Rambler's Top100

№ 511 - 512
21 мая - 3 июня 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Читайте книги

Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2011 г.

Социальное обеспечение в мире в 2010-2011 гг.

Mortality and causes of death in 20th-century Ukraine

Рынок труда и миграция

Использование потенциала диаспоры в целях развития стран Европы и Центральной Азии

По страницам журналов «Гигиена и санитария» и «Профилактическая медицина»

Содержание журнала «Journal of Marriage and Family»




Google
Web demoscope.ru

ДОКЛАД О РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗА 2011 Г.

Под редакцией А.А. Аузана и С.Н. Бобылева

М., ПРООН в РФ, 2011, 146 страниц

http://www.undp.ru/documents/nhdr2011rus.pdf

Структура денежных доходов населения России, % (стр. 50)

Год

Всего денежных доходов

В том числе (в процентах):

доходы от предприни-мательской деятель-ности

оплата труда, включая скрытую заработную плату

том числе скрытая заработ-ная плата

социальные выплаты

доходы от собствен-ности

другие доходы

1985

100

2,7

74,8

-

16,4

1,5

4,6

1990

100

3,7

76,4

-

14,7

2,5

2,7

1992

100

8,4

73,6

-

14,3

1,0

2,7

1993

100

18,6

61,1

-

15,0

3,0

2,3

1994

100

16,0

64,5

-

13,5

4,5

1,5

1995

100

16,4

62,8

25,0

13,1

6,5

1,2

1996

100

13,1

66,5

25,8

14

5,3

1,1

1997

100

12,5

66,4

27,9

14,8

5,7

0,6

1998

100

14,4

64,9

26,2

13,4

5,5

1,8

1999

100

12,4

66,5

31,2

13,1

7,1

0,9

2000

100

15,4

62,8

24,7

13,8

6,8

1,2

2001

100

12,6

64,6

25,9

15,2

5,7

1,9

2007

100

10,0

67,5

26,1

11,6

8,9

2,0

2008

100

10,3

65,5

20,8

13,2

9,0

2,0

2009

100

9,7

65,2

24,0

14,9

8,2

2,0

2010

100

9,3

66,4

23,0

18,0

6,3

2,0

Во всем мире наиболее эффективным инструментом борьбы с чрезмерным потреблением алкоголя считается ценовая политика. Именно сокращением относительной цены алкоголя, и прежде всего – водки, объясняют многие исследователи рост потребления спиртного, наблюдавшийся в России за последние 20 лет. Реальная цена алкоголя в стране постоянно снижалась в течение этих лет, делая его все более доступным. Так, в середине 90-х годов на среднюю заработную плату можно было купить 25 литров водки или 100 литров пива, а в 2009 году – уже 79 и 358 литров, соответственно. Свою роль сыграла здесь налоговая политика. Дело в том, что в розничной цене алкогольных напитков доля себестоимости невелика, в основном цена состоит из косвенных налогов – акцизов и НДС. Сегодня действующие в России ставки акцизов создают преимущество именно для производителей крепкого алкоголя – величина акциза в пересчете на чистый грамм спирта в водке существенно ниже, чем в вине или в пиве. С 1 января 2011 года акцизы на спиртные напитки проиндексированы таким образом, что налог на водку увеличился лишь на 10%, тогда как на сухие вина – на 40%.

Подобная практика идет вразрез с политикой других стран, замещающих в потреблении крепкие спиртные напитки слабыми – пивом и вином. Соотношение цен пива и водки в России равно примерно 1:4, тогда как в других странах оно достигает от 1:8 до 1:12. Поэтому в России замещения крепкого алкоголя слабым не происходит. Минимальная цена водки, установленная с 01.01.2010 на уровне 89 рублей и повышенная с 01.01.2011 до 98 рублей, как показывают данные торговой статистики за 2010 год, практически не изменила ситуации. Доля водки в общем объеме потребления спиртного снизилась всего на 1% и по-прежнему составляет более 50%, что значительно выше, чем в большинстве развитых стран, где этот показатель варьирует от 12 до 22%. Вместе с тем, исследования показывают, что рост доходов населения всегда приводит к увеличению потребления спиртного (при прочих равных условиях), так что снижать потребление возможно, лишь радикально повышая цены. Поэтому существенное и дифференцированное повышение цен алкоголя за счет акцизов должно стать приоритетной мерой антиалкогольной политики. Потери бюджета от сокращения налоговой базы (объема продаж) будут компенсироваться за счет существенного роста налоговых ставок, так как спрос на алкоголь слабоэластичен по цене. В итоге доходы бюджета, по экспертным оценкам, могут увеличиться, в зависимости от роста акцизных ставок, на 150-450 млрд руб. в год, даже в предположении ежегодного 8-10-процентного падения рынка.

Стр. 94-95.

В соответствии с требованиями РКБТ (Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака), России предстоит введение запрета на курение в общественных местах. Зарубежные исследования показывают, что только запрет на курение на рабочих местах может обеспечить сокращение употребления табака на рабочем месте на 29%, а абсолютной распространенности курения – на 4%, способствуя двукратному увеличению числа тех, кто хочет бросить курить. В декабре 2010 года Российская экономическая школа провела опрос населения об отношении к мерам по борьбе с табакокурением. На вопрос о поддержке такой меры, как полный запрет на курение в общественных местах, включая бары и рестораны, ответили положительно 83% респондентов. Более детальные данные Глобального опроса взрослого населения о потреблении табака (GATS) дают возможность оценить поддержку запретов на курение в различных местах: школах, вузах, больницах и т.п. По информации GATS, наибольшей поддержкой среди россиян пользуется идея запретов курения в медицинских и образовательных учреждениях, наименьшее число голосов отдано в пользу запретов курения в барах и ресторанах, однако и в этом случае большинство (77% опрошенных) поддерживают такую меру.

Опросы курильщиков во всем мире подтверждают, что большинство из них хотели бы отказаться от этой привычки, и Россия здесь не составляет исключения – 65,5% курящих россиян хотели бы бросить курение. Вместе с тем, многие не могут сделать это без посторонней помощи, специальных консультаций врача. Затраты на организацию подобных консультаций невелики, если они оказываются во время обычного визита пациента. Для этого достаточно организовать обучение врачей в рамках системы профессиональной переподготовки. Сегодня такое обучение проходят в вузах не более 20% студентов-медиков. Российские врачи, как показывают исследования, не прилагают специальных усилий, чтобы консультировать пациентов по вопросам отказа от курения. Так, в ходе опроса в российских вузах лишь 9% студентов утвердительно ответили на вопрос о том, предупреждал ли их врач об опасностях курения, притом что курильщиков среди студентов на самом деле 25%. Таким образом, получали консультации при визите к врачу лишь около трети курящих.

Стр. 98.

В отличие от информационной (в том числе рекламной и антирекламной) политики, ценовые меры по праву считаются наиболее действенными в борьбе с курением. Проблема в том, что сложившиеся в России цены на табачные изделия делают их доступными для всего населения и никак не ограничивают объемы потребления. Если в Европе средняя цена пачки сигарет составляет сегодня 3,7 доллара или – в пересчете – около 100 рублей, то в России она примерно в 4 раза ниже. Даже с учетом разницы в реальных доходах, сигареты в России относительно намного дешевле. В первую очередь, это вызвано акцизной политикой – действующие сегодня налоги, даже с учетом их планируемого повышения в течение 2011-2014 гг., не приводят к радикальному повышению цен. Например, с начала 2011 г. акциз на табак составляет около 7 рублей в расчете на пачку сигарет, тогда как в европейских странах (включая страны Балтии и Восточной Европы) он варьирует от 50 до 75% цены.

Стр. 99-100.

В последние годы избыточный вес в России все более становится проблемой не только женщин, но и мужчин. Сдвиг структуры занятости в направлении сферы услуг, сидячий образ жизни, урбанизация, технологические изменения – развитие транспорта, общепита (в том числе фаст-фуда), относительное удешевление продуктов питания – это причины, которые обычно называют, объясняя растущий вес. Во многих развитых странах отмечают уже обратную тенденцию – относительное снижение веса в группах населения с более высоким уровнем образования. Однако в России мы пока не наблюдаем такой зависимости. Лишь в группе женщин с высшим и послевузовским образованием значимо сокращается доля страдающих избыточным весом и ожирением, для тех, чье образование ниже, различий не наблюдается. Что касается мужчин, то здесь пока очевидна прямо противоположная тенденция – чем выше уровень образования, тем выше доля людей с избыточным весом.

Важным фактором, влияющим на избыточный вес населения, выступает благосостояние. С одной стороны, рост доходов позволяет больше тратить на продукты питания в тех семьях (или странах), где раньше имело место недоедание. С другой стороны, со временем достижение определенного порога дохода (и веса) побуждает к тому, чтобы контролировать вес, покупая более полезные продукты, занимаясь спортом. Вот почему во многих исследованиях обнаруживается немонотонная связь доходов и избыточного веса. Если попытаться проследить такую связь на макроуровне, оказывается, что России еще далеко до той точки, в которой рост доходов останавливает ожирение. И действительно, данные о питании населения, доступные на микроуровне, свидетельствуют о том, что потребление почти всех пищевых продуктов в последние годы стабильно растет, причем во всех доходных группах, даже самых обеспеченных (рис. 6.8).

Стр. 100, 102.

По данным исследования РАГС, регулярно (не реже 2-3 раз в неделю) занимаются физкультурой и спортом всего 16,9% населения. Эта доля значительно колеблется в зависимости от возраста, образования и дохода. Так, наблюдается существенное сокращение доли тех, кто регулярно занимается, в возрастных группах после 30 и особенно – после 40 лет (30-39 лет – 19,6%, 40-49 лет – 12,4%, 50-59 лет – 10,8%). Люди с высшим образованием чаще занимаются физкультурой на регулярной основе (24,7%). Для сравнения – среди тех, кто имеет неполное среднее образование, эта доля составляет всего 12,4%. Среди наиболее обеспеченных респондентов регулярно занимаются физкультурой 25%, среди наименее обеспеченных – 11,4%. Однако в числе причин, более всего мешающих регулярным занятиям, называют (в порядке убывания) отсутствие времени, затем – лень, отсутствие желания, плохое здоровье, и лишь потом – недостаток денег. Важно, что уже начиная с 40 лет среди препятствий называют «отсутствие возможностей заниматься людям моего возраста», особенно часто – те, кому за 50.

Стр. 102-103.

Основной целью 15-го Доклада развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2011 года является рассмотрение задач модернизации России в контексте человеческого развития, включая модернизацию экономики и социальной сферы, общественных институтов, что по сути является логическим продолжением тем предыдущих Докладов. Тема модернизации рассматривается в докладе, начиная с определения общих контуров понятия "модернизация" и основных параметров экономики России, социальной и институциональной инфраструктуры, заканчивая точкой зрения о том, каким должен быть человеческий потенциал в "новой" экономике. Однако, по мнению авторов доклада, ставить знак равенства между модернизацией и ростом Индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) нельзя: модернизация не обязательно приводит к росту ИРЧП. Все зависит от того ее типа, который осуществляется в обществе (ИРЧП - составной показатель, который рассчитывается на основании индексов ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования и ВВП на душу населения). В докладе подробно рассматривается модернизация в контексте таких ее аспектов, как экономическая политика на этапе выхода из кризиса, роль институтов в модернизации, благосостояние российских домохозяйств как маркер модернизационного потенциала, динамика российского рыка труда и социальные силы модернизации, образование и региональный аспект. В докладе также приводятся последние данные по ИРЧП для регионов России.

Издание предназначено для высшего управленческого персонала, ученых-политологов, преподавателей, научных работников и студентов высших учебных заведений.

СОДЕРЖАНИЕ

Общий обзор

Введение. Модернизация в российском контексте

Понятие модернизации
Типология модернизаций
Специфика модернизации в индустриальных и постиндустриальных экономиках
Политико-экономический контекст российской модернизации
Выводы и рекомендации
Вставка. Россия и модернизация

Глава 1. Экономика и экономическая политика на этапе выхода из кризиса

1.1. Бюджетная политика
1.2. Оценка антикризисной политики
1.3. Пенсионная реформа
1.4. Экономический рост
1.5. Выводы и рекомендации

Глава 2. Роль институтов в модернизации

2.1. Основные экономические институты
2.2. Влияние институтов на экономику
2.3. Международные индикаторы качества институтов в России
2.4. Институты, социальный и культурный капитал
2.5. Социокультурные характеристики модернизации
2.6. Изменение социального капитала и показатели экономического роста
2.7. Выводы и рекомендации
Вставка. Специфические культурные черты российского работника

Глава 3. Благосостояние российских домохозяйств как маркер модернизационного потенциала

3.1. Уровень, структура и неравенство доходов - где потенциал модернизации?
3.2. Финансовое поведение населения на различных этапах экономического цикла
3.3. Выводы и рекомендации

Глава 4. Российский рынок труда: эффективность занятости или сокращение безработицы?

4.1. Динамика российского рынка труда на различных этапах экономического цикла: кризис - подъем - кризис
4.2. Политика на рынке труда: действия, достижения, проблемы
4.3. Трудовое законодательство: социальные гарантии или стимулирование экономического роста?
4.4. Модернизация рынка труда: институты и приоритеты
4.5. Выводы и рекомендации
Вставка. Российское трудовое законодательство в межстрановых сравнениях
Вставка. Социальные силы модернизации

Глава 5. Человек - образование - модернизация

5.1. Человеческое развитие и модернизация
5.2. Проблемы школьного образования
5.3. Новый взгляд на профессиональное образование
5.4. Задачи обновления высшего образования
5.5. Выводы и рекомендации

Глава 6. Модернизация политики здорового образа жизни

6.1. Потребление алкоголя
6.2. Курение
6.3. Питание и физическая активность
6.4. Выводы и рекомендации
Вставка. Демографическое развитие России: тенденции, проблемы, пути решения

Глава 7. Модернизация экономики и устойчивое развитие

7.1. Модернизация и экологизация экономики
7.2. Политика "двойного выигрыша" - и экономика, и экология
7.3. Энергетика и устойчивое развитие
7.4. Экосистемные услуги и модернизация
7.5. Модернизация и экологическая политика
7.6. Индикаторы устойчивого развития
7.7. Устойчивое развитие и общество
7.8. Выводы и рекомендации

Глава 8. Модернизация и российское пространство

8.1. Факторы модернизации
8.2. Тенденции развития регионов в периоды роста и кризиса
8.3. Региональное неравенство
8.4. Развитие агломераций
8.5. Человеческий потенциал в регионах
8.6. Выводы и рекомендации. Приоритеты модернизации пространства
Индекс развития человеческого потенциала регионов РФ

Методика измерения индекса развития человеческого потенциала для субъектов Российской Федерации

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.