Rambler's Top100

№ 225 - 226
5 - 18 декабря 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Российский демографический барометр  
Преступность в России

В последние годы уровень преступности в России быстро растет

Число потерпевших от преступных посягательств составляет около 2 миллионов человек в год

В 2004 году в дорожно-транспортных происшествиях погибло и ранено 286 тысяч человек

Более половины совершающих преступления не имеют постоянного источника дохода

Треть совершивших преступление приговорена к лишению свободы, половина осуждена условно

Число заключенных становится меньше, но сидят они дольше

Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

В 2004 году в дорожно-транспортных происшествиях погибло и ранено 286 тысяч человек

Среди погибших от преступных посягательств значительную часть составляют погибшие в результате дорожно-транспортных происшествий. Число погибших и раненых на дорогах и улицах резко увеличилось во второй половине 80-х годов прошлого века, а к середине 90-х годов несколько снизилось. С конца 90-х наблюдается устойчивый рост числа погибших и особенно раненых в происшествиях с автомобильным транспортом (рис. 5), в 2004 году их общее число составило почти 286 тысяч человек. При этом если число пострадавших в происшествиях с транспортными средствами юридических лиц постепенно снижается, то число пострадавших по вине в происшествиях с транспортными средствами физических лиц быстро растет.

Рисунок 5. Число пострадавших в происшествиях с автомобильным транспортом, 1980-2004 годы, тысяч человек

Аварийность на автомобильном транспорте в России очень высока. Число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших в них людей (погибших и раненых) ежегодно возрастает. В 2004 году эти показатели увеличились, по сравнению с 2003 годом, соответственно на 2,1% и 2,3%, хотя число погибших за год несколько снизилось - на 1,1 тысячи человек, или на 3,1%.

Степень тяжести последствий ДТП, которую характеризует количество погибших на 100 пострадавших, постепенно снижается, но все еще остается высокой. В 2004 году этот показатель составил 12,1 человека против 12,7 в 2003 году. В 2000-2001 годах он достигал 14 человек.

Вместе с тем возрастает количество погибших на 100 тысяч человек населения, характеризующее уровень риска для человека погибнуть в ДТП (коэффициент личной безопасности). В 2004 году этот коэффициент достигал 24,0 (в 2003 году - 24,6, в 2000 году - 20,2).

Несомненно, определенное влияние на эту ситуацию оказывает быстрый рост автомобилизации населения России, заметно опережающий развитие дорожной сети. Общее количество автомобилей в стране за последние 9 лет (по сравнению с 1995 годом) увеличилось на 10,1 миллиона, или на 51,7%, в том числе легковых - на 9,5 миллиона, или на 64,4%. А протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием за это время возросла лишь на 12,9%.

Рост количества ДТП в 2004 году зарегистрирован в половине регионов страны (в 45). Наиболее неблагополучными, с точки зрения аварийности на автомобильных дорогах и улицах, были Тульская область (рост количества ДТП по сравнению с 2003 годом на 41,8%), Чеченская Республика (на 35,9%), Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (на 30,4%), Камчатская область (на 26,0%), Республика Алтай (на 22,5%), Воронежская область (на 21,3%), Республика Хакасия (на 20,7%), Хабаровский край (на 13,2%), Свердловская область (на 11,8%), Вологодская область (на 11,4%), Еврейская автономная область (на 10,8%), Санкт-Петербург (на 10,1%).

Число погибших увеличилось в 29 регионах страны, и особенно значительно в Еврейской автономной области (на 48,6%), Агинском Бурятском автономном округе (на 48,0%), Усть-Ордынском Бурятском автономном округе (на 26,5%), Республике Алтай (на 15,2%), Курской области (на 13,5%), Чеченской Республике (на 12,2%), Ставропольском крае (на 10,3%), Республике Марий Эл (на 10,2%), Республике Дагестан (на 9,6%), Вологодской области (на 9,2%).

Большинство ДТП (78,8%) связаны с нарушениями Правил дорожного движения водителями транспортных средств. Из общего количества таких ДТП 69,4% приходится на долю водителей легковых автомобилей, 10,2% - мототранспорта, 7,9% - грузовых автомобилей, 2,9% - автобусов. Удельный вес погибших по вине водителей транспортных средств в общем количестве погибших в ДТП составляет 79,9%.

Из всех ДТП, совершенных вследствие нарушения Правил дорожного движения водителями транспортных средств, 82,4% приходится на водителей транспорта, принадлежащего физическим лицам. Количество таких ДТП за 2004 год увеличилось на 4,1%, число раненых в них - на 4,9%, а число погибших сократилось на 2,7%.

Преобладание этой категории водителей среди виновников ДТП непосредственно связано с быстрым ростом обеспеченности населения легковыми автомобилями. За последние 9 лет она увеличилась более чем в полтора раза: если в 1995 году на 1000 человек населения приходилось 92 автомобиля, то в 2004 году - уже 159 автомобилей. При этом нередко владельцы легковых автомобилей становятся участниками дорожного движения, не получив для этого должной подготовки.

Аварийность на автотранспорте, принадлежащем юридическим лицам, в 2004 году несколько снизилась: количество ДТП сократилось по сравнению с 2003 годом на 1,9%, погибших в них - на 5,1%, раненых - на 2,4%. Однако ДТП с транспортом юридических лиц характеризуется более тяжелыми последствиями - 13 человек погибших на 100 пострадавших против 11 человек - в ДТП с транспортом, принадлежащем физическим лицам.

Принятый в июле 2004 года Федеральный закон № 93-ФЗ, ужесточающий предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях меры ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения, оказал определенное положительное влияние на ситуацию с аварийностью. Количество ДТП по вине водителей транспортных средств в нетрезвом состоянии в 2004 году уменьшилось по сравнению с предыдущим годом на 9,5%, в том числе допущенных нетрезвыми водителями индивидуальных автомобилей - на 9,1%. Однако количество происшествий по вине водителей, находящихся в нетрезвом состоянии, все еще очень велико. В 2004 году было зарегистрировано 21,6 тысячи таких происшествий, повлекших гибель 3,6 тысячи и ранение 30,4 тысячи человек (соответственно 90,2% и 91,1% к уровню предыдущего года).

Более 3,7 тысячи несчастных случаев на автодорогах (1,8% от общего количества ДТП) произошло из-за технической неисправности транспортных средств.

Степень потенциальной опасности для человека транспортных средств, участвующих в дорожном движении, характеризуется количеством погибших на 10 тысяч транспортных средств. В 2004 году этот показатель составил 10 человек (в 2000 году - 9 человек). Наиболее опасными, с точки зрения аварийности, являются автобусы: в 2004 году на 10 тысяч автобусов пришлось 63 дорожно-транспортных происшествия. За ними следуют легковые автомобили (47) и грузовые автомобили (27).

Наезд на пешехода является самым распространенным видом дорожно-транспортных происшествий (43,5% от общего количества ДТП) и характеризуется тяжелыми последствиями. Если в среднем по России число погибших на 100 пострадавших в 2004 году в ДТП составило 12 человек, то при наездах транспортных средств на пешеходов из 100 пострадавших погибает 15 человек. Из общего числа людей, пострадавших в ДТП, на долю пешеходов приходится более трети.

По вине пешеходов в 2004 году было допущено 25,1% от общего количества ДТП, в результате которых погибло 8,8 тысячи и ранено 45,9 тысячи человек; при этом 16,9% таких происшествий произошло по вине нетрезвых пешеходов.

Детский дорожно-транспортный травматизм в 2004 году несколько снизился (на 2,5%), но его уровень остается недопустимо высоким. За прошлый год в 24,3 тысячи ДТП с участием детей до 16 лет погибло 1,4 тысячи (90,0% к 2003 году) и ранено 24,7 тысячи (97,6%) детей и подростков, что составило соответственно 4,1% и 9,8% от общего количества погибших и раненых.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.