Rambler's Top100

№ 489 - 490
5 - 18 декабря 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Читайте книги

Город в контексте глобальных процессов

Территориальная организация населения и хозяйства

Экономическая демография

Предложения по институциональной модернизации Российской миграционной политики

Статистические методы в демографии и страховании жизни

По страницам журналов «Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины» и «Экономика и организация промышленного производства (ЭКО)»

Содержание журнала «Journal of International Migration and Integration»


Google
Web demoscope.ru

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

М., Фонд "Миграция XXI век", 2011, 73 страницы


В условиях глобального характера миграционных процессов, а также возрастающего дефицита трудовых ресурсов, давления со стороны соседних государств, имеющих высокие темпы прироста трудоспособного населения, и граничащих с малозаселенными территориями России, экономическое развитие России и ее геополитическая безопасность в ближайшее двадцатилетие невозможны без привлечения иностранной рабочей силы и иммигрантов на постоянное жительство для стабилизации/увеличения численности постоянного населения. Миграционная политика становится долговременным и стратегически значимым для России фактором. В целях оптимизации миграционной сферы необходимо:

  • включение миграционной политики в число национальных приоритетов;
  • проведение регуляризации положения незаконно находящихся в стране трудовых мигрантов;
  • усиление координации миграционной политики с государствами-донорами рабочей силы в части создания общего рынка труда и единого миграционного пространства;
  • институциональные изменения в сфере привлечения и использования иностранной рабочей силы, в том числе на основе частно-государственного партнерства;
  • совершенствование правового обеспечения миграционной политики, особенно на уровне подзаконных актов;
  • информационное обеспечение привлечения и использования иностранной рабочей силы;
  • совершенствование государственной статистики по учету трудовых мигрантов и их денежных переводов;
  • пристальное внимание к проблеме межнациональных и межэтнических отношений;
  • активизация работы по адаптации и интеграции мигрантов в российское общество.

Стр. 30-31.

Основными шагами по либерализации миграционной политики, должны стать:

  • Развитие и повсеместное внедрение в России системы "электронное государство", которая позволила бы решить проблему учета и регистрации иностранных граждан, находящихся в стране, исключить институт принимающей стороны, а также иметь информацию об основных аспектах жизнедеятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации. Базовой основой такой системы должно стать совмещение получения иностранным гражданином любых документов, услуг, осуществление платежей с фактом регистрации и идентификации данного иностранного гражданина в общей базе данных;
  • Изменение механизма регулирования привлечения иностранной рабочей силы. Необходимо привести механизм квотирования привлечения иностранной рабочей силы в соответствие с нормами миграционного законодательства в части возможности, а не обязательности использования квоты для регулирования объемов привлечения иностранных работников в разрезе отдельных профессий, специальностей, отдельных государств и по отдельным субъектам Российской Федерации.
    Целесообразно вывести из-под квотирования привлечение иностранной рабочей силы по дефицитным для российского рынка труда профессиям, специальностям. По мере насыщения российскими кадрами востребованных работодателями профессий, специальностей перечень дефицитных профессий может пересматриваться.
    В этом случае отпадает необходимость ежегодного определения перечня профессий (специальностей, должностей), утверждаемого Минздравсоцразвития и Минэкономразвиия.
    Наоборот, актуальность приобретет определение перечня профессий, специальностей для привлечения иностранной рабочей силы, по которым имеется избыток национальной рабочей силы.
    Необходим отказ от заявочной кампании. Ее предлагается заменить обращением работодателя в службу занятости, вывешиванием заявленной вакансии на открытом сайте этой службы с тем, чтобы при отсутствии в течение 15 рабочих дней претендентов из числа национальной рабочей силы на ее замещение, работодатель получал право привлечь иностранного работника;
  • Урегулирование деятельности частных агентств занятости. Требуется принятие соответствующего нормативного правового акта, определяющего их функции и роль в вопросах привлечения иностранной рабочей силы. На наш взгляд, сфера их деятельности в данных вопросах должна быть существенно расширена от подбора востребованного работодателем иностранного работника до оказания ему комплекса необходимых мигрантских услуг. При этом деятельность ЧАЗов должна лицензироваться, а информация об ее результатах быть открытой для работодателей, мигрантов и заинтересованных госструктур.
    Также необходимо предусмотреть возможность осуществления ЧАЗами лизинга рабочей силы. В этом случае ЧАЗы могут выступать в качестве работодателя. Для недопущения ущемления прав иностранного работника, передаваемого другому работодателю по гражданско-правовому договору предоставления персонала, необходимо осуществление контроля за их деятельностью. В случае выявления нарушений ЧАЗы должны лишаться лицензии на занятие такой деятельностью.
  • Обеспечение социальных прав трудовых мигрантов. Решение проблемы медицинского и пенсионного обеспечения мигрантов видится за счет внедрения и повсеместного развития страховых сервисов. Причем необходимо проработать вопрос о возможности страхования иностранного гражданина еще в государстве своего постоянного пребывания с последующим обслуживанием его в российских медицинских учреждениях и пенсионным сопровождением его трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
    Для расширения доступа иностранных работников к медицинским услугам на территории России возможно потребуется создание дополнительных специализированных медицинских учреждений;
  • Проведение работы по адаптации и интеграции трудовых мигрантов. Грамотная и взвешенная политика адаптации и интеграции трудовых мигрантов в российское общество позволит, с одной стороны, гармонизировать отношения между мигрантами и россиянами, решить проблему ксенофобии и экстремистских настроений в российской среде, с другой - даст государству адекватные, приспособленные для жизни и работы в России трудовые ресурсы.

Стр. 40-43.

Трансграничные операции физических лиц из России по основным странам-контрагентам* (стр. 68) млн. долларов США

Страна

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Итого

%

Всего по странам

15468,6

29807,4

41065,7

25362,5

31718,3

143422,5

100,0

Страны дальнего зарубежья

10049,6

20132,6

27111,1

15807,7

19895,5

92996,5

64,8

Страны СНГ

5419,0

9674,8

13954,6

9554,7

11822,8

50426,0

35,2

АЗЕРБАЙДЖАН

496,6

814,1

1061,0

748,4

880,8

4000,9

2,8

АРМЕНИЯ

630,1

1061,9

1411,0

944,6

1107,6

5155,2

3,6

КИРГИЗИЯ

426,4

770,9

1211,3

924,7

1128,0

4461,3

3,1

КИТАЙ

2485,5

3418,5

4279,5

2892,6

3671,7

16747,6

11,7

МОЛДОВА

477,9

832,2

1143,4

763,4

862,4

4079,3

2,8

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

806,5

1278,9

1410,2

996,9

1195,4

5687,8

4,0

США

677,2

1284,4

2096,3

1118,6

1456,8

6633,3

4,6

ТАДЖИКИСТАН

891,8

1667,3

2549,3

1739,9

2228,7

9076,9

6,3

ТУРЦИЯ

909,6

1377,7

1707,6

984,2

1173,1

6152,2

4,3

УЗБЕКИСТАН

897,6

1692,9

3006,8

2070,5

2858,0

10525,8

7,3

УКРАИНА

1050,4

1855,1

2261,8

1594,6

2201,4

8963,2

6,2

ШВЕЙЦАРИЯ

939,0

2843,5

3280,4

1470.3

1843,0

10376,2

7,2

* по данным Центробанка РФ

Материалы доклада содержат анализ эффективности существующей системы управления миграцией, обзор ситуации в миграционной сфере, возможные сценарии развития миграционной политики и предложения по трансформации институциональной среды управления миграцией, с учетом существенного влияния миграции на национальный и конфессиональный состав населения России.

В докладе представлен комплекс взаимоувязанных мер по изменению структуры органов исполнительной власти в сфере миграции, межнациональных и конфессиональных отношений.

Оглавление

1. СОВРЕМЕННАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА В СФЕРЕ МИГРАЦИИ

1.1. Краткий экскурс в историю ФМС России
1.2. Нормативно-правовая база
1.3. Проблемы в сфере привлечения иностранной рабочей силы
1.4. Структура органов управления миграцией в России
1.5. Вызовы современной миграционной политики

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОМАЦИИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ

3.1. Предложения по структуре органов исполнительной власти в сфере миграции, межнациональных и конфессиональных отношений
3.2. Правовое обеспечение миграционной политики
3.3. Ожидаемый результат от предлагаемой трансформации институциональной среды в сфере миграции

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Анализ тенденций привлечения и использования иностранной рабочей силы в России за 2005-2010 годы
Приложение 2. Международный опыт институциональной организации регулирования трудовой иммиграции
Приложение 3. Перечень внесенных изменений и дополнений в Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (за период 18.07.2006 по 1.06.2011)
Приложение 4. Денежные переводы из России

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.