Rambler's Top100

№ 437 - 438
4 - 17 октября 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Читайте книги

Проблемы развития агломераций России

Монопрофильные города в условиях кризиса: состояние, проблемы, возможности реабилитации

Миграционное законодательство России: состояние, проблемы, перспективы

Demographic Yearbook 2007

Europe in figures - Eurostat Yearbook 2010

По страницам журналов «Здравоохранение Российской Федерации» и «Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология»

Содержание журнала «Journal of Ethnic and Migration Studies»


Google
Web demoscope.ru

В.Я.Любовный

МОНОПРОФИЛЬНЫЕ ГОРОДА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНОСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ

М., ЗАО"Дортранспечать", 2009, 104 страницы


Распределение монопрофильных городов по федеральным округам (на 01.01.2008 г.) (стр. 8)

Федеральные округа

Общее число городов

Моно-
профильные города

Доля монопро-
фильных городов в общем числе городов

Субъекты Федерации, в которых доля монопрофнльных городов превышает 50% общего числа городов

Центральный

308

122

40%

Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Рязанская, Тульская области

Северо-Западный

145

60

41%

Республика Карелия, Ленинградская область

Южный

135

39

29%

 

Приволжский

135

85

63%

Пермский край, Кировская, Нижегородская область

Уральский

115

71

62%

Свердловская, Тюменская, Челябинская область

Сибирский

130

65

50%

Алтайский, Красноярский край. Кемеровская, Читинская область

Дальневосточный

66

26

39%

Сахалинская область. Чукотский АО

Российская Федерация

1096

468

43%

20 субъектов РФ

Численность населения моногородов крупнейших компаний (стр. 20)

Компании

Число городов

Численность населения проживающего в моногородах крупнейших компаний, тыс. человек

Доля численности населения моногородов крупнейших компаний1, %

Основная специализация компании

2002

2007

2002

2007

ОК «Русал»

13

898

815

7,8

7,4

Цветная металлургия

ОАО «АвтоВаз»

1

715

705

6,2

6,4

Машиностроение

ОАО «Евраз Груп С.А.»

8

743

696

6,4

6,4

Черная металлургия

ОАО «УГМК»

12

734

666

6,4

6,1

Черная металлургия

ОАО «Татнефть»

8

636

633

5,5

5,8

Нефте- и газодобыча и переработка

ОАО «ХК Металлоинвест»

4

512

505

4,4

4,6

Черная металлургия

ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат»

1

506

503

4,4

4,6

Черная металлургия

ОАО «Роснефть»

6

493

492

4,3

4,5

Нефте- и газодобыча и переработка

ОАО «Газпром»

7

483

487

4,2

4,4

Нефте- и газодобыча и переработка

ЗАО «Северсталь Групп»

4

509

438

4,4

4

Черная металлургия

ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»

1

419

411

3,6

3,7

Черная металлургия

ОАО «Лукойл»

9

400

396

3,5

3,6

Нефте- и газодобыча и переработка

ТНК-ВР Холдинг

4

397

394

3,4

3,6

Нефте- и газодобыча и переработка

ОАО «Сургутнефтегаз»

2

342

345

3

3,1

Нефте- и газодобыча и переработка

ОАО «МХК «Еврохим»

5

315

300

2,7

2,7

Химическая промышленность

«Интеросс»

4

313

293

2,7

2,7

Цветная металлургия

Из сказанного могут быть сделаны следующие выводы:

  1. существует острая потребность формирования системы взаимодействия между различными территориальными уровнями социально-экономического развития (страна, регион, город), обеспечивающей своевременной и точно дозированной информацией разработку, принятие и реализацию управленческих рекомендаций и решений;
  2. предлагаемая система может включать: анализ сложившихся тенденций социально-экономического развития, вариантные прогнозы развития на различные временные горизонты, мониторинговые исследования, позволяющие своевременно вносить необходимые коррективы в разрабатываемые документы и обосновывающие материалы;
  3. в качестве основного инструмента может быть использован алгоритм, включающий: итерации в двух направлениях - от федерального центра к регионам и городам и обратной связи - от городов к регионам и к федеральному центру; учет позиций и интересов всех уровней и поиск взаимоприемлемых, в том числе, компромиссных решений, принятие которых возможно только при условии согласования позиций между всеми участниками процесса;
  4. вероятно, должны быть выделены позиции, которые по объективным показаниям не будут попадать в разработку предлагаемой системы. К их числу, в частности, могут быть отнесены вопросы государственной безопасности, геополитические проблемы, отдельные позиции внешнеэкономических отношений.

Стр. 54.

Монопрофильные города и поселки России - наиболее уязвимая категория населенных мест, систематически находящаяся в зоне риска в силу односторонне развитой и преимущественно отсталой экономической базы. Такие города и поселки обладают слабой устойчивостью в обычных условиях и первыми теряют "равновесие" при наступлении кризисной ситуации в социально-экономическом развитии страны.

В работе рассматривается состояние и пути реабилитации монопрофильных поселений в условиях масштабного, системного кризиса Основное внимание уделено таким вопросам как оценка масштабов, состава монопрофильных городов и поселков, их месту в общей системе расселения; оценке влияния общемировых и российских тенденций экономического развития на состояние различных отраслевых групп монопрофильных городов; характеристике актуальных проблем развития монопрофильных городов, состоянию социального благополучия; отечественному и зарубежному опыту реабилитации монопрофильных городов; предложениям о расселении части монопрофильных городов и т.д.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Оценка масштабов, состава монопрофильных городов и поселков, их места в общей системе расселения
  2. Оценка влияния общемировых и российских тенденций развития на состояние экономической базы монопрофильных городов
  3. Характеристика актуальных проблем развития монопрофильных городов, состояние социального благополучия
  4. Уроки города Пикалево и оценка принимаемых мер
  5. Отечественный и зарубежный опыт реабилитации монопрофильных городов
  6. Возможные подходы и направления реабилитации монопрофильных городов России в современных условиях
  7. О предложениях по переселению жителей ряда монопрофильных городов
  8. Первоочередные меры по реабилитации монопрофильных городов

Выводы
Вместо заключения

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.