Rambler's Top100

№ 419 - 420
19 - 30 апреля 2010

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Здоровье населения и здравоохранение

Смертность населения в Республике Саха (Якутия)

Факторы, ограничивающие здоровье населения региона (на примере Вологодской области)

Краткие итоги выборочного обследования "Влияние поведенческих факторов на состояние здоровья населения"

Крупный сибирский центр перед лицом депопуляции (на примере Иркутской агломерации)

Миграция в Пермском крае: опыт анализа на региональном и муниципальном уровнях

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Миграция в Пермском крае: опыт анализа на региональном и муниципальном уровнях1

Мкртчян Н.В.2, Карачурина Л.Б.3
(Опубликовано в: Научные труды: ИНП РАН // Гл. ред. А.Г. Коровкин. -М.: МАКС Пресс, 2009. с. 688-712)

Впечатляющий по масштабам миграционный прирост населения России в постсоветский период, составивший, по оценкам, только за 1989-2002 гг. 5,6 млн. человек4, а в 2003-2007 гг. - 730 тыс.5, неравномерно распределялся по регионам страны. Эту неравномерность усиливала межрегиональная миграция: ежегодно регион постоянного жительства меняют около 1 млн. человек (в начале 1990-х гг. - около 2 млн. человек). И хотя миграции осуществлялись во многом во встречном направлениях, межрегиональное перераспределение населения составляет ежегодно сотни тысяч человек. Согласно данным переписи населения 2002 г., за 1989-2002 гг. перераспределение населения между регионами страны составило 6,6 млн. человек (столько человек в возрасте 15 лет и старше проживали на дату предыдущей переписи в регионах, отличных от тех, где они проживали в 2002 г.); в 2003-2007 гг., по данным текущего учета, межрегиональное перераспределение населения составило 797 тыс. человек.

Однако, более интенсивная миграция и, соответственно, более существенные сдвиги в размещении населения осуществляются на внутрирегиональном уровне, между отдельными районами и городами (муниципальными образованиями) в пределах регионов. Обычно население в пределах региона переселяется в столицу и (при их наличии) в другие крупные города. По нашей оценке, основанной на сравнении данных переписей 1989 и 2002 гг., сельская местность и малые города теряют (без учета временной и маятниковой миграции) в среднем 20-25% молодежи, и основной отток идет в «свои» региональные центры, либо в региональные центры и крупные города соседних регионов6.

На примере Пермского края рассмотрим влияние миграции на численность населения отдельных муниципальных образований.

Пермский край – типичный регион северо-востока Европейской России, характеризующийся в последние два десятилетия умеренным по интенсивности миграционным оттоком населения. За 1990-2002 миграционная убыль населения края составила 117,6 тыс. человек (однако убыль в размере 60,9 тыс. человек – приходится на один только 1993 год, что, является на самом деле не миграцией, а результатом решения вопроса с присоединением/неприсоединением закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), которые Росстат «списал» на 1993 г.). По данным Пермьстата за тот же период, миграционная убыль населения края, с учетом пересчетов от итогов переписи населения 2002 г. составила -56,7 тыс. человек, т.е. ежегодно край терял 4-5 тыс. населения.

Миграционная убыль складывалась за счет оттока населения в другие регионы России и небольшого, не компенсирующего этот отток положительного миграционного баланса со странами СНГ и Балтии. Лишь в 1994 г. - пиковом для России по прибытиям из стран СНГ и Балтии - Пермский край имел слабо выраженный миграционный прирост населения. Географические особенности положения края – удаленность от границ и от транзитных железнодорожных путей из Казахстана и Средней Азии в европейский центр России, сказались на объемах миграционных прибытий и нетто-миграции за счет внешних миграций. Поэтому завершение этого миграционного этапа в конце 1990-х – начале 2000-х гг., ознаменовавшееся спадом и прекращением вынужденных миграций и доминированием на постсоветском пространстве «экономических» миграций, значимо не отразилось на миграционной ситуации в крае.

Для Пермского края по-прежнему характерна миграционная убыль населения, которая складывается под воздействием двух обстоятельств:

1. Отсутствие значительных по размеру прибытий из стран СНГ. Оно происходит вследствие невыгодного географического положения края, а также в связи с отсутствием ярко выраженных притягательных факторов, при формальном «соперничестве» за мигрантов с регионами-соседями (которое решается не в пользу края) и при общем снижении миграционных прибытий из стран СНГ в Россию на постоянное место жительства.

2. Как и для всех регионов миграционного оттока, главную роль в миграционном балансе края играет внутрироссийская миграция. Слабый миграционный прирост за счет международной миграции не в состоянии ее компенсировать.

Пермский край отличается также и низкой общей миграционной активностью населения (по прибытиям и выбытиям во всех видах потоков, включая внутрирегиональные, взвешенные к среднегодовой численности населения). Мобильность населения в Прикамье - из самых низких в ПФО и имеет тенденцию к снижению (1,5% в 2007 г.). При этом половина переселений совершается в границах самого Пермского края, что тоже свидетельствует о стагнации миграционных процессов, а также о сложности социально-экономического и миграционного соперничества в границах Урало-Поволжья в условиях отдаленности от регионов выхода иммигрантов и сужения миграционного прибытия в Россию в целом. На миграционной карте ПФО Пермский край занимает только 10-е место по размерам интенсивности миграционной убыли и отличается самой значительной суммарной нетто-убылью. Из регионов ПФО и ближайших соседей схожий миграционный профиль наблюдается лишь у Удмуртии и отчасти у Кировской области. Ситуация у двух других соседей - Башкортостана и Свердловской области принципиально иная: оба региона общим миграционным приростом, но в Свердловской области он обеспечивается и межрегиональной, и международной миграцией, а для Башкортостана - только международной. В рамках ПФО миграционно притягательными регионами являются Татарстан, Самарская и Нижегородская области. И хотя за последние 7 лет из-за снижения притока в лидирующие области и республики внутренние различия между регионами ПФО нивелировались и миграционный ландшафт приобрел более монохромный характер, Пермский край и на этом фоне отличается невыгодно и является «донором» для других территорий округа.

Динамика численности населения Пермского края и его территорий - роль миграции

За 1990–2007 гг. численность населения Пермского края сократилась, по данным текущего учета населения, скорректированным по результатам переписи населения 2002 г., на 309,7 тыс. человек (или на 10,2%). За эти же годы численность населения страны снизилась на 4%. Если в целом для России результаты последней Всероссийской переписи населения 2002 г. были с «пересчетом» по отношению к текущему учету, то для Пермского края был характерен «недосчет» в размере 85,1 тыс. человек, или 2,9% [5, Приложение 6]. Наличие недосчета может свидетельствовать о недоучете потерь населения во внутренней миграции. Перепись показала, что сокращение численности населения было бОльшим, чем это фиксировали данные текущего учета. Отклонения результатов переписи интерпретировались Росстатом как следствие недоучета миграции7, что и потребовало соответствующих пересчетов. Вместе с пересчетом общих итогов, производились пересчеты данных по субъектам Российской Федерации и, на региональном уровне – по отдельным городам, поселениям и районам субъектов РФ.

В отличие от ситуации в стране в целом, миграционная компонента динамики численности населения не только не возмещала потери от естественной убыли населения, но и способствовала ухудшению общей ситуации. Замещающая роль миграции в Пермском крае не проявлялась даже в период максимального для России миграционного прироста – в середине 1990-х гг., когда подавляющее большинство регионов европейской части страны ощущали заметный вклад миграционной компоненты в динамике общей численности населения. Миграционная убыль составила 22% общих потерь населения края за 1990-2007 гг.

Необычность ситуации в Пермском крае - хотя очень низкая рождаемость и соответственно очень низкий естественный прирост распространены в подавляющем большинстве субъектов РФ, подобное устойчивое во времени сочетание и отрицательного естественного прироста, и миграционного оттока в регионах, встречается не так часто. В первую очередь, это характерно для «северных» регионов страны – Магаданской, Камчатской, Мурманской, Сахалинской областей и некоторых других регионах Севера и Дальнего Востока. Для большинства регионов староосвоенной части страны в 1990-е гг. была свойственна модель, при которой миграционный прирост на 30–70% компенсировал естественную убыль населения. Именно эта ситуация воспроизводилась в 1990-2007 гг. и в Приволжском ФО: миграционный прирост компенсировал 39% естественной убыли населения, в 1993-94 гг. полностью перекрывал превышение смертности над рождаемостью.

Только у северного соседа Пермского края – Республики Коми – ситуация аналогичная той, которая характерна для края – естественная убыль ежегодно усиливается миграционным оттоком. Фактор географического – северного - положения невольно оказывается более значимым, для классифицирования общности протекающих демографических процессов, чем, например, фактор функционально-урбанистической однотипности (с Свердловской областью, возглавляемой, как и Пермский край, городом-миллионером).

Отрицательная динамика численности населения в 1990–2000-е гг. была характерна и для городской, и для сельской местности Пермского края. Однако эта динамика в России и в Пермском крае подчиняется не только логике естественных и миграционных процессов, но и находится под влиянием административно-территориальных преобразований – статусного перехода части поселений (обычно поселков городского типа) то в сельские, то в городские. Значительное число такого рода преобразований в Пермском крае, как и вообще в стране, было в 1991–1992 и 2004 гг.

Потери городского населения за счет естественной убыли составили 186,4 тыс. человек (табл. 1). За межпереписной период 1989–2002 гг. число горожан сократилось в 57 регионах России, в числе которых и Пермский край. В последующие 2003–2007 гг. число горожан уменьшалось в российских регионах почти повсеместно (в 71).

Таблица 1. Компоненты динамики общей убыли населения Пермского края, 1990–2007 гг., тыс. человек

 

Естественная убыль

Миграционная убыль

Общая убыль

Все население

247,4

71,1

318,5

Городское население

186,4

49,0

235,5

Сельское население

61,0

22,1

83,2

Ист.: данные Пермьстата

Однако композиционный анализ показывает, что «вклад» городского населения Пермского края в отрицательную общую динамику был несколько меньшим, чем сельского: если бы убыль между городским и сельским населением распределялась бы соответственно доле горожан и сельчан в численности населения края, то убыль городского населения должна была бы составлять 239 тыс. человек.

Несколько большая убыль сельского населения обеспечивается за счет его более «старой» возрастной структуры. Миграция даже в 1990-е годы не внесла сколько-нибудь существенного вклада в восполнение потерь и сельского, и городского населения; в то же время, во многих регионах Центральной России она обеспечивала рост населения. Только за первую половину 1990-х гг. благодаря миграции сельское население России получило более 1 млн. дополнительного населения8.

Основным долгосрочным фактором динамики сельского населения в Пермском крае в 1990-2000-е гг. тоже является естественная убыль населения, а не миграционный отток, как это было в предшествующие десятилетия в результате ускоренной урбанизации. Миграционная компонента сейчас лишь «вмешивается» в процессы естественной убыли сельского населения, то замедляя, то ускоряя этот процесс.

На уровне городов и районов края компоненты динамики численности населения претерпели серьезные изменения. Если в 1990 г. только в 4 городах Пермского края отмечалась естественная убыль населения, то в 2000 г. она была во всех городах и районах, а в 2007 г. в 42 из 47. Миграционный прирост, напротив, в 1990 г. имел место только в 7 территориях Прикамья, в 2000 г. - в 13, в 2007 г. - в 18.

В 1990 г. в Пермском крае преобладали территории, в которых естественный прирост населения сочетался с миграционным оттоком (табл. 2). В 2000 г. таких территорий не осталось совсем, в большей части городов и районов естественная убыль населения сочеталась с миграционным оттоком, в меньшей части - естественная убыль с миграционным приростом. В 2007 г. при сохранении миграционной и естественной убыли в более чем половине территорий, увеличилось число городов и районов, в которых миграционный прирост сочетался с естественной убылью.

Таблица 2. Распределение территорий Пермского края по компонентам динамики населения в 1990, 2000 и 2007 гг.

годы

Число городов и районов с растущим населением

Типы динамики населения

ЕП-МП-

ЕП+МП-

ЕП-МП+

ЕП+МП+

1990

11

4

36

0

7

2000

7

34

0

13

0

2007

10

25

4

17

1

Примечание. Число городов и районов приведено в соответствии с началом 2008 г.

ЕП - естественный прирост; МП - миграционный прирост

При этом, число городов и районов Пермского края с растущим населением изменялось мало. Однако, если в 1990 г. территории увеличивали свое население за счет естественного прироста, то в 2000 и 2007 гг. рост обеспечивала только миграция. В 2007 г. в сравнении с предыдущим годом число территорий края, в которых миграционный прирост «перекрыл» естественную убыль населения, увеличилось до 8 (в 2006 г. таких территорий было 2), что объясняется, правда, изменением порядка учета международных мигрантов: в 2007 г. в статистику стали включать данные о числе иностранцев, впервые получивших разрешение на временное проживание и регистрирующихся по ПМЖ. Во всей России эта мера послужила причиной роста числа прибывших по меньшей мере на 50 тыс. человек, похожие процессы отмечаются во всех регионах страны.

Несмотря на то, что сочетание компонентов динамики численности населения в отдельные периоды у многих территорий края схоже, территории существенно различаются по результатам динамики населения. Если рассмотреть показатели в 10%, демонстрирующих в 1990-2007 гг. наиболее большой спад численности и 10% демонстрирующих рост (небольшой, выражающийся в 1-7% за период), видны серьезные отличия таких «полярных» регионах (рис. 1). Кроме того, видно, что они в какой-то мере дополняют друг друга. Миграционный отток из одних регионов («худших» по динамике численности) сопровождается притоком в другие («лучшие») территории. Это - влияние внутриобластной миграции.

Рисунок 1. Компоненты динамики численности населения в Перми и Пермском районе, пяти «лучших» и пяти «худших» районах и городах по динамике численности населения, 1990-2007 гг., на 1000 населения

Примечание: к числу «лучших» отнесены гг. Добрянка, Чайковский, Кудымкар, Частинский и Чернушинский районы; к числу «худших» - гг. Гремячинск, Губаха, Кизел, Горнозаводский и Гайнский районы.

Ист.: данные Пермьстата

Районы и города с наибольшим сокращением населения расположены на востоке края (4 из 5 худших), территории с позитивной и слабонегативной динамикой - в юго-западной и центральной частях.

Максимальный спад численности населения пришелся на центры Пермской угледобычи – города Кизел и Гремячинск, Губаха, Александровск. Свертывание производства в них стало причиной массового оттока населения, который усугубил обозначившуюся ранее естественную убыль населения. Вторая группа отточных городов формируется вокруг Перми – Кунгур, Чусовой. Хотя и сам краевой центр отточен, но воспроизводится «цепной» эффект: Пермь отдает свое население более крупным и мощным центрам Урала (в первую очередь, Екатеринбургу), Москве, Санкт-Петербургу. А города вблизи Перми являются миграционными донорами для самой Перми. Третья группа отточных городов сложилась на севере края – Березники и Соликамск.

Миграционная ситуация в отдельных территориях Пермского края

В Пермском крае, как регионе устойчивого миграционного оттока населения, в последние полтора десятилетия выезд в большинстве территорий преобладал над въездом. И в 1990-е, и в 2000-е годы имел место большой разброс по показателям интенсивности миграционного прироста (убыли) населения по территориям края. В 1990-2002 гг. этот разброс составлял от 70 на 10 тыс. (г. Кудымкар) до -235 на 10 тыс. (г. Гремячинск); в 2003-2007 гг. – от 80 на 10 тыс. (Бардымский район) до -180 на 10 тыс. (г. Гремячинск)

Территории, притягивающие население, располагались в центральной и юго-западной частях края. В 2000-х гг. в их локализации мало что изменилось в сравнении с предшествующим десятилетием. В северной части Прикамья наблюдается повсеместный отток населения, но самой большой интенсивностью он характеризуется на востоке края, в городах и районах угледобычи.

Такой характер миграции на территории края неслучаен, он вписывается в общестрановые тенденции: теряют население прежде всего регионы и районы с более экстремальными природными условиями, и, что более важно, с выраженной моноотраслевой структурой экономики (если это не районы нефте- и газодобывающей промышленности).

На силу миграционного оттока из территорий востока края оказывает влияние и то, что это наиболее территориально близкие районы к Свердловской области, ее крупным промышленным городам - Екатеринбургу, Нижнему Тагилу.

Миграция по потокам и поселениям разных типов. Миграционный прирост или убыль населения отдельных регионов, а в пределах них - городов, поселков и районов складывается за счет различных миграционных потоков. В наиболее общем виде их можно подразделить на:

  1. Потоки международной миграции;
  2. Потоки межрегиональной миграции;
  3. Потоки внутрирегиональной миграции.

Иногда миграция по этим потокам для региона (города, района) приводит к сходным результатам, т.е. сальдо миграции имеет одинаковый знак, но чаще всего эти потоки ведут к разнонаправленной динамике численности населения территории. Часто один поток компенсирует негативное влияние другого, формируя своеобразный «промывной» миграционный режим того или иного региона, района, города.

С другой стороны, миграционные процессы по-разному складываются в поселениях разных типов. Чаще всего на региональном уровне выделяется столица региона (обычно город с населением свыше 250 тыс. человек, в ряде случаев - город-миллионер), другие крупные города (с населением свыше 100 тыс. человек), малые и средние города, поселки (городские поселения с числом жителей менее 100 тыс.) и сельская местность. Направленность потоков внутриобластной миграции в условиях урбанизационного тренда зачастую идет от поселений мелких размеров к более крупным, от сельской местности к городам, от малых и средних городов - к крупным и крупнейшим.

Общероссийская тенденция не только последних лет, но и всех последних десятилетий, за исключением краткосрочного периода в начале 1990-х гг. - перераспределение населения в пользу городов. За 2005-2007 гг. российские города росли на 62% за счет международной, на 26% за счет внутрирегиональной и на 12% за счет внутренней межрегиональной миграции. 70% миграционного оттока сельского населения приходилось за счет миграции в городские поселения своего региона, 30% - в другие регионы, при этом международная миграция восполняла потери села на 67%.

Как видно (рис. 2), в целом по России региональные столицы, включая и федеральную столицу - Москву в равной мере росли за счет внутрирегиональной и межрегиональной миграции, при этом роль внутренней миграции составляла 60% от общего миграционного прироста.

Рисунок 2. Миграционный прирост (убыль) по потокам, Россия, 2005-2007 гг., тыс. человек

Ист.: данные Росстата

Нестоличные крупные города имели близкий к нулевому миграционный баланс внутрироссийской миграции, и прирастали только за счет международной миграции. Средние и малые города теряли в межрегиональном обмене, но восполняли эти потери за счет обмена с сельской местностью.

Это - общероссийские тенденции, но на региональном уровне ситуация очень неоднородна. В Пермском крае она выглядит следующим образом: столица края прирастает за счет миграции из других городов и районов Прикамья и за счет международной миграции, в межрегиональном миграционном обмене она теряет население. При этом общий миграционный баланс слабоотрицательный (рис. 3).

Рисунок 3. Миграционный прирост (убыль) по потокам, Пермский край, 2005-2007 гг., человек

Ист.: данные Пермьстата

Крупные города Пермского края (Березники и Соликамск, недавно «выпавший» из клуба городов-100-тысячников) - теряют население в основном также за счет межрегиональных переселений, но подпитка за счет миграции из других территорий края и даже за счет международной миграции у них отсутствует. Причем убыль за счет миграции с другими регионами России почти такая же по масштабам, что и у Перми, а учитывая, что их суммарное население почти вчетверо меньше Перми, интенсивность оттока довольно велика.

Малые и средние города Прикамья еще больше теряют населения во внутрироссийском обмене, но на три четверти компенсируют его притоком из сельской местности и из других стран. Село, в свою очередь, является донором для «своих» городов и примерно в той же мере - для других регионов страны, менее чем на 20% этот отток компенсируется международной миграцией.

Города Пермского края, теряя население в обмене с другими российскими регионами, получают небольшую подпитку за счет миграции с сельской местностью и за счет миграции с другими странами, что компенсирует отток в другие регионы на 60%. Село Прикамья, соответственно, теряет население в обмене со своими городами и с другими регионами (примерно в равной мере), и очень немного прирастает за счет международной миграции.

В миграции с другими регионами России практически все города и районы Пермского края демонстрируют убыль. Исключение – Бардымский район, имеющий незначительный, слабый прирост. Еще 11 районов и г. Краснокамск имеют фактически «нулевой» баланс, т.е. их прирост или убыль составляет ±50 человек за 2005-2007 гг. По масштабам оттока за пределы края лидируют Пермь с Пермским районом и другие крупные и средние города края. Среди сельских районов по масштабам оттока за пределы края лидируют приграничные районы Прикамья: Чердынский, Чернушинский, Октябрьский, Горнозаводской.

На рис. 4 видно, что и столица края, и крупные города, и в целом другие города и районы Пермского края теряют население в обмене с другими территориями России. Это показывает в целом повсеместное отсутствие возможностей конкурировать за мигрантов с другими регионами страны. Даже Пермь теряет население, причем не только с мощнейшими из конкурентов – Москвой и Свердловской областью, но и с другими регионами. Хотя основной отток из столицы края идет в Москву, а не в Екатеринбург.

Оттягивающая роль Москвы нигде больше в Прикамье не играет такой роли, ее место занимает Свердловская область. Это – следствие прежде всего недостаточной «платежеспособности» населения городов и районов Пермского края. Роль Свердловской области как региона, оттягивающего население, сравнима с ролью всех остальных территорий страны.

Рисунок 4. Миграция по основным потокам по группам территорий Пермского края, 2005-2007 гг., тыс. человек

Ист.: Данные Пермьстата

Внутрикраевая миграция, как уже было сказано, дает прирост городам, однако не всем: теряют население Соликамск, Гремячинск, Губаха, Кизел, т.е. наиболее депрессивные города на востоке края. Большинство районов края население теряли: из 34 районов только 10 получали миграционный прирост, 2 – имели «нулевой» баланс. В географии районов, имеющих миграционный приток, не прослеживается выраженной закономерности. Основное перераспределение населения в пределах края, как видно на рис. 3, осуществляется между районами и городами края в пользу последних, причем Пермь и другие крупные города меньше задействованы во внутрикраевом перераспределении населения.

Миграция с другими странами подпитывала население почти всех территорий края, за исключением гг. Соликамска, Березников, Губахи, но отток был очень невелик. Она примерно равными долями распределяется между Пермью, другими городами края и районами Прикамья.

Т.о., в сравнении с другими регионами России и соседями по Приволжью и Уралу Пермский край выглядит как отдающий регион со слабой по миграционной привлекательности столицей. Схожая картина - в Кировской области, Республике Мордовии, но для Пермского края это довольно странно, ведь регион возглавляет город с почти миллионным населением. Даже Сыктывкар как столица является более привлекательным для жителей республики Коми, не в пример более сильные столицы - Казань, Екатеринбург, Самара, Ярославль. Пока край не может привлекать население из других регионов страны, в нем не просматривается и центров, которые могут «поворачивать на себя» миграционные потоки. Она не является и региональным центром притяжения населения.

Молодежь - внутрикраевое и межрегиональное перераспределение

Миграция молодежи является процессом, во многом определяющим как демографическое настоящее, так и будущее региона, города или территории. Именно в молодых возрастах интенсивность миграции резко повышается, а затем столь же быстро снижается9. Миграция молодежи в решающей мере ведет к перераспределению населения, обусловливает омоложение и улучшение возрастной структуры населения одних территорий и ускоренное старение и регресс - других.

На территории Пермского края о миграции молодежи между отдельными территориями практически невозможно следить на основе данных текущего учета населения. Прежде всего потому, что на уровне отдельных городов и районов эти данные труднодоступны; кроме того, миграция в большой мере осуществляется не на постоянное место жительство (ПМЖ), а на временной основе, и заканчивается сменой ПМЖ уже через несколько лет, когда человек, уже «переместившись» в более старшую возрастную группу, решает свои жилищные проблемы.

Оценить масштабы миграции молодежи в общем виде позволяют данные переписей населения. Мы использовали для анализа сравнение возрастных структур населения по отдельным городам и районам Пермского края на начало 1990 г. (через год после переписи 1989 г. Именно на эту дату Пермьстат предоставил данные, пересчитанные от итогов переписи 2002 г. в сопоставимых административно-территориальных единицах) и данные переписи 2002 г. Данные брались по однолетним группировкам и производился сдвиг на 13 лет, с использованием коэффициентов дожития в соответствующих возрастах (от 0 до 13 лет, от 1 до 14 лет и т.п.). Коэффициенты дожития, отдельно для мужчин и женщин использовались для городов - по городскому населению, для районов края - по сельскому населению. Для детей и молодежи вероятность дожития до следующей переписи велика, что делало наши поправки в целом не очень существенными. В немолодых возрастах применение этого метода неоправданно из-за большого числа «недоживающих» до следующей переписи.

В результате была получена примерная численность лиц, «недоживших» до даты следующей переписи в каждом возрасте, и на эту численность было скорректировано население каждого города и района. Полученные значения сравнивались с фактическими на дату следующей переписи, и отклонения нами интерпретировались как результат миграции. Если численность молодежи, скажем, в возрасте 15-19 лет была по переписи 2002 г. выше расчетной, значит, имел место соответствующий ее приток; в обратном случае - отток.

По нашим расчетам, Пермский край за 1990-2002 гг. потерял за счет миграции около 10 тыс. 15-19-летних (лиц, которым на дату переписи 2002 г. должно было быть 15-19 лет) и 24 тыс. 20-24-летних. Это составляет 60% общих миграционных потерь Прикамья за межпереписной период - т.е. именно потери молодежи определяли в основном миграционную убыль населения края.

При этом, несколько территорий, притягивающих молодежь, (Пермь и Пермский район, Соликамск и Соликамский район, Краснокамск и Чайковский) получили чистый приток молодежи в возрасте 15-19 лет - 14 тыс., 20-24 лет - порядка 7 тыс. человек. Соответственно, с учетом внутриобластной миграции, отток молодежи из других территорий края был большим и составил 24 тыс. 15-19-летних и 31 тыс. 20-24-летних (рис. 5).

Рисунок 5. Миграционное перераспределение молодежи в период между переписями 1989 и 2002 гг., тыс. человек

Рассчитано по данным Пермьстата

В табл. 3. представлены города и районы, однозначно привлекающие молодежь, и масштабы прироста молодежи в них, который сложился благодаря миграции. Также представлены данные по некоторым территориям, наиболее интенсивно теряющим молодежь.

Таблица 3. Оценка масштабов притока и оттока молодежи в отдельных городах и районах Пермского края в межпереписной период

Территории (группы территорий) края

Возрастные группы

Оценка числа жителей в соответствующем возрасте от итогов переписи 1989 г., тыс. человек

Фактическая численность по данным переписи 2002 г., тыс. человек

Отклонение, раз (гр.4/гр.3)

1

2

3

4

5

Города и районы, принимающие молодежь

15-19

143,0

157,4

1,101

20-24

134,4

139,1

1,035

В т.ч.:

Пермь и Пермский район

15-19

94,6

104,6

1,105

20-24

91,0

95,4

1,049

Краснокамск

15-19

5,9

6,3

1,059

20-24

5,4

5,2

0,968

Соликамск и Соликамский район

15-19

10,2

11,3

1,101

20-24

9,0

10,1

1,120

Чайковский

15-19

9,0

11,6

1,296

20-24

7,2

8,5

1,178

Города и районы, интенсивно отдающие молодежь

Гремячинск

15-19

2,1

1,1

0,531

20-24

1,3

0,9

0,649

Кизел

15-19

4,6

2,8

0,612

20-24

3,3

2,0

0,599

Сивинский район

15-19

2,4

1,5

0,626

20-24

1,6

1,2

0,729

Еловский

15-19

1,7

1,1

0,652

20-24

1,1

0,8

0,699

Рассчитано по данным Пермьстата

Оценки миграции молодежи по Пермскому краю показывают, что многие территории Прикамья теряют молодежь. Масштабы потерь колеблются в основном в пределах 10-30%, но, как видно из таблицы, есть территории, где они еще выше. Также видно, что даже миграционно привлекательные внутри края территории не могут оттянуть на себя целиком отток молодежи: принимая бОльшую часть 15-19 летних, они притягивают менее четверти 20-24-летних, которые выезжают за пределы края.

Все это говорит о слабости городов Пермского края, а также о том, что им очень сложно конкурировать за мигрантов (даже внутрикраевых) с соседями, прежде всего - с городами Свердловской области, Казанью, Уфой, не говоря уже о Москве. Работы в других регионах показывают, что в Прикамье роль столицы края во внутрирегиональном перераспределении молодежи невелика. Например, Иркутск как областной центр притягивает дополнительно 20-25% молодежи, Красноярск - 25-30%.

На рис. 6 видно, что регионы, теряющие молодежь, имеют суженную нижнюю часть середины половозрастной пирамиды (число 40-летних превосходит число 20-летних), тогда как территории, ее притягивающие, путь и в сравнительно небольших количествах, существенно улучшают половозрастные пропорции в населении. Это влияет не только на социальные характеристики населения (больше людей в молодых трудоспособных возрастах, контингентов учащихся и т.п.), но и его демографические характеристики (большинство рождений осуществляется женщинами в возрастах 20-24 и 25-29 лет).

Рисунок 6. Население территорий Пермского края, принимающих и отдающих молодежь, по полу и возрастным группам, на дату переписи 2002 г.

Рассчитано по данным Пермьстата

Временная миграция. ФМС России ведет учет мигрантов, получающих регистрацию по месту пребывания - на любой срок. Их численность в 2005 г. составляла 65 тыс. человек (без учета Коми-Пермяцкого АО), в 2006 г. - 67,4 тыс., в 2007 г. - 66,3 тыс., за 9 месяцев 2008 г. - 43,7 тыс. Опять же для анализа миграционного баланса края эти данные имеют малую применимость, т.к. ФМС не располагает информацией (нет ее и в других регионах), сколько жителей края регистрируются по месту пребывания в других регионах страны. С другой стороны, эти данные позволяют оценить, какие территории края привлекают больше временных мигрантов.

Также имеются данные о численности иностранных граждан, регистрирующихся в Пермском крае (табл. 4). Видно, что только часть причин, послуживших целью поездки иностранцев, можно отнести к миграции, даже временной: туризм явно не подпадает под определение миграции, как и большинство поездок в частных и деловых целях. Также нельзя отнести к миграции зарегистрированных в гостиницах. Поездки на учебу и для осуществления трудовой деятельности можно вполне относить к временной миграции.

Таблица 4. Численность иностранных граждан, зарегистрированных в Пермском крае, по целям поездок, и численность поставленных на миграционный учет

 

2006

2007

9 мес. 2008

Всего, в т.ч. прибывших:

36690

52521

66365

В частных целях

27178

12312

15672

В целях осуществления деловых поездок

4175

4640

4690

С туристическими целями

677

3800

3886

В целях обучения

336

559

545

С целью осуществления трудовой деятельности

3929

30929

41377

В гуманитаных целях

395

281

195

Зарегистрированы в гостиницах

6604

6398

6479

Численность ИГ, поставленных на миграционный учет*

43088

59125

72862

* в 2006 г. - прошедших регистрацию

Источник: данные УФМС по Пермскому краю

Т.о., численность временных мигрантов - иностранных граждан в Пермском крае можно оценить в 40-50 тыс. человек в течение всего года. Это не означает, что столько человек находились на территории края одномоментно - происходила определенная ротация временных мигрантов, кроме того, один человек в течение года мог зарегистрироваться в не один раз.

Численность иностранцев, получивших разрешение на работу в Пермском крае, в 2006 г. составляло 5,6 тыс. человек, в 2007 г. - 22,6 тыс., за 9 мес. 2008 г. - 15,4 тыс. При этом «в отчетном периоде» работало в крае 9,1 тыс., 22,6 и 29,2 тыс. иностранцев соответственно, т.к. здесь учитывается «переходящий остаток» работников с прошлого года. Реальное число одномоментно находящихся в крае мы гастарбайтеров мы не знаем, т.к. им также свойственная ротация10.

Масштабы нелегальной миграции11 в крае на сегодняшний день невелики - 2-3 тыс. человек (по оценке УФМС России по Пермскому краю). В основном это мужчины, из стран Средней Азии (около 80%): Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана, в возрасте от 18 до 35 лет. Труд «нелегальных мигрантов» используется на временных работах - в строительной отрасли, сельском хозяйстве (по данным УФМС России по Пермскому краю).

Выше мы характеризовали миграционную ситуацию в городах и районах Пермского края с использованием данных о миграции на ПМЖ или данных Переписи населения 2002 года. Однако, в каждую территорию края идет приток временных мигрантов, которые регистрируются по месту пребывания (иностранные граждане, с недавнего времени, - становятся на миграционный учет). Логично предположить, что чем интенсивнее прибытия на ПМЖ, тем интенсивнее в той или иной территории идут процессы временной миграции.

Но так ли это? На рис. 7 мы ранжировали показатели интенсивности прибытий на постоянное место жительство (данные Росстата) и показатели регистрации по месту пребывания российских граждан и иностранцев (данные УФМС по Пермскому краю). Видно (линейный тренд), что распределение регистрации по месту пребывания российских граждан имеют слабую положительную связь с интенсивностью прибытий на ПМЖ, а регистрация иностранцев с ней никак не связана.

Рисунок 7. Численность прибывших на ПМЖ, зарегистрированных по месту пребывания российских и иностранных граждан, 2007 г., на 1000
(ряды ранжированы по интенсивности прибытий на ПМЖ)

Рассчитано по данным Пермьстата и УФМС по Пермскому краю

Примерно те же результаты дает ранжирование зарегистрированных по месту пребывания россиян и иностранцев по показателю интенсивности миграционного прироста (рис. 8). Временная миграция россиян в определенной мере связана с результатами миграции на ПМЖ, а иностранцев - нет.

Рисунок 8. Нетто-миграция на ПМЖ, численность зарегистрированных по месту пребывания российских и иностранных граждан, 2007 г., на 1000
(ряды ранжированы по интенсивности прибытий на ПМЖ)

Рассчитано по данным Пермьстата и УФМС по Пермскому краю

Территориальное распределение временных мигрантов-иностранцев и россиян схоже, при этом, в том, что более половины временных мигрантов регистрируются в столице - Перми.

Таким образом, временная миграция не демонстрирует принципиальных отличий от ситуации с миграцией на ПМЖ - на территории Прикамья нет выраженных точек роста, т.е. по-настоящему динамично развивающихся городов. Не принадлежит к их числу и столица - Пермь.

Подводя итог, подчеркнем, что предпринятый нами подход к анализу миграции в регионе на разных уровнях - общестрановом, макрорегиональном, региональном и муниципальном - позволяет более точно оценить реальные проблемы региона, возникающие вследствие процессов депопуляции, сопровождающейся устойчивым миграционным оттоком населения. В страновом и макрорегиональном масштабе этот регион (Пермский край) является миграционным донором для более привлекательных в миграционном отношении регионов-соседей, а точнее, их столиц: Екатеринбурга, Казани, Нижнего Новгорода. На региональном уровне становятся заметны последствия миграции для разных частей региона, отдельных групп районов и поселений: ускоренное сокращение населения в депрессивных городах «советской» индустриализации на востоке края, выезд населения с севера. На уровне отдельных районов, городов видно, что миграционный отток ведет к выезду молодежи, наиболее интенсивному в тех муниципальных образованиях, в которых молодежь не видит возможностей для самореализации (вначале - в плане получения образования, затем - профессиональной и личностной реализации). Территорий притока в крае крайне мало.

На наш взгляд, проблема края в том, что его столица - Пермь - проигрывает конкуренцию за население с соседними регионами, не в состоянии удержать молодежь, выезжающую из сельской местности, малых и средних городов края. Это лишает регион и отдельные его муниципальные образования перспектив развития в будущем. Этот пример показателен для России в целом, где в подобной ситуации в последние годы оказались 80-90% муниципальных образований.


1 Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект 08-02-00120а «Реформа местного самоуправления и трансформация расселения населения в современной России».
2 к.г.н., с.н.с. Института демографии ГУ ВШЭ; с.н.с. ИНП РАН
3 к.г.н., Зам. заведующего кафедрой демографии Института демографии ГУ-ВШЭ
4 Население России 2003-2004. Одиннадцатый-двенадцатый ежегодный демографический доклад / Под ред. А.Г. Вишневского. М.: «Наука», 2006. с. 308
5 Данные неполные, т.к. вне статистического учета находятся международные мигранты, не имеющие гражданства РФ и вида на жительство. Только с 2007 г. статистика учитывает мигрантов, получающих впервые разрешение на временное проживание. Вне рамок статистического учета находятся миллионы иностранцев, прошедших миграционный учет (регистрирующихся по месту пребывания на срок до 1 года). Подробнее см.: Чудиновских О.С. Правовые основы государственного статистического наблюдения за миграционными потоками в России / Вопросы статистики №8 2006; Чудиновских О.С. Учет миграции в России: причины и последствия кризиса / «Демоскоп Weekly» № 185, 10-23 января 2005 г., http://demoscope.ru/weekly/2005/0185/analit03.php.
6 см., например, Мкртчян Н.В. Крупный сибирский центр перед лицом депопуляции (на примере Иркутской агломерации) / Региональные исследования №2 2008, с. 21-38.
7 О предварительных итогах Всероссийской переписи населения 2002 года. Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации. Письмо В.А. Соколина №ВС-08-20/1328 от 07.04.2003 в Правительство РФ. Основной текст, приложения. с. 9
8 Население России 1996. Четвертый ежегодный демографический доклад. / Под ред. А.Г. Вишневского. М.: 1997, с. 149
9 Мкртчян Н.В., Карачурина Л.Б. Демографические и социально-экономические факторы динамики миграционной активности населения России: современная ситуация и перспективы / Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН / Гл. ред. А.Г. Коровкин. М.: МАКС Пресс, 2008. с. 571-604
10 Чудиновских О.С. Правовые основы государственного статистического наблюдения за миграционными потоками в России / Вопросы статистики №8 2006.
11 Нелегальным мигрантом, в соответствии со ст. 25.10. ФЗ-114 ,в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ, является иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.