Rambler's Top100

№ 409 - 410
8 - 21 февраля 2010

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Профессия: исследователь 

К 80-летию со дня рождения Леонида Евсеевича Дарского

Леонид Евсеевич Дарский

Леонид Евсеевич Дарский
(1930-2001)

12 февраля 2010 года Леониду Евсеевичу Дарскому исполнилось бы 80 лет. В России имя Л. Е. Дарского знакомо практически всем, кто хоть когда-нибудь профессионально занимался демографией или проявлял интерес к этой науке. Подробная биография Л.Е. Дарского, список научных работ, неизданная при жизни статья, воспоминания коллег были опубликованы в Демоскопе (№ 39-40 за 2001 г., № 85-86 за 2002 г., №191-192 за 2005 г.). Очень жалко, что Леонид Евсеевич не дожил до своего 80-летия, это был бы для всех замечательный праздник, но каждый из тех, кто его знал, благодарен судьбе за то, что был знаком с ним долгие годы.

Вспоминая сегодня Леонида Евсеевича Дарского, Демоскоп предлагает воспоминания его одноклассника - известного ученого и общественного деятеля, академика РАН Ю.А. Рыжова, коллег - Г.А. Бондарской и М.С. Тольца.

Одновременно Демоскоп помещает в Читальном зале последнюю опубликованную работу Л.Е. Дарского, подготовленную совместно с И.П. Ильиной, "Брачность в России. Анализ таблиц брачности"1, в которой представлены результаты исследования динамики брачности в России в ХХ в. по серии таблиц брачности для первых браков мужчин и женщин, построенных на основе данных микропереписей населения 1985 и 1994 гг. Впервые вычислены показатели брачности мужчин и женщин по национальности, уровню образования и типу поселения.

Трое из бывшей Гимназии.
Памяти Леонида Евсеевича Дарского

Вернувшись в мае 1943 г. в Москву из эвакуации я начал свой 6-й школьный год в 59-ой школе, что на Староконюшенном переулке напротив Канадского посольства2. Это был первый год, когда в стране восстановили раздельное обучение. В классе было человек 30 мальчишек из окрестных арбатских переулков, с некоторыми из них я был знаком до войны и учился с первого по третий класс. Среди них был мой сосед по дому № 41 того же переулка, Борис. Очень скоро он познакомил меня с одноклассником Лешкой Дарским. Лешкой его звали дома и все мы в классе, хотя "документально" он был Леонид Евсеевич Дарский.

Наша троица - Борис, Лешка и я - стала неразлучной на все школьные и первые студенческие годы. Мы обращались к друг к другу "старик", за что в классе нас прозвали стариками.

Лешка жил с родителями в доме № 4 на Арбате, рядом с "Прагой" и троица кочевала между моим и Борисовым домом и квартирой Дарских.

Леонид Евсеевич ДарскийОтец Леши, Евсей Павлович Дарский - эстрадный артист, выходец из "синеблузников", в 1940-х годах в паре с Львом Борисовичем Мировым3- самые популярные в стране конферансье, ведшие концерты на площадках самого высокого уровня.

Наклонности к каким-то предметам у нас были почти до окончания школы в 1948 году слабо выражены. Ну, может быть, Борис был скорее "гуманитарий", Лешка ближе к точным наукам, а я, скорее, амбивалентен. К нашей троице часто присоединялся Витя Маслов из ученой гуманитарной семьи, что не помешало ему стать впоследствии академиком-математиком, действительным членом АН СССР, сейчас РАН.

Видимо, учили в 59-й хорошо (из нее в разные годы вышли, например, математики - академик В.И. Арнольд, член-корреспондент Л.Д. Кудрявцев, механик - академик В.П. Мясников), потому что мы с Лешкой в 1958 году решили поступать на за год до того созданный физико-технический факультет МГУ, впоследствии знаменитый Физтех, где вступительные экзамены начинались сразу после получения аттестатов зрелости, проходили в два тура и завершались собеседованием с корифеями науки в августе.

Готовились мы с Лешкой у меня, развалившись на диване решали заковыристые физтеховские задачки по физике и математике, довольно отличные от школьных. Лешка лучше всего справлялся с физическим, к некоторым из которых я не мог найти подхода, а он выстраивал модель удивительно здорово. На всех трех этапах вступительных испытаний шел безжалостный отсев.

В результате в списке принятых Леши не оказалось и ему удалось поступить на физфак МГУ. Борис поступил на юрфак того же университета, но оказался на вечернем отделении. Я допускаю, что обе их относительные неудачи могли быть следствием зарождавшейся борьбы с "космополитизмом".

Итак, мы разбежались по разным направлениям. Они - на Моховую, а я - на станцию Долгопрудную Савеловской железной дороги, где за год до этого поселился Физтех. (Он и сегодня там, только станция называется теперь - город Долгопрудный).

Мы продолжали, правда реже, кочевать по нашим арбатским пристанищам. Леша, соблазненный Борисом, стал похаживать на лекции юрфака. Кончилось тем, что он перешел с физфака на юридический, Бориса перевели, в конце концов, на дневное отделение и все мы получили дипломы. Они - МГУ, а я Московского физико-технического института, так как ФТФ МГУ где-то в 1951 году отделился от университета.

"Шли годы, бурь порыв мятежный" нес нас по жизни. Борис, проработав недолго по специальности, увлекся журналистикой, в конце концов, осел на многие годы в "Известиях" как международник.

У Леши получилось хуже. Его распределили в отдел медицинской статистики при Московском здравоохранении. Здесь я уже точно уверен - сработал "космополитизм". Но именно там, будучи талантливым физиком и математиком, он ушел от казенной рутины и счетов с щелкающими костяшками и наладил машинную обработку статистических данных.

Какое-то время, годы спустя я зашел в Московский дом ученых и увидел объявление: выступает какой-то знаменитый польский демограф, участвует Л.Е. Дарский. Я пошел, скорее, чтобы увидеть Лешку. И увиделись, и очень я возгордился тем, что иностранец высказал в адрес Л.Е. Дарского как ученого-демографа высокие оценки и комплименты.

Мы все родились в 1930 году. В этом году ему было бы 80.

Ю.А. Рыжов,
6-7 февраля 2010 г.

Вспоминая Леонида Евсеевича Дарского

12 февраля 2010 г. исполнилось бы 80 лет нашему любимому незабвенному Леониду Евсеевичу Дарскому. Это уже второй его юбилей, который мы отмечаем без него. В этот день еще раз хочется выразить те чувства и воспоминания об этом замечательном человеке, которые остались в сердце и в памяти и которые сформировались более чем за тридцать быстро пролетевших лет работы под его руководством.

Уже очень хорошо известны роль и вклад Леонида Евсеевича в возрождение демографической науки в нашей стране и в ее дальнейшее развитие, за что он получил заслуженное всеобщее признание отечественных и зарубежных демографов. Его ценили и уважали как маститые ученые, так и только начинающие свой путь в профессии студенты и аспиранты, а мы, сотрудницы отдела демографии, еще и очень любили его. Для нас он был не "начальником" (не подходит это слово к нему ни в коей мере!), а терпеливым научным руководителем, по-отечески заботливым, добрым наставником, другом.

Леонид Евсеевич был генератором идей, которые щедро и бескорыстно раздавал всем желающим. Он радовался, когда его идеи подхватывались. Под его руководством и при его участии был проведен целый ряд интересных и уникальных для того времени исследований в области изучения рождаемости, брачности, на основе которых были защищены диссертации сотрудниками Отдела. Неофициальным научным руководителем этих работ был Л.Е. Дарский. В процессе работы он увлекал, вселял уверенность, и помогал, когда что-то не ладилось.

Умница, эрудит, обладатель хорошего чувства юмора, он ни одним намеком не выказывал своего превосходства - просто с удовольствием делился своими знаниями.

Леонид Евсеевич был каким-то необыкновенным руководителем. Я ни разу не слышала от него ни резкого выговора, ни, тем более, громкого грубого окрика, хотя порой мы их заслуживали. А обращался он к своим подчиненным не иначе как по имени - Валюша, Ириша, Танюша, Галонька, Ленонька, Катенька, Наточка, Лидочка.

Я не могу припомнить случая, когда бы он осуждал кого-то. А поводы к тому, конечно же, были. Он всегда искал причину возникновения той или иной неприятной ситуации, поведения, проступка. Он сочувствовал попавшему в беду, в неприятную ситуацию, что нам иногда было непонятно.

С Леонидом Евсеевичем можно было говорить абсолютно обо всем. Он был "своим", простым, всегда открытым к общению.

Он был доступен всем - к нему за советом обращались со всеми жизненными проблемами: и как к юристу, и как к человеку, сведущему в медицине, и как к педагогу, и как специалисту вообще во всех областях (вплоть до ремонта текущего крана, например). Он все и про все знал, умел, помогал советом, или просто мог успокоить. Стул около его рабочего стола редко пустовал. А пиджак его, по-моему, почти не просыхал - на него изливались все наши слезы от возникавших проблем, которых у женщин всегда бывает достаточно. А он терпел, успокаивал, уговаривал, помогал.

Вспоминается его доброжелательный с улыбкой взгляд поверх очков, когда к нему обращались, отрывая от его дела.

Леонид Евсеевич был сторонником спокойного разрешения разного рода разногласий и часто служил своеобразным "амортизатором" в жарких спорах между сотрудниками, при этом не отступая от своих убеждений и принципов.

Вот такие люди, как Леонид Евсеевич Дарский, Андрей Гаврилович Волков, на протяжении многих лет создавали особую атмосферу и моральный климат в нашем Отделе демографии.

Когда Леонид Евсеевич в марте 1995 года покинул Отдел, уйдя на пенсию, и в мае того же года уехал в Израиль, мое ощущение - ушло солнышко.

Отъезд Леонида Евсеевича я восприняла как потерю, утрату очень дорогого, близкого. Было очень грустно, когда он раздавал книги из своей библиотеки; никак не верилось в происходящее, когда перед его отъездом присели "на дорожку". Но была надежда на встречу в Милане, на конференции. И она состоялась. Мы опять были все вместе с ним.

А потом в аэропорту Милана мы разошлись по разным коридорам для посадки в самолет - он улетал в Израиль. А мы - в Москву. И все. А потом обмен письмами, его болезнь и уход навсегда.

Леонид Евсеевич очень любил тепло, но вот южное солнце Израиля, по-видимому, оказалось для него слишком жарким.

Смотрю я на его последнюю фотографию. На ней - тяжело больной, страдающий человек. Но лицо его, глаза, как мне кажется, выражают неловкость из-за того, что он причиняет беспокойство, горе любящим его людям. И в этом тоже - Леонид Евсеевич!

Ощущения, что его нет - у меня нет: просто он живет очень далеко, с улыбкой наблюдает за нами, и мы общаемся, мысленно.

Вот таким я помню моего любимого руководителя, и просто замечательного Человека. Наверное, в какой-то мере идеализирую его образ? Может быть. Но только лишь совсем чуть-чуть.

Вечная ему память, уважение, любовь.

И еще: Леонид Евсеевич Дарский вместе со Светланой Семеновной Дарской, его верной спутницей по жизни, его "берегиней", любящей и любимой им, были замечательной, дружной, доброжелательной, гостеприимной семьей. Это было больше, чем любовь. Спасибо тебе, Светочка, за нашего Леонида Евсеевича.

Г.А. Бондарская

О Л.Е. Дарском, каким я его знал и помню

Он умел не только очень хорошо находить аргументы в споре, но и сами его выступления были всегда эффектны и надолго оставались в памяти. Это не было случайностью, шло от родителей.

Отец, Евсей Павлович, был когда-то известным конферансье, выступавшим в паре с Львом Мировым. Но умер он рано, когда тогдашнему Лене еще предстояло найти свое место в жизни. Мать, Софья Борисовна, проработала долгое время помощником режиссера в Театре эстрады. Дружная семья Дарских - тут надо назвать еще его жену Светлану Семеновну и ее сына Володю - очень поддержала меня в тот непростой период, когда я жил в Перми и работал над диссертацией под руководством Леонида Евсеевича. У них я часто останавливался, приезжая в Москву.

Общаясь с Софьей Борисовной, я лучше понимал то окружение, в котором формировался характер моего учителя. Скольких людей мира литературы и искусства знали его родители! Из москвичей - это Владимир Маяковский, Борис Пастернак, Михаил Светлов, Илья Эренбург и многие другие. Среди иностранцев мне запомнились имена Марлен Дитрих и Дюка Эллингтона. То, что это были не просто знакомства, свидетельствовали многочисленные надписи на книгах, пластинках и общих фотографиях. Есть еще одно очень важное, что дала будущему демографу его семья - знание иностранного языка: до одиннадцати лет, до 1941 года, у мальчика была гувернантка-француженка.

После школы он вначале учился физике в МГУ. Окончил же Дарский юридический факультет того же МГУ. Диплом получил с опозданием на год, в 1955-м. Первая его дипломная работа не была зачтена, т.к. в ней он вышел за рамки обычной советской политической ортодоксии. После МГУ Дарский прошел через период поиска. Среда, к которой он тогда принадлежал, станет понятна, если назвать такие имена как Александр Есенин-Вольпин и Юрий Гастев. В 1957 году Дарский начал работать в научно-методическом бюро санитарной статистики Минздрава СССР. Дальнейший его путь хорошо известен4.

О своем юридическом образовании за все долгое время нашего знакомства Дарский напомнил только однажды, да и то вне связи с демографией. А вот пусть краткое обучение на физфаке МГУ, думаю, имело большое значение. Оно дало высокий уровень математической подготовки. Более того, недавно сказанное Игорем Коном, заставляет лучше понять жизненный путь Дарского: "Самыми полезными людьми, из которых в социологии легче всего что-то выходило ... были физики - как раз не математики"5. Он был, конечно, не только признанным мастером демографического анализа, но и настоящим демографом-социологом. Ведь проведенные под его руководством массовые обследования рождаемости были именно хорошей социологией.

Казалось бы библиография его работ достаточно полна6. Но мне уже долгое время не дает покоя то, что его программный материал о демографической политике, напечатанный в газете "Советская культура" в середине 1970-х, забыт, просто выпал из научного оборота. Подготовлен он был вместе с известной журналисткой Далилой Акивис. В нем речь шла о проблемах, которые неизбежно встанут при попытке проведения активной демографической политики. В ответ последовал резкий окрик, статья-опровержение в той же газете. Хотелось бы надеяться, что читатели Демоскопа помогут разыскать эту публикацию Дарского.

В моей памяти он остается, прежде всего, большим мастером демографического анализа. Потому в заключение хочу привести слова из давней ротапринтной - значит сейчас малодоступной - статьи Дарского7 которые приобретают все большую актуальность именно теперь, когда сами демографические расчеты совсем не так трудны как раньше:

"... В демографии намного проще научиться правильно получать показатели, чем их правильно интерпретировать. Для получения показателей надо усвоить только технику счета, а для интерпретации этого мало - надо вникнуть в методологию их построения и в смысл тех ограничений и допущений, который за ними скрывается".

И в этом весь он. Его скрупулезность и ответственность методолога.

Марк Тольц


1 - Дарский Л.Е., Ильина И.П. Брачность в России. Анализ таблиц брачности. М.: Информатика. 2000.
2 - 59-я - бывшая Медведниковская гимназия, прекрасно выстроенная и оборудованная в самом начале ХХ века. Мы еще застали некоторых учителей, которые преподавали там до 1917 года.
3 - Евсей Павлович умер в начале 1950-х годов, и Л.Б. Миров в дальнейшем много лет выступал с другим партнером, Новицким, - эта пара стала известной на всю страну.
4 - Творческий путь Л.Е. Дарского // Демоскоп Weekly. № 85-86. 21 октября - 3 ноября 2002 года (http://www.demoscope.ru/weekly/2002/085/nauka01.php).
5 - Кон И.С. "Советская социология - интересная вещь, конечно..." / интервью О. Свешниковой // НЛО. 2009. № 98 (http://www.nlobooks.ru/rus/magazines/nlo/196/1490/1502/).
6 - Основные научные публикации Л.Е. Дарского // Демоскоп Weekly. № 85-86. 21 октября - 3 ноября 2002 года (http://www.demoscope.ru/weekly/2002/085/nauka02.php); дополнено в: Тольц М. Вспоминая учителя : К 75-летию Л.Е. Дарского (http://dmo.econ.msu.ru/Archives/Darski.htm).
7 - Дарский Л.Е. Роль математики в анализе демографических процессов // Место демографии в системе наук / Под ред. О.В. Лармина. М.: Изд. Моск. Гос. ун-та, 1975. С. 220.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.