Rambler's Top100

№ 349 - 350
13 - 26 октября 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Профессия: исследователь 

Как обеспечить "второе дыхание" пенсионной реформы?
Научный семинар Института демографии ГУ-ВШЭ

25 сентября 2008 года состоялось очередное заседание научного семинара Института демографии ГУ-ВШЭ "Демографические вызовы XXI века". Оно было посвящено проблемам и перспективам российской пенсионной системы. С докладом "Второе дыхание" пенсионной реформы 2002 года: программа действий" выступил доктор экономических наук, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН, член правления Института современного развития Евгений Шлемович Гонтмахер. Ему оппонировал научный руководитель Экономической экспертной группы при Правительстве РФ Евсей Томович Гурвич.

Докладчик изложил свое видение мер, необходимых для того, чтобы пенсионная реформа приобрела "второе дыхание". К их числу, по его мнению, относятся:

  1. Отмена регрессивной шкалы ЕСН.
  2. Отмена всех отраслевых льгот по уплате ЕСН.
  3. Введение негосударственных профессиональных пенсионных систем, которые могли бы взять на себя пенсионные выплаты за годы, предшествующие нормативному пенсионному возрасту (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин).
  4. Передача функций по выплате пенсий нынешним пенсионерам и будущих пенсий работникам, у которых нет обязательного накопительного счета, от Пенсионного фонда федеральному бюджету вместе с соответствующей частью ЕСН.
  5. Изменение статуса Пенсионного фонда России: превращение его, по аналогии с НПФ, в "особую организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения". Но, в отличие от НПФ, его учредителями стали бы государство, представители работодателей и работников (например, делегированные Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений). Это позволило бы освободить Пенсионный фонд России от многих нынешних несвойственных ему функций (обеспечение пенсионными выплатами нынешних пенсионеров, ведение реестра федеральных льготников и выплата им ЕДВ, фиксация прав на получение материнского капитала и т.п.), что позволило бы сконцентрировать работу этой структуры на вопросах обязательного и добровольного пенсионного страхования.
  6. Реализация предложений Минздравсоцразвития о том, чтобы в ближайшие 2-3 года поднять размер базовой части пенсии до уровня прожиточного минимума в регионе его проживания, используя для этого, при необходимости, средства региональных бюджетов, и о проведении "валоризации" пенсионного капитала нынешних пенсионеров путем разового его пересчета с тем, чтобы средний размер трудовой пенсии уже через 2-3 года соответствовал 2-2,5 среднероссийских прожиточных минимумов пенсионера.
  7. Дальнейшее повышение, начиная с 2010 года, размера обязательного страхового платежа в накопительную часть - с нынешних 6% от заработной платы до 8, 10, возможно 12%. При этом соответственно должны снижаться обязательные отчисления на обеспечение страховой части их будущих пенсий. Это должно обеспечить тем, кто будет выходить на пенсию, начиная с 2022 года, в среднем не 10-15% от будущей пенсии, а для последующих возрастных когорт уже к 2030-2035 гг. обеспечить повышение этой доли до 30-40%;
  8. Дальнейшее развитие программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений. Необходимо уже в ближайшие 2-3 года существенно поднять объемы государственного софинансирования (с нынешних 12 тыс. руб. до не менее чем 40-50 тыс. руб. в год), что поможет (вместе с взносом работодателя) сформировать сумму, достаточную для увеличения средней трудовой пенсии не на 2 тыс. руб. (как это вытекает из нынешних правил), а на 10-15 тыс. руб. в месяц (практически вторая пенсия).
  9. За тех, кто впервые становится на учет в Пенсионном фонде и моложе 25 лет, например с 2010 года работодатель должен отчислять 15% заработной платы на обязательный накопительный счет и еще 5% в виде ЕСН в федеральный бюджет в качестве взноса в пользу нынешнего и будущего поколений пенсионеров, а также для обеспечения собственного минимального (базового) уровня пенсии. Тем самым пенсия для этой когорты будет состоять из двух обязательных частей: базовой и накопительной, а также в большинстве случаев к ней будет дополняться страховая выплата за счет добровольного пенсионного страхования либо через программу софинансирования с государством и предпринимателей, либо через самостоятельную программу с НПФ, либо оба эти варианта вместе.

В заседании приняли участие 40 человек . Докладчик ответил на многочисленные вопросы, после чего состоялся обмен мнениями. В прениях выступили В.Е. Гимпельсон, С.В.Захаров, Ф.В. Шелов-Коведяев, В.А. Шупер, А.Г. Вишневский.

Евгений Гонтмахер Евсей Гурвич

Евгений Гонтмахер

Евсей Гурвич

Вячеслав Шупер Владимир Гимпельсон

Вячеслав Шупер

Владимир Гимпельсон

Федор Шелов-Коведяев

Федор Шелов-Коведяев

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.