Rambler's Top100

№ 317 - 318
21 января - 3 февраля 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Тихая революция

От красного к седому: третий «переходный период» стареющего населения в странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза

Демографические аспекты старения населения России

Региональный аспект процесса старения населения Республики Казахстан

См. также предыдущий раздел Глазами аналитиков

См. также Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Региональный аспект процесса старения населения Республики Казахстан

Морозова С.С.1
(Опубликовано в: Этнодемографические процессы в Казахстане и
сопредельных территориях: Сб. науч. трудов VIII Международной
научно-практической конференции. 2-3 февраля 2007 г., Усть-Каменогорск.
- Усть-Каменогорск: "Медиа-Альянс", 2007. с. 223-230
)

Старение населения стало сегодня определяющей демографической тенденцией для большинства развитых стран мира. Демографический переход, обозначенный снижением коэффициентов рождаемости, в странах мира происходил по-разному, в зависимости от национально-культурных и социально-экономических особенностей этих обществ. Объединяло их одно - необходимость поиска новых путей и возможностей для сохранения населения. Преобладание коэффициентов смертности над коэффициентами рождаемости, отрицательное сальдо прироста населения - такая ситуация, называемая условно "демографическим крестом", в свое время была характерна для большинства стран "благополучной" Европы, а сегодня является основной демографической проблемой почти всех республик бывшего Советского Союза.

Европейское сообщество особенно серьезное демографическое потрясение испытало с резким падением коэффициентов рождаемости в Восточной Европе, что было обусловлено в немалой степени политическими процессами. Но экономически благополучные и стабильные общества могут некоторое время сдерживать эту тенденцию за счет привлечения мигрантов из других стран. Кризис смертности в европейских странах, кроме того, преодолевается за счет увеличения продолжительности жизни. В странах постсоветского пространства этого спасительного фактора не наблюдается, скорее, наоборот. Но в странах постсоветской Азии демографическая ситуация, все-таки, более стабильна, и половозрастные пирамиды населения этих стран продолжают сохранять достаточно широкое основание (доля населения детского возраста). Относительно молодое население обусловливает и достаточно низкий, по сравнению с соседями, коэффициент смертности. Все это обеспечивает положительный естественный прирост населения. Причина кроется в особенностях этнического состава населения этих стран.

Влияние этнической структуры населения на процессы старения объясняется различными прокреационными установками разных этносов, многие из которых сохранили еще традиционный тип рождаемости. В условиях активно развивающихся в мире процессов глобализации избежать ситуации демографического перехода практически невозможно, вопрос стоит лишь о темпах и сроках. В Казахстане представители титульного этноса, особенно те, которые проживают в сельской местности, сохраняют тенденцию к рождению трех и более детей. Этот социальный слой позволяет пока сохранять относительно стабильную демографическую ситуацию. Постоянный отток населения, в том числе и казахского этноса, в города ускоряет темпы демографического перехода, наступление его четвертого, депопуляционного этапа, который сегодня уже является непреложным фактом для Молдавии, Украины, России и Белоруссии.

Кроме казахов, которые составляют более 50% от численности всего населения Казахстана, в нашей стране проживают и другие этносы, половозрастные пирамиды которых пока что позволяют относить их к категории "молодого" населения. Это узбеки, уйгуры, азербайджанцы и турки, у них индекс постарения населения по Сови составляет от 13 до 18. По результатам переписи населения Республики Казахстан 1999 г. самым демографически "молодым" из наиболее крупных этносов (с численностью 50 тыс. человек и выше) были узбеки. Индекс постарения по Сови составлял 13,2. Численность женщин фертильного возраста от общего числа женщин составляла 30,9%. Далее шли казахи и азербайджанцы, с индексами постарения, соответственно, 13,77 и 14. Доля женщин фертильного возраста примерно одинакова: у населения титульного этноса - 44,7%, у этнической группы азербайджанцев - 44,2%. Таким образом, на момент переписи эти две этнические группы представляли собой наиболее перспективные в плане "омоложения" населения Республики Казахстан. К этой же группе этносов с низкой степенью постарения (менее 20%) относятся еще уйгуры и турки (соответственно, с индексами 17 и 18). Половозрастные пирамиды населения этих этносов имели относительно правильную форму с расширенным основанием.

За 6 лет после проведения переписи, к 2005 г. численность населения этих этносов значительно возросла: почти на 50 тысяч (около 15% по сравнению с 1999 г.) у узбеков, на 8 тысяч (10% по сравнению с 1999 г.) у азербайджанцев, более чем на 750 тысяч (прирост после 1999 г. - около 10%) у казахов. Таким образом, при создании благоприятных социально-экономических условий, стимулировании и поддержке развития фермерских хозяйств (как это делается во многих странах мира) возможно некоторое сдерживание процессов депопуляции за счет вышеуказанных этносов.

Демографически "старым", с высоким индексом постарения (более 30) по переписи 1999 г. было население русского, белорусского, украинского, немецкого, татарского и корейского этносов. Половозрастные пирамиды этих этнических групп имели суженное основание (от 0 до 10 лет) и достаточно большую долю населения старших возрастных групп (от 60 и старше). При этом доля женщин фертильного возраста от общего числа женщин достаточно высока - от 40 до 46%. Демографическая нагрузка на трудоспособную часть населения у данных этносов очень большая.

К 2005 г. население русского этноса уменьшилось почти на 10% (частично, за счет миграции), на 16% уменьшилась численность украинцев (около 90 тысяч человек) и настолько же - белорусов (18 тысяч человек), на 128 тысяч человек уменьшилась численность немецкого этноса (почти на 30%). Соответственно, уменьшилась численность женщин фертильного возраста, следовательно, коэффициент рождаемости будет значительно уменьшаться, а коэффициент старения населения этих этносов еще более возрастет.

Особенности расселения этносов, различные варианты соотношения их численности в составе населения разных областей Казахстана делают немаловажным рассмотрение и регионального аспекта процессов старения в Казахстане. Выделяются два основных региональных типа: области с преобладающей в численности населения долей титульного этноса и области, где преобладает население русского и других европейских этносов. Особо существенные перемены произошли в структуре населения южных и приграничных областей республики - здесь наблюдается серьезное изменение в процентном соотношении населения русского и казахского этносов (немаловажным фактором была иммиграция оралманов, чаще всего оседающих в южных областях, где высока доля казахского этноса, а также эмиграция русского населения).

Проблема старения населения актуализирует необходимость социокультурных и экономических реформ. Увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население обусловливает реформу пенсионного обеспечения, развитие различных социальных программ. Анализ региональных различий показателей старения населения необходим при выработке мер по решению демографических проблем.

Традиционно восточным народам свойственно уважительное отношение к старшим, заложенное и в религиозных ценностях. Особенности традиционного менталитета обязывают повзрослевших детей материально и морально поддерживать своих родителей. В казахских семьях чаще всего постаревшие родители проживают совместно с детьми и внуками, находясь на их обеспечении. Та же ситуация наблюдается и у других азиатских этносов. Западные ценности, характеризующиеся большим индивидуализмом, отдельным проживанием и экономической независимостью детей и родителей, возлагают заботу о стариках на общество.

По данным демографического ежегодника Казахстана за 2005 г., самая высокая демографическая нагрузка была зарегистрирована в Южно-Казахстанской области - 733 на 1000 человек, из них только 115 - старше трудоспособного населения и 618 - моложе трудоспособного возраста. Таким образом, большая часть демографической нагрузки связана с большей долей населения детского возраста, в будущем - трудоспособного. Совсем другое соотношение наблюдается в промышленных регионах Казахстана: в Карагандинской области - численность населения младше трудоспособного возраста на 1 тысячу человек - 360, а численность населения старше трудоспособного населения на 1 тысячу человек- 198; в Восточном Казахстане эти показатели соответственно 345 и 208; в Северо-Казахстанской - 350 и 224. Если сравнить эти показатели по городскому и сельскому населению, то цифры будут следующие: в Жамбылской области нагрузка населением младше трудоспособного возраста 562 на 1000 человек - в сельской местности, 431 - в городской; в Мангистауской области - 660 человек на 1000 человек - в сельской местности, 490 - в городской. Показатели демографической нагрузки за счет населения старше трудоспособного возраста в сельской местности хоть и незначительно, но стабильно ниже, чем в городской. Проанализировав данную ситуацию, можно сделать вывод, что демографическая нагрузка на работающее население в сельскохозяйственных регионах формируется преимущественно за счет населения детских возрастов, а в урбанизированных и промышленных областях это преимущество небольшое и нагрузка на трудоспособное население старшей возрастной группой увеличивается2.

Субрегиональная дифференциация факторов старения населения должна учитывать и особенности условий жизни и труда, показатели смертности, структуру и уровень заболеваний, в том числе профессиональных, качество окружающей среды, уровень коммунально-бытового и медицинского обслуживания. Снижение средней продолжительности жизни по Казахстану обусловлено в основном увеличением показателей смертности, которые, в свою очередь, также имеют свои особенности в различных регионах и этнических группах.

В экономически развитых странах наибольшая доля смертей приходится на такие причины, как болезни органов кровообращения, новообразования, несчастные случаи, самоубийства и другие внешние воздействия.

Рисунок 1. Показатели смертности населения РК по областям по данным на 2004 год

Смертность сельского населения Казахстана на начало 2004 г. составляла 54225 при общей численности населения 6432958 человек (8,41%), смертность городского населения (здесь выше процент смертности людей трудоспособного возраста) 98025 на общую численность населения 8518242 человека (11,4%). Мужская смертность выше и в сельских и в урбанизированных регионах Казахстана, разницу составляют лишь классы причин смертности. Смертность от новообразований среди городского населения почти в два раза выше, чем среди сельского (и у мужчин, и у женщин). Проценты смертности женщин фертильного возраста среди сельского населения хоть и незначительно, но ниже, чем среди городского. Младенческая смертность выше в городе, особенно по классу причин врожденных аномалий (31,31 на 10000 человек в городе и 21,99 - в сельской местности). Ожидаемая продолжительность жизни на 2004 г. в сельской местности выше, чем в городской, соответственно, 71,84 и 72,43 у женщин, 59,01 и 63,16 у мужчин. Анализ смертности трудоспособного населения также указывает на то, что в сельской местности она ниже, чем в городской.

Показатели смертности по регионам Казахстана демонстрируют, что убыль населения в промышленных, урбанизированных областях Казахстана происходит не только за счет снижения рождаемости, но и за счет того, что показатели смертности здесь значительно выше, чем в областях с преимуществом аграрного и скотоводческого хозяйства (рис. 1). Северо-Казахстанская, Карагандинская, Акмолинская и Восточно-Казахстанская области держат по этому печальному показателю пальму первенства, соответственно, 13,28, 13,11, 12,78 и 12,70 смертей на 1000 человек. Самая же низкая смертность зарегистрирована в Южно-Казахстанской области (6,84 на тысячу человек), что, несомненно, является еще и следствием демографически молодого населения этого региона.

Рисунок 2. Показатели рождаемости РК на 2004 г.

По данным на 2004 г. наибольшее число родившихся было зарегистрировано в Мангистауской и Южно-Казахстанской областях, соответственно, 26,38 и 26,62 человека на 1000 человек (рис. 2). Для сравнения приведем эти показатели для Северо-Казахстанской и Костанайской областей - 12,27 и 12,64. В 2004 г. в Северо-Казахстанской области отмечен отрицательный показатель естественного прироста населения (-1,01) (рис. 6).

Если же сравнить данные по рождаемости по городскому и сельскому населению, то можно отметить одну особенность - в урбанизированных, промышленных областях низкая рождаемость отмечается не только в городах, но и в сельской местности, там она, зачастую, даже ниже, чем в городе (рис. 3 и рис. 4).

Рисунок 3. Показатели рождаемости по областям РК {городское население) на 2004 г.

Рисунок 4. Показатели рождаемости по областям РК (сельское население) на 2004 г.

Если же рассматривать только показатели по городскому населению, то убыль населения зарегистрирована еще и в Костанайской и Восточно-Казахстанской областях (-2,1 и -0,85). Среди всех областей Казахстана отрицательный показатель прироста населения по селу был отмечен только в Карагандинской области (-0,64).

Рисунок 5. Естественный прирост населения РК по областям по данным на 1999 г.

Рисунок 6. Естественный прирост населения РК по областям по данным на 2004 г.

Несмотря на это, отслеживается положительная динамика в сравнении с данными 1999 г., когда в среднем по Казахстану естественный прирост составлял 4,42 (рис. 5), а в 2004 г. этот показатель вырос до 7,51 (рис. 6). Причем рождаемость изменилась с 14,57 до 18,19, а показатель смертности также подрос с 9,87 до 10,14.

При составлении перспективных планов развития Казахстана, а также формировании программы демографической политики необходим принцип дифференциации, учета различных особенностей и нюансов каждого региона, его этнической карты, структуры занятости и уровня жизни населения, показателей экономики и коэффициентов демографической нагрузки, а главное - последствий изменений в структуре населения, в частности - его постепенного старения.


1 - Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева, г. Усть-Каменогорск, Казахстан
2 - Рассчитано по материалам Демографического ежегодника. - Алматы, 2005.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.