Rambler's Top100

№ 335 - 336
2 - 15 июня 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

К вопросу о методике расчета численности долгосрочных международных мигрантов в странах СНГ

Статистические источники информации о миграции населения в России

Прямая передача данных из регистра населения национальной статистической службе. Опыт Центрального статистического бюро Норвегии

Наблюдение и описание международной миграции: проблемы качества данных при использовании регистрационных записей государственной иммиграционной службы как источника статистической информации

Региональные аспекты оценки нелегальных мигрантов в приграничных территориях России

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Статистические источники информации о миграции населения в России

Н. Мкртчян
(Опубликовано в: Методология и методы изучения миграционных процессов. Междисциплинарное учебное пособие / Под редакцией Ж.Зайончковской, И.Молодиковой, В.Мукомеля. М., Центр миграционных исследований, 2007, с. 184-209)

Изучение миграционных процессов базируется в настоящее время на обширной статистической информации. В России существуют различные источники статистических данных о миграции населения. Основными из них являются переписи населения (включая микропереписи) и текущий учет. Важное значение имеет ведомственная статистика. При углубленном изучении миграции следует применять данные всех источников, добиваясь их сопоставимости и идентичности, т.к. все эти данные имеют существенные ограничения в плане полноты охвата мигрантов и миграционных потоков.

1. Переписи населения

Перепись населения - процесс сбора демографических и социальных данных, характеризующих каждого жителя страны или отдельного региона по состоянию на определенный момент времени. Она дает как бы моментальный снимок населения. При Всероссийской переписи населения 2002 года сведения собирались по состоянию на 0 часов 9 октября.

В числе получаемых в результате проведения переписи сведений о населении, о каждом человеке (пол, дата рождения, владение языками, гражданство, национальность, брачное состояние, образовательные характеристики, источники средств к жизни, занятие, экономическая активность и т.п.) входят сведения и о миграции населения. Вопросы, на основе которых получались сведения о миграции населения, входили в программу выборочного наблюдения, в которое попадало каждое 4-е домохозяйство (или 25%).

Перепись позволяет не только получить полную и достоверную информацию о населении на определенный момент времени (в соответствии с рекомендациями ООН, переписи проводятся не реже 1 раза в 10 лет), но и сопоставить между собой различные характеристики населения. Например, данные о миграции можно получить в разрезе отдельных возрастных групп, национальностей, по лицам, состоящим (не состоящим) в браке и т.п. Однако программа разработки переписей из-за больших затрат на обработку и публикацию их результатов включает ограниченные данные о миграции населения. Так, опубликованные данные о миграции, полученные в ходе проведения Микропереписи населения 1994 года, в разрезе отдельных регионов России содержали сведения о продолжительности проживания населения в месте постоянного жительства по отдельным когортам (менее 2 лет, 2-5 лет и т.п.), по продолжительности проживания и отдельным возрастным группам (моложе трудоспособного, трудоспособного и старше трудоспособного возраста). Данные о продолжительности проживания отдельных национальностей разрабатывались только по республикам, автономным областям и округам в составе Российской Федерации. Сведения о предыдущем месте жительства и причинах миграции публиковались только для населения, проживающего в месте постоянного жительства менее 4 лет1.

Переписи населения регулярно проводились в России с 1897 года. В большинстве из них большое внимание уделялось получению сведений о миграции населения. В условиях практически полного отсутствия иных данных о миграции населения переписи долгое время служили практически единственным достоверным источником получения статистической информации2.

Так, в программе переписи населения 1897 года имелся вопрос о месте рождения. По итогам разработки ее материалов неместные уроженцы делились по следующим категориям: уроженцы данного уезда, уроженцы других уездов той же губернии, уроженцы других губерний и уроженцы других государств; выделялись сословия.

Перепись 1926 года включала вопросы о месте рождения и продолжительности проживания, соответственно выделялись местные и неместные уроженцы. Постановка для неместных уроженцев вопроса о продолжительности проживания позволила выделить отдельные миграционные когорты, т.е. совокупность мигрантов, объединенных общим периодом вселения в данный населенный пункт или район.

В переписях населения 1937, 1939 и 1959 годов вопросы о миграции отсутствовали, в значительной степени из-за недооценки роли миграции, ее функций и причин, а также массовых репрессий и насильственных переселений. Миграция, якобы, носит преимущественно или даже исключительно плановый характер и нет ни теоретической, ни практической нужды в ее изучении.

Возросший в последующие годы интерес к миграции населения сделал необходимым получение данных о миграции населения в ходе переписей населения 1970, 1979, 1989 и 2002 годов. Прежде всего, в них вновь, как и в первых переписях, присутствовал вопрос о месте рождения. Сравнение данных разных переписей с использованием этого показателя позволяет оценить динамику миграционной мобильности населения. В 1926 году только 25% россиян проживали в месте жительства не с рождения, тогда как в 1979  - 54%, в 1989  - 51%, а в 2002 году - 44%. В советский период миграционная мобильность существенно возросла, а сейчас наблюдается обратная тенденция.

При переписи 1970 года к мигрирующему населению относились лица, прожившие непрерывно на постоянном месте жительства менее 2-х лет, при опросе им записывался адрес предыдущего места жительства, что позволило получить сведения о миграционных потоках. Непрерывность проживания не нарушается, если опрашиваемый менял место жительства в пределах городского поселения или сельской местности административного района, а также, если выезжал на срок менее 6 месяцев (исключением являлся выезд для прохождения срочной военной службы или за границу).

Также в 1970 году был поставлен вопрос о причинах миграции. В крупнейших городах (с населением свыше 500 тыс. жителей) проводилось обследование маятниковой миграции, что дало богатый материал для изучения городских агломераций и пространственной подвижности населения в их пределах. В переписи 2002 года также предполагалось проведение обследования маятниковой миграции на территории Москвы и Московской области, причем расходы на проведение этого обследования готовы на себя были взять власти указанных регионов, но оно проведено не было.

В проекте программы переписи 2010 года3 предполагается включение вопросов о маятниковой миграции населения. Помимо информации о численности маятниковых мигрантов, продолжительности поездок, будут получены сведения о нагрузке на отдельные виды городского и пригородного транспорта, основные направления пассажиропотоков.

В программу переписей населения 1926, 1979, 1989 и 2002 годов был включен вопрос о продолжительности непрерывного проживания опрашиваемых в данном населенном пункте, тем самым был получен материал для изучения генетической структуры населения4, т.е. структуры населения по продолжительности проживания в данной местности. Выделяют постоянное население (местных уроженцев) и население, вселившееся из других районов (городов, сел). Последние делятся на старожилов (проживают более 10 лет) и новоселов.

Программа Всероссийской переписи населения 2002 года содержала вопрос о непрерывности проживания населения в данном месте жительства (позволяет выявить людей, совершающих на протяжении своей жизни миграционные перемещения), при отрицательном ответе на данный вопрос опрашиваемые сообщали год, с которого непрерывно проживают, место проживания на момент проведения прошлой (1989 года) переписи населения и тип населенного пункта по указанному месту прошлого проживания.

Определение даты, на которую выясняется место прежнего проживания, имеет важное методологическое значение. С одной стороны, методологически верным является выявление миграционных перемещений со времени проведения прошлой (1989 года) переписи населения. С другой стороны, учитывая, что ответы записываются со слов опрашиваемых, предлагались варианты выявить место проживания в начале 1992 года (распад Союза ССР - дата более запоминающаяся). Однако, в соответствии с международными рекомендациями, вопрос о месте прежнего проживания задается относительно места проживания за год до проведения переписи.

Ответ на вопрос о месте прежнего проживания позволяет выявить сдвиги в расселении за достаточно продолжительный временной период. В совокупности с характеристиками населения на 1989 и 2002 гг. это дает богатый материал для исследования миграции населения, ее роли в изменении структур населения (например, национальной) отдельных регионов страны.

По отдельной форме при Всероссийской переписи населения 2002 года опрашивались лица, находящиеся на территории Российской Федерации временно. Наряду со сведениями о поле, дате рождения и национальности, они указывали страну своего рождения, страну постоянного проживания, гражданство, а также цель своего приезда в Россию. К сожалению, в ходе переписи удалось получить сведения только о 239 тысячах временно находящихся, в т.ч. о 153 тыс. гражданах стран СНГ и 63 тыс. гражданах других стран, а 23 тыс. не указали страну гражданства. Эта категория лиц переписью была охвачена явно не полностью, т.к. многие мигранты не афишировали своего пребывания на территории России, опасаясь возможных санкций со стороны властей, и при переписи не удалось найти адекватных инструментов обеспечения «улавливания» этой категории населения.

Кстати, далеко не во всех странах нелегальные иммигранты избегают прохождения переписи. Так, при проведении переписи 1980 года в США проиммигрантские группы, в особенности, принадлежащие к испаноязычной общине, провели компанию, направленную на возможно более полный учет лиц латинского происхождения. Аргумент к тому - в случае их учета иммигранты с неурегулированным правовым статусом могли позднее доказать, что они присутствовали на территории США.5

Зачастую на основе данных переписей пытаются проводить международные сравнения. Например, Отдел народонаселения ООН в 2003 году опубликовал отчет, в котором на основе данных переписей (численности населения родившегося за пределами страны) производится оценка международных мигрантов. По этим данным, в США численность международных мигрантов составляет 35 млн. человек, в Германии - 7 млн., во Франции и Украине - 5 млн.

Применение данной методики подсчета международных мигрантов (т.н. «пожизненных мигрантов» - лиц, проживающих в регионе/населенном пункте не с рождения) к России и другим постсоветским странам, дает неожиданные результаты: Россия по числу международных мигрантов (12 млн. уроженцев других стран по переписи 2002 года, или 8,3% населения страны) уступает только США, по доле же в населении уступает Великобритании, Франции, Германии, США, и, по понятным причинам, таким странам иммиграции, как Канада и Австралия (табл. 1). Интересно, что в число стран-лидеров по числу международных мигрантов входит, также, Украина.

Таблица 1. Численность уроженцев других стран в населении отдельных государств

Государство

Тыс.чел.

Доля в населении, %

Австралия (2004)

4751,1

23,6

Канада (2004)

5781,3

18,9

Франция (1999)

5868,2

10,0

Германия (2003)

10620,8

12,9

Италия (2001)

1446,7

2,5

Польша (2004)

776,2

1,6

Испания (2001)

2172,2

5,3

Швеция (2004)

1100,3

12,2

Великобритания (2004)

5552,7

9,3

США

35820,9

12,2

Источник: Lemaire G. and Thoreen C. Estimating the Foregn-born population on a Current basis. OECD. Dec.2006 http://www.oecd.org/dataoecd/18/41/37835877.pdf

Однако такие сопоставления применительно к России и другим постсоветским странам некорректны, о чем указывают эксперты:6  до распада СССР миграция между бывшими республиками, а ныне - независимыми государствами осуществлялась в рамках одной страны. Ведь из 12 млн. уроженцев других стран 11,5 млн. являлись выходцами из стран СНГ и Балтии. Они меняли место жительства, не пересекая государственных границ. Сколько (какая доля) уроженцев других стран прибыли в Россию из-за ее пределов после распада СССР, опубликованные данные переписи оценить не позволяют.

По оценке О.С. Чудиновских, основанной на данных переписей населения Украины и Белоруссии, 85% и 70% лиц, родившихся за рубежом, в этих странах совершили переезд до распада СССР.7 По России такие данные не опубликованы, возможно, доля международных мигрантов, в числе родившихся за рубежом, среди населения России выше, т.к. именно Россия являлась центром постсоветских миграций.

Однако, как уже говорилось, население, менявшее место жительства в 1989 году и позднее (в возрасте 15 лет и старше), отвечало на вопрос переписи «Где вы проживали в январе 1989 года?», что позволило оценить сдвиги в расселении, а также численность тех, кто прибыл в Россию из-за ее пределов за этот период (за вычетом умерших и выехавших за этот срок в обратном направлении). За пределами места своего нынешнего жительства проживали 19,3 млн. человек, или 15,9% населения соответствующего возраста. Число миграционных перемещений россиян за соответствующий период было больше, т.к. эта цифра не учитывает иные перемещения, совершаемые за межпереписной период. По данным текущего учета населения, за 1989-2002 годы в пределах России было совершено 42,5 млн. миграционных перемещений, еще 9,3 млн. человек прибыли из других стран, а 5,6 млн. выехало за пределы России. Даже если учесть, что часть из этих миграционных перемещений приходилась на детей, которые к 2002 году не достигли 15-летнего возраста, а также умерших в межпереписной период, видно, что масштабы учтенных миграций за этот период времени были примерно вдвое выше.

Согласно данным переписи, на территории России проживали 5192 тыс. тех, кто в 1989 году проживал в странах СНГ и Балтии, и 282 тыс. - в других странах (табл. 2). Кроме того, 901 тыс. не указали территорию, где проживали в 1989 году, а 239 тыс. человек временно находились на территории России. Эти данные существенно ниже оценок масштабов международной миграции, которые получены по результатам переписи - 11,0 млн. прибывших, и ниже тех, которые показывают данные текущего учета. Понятно, что полностью эти данные сойтись не могут, т.к. часть тех мигрантов, которые прибыли в Россию в 1989-2002 годах, ко времени переписи умерли, часть выехали обратно или в другие страны - число выбывших за 1989‑2002 годы составило 5,6 млн. человек.

Таблица 2. Распределение населения России в возрасте 15 лет и старше по месту прежнего жительства в январе 1989 года, менявшего место жительства в 1989 году и позднее, тыс. человек

 

Население, менявшее место жительства в 1989 году и позднее, по месту прежнего жительства

Население, временно находящееся на территории России

Россия

13222,5

-

Страны СНГ, Балтийские государства и другие страны мира

5192,4

155,3

Азербайджан

394,1

17,3

Армения

269,4

13,1

Белоруссия

140,7

8,0

Грузия

332,1

6,6

Казахстан

1374,8

7,4

Киргизия

266,9

10,0

Латвия

79,9

0,8

Литва

42,9

1,0

Молдавия

125,5

9,6

Таджикистан

285,6

26,3

Туркмения

105,3

0,7

Узбекистан

627,3

18,4

Украина

816,4

35,2

Эстония

49,3

0,8

Другие страны мира

282,1

61,0

Территория не указана

901,2

22,7

Источник: Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. Т.10. Продолжительность проживания населения в месте постоянного жительства. М.: Росстат, 2005

Данные переписи в одной стране не позволяют получать сведения о числе мигрантов, за межпереписной период выезжающих за пределы этой страны, т.к. они с момента выезда не являются населением данной страны. Мы не можем знать, пользуясь данными всероссийской переписи населения, истинных масштабов прибытий, т.к. неизвестно, сколько человек из числа прибывших в страну в этот же период выбыло за ее пределы - к месту прежнего жительства или в третью страну.

Всероссийская перепись населения впервые показала, сколько на территории страны проживает граждан других стран. Согласно данным переписи, 98,1% населения страны являются российскими гражданами, численность иностранных граждан составляет всего 0,7%, или немногим более 1 млн. человек, еще 0,3% являлись лицами без гражданства (по-видимому, это были в основном граждане бывшего СССР). При этом 1269 тыс. человек гражданство не указали (табл. 3).

Таблица 3. Распределение населения России по гражданству по данным Всероссийской переписи населения 2002 года

 

Тыс. человек 

В % к итогу

Все население

145166,7

100,0

в том числе:

граждане России

142442,4

98,1

из них имеющие два гражданства

43,6

0,0

иностранные граждане

1025,4

0,7

из них имеющие гражданство:

стран СНГ

906,3

0,6

Азербайджана

154,9

0,1

Армении

136,8

0,1

Белоруссии

40,3

0,0

Грузии

52,9

0,0

Казахстана

69,5

0,1

Киргизии

28,8

0,0

Молдавии

51,0

0,0

Таджикистана

64,2

0,0

Туркмении

6,4

0,0

Узбекистана

70,9

0,1

Украины

230,6

0,2

других стран мира

119,1

0,1

без гражданства

429,9

0,3

гражданство не указано

1269,0

0,9

Источник: Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. Т. 14 Сводные итоги всероссийской переписи населения 2002 года. М.: Росстат, 2005

Как и в случае с оценкой численности населения, временно находящегося на территории России, вопрос точности оценки при переписи численности иностранцев обусловлен отказом последних от участия в переписи, в особенности если они имели неопределенный правовой статус в России.

Сопоставление места проживания в 1989 году с местом проживания на дату переписи позволяет оценить направления миграции в межпереписной период и в пределах России. Данные переписи подтверждают основные пространственные тенденции миграции: «западный дрейф», в соответствии с которым население смещалось из восточных округов страны на запад, в Европейскую часть, высокую притягательность Центра для мигрантов (табл. 4)

Таблица 4. Перераспределение населения между округами в межпереписной период, тыс. человек

Проживали в 1989 году на территории округа

Проживали в 2002 году на территории округа

России

Цент-раль-ного

Северо-Запад-ного

Юж-ного

Привол-жского

Ураль-ского

Сибир-ского

Дальне-восточ-ного

России

0,0

631,3

-108,3

61,3

77,6

16,3

-180,7

-497,4

Централь- ного

-631,3

0,0

-120,8

-114,3

-88,7

-42,4

-103,9

-161,2

Северо-Западного

108,3

120,8

0,0

18,0

37,7

-6,2

-21,5

-40,5

Южного

-61,3

114,3

-18,0

0,0

9,9

-4,0

-58,2

-105,4

Приволжс-кого

-77,6

88,7

-37,7

-9,9

0,0

10,3

-47,2

-81,8

Уральского

-16,3

42,4

6,2

4,0

-10,3

0,0

-26,9

-31,7

Сибирского

180,7

103,9

21,5

58,2

47,2

26,9

0,0

-76,9

Дальне- восточного

497,4

161,2

40,5

105,4

81,8

31,7

76,9

0,0

Источник: Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. Т. 10. Продолжительность проживания населения в месте постоянного жительства. М.: Росстат, 2005

Одним из способов оценки миграции по данным переписей является анализ динамики этнической принадлежности населения. Применительно к России и другим постсоветским странам, этот критерий не может считаться надежным, т.к. эти страны много веков являлись многоэтничными. Однако динамика численности отдельных народов может служить для косвенной оценки последствий миграций в период, прошедших со времени последней переписи. Данные переписи 2002 года показывают, что большой прирост численности народов Закавказья, а также таджиков и некоторых других народов в России, мог быть достигнут только за счет внешней миграции, в т.ч. не учтенной данными текущей статистики8.

2. Текущий учет миграции населения

Текущий учет населения вообще и миграции – в частности служит основным источником сведений об изменении численности и отдельных характеристик населения в межпереписной период. В отличие от переписи, он позволяет оценить истинное число миграционных перемещений, а также своевременно получать информацию об изменениях в характеристике миграционной ситуации в России и отдельные ее регионах.

Текущий учет миграции позволяет изучать направления миграционных потоков, их структуру. При этом систематическому учету, как правило, подлежит только миграция на постоянное место жительства, временная миграция, не связанная с переменой места постоянного проживания, не учитывается.

В нашей стране учет передвижения долгое время не велся. Начало его было положено регистрацией мигрантов в главнейших путях их следования, например, при переселенческом движении в Сибирь и другие многоземельные районы востока страны. Перед первой мировой войной, когда процесс переселения в основном прекратился, этот источник данных о передвижении населения во многом утратил свою первоначальную ценность. Налаживание системы регистрации учета переселенцев, меняющих место жительства, началось с 1924 года. Были организованы новые регистрационные пункты и восстановлен ряд старых на крупнейших железнодорожных станциях.

Позже регистрация переселенцев в главных пунктах их следования была заменена на отчетность райисполкомов об отправке переселенцев и отчетность колхозов о прибытии переселенцев и их трудоустройстве. В это же время в ряде городов страны был начат учет внутренней миграции на базе административных данных о прописке и выписке. В 1932 году им были охвачены все города и городские поселения, а также районы сельской местности сплошной паспортизации. Однако полной системы учета внутренней миграции в целом по стране еще не было. Кроме того, содержание учетных документов (отрывных талонов), формулировки и число позиций практически полностью зависело от целей паспортной системы. В специальной инструкции по паспортной работе 1935 года устанавливался следующий приоритет в задачах адресных бюро: во-первых, оказание содействия административным органам в розыске необходимых им лиц, во-вторых, выдача учреждениям и частным лицам справок о местожительстве граждан, и лишь в последнюю очередь - ведение учета движения населения.9 С 1953 года введена единая форма учета внутренней миграции и ее учет стал повсеместным. При этом лица, не имеющие паспортов (часть сельского населения) долгое время не учитывались как мигранты, поэтому данные о миграции населения еще долгое время были неполными, а публикации статистических данных до самого последнего времени ограничивались миграцией в (из) городов.

К другим недостаткам текущего учета миграции исследователи относили несовершенство учетных форм, неполноту разработки данных о миграции, несплошную разработку статистическими органами первичных учетных документов,10 низкое качество их заполнения. К неточностям статистического учета миграции следует отнести также недоучет выбытий, в результате которого вплоть до последнего времени число прибывших в пределах страны ежегодно на несколько процентов превышало число выбывших. Кроме того, при регистрации прибытия указывалось действительное место выхода, в то время как при выбытии - предполагаемое место вселения. Действительные места вселения не всегда совпадали с предполагаемыми.11 В настоящее время этот недостаток устранен, т.к. листков выбытия больше не существует.

Также особенностью статистического учета миграции в нашей стране, осложняющей изучение миграции населения, являлась частичная закрытость данных о миграции спецконтингентов (военнослужащих, заключенных и т.п.). В разработочных таблицах миграции населения эти передвижения обозначались «без указания областей и республик». С 1997 года перемещения этих категорий населения не регистрируются.

Текущий учет долговременных мигрантов традиционно осуществляется органами внутренних дел, которые осуществляют регистрацию (ранее - прописку) населения по месту жительства. С введением этой системы учету подлежали случаи перемены места жительства на срок свыше 1,5 месяца. При этом не учитывались лица, которые прибыли или выбыли на дачи на срок летнего дачного сезона; на отдых или лечение в курортные местности, санатории, дома отдыха и т.п.; на учебу, в командировку на срок до 1,5 месяцев. В качестве миграционных перемещений не рассматривались переезды из одного сельского населенного пункта в другой сельский населенный пункт в пределах административного района или в пределах одного или того же населенного пункта (за исключением передвижений внутри городов, имеющих районное деление)12.

Как при переписи в качестве первичного документа используются переписные листы, так и текущий учет невозможен без первичного учетного документа. Учет миграции осуществлялся на основе талонов статистического учета прибытий и убытий, специально предназначенных для статистической разработки в органах государственной статистики. Талоны составлялись при прописке (выписке) населения одновременно с адресными листками прибытия и убытия, которые используются органами МВД России для адресно-справочной работы. В качестве дополнительных первичных учетных документов выделялись домовые книги, похозяйственные книги (в настоящее время отменены).

На детей в возрасте до 16 лет (в настоящее время - до 14 лет, т.е. до возраста выдачи паспортов), прибывших или выбывших с взрослыми, самостоятельный талон не составляется. Сведения о них (пол, дата рождения) во избежание двойного учета записывались в талон одного из родителей. В тех случаях, когда дети этого возраста прибывали или выбывали самостоятельно, на них, как на взрослых, заполнялся отдельный талон.

Данные первичных учетных документов, содержащих информацию о миграции населения (талонов), разрабатываются органами госстатистики по краткой программе ежеквартально, по полной – 1 раз в год. Краткая программа разработки талонов обеспечивает получение сведений о численности прибывших и выбывших за каждый месяц квартала, эти данные используются для определения сезонности миграции населения.

Для прибывших из стран дальнего зарубежья или выезжающих в том направлении есть еще один источник информации - данные паспортно-визовой службы (ПВС) МВД России; для прибывших - о числе лиц, получивших разрешение на въезд в страну на постоянное жительство; для выбывших - о числе лиц, получивших разрешение на выезд из страны на постоянное жительство, включая постоянно проживающих на территории России иностранцев и лиц без гражданства. При этом следует иметь в виду, что получение разрешения на выезд не означает физического выезда в том же году.

На полноту текущего учета миграции влияло и то, что в ряде субъектов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская и Калининградская области, Краснодарский край и некоторых других регионах) сохранялись ограничения прописки (регистрации). Так, например, в данных регионах еще в 1992-1993 годах регистрация и получение статуса вынужденных переселенцев (беженцев) было возможно при наличии постоянно проживающих в данных регионах родственников, согласных их прописать13.

Несмотря на вышеназванные недостатки, следует признать, что действующая в СССР система статистического учета миграции была вполне адекватной и отражала реальные масштабы и направления миграции. К настоящему времени система текущего учета миграции претерпела серьезные деструктивные изменения.

С введением в действие в 1996 году инструкции о применении правил регистрации по месту жительства и по месту пребывания граждан Российской Федерации учету как мигранты подлежат только те категории граждан, которые регистрируются по месту жительства. В соответствии с правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждено пост. Правительства Российской Федерации от 17.07.95 № 713) местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, договору аренды или на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.14

Соответственно, граждане, зарегистрированные по месту пребывания, статистическому учету не подлежат, т.к. на них не заполняется листок статистического учета мигранта. Объективно это ведет к тому, что значительная часть фактических мигрантов остается неучтенной. Это позволило исследователям говорить о ситуации с текущим учетом миграции как о настоящем кризисе15.

Особенно сильно этот кризис сказался на текущем учете международных мигрантов. Помимо того, что, как и во внутренней миграции, не подлежат статистическому учету регистрирующиеся по месту пребывания, на учете иностранных граждан сказались изменения в учете иностранных граждан. После 1 октября 2000 года порядок регистрации иностранцев из государств СНГ по месту жительства был усложнен: если ранее граждане стран СНГ и Балтии в порядке учета по месту жительства были приравнены к гражданам России (в соответствии с Постановлением Правительства от 12 марта 1997 года № 290 «О распространении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации на граждан бывшего СССР, прибывающих из государств - участников СНГ и государств Балтии»), то теперь эти лица регистрировались на общих со всеми другими иностранцами основаниях.

В результате этого официально регистрируемые объемы иммиграции на введение нового порядка регистрации отреагировали незамедлительно: уже в октябре 2000 года число прибывших составило на 84% меньше по отношению к сентябрю, в ноябре - на 61%, в декабре - 54,5%, т.е. сократилось почти вполовину. И это не влияние сезонных факторов: в 1999 и 2001 годах на последние месяцы года пришлось максимальное число прибывших. Схожий тренд был только в 1998 году, но тогда снижение иммиграции было обусловлено финансово-экономическим кризисом, который, кстати, вызвал не только снижение иммиграции в Россию, но и рост эмиграции.

В 2000 году ничего похожего не происходило. Следовательно, снижение было вызвано только изменением порядка учета. Получение вида на жительство - процедура достаточно сложная и требует не менее полугода. Число зарегистрированных прибывших в страну в то время не упало до нулевых отметок только потому, что часть иммигрантов приобрели российское гражданство еще до переезда в Россию или не меняли гражданство, выезжая в страны СНГ.

Проведенные нами ранее расчеты показывают, что только из-за изменения порядка учета иммигрантов-неграждан из стран СНГ и Балтии с октября 2000 года российская статика недоучла 172,6 тысячи человек в 2001 году и 38,9 тысячи человек в октябре-декабре 2000 года. Всего - 211,5 тыс. человек16.

И этот недоучет имел место и в последующие годы, хотя имело место и реальное снижение иммиграции в Россию, о чем свидетельствуют данные зарубежной статистики, которых не коснулось столь радикальное изменение порядка учета (табл. 5). К сожалению, сопоставимая информация имеется у нас только по 6 странам, но эти данные показательны, т.к. перечисленные страны обеспечивали в 2003 году 61% всех прибывших в Россию по данным Госкомстата России.

Таблица 5. Число выбывших в Россию из отдельных стран в 1999-2003 годах, по данным национальных органов статистики, тыс. человек

 

1999

2000

2001

2002

2003

Белоруссия

5,3

5,9

6,8

7,1

6,7

Казахстан

108,1

108,7

94,9

80,0

45,9

Украина

52,8

48,1

46,7

44,7

37,0

Азербайджан

7,1

8,4

6,2

3,7

3,1

Армения

5,7

9,6

9,2

7,8

6,2

Киргизия

10,1

20,8

24,6

25,2

14,2

Источник: Статистика СНГ (Статистический бюллетень Статкомитета СНГ) № 19 (346) 2004. С. 9-45

Окончательно учет международной миграции в России развалился в результате отмены в мае 2002 года 17 Постановления Правительства от 12 марта 1997 года, с этого момента, по справедливому утверждению О.С. Чудиновских, «в стране вообще отсутствует нормативная база, на основании которой лица, ответственные за регистрацию иностранных граждан, должны заполнять первичные документы для статистического учета мигрантов»18.

Итак, действующая в России в настоящее время система текущего учета миграции неполна, она позволяет получать информацию только о лицах, регистрирующихся по месту жительства. Правда, Росстат России предпринимает усилия к тому, чтобы включить в разработку данные о долговременных мигрантах, регистрирующихся по месту пребывания на срок 1 год и более. По неофициальной информации, между Росстатом России и ФМС России достигнута договоренность о том, что на указанных лиц будет заполняться листок статистического учета мигранта (ф. 12).

Однако в разработку не включены сведения о мигрантах, которые регистрируются на меньший срок и регулярно продлевают регистрацию (число продлений регистрации неограниченно, и человек может пребывать за пределами места своего постоянного жительства сколь угодно долго). Для лиц, зарегистрированных на срок до 1 года, достаточно бы было не ведение статистической разработки, а ведомственной отчетности. Сведения о числе лиц, зарегистрированных на срок от 3 мес. до 1 года, собираются по состоянию на начало квартала. За год - 4 отчета.

Информация, собираемая по ним, составляется на основании адресных листков прибытия19 (не следует путать с ф. 12 - листок статистического учета миграции). Сведения собираются самые простые:

  • пол;
  • возраст;
  • откуда прибыл;
  • срок регистрации.

Зная «откуда прибыл» временный мигрант, можно корректировать численность населения регионов выбытия. Как пишет О.С. Чудиновских, уведомление о временном выбытии граждан в места постоянного жительства предусмотрена, что делает возможным оценку баланса численности населения регионов страны.20

Получение этих сведений будет менее трудоемким, если будет возможно ввести изменения в Журнал учета свидетельств о регистрации по месту пребывания,21 предусмотрев в нем включение указанных выше характеристик мигрантов (в настоящее время там указываются только дата регистрации, ФИО, серия и номер паспорта, адрес места пребывания).

Отдельный вопрос - масштабы миграции совершенно недокументированной, когда мигранты не оформляют регистрацию по месту пребывания, в т.ч. достаточно длительное время. Это явление характерно как для международной, так и для внутренней миграции в России. Причины этому - в сложности и бюрократической запутанности процедур регистрации, а также в возможности «решения вопроса» не официальным путем, а через приобретение поддельных регистраций, а также платы за отсутствие регистрации напрямую представителям контролирующих органов.

Действующий в настоящее время листок статистического учета мигранта к документам о регистрации по новому месту жительства является основным учетным документом, на основании заполнения которого собираются данные о миграции в России. К нему дается отрывной талон, который направляется по месту последнего места жительства при одновременном снятии с регистрационного учета. Листок статистического учета и отрывной талон к нему содержат одни и те же позиции (общим числом - 20).

Оценка выбытия из регионов РФ производится путем расчета. В регионах прибытия (при обработке листков статистического учета мигранта) накапливается информация о том, откуда мигранты прибыли. Полученные таким образом сведения (числа выбывших) затем с помощью электронной почты направляются в статистические органы региона выбытия. Впоследствии, на базе эти данных в регионе выбытия составляются агрегированные таблицы распределения выбывших по регионам вселения или направлениям миграции. Таким образом, первичным является учет прибытий, а учет выбытий выступает категорий второго порядка.22 Эта методика вполне оправдана, поскольку в мировой практике статистика прибытий считается более точной.

Наряду с ФИО мигранта документ содержит сведения о его поле, возрасте, месте рождения, гражданстве, национальности, состоянии в браке, месте жительства (новом и последнем, с какого года проживал по нему), занятии по последнему месту жительства, обстоятельствах, вызвавших необходимость переселения, а также сведения о детях до 14 лет, прибывших (выбывших) с ним.

Обработка листка учета позволяет получать большой набор сведений о мигрантах, однако не все они попадают в разработку и публикуются. В настоящее время программа разработки данных о миграции включает сведения по всему населению и отдельно - по городским поселениям и сельской местности. До 2004 года в разработку попадали следующие данные:

  • распределение мигрантов по полу и возрасту (по однолетним возрастным группам);
  • по основным национальностям (общим числом 69, выделяются народы и этнические группы Российской Федерации, а также народы и этнические группы, проживающие в основном за пределами Российской Федерации);
  • по причинам (обстоятельствам) миграции;
  • по уровню образования (в 1997-2001 годах были исключены из разработки);
  • по месту последнего жительства (отдельно – по городской и сельской местности).

С 2004 года разрабатываются все данные, которые можно получить из талонов статистического учета мигрантов. Главная проблема на сегодняшний день - неполный охват мигрантов процедурой регистрации и статистического учета.

Указанные данные доступны на уровне субъектов Российской Федерации, отдельно разработка ведется по районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, а также по городам с населением свыше 100 тыс. человек и центрам субъектов Российской Федерации.

Данные текущего учета миграции стали доступны для изучения сравнительно недавно - с 1989 года, до этого их публикации были сильно ограничены. С 1992 года Госкомстат России публикует данные о миграции населения, ежегодно выпуская статистические бюллетени «Численность и миграция населения Российской Федерации». По регионам России данные о прибытии, выбытии и миграционном приросте публикуются в разрезе основных миграционных потоков, трех основных возрастных групп населения. Данные о национальном составе мигрантов, брачном состоянии – по Российской Федерации в целом. До 1996 года отдельный раздел бюллетеня посвящен был эмиграции в страны дальнего зарубежья. В последние годы публикуются данные об общих итогах миграции населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Значительный интерес представляют публикуемые сведения об изменении численности населения регионов Российской Федерации (отдельно - по районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) по компонентам прироста, которые показывают ежегодное соотношение естественного движения и миграции, их влияние на изменение расчетной численности населения. Следует отметить, что с 2003 года Росстат публикует две разные цифры миграционного прироста населения России и ее регионов: по результатам разработки поступающих от территориальных органов ФМС России листков статистического учета мигранта, и результаты оценки, которые он корректирует на недоучет прибывших из стран СНГ (по данным национальных статслужб) и численности зарегистрированных по месту пребывания на срок 1 год и более23.

Информация о миграции содержится также в Демографическом ежегоднике России, в ежемесячных и поквартальных публикациях Госкомстата «Социально-экономическое положение России», ряде других изданий.

3. Использование данных переписи и текущего учета населения для оценки результатов миграции в России

Во многих странах мира переписи населения преподносят данные, не совпадающие с ожидаемыми. Так, в США перепись 2000 года отклонилась от оценочных данных на 7 миллионов человек24 в сторону увеличения, в Италии в 2001 году - на 1,7 миллиона в сторону уменьшения численности населения25. В странах СНГ, где переписи населения к концу 2000 года прошли уже почти повсеместно, их результаты существенно разошлись с ожидаемыми. В Казахстане в 1999 году недосчитались 842,4 тыс. человек (5,3%)26, на Украине - почти 500 тыс. человек (0,95%)27. Россия, с отклонением численности населения от оценочной на 1,8 млн. человек, не выделяется на этом фоне.

Перепись вскрыла неполноту учета миграции. Нетто-иммиграция по переписи 2002 года на 1,8 млн. человек (в полтора раза), а число прибывших на 1,7 млн. человек (на 12%) оказались больше, чем по текущему статистическому учету. Росстат опубликовал пересчитанные от итогов переписи 2002 года данные в демографическом ежегоднике 2005 года, причем только данные пересчета ежегодного миграционного прироста28.

Переписная поправка распределена по годам таким образом, что она сглаживает провал миграционного прироста в начале 1990-х годов, и делает более плавным его снижение в конце десятилетия. Согласно данным переписи, миграционный прирост России не опускался ниже 200 тыс. человек, по данным же текущего учета, в последние годы он снижается до 72-126 тыс. Вместе с тем, тренды регистрируемой миграции, скорее отражают резкое сужение пространства для законной миграции, чем сокращение реальных потоков. Согласно оценкам, основанным на исследованиях, в России находится 3-4 млн. мигрантов из СНГ,29 значительная часть которых проживает в стране по несколько лет, не имея вида на жительство. Перепись 2002 года подтвердила существование большого несоответствия между регистрируемой и фактической миграцией, так же как и общий нисходящий тренд (рис. 1). В свою очередь, стремление в Россию сдерживается улучшением ситуации в постсоветских странах (прекращением военных действий во всех зонах вооруженных конфликтов, экономическим ростом, спадом националистических настроений, постепенной адаптацией русских к новым условиям), а также относительной потерей экономических преимуществ России.

Рисунок 1. Миграция со странами СНГ и Балтии, 1989-2005 гг., тыс. человек

Как и в случае с внешней миграцией, по итогам переписи населения 2002 года определенную корректировку следует внести в масштабы внутренней миграции. Известно, что население почти 70-ти регионов по численности не дотянуло до расчетных показателей, в то время как население Москвы, Московской области, ряда регионов юга страны существенно превысило оценку по данным текущего учета. Напомним, что в межпереписной период отмечен повсеместный недоучет прибытий по внешней миграции, следовательно, масштабы внутреннего перераспределения населения должны были быть еще существеннее.

В 2004 году ЦДЭЧ ИНП РАН производил оценку чисел прибывших и выбывших по России и всем регионам страны в 1990-2002 годах. Поправка на прибывших по внешней миграции легко высчитывается исходя из скорректированных данных миграционного прироста в 1990-2002 годах, все остальные недоучтенные прибытия - это внутренняя миграция.

Если сопоставить эти оценки с данными текущего учета населения (рис. 2), становится очевидным, что недоучет внутренней миграции имел место все эти годы, однако, примерно с 1995 года, его масштабы в соотношении с регистрируемыми масштабами миграции стали более существенными. Наши оценки показывают, что к 2002 году недоучтенная внутренняя миграция составляла приблизительно 30%.

Рисунок 2. Прибывшие по внутренней миграции, тыс. человек

Наши оценки показывают, что спад масштабов внутренней миграции в 1990-е годы был несколько более плавным: они сократились не более чем вполовину, а на 40% - с 4,9 млн. в 1990 до 2,9 млн. в 2002 году. Однако, эти расчеты, опирающиеся на тренды регистрируемой миграции, также показывают продолжающийся до этого времени спад масштабов внутренних переселений.

4. Ведомственная статистика

Для получения углубленной информации об отдельных категориях мигрантов организуется ведомственное статистическое наблюдение. Обычно оно организуется и ведется заинтересованными в информации структурами.

После образования Федеральной миграционной службой в 1992 году был организован сбор статистической информации о численности и социально-демографических характеристиках официально зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев. Статистический учет стал возможен после разработки первичного учетного документа (регистрационной карточки), а также создания системы территориальных органов миграционной службы, осуществляющих накопление и хранение первичных учетных документов, сбор и предоставление статистической отчетности.

В 1992-93 годах статистическая отчетность о вынужденных переселенцах и беженцах велась совместно по этим двум категориям мигрантов, с 1994 года статистическая отчетность ведется отдельно.

Регистрационная карточка вынужденного переселенца содержит сведения о поле, возрасте, национальности, гражданстве (вынужденным переселенцем может быть признан иностранный гражданин, постоянно проживающий на законных основаниях на территории Российской Федерации), месте прежнего жительства, уровне образования, профессии, источниках средств к существованию, социальном статусе. Несмотря на то, что обстоятельства миграции оговорены в законах «О вынужденных переселенцах» и «О беженцах», форма содержит вопрос о причине миграции: обострение межнациональных отношений, межгосударственный, межрегиональный конфликт и другие.

Отчеты содержат также сведения о численности лиц, обратившихся с ходатайством о предоставлении статуса вынужденного переселенца или беженца, и которым было отказано в предоставлении статуса (фактически эти лица рассматриваются как ищущие убежища).

Статистические сведения о беженцах и лицах, ищущих убежища на территории Российской Федерации, получают из анкет лиц, ходатайствующих о признании беженцем. Из 57 позиций анкеты интерес для статистического учета представляют вопросы о поле, возрасте, месте рождения, национальности, родном языке и владении другими языками, вероисповедании, гражданстве, стране прежнего обычного жительства (откуда прибыл), семейном положении, образовании, источниках средств существования. В статистическом отчете разрабатываются не все эти сведения, однако фиксируются обстоятельства прохождения процедуры признания лица беженцем.

Отчетные данные разрабатываются на уровне субъектов Российской Федерации и ежеквартально предоставляются на федеральный уровень. Одновременно территориальные органы ФМС России (с ее упразднением - Минфедерации России) предоставляют статистические отчеты территориальным органам Госстатистики. Обобщенный статистический отчет составляется ФМС России и в установленные сроки после окончания отчетного периода предоставляется Госкомстату России.

Формы отчетности о численности и социально-демографическом составе вынужденных переселенцев и беженцев (№№ ВП, Приложение в форме «ВП», Б, Приложение к форме «Б») утверждаются приказом Госкомстата России, тем самым им придается статус Федерального ведомственного статистического наблюдения. Разработка этих форм предусмотрена в Федеральной программе статистических работ.

С 1994 года территориальными органами ФМС России осуществляется сбор статистической информации о численности, социально-демографическом и профессиональном составе привлеченной иностранной рабочей силы, а также российских граждан, трудоустроенных за границей. Эта отчетность также имеет статус Федерального ведомственного статистического наблюдения.

Также ведомственный статистический учет иностранных граждан, легально пересекающих государственную границу Российской Федерации в специально организованных пунктах пограничного контроля, осуществляется органами Федеральной пограничной службы России. Указанная информация включает сведения о странах, с которыми осуществляются поездки, гражданстве лиц, пересекающих границу, используемых ими видах транспорта, целях поездок.

Цели поездок: служебная, туризм, частная, на постоянное место жительства, транзит, в качестве обслуживающего персонала. Госкомстат России публикует эти данные в ежегодных бюллетенях. Эти данные не дают представления о числе лиц, прибывающих из-за границы, т.к. один человек мог осуществлять эпизодические поездки несколько раз, однако дают информацию об интенсивности краткосрочных поездок с отдельными странами. Кроме того, на основе этих данных нередко делаются необоснованные выводы о численности «незаконных мигрантов», находящихся на территории России. Так, по оценке В.П. Иванова (в то время ответственного за формирование миграционной политики в России), дающего в 2002 году огромную, нереальную оценку масштабов нелегальной миграции в России в 35 млн. человек, «…через посты пограничного контроля только из стран СНГ в Россию в прошлом году прибыло 14,5 млн. человек, а выехало из страны - 11,5 млн. человек, остаток - 3 млн.  Аналогичная картина была в 1999 и 2000 гг.»30. Пограничная статистика весьма неточна не только в России, но и в других странах СНГ. Так, по данным Госкомграницы Украины, за 1996-2000 годы число прибывших на Украину по данным пограничной статистики превысило число выбывших на 13 млн. человек31.

К иным данным ведомственной статистики, которые позволяют получать информацию о миграции населения, относятся32.

  • данные о разрешении на въезд (в РФ) и на выезд (из РФ) для постоянного жительства;
  • данные о численности студентов, прибывших из-за рубежа и численности студентов, нуждающихся в общежитии (в т.ч. – внутренних мигрантов);
  • статистика разрешений на временное проживание и видов на жительство;
  • статистика на основе миграционных карт;
  • статистика выданных виз и отказов.

Однако все эти источники не дают представления о реальных масштабах «подводной части» айсберга неразрабатываемых учетом и ведомственной статистикой данных о миграции, и тем более - нерегистрируемой миграции. Российская система сбора данных о миграции нуждается в серьезном реформировании. Пока существующие системы сбора информации позволяют анализировать миграцию лишь приблизительно, пользоваться ей можно очень осторожно, представляя себе все ограничения, с которыми связан анализ используемых данных.


1 Продолжительность проживания населения в месте постоянного жительства (по данным микропереписи населения 1994 года) Статистический сборник /Госкомстат России, М., 1995 - С. 329
2 Моисеенко В.М. Миграция населения в переписях России и СССР //Вопросы статистики № 3, 1997 С. 30-37.
3 Представлена на совещании у Председателя Росстата 5 декабря 2006 года.
4 Подробнее см.: Моисеенко В.М. Территориальное движение населения – М., 1985; Рыбаковский Л.Л. Региональный анализ миграций – М., 1973.
5 Р.Е. Билсборроу, Грэм Хьюго, А.С. Обераи, Хания Злотник. Статистика международной миграции: рекомендации по совершенствованию сбора данных – М., 1999 С. 53-54.
6 Чудиновских О.С.  К вопросу о методике расчета численности долгосрочных международных мигрантов в странах СНГ / Вопросы статистики №11 2005, С. 46-47.
7 Там же, С. 49
8 Подробнее см.: Мкртчян Н.В. Демографическая ситуация и межэтнические процессы в России как базисные условия формирования перспективной иммиграционной политики / Научный труды ИНП РАН. // Гл. ред. А.Г. Коровкин, М.: 2005. С. 418-439
9 Попов В. Паспортная система советского крепостничества //Новый мир. №6. 1996 С. 194
10 Хомра А.У. Миграция населения: вопросы теории, методики исследования. Киев, 1979, С. 70-72.
11 Переведенцев В.И. Методы изучения миграции населения - М., 1975, С. 47.
12 Методологические положения по статистике. Вып. 1, Госкомстат России. - М., 1996, С. 30.
13 См.: Вынужденные переселенцы в России. Статистический бюллетень ФМС России №1, 1993 с. 3.
14 Правила регистрации граждан по месту жительства и пребывания. Паспортный режим. - 2-е изд. – М., 2000. с. 176.
15 Чудиновских О.С. Учет миграции в России: причины и последствия кризиса / «Демоскоп Weekly» № 185-186, 10-23 января 2005 года, http://demoscope.ru/weekly/2005/0185/analit03.php
16 Мкртчян Н.В. Возможные причины снижения иммиграции в Россию в 2000-2001 годах / Вопросы статистики, 2003,  № 5, С. 47-50
17 Утратило силу в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2002 года, № 295.
18 Чудиновских О.С. Правовые основы государственного статистического наблюдения за миграционными потоками в России / Вопросы статистики № 8, 2006, С. 35.
19 ф.2, приложение к Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 23 октября 1995 № 393
20 Чудиновских О.С. Правовые основы государственного статистического наблюдения за миграционными потоками в России / Вопросы статистики № 8, 2006, С. 35.
21 ф.4, приложение к Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 23 октября 1995 № 393.
22 Чудиновских О. Текущий учет миграции в России: поиск альтернатив //Доклад на конференции «Миграция в СНГ и Балтии: через различия проблем к общему информационному пространству» - СПб., 8-9 сентября 2000 года.
23 См.: Численность и миграция населения Российской Федерации в 2004 году (Статистический бюллетень). М.: Федеральная служба государственной статистики, 2005, С. 2 (Предисловие).
24 World Population Data Sheet, 2003.
25 Council of Europe, 2002.
26 Алексеенко А.И, Первая перепись населения в суверенном Казахстане: некоторые итоги и оценки // Миграция в СНГ и Балтии: через различия проблем в общему информационному пространству. Материалы конференции (8-9 сентября 2000 г., Санкт-Петербург) / Под ред. Г. Витковской, Ж. Зайончковской. СПб.: АдамантЪ, 2001, С. 82-97
27 Тульский М. Первые итоги переписи населения Украины 2001 года // Демоскоп Weekly 2002 № 69-70, http://demoscope.ru/weekly/2002/069/analit01.php
28 Демографический ежегодник России. Стат. сб. М. Росстат, 2005
29 См., например: Мукомель В.И. Миграционная политика России: постсоветские контексты. М., Диполь-Т, 2005, С. 196
30 Аргументы и факты, 10 апреля 2002 года.
31 Малиновская Е.А. Миграция населения приграничных районов Волыни и Черниговщины в Беларусь. // Миграция и пограничный режим: Беларусь, Молдова, Россия и Украина. Сб. научных трудов / Под ред. С.И. Пирожкова. Киев, 2002, С. 77
32 Подробно об этих источниках информации см: Чудиновских О.С. Учет миграции в России: причины и последствия кризиса /«Демоскоп Weekly» № 185, 10-23 января 2005, http://demoscope.ru/weekly/2005/0185/analit03.php; Чудиновских О.С. К вопросу о методике расчета численности долгосрочных международных мигрантов в странах СНГ / Вопросы статистики № 11 2005, С. 46-47.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.