Rambler's Top100

№ 251 - 252
19 июня - 20 августа 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Эмиграция: кто и когда в XX веке покидал Россию

Российские немцы: образ Германии и интеграция в германское общество

Новая алия сохраняет русский

Языковая ситуация в регионах России

Миграция в Казахстане: новый статус русского языка

Соотечественники-переселенцы: кого и как готовы принять в России

Сведения об обучении иностранных граждан в вузах России

Ориентации детей мигрантов на получение высшего образования

Обучение иностранцев – выгодный бизнес


Google
Web demoscope.ru

Российские немцы: образ Германии и интеграция в германское общество1

Савоскул М.С. - специально для Демоскопа

Несколько лет назад, начиная проводить исследования в среде российских немцев, я столкнулась с необходимостью более глубокого изучения истории их переселения в Российскую империю и последующих после переселения более чем 200 лет. Поскольку сами российские немцы (особенно старшее и среднее поколения) уделяют истории своего народа и отдельных семей большое внимание. Поэтому до начала основной части статьи, я остановлюсь на исторической судьбе, немцев, которых Екатерина пригласила в Россию, и которые в значительной степени переселились обратно в Германию. Уже, являясь носителями, не немецкой, а русской и советской культур. В этом проявляется трагизм и парадоксальность этой новой субэтнической группы. В России и бывшем СССР, они многими воспринимались «чужими – немцами», а в Германии, на своей исторической родине, они воспринимаются «чужими – русскими».

Это отличает российских немцев от миллионов других иностранных мигрантов в Германии, это во многом и определяет особенности адаптации, интеграции, этнической идентификации российских немцев в новой стране проживания. Это влияет и на образ Германии, формирующийся у российских немцев.

Практически в каждой семье российских немцев (и в России и в Германии) можно найти широкий набор фотографий, вырезок из газет и журналов и других документов,  представляющий собой своеобразный образный ряд, отражающий основные этапы более чем двухсотлетней истории немцев, приглашенных когда-то в Россию. Тут могут быть и портреты Екатерины, инициатора этого переселения и Коля, инициатора возвращения  Германию, и фотографии немецких кирх в России, и указ о переселении немцев из европейской части СССР в 1941 году, чудом сохранившиеся фотографии из Трудармии, в которой побывали практически все представители старшего поколения, имеющие немецкие корни.

Во многих семьях сохранились свидетельства выступления российских немцев с требованиями переехать в ФРГ и иллюстрации первых шагов новой немецкой жизни, например первый выпуск журнала землячества немцев из СССР «Wolk auf dem Weg». А в памяти людей, многие из которых уже более 10 лет живут в Германии, остаются воспоминания о получении немецкой визы в Москве, о сложностях переезда в Германию  и острое понимание того, что они чужие в этой стране, что каким-то образом необходимо интегрироваться в новую жизнь или формировать собственные структуры, облегчающие жизнь в Германии, такие как русские газеты, русские магазины и т.д. Германия несколько позже осознала тот факт, что проще помогать российским немцам в России, чем интегрировать их в Германию, и эта фотография домов построенных в немецком национальном районе уже на средства Германии.

Задачи исследования

Что же кроется за этим несколько эмоциональным вступлением к статье? Как происходит процесс интеграции российских немцев в новое принимающее общество? Что они думают о Германии и о немцах? Как меняется этническое самосознание российских немцев после переезда в Германию?

Ответы на данные вопросы стали главными задачами сравнительного исследования проведенного автором в Германии и в России, целью которого было определение направления трансформации образа Германии и представлений о немцах до и после переезда в Германию. Сами задачи были сформулированы следующим образом:

- проследить развитие образа Германии и образа "типичного немца" в представлениях российских немцев на примере сравнительных исследований в Германии и в России;

- выявить направления трансформации образа Германии и этнокультурной идентификации российских немцев, живущих в Германии, в зависимости от степени успешности интеграции в принимающее общество.

Исследование было поддержано центром по изучению Германии и Европы, созданного на базе факультета социологии Петербургского университета и института социологии Университета г. Билефельда. Помимо этого российская часть исследования была дополнена полевыми исследованиями в Оренбургской области в июле 2006, проводившимися в рамках проекта РФФИ: «Этнический фактор социально-экономической трансформации сельской местности в полиэтнических регионах России».

Методы исследования

Задачи и цели работы определили достаточно широкую палитру используемых в ходе исследования методов. Во время полевых выездов в Германии и России было проведено более 100 глубинных интервью с российскими немцами и членами их семей. Были проинтервьюированы более 30 экспертов различного уровня, в их число вошли, исследователи российских немцев, руководители общественных и государственных организаций, занимающихся вопросами российских немцев, преподаватели немецкого языка, социальные работники, представители различных религиозных общин (меннониты и католики). Во время работы в России и в Германии, автор использовал любую возможность для включенного наблюдения и анализа продукции различных структур, образованных переселенцами в Германии (СМИ, интернет-страниц, тексты песен и т.д.).

До и после окончания полевых работ, во время камерального этапа работы активно привлекался статистический метод и анализ публикаций СМИ российских немцев в Германии и России.

В России полевая работа проводилась в трех регионах: в Алтайском крае (г. Барнаул, Немецкий национальный район, Кулундинский район, Славгородский район);  Омской области (г. Омск, Азовский район); Оренбургская область (г. Оренбург, Переволоцкий район). В Германии интервью и другие исследования проходили в двух федеральный землях: в Баварии (г. Нюрнберг, г. Эрланген) и в земле Северный Рейн-Вестфалия (г. Билефельд, г. Детмолд, округ  Липпе).

Теоретические подходы к исследованию формирования и трансформации образа территории и этнического образа

Основные теоретические понятия, используемые мною в статье следующие: образ территории; этнический образ; этно-культурная идентичность; интеграция; российские немцы; переселенцы (aussiedler). Остановимся на этом подробнее.

Для определения образа территории и этнического образа в работе были использованы теоретические подходы Д. Замятина:

Образ территории - сложная система устойчивых пространственных представлений, обладающая специфическими закономерностями развития;

Этнический образ - система представлений об отличительных чертах той или иной этнической группы, зачастую, сводящаяся к выделению определенных этнических поведенческих стереотипов2.

С одной стороны, для понимания механизмов трансформации образа территории и этнического образа немцев у российских немцев необходимо остановиться на следующих положениях, приведенных в монографии Д. Замятина «Метагеография», с другой пример российских немцев, как нельзя более наглядно иллюстрирует приведенные ниже выводы исследователя относительно формирования и трансформации образа территории:

«Миграции являются одним из наиболее важных факторов формирования образа территории. В ходе миграции, как правило, происходит перенос определенных пространственных представлений на новую территорию, на которой происходит столкновение и взаимодействие автохтонных и «пришлых» пространственных представлений….

...Характер или тип миграции определяют конфигурацию свойства и структуру образа территории…

…Массовая иммиграция на территорию по социально-экономическим мотивам с целью постоянного проживания ведет, как правило, к «размыванию» традиционного… образа и постепенной «космополитизации» образа (образов)…

…Образов территории становится значительно больше, они становятся более специфическими, отражая пространственные представления различных (этнически, социально, культурно или политически «окрашенных» сегментов общества.»3

Понятие этнокультурной идентичности позаимствовано у В.А. Тишкова, из его работы по социальной антропологии. Этнокультурная идентичность -  индивидуальное соотнесение личности с этнокультурно-отличительной общностью… Эти понятия могут использоваться и часто используются на уровне групп и общин.4

Автор статьи полностью согласна с утверждением социолога Э. Гидденса, что «…этническая принадлежность характеризуется культурными обычаями и мировоззрением, выделяющими и обособляющими данную группу людей…»5

Все вышесказанное позволяет выделять российских немцев в самостоятельную этнокультурную группу, сформировавшуюся в течение 200 лет, обладающую общим этнокультурным самосознанием, общим историческим прошлым, общими элементами мировоззрения и культуры. Хотя при этом автор не отрицает мнения многих историков и этнографов, утверждающих, что в Российской Империи/СССР/СНГ российские немцы представляли собой не единую этническую общность, а группу из разных религиозных, территориальных, культурных групп. Принятие той или иной точки зрения зависит от масштаба рассмотрения российских немцев, как этнокультурной группы. Если мы рассматриваем только эту группу, то внутри нее можно обнаружить массу различий в этнической идентичности, диалектах, религии, исторической судьбы и т.д., как и любая другая этническая группа, российские немцы не гомогенны. А при рассмотрении и сравнении российских немцев с другими этническими общностями – русскими, немцами и т.д., мы можем утверждать, что существует такая единая этнокультурная группа, как российские немцы.

В процессе интеграции для оценки ее успешности важны не столько формальные признаки успешности интеграции – наличие жилья и рабочего места для мигрантов – используемые во многих работах по интеграции в принимающее общество, сколько активное использование всех возможность полноценного участия мигрантов в общественной жизни принимающего общества, ощущение мигрантами равной с местными жителями возможности повышения социального статуса. То есть интеграция проходит успешно не тогда, когда мигрант нашел работу и жилье, а тогда, когда мигрант ощущает себя полноправно участвующим в жизни нового для него общества гражданином.

В проведенном исследовании российскими немцами принимались все, считающие себя этническими немцами, и проживающие когда-либо на территории республик бывшего СССР и современных стран СНГ и Балтии.

Переселенцы - российские немцы и члены их семей, приехавшие в Германию по закону о возвращении этнических немцев на историческую Родину и получивших особый юридический статус «переселенца» или «члена семьи переселенца».

Годы максимального оттока российских немцев и членов их семей в ФРГ пришлись на период 1990-1996 годов, к настоящему моменту в Германию переселилось около 3 млн. переселенцев. За последние 5 лет поток переселенцев существенно снизился, во многом вследствие снижения миграционного потенциала этнических немце в постсоветском пространстве.

По данным Казахской переписи 1999 года, осталось 353,4 тысячи человек, но, учитывая продолжающийся отток немцев из Казахстана в Россию и в Германию, на настоящий момент численность казахских немцев снижена практически еще в два раза.

В России по данным переписи населения 2002 года проживает 597,2 тысячи человек, 51,7% находится в Сибирском ФО и 13,3% (79,5 тысячи человек) в Алтайском крае6.

В Германии по федеральным землям распределение, прибывающих переселенцев происходит в соответствии с законом, по которому их максимальная доля приходится на три земли Северный-Рейн-Вестфалия (21,8%), Баварию (14,4%) и Баден-Вюртенберг (12,8%).

Образ Германии у российских немцев в России

В ходе анализа проведенных интервью из всего разнообразия высказываний, касающихся Германии и немцев у российских немцев в России были выделены три элемента, составляющие базового образа Германии: нейтральный, позитивный, негативный. Элементы были выбраны исходя из оценочной окраски высказываний, влияющей также на принятие решения о переезде в ФРГ. Большая часть из опрошенных в России российских немцев была в Германии, в гостях у своих родственников или друзей, остальные знакомы с жизнью в Германии по рассказам живущих там российских немцев или тех, кто был в Германии в гостях. Таким образом, среди тех, с кем были проведены интервью, у всех был сформирован образ Германии, либо по личным впечатлениям, либо по рассказам родственников или друзей.

Каждый из элементов содержит наиболее часто встречающиеся характеристики образа Германии, на основании которого выделено слово-ключ для данного элемента.

Так, для нейтрального элемента, характерны следующие пары-характеристики:

  • городская культура
  • историческая родина
  • природа другая
  • все маленькое
  • тихо.

Было выбрано слово ключ, для характеристики нейтрального элемента - ТАМ ВСЕ ДРУГОЕ.

Вот краткие примеры из бесед с респондентами:

«Наши люди более крестьянские, а они – немцы культурные, городские….»7;

«Когда была там, удивилась какое все маленькое – дома, дороги, улицы, тихо там очень…»8

По итогам анализа интервью для позитивного элемента, с учетом частоты повторяющихся оценок были выделены следующие характерные слова-характеристики:

  • порядок - точность
  • чистота - налаженный быт
  • более высокий уровень культуры - цивилизация
  • религиозная страна
  • материальная обеспеченность
  • социальная защищенность
  • свободная страна.

На основании этих характеристик было выбрано и слово ключ, на чем так или иначе акцентировали свое внимание большинство респондентов, опрашиваемых в России, это слово-ключ: СТАБИЛЬНОСТЬ – ДОМ

Приведем примеры из интервью:

«Конечно, в Германии чисто, красиво, ухоженно, для детей много развлечений. Нет обшарпанных деревень…»9.

Очень образно характеристика положительных сторон Германии дана одной из респонденток, и может служить обобщенной иллюстрацией к большинству интервью, проведенных в России:

«Русские всегда думали, что заграничное лучшее. Это традиция, психология. Мое первое впечатление от Германии – туалеты и дороги. Плюсы Германии - высокий уровень цивилизации, налаженный быт, чистота, ландшафт, непохожесть домов, красота, пунктуальность (позвонить перед тем, как ехать в гости), доступность транспорта, возможность найти хорошую работу и получать хорошие деньги. Первое чувство – я поняла, что я оттуда, приняла все их законы»10.

Среди негативных сторон образа Германии выделяются следующие, по итогам интервью наиболее часто упоминаемыми были следующие характеристики страны:

  • ухудшение экономической ситуации – безработица
  • негативное отношение к приезжим
  • много иностранцев, в том числе русских
  • дефицит общения с местными жителями
  • слишком много свободы - вседозволенность
  • нет общения с природой.

И основным выводом, прозвучавшим в интервью стало выбранное нами в качестве исчерпывающей генерализованной характеристики - КРАСИВО, НО НЕ СВОЕ – СКУЧНО.

Именно это, как одну из основных причин возвращения обратно в Россию указывали респонденты, которые после нескольких лет жизни в Германии вернулись в Россию:

«Мы очень скучали, родители не могли найти работу, поэтому вернулись в Россию»11.

Вот еще одно из емких высказываний по этому поводу:

«Минусы в Германии это - однообразие жизни, отсутствие запахов, обилие мусора вдоль дорог, неприспособленность немцев к стрессам, боязнь выйти за рамки, зависимость от коммуникаций, духовная нищета, дети живут сами по себе. Мы в этом смысле богаче…»12.

Таким образом, Германия для российских немцев, живущих в России это: еще чужая страна, с множеством непривычных вещей, откуда, когда-то, прибыли их предки, прежде всего с благополучной экономической и социальной ситуацией, чистая с устроенным бытом – для большинства это является определяющим в образе страны, но материальное благополучие не перевешивает социальную изоляцию, отсутствие полноценных возможностей вхождения в новую принимающую среду, что большинство респондентов характеризуют как – отсутствие общения и скуку.

Этнокультурный образ немцев значительно беднее, чем образ страны, большинство среди основных черт типичного «немецкого немца» называют: индивидуальность, дисциплинированность, неправильное воспитание детей, трезвость.

В ходе анализа интервью, бесед с экспертами, а также включенного наблюдения было выявлено, что формирование образа Германии очень ситуативно, и у разных групп российских немцев, под влиянием объективных и субъективных факторов, таких как – возраст, пол, место жительства, социальная среда, образование, наличие родственников в Германии, был респондент в Германии или нет, наличие или отсутствие миграционного намерения могут возникать различные образы Германии, базовый образ может разбиваться на множество более частных, детальных образов с преобладанием одного из элементов: нейтрального, позитивного или негативного (рис. 1)

Рисунок 1. Факторы, влияющие на детализацию базового образа Германии у российских немцев, проживающих в России

Рассмотрим более детально на примере миграционных желаний российских немцев механизм формирования образа Германии. В ходе интервьюирования и последующего анализа интервью было выявлено, что, если респондент не намерен переезжать в Германию, то часто в образе страны преобладают негативные и нейтральные элементы.

Если же уже принято решение о переезде, то формируется более позитивный образ Германии. При этом любопытным является манипулирование одинаковыми причинами, которое часто отмечают респонденты: «я еду/ не еду потому что… работы там/тут не найти, прожить там/тут легче». И наиболее часто встречающаяся причина почему респонденты уезжают/ остаются – дети. (рис. 2)

Рисунок 2. Формирование образа Германии у российских немцев России в зависимости от миграционных намерений

Ниже представлены наиболее типичные моменты из интервью, показывающие механизм усиления негативного образа Германии в зависимости от миграционных намерений респондентов:

«Мы не хотим переезжать в Германию, потому что…  не враг своим детям, сам пострадал, и не хочу, чтобы дети страдали в новой стране»13.

«Мы собираемся в Германию… из-за детей, им в Германии легче устроиться…»14

«Многие назад не возвращаются из-за детей... Я лично из-за детей никогда в жизни не уеду, это очень большая травма для них. Мои дети не хотят в Германию»15.

Трансформация образа Германии у российских немцев после переезда в Германию

По итогам анализа интервью, проведенных с переселенцами, в Германии были выделены основные направления трансформации образа Германии у российских немцев, после их миграции (табл. 1).

Таблица 1. Трансформация образа Германии у российских немцев после переезда в Германию

Характеристики Германии у российских немцев

В России

В Германии

В России

В Германия

В России

В Германии

Нейтральные

Позитивные

Негативные

городская культура

 

порядок - точность

 

ухудшение экономической ситуации – безработица

природа другая

чистота - налаженный быт

негативное отношение к приезжим

историческая родина

высокий уровень культуры - цивилизация

много иностранцев, в том числе русских

 

все маленькое

религиозная страна


дефицит общения

скучно

тихо

материальная обеспеченность

слишком много свободы – вседозволенность, отсутствие воспитания у детей

 

Социальная защищенность

нет общения с природой

холодная погода, сырая погода

свободная страна

закон

 

нет простора

 

Германия – дом

страна индивидуалистов

 

думал, что религиозная страна, а оказалось - нет.

думал, что очень чистая страна, а оказалось нет

ВСЕ ДРУГОЕ

ПРИВЫЧНОЕ

СТАБИЛЬНОСТЬ-ДОМ

МАТЕРИАЛЬНЫЙ ДОСТАТОК - ЗАКОН

КРАСИВО, НО НЕ СВОЕ - СКУЧНО

ВСЕ СЛОЖНЕЕ

В нейтральных образах реже встречаются такие характеристики как городская культура, другая природа, остаются следующие нейтральные характеристики – историческая, родина, все маленькое, тихо. Часть характеристик, которые оценивались респондентами в России как нейтральные, после переезда в Германию воспринимаются переселенцами часто уже как негативные. Особенно это характерно при упоминании природы новой страны проживания. Если в России большинство респондентов, говоря о природе в Германии, чаще всего говорили о том, что она другая. То после переезда в Германию многие отмечают отсутствие российских просторов, отсутствие возможности свободно гулять по лесу, начинает раздражать респондентов камерный характер окружающей среды.

«Конечно, таких просторов нет, что у нас там бывает. Там у нас был свой дом, свой двор, речка рядом. Здесь можно только мечтать об этом, хоть бы деревце какое-то за своей оградой посадить»16.

При этом большинство респондентов отмечает в качестве генеральной характеристики нейтрального образа привыкание к новой стране проживания. Таким образом, слово ключ меняется от ВСЕ ДРУГОЕ к ВСЕ ПРИВЫЧНОЕ.

Из позитивных характеристик образа Германии у российских немцев и членов их семей после переезда в Германию начинают исчезать, вероятнее всего, потому что перестают быть непривычными и новыми, а отчасти потому, что эти ожидания не оправдываются следующие черты Германии: чистота, налаженный быт, высокий уровень культуры. Часть позитивных характеристик (вернее их отсутствие), которые приписывались Германии до переезда, но не нашедшие подтверждения после миграции, начинают восприниматься как отрицательные черты страны, усиливая ее негативный образ. Ниже приведены, наиболее выразительные примеры из бесед с российскими немцами в Германии:

«…Я думал немцы в Германии все религиозные, богобоязненные, ни один человек нечестно поступить не может. Потому что я был таким же богобоязненным с малых лет. А оказалось… Когда я впервые увидел, что женщины ходят, открыто курят. Ну и так далее...»17.

«Рассказывали, что дороги тут с мылом моют. Все чисто очень, ничего нельзя делать. Деньги тут хорошие зарабатывают. Но, когда вылез из самолета, удивился, можно сказать испугался… Бумаги много, мусор. У нас в Узбекистане такого не было…»18

На первое место в позитивных характеристиках образа Германии выходят характеристики и отмечаемыми российскими немцами и в России, но становящиеся еще более значимыми после миграции. Это - материальная и социальная обеспеченность. Новым важным элементом среди позитивных характеристик становится уважение к закону, ощущение сильного государства. Данные черты являются основой позитивного элемента образа Германии у переселенцев и слово-ключ, которое присутствовало у российских немцев в России, как романтический образ Германии СТАБИЛЬНОСТЬ – ДОМ, становится более реалистичным МАТЕРИАЛЬНЫЙ ДОСТАТОК – ЗАКОН.

Наибольшую трансформацию претерпели негативные характеристики образа Германии у переселенцев. Негативный образ становится более расплывчатым и парадоксальным, часто встречаются взаимоисключающие высказывания. Как например, такое:

«…мы поехали сюда, потому что в России не были защищены, а оказалось, что и здесь не очень защищены. Старайтесь сами…»19.

Однозначные негативные характеристики Германии остаются неизменными в отношение экономического и социального благополучия страны, это отмечали и российские немцы в ходе интервью в России и переселенцы в Германии.  Среди широкого спектра негативных черт однозначно и стабильно негативными характеристиками образа Германии остаются - ухудшение экономической ситуации и увеличение уровня безработицы. В итоге негативные черты образа Германии  трансформируются от слова-ключа – КРАСИВО, НО НЕ СВОЕ – СКУЧНО, к более детализированным, размытым характеристикам – ВСЕ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ.

От предыдущего образа Германии у российских немцев в России, о котором говорилось выше, российские немцы в после миграции приходят к новому образу уже не чужой для них страны. Германия российских немцев в России это - еще чужая страна, откуда, когда-то, прибыли предки, страна с высоким уровнем культуры, благополучной экономической и социальной ситуацией, чистая с устроенным бытом, но материальное благополучие не перевешивает социальную изоляцию.

Новый образ новой страны их проживания можно сформулировать следующим образом. Это – уже достаточно привычная, спокойная, тихая, удобная для жизни страна, с благоприятной экономикой и достаточно стабильная в социальном плане, со стабильной правовой базой. Опасение вызывает только ослабление экономической ситуации и рост безработицы, а также все же достаточно замкнутое социальное пространство. Эти выводы подтверждают и одновременно иллюстрируют выводы Д. Замятина, о влиянии миграции на изменение у мигрантов восприятия страны.

Трансформация и формирование этнического образа немцев у переселенцев

Большинство опрашиваемых в России российских немцев концентрировали свое внимание на стране, а не на ее жителях, давая лишь только общие характеристики немцам, живущим в Германии, которые можно свести к нескольким, наиболее контрастирующим, по их мнению, с типичными чертами русских. Так, немцы по представлениям российских немцев, живущих в России - индивидуалисты, дисциплинированные, не пьют, неправильно воспитывают детей.

Как показал анализ интервью переселенцев в Германии этнический образ немцев становится более сложным, не таким однозначным, как у респондентов в России. При этом значительная часть интервьюируемых отмечает, что общение с местными немцам сведено к минимуму. Указание на это часто встречается и в новом фольклоре российских немцев, живущих в Германии:

«… Одну простую истину позже осознал я
В Германии, прожив, уж много лет
Что русских здесь, полным полно повсюду
А немцев, вовсе не было и нет…»20

Можно утверждать, что образ немца у российских немцев не трансформируется, а пока еще только находится на стадии формировании, не всегда преодолевая ксенофобию. Основные характеристики этнического образа немцев, встречающиеся в интервью с переселенцами можно свести к следующим смысловым парам, от позитивного образа к негативному:

  • пожилые люди – гостеприимные, добрые
  • такие же люди как мы
  • для них очень важна работа
  • менталитет у них другой, по-другому воспитаны
  • другие жизненные ценности
  • более замкнутые
  • немцы неаккуратные
  • порядка у них нет
  • нет уважения к старшим
  • так одеваются – испугаешься.

В одной из русскоязычных газет Германии представлен широкий спектр высказываний переселенцев о немцах, этот материал в значительной степени перекликается с содержанием многих интервью:

«…Немцы казались нам абсолютно счастливыми людьми: сытыми, беззаботными, постоянно улыбающимися, искрящимися дружелюбием и благожелательностью.

И вот мы здесь, рядом с ними, но произнести оптимистичное «Есть контакт!» можем не всегда. Кто в этом виноват? Негостеприимные хозяева или бесцеремонные гости?» А может все дело в разности менталитетов?

Вот некоторые высказывания наших земляков о коренном населении.

«Здесь никто не вторгается в частное пространство другого. Шастать к соседям просто так не принято. Деньги занимать тоже. Дворов в нашем понимании не существует.

«Немцы для нас совсем чужие, словно запрограммированные. Все у них рассчитано, расписано, внесено в компьютер. Мы со своими проблемами, мечтами, надеждами им не интересны»

«У нас ведь душа нараспашку, а у них – фиг поймешь, что на самом деле думают…»

«Для немца главное анонимность, независимость от всех и всего: от соседей, коллег, друзей, родственников…»21.

Очень часто по признанию самих респондентов, люди, вырванные с корнями со своей Родины, приезжая в Германию оказываются перед заколоченными окнами различных учреждений с приветственной надписью: «Добро пожаловать ДОРОГИЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ!». Многие из них воспринимают Германию как в анекдоте:  

ВСЕ В ГЕРМАНИИ ХОРОШО! Спокойно, мирно, красиво!

Вот только утром просыпаешься, выглядываешь в окно, а в городе НЕМЦЫ!!!

Выводы

В итоге анализа интервью, анализа СМИ, а также включенного направления можно говорить, что миграция оказывает существенное влияние на трансформацию образа Германии и вызывает формировании этнического образа немцев у российских немцев. В итоге миграции происходит сужение спектра нейтральных характеристик образа Германии, что сопровождается детализацией и конкретизацией позитивных характеристик страны. У большинства респондентов наблюдается детализация видения Германии, при этом образ становится более фрагментарным.

Появление противоречивых высказываний и уход от однозначных мнений, свидетельствует о ситуативности восприятия образа Германии большинством переселенцев. Также у большинства респондентов идет процесс детализации и расширения этнокультурного образа немцев.

Не последнюю роль в представлениях о новой стране проживания играет успешность интеграции в принимающее общество переселенцев и их этническая идентичность.

В данной статье более подробно останавливаться на этом не представляется возможным, отметим только основные закономерности зависимости образа Германии и степени успешности интеграции в германское общество.

Ранние переселенцы в Германию, живущие в стране более 20 лет, в большинстве случаев чувствуют себя в Германии немцами, и по их мнению успешно интегрировались в германское общество, достаточно активно участвуют в различных сферах его жизни, в большинстве случаев формируют позитивных образ Германии, который стараются транслировать и в ходе воспитания детей. Значительная часть представителей этой группы практически потеряла все возможные контакты с бывшей страной проживания, а их дети ощущают себя немцами и уже полностью интегрированы в принимающее общество.

Часть поздних переселенцев живущих в Германии менее 15 лет и достаточно успешно интегрировавшихся в немецкое общество, также формируют позитивный образ Германии, указывая и на видимые ими недостатки жизни в новой для них стране. Большая часть представителей этой группы обладает двойной этнической идентичностью, относя себя как к русской, так и к немецкой средам. Преимущественно это выходцы из больших городов, с высшим образованием мигрировавшие в Германию уже после окончания школы ли института.

Преимущественно негативный образ Германии формируют поздние переселенцы, приехавшие в Германию их сельской местности России/СНГ, и испытывающие значительные трудности с интеграцией в принимающее общество. В эту группу относятся представители разных возрастов, проживающие разное время в Германии, общим для них является этническая идентичность, которую они сами формулируют как - «мы русаки». Часто в русскоязычных газетах Германии можно встретить уже вошедший в употребление термин – «русачество», то есть нежелание или невозможность полной интеграции в принимающее общество, формирование своего особого «русацкого» социального пространства, с достаточно пренебрежительным отношением к немцам.

В заключение хочу отметить, что в среде российских немцев, недовольных жизнью в Германии начинает появляться новый образ сказочной страны, формируемый русскоязычными СМИ. Вот пример одного из объявлений:

«Экономическая ситуация в Германии складывается так, что политики не гарантируют в ближайшем будущем тех социальных благ, которыми мы защищены сегодня… Кризис в Германии породил среди наших земляков тенденцию допустимого переезда в другую страну с целью обеспечить себя и свою семью работой. Поскольку многие из переселенцев жители сел, то они мечтают связать свое будущее с сельским хозяйством. Парагвай, пожалуй, единственная страна, которая отвечает всем нашим требованиям:

  • круглый год лето;
  • переезжая в Парагвай на жительство не нужно выходить из немецкого гражданства;
  • там проживает около 500000 немцев;
  • в Парагвае пока еще дешевые цены на землю;
  • Парагвай разрешает создавать свою колонию;
  • природно-климатические условия этой страны благоприятствуют рентабельному ведению сельскохозяйственного производства;
  • инвестиции в землю защищены межправительственным договором в 1998 г. Между Парагваем и Германией;
  • будучи владельцем земли в Парагвае, Вы можете построить на ней дом по своему плану и проекту, избегая при этом многих бюрократических преград, имеющихся в Германии;
  • проживая в Парагвае Вам вовсе необязательно прерывать свой пенсионный стаж в Германии…

Посетив Парагвай лично, мы убедились в том, что это та страна, которая многим нашим землякам дает возможность реализовывать себя экономически и профессионально»22.

Возможно, скоро в семейных архивах уже не российских, а парагвайских немцев появятся карты и фотографии Парагвая, поскольку уже развертывается программа по переселению туда российских немцев.


1 Исследование осуществлено при финансовой поддержке ЦИГЕ (Центра изучения Германии и Европы) Университетов г. Билефельд (Германия) и г. Санкт-Петербург, а также гранта РФФИ 06-06-80166-a «Этнический фактор социально-экономической трансформации сельской местности в полиэтничных регионах России»
2 Замятин Д.Н. Метагеография: Пространство образов и образы пространства. М., 2004. С. 139-149
3 Замятин Д.Н. Метагеография… С. 139-149"
4 Тишков В.А. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003. С.98
5 Гидденс Э. Социология. М., 1999. С.234
6 Итоги всероссийской переписи населения 2002 г. Национальный состав регионов РФ. Источник: Официальный сайт Госкомстата РФ: www.gks.ru
7 Мужчина, 75 лет, пенсионер. Немецкий национальный район (ННР) Алтайский край
8 Женщина, 49 лет, бухгалтер Общества развития Гальбштадт (ОРГ), приехала из Казахстана 7 лет назад, ННР, Алтайский край
9 Женщина, 49 лет, бухгалтер Общества развития Гальбштадт (ОРГ), приехала из Казахстана 7 лет назад, ННР, Алтайский край
10 Женщина, 42 года, преподаватель немецкого языка, ННР, Алтайский край
11 Женщина, 24 года, преподаватель немецкого языка, ННР, Алтайский край
12 Женщина, 42 года, преподаватель немецкого языка, ННР, Алтайский край
13  Мужчина, 55 лет, председатель колхоза в ННР, Алтайский край
14  Женщина, 35 лет, безработная, ННР, Алтайский край
15  Женщина, 38 лет,   руководитель центра встречи ОРГ, Кулунда, Алтайский край
16 Мужчина, 54 года, безработный, Германии 1 год. Билефельд, Северный Рейн-Вестфалия
17 Мужчина, 75 лет, пенсионер, в Германии 5 лет, Билефельд, Северный Рейн-Вестфалия
18 Молодой человек. 20 лет, учится в школе, в Германии 10 лет, Детмольд, Северный Рейн-Вестфалия
19 Мужчина, 75 лет, пенсионер, в Германии 5 лет, Билефельд, Северный Рейн-Вестфалия
20 Частушки-немчушки // CD «Бомба для аусзидлеров - 3» ВИА «ЗЕМА»
21 Окоменюк Т. Аборигены - друзья или враги? // Районка. Февраль 2005. №2 (52)
22 Районка. Февраль 2005. №2 (52)

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.