Rambler's Top100

№ 361 - 362
19 января - 1 февраля 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Европейские стандарты содержания в местах лишения свободы

Пенитенциарная система США

Социология о пытках в современной России

Тюремная индустрия в США: большой бизнес или новая форма рабства?

Дискриминация по признакам, связанным с местом жительства – основные аспекты и контуры проблемы

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Пенитенциарная система США

Наталья Шленская
(Опубликовано в журнале "Отечественные записки", 2008, №2)

В США в ведении федерального министерства юстиции и управлений исправительных учреждений штатов1 находятся тюрьмы (states and federal prisons, reformatories), исправительно-трудовые учреждения — тюремные фермы и мастерские (prison farms), центры приема, диагностики и классификации заключенных (reception, diagnosis, and classification centers, correction centers), а также специальные медицинские учреждения: тюремные больницы и центры для лечения алкогольной и наркозависимости. Следственные тюрьмы (jails), а также исправительные учреждения (community based confinement facilities, residential facilities), предназначенные для реабилитации и ресоциализации правонарушителей, подведомственны муниципалитетам и окружным властям. Каждому пенитенциарному учреждению присвоен уровень безопасности от 1 до 4. Исправительные заведения местного подчинения (restitution centers, prerelease, work release, study release centers) имеют уровень безопасности 1 или 2. Более 50% находящихся там правонарушителей разрешается без сопровождения на определенное время покидать охраняемую территорию — чтобы работать по найму или обучаться какой-либо профессии и таким образом готовиться к возвращению в общество. Тюрьмы и другие исправительные заведения четвертого и третьего уровней безопасности находятся в юрисдикции штатов или федерального правительства. Эти пенитенциарные учреждения могут включать в себя подразделения с более мягким режимом, соответствующим второму уровню. Если речь идет о сроке тюремного заключения более одного года, решение о том, какой уровень безопасности требуется для того или иного осужденного и в каких реабилитационных программах ему желательно участвовать, принимается в центре приема, диагностики и классификации заключенных.

Далеко не все обвиняемые проходят через следственные тюрьмы. Так, в течение 2004 года были освобождены до суда 33% обвиняемых в преступлениях по федеральному уголовному праву. В отношении лиц, которые обвиняются в преступлениях, подлежащих юрисдикции штатов, такая мера пресечения, как заключение в следственную тюрьму, применялась менее чем в 40% случаев. Однако примерно в одной трети случаев решение об освобождении до суда было отозвано из-за нарушения условий освобождения либо же обвиняемый был арестован за повторное правонарушение. Часть нарушителей может быть до суда водворена не в следственную тюрьму, а в исправительное учреждение с низким уровнем контроля. В некоторых штатах полицейский суд может освободить обвиняемого, впервые нарушившего закон, от уголовной ответственности, если тот обязуется, например, пройти курс лечения от наркозависимости.

Если суд приговаривает виновного к сроку заключения до одного года, то для отбывания наказания осужденный водворяется в окружную следственную тюрьму или в одно из местных исправительных учреждений. К последним относятся2 центры принудительного лечения (Court residential treatment centers, Substance abuse treatment facilities), куда направляют нуждающихся в лечении от алкоголизма и наркомании. В этих центрах действуют образовательные программы и программы социализации, а ближе к окончанию срока заключенный может пройти курс профессионального обучения и получить помощь в трудоустройстве.

Осужденные, впервые совершившие правонарушение, трудоспособные и психически здоровые, не имеющие проблем с наркотиками и алкоголем, могут направляться в центры реституции (Restitution centers), но только в том случае, если они сами выбрали такую альтернативу тюремному заключению. Сюда же попадают осужденные, срок тюремного заключения которых подходит к концу — если суд постановил смягчить условия их содержания под стражей и дать возможность подготовиться к жизни на свободе. Лица, содержащиеся в этих центрах, обязаны пройти курс социализации, посещать занятия по специальной образовательной программе, ходить на работу (по найму, на полный рабочий день) и выполнять бесплатно общественные работы. Из заработанных денег они оплачивают свое проживание в центре, судебные издержки и возмещают ущерб пострадавшему.

В ведении округов находятся также вспомогательные исправительные учреждения (Intermediate sanction facilities) — более мягкая альтернатива тюрем. Сюда водворяются лица, в отношении которых суд принял решение об отмене условного приговора или условно-досрочного освобождения (за уклонение от контроля или какие-либо проступки). Здесь действуют те же программы социализации и образовательные программы и, кроме того, заключенных привлекают к бесплатным общественным работам.

Более суровые правила действуют в исправительных лагерях [3] (boot camps), где, как в армии, царит муштра и заключенные часто заняты на тяжелых общественных работах (например, постройке дорог). Помимо этого они обязаны пройти образовательную программу и курс профессионального обучения. В такие лагеря направляют молодых здоровых мужчин, впервые осужденных на срок от одного до пяти лет за преступления, не связанные с насилием, если они сами выражают такое желание. Дело в том, что срок пребывания в лагере гораздо меньше, чем срок тюремного заключения: считается, что суровая дисциплина и дух коллективизма способствуют перевоспитанию.

Вспомогательные исправительные учреждения и лагеря призваны разгрузить переполненные тюрьмы. Однако численность заключенных растет быстрее, чем число разнообразных пенитенциарных учреждений.

В конце 2006 года в исправительных учреждениях, относящихся к юрисдикции штатов, содержалось 1377815 взрослых заключенных (старше 21 года), в пенитенциарных учреждениях федерального подчинения — 193046, всего — 1570861 человек3. За год число заключенных-мужчин в этих учреждениях выросло на 2,7%, число женщин — на 4,5%. В муниципальных и окружных следственных тюрьмах ожидали суда или отбывали наказание 766010 человек. Еще 60222 человека содержались в исправительных учреждениях, предназначенных для ресоциализации. Всего же в 2006 году в США свыше 7,2 млн. взрослых находились в заключении, были осуждены условно (on probation) или освобождены условно-досрочно (on parole) под наблюдение специального совета (parole board).

Подсчитано, что при такой, как сегодня, доле заключенных каждый 15-й житель США имеет шанс в течение жизни попасть в тюрьму.

В конце 2006 года 3228 заключенных ожидали смертной казни. В течение 2006 года в США было казнено 53 человека, в 2007-м — 42.

В 2004 году около 633700 заключенных федеральных тюрем и тюрем штатов были осуждены за насильственные преступления (преднамеренное убийство и убийство по неосторожности, изнасилование, принуждение к сексуальному контакту, покушение на физическое насилие, ограбление, вымогательство, запугивание). Примерно 265600 заключенных были осуждены за преступления против собственности (проникновение в чужое жилище, похищение имущества, нарушение владения, вандализм, угон автомобиля, хранение и сбыт краденого имущества, мошенничество, подкуп) и 249400 за хранение, производство и распространение наркотиков. За 10 лет, с 1995 по 2004 год, доля осужденных за насильственные преступления выросла с 47 до 52%.

Что касается тюремной демографии, то примерно 2/3 заключенных тюрем — это представители расовых и этнических меньшинств; свыше 50% — люди моложе 35 лет; около 4% не имеют американского гражданства. Доля женщин к концу 2001 года достигла 6,6%. В следственных тюрьмах около 40% контингента составляли афро-американцы, 19% — выходцы из Латинской Америки, а всего на долю представителей расовых и этнических меньшинств приходилось примерно 2/3 заключенных. По данным за 2002 год, женщин среди заключенных было 12%, 38% заключенных — люди старше 35 лет (в 1996-м их доля составляла 32%).

Исследователи американской пенитенциарной системы говорят, что существующие стандарты содержания заключенных (Министерства юстиции, Американской тюремной ассоциации, Национального консультативного комитета по уголовной юстиции и других организаций) достаточно разумны, но все они плохо выполняются из-за недофинансирования исправительных учреждений и переполнения тюрем. Об условиях содержания в местах лишения свободы отчасти можно судить по цифрам смертности.

При всем при том расходы на содержание тюрем и других исправительных учреждений растут быстрее, чем расходы на медицину и образование. С 1986 по 2001 года они увеличились на 145%, с 15,6 до 38,2 млн. долларов (с учетом инфляции)4.

* Ibid.

Чтобы облегчить нагрузку на бюджет, в 80-е годы XX века в США началась приватизация тюрем и массовое строительство частных мест заключения5. В конце 2006 года в общей сложности 113790 заключенных, присужденных к отбыванию сроков федеральным судом и судами штатов, содержались в частных местах лишения свободы. Компании, владеющие и управляющие тюрьмами, лагерями, следственными изоляторами или центрами реституции, подписывают контракт с федеральным правительством, правительством штата или окружными властями. Они обязуются содержать определенное количество заключенных в соответствии с государственными стандартами, обеспечивая заданный уровень безопасности. На каждого заключенного управляющая компания получает из бюджета гарантированную сумму денег. Сторонники контрактной системы содержания тюрем доказывали, что она позволит повысить эффективность и надежность пенитенциарной системы. Противники же с самого начала предостерегали, что управляющим компаниям будет выгодно экономить на охране (что, естественно, скажется на уровне безопасности), эксплуатировать дармовую рабочую силу и способствовать продлению сроков заключения, в том числе лоббируя ужесточение законодательства.

Что касается труда заключенных в тюрьмах и лагерях, то правозащитные организации, такие как Международная aмнистия, считают, что его применение является нарушением Конвенции № 105 МОТ6, ратифицированной США в 1991 году, и национального трудового законодательства. Хотя формально заключенный должен дать согласие на то, чтобы его направили в трудовой лагерь или на работу в тюрьме, на деле же ему фактически не оставляют выбора. Во-первых, часто бывает так, что заключенному в течение дня позволяют покинуть камеру, только если он выходит на работу. Во-вторых, работающий заключенный имеет больше шансов на условно-досрочное освобождение. В-третьих, это единственный способ заработать сколько-то денег и купить себе что-то в тюремном магазине. Наконец, заключенные не имеют возможности создавать организации для защиты своих трудовых прав.

Многие публицисты и правозащитники утверждают, что именно приватизация тюрем привела к росту числа заключенных и, следовательно, удорожанию их содержания, а также переполнению тюрем и изоляторов, злоупотреблениям и небывалому распространению принудительного труда в местах лишения свободы, не облегчив, а усугубив кризис пенитенциарной системы.


1 В настоящей справке не рассматриваются исправительные учреждения и места заключения, находящиеся в юрисдикции армии и военно-морского флота, Управления иммиграции и натурализации и Бюро по делам индейцев. Кроме того, в ней не учитываются исправительные учреждения для несовершеннолетних, подведомственные Министерству и управлениям юстиции.
2 На примере штата Техас: http://www.tdcj.state.tx.us/cjad/cjad=residential.htm. Следует учесть, что судебные и пенитенциарные системы в разных штатах и даже разных округах могут различаться.
3 Все статистические сведения, таблицы и графики, если не оговорено иное, взяты c сайта: US Department of Justice. Office of Justice Programs. Bureau of Justice Statistics [http://www.ojp.usdoj.gov/bjs/]. 6 Ibid. 7 Подробно об этом рассказано в кн.: Logan Ch. H. Private Prisons’ Cons and Pros. New York: Oxford University Press, 1990.
4 Stephan J. J. State Prison Expenditures, 2001/ Bureau of Justice Statistics Special Report. Justice Programs, US Department of Justice. NCJ 202949. June 2004.
5 Подробно об этом рассказано в кн.: Logan Ch. H. Private Prisons’ Cons and Pros. New York: Oxford University Press, 1990.
6 Конвенция № 105 «Об упразднении принудительного труда». Принята 25 июня 1957 года Генеральной конференцией Международной организации труда на ее 40-й сессии. Вступила в силу 17 января 1959 года.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.