Rambler's Top100

№ 437 - 438
4 - 17 октября 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Гендер по-нашему  
Гендер и репродуктивные технологии

Вспомогательные репродуктивные технологии: поле «точек зрения»

Репродуктивные технологии в России

Репродуктивные технологии в Европе и в мире

ВРТ, политика, демография и экономика


Google
Web demoscope.ru
Ольга ИСУПОВА

Рубрику ведет Ольга ИСУПОВА

 

Рубрику поддерживает германский Фонд Генриха Белля в рамках большой программы "Гендерная демократия"

Вспомогательные репродуктивные технологии: поле "точек зрения"

Вспомогательные репродуктивные технологии, по историческим меркам, - новое явление. Не удивительно, что, хотя они существуют как минимум с 1978 года, они до сих пор вызывает неоднозначное отношение у окружающих:

  • Большинство людей об этом просто не задумываются и/или не знает (знает очень мало, знания часто "мифологизированные", чтобы не сказать "демонизированные");
  • Для репродуктологов и их пациентов - это просто вся их жизнь, поскольку с эффективностью технологий (вероятностью достижения беременности и затем рождения здорового ребенка) до сих пор все не так просто, и достаточно часто требуются многие годы "погружения в тему" - а затем не всегда хочется с этой темой быстро расставаться;
  • Для священников и церковных идеологов репродуктивные технологии - предмет для суровой критики, или, в лучшем случае, очень осторожного отношения. Например, предыдущий Папа Римский допускал применение этой медицинской техники с условием, что используются только половые клетки мужа и жены, а не посторонних людей-"доноров", и подсаживаются все полученные эмбрионы, причем опять же в матку жены, а не посторонней женщины - суррогатной матери, и даже это дело благословлял. А вот нынешний - против, он требует возвращения к давней, еще 50-х годов, позиции, согласно которой вмешательство третьих лиц - врачей - в интимный процесс переноса клеток между мужским и женским организмом - неэтично и противно Богу;
  • Для Ислама все примерно так же, как и для предыдущего Римского Папы - можно, но без донорства генетических клеток и без суррогатного материнства. Даже несколько жен одного и того же мужчины не имеют права разделить эти функции (генетическое материнство и вынашивание беременности) между собой.

Критически отнеслись к репродуктивным технологиям, в первое время после их появления представительницы гендерного и феминистского подхода.

Для феминисток необходимость для зачатия детей отдавать себя в руки врачей означала дальнейшее развитие традиционной патриархатной ситуации, когда женщина воспринимается прежде всего как объект-орудие воспроизводства населения. При этом раньше ей в связи с этим угрожала "только" смерть при родах и тяжкая работа по вскармливанию и воспитанию детей, а теперь "кошмар и ужас" начинается гораздо раньше - уже при зачатии она должна терпеть опасные для здоровья "атаки" гормонов, к тому же власть - зачать или не зачать, родить или не родить - опять переходит из ее рук в руки врачей.

А самое обидное, что все эти дополнительные манипуляции производятся ТОЛЬКО над женским телом даже в случае ТОЛЬКО мужского бесплодия в паре.

Подобные взгляды подробно развивали Ренате Дуэлли Клейн с соавторами (1984), Джена Кореа (1985), Андреа Дворкин (1983), Катрин Ратклифф (1989), Мишель Стэнворт (1987), Энн Оакли (1987).

Однако со временем все чаще феминистки и просто не чуждые гендерных представлений женщины начали обнаруживать, что оказываются в противоречивой ситуации, когда они, с одной стороны, публично обличают технологии, а с другой, приватно их используют для себя.
Почему это стало происходить так часто? Потому ли, что проблемы бесплодия в мире нарастают (впрочем, для такого утверждения пока нет достаточных оснований), или, скорее, потому, что все чаще люди "созревают" для материнства в относительно позднем возрасте, когда сравнительно большему числу женщин для этого требуется вмешательство медицины? Или, просто, потому, что появилась такая возможность - достаточно эффективног преодоления бесплодия? А возможность - это всегда соблазн ею воспользоваться, в то время как раньше, до появления технологий, выход, в общем-то был только один - так или иначе смириться и бесплодие принять.

Это логическое, жизненное и этическое противоречие заставило некоторых гендерных исследовательниц пересмотреть свои взгляды.

Соответственно, появился новый, более мягкий взгляд на технологии со стороны гендерной теории (Энн Саэтнан и ее соавторы (2000): не надо их уничтожать и запрещать, а надо научить женщин вставать во "властную" позицию по отношению к ним и их "правильно использовать").
В результате возник особый подраздел социологии - социология репродукции. Его создание связано с конференцией "Социология и бесплодие" 1999-го года в Амстердаме, а также с именами Франка Ван Баллена и Труди Герритц. Для этого подхода характерно внимание к голосам самих бесплодных женщин и мужчин и к тому новому, что репродуктивные технологии привносят в мир родственных отношений, а также в другие социальные практики и представления людей.

Можно видеть, что большая часть направлений мысли, так или иначе касающихся ВРТ, относится к ним с некоторой враждебной настороженностью. Степень враждебности, правда, с годами становится меньше, это не приходится отрицать, однако освобождаемое ею место все больше занимается настороженностью.

"Обвинения" и "опасения" возникают также и со стороны биоэтики - тут периодически возникают некие "паники" относительно возможных непредвиденных и неконтролируемых последствий технологий, а именно - ВРТ зачастую обвиняют в попытках снизить качество человеческой популяции, приумножая пороки развития у новорожденных, и в приближении техногенного бесчеловечного будущего (клонирование, стволовые клетки, опыты над эмбрионами, и т.д.).

С точки же зрения дискурса репродуктивных прав, "исторически сложилось" так, что в настоящее время гораздо более важно, и более развито, отстаивание права "не иметь детей", в то время как позиция "иметь детей" в этом поле получает очень слабую поддержку. Не потому ли (в числе прочих причин), что эффективность ВРТ в момент своего внедрения в медицинскую практику (1980-е и ранние 1990-е) была действительно мала, стоимость высока, а процедура сложна, - в результате желающих ею воспользоваться было относительно мало? Мало оказалось и людей, заинтересованных в том, чтобы отстаивать эти свои права на философско-политической арене. В то же время право на аборт, учитывая его практически 100%-ную эффективность, низкую стоимость и относительную простоту, оказалось более очевидным и близким огромному количеству женщин и семей.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.