Rambler's Top100

№ 179 - 180
22 ноября - 5 декабря 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Читайте книги

Новый доклад ПРООН о развитии человеческого потенциала в России: на пути к обществу, основанному на знании

Социокультурная адаптация беженцев и вынужденных переселенцев в республике Татарстан

Мировой опыт миграционной политики: ретроспектива и новейшие тенденции

Миграция и национальная безопасность

Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада

Северо-Кавказский форум по миграции

Историко-правовой анализ миграционных систем России, США, Франции и ФРГ

По страницам журналов «Социологические исследования», «Человек и труд»

Содержание журнала «Hommes et migrations»

М. Л. Тюркин

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ МИГРАЦИОННЫХ СИСТЕМ РОССИИ, США, ФРАНЦИИ И ФРГ

М., ВНИИ МВД России, 2004, 118 страниц


Основные этапы развития отечественной паспортно-визовой системы (стр. 31-32)

№ п/п

Годы

Краткая характеристика этапов

1

945-1670

Зародилась и начала действовать система учета населения

2

1670-1803

Эпоха правления Петра I, в русский язык вошло слово «паспорт»

3

1803-1917

Введение «печатных» паспортов вместо рукописных и видов на жительство, реформа паспортной системы из-за отмены крепостного права – снятие некоторых ограничений в свободе передвижения, усиление роли паспорта как средства полицейского надзора

4

1917-1932

Крушение царской России, возникновение понятия «гражданин Российской Республики», появление трудовой книжки, зарождение института прописки по месту жительства и установление легитимационной системы

5

1932-1940

Единая паспортная система, единый порядок учета населения по месту жительства и передвижения граждан по стране

6

1940-1953

Изменение западной границы, Великая Отечественная война, восстановление паспортной системы в послевоенные годы

7

1953-1974

Введение новых по форме и срокам действия паспортов, ограничений на выезд за пределы страны по частным делам

8

1974-1991

Паспортизация всего населения СССР независимо от места жительства, введение принципиально нового (по оформлению и реквизитам) бессрочного паспорта гражданина СССР

9

с 1991

Переход к демократии, признание прав и свобод человека и гражданина в качестве высшего блага и попытка приведения законодательства в соответствие с этими принципами

Некоторые характеристики иммиграционной политики зарубежных стран (стр. 34)

Название стран

Особенности иммиграционной политики

Традиционные страны иммиграции: Австралия, Канада, США

Играют ключевую роль иммиграции в их формировании и развитии.

Располагают институционным механизмом планирования и регулирования иммиграции.

Иммиграционная политика носит экспансионистский характер, ориентированный на вовлечение иммигрантов в экономику.

Имеются проблемы массовой нелегальной иммиграции, пренебрежение правом на убежище, нарушения ежегодных лимитов и квот приема иммигрантов

Новые страны иммиграции: Бельгия, Франция, ФРГ, Нидерланды, Соединенное Королевство, Швейцария, Швеция (Северной и Центральной Европы)

Эти страны характеризуются как государства-нации.

Иммигрантов принимают после Второй мировой войны по экономическим соображениям.

Актуальна проблема гражданства и национальной идентичности вследствие массовой иммиграции и возникновения крупных неевропейских меньшинств.

Иммиграционная политика отличается нестабильностью.

Делается акцент на возрождение экономической иммиграции.

Возникают конфликты на иммиграционной основе.

Новые страны иммиграции: Греция, Испания, Италия, Португалия, (Южной Европы)

Зарождение иммиграции в 70-80-е годы XX в.

Слабая институциональная база иммиграционной политики.

Отсутствие механизма иммиграционного контроля.

Ориентированность иммиграционной политики на противодействие нелегальной иммиграции путем урегулирования статуса нелегальных иностранцев, находящихся на их территории.

Результаты анализа факторов, в наибольшей степени влияющих на миграционную систему Российской Федерации (стр. 72-73)

Основные факторы

Управления –16*

Права - 21

Информатизации – 16

Обеспечения - 16

1** Наличие Концепции развития миграционной системы РФ

2,1

1. Упреждение правовой основы миграционной деятельности РФ

3,8

5. Благоприятная миграционная ситуация

4,5

5. Состояние имущественного обеспечения системы

4,3

3. Состояние руководства миграционной деятельностью в РФ

3,6

3. Учет концептуальных установок федеральных органов власти

3,7

3. Автоматизация основных функциональных процессов в МС

4***

2. Состояние научного обеспечения системы

3,5

2. Государст-венное регу-лирование миграционной политики

2,2

2. Высокая профессиональная готовность и правовая компетентность персонала

3,2

1. Понимание и принятие персоналом решений руководящих органов

3,8

6. состояние муниципального обеспечения системы

4,8

5. Стиль, методы работы руководства миграционным процессов РФ

4,8

8. Установление единых категорий, понятий, терминов

7,4

2. Эффектив-ность работы по предупреждению правонарушений

3,8

3. Состояние трудового обеспечения системы

3,7

4. Наличие упорядоченной структуры миграционной деятельности РФ

4,3

6. Возможность расширения миграционной деятельности

5,2

6. Психологическое состояние участников миграционного процесса

4,5

8. Состояние таможенного обеспечения системы

6,2

8. Взаимодей-ствие с феде-ральными органами власти

5,7

7. Стремления, интересы, ценност-ные ориентации мигрантов, групп

5,2

7. Информа-ционное сопровождение миграционного процесса

4,4

4. Состояние материального обеспечения сис-темы

4

6. Готовность и профессиональная пригодность персонала МС

5,1

4. Качество правовых аспектов миграционных мер

4

4. Качество исследования миграционных моделей и технологий

4,7

1. Состояние финансового обеспечения системы

3

7. Сбаланси-рованность подсистем миграционной системы

5,8

5. Социальная инфраструктура, этнический состав населения

4,8

8. Возможности внедрения перспективных моделей и технологий

4,7

7. Состояние гражданского обеспечения системы

6,1

1,7

 

2,3

 

3,2

 

3

 

* Количество корреляционных связей с другими факторами.
** Ранговое место в группе.
*** Результаты дисперсионного анализа значимости факторов в своей группе.

Представлены результаты историко-правового анализа состояния и тенденций развития отечественной и высокоразвитых зарубежных миграционных систем, опыт функционирования которых в наибольшей степени может быть адаптирован для оптимизации концептуально-правовой парадигмы с целью совершенствования миграционной системы в Российской Федерации. На основе разработанного методического подхода исследованы факторы, оказывающие наибольшее влияние на функционирование миграционной системы России; выявлены закономерности, противоречия, сформулированы актуальные проблемы современного этапа ее развития.

Предназначена для руководящего состава и персонала в сфере регулирования государственной миграционной политики РФ, а также для научно-педагогического состава вузов в системе МВД России. Может быть полезной для научных работников, исследующих состояние и тенденции развития миграционных систем.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Исторический анализ развития отечественной миграционной системы

1.1. Дореволюционный этап (60-е годы XVIII в. -1917г.)
1.2. Советский этап (1917- 1991 г.)
1.3. Современный этап (с 1992 г.)

Глава II. Сравнительный анализ развития миграционных систем США, Франции и ФРГ

2.1. Состояние и основные тенденции развития миграционной системы США
2.2. Состояние и основные тенденции развития миграционной системы ФРГ
2.3. Состояние и основные тенденции развития миграционной системы Франции

Глава III. Состояние и основные тенденции развития миграционной системы России

3.1. Анализ факторов, влияющих на миграционную систему России
3.2. Выявление закономерных связей в миграционной системе России
3.3. Противоречия современного этапа развития миграционной системы России и формулирование актуальных проблем

Заключение

Литература

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)