Rambler's Top100

№ 315 - 316
1 - 20 января 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

«Полезные» гастарбайтеры, обременительные беженцы и вторая волна сокращения социальных расходов: связь между миграцией и государством всеобщего благосостояния

Движущие силы международной миграции населения

Международная трудовая миграция и денежные переводы в республиках Центральной Азии: стратегия выживания или стратегия развития?

Социально-экономическая роль денежных переводов мигрантов в СНГ

Экономическая организация китайской миграции на российский Дальний Восток после распада СССР

Сколько трудовых мигрантов требуется Москве?


Google
Web demoscope.ru

Сколько трудовых мигрантов требуется Москве?

Глеб Подвойский
(Опубликовано в журнале "Человек и труд", 2007, №10, с. 34-37)

Правительство Москвы намерено сократить квоту трудовых мигрантов с 810 тыс. в 2007 г. до 300 тыс. в 2008 г. Чем вызвано такое решение городских властей? Какие трудовые мигранты и в какие отрасли требуются такому мегаполису, как Москва? Как введение нового миграционного законодательства влияет на состояние столичного рынка труда? На эти и другие вопросы в рамках встречи, организованной агентством "Росбалт", ответили представители правительства Москвы, эксперты, ученые, руководители национальных диаспор.

Публикуются фрагменты выступлений участников обсуждения.

Евгений ЧЕРНЕЦОВ, начальник управления по организации трудового обмена Комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы. Проблемы, связанные с трудовой миграцией, возникли не сегодня. Внимание к ним усилилось с вступлением в действие с 15 января 2007 г. нового миграционного законодательства. Его ключевое звено - Закон об уведомительном порядке миграционного учета. В чем заключается новация? Прежде, для того чтобы пригласить иностранца, требовалось получить соответствующее разрешение, пройти экспертизу в службе занятости, обратиться в ФМС и т.п. (иногда на это уходило до полугода). Теперь же порядок предельно упрощен: иностранному гражданину из страны с безвизовым режимом (к таковым относится большинство государств СНГ), приехав на территорию России, достаточно получить на границе миграционную карту, в течение трех суток встать на миграционный учет, а затем обратиться в ФМС с заявлением о получении разрешения на работу. В течение десяти суток ФМС обязана такое разрешение выдать. На поиск работы человеку дается три месяца. Заключению трудового договора с работодателем предшествует обязательное медицинское освидетельствование.

Желающих поработать на территории РФ, прежде всего в Москве, много. Механизм, регулирующий приток трудовых мигрантов, - квотирование. Это достаточно сложный правовой регламент, реализация которого отнимает много сил и времени. Главный его недостаток состоит в следующем: чтобы войти в годовую российскую квоту или квоту субъекта Федерации (в данном случае Москвы), работодатель должен еще за год четко представлять, сколько работников, какой квалификации и из каких стран он собирается пригласить. Как вы понимаете, это нереально.

На 2007 г. правительство Москвы установило квоту в размере 810 тыс. человек: 60 тыс. для стран с визовым режимом пересечения границы и 750 тыс. - для безвизовых стран. На 2008 г. предлагаются такие цифры - 250 тыс. трудовых мигрантов из безвизовых и 50 тыс. из визовых стран.

С какими проблемами приходится сталкиваться? Выделю основные. Во-первых, количество рабочих мест в столице не безгранично, при том, что создание каждого рабочего места - достаточно дорогое удовольствие. Во-вторых, в течение 90 суток, по закону отпущенных трудовым мигрантам на поиск работы, они должны где-то жить. Хотелось бы, чтобы в нормальных условиях. На деле, к сожалению, получается не так: люди селятся в домах, которые идут под снос или находятся на реконструкции, то есть живут в состоянии страшной антисанитарии. А если учесть, что около 14% мигрантов инфицированы опасными для окружающих заболеваниями (ВИЧ, туберкулез и т.д.), то следует признать: контактируя с москвичами (например, в транспорте), они создают опасность ухудшения эпидемиологической ситуации в столице.

Еще одна проблема связана с уровнем оплаты труда. В ст.18 Закона № 115 "О положении иностранных граждан в Российской Федерации" содержится положение о том, что при устройстве на работу национальные трудовые ресурсы имеют приоритет на занятие вакансий. До сих пор эта норма у нас не выполнялась. Почему? Работодатели массово создают рабочие места с искусственно заниженной зарплатой: так, согласно данным ГСЗН, по основному перечню профессий предлагается в среднем 4-6 тыс. руб. в месяц. Собственно, это уровень официально установленного ПМ. Понятно, что за 6 тыс. руб. москвичи работать не будут. Более того, от такой работы отказываются и жители ближнего Подмосковья, Смоленской, Владимирской областей и т.д. Даже если сварщик 6-го разряда у себя во Владимире получает 9 тыс. руб., то он не поедет в Москву на работу с зарплатой в 15 тыс. руб. (разница не покроет расходов, связанных с переездом). В результате вместо квалифицированного сварщика из Владимира мы получаем не очень квалифицированного из Таджикистана.

Очевидно, что возникают серьезные деформации на рынке труда. Приведу два примера. В Москве есть предприятие, на котором трудятся за 10 тыс. руб. в месяц замечательные авиаконструкторы из Ташкента, Тбилиси, Киева. Москвичи за такую зарплату туда не идут... Но есть и Мосметрострой, где работают исключительно жители столицы и ближнего Подмосковья. Проблем с кадрами нет. Почему? У работников приличные зарплата и социальный пакет.

В заключение хотел бы сослаться на данные Всемирного банка: по состоянию на конец ноября прошлого года увеличение присутствия в стране иностранных работников на 0,5% уменьшает зарплату работников-резидентов на 1%.

Эльдар КУЛИЕВ, исполнительный директор Всероссийского азербайджанского конгресса. С ноября прошлого года наша организация (представленная в 70 субъектах РФ) готовилась к вступлению в действие нового миграционного законодательства: мы были в контакте с представителями и московского правительства, и федеральных властей, что обусловливалось стремлением улучшить положение наших земляков, прибывающих в Россию. В семи федеральных округах были созданы подразделения нашей организации, установившие связи с местными властями (включая, конечно же, отделения ФМС), разъяснявшие положение нового законодательства. Много было разговоров о массовых депортациях и т.п., несвоевременное вмешательство со стороны федеральных властей, участие диаспор показало, что многие вопросы решаемы.

Сегодня можно говорить о том, что десятки тысяч наших соотечественников, которые были вне правового поля, сейчас находятся в России на законных основаниях. Однако было бы неверно полагать, что проблем больше нет. Они существуют, а значит, необходимо искать пути к их разрешению.

Гегам ХАЛАТЯН, председатель исполкома Союза армян России. К человеку, который приезжает трудиться, при том, что его вырастили, воспитали, обучили на родине (то есть к "готовому" работнику), относятся очень небрежно. Мы знаем, какое сложное положение у приезжих, каково к ним отношение со стороны милиции, властей. Часто говорится о нелегальных мигрантах. Однако нелегалов, по существу, нет, все пересекают границу на законном основании, но их проверяют на каждом углу. В итоге в обществе формируется негативное восприятие гастарбайтеров.

Здесь прозвучала информация о том, что 14% мигрантов страдают серьезными заболеваниями. У меня эта цифра вызывает сомнения. Ведь если люди не трудоустроились, как они могли пройти диспансеризацию?

В одном из своих интервью руководитель ФМС К. Ромодановский заявил, что приезжие ежегодно не доплачивают налогов на сумму 10 млрд. долл., но позвольте, они оседают в карманах не приезжих, а работодателей. Если посчитать количество гастарбайтеров и прибыль, которую они приносят России, получается, что в месяц каждый из них посылает домой 80 долл. - нищенскую сумму. И это при том, что есть россияне, которые покупают футбольные клубы, яхты и т.д., а эти 80 долл. расцениваются как преступление и угроза национальной безопасности! Плохо, что СМИ подбрасывают "хворост" в "костер" неприятия резидентами трудовых мигрантов...

Сам я 30 лет отработал в московской энергетике. На протяжении всего этого времени никогда не было такого, чтобы все рабочие были москвичами. Ежегодно выделялись лимиты: мы подавали заявки и отчитывались по ним. Была временная регистрация на два года, потом постоянная, предоставлялось жилье. Проводилась нормальная адаптация. Причем за все отвечал работодатель. Я не совсем понимаю, почему нельзя создать представительства при консульствах, которые на местах набирали бы людей нужной квалификации, заключали бы с ними договоры, чтобы они цивилизованно приезжали в страну, получали жилье на определенный срок под жестким контролем государства?

Галина ВИТКОВСКАЯ, научный координатор Международной организации по миграции. Мы должны четко отделять трудовую и учебную миграцию от перемещений, связанных с криминальным бизнесом (наркотрафик, торговля людьми, оружием). Результаты многих исследований (и в России, и в странах СНГ, в том числе в Таджикистане, которому адресуются обвинения в распространении наркотиков) показывают, что случаи, когда трудовые мигранты участвуют в этом преступном бизнесе, единичны.

Международный криминальный бизнес не связан с трудовой миграцией. Да, есть уголовные преступления, совершаемые мигрантами: так же, как и среди местного населения, среди мигрантов есть маргинальные группы, склонные к девиантному поведению. Но не следует утверждать, что трудовые мигранты повышают преступность. Это опасный миф, который хорошо воспринимается населением, поскольку в России достаточно сильны антимигрантские настроения (по нашим данным, более 50% испытывают крайне негативное отношение к мигрантам, особенно к представителям кавказских народов). Нужно гасить эти настроения, показывая, какой вклад мигранты вносят в развитие нашей экономики, в увеличение ВВП. Поддерживая свои семьи в сопредельных странах, они способствуют утверждению в них социальной стабильности, что несомненно выгодно для России.

Теперь несколько слов о миграционном законодательстве. Да, в нем содержится ряд компромиссных положений, но надо понимать, что в любом целеполагании мы неизбежно вынуждены делать некий выбор, потому нередко частные цели противоречат друг другу. Либерализация законодательства нужна была для того, чтобы вывести процесс из тени. Это очень серьезный шаг к уменьшению масштабов незаконной миграции, которая действительно представляла собой угрозу национальной безопасности (причем не сами мигранты, а нелегальность их положения со всеми вытекающими отсюда последствиями). Своей главной целью законодательство ставило снятие этой угрозы.

Одно из компромиссных решений - уведомительная постановка на учет, которая перестала увязываться с местом фактического проживания мигрантов. Давайте признаемся, что у нас никогда регистрация и прописка на 100% не была связана с местом фактического проживания людей, что создавало им большие неудобства. Такая мера, конечно, уменьшает возможности контроля за въехавшими людьми. Но чем она вызвана? Отсутствием нормального рынка аренды жилья. Аренда жилья у нас большей частью теневая, сосредоточенная в частном секторе, то есть у собственников квартир и домов. Бизнес пока не заинтересован в строительстве доходных домов, дешевых общежитий, поскольку от них малая отдача. Именно отсутствие возможности дешевого жилищного обустройства мигрантов вынудило законодателей пойти на такой шаг.

Международная организация по миграции очень высокого оценила принятое законодательство. Наша исследовательская программа совместно с ФМС осуществляет проект по мониторингу его применения, чтобы выявить, какие положения работают на поставленные цели, какие не работают и почему. В конце ноября мы проведем большую конференцию, на которой представим результат этого мониторинга.

В информационно-консультационных центрах для мигрантов, открытых MOM в Москве, Астрахани и Петрозаводске, работают бесплатные "горячие линии", принимают юристы.

Информационная работа по миграционным проблемам в России чрезвычайно слабая. Хотелось бы призвать прессу вводить рубрики по правовому просвещению как россиян, так и мигрантов. Это было бы очень полезно.

Евгений КРАСИНЕЦ, заведующий лабораторией миграционных исследований Института социально-экономических проблем народонаселения РАН. В прошлом году мы проводили обследование москвичей для выяснения их отношения к мигрантам. Только 5% респондентов положительно оценивают приезд мигрантов в столицу, более 70% опрошенных относятся к миграции отрицательно и предлагают поставить жесткий барьер на пути притока мигрантов.

В 2006 г. московским правительством был издан "Справочник трудящегося мигранта". Один из разделов - "Негативные последствия незаконной трудовой миграции" - начинается с подробного описания отрицательных сторон нахождения в столице и штрафов, которые ждут мигрантов за невыполнение установленных правил пребывания на территории города. Все это подробно описано и в рамках уголовного права, но ни слова не сказано о том, какие права у мигрантов. Правда, есть отсылка к перечню организаций, куда они могут обратиться. Но важно, что акцентируется негативная сторона миграции, позитива же фактически нет...

Москва - крупнейший центр притяжения мигрантов. Если в целом по России миграция покрывает 18% естественной убыли населения, то в столице - все 100%. Очевидно, что миграция играет важную роль в решении экономических проблем столицы. Напомню, что уровень безработицы в Москве очень низкий: статус безработного имеют лишь 33 тыс. человек. Потребности же рынка труда - 175 тыс. То есть спрос на рабочие руки многократно выше потенциального предложения. В ближайшем будущем ситуация еще более осложнится в связи с начавшимся демографическим кризисом (в течение ближайших 10 лет ожидается сокращение населения России на 10 млн. человек).

Что касается квоты, то предложение московского правительства оправдано. Основной недостаток сегодняшней миграционной политики, на мой взгляд, заключается в том, что местные органы ГСЗН слабо привлекаются к контролю за ситуацией с использованием иностранной рабочей силы. Раньше они принимали решение о выдаче разрешений на занятость, сейчас они отстранены от этой работы. Сегодня работодателям выгоднее набирать иностранцев, им можно платить более низкую заработную плату. В дальнейшем следовало бы внести в миграционное законодательство положение, способствующее преимущественному использованию местной рабочей силы на местном рынке труда.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.