Rambler's Top100

№ 507 - 508
16 - 30 апреля 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Читайте книги

Сжатие социально-экономического пространства: новое в теории регионального развития и практике его государственного регулирования

Образовательная геодемография России

Русская колонизация с древнейших времен до начала XX века

Сельское Ставрополье глазами московского географа. Разнообразие районов на юге России

Трудовая миграция в Россию: как двигаться дальше

По страницам журналов «Народонаселение» и «Журнал исследований социальной политики»

Содержание журнала «Population and Environment»




Google
Web demoscope.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ГЕОДЕМОГРАФИЯ РОССИИ

Под редакцией М.П. Карпенко

М., Изд-во СГУ, 2011, 224 страницы


Хотя статистика российского образования показывает постоянный прирост доли граждан с высшим образованием, необходимость институциональной постановки такой цели перед обществом осознана еще далеко не всеми слоями элиты российского общества. Опубликованные результаты исследовательского центра рекрутингового портала SuperJob.ru (Башкатова А. Диплом - единственная надежда на будущий достаток // Независимая газета. 29.10.2010) показали явно негативное отношение россиян к идеям чиновников и бизнесменов, которые предлагают ограничить доступ граждан к высшему образованию и простимулировать молодежь занимать рабочие вакансии. Большинство респондентов (60%) ограничение доступа к высшему образованию воспринимают остро негативно, ведь такое ограничение является, по сути, отменой конституционного права на образование. Лишь 15% граждан посчитали, что государство должно ограничивать коммерческие места обучения, 10% - что государству необходимо урезать и коммерческие, и бюджетные места, а 5% - что власти имеют право ограничить доступ только к бюджетному высшему образованию.

Во всем мире постоянно растет число вузов с традиционной (кампусной) технологией обучения. Возрастает также и численность студентов. Однако увеличение спроса населения на высшее образование развивается в условиях постоянно возрастающего дефицита учебных мест. Так, например, в США соотношение спроса и предложения учебных мест высшего образования составляет 100 млн. человек на 15 млн., в Китае - 80 млн. на 5 млн., в Турции порядка 1 млн. абитуриентов претендуют на 100 тыс. мест в вузах.

Для удовлетворения спроса на высшее образование в обществе, основанном на знаниях, при традиционной технологии количество вузов и преподавателей необходимо увеличивать практически на порядок. Таких нагрузок по росту капитальных вложений в кампусы, на подготовку и оплату труда преподавателей не выдержит никакая экономика.

Стр. 12-13.

Прогнозирование численности возрастных групп молодежи до 24 лет на 2011 и 2012 гг. (стр. 24)

Возраст

2011г.

2012 г.

3 года

1596,7

1702,2

4 года

1467,1

1597,5

5 лет

1444,2

1468

6 лет

1488,4

1445,3

7 лет

1463

1489,8

8 лет

1377,7

1464,6

9 лет

1284,8

1379,1

10 лет

1276,5

1286

11 лет

1255,6

1277,7

12 лет

1307,3

1256,8

13 лет

1279,1

1308,5

14 лет

1331,9

1280,1

15 лет

1398

1332,9

16 лет

1454,7

1398,9

17 лет

1450,4

1455,1

18 лет

1675,9

1450,3

19 лет

1840,4

1675,5

20 лет

2074,1

1840

21 год

2225,2

2073,6

22 года

2401,5

2225

23 года

2561,7

2402

24 года

2578,6

2562,7

Прогноз баланса поступающих во все учреждения СПО России (государственные и негосударственные) (стр. 55)

Год

Всего зачисление в учрежде-ния СПО

В том числе после

9 класса

11 класса

получения НПО

получения СПО, ВПО

всего

в данном году

всего

в данном году

всего

в данном году

2009

694,0

303,5

268,0

313,4

175,0

59,4

23,2

17,7

2010

608,0

265,9

234,8

274,6

152,5

52,0

20,3

15,5

2011

631,0

276,0

243,7

285,0

133,6

54,0

21,1

16,1

2012

602,8

263,6

232,8

272,3

138,7

51,6

20,2

15,4

2013

577,6

252,6

223,0

260,8

132,5

49,4

19,3

14,7

2014

557,0

243,6

215,1

251,6

126,9

47,6

18,6

14,2

2015

568,0

248,4

219,3

256,5

122,4

48,6

19,0

14,5

2016

539,7

236,0

208,4

243,8

124,8

46,2

18,0

13,8

2017

567,2

248,0

219,0

256,1

118,6

48,5

19,0

14,5

2018

589,2

257,7

227,5

266,1

124,7

50,4

19,7

15,0

2019

618,4

270,4

238,8

279,3

129,5

52,9

20,7

15,8

2020

659,6

288,4

254,7

297,9

135,9

56,4

22,1

16,8

2021

671,9

293,8

259,5

303,5

145,0

57,5

22,5

17,1

2022

652,7

285,4

252,1

294,8

147,7

55,8

21,8

16,7

2023

663,7

290,2

256,3

299,7

143,5

56,8

22,2

16,9

2024

723,4

316,4

279,4

326,7

145,9

61,9

24,2

18,5

2025

770,7

337,1

297,6

348,1

159,0

65,9

25,8

19,7

2026

762,5

333,5

294,5

344,4

169,4

65,2

25,5

19,5

2027

747,6

326,9

288,7

337,6

167,6

63,9

25,0

19,1

2028

731,3

319,8

282,4

330,3

164,3

62,5

24,5

18,7

2029

714,3

312,4

275,8

322,6

160,7

61,1

23,9

18,2

2030

696,8

304,7

269,1

314,7

157,0

59,6

23,3

17,8

2031

679,4

297,1

262,4

306,8

153,2

58,1

22,7

17,3

2032

662,2

289,6

255,7

299,1

149,3

56,6

22,1

16,9

2033

645,7

282,4

249,3

291,6

145,6

55,2

21,6

16,5

2034

629,9

275,5

243,3

284,5

141,9

53,9

21,1

16,1

2035

615,1

269,0

237,5

277,8

138,5

52,6

20,6

15,7

Возможные хроногоризонты и численность студентов в России при различных сценариях развития высшего образования (стр. 70)

Годы/чис-ленность студентов

Уровни массовости высшего образования

общество знаний (60%)

когнитивное общество (90%)

сценарии развития высшего образования

реалии-стичес-кий

оптими-стичес-кий

проме-жуточ-ный

сме-шан-ный

реалии-стичес-кий

оптими-стичес-кий

проме-жуточ-ный

сме-шан-ный

Хроногори-зонты (год)

2025

2014/15

2017

2020

До 2035 г. этот уровень не достига-ется

2025

2032

2032

Количество студентов (тыс. чел.)

5739

6600

5490

5192

8609

10016

10016

Соотношение заработка работников с высшим образованием и работников с образованием ниже среднего в странах - членах и партнерах ОЭСР (стр. 97-98)

Страны ОЭСР

Год, по которому доступны последние данные по странам

Относительная величина заработной платы (за 1 принята заработная плата работников, имеющих образование не ниже среднего, но меньшее, чем высшее)

Отношение заработной платы работников с высшим образованием и образованием ниже среднего

работники с образованием ниже среднего

работники с высшим образованием

Австралия

2005

0,81

1,31

1,62

Австрия

2008

0,68

1,60

2,35

Бельгия

2005

0,89

1,33

1,49

Канада

2007

0,79

1,42

1,80

Чешская республика

2008

0,72

1,83

2,54

Дания

2008

0,83

1,25

1,51

Финляндия

2007

0,94

1,48

1,57

Франция

2007

0,84

1,50

1,79

Германия

2008

0,90

1,67

1,86

Греция

2007

Данные отсутствуют

Венгрия

2008

0,73

2,10

2,88

Ирландия

2005

0,86

1,55

1,80

Италия

2006

0,76

1,55

2,04

Япония

2007

0,80

1,48

1,85

Южная Корея

2007

0,69

1,60

2,32

Люксембург

2006

0,74

1,53

2,07

Голландия

2006

0,85

1,54

1,81

Новая Зеландия

2008

0,82

1,18

1,44

Норвегия

2007

0,79

1,28

1,62

Польша

2008

0,83

1,67

2,01

Португалия

2006

0,68

1,77

2,60

Республика Словакия

2008

0,69

1,81

2,62

Испания

2007

0,81

1,38

1,70

Швеция

2008

0,83

1,26

1,52

Швейцария

2008

0,74

1,54

2,08

Турция

2005

0,69

1,49

2,16

Великобритания

2008

0,71

1,54

2,17

США

2008

0,66

1,77

2,68

Среднее по ОЭСР


0,78

1,53

1,96

Страны-партнеры

Бразилия

2008

0,52

2,54

4,88

Эстония

2008

0,91

1,29

1,42

Израиль

2008

0,75

1,52

2,03

Словения

2007

0,74

1,92

2,59

Доля взрослых граждан, имеющих хорошее здоровье, в странах ОЭСР и странах-партнерах, % (стр. 103-104)

Страны

Уровень образования

ниже полного среднего

полное среднее

высшее

ОЭСР

Австрия

78,24

85,69

89,14

Бельгия

63,89

79,60

85,26

Канада

70,93

84,77

90,42

Чешская Республика

29,97

65,58

81,90

Дания

57,26

79,22

86,60

Финляндия

50,59

68,40

79,12

Франция

55,05

66,25

77,63

Греция

78,55

89,37

94,34

Венгрия

33,94

55,69

75,37

Ирландия

81,40

86,70

88,49

Италия

54,39

70,89

79,61

Южная Корея

33,40

53,76

60,28

Голландия

69,24

80,31

86,55

Новая Зеландия

82,49

90,55

91,83

Норвегия

64,89

73,22

86,57

Польша

49,82

63,75

77,66

Португалия

50,52

72,85

75,27

Словацкая Республика

42,38

61,33

74,29

Испания

68,87

78,46

84,53

Швеция

76,67

79,01

86,43

Швейцария

69,22

84,91

91,93

Турция

65,27

79,37

79,21

Великобритания

65,94

75,77

85,51

США

75,06

86,96

94,54

Партнеры

Эстония

37,93

44,33

67,62

Израиль

66,95

77,60

80,82

Словения

44,29

65,19

79,74

В среднем по ОЭСР

61,16

75,52

83,44

В среднем по ЕС

57,31

72,02

81,84

В монографии представлены результаты выполненных в Современной гуманитарной академии исследований проблемы развития сферы образования с позиций географических и демографических особенностей России.

Приведены результаты комплекса расчетов динамики численности обучающихся по всем уровням образования на далекую перспективу, позволяющие прогнозировать возможные сценарии развития российского образования. Показана принципиальная возможность с использованием информационно-телекоммуникационных образовательных технологий обеспечить обучение на месте проживания практически любого числа студентов и школьников в каждом малонаселенном пункте любого отдаленного региона России.

В результате анализа статистических данных по многим странам мира доказано, что высшее образование существенно повышает качество жизни граждан - возрастают их доходы, снижается риск безработицы, улучшается здоровье и продолжительность жизни. Показано, что для наиболее экономически активной части населения России возрастной группы 18-35 лет получение высшего образования является одним из ведущих приоритетов в оценке качества жизни. С учетом этого разработан критерий оценки качества жизни в регионах страны с позиций этой группы населения. Проведена численная оценка качества жизни в регионах России и показано, что оно может быть существенно повышено за счет развития распределенных вузов.

Дана оценка сценария совместного существования на ближайшее будущее распределенных и традиционных вузов. Показано, что начиная приблизительно с 2020 г. в российском образовании будут доминировать распределенные вузы. При этом развитие экспорта российского высшего образования трансграничным методом может привести к тому, что отрасль высшего образования может вносить в ВВП страны вклад, сопоставимый по масштабам с экспортом нефти.

В монографии также изложены результаты исследований, которые можно назвать "концептуальным взглядом в будущее" российского высшего образования. Сформулированы три постулата его развития - "географический", "непрерывности образования" и "развития личности". Показано, что наша страна идет в ногу с современными передовыми тенденциями - индивидуализации образования за счет развития персональных образовательных сред, дано описание среды, реализованной в распределенном вузе - Современной гуманитарной академии. Изложены также результаты исследования особенностей психологии обучения граждан "третьего" возраста (свыше 27 лет), непрерывное образование которых в современном мире диктуется потребностями инновационной, базирующейся на знаниях, экономики.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Перспективы развития российского высшего образования: количественные и качественные ориентиры

Глава 2. Демография и образование

2.1. Методология демографического прогноза в сфере образования
2.2. Образовательно-демографическое прогнозирование
2.2.1. Прогноз динамики численности возрастных групп фертильных женщин и рожденных детей, а также детей и молодежи в возрасте до 24 лет включительно
2.2.2. Прогнозирование численности студентов вузов, среднего профессионального образования и учащихся системы начального профессионального образования
2.2.3. Баланс численности детей, окончивших 9 класс
2.2.4. Исходные данные для расчетов балансов групп молодежи (выпускники 11 класса, поступающие на обучение в системы НПО, СПОиВПО)
2.2.5. Баланс выпускников 11 класса
2.2.6. Баланс поступления в вузы
2.2.7. Баланс поступления в учреждения СПО
2.2.8. Баланс поступления в учреждения НПО
2.2.9. Динамика численности выпускников вузов, учреждений СПО и НПО по годам
2.2.10. Расчет динамики структурного состава молодежи 16-24 лет
2.3. Анализ результатов демографического моделирования с точки зрения перспектив развития образования

Глава 3. Влияние географического фактора на развитие системы образования

Глава 4. Социально-экономический аспект образования

4.1. Влияние образования на благосостояние личности
4.1.1. Образование и доходы работников
4.1.2. Образование и безработица
4.1.3. Образование и здоровье
4.1.4. Образование и продолжительность жизни
4.2. Проблемы оценки качества жизни с образовательно-геодемографических позиций
4.3. Критерий привлекательности регионов России для наиболее экономически активной части населения
4.3.1. Формирование составляющего показателя удовлетворения физиологических и экзистенциальных потребностей (Кфэ)
4.3.2. Формирование показателей удовлетворения социальных и высших потребностей - Кс и Кв
4.4. Качество жизни в регионах России с позиции динамичных молодых людей 18-35 лет с учетом различных сценариев сосуществования кампусного и распределенного образования
4.4.1. Качество жизни в регионах России
4.4.2. Сравнение количественных характеристик ресурсного обеспечения высшего образования в условиях информационно-телекоммуникационной дистанционной образовательной технологии и при традиционной образовательной технологии
4.4.3. Модели сосуществования кампусных и распределенных вузов в России

Глава 5. Образование будущего

5.1. Постулаты модернизации образования в России
5.1.1. Географический постулат
5.1.2. Постулат непрерывности образования
5.1.3. Постулат развития личности
5.1.4. Основные направления практической реализации проблемы модернизации российского образования
5.2. Образовательные среды будущего
5.3. Инновационные функции профессорско-преподавательского состава
5.4. Психологические особенности обучения взрослых
5.4.1. Возрастная динамика интеллектуальных способностей
5.4.2. Возрастная динамика способности к усвоению знаний
5.4.3. Моделирование возрастной динамики когнитивных функций

Заключение
Приложения

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.