Rambler's Top100

№ 357 - 358
15 - 31 декабря 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Что мы знаем о лисе?..

Что мы знаем о лисе?.. Ничего. И то не все

Борис Заходер

Увеличение продолжительности жизни уводит нас не в ту сторону

Игорь Белобородов, директор Института демографических исследований, знает, что:

"В России продолжительность жизни не так уж и плоха, если сравнивать с ситуацией в мире. Не стоит сравнивать исключительно с западными странами. Германия - это страна стариков, равняться на нее нельзя. В Японии самая высокая продолжительность жизни, а рождаемость равна российской - 1,4 ребенка на 1 женщину. Это в полтора раза ниже уровня, при котором происходит хотя бы простое воспроизведение населения. Япония - вымирающая страна".

"Московская неделя" (приложение к "Известиям"), 28 ноября 2008 года.

Демоскоп знает больше.

Нам кажется, что Игорь Белобородов совершенно правильно привлек наше внимание к вымирающей Японии. А то все Америка и Америка, надоело уже!

Итак, почему нам нельзя равняться на Японию?

С рождаемостью - это и ежу понятно. Потому что неизвестно, кто на кого равняется последние 50 лет (рис. 1). А раз неизвестно, будем толковать в свою пользу: мы - всемирный лидер, а японцы с трудом поспевают за нами.

Рисунок 1. Коэффициент суммарной рождаемости в России и Японии с 1960 года

Кстати, не одни японцы. Мы и в Европе были первыми, а уж потом все остальные сообразили, куда им двигаться (рис. 2).

Рисунок 2. Коэффициент суммарной рождаемости в России и некоторых европейских странах с 1960 года

Стало быть, и теперь мы на них равняться не будем, пусть они на нас равняются. Мы-то уже поняли - вслед за И.Белобородовым, - что "наши социальные проблемы - от низкой рождаемости". Поймут и они, когда познакомятся с разъяснениями директора Института демографических исследований: "Подобной ситуации следует избегать… Поддержка института семьи, переориентирование средств массовой информации на укрепление в обществе авторитета семьи - вот база для увеличения рождаемости, для социального развития".

Правильно ли делает г-н Белобородов, что раскрывает наше секретное оружие? Неровен час, прочтут его рекомендации в Германии или Японии - и перестанут вымирать, как всегда, следуя нашему примеру. Хотя, с другой стороны, может быть, это и хорошо, что мы вытащим из демографической ямы всю Европу, а заодно, так уж и быть, и Японию?

Демоскоп еще подумает над этой сложной проблемой, а сейчас обратимся к вещам более простым, а именно к снижению смертности. "Увеличить продолжительность жизни легче, чем повысить рождаемость", - объясняет нам г-н Белобородов. Но мы ни в коем случае не должны идти по этому легкому пути, равняясь на западную Германию и восточную Японию, ибо "просто увеличение продолжительности жизни лишь усугубляет социальные проблемы".

К счастью, как следует из графика на рис. 3, мы на них давно не равняемся и не собираемся равняться. Глядя на этот график, мы ясно понимаем, насколько прав И.Белобородов: "в России продолжительность жизни не так уж и плоха, если сравнивать с ситуацией в мире".

Рисунок 3. Ожидаемая продолжительность жизни для обоих полов в России и некоторых других странах, лет

(Последние имеющиеся данные около 2008 года. Цель России на 2025 год обозначена в соответствии с Концепцией демографической политики РФ до 2025 года)

Источник: 2008 World Population Data Sheet. Population Reference Bureau, 2008.

Если же кто-нибудь из читателей Демоскопа, глядя на график, не сразу разберется в том, чем именно хороша наша продолжительность жизни, особенно по сравнению с вымирающей Японией, то он может ознакомиться с соображениями г-на Белобородова, любезно предоставленными им "Московской неделе".

"Увеличение продолжительности жизни уводит не в ту сторону и может сказаться на жизни общества негативно. Увеличение продолжительности жизни - нужная мера, но... при условии высокой рождаемости в стране. В России же доля детей неуклонно уменьшается". Теперь вы поняли, в какой капкан попали Германия с Японией? Доля детей неуклонно уменьшается и у них, но они, не имея способного их вовремя предостеречь г-на Белобородова, продолжают предпринимать ненужные меры по увеличению продолжительности жизни.

Человеколюбивый Демоскоп не может более мириться с такой неосмотрительностью пусть даже и бывших побежденных противников и буквально кричит, обращая к ним через западную и восточную границы, мудрые слова г-на Белобородова:
- Непутевые немцы и японцы! Мы вас предупреждаем, что "увеличение доли людей старческого возраста принесет серьезные проблемы: усиление нагрузки на Пенсионный фонд, на систему здравоохранения, на всю социальную сферу. Это приведет к стагнации общества… Увеличение продолжительности жизни не служит, а противоречит целям развития экономики. Начинать надо с другого конца: следует продлевать мужской трудоспособный возраст".

Теперь главное для нас - поскорее захлопнуть форточку и не услышать, что они нам будут отвечать из своих Берлинов и Токио. Потому что, с присущей им всегда западной и восточной хитростью, они уже все там у себя посчитали, и теперь утверждают, что увеличение продолжительности жизни, как ни странно, как раз и продлевает трудоспособный возраст, в том числе и мужской.

Увы, судя по тому, что написано в Теме этого номера Демоскопа и изображено ниже на рис. 4, который мы заимствуем из Темы номера, вовремя захлопнуть форточку нам не удалось, и мы теперь знаем больше, чем нам следовало. Оказывается, что, если исходить из числа уже прожитых лет, то в 2006 году медианный возраст мужчин в вымирающей Японии (41,9 года) был на 7,6 года выше, чем в России (34,3 года), население России было существенно моложе, и это радует. Хуже то, что при заданном стандарте (в данном случае - таблица смертности мужского населения России 1965 года), этому медианному японцу предстояло прожить столько же времени, сколько "стандартному" россиянину в возрасте 30,4 года, тогда как предстоящая продолжительность жизни более молодого медианного россиянина 2006 года была такой же, как у его "стандартного" соотечественника в возрасте 40,1 года. То есть, в смысле шансов на жизнь, из-за ненужного увеличения прдолжительности жизни медианный японец был почти на 10 лет моложе медианного россиянина.

Рисунок 4. Медианный и перспективный медианный возраст мужского населения России и Японии, лет

Уяснив себе все это, Демоскоп не сразу решил, какому чувству ему поддаться: огорчится за россиян трудоспособного возраста, потому что их шансы на жизнь так низки, или порадоваться за их японских сверстников, шансы на жизнь у которых намного выше. Все сомнения развеял И. Белобородов.

"То, что хорошо для отдельных групп населения (мужской трудоспособный возраст), не следует проецировать на все население", - твердо сказал он. Теперь за японцев точно можно не радоваться. Что касается россиян, то мы ждем дальнейших указаний. Следует ли проецировать на все население то, что плохо для мужского трудоспособного возраста? Если тоже нет, то мы должны, наконец, успокоиться, перестать будоражить общественное мнение по поводу нашей низкой продолжительности жизни и еще раз прислушаться к руководящему сигналу г-на Белобородова: "в России продолжительность жизни не так уж и плоха".

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.