Rambler's Top100

№ 243 - 244
17 - 30 апреля 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Иммиграция в страны Европейского Союза

Без иммиграции Европе не обойтись

Куда и откуда?

Мигранты нужны экономике

Расширение ЕС и трансформация западноевропейской миграционной системы

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Эжен Делакруа. Арабский всадник, подающий сигнал. Eugene Delacroix. Arab Horseman Giving a Signal (1851)

Иммиграция в страны Европейского Союза

Ирина МОЛОДИКОВА

Над темой номера работала
Ирина МОЛОДИКОВА

Расширение ЕС и трансформация западноевропейской миграционной системы

Каждая европейская страна в силу собственных исторических, социально- экономических и политических особенностей развития, а также во многом благодаря своему географическому положению, имеет свою собственную миграционную модель развития, которая изменяется во времени в ходе изменения социально-экономической и политической ситуации, как в ней самой, так и за ее пределами27. Тем не менее, существует единая европейская миграционная система, объединенная основными векторами миграции и факторами, формирующими потоки мигрантов и основные перемещения внутри Европы.

Если рассматривать Европейскую территорию, как единую глобальную миграционную систему, то в ней существуют две субрегиональные миграционные системы (одна - ЕС, с ядром в странах старого ЕС и вторая - Евразийская система28, которая включает все страны СНГ и как центр притяжения - Россию29. Можно говорить о двух миграционных системах, поскольку обе имеют определенную степень внутренней связности (не менее 60-70% всех передвижений происходит в пределах каждой системы). Страны ЕС имеют единую экономическую и политическую зону со свободным перемещением.

Западновропейская миграционная система трансформируется постоянно, но начала целенаправленно создаваться в последние 25 лет. Для предотвращения проникновения "нежелательных" мигрантов" были созданы "зоны различных типов соседства" (zones of different types of neighbourhood) по отношению к ЕС30.

Основой западноевропейской миграционной системы являются "получающие страны старого ядра" (Франция, Великобритания, Люксембург, Нидерланды, Германия, Швейцария, Бельгия и Скандинавские страны). Они начали формирование экономического и политического единого пространств со свободным передвижением, рынком труда и гражданством Евросоюза особенно после Маастрихтского договора. Внутри ядра существуют свои собственные связи. Соседние страны характеризуются также интенсивным миграционным обменом. Именно в этом ядре формируется в настоящее время мегалополис, который начинается на северо-западе Англии (Лондон, Бирмингем, Манчестер, Ливерпуль) и включает основные города Голландии (Амстердам, Роттердам, Утрехт, Гаагу), далее идет на Рейн и Рур, охватывая более 60 городов и 60 млн. человек31.

Зона "периферии стран старого ядра" (юг Западной Европы - страны средиземноморского побережья) присоединилась к ЕС позже и длительное время сами были источником гастарбайтеров для стран "ядра". Эта традиция сохраняется до сих пор, хотя и в меньшей степени, поскольку с выравниванием экономического развития стран ЕС "периферийная зона" в настоящее время переживает иммиграционный бум. В последние три года в них наблюдается наибольший миграционный прирост (до полумиллиона человек в год). Данные страны являются также транзитными странами для мигрантов, желающих попасть в страны "старого ядра ЕС".

Третья зона - "присоединившиеся" к Евросоюзу в 2004 году страны (Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Эстония, Литва, Латвия, Мальта, Кипр). В 90-х годах они в основном теряли население, как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока. В настоящее время, начиная с конца 90-х годов, половина из них характеризуется небольшим положительным миграционным сальдо (за исключением стран Балтии и Польши). Эти страны являются транзитными для мигрантов, и не случайно уровень нелегальной миграции в них за последние 5 лет вырос в несколько раз и составляет около 80% от всех пересечений их границ32.

По отношению к странам самого Евросоюза "присоединившиеся" страны являются посылающими и транзитными, особенно для мигрантов из стран СНГ и дальней периферии ЕС. Как страны приема они интересны для своих восточных соседей (например, Украины) или для своих диаспор, проживающих в соседних странах, не входящих в ЕС (в Румынии, странах бывшей Югославии). С формированием буферной зоны из новых "стран - кандидатов", "вступившие" страны все больше превращаются в принимающие страны по отношению к внешним странам и будут выполнять роль периферии центрального ядра (страны ЕС).

"Страны - кандидаты" (Румыния, Болгария, страны бывшей Югославии - кроме Словении, Турция) - страны с большими миграционными ожиданиями. Надо сказать, что их миграционный потенциал высок, особенно на Балканах. Так, например, обследование 1998 года в 11 странах ЦВЕ выявило, что 53% молодежи из Сербии и Черногории, 57% из Хорватии, 36% из Румынии и 19% из Болгарии хотели бы выехать из своих стран на Запад на постоянное место жительства33. Однако нормализация экономической жизни в этих странах приводит к тому, что ориентация на переселение на постоянное жительство сменяется ориентацией на временную миграцию. Тем не менее, эти страны еще не одно десятилетие будут оставаться донорами для Западной Европы, они также выполняют роль стран транзита, особенно для трафика людей через Боснию-Герцеговину, Албанию, Косово.

Периферия стран ЕС по отношению к Евросоюзу выступает донором и поставщиком не только трудовых мигрантов, но также беженцев и ищущих убежища. Это страны делятся на "безопасные" - из которых не принимают беженцев и ищущих убежища, и остальные.

Рисунок 9. Зоны Западноевропейской миграционной системы

Учитывая, что только страны ядра ЕС имеют все возможности свободного обращения рабочей силы, а с остальными ЕС заключил договоры о реадмиссии, очень сложно ожидать, что квалифицированные специалисты легко попадут на рынок труда ЕС, который обнес себя несколькими зонами стран с разной степенью "дружеских" отношений.

Страны СНГ также представляют собой определенную систему, внутри которой есть элементы, скрепляющие ее, и зона свободного передвижения с некоторыми из стран единого экономического пространства, облегченной системы получения вида на жительство и регистрации (Украина, Молдавия, Белоруссия). Можно говорить о московском столичном регионе как формирующем центростремительные потоки для стран СНГ. Часть этих стран (Украина, Молдавия, Белоруссия), находится как бы в зоне перекрытия влияния двух миграционных субсистем (ЕС и СНГ). Страны бывшей Югославии, располагаясь между странами ЕС (Словенией и Грецией), испытывают усиленное влияние на них обеих систем и характеризуются интенсивными миграционными потоками в обе стороны. Социально-демографическая обстановка и них неблагоприятна по сравнению со всеми странами Европы. Некоторые из них даже территориально разделены, поэтому могут служить и служат источником вынужденных мигрантов.


27 - Ивахнюк И. Международная трудовая миграция, Москва, ТЕИС, 2005
28 - Там же.
29 - Korobkov A., Zaionchkovskaia Z. The changes in the migration patterns in the post-Soviet states: the first decade / Communist and Post-Communist Studies №37 (2004), p. 481-508
30 - Geddes A. Immigration and European Integration. Toward fortress of Europe. Manchester University Press. 2000. p.175.
31 - Dieman F. & Faludi A. Randsrad, Rhein-Rhur and Flemish diamond as one polynucleated macroregion? Tijdschrift voor Economische en Sociale Geigrafie. 1998, 89(3), р. 320-327.
32 - Molodikova I., Hungary in the context of European Economic migration (with Nagy Zoltan) in Migracijske I ethnicke teme Journal, Zagreb, Croatia, 2003, n. pp. 145-160.
33 - Migration patterns in Central and Eastern Europe. IOM, Geneva 1998.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.