Rambler's Top100

363 - 364
2 - 15 февраля 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Профессия: исследователь 

120 лет со дня рождения Петра Афанасьевича Кувшинникова

Besplodia.net - интернет-пространство, репродуктивные технологии и демография. Научный семинар Института демографии ГУ-ВШЭ

Памяти Григория Абрамовича Гольца


Google
Web demoscope.ru

Памяти Григория Абрамовича Гольца

Григорий Абрамович Гольц

23 января 2009 года на семьдесят шестом году жизни скончался известный ученый Григорий Абрамович Гольц. Он родился 1 сентября 1933 года в Москве. Мать была домохозяйкой, отец служащим. После окончания в 1951 году средней школы №170 Свердловского района поступил на автотранспортный факультет Московского инженерно-экономического института им. С.Орджоникидзе, который окончил в 1956 году, получив специальность инженера-экономиста по организации и планированию автомобильных перевозок. После обучения в аспирантуре Академии коммунального хозяйства им. К.Д.Панфилова защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук по организации движения транспорта. В 1986 году стал доктором географических наук.

Работал в научных и проектных организациях: Институте географии АН СССР (позже РАН), Институте комплексных транспортных проблем при Госплане СССР, Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН. Преподавал в ряде высших учебных заведений Москвы (МЭИ. МАДИ, Мархи, МФТИ, МГУ). В последние годы был профессором кафедры экономики Государственного университета "Природа, общество, человек" в Дубне Московской области. Автор 7 монографий и около 300 статей, из которых 22 переведены на иностранные языки. Подготовил 5 кандидатов наук.

За этими скупыми фактами стоит многолетняя неутомимая и полная энтузиазма деятельность исследователя, отличавшегося необыкновенной широтой научных интересов. Даже краткое обозначение их в официальной справке: "проблемы социально-экономического регулирования, социокультурные и экономико-географические факторы формирования российского менталитета, долговременные исторические тренды в экономическом прогнозировании" - позволяет судить об их необычайно широком диапазоне, хотя далеко не охватывают его целиком. Вклад Григория Абрамовича в отечественную науку еще предстоит оценить по достоинству. Пока же предоставим слово Валентине Николаевне Филиной, много лет проработавшей бок о бок с Григорием Абрамовичем.


Ушел из жизни Ученый.

Сложно продолжать традиционную фразу: "основная область научных интересов которого…". Спектр интересов был безграничен.

Начинал в городских структурах как специалист по экономике транспорта, где приобрел бесценный опыт работы с конкретикой, в частности, по прогнозированию пассажиропотоков. Подобные задачи на материале с высокой степенью энтропии, наиболее сложно поддающиеся математическому описанию и, следовательно, прогнозу, составили затем основу многих его фундаментальных исследований.

Слово из названия института, в котором он впоследствии работал (Институт комплексных транспортных проблем), стало ключевым в его подходах к исследованиям - комплексный, системный подход. Работы, выполняемые в рамках плановой тематики, приводили к результатам, выходящим далеко за ее пределы. Так, в одной из ранних работ по определению потребностей в дорожной сети для сельской местности, он выходит на закономерности транспорта и расселения, углублением которых, поиском новых он занимался все последующие годы.

Использование математико-статистических приемов, обязательный охват всех имеющихся работ по исследуемой проблеме и в смежных областях знаний, сбор данных любого таксономического уровня с привлечением мировой статистики, глубокий ретроспективный анализ с реконструкцией данных подчас за многовековой период позволяли создавать прогнозные модели с высокой степенью достоверности. Его исследовательское кредо - поиск устойчивых пространственно-временных закономерностей, установление констант, которые могли быть применимы в общественных системах при любых социально-экономических условиях, на любых территориальных уровнях, на любую перспективу.

Фактически был создан филиал "Ленинки" на дому с постоянно обновляющейся картотекой работ в диапазоне научных дисциплин от биологии, физики, астрономии, математики, статистики до истории, палеонтологии. Разумеется, в этом диапазоне основное место занимали работы в области транспорта, экономики, системного анализа, социологии, географии, демографии, строительства, градостроительства и архитектуры и т.д. Итогом подобного подхода были, например, исследования, описывающие процессы в русле волновой теории Кондратьева.

Формирование расселения с развитием магистрального транспорта, внетранспортный, т.е. народнохозяйственный эффект, многократно превышающий отраслевой, - все это не потеряло актуальности и в наши дни. На примере США, других развитых стран была показана роль автомобильного транспорта в процессах урбанизации и дезурбанизации, значение транспортной инфраструктуры в экономике страны. Сегодняшние проблемы пробок, рост связанных с ними социальных, экономических, экологических, прочих проблем решаемы с позиций подхода, предложенного несколько десятилетий назад.

При изучении проблемы роста урбанизированных территорий, определении границ городов, агломераций, систем расселения более высокого уровня, были установлены временные параметры, зависящие от технических (скоростных) характеристик транспорта и смены его видов. Ограничителями этих параметров оказались биологические ритмы человека (в суточных, недельных и т.д. маятниковых перемещениях), встроенные в ритмы более низких и более высоких (космических) уровней.

Изучение эволюции транспортных систем привело к получению закономерности, описывающей "жизненный цикл" при распространении инноваций. Эта закономерность оказалась применима для любых динамических систем, в том числе общественно-экономических. С ее помощью объяснимы причины экономических потрясений и распада страны с одной стороны, скачок к постиндустриальному развитию ведущих стран после энергетических кризисов в 70-е годы - с другой.

Расцвет творческих находок пришелся на годы работы в Институте географии, где и в среде плеяды талантливых ученых, работавших на острие социально-экономических проблем, его работы поражали смелостью и оригинальностью.

Мощная теоретическая оснащенность работ позволяла получать быстрый конкретный результат в исследованиях прикладного характера, особенно востребованных городскими организациями, в т.ч. НИиПИ Генплана Москвы, министерствами, а также за рубежом - в частности, в исследованиях по прогнозу пассажиропотоков в парижском метрополитене.

Прогнозная направленность исследований получила свое развитие в Институте народнохозяйственного прогнозирования, в котором выработанный подход позволял решать актуальные задачи на любом статистическом материале, относящемся к различным сферам деятельности, в т.ч. финансовой.

Параллельно с исследовательской деятельностью он вел преподавательскую, был профессором кафедры экономики в Международном университете "Дубна", где, читая в числе прочих курс лекций по стратегическому прогнозированию, задавал высокую планку подготовки студентов, аспирантов.

Ломка прежних устоев, сложные социально-экономические процессы в стране нацеливали на углубленное познание причин этих процессов. Многолетнее тесное сотрудничество с учеными, изучение работ в области философии, культурологии, психологии привели к пониманию основополагающей роли культуры в жизнедеятельности отдельного человека, общества, помогали в условиях нарастания геополитических, экономических вызовов, цивилизационных сдвигов представить место России, пути ее развития, чему были посвящены многие из последних его работ.

Опуская перечень формальных атрибутов, хорошо известных в научной среде, - не одну сотню публикаций, звания, степени, можно сказать - он был генератор, интегратор идей.

При всем этом он был и интегратор людей, большой жизнелюб, любитель природы, животных. Диапазон его музыкальных пристрастий - от джаза до классики. В любом коллективе приковывал к себе внимание своей позитивной энергетикой, любил петь, танцевать, выступать.
Его будет многим не хватать.

Валентина ФИЛИНА

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.