Rambler's Top100

№ 449 - 450
1 - 23 января 2011

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Читайте книги

Демографический ежегодник России. 2010

Городская семья в России, 1927-1959 гг.

Российская сельская семья в 1897-1959 гг. (историко-демографический аспект)

Влияние экономического кризиса на миграционные тенденции и миграционную политику в Российской Федерации и Регионе Восточной Европы и Центральной Азии

Annual epidemiological report on communicable diseases in Europe. 2010

По страницам журналов «Профилактическая медицина» и «Проблемы прогнозирования»

Содержание журнала «Demographic Research»


Google
Web demoscope.ru

ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА МИГРАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И МИГРАЦИОННУЮ ПОЛИТИКУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕГИОНЕ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Подготовлен И.В. Ивахнюк

М., 2009, МОМ, 78 страниц

http://www.iomrussia.ru/russian/publications/Analitical_report_Ivakhnyuk_ru.pdf

За почти два десятилетия постсоветского развития государства бывшего СССР превратились в тесно взаимосвязанное миграционными потоками пространство. Порядка 80% международных миграционных потоков из/в страны СНГ происходит внутри региона.

Россия является основной принимающей страной в регионе. По оценке ООН, Россия занимает второе место в мире по числу иммигрантов после США и общее число иммигрантов в стране составляет 12 млн. чел., подавляющая часть которых въехали в Россию из стран Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА), бывших прежде республиками СССР. В начале 2000-х гг. Казахстан также стал страной въезда, привлекающей мигрантов из постсоветских государств Центральной Азии. Основными странами происхождения в регионе выступают Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Азербайджан, Армения, Украина, Молдова. Доминирующим видом международной миграции на постсоветском пространстве в настоящее время является временная трудовая миграция, в которую вовлечено не менее 6 млн. чел., причем в значительной своей части она происходит в нерегистрируемой форме (в форме незаконного трудоустройства).

Все вышеперечисленные государства связаны между собой соглашениями о безвизовом порядке пересечения границ. Несколько особняком на постсоветском пространстве стоят Туркменистан и Грузия, миграция из которых в другие страны СНГ имеет ограниченный характер. С обоими этими государствами Россия имеет визовый режим въезда.

Стр. 11.

Таблица 1. Факторы формирования внутрирегиональной международной трудовой миграции в регионе СНГ (стр. 12)

Исторические

· исторические связи между странами

· прежние межреспубликанские миграции

· русский язык

Экономические

· разница в уровнях заработной платы между странами

· разница в объемах национальных рынков труда

· сходные системы профессионального обучения

· признание дипломов и квалификационных сертификатов

Демографические

· различия в моделях воспроизводства населения

· старение населения и дефицит трудовых ресурсов в России

· демографическая взаимодополняемость стран

Политические

· безвизовый режим въезда

· преференции для граждан стран СНГ при легализации и трудоустройстве в России

· двусторонние соглашения о трудовой миграции

· региональные организации

Психологические

· существование множественных родственных, эмоциональных, профессиональных и др. связей

· ментальное сходство, развившееся вследствие длительного проживания в единой стране

Социально-этнические

· диаспоры

· миграционные социальные сети

Географические

· территориальная близость стран

· единая транспортная инфраструктура

В контексте разговора о воздействии экономического кризиса на процессы трудовой миграции важно обратить внимание на рисунке 1 на то, что кризис 1998 г. очень незначительно сказался на численности привлекаемой в Россию иностранной рабочей силы. Уже в 2000 г. масштабы привлечения иностранной рабочей силы восстановились. Это объясняется, прежде всего, тем, что спрос на труд, в том числе труд иностранных работников, в предкризисный период носил гораздо более ограниченный характер, чем ныне. Инвестиционная активность была несравненно ниже. Кризис 1998 г. не вышел за пределы России, а положительная динамика мировых цен на нефть привела к относительно быстрому восстановлению ситуации в российской экономике. С 2003 г. в российской экономике начался период активного роста, локомотивом которого на первом этапе служили топливно-энергетический комплекс и промышленность, за которыми последовал подъем в строительстве, особенно жилья.

Стр. 14.

Многими исследованиями, в том числе проведенными в регионах концентрации мигрантов, доказано, что присутствие иностранной рабочей силы в определенных секторах экономики не приводит к увеличению безработицы среди местного населения. Сопоставление показателей безработицы и численности иностранной рабочей силы по федеральным округам и субъектам Российской Федерации не выявляет прямой корреляции. Таким образом, трудящиеся-мигранты заполняют преимущественно те ниши российского рынка труда, которые российскими работниками по тем или иным причинам заполнены быть не могут.

Более того, анализ перспективных изменений российского рынка труда говорит о том, что при общем сокращении численности национальных трудовых ресурсов на структуру занятости существенное влияние окажет старение населения. К 2025 г. численность населения в возрасте 65 лет и старше в России возрастет на 26 млн. чел. Как и в других развитых странах, столкнувшихся с проблемой старения населения, Россия будет уже в ближайшие годы переживать структурные изменения рынка труда, связанные с возрастанием спроса на услуги, связанные с обслуживанием пожилых. Пока этот сектор не получил широкого развития в России, т.к. спектр предоставляемых геронтологических услуг ограничен, но он неизбежно будет возрастать. Сотрудники домов престарелых, сиделки, социальные работники - судя по тенденциям, сформировавшимся в других странах, все эти виды работ будут выполняться преимущественно мигрантами, скорее всего женщинами, увеличивая "женский сектор" трудового притока и придавая большее значение гендерным аспектам международной трудовой миграции.

Стр. 20.

В соответствии с официальной статистикой Федеральной миграционной службы, доля женщин среди легальных трудящихся-мигрантов, работавших в России в период 2004-2008 гг. устойчиво составляла 15-16%. При этом есть существенные различия по этому показателю по отдельным странам: в миграционном потоке из Узбекистана женщины составляют 8%, из Таджикистана - 7%, Азербайджана - 9%, из Армении - 10%, в то время как среди трудящихся-мигрантов из Молдовы женщины составляют 24%, из Кыргызстана - 28%, из Украины - 19%, из Вьетнама - 35%. Различия в степени участия женщин в международной трудовой миграции объясняются разными культурными традициями в разных странах, различной степенью вовлеченности женщин в работу вне дома, по-разному понимаемыми социальными ролями женщин.

Несмотря на относительно небольшую долю женщин в общем числе трудящихся-мигрантов, работающих в России, их абсолютное число значительно. В 2007 г. в России работали 266,5 тыс. женщин, что по сравнению с 2004 г. (81,2 тыс.) означает рост в 3 раза. Учитывая упомянутую выше оценку количества незаконных мигрантов, работающих в России, можно предположить, что еще порядка 1,5 - 2 млн. женщин-мигрантов работают в России вне правового поля. Эта оценка может оказаться еще выше, если принять во внимание данные социологических исследований, согласно которым доля женщин среди мигрантов, работающих в России, составляет 30-40%.

Женщины менее "видимы" для статистики, чем мужчины, т.к. они заняты преимущественно в неформальных и теневых секторах занятости - частных домохозяйствах, торговле, сфере досуга и развлечений. Часто работодателями женщин-мигрантов являются не юридические, а физические лица, которые не оформляют юридически свои отношения с наемными работниками, т.к. модельные трудовые контракты для работодателей - физических лиц являются неадекватными с правовой точки зрения.

Стр. 26.

Кроме того, исследования в странах происхождения мигрантов доказали, что положительное воздействие трудовой миграции на рынки труда стран исхода не исчерпывается уменьшением демографического давления на рынок труда вследствие оттока относительно избыточного населения, но также проявляется через увеличение числа рабочих мест благодаря предпринимательской деятельности возвратившихся мигрантов. Каждый второй участник опроса, проведенного Палатой товаропроизводителей и предпринимателей Узбекистана, указал, что участие в трудовой миграции имело для него значение с точки зрения приобретения стартового капитала для собственного дела, треть сказали, что миграция помогла им приобрести необходимый опыт работы, еще треть указали на важность расширения делового кругозора в результате миграции. В результате трудовой миграции в странах происхождения мигрантов постепенно формируется предпринимательский класс, который создает рабочие места как для других вернувшихся мигрантов, так и для тех сограждан, которые в миграции не участвуют.

Это было также подтверждено результатами недавнего исследования Всемирного банка в регионе Восточной Европы и Центральной Азии:

  • увеличение доли мигрантов в населении на 10% уменьшает бедность на 2%;
  • 26% мигрантов по возвращении на родину решают открыть свой бизнес;
  • 70% мигрантов считают, что по возвращении на родину их шансы получить лучшую работу возрастают;
  • после миграции большинство мигрантов получает на родине больший доход, чем до миграции.

Стр. 36.

Есть, по крайней мере, пять причин, по которым принятие резких государственных мер, направленных в той или иной форме против трудящихся-мигрантов в России, может оказаться экономически, демографически и политически недальновидным шагом, чреватым проблемами в долгосрочном плане. Прежде всего, это касается трудящихся-мигрантов из стран СНГ.

В-первых, демографические перспективы России неблагоприятны. В результате сокращения численности населения, прежде всего, трудоспособных возрастов, и старения населения, которые в течение ближайшего десятилетия будут нарастать, к 2025 г. демографическая нагрузка пожилыми на одного трудоспособного возрастет почти на 50% по сравнению с 2008 г. Во многих отраслях, в том числе связанных с предоставлением услуг для пожилых, дефицит рабочей силы будет неизбежен. Посткризисное развитие потребует кадрового обеспечения. Иностранные трудящиеся-мигранты станут еще большей необходимостью для России, чем в докризисный период, и желательно, чтобы это были исторически и культурно более близкие России граждане бывших союзных республик.

Во-вторых, на фоне усиливающейся во всем мире конкуренции за трудовые ресурсы протекционистские меры могут поставить страну приема мигранта в такое положение, что мигранты просто перестанут рассматривать ее как возможность временного трудоустройства и обратятся к другим странам. Это уже становится актуальным для России, так как наблюдается процесс переориентации "традиционных" для нее стран происхождения трудящихся-мигрантов, таких как Украина, Молдова, Кыргызстан на другие регионы. Если для Украины и Молдовы конкурентом для приема мигрантов становятся страны Евросоюза (Португалия, Испания, Италия), то Кыргызстан активно рассматривает возможности создания механизмов трудоустройства своих граждан в соседних азиатских странах (Корея), которые могут предложить более привлекательные условия для трудящихся-мигрантов.

В-третьих, допуская мигрантов из региона ВЕЦА на свой рынок труда и обеспечивая их доход, который складывается в десятки миллиардов денежных переводов, пересылаемых ежегодно официально и неофициально в страны происхождения, Россия тем самым обеспечивает безопасность своих границ. Социальная стабильность стран ближнего зарубежья может подвергнуться серьезному испытанию в том случае, если трудящиеся-мигранты массово вернутся на родину, а поток денежных переводов существенно сократится.
В-четвертых, страны СНГ являются естественными геополитическими партнерами России, а трудовая миграция в регионе выступает одним из наиболее значимых факторов интеграции между ними. Насильственное разрушение миграционных связей со стороны России может иметь крайне негативные последствия для России во внешнеполитической сфере в регионе и деформировать интеграционные процессы.

В-пятых, жесткие меры, направленные против трудящихся-мигрантов, грозят тем, что миграция "уйдет в подполье", поскольку миграционный потенциал в странах выезда по-прежнему остается высоким, а в период кризиса может даже возрасти. Расширение неформальных отношений на рынке труда неизбежно повлечет за собой сужение сферы социальной и правовой защиты мигрантов и приведет к росту их эксплуатации и нарушениям прав.

Стр. 63-64.

В основу представляемого аналитического доклада были положены материалы Круглого стола, организованного совместно Бюро Международной организации по миграции в Москве и Федеральной миграционной службой 9 февраля 2009 года при финансовой поддержке Фонда содействия развитию международных связей и сотрудничества "Добрососедство". Присутствовавшие на Круглом столе представители государственных структур, бизнеса, научного сообщества и международные эксперты обсуждали реалии современной миграционной политики России в период экономического спада, долгосрочные перспективы развития, а также предлагали варианты возможного реагирования на глобальный экономический кризис в сфере миграционной политики на национальном и международном уровнях. Информация в докладе представлена по состоянию на 31 марта 2009 года.

Настоящий аналитический доклад, целью которого является выявление современных миграционных тенденций в регионе СНГ и того воздействия, которое оказывает нынешний экономический кризис на процесс принятия решений в миграционной сфере, сфокусирован преимущественно на Российскую Федерацию. Поскольку доминирующей формой мобильности в регионе является временная трудовая миграция, именно ей уделяется основное внимание в докладе.

Аналитический доклад, является серьезной попыткой анализа миграционных процессов в контексте нынешнего экономического спада и выработки взвешенной позиции по различным аспектам миграции. Не все взгляды, изложенные в документе, могут совпадать с точкой зрения Международной организации по миграции. Однако существует позиция, однозначной всегда поддерживаемая MOM - необходимость серьезной аналитической работы как основы принятия любых решений в миграционной сфере. Поэтому, представляемая работа является важным вкладом в усилия, предпринимаемые сейчас государствами и обществом для поиска адекватных решений по преодолению глобального кризиса, в том числе, на территории стран региона Восточной Европы и Центральной Азии.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

СОКРАЩЕНИЯ

1. ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ: ВОЗДЕЙСТВИЕ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА МИГРАЦИЮ

2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В РЕГИОНЕ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ: ПОСЛЕДНИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

2.1. Доминирование внутрирегиональной миграции
2.2. Масштаб, динамика и структура трудовой миграции - роль миграционного законодательства России
2.3. Роль международной трудовой миграции для экономики России
2.4. Денежные переводы
2.5. Тендерное измерение трудовой миграции в регионе СНГ
2.6. Ксенофобия, толерантность и защита прав трудящихся-мигрантов

3. РЫНОК ТРУДА И ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ ОСЕНИ-ЗИМЫ 2008-2009 гг.

4. СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ: ОЦЕНКА ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И РЕАКЦИЯ НА ПРОЯВЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА

4.1. Республика Узбекистан
4.2. Кыргызская Республика
4.3. Республика Таджикистан
4.4. Украина
4.5. Республика Молдова

5. ПОЗИЦИИ РОССИЙСКИХ СУБЪЕКТОВ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ РЕАГИРОВАНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СПАД

5.1. Позиция законодательной власти
5.2. Позиция исполнительной власти
5.3. Позиция российского бизнеса
5.4. Позиция профсоюзов
5.5. Точка зрения аналитиков

6. КАКОЙ МОЖЕТ БЫТЬ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА: ВАЖНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО КОНТЕКСТА

7. ПРИЛОЖЕНИЯ

7.1. Краткая информация о Круглом столе
7.2. Статистика

8. БИБЛИОГРАФИЯ

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.