Rambler's Top100

№ 359 - 360
1 - 18 января 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Мир ожидают серьезные потрясения

Долгосрочные макротенденции развития Мир-Системы и возможности их математического моделирования

Международная демографическая статистика: оценки и прогнозы ООН

США и Европа: сильные и слабые стороны американской демографии

Демографические проблемы Франции

Споры о российской демографической безопасности: существующие тенденции и грядущие пути развития

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

США и Европа: сильные и слабые стороны американской демографии

Жиль Пизон
(Опубликовано в: Population et sociétés, numéro 446, Juin 2008) http://www.ined.fr/fr/ressources_documentation/publications/pop_soc/bdd/publication/1364/ http://www.ined.fr/en/resources_documentation/publications/pop_soc/bdd/publication/1364/

Население Европейского Союза в составе 27 стран достигает полумиллиарда человек и ежегодно увеличивается более чем на 2 миллиона человек. Откуда же тогда этот постоянно возникающий страх демографического упадка? Европейскую демографическую ситуацию часто противопоставляют более динамичной ситуации в США. Рождаемость там действительно значительно выше, а миграция получает большую поддержку. Однако ожидаемая продолжительность жизни там меньше. Жиль Пизон объясняет сходства и различия в демографической остановке в Европе и США.

Сравним США и Европейский Союз в 2005 году, для которого по обоим совокупностям имеются последние статистические данные, – и по этой же причине воспользуемся данными для Евросоюза в составе 25, а не 27 стран. По численности населения ЕС-25 более чем 1,5 раза превосходил США: 463 миллиона жителей против 296 миллионов1. Но в 2050 году, согласно среднему сценарию прогноза ООН, население Евросоюза могло бы составить около 460 миллионов, в то время как в США будет 402 миллиона, на 100 миллионов человек больше, чем в настоящее время (рис. 1)2. А затем, между 2060 и 2070 годами, США могли бы обогнать по численности населения Евросоюз в составе 25 стран.

Догоняют ли США Европейский Союз по численности населения?

Так как демографические прогнозы довольствуются обычно продолжением современных тенденций, предсказанный обгон по числу жителей Евросоюза Соединенными Штатами отображает, главным образом, нынешние различия. Однако демографический рост Европейского Союза не лишен своих движущих сил. В 2005 году родилось 4,8 миллиона детей, что заметно больше, чем в США (4,1 миллиона), и сальдо миграции – разница между иммигрантами и эмигрантами – достигло 1,7 миллиона человек против 1,1 миллиона в США (Таблица 1). Но сравнение имеет смысл только для отношения числа родившихся и сальдо миграции ко всему населению, а при таком сравнении рождаемость в Евросоюзе оказывается более низкой (10,5 рождения на 1000 жителей по сравнению с 14,0 в США), и демографический рост в ЕС в 2 раза менее значительный (4,4 против 9,5 на тысячу). В самом деле, в Евросоюзе число смертей почти так же велико, как и число рождений: население растет только благодаря миграции.

Темпы миграционного прироста в Евросоюзе в 2005 году были практически такими же, как и в США (3,6 промилле против 3,8), но этот год был исключительным по причине массового притока мигрантов в Испанию и в Италию. В дальнейшем потоки мигрантов сократились.

Рисунок 1. Изменения численности населения Европейского Союза (25 стран) и США, миллион человек

Источники: Nations Unies – 2007, World Population prospects: the 2006 Revision (http:// esa.un.org//unpp).

Рисунок 2. Среднегодовой демографический рост в 1990 – 2009 годах(в промилле)

Источники: Nations Unies – 2007, World Population prospects: the 2006 Revision (http:// esa.un.org//unpp).

За последние 20 лет (1990 – 2009) европейский миграционный прирост составляет в среднем 2,4 промилле, что гораздо меньше американского уровня в 4,2 промилле (рис. 2). В течение этих двадцати лет американское население увеличивалось в 3,5 раза быстрее, чем европейское, за счет того, что американский миграционный прирост добавлялся к естественному приросту населения, все еще значительному. В Европе же, где естественный прирост еще в 80-х годах был главным источником увеличения численности населения, сальдо миграции между 1990 и 2000 годами сильно выросло, тогда как естественный прирост растаял. Если население еще продолжает увеличиваться, то исключительно за счет роста иммиграции. В ближайшие десятилетия эта ситуация распространится на всю Европу, включая Францию: число смертей превысит число рождений из-за подхода поколения бэби-бума к возрасту высокой смертности. Даже ограниченная мерами контроля, миграция станет главным фактором сохранения или роста численности европейского населения.

Таблица 1. Демографические показатели для Евросоюза (25 стран) и США, 2005 год

 

Евросоюз
(25 стран)

США

Население на 1 июля 2005 года (млн. человек)

462,6

295,9

Движение населения (в миллионах)

Число рождений

4843

4140

Число смертей

4467

2445

Естественный прирост (1)

375

1696

Миграционный прирост (2)

1667

1121

Общий прирост

2042

2817

Движение населения (на 1000 человек)

Рождаемость

10,5

14,0

Смертность

9,7

8,3

Естественный прирост (1)

0,8

5,7

Миграционный прирост (2)

3,6

3,8

Общий прирост

4,4

9,5

КСР (число детей на 1 женщину)

1,52

2,05

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

Мужчины

75,8

75,2

Женщины

82,0

80,4

(1) Разница между числом рождений и числом смертей
(2) разница между иммигрантами и эмигрантами
Источник: Eurostat, U.S. Census Bureau, Nat. Vital Statistics Reports

Загадка высокой американской рождаемости

Высоким естественным приростом населения США во многом обязаны высокой рождаемости: 2,05 ребенка на одну женщину, в среднем, против 1,52 ребенка в Евросоюзе. Удивляет не столько низкая европейская рождаемость, сколько ее высокий уровень в Америке. Ведь рождаемость упала ниже порога замещения поколений в большинстве других промышленных стран (например, в Японии на одну женщину приходится 1,3 ребенка), так же как и в некоторых индустриализующихся странах (1,2 в Южной Корее и около 1,6 в Китае). С показателем в 2,05 ребенка на одну женщину в 2005 году США превосходят многие страны или регионы Юга и отныне являются частью меньшинства стран с высокой рождаемостью3.

За средним уровнем рождаемости скрываются, однако, большие внутренние различия - как в США, так и в Европейском Союзе: от 1,6 в Вермонте до 2,5 в Юте и от 1,2 в Польше до 1,9 во Франции. Относительный разброс значений одинаков по обе стороны Атлантического океана. На северо-востоке США, в полосе лежащей от Мэна до Западной Вирджинии, рождаемость находится на том же уровне, что и в Северной и Западной Европе (рис. 3). Вблизи Мексики население «испанского происхождения» способствовало увеличению рождаемости. Во всем США рождаемость у «испанцев» доходит до 2,9 ребенка на женщину против 1,9 ребенка на женщину у «не-испанцев»4. Среди этих последних разрыв рождаемости между «белыми» и «афро-американцами» менее заметный: 1,8 и 2,0 соответственно.

Рисунок 3. – Вариация рождаемости в США по штатам, 2005 год

Примечание: относительно низкая рождаемость в Луизиане объясняется тем, что в 2005 году этот штат пострадал от урагана Катрина, который вызвал массовые перемещения населения и имел несомненно влияние на всю систему регистрации рождений.
Источник: Joyce A. Martin et al. Births : Final data for 2005. National vital statistics reports. 2007, vol. 56, n° 6. Hyattsville, MD : National Center for Health Statistics.

Самая высокая рождаемость в Европейском Союзе наблюдается на севере и на западе (между 1,7 и 1,9 ребенка на женщину); самая низкая – на юге, в центре и на востоке (менее 1,5). Некоторые страны, однако, не подходят под эту градацию: в Эстонии (1,5) более высокая рождаемость, чем у ее прибалтийских соседей, а Австрия (1,4) и Германия (1,3) ближе к странам Востока и Юга.

Франция стоит немного в стороне: в то время как географически она расположена на полпути между двумя группами стран, рождаемость в ней наиболее высокая среди 25 стран Европейского Союза и близка к рождаемости в США. На этот счет приводятся разные объяснения. Часто ссылаются на французскую политику поддержки рождаемости, имеющую долгую историю и основывающуюся на широком консенсусе. Тем не менее, рождаемость в США выше, чем во Франции, притом, что США не проводят никакой семейной политики кроме политики полной занятости. Иногда, чтобы объяснить более высокую рождаемость в США, ссылаются на большую распространенность религиозных практик в США, но мы не знаем, способствует ли религия сохранению семейных ценностей или наоборот. Тот факт, что в США, в большей степени, чем в Европе, распространены незапланированные беременности, в особенности у девочек-подростков, хорошо документирован и должен быть связан с фактом бедности и наличием значительного «испанского» меньшинства5. Но если коэффициент суммарной рождаемости у иммигранток явно превосходит коэффициент суммарной рождаемости у уроженок данной территории по обе стороны Атлантического океана, то причина этого кроется частично в поведении мигранток: они имеют склонность сначала обосноваться в стране, а затем родить там своего первого ребенка6. Они менее плодовиты, чем имеющие такой же возраст уроженки их стран до прибытия в США или Европу, хотя впоследствии рождаемость у них и увеличивается. Кажется, однако, что этот эффект обустройства более выражен в США, благодаря простому праву почвы, которое позволяет детям иммигрантов, рожденным в Америке становиться американскими гражданами с рождения.  

Ожидаемая продолжительность жизни: отставание США

Если перейти от обсуждения рождаемости и миграции к рассмотрению смертности, то диагностика большей жизнеспособности в пользу Америки меняется на противоположную. Этот показательный, но мало известный феномен заслуживает того, чтобы на нем остановиться. Разумеется, в Европейском союзе насчитывается большее число смертей, чем в США: 4,5 миллиона против 2,4 миллионов в 2005 году (табл. 1). Но эта цифра обманчива ввиду того, что европейское население более многочисленно и гораздо старше (рис. 4). Ожидаемая продолжительность жизни при рождении – более подходящий показатель, он нейтрализует указанные различия и измеряет риск смерти для каждого возраста. В 2005 году европейки жили примерно на 1,5 года дольше, чем американки: 82,0 года и 80,4 года соответственно; европейцы также жили немного дольше, чем американцы: 75,8 и 75,2 года соответственно. Однако в 1980 году все было наоборот. Начиная с этого года, увеличение средней продолжительности жизни в США явно замедлилось. У мужчин она выросла на 5,2 года по сравнению с 6,0 года в Европе; у женщин - только на 3 года по сравнению с 5,2 года в Европе (рис. 5). Американское отставание по средней продолжительности жизни особенно заметно у женщин: по отношению к таким странам как Франция, Испания и Италия оно превышает 3 года.


Рисунок 4. Половозрастные пирамиды населения Европейского союза (25 стран)  и США, 2005 год

Источники: Eurostat – (http://epp.eurostat.ec.europa.eu); Nations Unies – 2007, World Population prospects: the 2006 Revision (http:// esa.un.org//unpp).

Рисунок 5. Изменения средней продолжительности жизни при рождении для Европейского союза (25 стран) и США, начиная с 1980 года

Источники: данные для ЕС-25:Eurostat; данные для США:Centers for Disease Control

Как это объяснить? США – это нация-передовик в области технологических и медицинских инноваций; но все жители не имеют к ним одинакового доступа, и социальное неравенство в отношении здоровья остается значительным. В отличие от Европы и Канады, в стране насчитывается 16% лиц, не имеющих страховки, для которых доступ к медицинским услугам затруднен. Канадско-американское исследование здоровья, проведенное в 2003 году с использованием одинаковых анкет для обеих стран, показало, что состояние здоровья и потребление медицинских услуг варьируется одинаково среди социальных категорий, за существенным исключением в нижней части шкалы: состояние здоровья 20% американцев, имеющих наиболее низкие доходы, заметно хуже, чем у соответствующих 20% канадцев7. В частности, ожирение – характерный индикатор состояния здоровья – в этой категории наиболее бедного населения в 1,5 раза чаще встречается у жителей США, нежели Канады. Оно также более распространено в США, чем в Европе, в частности среди женщин. Оно может также частично объяснить рассогласование динамики ожидаемой продолжительности жизни в Америке и Европе.

Рост населения за счет расширения или иммиграции

Если теперь встать на точку зрения более геополитическую, чем географическую, то население Европейского Союза не прекращало расти со дня его основания, но в основном за счет расширения границ8. Этот рост будет продолжен в ближайшие десятилетия благодаря присоединению новых стран. Во время своего основания в 1957 году, Европейский Экономический союз насчитывал 6 стран и 167 миллионов жителей, что соответствовало численности населения США того времени. С тех пор численность населения Евросоюза утроилась, благодаря постепенному вступлению в него 21 страны (рис. 6). Предполагая, что семь стран Балканского полуострова войдут в состав Евросоюза в 2015 году, их дополнительные 24 миллиона жителей увеличат европейское население до 520 миллионов человек. Если Турция, в свою очередь, присоединится к Союзу, например в 2025 году, то ее 90 миллионов жителей увеличат общее население Европейского союза до 610 миллионов. А если добавить страны Восточной Европы, такие как Украина и Грузия, то это даст прирост еще в 40 миллионов европейцев.

Рисунок 6. Будущее население Европейского Союза и США, миллионов человек

Примечание: Шесть стран-основательниц ЕС: Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция; далее присоединились: в 1973 году – Великобритания, Дания, Ирландия; в 1981 – Греция; в 1986 – Испания и Португалия; в 1995 – Австрия, Финляндия и Швеция; в 2004 – Кипр, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Чехия, Словакия и Словения; наконец, в 2007 – Болгария и Румыния.
Предполагается, что страны Балканского полуострова  (Албания, Босния и Герцеговина, Хорватия, Косово, Македония, Черногория, Сербия) присоединятся к Евросоюзу не в 2008, а в 2015 году, Турция – в 2025, Украина и Грузия – в 2030 году; не учитывается возможность присоединения других стран: Марокко, Тунис, Алжир, Норвегия, Швейцария.
Источники: Eurostat и ООН.

С другой стороны, как мы видели, население США может увеличиться приблизительно на треть и к 2050 году достичь 400 миллионов, и это без присоединения каких-либо новых штатов, а только за счет больших миграционных потоков. Таким образом, и Европейский Союз, и США могут ожидать существенного роста своего населения в будущем, но различными способами. Естественный прирост населения Евросоюза скоро станет отрицательным, и без притока мигрантов население будет убывать, в то время как естественный прирост населения США, сейчас весьма существенный, будет лишь медленно снижаться вследствие старения населения. Тем не менее, и в том, и в другом случае иммиграция будет по-прежнему играть важную роль. Она уже сейчас дает 40% прироста населения США и почти полностью обеспечивает прирост населения Европы.

Перевод Елены Чуриловой


1 Eurostat   (http://epp.eurostat.ec.europa.eu); Nations Unies – 2007, World Population prospects: the 2006 Revision (http:// esa.un.org//unpp).
2 Nations Unies – 2007, World Population prospects: the 2006 Revision (http:// esa.un.org//unpp).
3 Chris Wilson et Gilles Pison. La majorité de l’humanité vit dans un pays où la fécondité est baisse // Population&Sociétés, № 405, octobre 2004 (www.ined.fr).
4 Joyce A. Martin et al. Births : Final data for 2005. National vital statistics reports. 2007, vol. 56, n° 6. Hyattsville, MD : National Center for Health Statistics.
5 Thomas Frejka. The ‘curiously high’ fertility of the USA // Population Studies, 2004, (58) nº 1, p. 88-92.
6 Laurent Toulemon. «La fécondité des immigrées: nouvelles données, nouvelle approche // Population & Sociétés, n° 400, 2004 ; Reanne Frank et Patrick Heuveline. A crossover in Mexican and Mexican-American fertility rates: evidence and explanations for an emerging paradox // Demographic Research, 2005 (12) 4, p. 77-104.
7 Statistics Canada and U.S. National Center for Health Statistics – 2004, Joint Canada / United States Survey of Health, 2002-2003.
8 Alain Monnier. L’Union européenne élargie: quinze + dix = 455 // Population & Sociétés, n° 398, février 2004 (www.ined.fr).

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.