1,40

2800

1

 

 

Внешняя зона агломерации:

- с 2010 г.

27,40

0,41

15

10

106

116

- к 2030 г.

29,13

0,42

14

11

111

122

Всего:

32,57

2,07

64

16

129

145

Основанием для включения в ядро агломерации перечисленных муниципальных образований является использование ими общей инженерной инфраструктуры (водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение). Транспортная доступность некоторых из них оказывается ближе к центру города, чем доступность удаленных городских районов (например, п. Кольцово ближе отдельных территорий Советского района, г. Обь ближе района Обь ГЭС и т.д.). Данные муниципальные образования функционируют в условиях единого рынка труда и рынка недвижимости. Не случайно периодически обсуждаются вопросы о необходимости включения некоторых из них в границы города Новосибирска (например, п. Кольцово, п. Краснообск, территории Новосибирского района). По факту своего совместного существования и развития все 5 муниципальных образований составляют в совокупности мегаполис Большой Новосибирск с населением 1,65 млн.чел., поэтому их целесообразно рассматривать вместе в качестве ядра всей Новосибирской агломерации.

Во внешней зоне агломерации выделена территория нескольких поселений Убинского района, образующая в перспективе анклав агломерации. Данные территории войдут в зону 2-х часовой транспортной доступности после реализации скоростного железнодорожного движения на линии Новосибирск — Омск. В связи с тем, что документы планирования развития агломерации должны носить долгосрочный характер, охватывая период до 2025-2030 гг., данные территории целесообразно рассматривать как возможное направление развития агломерации в пределах расчетного срока5.

Необходимо отметить, что рассмотренные границы агломерации и перечень муниципальных образований, вошедших в зону ее влияния, являются предварительными и потребуют в дальнейшем своего уточнения. На данный момент их можно рассматривать в качестве отправной точки для изучения вопросов экономического, социального, инфраструктурного, градостроительного, экологического характера, относящихся к существованию и взаимодействию муниципальных образований в рамках формирующейся агломерации.

Выдвижение агломерации в качестве самостоятельного объекта управления и средства пространственной реорганизации экономического потенциала Новосибирской области соответствует идеологии перехода к инновационной модели российской экономики.

Формирование агломерации в качестве самостоятельного объекта управления позволит получить ряд социальных и экономических эффектов:

  1. совместное использование городами, входящими в урбанизированный кластер демографического, культурно-образовательного и промышленного потенциала агломерации;
  2.  упорядочение и оптимизация экономической структуры территории на базе долгосрочной специализации разных секторов агломерации;
  3. формирование единого рынка труда и оптимизация размещения инфраструктурных объектов, учебных и научных учреждений;
  4.  определение единого коммуникационного каркаса территории.

Омская агломерация является межрегиональным центром социально-экономического развития и притяжения Западной Сибири и в некоторой мере всей Сибири, исторически конкурируя с Новосибирском.

Омск сформировался как город-миллионник в эпоху интенсивной индустриализации СССР. Сегодня его население превышает 1100 тысяч человек. Несколько лет назад Московский и Санкт-Петербургский проектные институты делали для Омска социально-экономический прогноз до 2025 года. Даже в самом пессимистичном варианте они не допускают снижение численности населения ниже миллионной отметки. Поэтому присоединять новые территории только для того, чтобы искусственно увеличить население, вряд ли имеет смысл.

О присоединении к городу Омского района, вплотную прилегающего к мегаполису, специалисты начали говорить несколько лет назад. Причиной были непомерно высокие районные тарифы на коммунальные услуги. Сегодня аргументация иная. Объединение сделает управление пригородной зоной эффективнее. Например, поможет реализовать новые проекты в Чернолучье, которое было для жителей любимым местом отдыха, но в последние годы почти утратило былой статус. Но генплан города предполагает в перспективе присоединение части Омского района: села Пушкино, деревень Ракитинка и Давыдовка, поселка Иртышский, северного участка вдоль Иртыша. Подобная агломерация дает миллионному и стесненному городу новые площади под современное малоэтажное строительство, благоустроенные зоны отдыха и садоводства. Пригородные зоны будут интересны для инвесторов, так как дают хорошую перспективу для их комплексного освоения.

План по социально-экономическому развитию отдаленных территорий действует с 2006 года. Он предполагает объединить участки, характеристики которых приближены к городским, и довести их инфраструктуру до хорошего уровня. Сегодня вокруг Омска фактически сложилась зона малой агломерации, которая включает в себя областной центр, города-спутники и крупные поселения: Азово, Калачинск, Кормиловку, Красноярку, Красный Яр, Любинский, Марьяновку, Москаленки, Таврическое, Чернолучье. Программ же, которые предполагают их административное объединение, пока нет. По мнению специалистов, в этом нет смысла — взаимодействие города с районами и без того идет конструктивно, а формальное присоединение не окажет заметного влияния на социально-экономический потенциал Омска.

Полицентрическая агломерация-конурбация Новокузнецка и округи возникла во времена индустриализации Кузбасса благодаря большому количеству городов-спутников и стала одной из немногих миллионных (1,1-1,2 млн.) агломераций при городах-немиллионерах. В постсоветскую постиндустриальную эпоху испытывает значительную депопуляцию. Агломерация превосходит агломерацию своего областного центра Кемерово как по численности населения, так и по промышленному потенциалу, а также является центром социально-экономического развития и притяжения в небольшой мере только для Западной Сибири.

17 апреля 2008 года семь муниципальных образований Красноярского края — города Красноярск, Сосновоборск, Дивногорск, и четыре района — Емельяновский, Манский, Сухобузимский, Березовский под эгидой губернатора края А.Г. Хлопонина подписали Соглашение об организации и осуществлении межмуниципального инвестиционного проекта «Комплексное развитие Красноярской агломерации на период до 2020 года».

Подписанное Соглашение предполагает совместную работу Правительства края и глав муниципалитетов по созданию условий для опережающего социально-экономического, инфраструктурного, промышленного, культурного развития территорий Красноярского края, расположенных вокруг финансово-делового центра — города Красноярска.

В рамках реализации межмуниципального проекта «Красноярская агломерация» Правительством Красноярского края в 2008-2009 гг. предусмотрено формирование трех стратегических программных документов:

  • Стратегии и ТЭО социально-экономического развития Красноярской агломерации до 2020 года (разрабатывается государственным предприятием Красноярского края «Корпорация «Красноярск-2020», в соответствии с календарным планом и государственным контрактом от 28.07.2008 г. № 6/2008-ГК);
  • Схемы территориального планирования Красноярской агломерации до 2020 года (разрабатывается ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития» (ГипроГор), в соответствии с календарным планом и государственным контрактом от 01.11.2008 г. № 468-01.2-08);
  • Комплексной инвестиционной программы Красноярской агломерации до 2020 года (формируется техническое задание)6.

С 2010 года планируется приступить к непосредственной реализации намеченных инвестиционных, инфраструктурных проектов с привлечением средств федеральных целевых программ, регионального бюджета и бюджетов муниципальных образований, вошедших в состав Красноярской агломерации, а также частных инвестиций, привлекаемых на принципах государственно-частного партнерства.

Территории, вошедшие в состав Красноярской агломерации, имеют уникальные геополитические преимущества за счет расположения на пересечении транснациональных магистралей железнодорожного, автомобильного, авиа— и речного сообщения, с выходом к Северному морскому пути и доступом к огромным природным ресурсам объединенного Красноярского края.

Важными предпосылками для успешного развития территорий, безусловно, является наличие сформировавшейся инженерно-транспортной инфраструктуры, высокий профессиональный, интеллектуальный, образовательный и культурный уровень населения.

Основные задачи проекта по комплексному развитию территории Красноярской агломерации до 2020 года:

  • консолидировать усилия научного сообщества, бизнеса, всех уровней власти и общественности для создания на базе имеющихся преимуществ проекта национального масштаба;
  • обеспечить качественно новый уровень жизни населения региона, интенсивный рост производительности труда, гармоничное развитие всех областей жизнедеятельности как в финансово-экономической, промышленной, так и в социокультурной сферах;
  • создать условия для сохранения и преумножения населения региона;
  • оказать мощное позитивное воздействие на интенсивное развитие территорий Сибири, Дальнего Востока, стать современным промышленным и экономическим форпостом страны в центральной части Евро-Азиатского континента и на юго-восточном направлении.

Полицентрическая Иркутско-Черемховская агломерация возникла в советские индустриальные времена из нескольких городов-спутников и стала одной из немногих миллионных (1,1 млн.) агломераций при городах-немиллионерах. Уступая Красноярску и его агломерации, является вторым межрегиональным центром социально-экономического развития и притяжения Восточной Сибири.

В 2006 году губернатор Иркутской области А.Г. Тишанин начал продвигать проект по инициативе объединения в «Большой Иркутск» большей части его агломерации (Ангарска, Шелехова и других поселений)7. Основная цель создания Иркутской агломерации, по заявлению властей региона, — формирование на базе Иркутска, Ангарска и Шелехова крупного постиндустриального центра. Стремление оправдано с точки зрения привлечения на территорию области крупных инвесторов, поскольку города с несущественной численностью попросту не учитываются ими в качестве территорий потенциального развития. Кроме повышения инвестиционной привлекательности в планах властей развитие инновационных технологий, что связано с концентрацией специалистов высокой квалификации, и формирование единого научно-производственного пространства, создание мощного развивающегося городского образования, привлекающего и удерживающего население.

Особенности формирования систем расселения Иркутской области не вписываются в рамки существующего административно-территориального деления. Под влиянием внешних объективных социально-экономических факторов складываются сквозные территориальные системы (не совпадающие с границами районов). На данном этапе реально сформировалась Иркутская городская агломерация с численностью населения более 1 млн. чел. В данном случае речь идет о формировании моноцентрической агломерации с единым ядром в городе Иркутске «от города», вытянутой вдоль Транссибирской магистрали8.

Концентрические зоны Иркутской агломерации развертываются от центра в следующем порядке (рис. 3):

  1. Историческое городское ядро (центр Иркутска);
  2. Центральная зона, включающая помимо городского ядра ближайшую к нему интенсивно застроенную территорию (административные округа);
  3. Внешняя зона со сплошной, но менее интенсивной застройкой (предместья и поселения, сросшиеся с Иркутском: Молодежный, Марково Дзержинск, Пивовариха, Мамоны);
  4. Первая пригородная зона, которая включает лесопарковый пояс и ближайшие города-спутники (Шелехов, Ангарск);
  5. Вторая, более отдаленная пригородная зона с городами-спутниками (Усолье-Сибирское, пос. Листвянка); «замыкающие спутники».
  6. Территория урбанизированного района (Черемхово, Байкальск, Голоустное).

Рисунок 3. Иркутская агломерация – структура и границы

Первые пять из них образуют агломерацию, в пределах 2-х часовой изохроны доступности центра агломерации (г. Иркутска), а все шесть — урбанизированный район.

Первые три зоны представляют собственно сам город Иркутск. Пояс первой пригородной зоны образуют ближайшие спутники. Здесь самая высокая плотность населения (250-300 чел./км2) и наиболее густая сеть дорог. На этой территории велика доля жителей, работающих и обучающихся в г. Иркутске и совершающие ежедневные и периодические поездки в центр, также существует и встречный поток маятниковых мигрантов, выезжающих на работу за пределы Иркутска. Вторая пригородная зона характеризуется более низкой плотностью населения (около 50 чел./км2), меньшей густотой транспортной сети, значительно меньшей долей загородников среди работающего населения.

Реализация этого проекта может столкнуться с определенными трудностями, поскольку объединяемые муниципальные образования — это уже сложившиеся населенные пункты с профилированной социальной и экономической структурой. Иркутск — исторический, культурный и научный центр, Шелехов — центр алюминиевого производства, Ангарск — центр нефтехимической и химической промышленности.

Инициатором разработки концепции развития Иркутской агломерации выступил Фонд регионального развития Иркутской области. Проектные документы предполагают строительство, нескольких автобанов, в том числе Листвянка — Ангарск, Иркутск — Шелехов.

В концепции сформулированы приоритетные проекты развития агломерации: строительство нового международного аэропорта, формирование транспортного каркаса агломерации, создание индустриальных парков и современных логистических центров, модернизация коммунальной инфраструктуры городов. На базе вузов и научно-исследовательских институтов агломерации будет сформирован международный научный и образовательный центр. Также в числе проектов агломерации — строительство крупных торговых и развлекательных центров, новых жилых микрорайонов, повышение качества жизни на территории.

Одной из важнейших проблем развития центра агломерации — Иркутска является неэффективное использование территории. Свободных площадок под жилищно-гражданское строительство в границах города недостаточно и стоимость участков в центре города очень высока. С другой стороны, начался активный процесс застройки свободных земельных участков в пригородах коттеджными поселками.

Значительная часть селитебной территории занята массивами низкоплотной жилой неблагоустроенной застройки. Обширные производственные зоны не упорядочены, зачастую размещаются смежно с жилой застройкой без необходимых санитарных разрывов. Много участков промышленно-коммунального назначения и неиспользуемых территорий располагаются в селитебной зоне, резко ухудшая качество городской среды.

Большую сложность представляет решение экологических проблем города. Воздушный бассейн загрязняется выбросами транспорта и промышленных объектов, актуальны проблемы очистки поверхностных стоков и водоемов, санитарной очистки города (удаления бытовых и промышленных отходов). Сложная экологическая обстановка является одним из факторов роста заболеваемости населения.

К функциональным проблемам относится отставание транспортной инфраструктуры от требований времени. Улично-дорожная сеть, как по плотности, так и по пропускной способности не соответствует резко возросшему уровню автомобилизации. К недостаткам транспортной системы относятся неудовлетворительные связи южной и северной частей города, транзитные потоки транспорта, в том числе и грузового, проходящие через центр города и жилые районы. Качество жизни горожан снижает недостаток учреждений культурно-бытового обслуживания и низкий уровень озеленения, особенно в центральной части города и в границах жилых районов. Отдельную проблему представляет сохранение в черте города аэропорта, эксплуатация которого ведет к сверхнормативному шумовому загрязнению значительной части городских территорий.

Особое значение приобретает строительство мостовых переходов через реки Ангару и Иркут. Существующие мостовые переходы через р. Ангару в «пиковые» часы работают с полной нагрузкой. В ноябре 2009 г. открыт третий мост через р. Ангару, но подъездные пути в настоящее время находится в стадии строительства.

Серьезной проблемой остается низкое качество условий жизни. Даже в наиболее развитых городах (Иркутск, Ангарск, Шелехов) серьезно не хватает объектов социально-культурной сферы. По уровню обеспеченности населения такими объектами города формирующейся Иркутской агломерации уступают крупнейшим городам Сибирского федерального округа.

Наиболее развита в Иркутске деятельность по обслуживанию рынка (оптовая торговля, посредничество, маркетинг, финансы, кредит и страхование), а также федеральные и региональные учреждения управления. В отраслях, обеспечивающих преимущественно внешние функции города (транспорт и связь, управление, здравоохранение, специальное образование, финансы, обслуживание рынка) работает 47,5% общей численности занятых, а в промышленности — 15%. По составу функций Иркутск постепенно возвращается, на новом качественном уровне, к своему прежнему (до периода индустриализации) профилю многофункционального центра.

Демографическая ситуация в городах агломерации теснейшим образом связана с ситуацией в области и России в целом, так как находится под влиянием схожих по природе процессов. Кроме того, население области следует в перспективе рассматривать как возможное население агломерации, это — естественный ресурс ее развития.

Томская агломерация — одна из крупнейших городских агломераций Сибирского федерального округа населением около 702 тыс. чел.(2009), что составляет 67,61% населения Томской области, 3,59% населения Сибирского Федерального округа, 0,49% населения Российской Федерации. Сформировалась вокруг столицы Томской области г. Томск.

Муниципальные власти Томска, Северска, Томского и Шегарского районов договорились начать подготовку к объединению территорий в рамках Томской агломерации. Стороны сформировали рабочую группу для подготовки четырехстороннего меморандума об объединении, который подпишут главы муниципалитетов, а также губернатор Томской области.

Большой Томск, по мнению чиновников областной администрации, позволит организовать единое пространство для комфортного проживания и перемещения, реализовывать многие инвестиционные проекты региона. Подчеркивается, что агломерация не создается на пустом месте — это естественные процессы слияния в единое целое Томска и Северска, а также освоение левобережных территорий реки Томь, которые происходили в течение десятилетий.

Создание в Томске особой экономической зоны технико-внедренческого типа внесет вклад в формирование новых стандартов качества организации труда и жизни. Сейчас к этим площадкам подведены все коммуникации, размещающиеся здесь новые производства будут освобождены от налогов на пять лет. Власти предлагают переезжать туда предприятиям их центральных районов города. Томская особая экономическая зона — это формирование нового рынка труда. Это, безусловно, важно и актуально для Томска, так как город по своему потенциалу может претендовать на роль центра подготовки кадров высокой квалификации для всей Сибири. Томск — единственный в России город, в Уставе которого написано, что градообразующим является научно-образовательный комплекс9.

Объективно, Томск далеко не самый удачный полигон для того, чтобы продемонстрировать процессы формирования классической агломерации. Во-первых, объединять здесь можно будет только поселки, окружающие областной центр; во вторых, даже в этом случае население агломерации едва ли дотянет до миллиона жителей. Соответственно, и образование получится скромное, без громких союзов. С другой стороны, в борьбе за федеральные и инвесторские ресурсы это ничем не худший объект для приложения управленческих усилий.

Учитывая тот факт, что оценивают у нас претендентов на выделяемые средства очень часто не по сути, а по форме, регионы, которые не включатся в агломерационную гонку, окажутся последними в очереди за большими деньгами.

Агломерации уже фактически стали ключевой формой современного российского расселения, потому что естественным образом превратили группы тяготеющих друг к другу поселений в единую структуру, связанную интенсивными ежедневными и эпизодическими перемещениями в трудовых, образовательных, рекреационных, торгово-культурных и прочих целях. Так, например, на работу в г. Иркутск каждый день ездят 12% ангарчан и 22% шелеховцев. Ежедневный транспортный поток (с учетом транзитного транспорта) на участке Ангарск-Иркутск составляет 19 тыс. автомобилей, Шелехов — Иркутск — 12 тыс. автомобилей.

Концентрация населения в агломерациях дает возможность использовать фактор численности населения как средство социально-культурного и торгового развития, потому что рост числа жителей, переваливающий за миллион, делает эти поселения инвестиционно привлекательными для прихода сюда крупных торговых сетевых структур, приносящих широкий ассортимент товаров и услуг. Каждый из городов агломерации в отдельности не способен обеспечить экономическую выгодность существования мощных развлекательных и культурных учреждений и, как следствие, разнообразие форм досуга, развлечений и информации, экономически привлекательную среду для малого бизнеса и т.п., и лишь объединение их в рамках единой структуры управления способно инициировать реализацию крупных инвестиционных проектов.

Кроме того, агломерации создают более гибкий рынок рабочей силы, так как предоставляют отдельному человеку более широкий выбор мест приложения труда и стимулируют его к тому, чтобы переучиваться и адаптироваться к изменяющемуся балансу возникающих, «сжимающихся» и расширяющихся видов деятельности.

Целенаправленное формирование современных ГА в Сибири с высоким качеством урбанистической среды позволит замедлить миграционный дрейф местных жителей в европейскую часть России и привлечь население из ближнего зарубежья. Именно сибирские города-«миллионеры» могут быть реальными узлами социально-культурного и экономического каркаса, соединяющего европейскую и азиатскую часть страны. В этом смысле стратегии развития соответствующих ГА Сибири имеют не только региональный, но и, безусловно, национальный масштаб.


1 Воронов Ю.П., Заусаев С.А., Смирнов С.А. Агломерации и урбанизированные кластеры: проектирование и управление. Научные записки НГУЭУ. №4, 2008
2 Полян П.М., Селиванова Т.Н. Городские агломерации России и новые тенденции эволюции их сети (1989—2002 гг.) // Известия РАН, сер. геогр. — 2007, № 5. — С. 18-27
3 Новосибирск стремится к агломерации. Молодость Сибири. №10 (4558) 5-11 марта 2008 года.
4 Схема территориального планирования Новосибирской области. Утверждена постановлением администрации НСО от 07.09.2009 № 339-па.
5 Григорьев В.А. Границы и зоны влияния новосибирской агломерации. Проектирование и строительство в Сибири. №1(55) январь-февраль 2010 года.
6 Официальный сайт Государственного Предприятия «Корпорация «Красноярск-2020» //www.krsk2020.ru/
7 Концепция развития Иркутской агломерации. — официальный сайт Фонда регионального развития Иркутской области. //www.frrio.ru/
8 Там же
9 Официальный сайт государственной думы Томской области //http://duma.tomsk.ru

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.