Rambler's Top100

№ 483 - 484
24 октября - 6 ноября 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Читайте книги

Российский работник: образование, профессия, квалификация

Labour market statistics

Всероссийская перепись населения 2010 года (предварительные итоги по Республике Коми)

Психология личности : культурно-историческое понимание развития человека

Территории идентичности в современной Франции

По страницам журналов «Гигиена и санитария» и «Социология медицины»

Содержание журнала «Genus»


Google
Web demoscope.ru

Е.И.Филиппова

ТЕРРИТОРИИ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦИИ

М., ФГНУ "Росинформагротех",
2010, 300 страниц


Резюмируя высказанные мнения по поводу ощущения сегодняшними французами своей связи с нацией, следует констатировать, во-первых, глубоко укорененный принцип активного гражданства, которое Ю. Хабермас определяет как "участие в самоуправлении (понимаемое) как сущность свободы, как часть того, что должно быть гарантировано... способное, по крайней мере, иногда, внести свой вклад в формирование наличного консенсуса, который мог бы обеспечить идентификацию индивида и группы". Представление абсолютного большинства опрошенных о свободе и, в частности, свободе изъявления своего мнения как о высшей ценности, а об участии в выборах - как о гражданском долге дает основания рассматривать население Франции как "население, привыкшее к политической свободе, обжившееся в практике самоопределения, которая осуществляется в перспективе "мы"", где "институционализованная правом роль гражданина ... вписана в контекст свободной политической культуры".
Во-вторых, можно сделать вывод о том, что заметное влияние на выраженность национальной идентичности оказывает миграционная составляющая. Исследование показало, что каждый второй "натурализованный" гражданин среди опрошенных считает себя "прежде всего французом", в то время как дети иммигрантов, родившиеся во Франции, почти так же часто, как дети родителей французов, ассоциируют себя, прежде всего, с тем или иным регионом. Национальная принадлежность у лиц иностранного происхождения более осознанна, поскольку она предполагает выбор часто нелегкий, между бывшей и новой родиной. "Малая" родина в таком случае не является неотъемлемой частью "большой", а отстоит от нее на сотни, если не тысячи километров, отделена границами и таможнями, а нередко и политическими и идеологическими барьерами.
Наконец, в-третьих, как отметил П. Нора, "национальное чувство" в последние десятилетия не столько ослабло, сколько сместилось в иную сферу. "Оно стало в меньшей степени утвердительным, чем вопросительным. Агрессивно-воинственное сменилось соревновательным, сделавшим ставку на промышленное развитие и спортивные рекорды. Из жертвенного, мрачного и оборонительного оно стало радостным, любопытствующим и туристическим. Из поучительно-педагогического - информативным. Из коллективного - индивидуальным, и даже индивидуализированным. Оно способствовало универсализации - сегодня оно помогает проявить свою особость".

Стр. 171-172.

Результаты исследования "История жизни" свидетельствуют о том, что почти для трети опрошенных региональная идентичность является более существенной по сравнению с национальной. Однако многозначность слова "регион", совсем не обязательно означающего регион административный, существенно затрудняет интерпретацию ответов. Можно ли, в самом деле, утверждать, что те опрошенные, которые назвали Бретань, Эльзас, Овернь, Нормандию, Корсику (наиболее часто встречающиеся варианты ответа), идентифицируют себя с административными регионами в их нынешних границах? Есть основания в этом усомниться. Во-первых, все эти географические названия имеют давнюю историю, и с ними ассоциируется выраженная культурная специфика. Во вторых, показательно, что многие жители региона Земли Луары идентифицируют себя с Бретанью, основываясь на прежних, дореформенных границах, а старое наименование "Нормандия" встречается в ответах гораздо чаще, чем названия возникших на месте бывшей провинции двух административных регионов - Верхней и Нижней Нормандии. Напротив, регионы, названия которых не восходят к прежним территориальным образованиями (такие как "Центр", "Юг-Пиренеи") упоминаются гораздо реже по сравнению с остальными. Об относительной слабости региона как единицы, структурирующей территориальную идентичность, свидетельствуют и такие цифры: 11% опрошенных живут с рождения в одной и той же коммуне; 23% сменили коммуну, но остались в том же департаменте (скорее всего, речь идет о сельских уроженцах, перебравшихся в ближайший город); тогда как только 10% из переехавших за пределы департамента остались в том же регионе. Тех же, кто успел пожить в нескольких регионах Франции, больше всего: 34%. Похоже, что границы региона наиболее "прозрачные".

Стр. 236-237.

Чувство принадлежности к Европе несколько сильнее выражено у жителей регионов Пикардия и Иль-де-Франс (12% против 9% среди всех опрошенных), а также в некоторых приграничных регионах на востоке и юго-востоке страны: Эльзас, Рона-Альпы, Прованс-Альпы-Лазурный берег (11%). Менее всего назвавших себя "европейцами" оказалось на Атлантическом побережье - в Бретани, Пуату-Шаранте и Южных Пиренеях (5-6%). Такое пространственное распределение дает основания предположить, что ощущение себя европейцами у современных французов чаще является отражением особой формы территориальности, нежели политической или даже культурной идентичности. Прозрачность внутренних границ Евросоюза, единая валюта, общий рынок труда, программы университетского обмена - все это способствовало расширению горизонта жизненного пространства. Последствия этого прежде других ощутили жители приграничных территорий - такие, например, как те мои эльзасские собеседники, для которых ежедневные поездки на работу "за границу" давно вошли в привычку, соседние Швейцария или Германия "превратились в ближний пригород", а центром культурной жизни и развлечений стал Базель ("самый интересный город на много километров вокруг"), а не Страсбург.

Стр. 248-249.

Книга представляет результаты первого в России обобщающего исследования проблем идентичности в современной Франции, выполненного на полевом этнографическом материале с привлечением широкого круга письменных источников и литературы на французском языке. Сознательно отказавшись от априорного вычленения то или иной категории населения (иммигрантов, "коренных" французов, "меньшинств" горожан или сельских жителей), автор видит свою задачу в том, чтобы максимально представить реальное разнообразие современного французского общества, которого не может быть описано ни в "этнорасовых" категориях, ни с помощью традиционной разграничения на "местных" и "приезжих; "городскую" и "сельскую" среду.

СОДЕРЖАНИЕ

От автора
Введение

Глава 1. ИДЕНТИЧНОСТЬ ВО ФРАНЦУЗСКОМ ОБЩЕСТВОЗНАНИИ

К вопросу о переводе понятий
Философские концепции идентичности: тождество и самость, постоянство и изменчивость
Идентичность в психологии личности и социальной психологии: единство, постоянство, целостность
Идентичность в трактовке социологов: роли, референтные группы, категории
Историки и идентичность: память, наследие, преемственность
Идентичность в этнологии и социальной антропологии: корни, культура, традиция
Междисциплинарный консенсус: определение идентичности в парадигме сложности
Идентичность как стратегия
Критика понятия "идентичность"

Глава 2. КОНСТРУИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ, КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ

Постановка проблемы
Территории, которые нам принадлежат: "мой дом, моя земля, моя страна"
Территории, которым мы принадлежим

Глава 3. ФРАНЦИЯ И ФРАНЦУЗЫ

Что есть Франция
Кого можно считать французом
"Использование другого": француз, его "друзья" и "враги"
Крупным планом: "Французы, мусульмане: в чем проблема?"
Быть французом в XXI веке: каждый на свой манер

Глава 4. ФРАНЦИЯ И ЕЕ РЕГИОНЫ

Регионы, регионализм, регионалисты
Региональная и локальная идентичность
Крупным планом. Корсика: нетипичный французский регион?
Заморские территории и Метрополия

Глава 5. ФРАНЦИЯ И ЕВРОПА

Проблема европейской идентичности
Чувствовать себя европейцем

Заключение
Приложение 1. Список информаторов
Приложение 2. Источники
Приложение 3. Библиография

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.