Rambler's Top100

№ 505 - 506
2 - 15 апреля 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Российский демографический барометр 
Преступность в России в 2011 году

Преступность в России снижается пятый год подряд - в 2011 году было зарегистрировано 2,4 миллиона преступлений и 1,7 миллиона потерпевших в результате преступных посягательств

Несмотря на двукратное сокращение числа убийств, уровень преступности этого рода остается высоким - 10 в расчете на 100 тысяч человек в 2011 году

Число ДТП и пострадавших в них в 2008-2010 годах снижалось, а в 2011 году вновь стало увеличиваться

66% лиц, совершивших преступления в 2011 году, не имели постоянного источника дохода, 39% уже совершали преступления раньше

Число осужденных снижается: в 2010 году по приговорам судов, вступившим в законную силу, было осуждено 845 тысяч человек, 31% из них – к наказанию лишением свободы

В местах лишения свободы на начало 2011 года содержалось 819 тысяч человек, в том числе 8,8 тысячи несовершеннолетних

См. также Архив выпусков Российского демографического барометра




Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Число ДТП и пострадавших в них в 2008-2010 годах снижалось, а в 2011 году вновь стало увеличиваться

Значительное число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших в них людей (погибших и раненых) остается одной из серьезных социально-экономических проблем России.

В 2007 году число зарегистрированных ДТП6 возросло до 233,8 тысячи, что на 48% больше, чем в 2000 году. В последующие три года оно снижалось, составив в 2010 году 199,4 тысячи (на 2,1% меньше, чем в 2009 году и на 14,7% меньше, чем в 2007 году). В 2011 году оно вновь немного увеличилось – до 199,9 тысячи ДТП, что на 0,3% больше, чем в 2010 году.

В числе зарегистрированных ДТП устойчиво растет доля происшествий по вине водителей-владельцев индивидуальных транспортных средств: в 1995 году она составляла 52,1%, в 2000 году – 59,1%, в 2005 году – 67,2%, в 2009 году – 73,8%.

Число погибших и раненых7 в ДТП резко возросло во второй половине 1980-х годов, увеличившись со 171 тысячи человек в 1985 году до 250 тысяч в 1990 году, а затем после некоторого снижения – до 325 тысяч человек в 2007 году.

Число погибших в ДТП увеличилось с 22,7 тысячи человек в 1985 году до 37,1 тысячи человек в 1993 году (рис. 7). К 1997 году оно снизилось до 27,7 тысячи человек, а затем вновь стало расти – до 35,6 тысячи в 2003 году (в том числе 4 тысячи человек из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств в состоянии опьянения). Всего за 2003 год от всех видов транспортных травм, по данным учета естественного движения населения, умерло 43,4 тысячи человек (29,9 на 100 тысяч человек).

Начиная с 2004 года число погибших в дорожно-транспортных происшествиях стало сокращаться (исключение составил 2007 год, когда оно немного увеличилось), а число раненых продолжало расти до 2007 года, когда оно достигло 292,2 тысячи человек. С 2008 года также наметилась тенденция снижения. В 2011 году вновь отмечался рост числа погибших и раненых в ДТП.

В 2009 году число погибших в происшествиях на автомобильных дорогах и улицах снизилось до 27,7 тысячи человек (по прежним критериям – смерть в ДТП или от его последствий в течение 7 суток после него – 26,1 тысячи человек). По данным статистики смертности,  число погибших в результате всех видов транспортных травм снизилось до 30,1 тысячи человек (21,2 на 100 тысяч человек), в том числе в результате ДТП – 20,6 тысячи (14,5). Число раненых в дорожно-транспортных происшествиях снизилось до 257 тысячи человек.

В 2010 году число погибших на автомобильных дорогах и улицах сократилось до 26,6 тысячи человек (в том числе 2 тысячи из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств в состоянии опьянения). Число погибших в результате всех видов транспортных травм снизилось, по данным учета умерших по причинам смерти, до 28,5 тысячи человек (20,1 на 100 тысяч человек), в том числе в результате ДТП – 19,9 тысячи (14,0). Число раненных в дорожно-транспортных происшествиях сократилось до 250,6 тысячи человек.

В 2011 году число погибших на автомобильных дорогах и улицах вновь стало расти, составив 28 тысяч человек (на 5,3% больше, чем в 2010 году). Число погибших в результате всех видов транспортных травм увеличилось до 28,8 тысячи человек (на 0,3% больше, чем в 2010 году, составив 20,2 на 100 тысяч человек), в том числе в результате ДТП – 18,8 тысячи (на 5,6% меньше, составив 13,1 на 100 тысяч человек). Число раненных в дорожно-транспортных происшествиях составило 251,8 тысячи человек (на 0,5% больше, чем в 2010 году).

Для сравнения можно отметить, что в Европейском союзе за последние десятилетия было предпринято немало усилий для сокращения смертности от ДТП, в результате чего она снизилась с 16,2 на 100 тысяч человек в 1990 году до 7,8 в 2008 году8. Значения показателя существенно различаются по странам ЕС-27, но самые высокие значения – в Литве, Польше, Румынии, Болгарии, Греции и Латвии – на четверть ниже, чем в России (менее 15 на 100 тысяч человек). Лучшие показатели составляют около 4 погибших на 100 тысяч человек на Мальте, в Нидерландах, Великобритании и Швеции.

Рисунок 7. Число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, 1980-2011 годы, тысяч человек

Заметные различия наблюдаются и внутри России. Число погибших в результате ДТП в 2010 году варьировалось от 7 на 100 тысяч человек постоянного населения в городе Москве до 43 в Республике Тыве (рис. 8). В половине регионов значение показателя было 19, в том числе в 11 – ниже 15 на 100 тысяч человек, а в 3 – ниже 10 (Москве, Санкт-Петербурге и Ненецком автономном округе). С другой стороны, в 5 регионах значение показателя превышало 30 погибших в ДТП на 100 тысяч человек.

Число раненных в ДТП варьировалось в 2010 году от 37 на 100 тысяч человек в Чукотском автономном округе до 316 в Новгородской области. В половине регионов значение показателя превышало 178, в том числе в 31 регионе было выше 205 на 100 тысяч человек. Помимо Новгородской области высокими значениями показателя выделялись Владимирская, Псковская и Магаданская области, Республика Хакассия (от 283 до 306). Только в 5 регионах значение показателя ниже 100 раненых на 100 тысяч человек (помимо Чукотского автономного округа в республиках Чечне, Дагестане, Ингушетии и Томской области).

Рисунок 8. Число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях по регионам-субъектам Российской Федерации, 2010 год, на 100 тысяч человек постоянного населения

Число погибших в ДТП сокращалось быстрее, чем число самих ДТП, в которых были пострадавшие, в результате чего «летальность» дорожно-транспортных происшествий постепенно снижалась (рис. 9). Число погибших в транспортных происшествиях  в расчете на 1000 ДТП сократилось со 196 в 1995 году до 188 в 2000-2001 годах и 133 в 2010 году. В 2011 году оно возросло до 140.

Вместе с тем устойчиво (за исключением небольшого снижения в 2008 году) возрастало число раненых в происшествиях на дорогах и улицах - в расчете на 1000 зарегистрированных ДТП оно увеличилось с 1099 в 1995 году до 1260 в 2010 году.

Рисунок 9. Число погибших (ось слева) и раненых (ось справа) на 1000 дорожно-транспортных происшествиях, 1995, 2000-2011 годы

Число зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них заметно различается по регионам России. В 2010 году число ДТП в расчете на 100 тысяч человек постоянного населения составило в целом по стране 140, варьируясь от 30 в Чеченской Республике до 246 в Новгородской области (рис. 10). Еще в 4 регионах оно превышало 200 ДТП на 100 человек (Республике Хакасии, Владимирской, Магаданской и Псковской областях – от 209 до 231), и только в 12 не достигало 100 (помимо Чечни, в республиках Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкария, Саха (Якутия), Чукотском и Ненецком  автономных округах, Белгородской, Томской и Саратовской областях, Ставропольском крае).

Однако при низком числе зарегистрированных ДТП их тяжесть нередко оказывается на порядок выше, чем в регионах, где их регистрируются больше. Так, число погибших в транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП составляло от 53 в Санкт-Петербурге и 65 в Москве до 569 в Чеченской Республике. Несколько ниже соотношение числа погибших и дорожно-транспортных происшествий в республиках Тыва (387), Дагестан (366), Ингушетия (321), Кабардино-Балкарии (259) и Чукотском автономном округе (251). В остальных регионах оно ниже 250 погибших на 1000 ДТП с пострадавшими. Ниже среднего по России (133) это соотношение было в 39 регионах – субъектах федерации.

Число раненных в дорожно-транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП, в которых были пострадавшие, составило в 2010 году в целом по России 1257, а по регионам-субъектам федерации варьировалось от 949 в Чукотском автономном округе до 1699 в Республике Ингушетии.

Рисунок 10. Число дорожно-транспортных происшествий и лиц, пострадавших в них, по регионам – субъектам Российской Федерации, 2010 год


6 Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения, либо причинен иной материальный ущерб. В статистический показатель, характеризующий дорожно-транспортные происшествия, включается сведения только о тех дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди.
7 Погибший - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия, либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток (с 2009 года, ранее – в течение 7 суток). Раненый - лицо, получившее в месте дорожно-транспортного происшествия телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток, либо необходимость амбулаторного лечения.
8 Key figures on Europe / Pocketbook. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2011. Cat. No KS-EI-11-001-EN-C.   P. 129.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.