Rambler's Top100

№ 509 - 510
1 - 20 мая 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Профессия: исследователь 

Поздравляем коллег – авторов Демоскопа - с государственными наградами

Поздравляем с юбилеем Наталью Михайловну Римашевскую




Google
Web demoscope.ru


Поздравляем с юбилеем Наталью Михайловну Римашевскую

29 марта 2012 года Наталья Михайловна Римашевская, известный российский демограф, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки РФ, главный редактор журнала "Народонаселение", на протяжении длительного времени возглавлявшая Институт социально-экономических проблем народонаселения и до сих пор продолжающая успешно вести в нем научную деятельность, отметила славный юбилей.

Н.М. Римашевская автор более 400 публикаций, посвященных социально-экономической демографии, экономической социологии, проблемам качественного потенциала и здоровья населения, она эксперт ООН по вопросам старения населения, член Европейской Ассоциации исследований населения (EAPS), член Европейской Ассоциации демографических союзов (EADU).

Демоскоп Weekly и Институт демографии Национального исследовательского университета Высшая школа экономики сердечно поздравляют с юбилеем Наталью Михайловну Римашевскую, желает ей крепкого здоровья, творческих успехов и достижений на благо демографической науки.

Вниманию читателей Демоскопа предлагаем статью Н.М. Римашевской, "Модернизация России: здоровье россиян и демографическая ситуация", опубликованную в 2010 году в журнале "Политическое образование".

Римашевская Н.М.
Модернизация России: здоровье россиян и демографическая ситуация1

Модернизация распределительных отношений позволит решить наиважнейшие социально-экономические задачи, определяющие здоровье населения.

Социально-экономическая трансформация российского общества, нацеленная на формирование рыночных отношений, базирующихся на капиталистической собственности путем "шоковой терапии", самым негативным образом сказалась на состоянии населения страны. Это отразилось не только на численности граждан, вызвав демографический кризис и депопуляцию, но и на его качественных характеристиках. Причины этих процессов относительно известны. Главные среди них - обнищание населения и чудовищная социальная поляризация, разрушение распределительных отношений и социальной инфраструктуры, сексуальная революция и падение нравственных устоев.

В результате демографического кризиса, условное начало которого можно отнести к 1992 году, динамика населения преодолела "точку невозврата", оказавшись в зоне естественной убыли, где оно пребывает и по сию пору. За период 1992-2009 г. естественная убыль составила около 13 млн. человек, почти наполовину компенсированная положительным сальдо миграции. Одновременно происходят и качественные потери населения, что касается прежде всего здоровья, профессионально-интеллектуального и духовного потенциала.

Особенно опасным оказалось сильнейшее падение здоровья, которое не только играет решающую роль в демографическом развитии, но определяет качество человеческого потенциала страны, качество экономического капитала и главное - качество жизни населения, измеряемого её продолжительностью в здоровом состоянии. Хотим мы этого или не хотим, но приходится признать, что здоровье - это важнейший приоритет социальной политики, это оселок эффективности осуществления конкретных общественных мероприятий.

Теория человеческого капитала трансформируется в концепцию развития, для которой цель - это вопрос свободы выбора, а не валовый национальный продукт, обеспечивающий постоянное увеличение производства и потребления. Соответственно, и качество жизни, составляющее смысл бытия каждой личности и населения в целом есть восприятие индивидуумом своего положения в контексте культуры и системы ценностей, в среде которых он воспроизводится в связи с целями, ожиданиями, стандартами и интересами. Не удивительно, что экономические достижения и социальные успехи любой страны определяются, прежде всего, и в конечном счете здоровьем её населения. К сожалению, рассматривая эту ситуацию в России как на популяционном, так и на индивидуальном уровне, мы вынуждены констатировать удручающий характер его состояния. По показателю ожидаемой продолжительности предстоящей жизни, как главной характеристики общественного здоровья, наша страна находится на 100-м месте, а инвалидизация граждан в 5 раз превышает её масштабы в развитых странах. При этом по данным специальных исследований средний уровень индивидуального здоровья составляет всего три балла по пятибалльной шкале, а в общей численности населения абсолютно здоровых лишь 3 %, относительно здоровых - около четверти, имеют удовлетворительное здоровье чуть более двух третей, а плохое и очень плохое - 8 %.

Но более опасные тенденции наблюдаются в динамике здоровья, которое имеет устойчивый нисходящий тренд. Особую озабоченность вызывает здоровье детей и молодежи, которое снижается интенсивнее, чем состояние взрослых. С каждым годом новорожденные приходят в этот мир с меньшим потенциалом здоровья: в 1990 г. родились больными или заболели непосредственно после рождения 14,7 %, а в 2008 г. - уже 37,8 %. На протяжении жизненного цикла интенсивность падения здоровья у детей выше, чем в среднем по населению, а проблемы заболеваемости вопреки здравому смыслу перемещаются из групп престарелых в группу детей и молодежи. Специальные исследования показывают, что каждое следующее поколение оказывается менее здоровым, чем предыдущее, т. е. наши дети обладают меньшим потенциалом здоровья, чем их родители, а их дети, т. е. наши внуки, наделены еще меньшим здоровьем.

Дети, рожденные больными, не проходят реабилитации в течение жизненного цикла и, вступая в репродуктивный возраст, воспроизводят больное поколение ("больные рожают больных"). С каждым годом репродуктивный потенциал снижается, а общество все глубже втягивается в некую "социальную воронку" нездоровья. Чтобы выбраться из нее, необходима жизнь не одного поколения. Если не остановить этот негативный процесс, он может оказаться необратимым.

Существующие социальные условия препятствуют реализации биологических резервов человека, заложенных природой, в соответствии с которыми развитие индивида и позитивные сдвиги в его здоровье должно продолжаться до 35-летнего возраста. Между тем, в конце 1970-х годов "пик" здоровья отмечался лишь в 25 лет, а затем падал. К концу 1980-х годов он снизился уже до 16 лет, а в преддверии нового века человек оставался с тем потенциалом здоровья, с которым он рождается. А это означает, что социальные факторы вызывают состояние "упущенного" здоровья. В то же время сопоставление реального и биологического потенциала организма раскрывает возможности воздействия общества на его улучшение.

Без изменения остается и гендерный парадокс, состоящий в том, что продолжительность ожидаемой предстоящей жизни у мужчин на 12-13 лет меньше, чему женщин, у которых индивидуальный потенциал текущего здоровья ниже. Женщины живут дольше, но с более низким уровнем здоровья; в отличие от них мужчины живут меньшее число лет, но с большим потенциалом здоровья. Подобное соотношение формируется под действием комплекса объективных и субъективных факторов, с которыми невозможно не считаться. Женщина, как хранительница человеческого вида, обеспечивает его биологическую устойчивость. Её организм выносливее; она способна к меньшим нагрузкам, но может нести их постоянно и долго. Мужчина обладает экспериментальным организмом и в силу этого менее стабильным. Его организм более уязвим и характеризуется слабым иммунитетом. Мужчины работают интенсивнее, но быстро выдыхаются. У них более низкий резерв гормональной системы, что делает его менее защищенным перед стрессом.

Гендерные воздействия на здоровье имеют и социальные причины. Мужчины занимают рабочие места с большим риском, травматизмом, вредными условиями. У них в 2-3 раза выше заболеваемость туберкулезом, а суицид встречается в 6-8 раз чаще, чем у женщин. Женщины, как известно, несут две нагрузки - воспитание детей и участие в экономической деятельности. Они больше болеют и их текущее здоровье ниже, чем у мужчин. Все идеи относительно повышения возраста выхода женщин на пенсию, даже если они кому-то очень нравятся, не имеют под собой почвы. В этом случае мы лишь увеличим не только смертность, но особенно численность инвалидов.

Остается открытым вопрос. Что делать? Как преодолеть негативный тренд в состоянии здоровья?

Традиционно здоровье населения подменяется состоянием и развитием здравоохранения, что даже отчасти неправомерно и вводит в заблуждение при определении приоритетов социальной политики. Количество врачей и больничных коек, а также уровень развития медицинских технологий, разумеется, влияет на здоровье, но совсем на ином этапе и лишь тогда, когда оно фактически целиком или частично потеряно. Но значительно более эффективными являются меры, направляемые на предупреждение нездоровья, которые значительно шире развития здравоохранения и выходят далеко за его границы.

По заключению ВОЗ здоровье определяется на 50-55 % образом жизни человека (населения), на 8-10 % системой существующего здравоохранения, на 20-25 % состоянием окружающей среды, на 15-20 % генетической составляющей. Понятно, что для формулирования социальной политики, направленной на улучшение здоровья граждан, важно, прежде всего, знать, как структурируются факторы "образа жизни".

Междисциплинарные исследования факторов снижения здоровья на макро- и микроуровне, которые проводились в течение четверти века, выделяют три комплекса причин.

Первый комплекс - уязвимость новых поколений из-за высокой доли родившихся больными, когда здоровыми приходят в этот мир чуть более 60 % детей. Но в процессе жизненного цикла дети не приобретают, а постепенно теряют и тот потенциал, которым они располагали при рождении. Не случайно, что официальная статистика показала: здоровых детей сегодня менее одной трети, чуть более половины имеют функциональные отклонения, а остальные - хронически больны. Помимо иных, существуют две главные причины подобной ситуации: а) низкий уровень здоровья беременных и кормящих матерей, около 40 % которых страдают анемией, являющейся, как известно, маркером низкого уровня материальной обеспеченности; и б) почти половина детей рождается в семьях с доходом ниже прожиточного минимума, как границы бедности, или имеющих большой риск попасть в эту группу. Последнее обстоятельство не нуждается в комментариях.

Второй комплекс факторов связан с потерей трудовой мотивации, вызванной существенным падением оплаты труда и безработицей, а потому не позволяющий трудом обеспечить достойное существование себе и своей семье. В условиях господствующих в России гендерных стереотипов патриархального характера, когда мужчина выполняет роль "добытчика", падение трудовой мотивации в первую очередь негативным образом воздействует на него. Отсюда и возникновение эффекта сверхсмертности мужчин в период реформ и социально-экономических трансформаций. Прожиточный минимум (ПМ), который сегодня определяет границу бедности и минимальный размер заработной платы (МРОТ) по своему уровню и структуре обеспечивает лишь физиологическое выживание самого работника. В то время как есть еще ребенок в семье, существуют социальные проблемы страхования от различных рисков и необходимость жилищно-коммунального обеспечения семьи. Складывающаяся в результате бедность населения вызывает целый комплекс биологических явлений, начиная с затяжного эмоционального стресса, повышенной тревожности, уменьшающих сопротивляемость организма к патологическим воздействиям, а в конечном счете приводящих к срыву динамического стереотипа высшей нервной деятельности, что вызывает инфаркты, инсульты, злокачественные образования, диабет и гепатиты.

Не меньшее влияние на состояние здоровья населения оказывает сложившаяся в России чрезвычайно высокая социальная поляризация, как результат существующей в обществе системы распределительных отношений, действующей по следующим направлениям. Во-первых, интенсивное вхождение страны в состояние глубокой дифференциации жизненного уровня в условиях эгалитарного менталитета вызывает массовую фрустрацию населения и продолжительный стресс. Во-вторых, неравенство создает напряжение в обществе, проявление агрессии, отчаяния и безнадежности, вызывающие разные формы социального нездоровья (алкоголизм, наркомания, криминальность). В-третьих, расслоение в обществе ведет к маргинализации отдельных групп населения с выделением нищих, бомжей, беспризорных детей, проституток, в наибольшей степени подверженных болезням социальной этиологии.

Третий комплекс базируется на низкой оценке человеческой жизни и в целом по населению, и применительно к отдельной личности. Отчасти в основе ее лежит привнесенная в Россию теория "Экономически эффективного населения". Главная опасность при этом возникает в результате отсутствия в культуре повседневной жизни самосохранительного поведения, когда человек вынужден конвертировать свое здоровье в дополнительные доходы, прежде всего, по причине низкой оплаты труда. На микроуровне этот комплекс связан с внешними условиями в значительной мере определяющими образ жизни. Обобщающим становится уровень самосохранительного действия, который имеет две экстремальные точки: витальное (позитивное) и патогенное (разрушительное) поведение. Последний тип поведения есть результат, прежде всего, низкого уровня материальной обеспеченности.

Три комплекса социально-экономических факторов показывают, что в основе каждого из них лежит, прежде всего, материальная обеспеченность населения, реальные (а не виртуальные) масштабы бедности и социальной поляризации. Устойчивый негативный тренд динамики здоровья, наблюдаемый сегодня в России, отнюдь не случаен, о чем свидетельствуют данные относительно жизненного уровня населения, а именно:

  • десятая часть работающих получает заработок ниже прожиточного минимума, сформированного на биологическом уровне;
  • две трети работников не могут обеспечить своим заработком воспроизводство себя и своего (одного) ребенка, настолько он низок;
  • вопреки утверждениям официальной статистики доля семей, находящихся за границей бедности, составляет 30 %, не имея возможности удовлетворять социальные потребности;
  • продолжает возрастать социальная поляризация, размером 1:17 по соотношению доходов 10 процентов наименее обеспеченных и богатых;
  • доля бедных слоев населения и неравенство доходов усиливается громадными различиями в жилищных условиях, складывающимися в мегаполисах и малых городах;
  • бедность в России носит преимущественно трудовой характер, т. к. на треть ее масштабы есть следствие чрезвычайно низкой заработной платы основной части работающих.

Решающее значение для преодоления в стране негативного тренда здоровья имеет не только экономический рост с удвоением или утроением ВВП, сколько существенная модернизация распределительных отношений, что позволит решить ряд наиважнейших социально-экономических задач, в конечном счете определяющих здоровье населения.

Среди них особо приоритетными являются следующие:

  • существенное повышение (по крайней мере, удвоение) главного социального стандарта, определяющего границу бедности, приблизив ее к принятому сегодня в странах Европы;
  • соответствующий рост (в разы) минимальной оплаты труда, гарантируемой государством каждому работнику, которая предполагает включение значительного пакета социального страхования от объективных рисков, обеспечивающего потребности медицинских услуг, профессионального образования, достойных пенсий;
  • введение эффективной системы налогообложения, базирующейся на прогрессивной шкале;
  • повышение оплаты труда с ориентацией на уменьшение существующих различий.

Реализация этих условий усилит трудовую мотивацию и улучшит все определяющие доход семьи факторы, включающие удовлетворение комплекса базовых потребностей человека. А без этого не только трудно, но бессмысленно говорить об улучшении здоровья населения, снижении смертности и увеличения продолжительности жизни. Без использования перераспределительных механизмов в пользу малообеспеченных невозможно разрушить негативный тренд здоровья в современной России, и чем дальше по времени мы будем откладывать начало этого процесса, тем большей численностью граждан страны заплатим за это, как уже было в 90-х годах прошлого века.


1 - http://www.lawinrussia.ru/modernizatsiya-rossii-
zdorove-rossiyan-i-demograficheskaya-situatsiya-0

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.