Rambler's Top100

№ 175 - 176
25 октября - 7 ноября 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Теоретические и практические аспекты измерения занятости в неформальной экономике

Формальное и неформальное трудоустройство в России: парадоксальное сходство на фоне очевидного различия

Трудовая миграция из малых городов России: масштабы, направления, социальные эффекты

Реформы в неволе не размножаются – о пенсионной реформе в России

Безработица в Латинской Америке в условиях неолиберальных реформ

Теоретические и практические аспекты измерения занятости в неформальной экономике

Т.Л. Горбачева, З.А. Рыжикова
(Опубликовано в журнале "Вопросы статистики" №7, 2004 год, с. 30-39)

Оценка масштабов неформальной экономики - одна из наиболее сложных статистических задач, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Особенностью этой проблемы является разнообразие подходов к определению понятия неформальной экономики, которое сложно полностью унифицировать для разных целей использования. Часто понятие неформальной экономики отожествляется с ненаблюдаемой экономикой и применяется в оценках общих результатов экономической деятельности, включая неучтенные операции.

В мировой статистической практике в последние годы уделяется большое внимание разработке понятий, связанных с ненаблюдаемой экономикой. В концепции Системы национальных счетов понятие ненаблюдаемой экономики охватывает незарегистрированные операции юридических лиц и деятельность сектора домашних хозяйств, не поддающиеся прямому статистическому наблюдению вследствие разных причин. В Руководстве по измерению ненаблюдаемой экономики (Париж, ОЭСР, 2002) приведены следующие виды деятельности, которые, вероятнее всего, могут быть ненаблюдаемыми: теневые, незаконные, в неформальном секторе и осуществляемые домашними хозяйствами для их собственного конечного использования. Кроме того, виды деятельности могут быть не учтены из-за недостатков в сборе статистических данных. Размеры и значимость каждой из этих проблемных областей имеют большие различия по отраслям экономики и видам деятельности.
Статистическое определение понятия неформального сектора разработано 15-й Международной конференцией статистиков труда (МКСТ), которая в январе 1993 года приняла Резолюцию относительно статистики занятости в неформальном секторе. В марте того же года Статистическая комиссия ООН поддержала указанную резолюцию и приняла решение о включении соответствующих ее частей в Систему национальных счетов. Включение в СНС определений неформального сектора создало предпосылки для идентификации его в счетах и получения оценок доли неформального сектора в добавленной стоимости, в численности занятых и трудовых затратах по единой методологии.

В Резолюции 15-й МКСТ 1993 года неформальный сектор определен исходя из характеристик производственных единиц, на которых происходит деятельность. Предприятия неформального сектора представляют собой совокупность единиц, занятых производством товаров и услуг с целью обеспечения работой и доходами участвовавших в них лиц и обладающих характерными чертами предприятий домашних хозяйств. Предполагается, что производственные единицы неформального сектора имеют низкий уровень организации производства и малый масштаб деятельности, не являются самостоятельными юридическими образованиями, созданными отдельно от домашнего хозяйства или его членов, трудовые отношения (если таковые существуют) основаны не на договорах с формальным соблюдением гарантий, а на случайной занятости или родственных и личных отношениях.

Занятость в неформальном секторе определена как занятость всех лиц, которые в учетный период были заняты хотя бы на одном предприятии неформального сектора, независимо от статуса их занятости и того, было ли это их основное или дополнительное место работы.

Для целей определения и идентификации единиц неформального сектора в Резолюции 15-й МКСТ рекомендовано использовать один или два критерия в зависимости от условий страны: юридический статус предприятия и размер предприятия, определяемый числом наемных работников, пороговое значение которого устанавливается с учетом национальных условий.

С учетом положений Резолюции Госкомстатом России в 2001 году были разработаны Методологические положения по определению и измерению занятости в неформальном секторе экономики. В целях обеспечения концептуальной ясности подходы в определении границ неформального сектора были согласованы с принципами формирования сектора домашних хозяйств в Системе национальных счетов.

В качестве критерия определения единиц неформального сектора принят единственный критерий - отсутствие государственной регистрации в качестве юридического лица. Исходя из этого, предприятиями неформального сектора считаются предприятия домашних хозяйств, или некорпоративные предприятия, принадлежащие домашним хозяйствам, которые осуществляют производство товаров и услуг для реализации на рынке и не имеют правового статуса юридического лица.

При применении критерия отсутствия регистрации в качестве юридического лица в неформальный сектор включаются:

  • граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица или на индивидуальной основе, независимо от того, имеют ли или не имеют государственную регистрацию в качестве предпринимателя;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства, главы которых зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица;
  • лица, занятые оказанием профессиональных или технических услуг (врачи, нотариусы, аудиторы и др.), независимо от того, имеют ли они, или не имеют государственную регистрацию в качестве предпринимателя без образования юридического лица;
  • лица, занятые оказанием платных услуг по дому (горничные, сторожа, водители, гувернантки, няни, домашние повара, домашние секретари и т.п.), независимо от того, рассматриваются ли они как наемные работники или как самостоятельно занятые;
  • лица, работающие по найму у физических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • простые товарищества, созданные по договору простого товарищества между индивидуальными предпринимателями;
  • лица, занятые в домашнем хозяйстве производством продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и ее переработкой, если производимая продукция предназначена для реализации на рынке.

В неформальный сектор не включаются:

  • финансово-промышленные группы, паевые инвестиционные фонды, представительства, филиалы и другие обособленные подразделения юридических лиц независимо от того, что эти организации не имеют прав юридического лица;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные в качестве юридических лиц.

Рамки неформального сектора для целей статистики занятости ограничиваются, как правило, рыночной деятельностью домашних хозяйств. Исключаются домашние и личные услуги, оказываемые членами домашних хозяйств бесплатно, услуги, оказываемые добровольно на общественных началах, а также производство продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства для собственного конечного потребления.

Вместе с тем для получения оценок общих трудовых затрат на создание товаров и услуг в границах производства, определенных в СНС, дополнительно выделяется категория населения, занятого в домашнем хозяйстве производством продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства для собственного конечного потребления.

Классификация единиц неформального сектора. По типу экономической деятельности единицы неформального сектора подразделяются на следующие группы:

  • предприятия домашних хозяйств, нанимающие работников;
  • предприятия домашних хозяйств, не нанимающие работников. Различие между этими предприятиями основывается на привлечении ими наемных работников на постоянной основе.

В зависимости от численности работающих предприятия неформального сектора подразделяются на следующие группы, обеспечивающие международную сопоставимость данных о численности занятых в неформальном секторе:

  • предприятия неформального сектора с численностью работающих менее пяти человек;
  • предприятия неформального сектора с численностью работающих пять человек и более.

Население, занятое в неформальном секторе, по типу занятости подразделяется на следующие группы:

  • лица, занятые только в неформальном секторе (в данную группу включаются лица, имеющие единственную работу в одной из единиц неформального сектора, а также лица, имеющие несколько мест работы и все - в неформальном секторе);
  • лица, занятые в неформальном секторе и вне него; из них:
    • лица, для кого работа в неформальном секторе является основной;
    • лица, для кого работа в неформальном секторе является дополнительной.

Общая численность населения, занятого в неформальном секторе, включает всех лиц, которые в течение обследуемого периода были заняты, по меньшей мере, в одной из производственных единиц неформального сектора независимо от того, являлась ли данная работа для них основной или дополнительной.

Концепция "занятости в неформальном секторе" не идентична концепции "неформальной занятости". Лица, задействованные в неформальных отношениях занятости в производственных единицах вне неформального сектора, не включаются в неформальный сектор, независимо от того, насколько неустойчива их ситуация с занятостью.

Практическое применение положений резолюции 15-й МКСТ о занятости в неформальном секторе показало, что одновременно с ростом неформального сектора, который наблюдается во многих странах, происходит рост различных форм неформальной занятости в формальном секторе экономики. На 90-й сессии Международной конференции труда (2002 год) в докладе "Достойная работа и неформальная экономика" была представлена концептуальная структура неформальной экономики, в ходе обсуждения которой было неоднократно указано на необходимость разработки информации с охватом не только неформального сектора, но и неформальных рабочих мест вне этого сектора.

Вследствие этого 17-я МКСТ (ноябрь-декабрь 2003 года) приняла Руководящие принципы по статистическому определению занятости в неформальной экономике. В соответствии с подходами, разработанными МОТ, неформальная занятость включает совокупность неформальных рабочих мест на предприятиях формального сектора и на предприятиях неформального сектора.

В концепции неформального сектора единицами наблюдения являются производственные единицы, в то время как в концепции неформальной занятости - рабочие места. При этом к наемным работникам, имеющим неформальные рабочие места за пределами неформального сектора, относятся работники, трудовые отношения которых не подпадают под стандартное трудовое законодательство, не охваченные налогообложением, социальной защитой в силу таких причин, как недекларирование рабочих мест или наемных работников, случайные работы, работы с продолжительностью рабочего времени или оплатой ниже допустимого порога (например, для взносов в фонд социального страхования).

С учетом этих положений Федеральной службой государственной статистики определено понятие неформальной занятости, или занятости в неформальной экономике, которое включает:

  • занятых в неформальном секторе (перечень категорий приведен выше в определении занятости в неформальном секторе);
  • помогающих членов семей, работающих на предприятиях формального сектора;
  • наемных работников, работающих на неформальных рабочих местах на предприятиях формального сектора.

К неформальным рабочим местам на предприятиях формального сектора отнесены рабочие места лиц, работающих на основе устной договоренности без письменного оформления трудовых отношений, а также лиц, привлекаемых для работы по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера. Последний вид договоров хотя и имеет письменную форму, по своему определению не содержит положений, направленных на обеспечение прав работников на социальную защищенность. Например, работа по договору подряда предусматривает лишь отчисления в Пенсионный фонд за используемую рабочую силу и не обеспечивает оплату дней невыхода на работу по болезни, компенсаций в случае увечья, вызванного производственной травмой, возможность ежегодных отпусков и других социальных гарантий.

В России статистическое наблюдение за численностью и характеристиками лиц, занятых в неформальном секторе, организовано при проведении обследований населения по проблемам занятости, где единицами наблюдения являются члены домашних хозяйств. В целях идентификации населения, занятого в неформальном секторе, программа обследования в течение 1999-2001 годов дополнена необходимыми показателями.

Идентификация населения, занятого в неформальном секторе, производится по ответам на вопросы Анкеты обследования населения по проблемам занятости о наличии работы (основной или дополнительной) и месте работы.

Формирование категории занятых в неформальном секторе по результатам обследования населения по проблемам занятости производится на основании информационной базы микроданных последовательно в два этапа.

На первом этапе для первой и второй работы респондентов рассчитываются показатели, значения которых характеризуют, выполняется ли данная работа в рамках предприятий неформального сектора или вне неформального сектора. Классификация производится по ответам на вопрос о месте работы: 1) на предприятии, в учреждении, организации; 2) в фермерском хозяйстве; 3) предпринимательская деятельность без образования юридического лица; 4) на индивидуальной основе; 5) по найму у физических лиц, предпринимателей. Группы 1-я и 2-я включаются в неформальный сектор в том случае, если респонденты заняты на собственном предприятии, являются членами производственного кооператива или помогающими членами семей, а также заняты в фермерском хозяйстве без регистрации их в качестве юридического лица. Последние три группы относятся к неформальному сектору полностью. К неформальному сектору также относятся занятые производством продукции или оказанием услуг в домашнем хозяйстве, если эта продукция или услуги реализуются на рынке
На втором этапе по сочетанию признаков наличия занятости в неформальном секторе на основной и дополнительной работах формируется категория занятых в неформальном секторе, в том числе по типам занятости.

Также формируются переменные, обеспечивающие классификацию занятых в неформальном секторе по отраслям экономики и видам деятельности, занятиям, статусу, отработанному времени в неформальном секторе, принадлежности к предприятиям неформального сектора, применяющим или не применяющим труд наемных работников на постоянной основе, принадлежности к предприятиям неформального сектора с численностью работников менее пяти человек, пять человек и более.

При классификации населения, занятого в неформальном секторе, по отраслям экономики (видам деятельности), занятиям, статусу информация по указанным трем классификационным характеристикам относится к одной и той же работе. Если член домашнего хозяйства в течение отчетного периода был в качестве работающего владельца занят несколькими видами деятельности в неформальном секторе, то все виды деятельности, выполняемые одновременно одним членом домашнего хозяйства считаются частями одного предприятия (а не отдельными предприятиями). В этом случае классификация по отраслям экономики (видам деятельности), занятиям, статусу производится по основному виду деятельности, которым индивид был занят в отчетном периоде.

В случае, когда разные виды деятельности, выполняемые членом домашнего хозяйства в отчетном период связаны с различными стадиями процесса производства и сбыта товаров и услуг, при определении основного вида деятельности работам, относящимся к процессу производства, отдается предпочтение перед другими работам например, связанными со сбытом тех же товаров, их транспортировкой. При учете отработанного времени по основному виду деятельности отражается не только время, затраченное членом домашнего хозяйства в отчетном и периоде на выполнение работ, связанных с производством, но и время, затраченное на других выполняемых им работах по транспортировке, сбыту товаров и услуг и т.п.

Если при проведении обследования населения респондент указал на наличие двух работ, которые в соответствии с установленными критериями относятся к работе в неформальном секторе, то при классификации этого индивида (как занятого в неформальном секторе) по статусу, отрасли экономики (виду деятельности), занятию он относится к той группе, которая соответствует основной работе респондента.

Неформальные рабочие места в формальном секторе определяются по ответам на вопрос о типе найма на работу и включают рабочие места, оформленные по договору подряда и другим договорам гражданско-правового характера, а также работу на основе устной договоренности без оформления документов. Помогающие члены семей распределяются на неформальный сектор и формальный сектор по ответам на вопрос о регистрации деятельности.

Расчеты занятости в неформальном секторе экономики осуществляются Федеральной службой государственной статистики с 2001 года и публикуются ежеквартально в статистическом бюллетене по итогам этого обследования, а также в докладе "Социально-экономическое положение России".

Расчеты по оценке неформальной занятости с учетом Руководящих принципов 17-й МКСТ (ноябрь-декабрь 2003 года) впервые выполнены Федеральной службой государственной статистики по итогам обследования населения по проблемам занятости за 2001-2003 годы в 2004 году.

По усредненным данным квартальных обследований по проблемам занятости, проведенных в 2003 году, из общего количества рабочих мест основной и дополнительной работы 11,9 млн. рабочих мест (17,4%) классифицировались как рабочие места неформальной занятости, из них 9,5 млн. рабочих мест (80%) являлись местом основной работы, 2,3 млн. рабочих мест (20%) - местом дополнительной работы.

В числе рабочих мест основной и дополнительной работы рабочие места неформальной занятости составляли соответственно 15 и 87%.

Рабочие места неформальной занятости по типу места работы распределялись следующим образом (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Рабочие места неформальной занятости по типу рабочих мест в 2001-2003 годах

За период с 2001 по 2003 год общее количество рабочих мест неформальной занятости увеличилось на 1908 тысяч, или на 19%. Расширение неформальной занятости произошло за счет увеличения числа рабочих мест основной работы, прирост которого за этот период составил около 1993 тысяч (26%). Число рабочих мест дополнительной работы сократилось на 86 тысяч (3,5%), что определяется снижением численности занятых производством продукции в личном подсобном хозяйстве для реализации (на 206 тысяч человек, или на 11%).

В структуре рабочих мест неформальной занятости преобладают рабочие места производственных единиц, относящихся к неформальному сектору; на их долю в 2003 году приходилось 92% общего количества рабочих мест, классифицируемых как рабочие места неформальной занятости.

По усредненным данным обследований населения по проблемам занятости, проведенных в 2003 году, в неформальном секторе было занято 10,6 млн. человек. Из них 8,74 млн. человек (82,6%) имели в неформальном секторе основную (единственную) работу, в том числе более 330 тысяч человек (3,1%) - и основную, и дополнительную работу. Для 1,85 млн. человек (17,4%) занятость в неформальном секторе была дополнительным источником дохода к работе вне этого сектора.

Размеры и отраслевая структура занятости в неформальном секторе подвержены влиянию сезонных факторов. В течение года неформальный сектор охватывает от 11 до 14% общей численности занятого населения, а в таких отраслях, как торговля, сельское хозяйство, - соответственно от 37 до 50%. Среди сельских жителей охват занятостью в неформальном секторе экономики составляет от 24 до 31% общей численности занятого сельского населения в зависимости от времени года, среди городских жителей - 11-14%.

Наибольшие размеры занятости в неформальном секторе отмечаются во II и III кварталах - в среднем на 15% выше, чем в I и IV кварталах, что определяется прежде всего характером работ в сельском хозяйстве. Так, в весенние и летние месяцы численность занятых в неформальном секторе сельскохозяйственной деятельностью в 1,3 раза выше, чем в межсезонный период. Также отмечается влияние сезонных факторов на размеры занятости строительной деятельностью. В среднем на 30% размеры занятости в неформальном секторе в строительстве во II и III кварталах выше, чем в I и IV кварталах.

В 2003 году в общей численности занятых в неформальном секторе треть занимались производством продукции сельского хозяйства для реализации на условиях первичной занятости или дополнительной трудовой деятельности. Среди лиц, имеющих в неформальном секторе основную или единственную работу, сельскохозяйственной деятельностью были заняты 24%, среди имеющих дополнительную работу - 77%.

Таблица 1. Численность занятых в неформальном секторе экономики по типу занятости в 2001-2003 годах (февраль-ноябрь в среднем)

 

Всего, тысяч человек

в том числе

В % к численности занятых в неформальном секторе

Занятые в неформальном секторе в % к общей
численности занятого
населения

на основной (един-ственной) работе

на допол-нительной работе

на основной (един-ственной) работе

на допол-нительной работе

Всего

2001

9190

7136

2054

78

22

14,3

2002

9535

7415

2120

78

22

14,4

2003

10587

8740

1847

83

17

16,1

Городское население

2001

5151

4571

580

89

11

10,5

2002

4989

4483

506

90

10

9,9

2003

6126

5643

483

92

8

12,2

Сельское население

2001

4039

2565

1474

63

37

26,5

2002

4546

2932

1614

65

35

28,6

2003

4461

3097

1364

69

31

28,6

Мужчины

2001

4784

3679

1105

77

23

14,3

2002

4913

3778

1135

77

23

14,5

2003

5508

4520

988

82

18

16,4

Женщины

2001

4407

3457

950

78

22

14,2

2002

4622

3638

984

79

21

14,4

2003

5070

4220

859

83

17

15,8

Анализ отраслевой структуры занятости несельскохозяйственной деятельностью в неформальном секторе показывает, что как среди городского населения, так и среди сельского населения преимущественную долю занимает торговля, на втором месте - промышленность.

Таблица 2. Численность занятых в неформальном секторе экономики по типу занятости и отраслям экономики в 2003 году
(февраль-ноябрь в среднем)

Всего, тысяч человек

в том числе

В % к численности занятых в неформальном секторе

Рабочие места в неформальном секторе в % к общему числу рабочих мест в отрасли (включая дополни тельную работу)

на основной (един-ственной) работе

на допол-нительной работе

на основной (един-ственной) работе

на допол-нительной работе

Всего

10587

8740

1847

83

17

16

Несельско-хозяйственная деятельность

7066

6645

421

94

6

12,1

из нее:

промышленность

1296

1185

111

91

9

8,2

строительство

765

708

56

93

7

18,5

транспорт и связь

550

509

41

93

7

9,5

торговля, общественное питание, оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения

3823

3731

92

98

2

38,4

жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения

229

195

34

85

15

7,1

Сельское и лесное хозяйство

3521

2095

1426

59

41

44

Около 61% занятых, имевших в неформальном секторе основную (единственную) работу, трудились на предприятиях неформального сектора с численностью работников менее пяти человек, 21% - с численностью от шести до 15 человек, 18% - с численностью свыше 15 человек. Наиболее высокий удельный вес предприятий с численностью свыше 15 человек - в промышленности и строительстве - соответственно 37 и 32%.

Большинство занятых в неформальном секторе (82%) не имели работы вне рамок этого сектора, а среди занятых в промышленности, строительстве, на транспорте, в торговле и общественном питании - 91-97%. В то же время среди занятых в неформальном секторе оказанием услуг в сфере образования работу только в неформальном секторе имели около 48%, для остальных неформальный сектор являлся местом дополнительной занятости. Состав занятых в неформальном секторе, охватывающем здравоохранение, физическую культуру и социальное обеспечение, на две трети представлен теми, кто имел работу только в этом секторе и на треть - теми, кто нашел здесь дополнительную работу.

Отраслевая принадлежность основной работы лиц, имеющих в неформальном секторе только дополнительную работу, выглядит следующим образом: 37% составляли работники сельского хозяйства; 14% - работники образования, 12% - работники промышленности, 7% -работники здравоохранения.

Среди лиц, занятых в неформальном секторе, 4,7 млн. человек, или 44%, составляли наемные работники и 5,9 млн. человек, или 56%, - работающие не по найму, из них 0,6 млн. человек являлись работодателями, нанимающими работников на постоянной основе, и 5,3 млн. человек осуществляли свою деятельность самостоятельно или с участием помогающих членов семьи или партнеров.

Более половины работающих по найму сосредоточены в торговле и общественном питании, 18% - в промышленности и 13% - в строительстве.

Среди работающих не по найму наиболее многочисленную группу составляют лица, занятые производством в домашнем хозяйстве продукции сельского и лесного хозяйства, предназначенной для реализации. В 2003 году на их долю приходилось 56% общей численности самостоятельно занятых. Из несельскохозяйственных видов деятельности наибольший удельный вес занимает торговля и общественное питание, где осуществляли свою деятельность 23% этой категории занятых; в промышленности, строительстве и на транспорте - 15%.

Как показали ответы респондентов, около 28% самостоятельно занятых имеют ту или иную форму регистрации своей деятельности. В таких отраслях, как транспорт и связь, торговля и общественное питание, доля самостоятельно занятых, регистрирующих свою деятельность, выше и составляет соответственно 52 и 77%.

Таблица 3. Численность занятых в неформальном секторе по статусу в 2003 году (в среднем за год)

Всего, тысяч человек

в том числе

В % к численности занятых в неформальном секторе

по найму

не по найму

по найму

не по найму

с peгистра-цией

без регистра-ции

с регистра-цией

без peгистра-ции

Всего

10587

4701

1646

4240

44,4

15,5

40

Несельскохозяйственная деятельность

7066

4560

1538

967

64,5

21,8

13,7

из нее:

Промышленность

1296

861

164

270

66,4

12,7

20,9

Строительство

765

592

47

126

77,3

6,1

16,5

транспорт и связь

550

294

134

122

53,4

24,4

22,2

торговля, общественное питание, оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения

3823

2448

1057

318

64

27,6

8,3

жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения

229

135

48

46

59

20,8

20,2

Сельское и лесное хозяйство

3521

141

108

3272

4

3,1

92,9

Социально-демографические характеристики населения, занятого в неформальном секторе, во многом отличаются от характеристик среднестатистического занятого.

В численности занятых в неформальном секторе женщины составляют 48%, в целом по экономике - 49%. При этом в отраслевом аспекте гендерный состав работающих в неформальном секторе имеет более существенные отличия. Так, в строительном производстве, относящемся к неформальному сектору, женщины составляют только 11%, тогда как в целом по отрасли их насчитывается 21%, на транспорте и в связи - соответственно 8 и 29%. Заметно ниже представительство женщин в неформальном секторе по сравнению с формальным в сфере финансовой деятельности, науки и научного обслуживания, здравоохранения, культуры. В торговле и промышленности различия в гендерном составе работающих менее значительны - здесь удельный вес женщин в неформальном секторе ниже, чем в целом по соответствующим отраслям, на 2-6 процентных пунктов.

В сельском хозяйстве отмечается обратное соотношение - женщины в неформальном секторе составляют 49% против 39% в численности занятых в целом по отрасли, аналогичное соотношение и в жилищно-коммунальном хозяйстве и непроизводственных видах бытового обслуживания населения - 67 и 48%.

Средний возраст занятых в неформальном секторе составил в 2003 году 38 лет, всего занятого населения - 39 лет. Занятые в неформальном секторе отличаются более высокой долей лиц молодых возрастов и самой старшей возрастной группы (60 лет и старше). Так, молодежь в возрасте от 15 до 19 лет составляет в численности занятых в неформальном секторе 4,7% (в целом среди занятого населения - 2,2%), в том числе среди городских жителей - 3,4%, среди сельских жителей - 6,5%. В летние месяцы приток сельской молодежи в неформальный сектор увеличивается, и их доля в численности занятых в неформальном секторе сельских жителей достигает 8%. Доля лиц в возрастных группах от 20 до 39 лет и в возрасте 60 лет и старше среди занятых в неформальном секторе на 1,5-2,1 процентного пункта выше, чем среди всех занятых.

Доля возрастных групп от 40 до 59 лет среди занятых в неформальном секторе ниже, чем в целом по экономике.

Такое соотношение возрастной структуры занятого населения сложилось вследствие того, что среди младших и старших возрастов велика доля лиц, занятых в домашнем хозяйстве производством сельскохозяйственной продукции для реализации - 17% среди младшей группы и 18% - среди старшего поколения (60 лет и старше). В остальных возрастах доля занятых в домашнем хозяйстве производством сельскохозяйственной продукции для реализации в численности занятого населения составляет 3-5%.

Таблица 4. Распределение занятых в неформальном секторе по возрасту в 2001-2003 гг. (февраль-ноябрь в среднем; в процентах)

 

Занято в неформальном секторе, тысяч человек

в том числе в возрасте, лет

Средний возраст, лет

15-19

20-29

30-39

40-49

50-59

60-72

Всего

2001

9190

4,6

22,4

28,3

26,5

9,7

8,5

38,5

2002

9535

5,3

22,1

27

27,4

10,5

7,7

38,4

2003

10587

4,7

23,7

26,5

27,9

10,4

6,7

38,1

Городское население

2001

5151

3,3

26,4

30,5

25,7

8,6

5,5

37,1

2002

4989

3,8

26

30,2

26,4

9,4

4,2

36,9

2003

6126

3,4

27,5

28,8

27

9,3

4

36,8

Сельское население

2001

4039

6,4

17,3

25,4

27,4

11,1

12,4

40,3

2002

4546

6,9

17,9

23,6

28,4

11,7

11,6

40,1

2003

4461

6,5

18,6

23,3

29,1

12,1

10,4

39,8

Мужчины

2001

4784

4,5

22,9

29,8

26,7

9,2

6,9

37,9

2002

4913

5,2

22,2

28,6

27,5

10,2

6,4

38

2003

5508

4,5

23,8

27,8

28,3

10,1

5,5

37,7

Женщины

2001

4407

4,8

21,8

26,7

26,2

10,3

10,3

39,2

2002

4622

5,4

22

25,4

27,3

10,8

9,1

38,9

2003

5079

4,9

23,6

25,1

27,5

10,9

8

38,5

Степень вовлеченности в неформальный сектор населения различных возрастных групп имеет широкий диапазон значений. Более трети всех занятых в самой младшей возрастной группе (15-19 лет) и около одной четверти в самой старшей группе (свыше 60 лет) трудятся в неформальном секторе; значительно меньше охват неформальным сектором занятого населения в возрастных группах 50-59 лет и 40-49 лет - соответственно 11 и 15%.

Таблица 5. Занятые в неформальном секторе в 2001-2003 годах
(в % к численности занятого населения по возрасту; февраль-ноябрь в среднем)

 

Всего

в том числе в возрасте, лет

15-19

20-29

30-39

40-49

50-59

60-72

Всего

2001

14,3

30,7

14,7

15,3

12,3

9,5

27,7

2002

14,4

31,9

14,5

15,3

13

9,9

24,6

2003

16,1

34,7

17,5

17,1

14,7

10,7

23,5

Городское население

2001

10,5

20,1

12,3

12,3

8,9

5,9

13,5

2002

9,9

20,5

11,5

11,9

8,8

5,9

9,4

2003

12,2

24,4

15

14

11,1

6,9

10,7

Сельское население

2001

26,5

46,5

23,4

24,4

22,8

23,5

69,6

2002

28,6

48,1

25,5

25,8

25,6

25,1

69,6

2003

28,6

49,8

26,6

27,3

25,3

24,3

64,4

Мужчины

2001

14,4

25,9

14,2

16,1

13,3

9,1

22

2002

14,5

26,8

13,9

16,1

13,9

9,9

19,5

2003

16,4

28,7

17

17,9

16

10,7

19,2

Женщины

2001

14,2

37,7

15,2

14,3

11,4

10

34,4

2002

14,4

39,5

15,3

14,5

12,2

9,8

30,5

2003

15,8

44

18,1

16,2

13,5

10,6

28,1

Образовательный уровень населения, занятого в неформальном секторе, ниже, чем в целом по экономике: среди них доля лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование, составила в 2003 году около 37%, в целом по экономике - примерно 53%, в том числе доля лиц, имеющих высшее образование, была вдвое ниже.

Средняя фактическая продолжительность работы в неделю в неформальном секторе составила 34 часа, в том числе у мужчин - 35 часов, у женщин - 33 часа. Перерабатывали по сравнению с нормальной продолжительностью рабочей недели (40 часов) 23% занятых в неформальном секторе, до 30 часов в неделю трудились 37%, от 31 до 40 часов - 40% занятых в неформальном секторе.

Средняя продолжительность работы в неформальном секторе городских жителей выше, чем сельских. Осенью и зимой это превышение составляет 12-13 часов в неделю, весной и летом - 7-8 часов. Это объясняется различиями отраслевой структуры занятости в неформальном секторе городского и сельского населения, в частности преимущественной долей занятых в торговле среди городских жителей, где средняя фактическая продолжительность работы в неделю достаточно высокая.

Лица, работающие только в неформальном секторе и не имеющие другой работы вне рамок этого сектора, отработали в обследуемую неделю в 2003 году в среднем 37,8 часа. Средняя продолжительность работы в неформальном секторе на дополнительной работе составила 16,7 часа в неделю.

Распределение занятых в неформальном секторе по отработанному времени существенно отличается от распределения в целом по экономике. Если в среднем по России основная часть занятого населения (81%) работала в обследуемую неделю по месту основной работы 31-40 часов, а ниже и выше этих границ - соответственно 9 и 10%, то в неформальном секторе на основной работе перерабатывали по сравнению с нормальной продолжительностью рабочей недели (40 часов) 27% занятых, до 30 часов в неделю трудились 26%, от 31 до 40 часов - 47%.

Неформальные рабочие места в формальном секторе экономики составили в 2003 году 0,9 млн., из них рабочие места наемных работников, работающих на основе устной договоренности, составили 38%, работающих по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера - 59%, немногим более 3% составили рабочие места помогающих на семейных предприятиях. За последние три года число неформальных рабочих мест в формальном секторе экономики увеличилось в 1,7 раза.

Данные квартальных итогов обследований населения по проблемам занятости показывают наличие сезонности в занятости на неформальных рабочих местах в формальном секторе экономике. В отличие от цикличности занятости в неформальном секторе экономики наибольшее значение численности занятых на неформальных рабочих местах в формальном секторе экономики зафиксировано в I и IV кварталах года, когда оно на 10-14% выше, чем во II и III кварталах.

Обследования населения по проблемам занятости являются эффективным средством сбора данных о неформальной занятости населения. Однако существуют некоторые ограничения при использовании обследования населения по проблемам занятости для определения количества и характеристики условий занятости населения в неформальном секторе в силу самой природы этого источника информации. Учитывая, что обследование населения по проблемам занятости проводится на основе выборочного метода, существенное влияние на представительность данных о размерах занятости в неформальном секторе, распределении занятых в этом секторе по сферам экономической деятельности и другим характеристикам оказывает размер выборки и схема ее размещения. Это особенно актуально при оценке занятости в неформальном секторе на региональном уровне. Другим критикуемым фактом является то, что на статистику неформального сектора могут влиять ошибки в классификации занятых лиц по типу предприятия, в которых они работают, которая осуществляется по ответам респондентов. Кроме того, за рамками наблюдения остаются отдельные маргинальные группы населения, лица без определенного места жительства, нелегальная рабочая сила, которые являются составной частью неформальной экономики.

Кроме того, необходимо принимать во внимание, что возможно несоответствие формального статуса работника реальности Могут быть случаи, когда работники теоретически должны быть защищены трудовым законодательством, а на практике их права не соблюдаются, поскольку отсутствуют эффективные механизмы их обеспечения.

Имеются некоторые допуски в определении границ неформального сектора, влияние которых может меняться по мере изменения законодательства и условий функционирования хозяйствующих субъектов Согласно применяемому подходу все индивидуальные предприниматели без образования юридического лица отнесены к неформальному сектору Вместе с тем в рамках действующего законодательства, не ограничивающего размеры численности привлекаемых работников индивидуальными предпринимателями, масштабы деятельности определенной части предпринимателей и привлечения ими наемных работников могут достигать значительных размеров и отличаться от принятых характеристик единиц неформального сектора, если рассматривать его с точки зрения организации производства и трудовых отношении.

Наряду с этим, в числе малых предприятий со статусом юридического лица имеются и такие, которые по характеру своей деятельности и положению наемных работников могут быть классифицированы как производственные единицы неформального сектора.

Таким образом, в целях получения более полной информации и уточнения подходов к определению границ неформальной деятельности необходимо привлечение дополнительных источников информации, которыми могут быть специальные обследования единиц неформального сектора, дополнительные блоки вопросов в ходе обследований населения по проблемам занятости, расчетов, основанных на интеграции данных из различных источников информации.

Начиная с 2004 года оценки численности занятых в неформальном секторе экономики производятся в рамках расчетов совокупных затрат труда с применением комбинированных методов, основанных на интеграции данных обследований населения по проблемам занятости и обследований организаций, и расчетов, выполняемых с привлечением других источников информации (включая административные). Интегрированные данные о трудовых затратах в неформальном секторе экономики и на рабочих местах неформальной занятости характеризуют количество рабочих мест основной и дополнительной занятости в неформальном секторе, количество человеко-часов, отработанных в этом секторе на всех работах, в том числе на основной и дополнительной, и эквивалент полной занятости, который характеризует условное число рабочих мест из расчета полного рабочего дня.

В отличие от информации о численности занятых в неформальном секторе экономики, которая формируется ежеквартально по результатам обследований населения по проблемам занятости, интегрированные оценки включают:

  • оценки иностранной рабочей силы;
  • оценки размеров корректировки данных обследований населения по проблемам занятости о количестве рабочих мест наемных работников у физических лиц, связанных с неточностью идентификации респондентами типа организации, в которой они работали;
  • оценки размеров корректировки на неполный охват данных обследований населения по проблемам занятости о количестве рабочих мест индивидуальных предпринимателей и наемных работников у физических лиц.

Размеры этих корректировок определяются в ходе сопоставления данных, полученных из различных источников по соответствующим категориям работников.

В качестве базового источника информации о количестве рабочих мест в организациях - юридических лицах по сопоставимым категориям принимаются данные, полученные по результатам обследований организаций.

Сопоставление данных, полученных по результатам обследований организаций, и данных, полученных по результатам обследований населения по проблемам занятости, производится по рабочим местам основной работы наемных работников по трудовым договорам.

Конкретными целями сопоставительного анализа являются:

  • определение возможного недоучета в отчетных данных организаций количества рабочих мест по трудовым договорам;
  • выявление размеров использования в организациях - юридических лицах неучтенной рабочей силы из числа жителей страны (региона);
  • выявление размеров корректировки данных обследования населения по проблемам занятости о количестве рабочих мест наемных работников в организациях - юридических лицах в связи с неточной классификацией наемными работниками типа организации, в которой они работали.

В процессе сравнения данных анализируется качество информации и причины отклонений, принимается величина возможной корректировки как данных обследований организаций, так и данных обследований населения по проблемам занятости.

В процессе сопоставления дополнительно привлекается информация о количестве рабочих мест основной работы наемных работников у физических лиц по ответам самих наемных работников, и оценка количества рабочих мест этой категории наемных работников, рассчитанная по ответам предпринимателей без образования юридического лица о количестве привлекаемых ими наемных работников. Данная информация разрабатывается по результатам обследований населения по проблемам занятости.

Определение величины возможной корректировки базового источника информации, то есть данных организаций, на недоучет количества рабочих мест основной работы наемных работников по трудовым договорам, а также оценка численности работающих в организациях без оформления трудовых отношений производится после выполнения корректировок данных обследования населения по проблемам занятости в связи с неточностью отраслевой классификации, неточностью классификации типа организации, компенсацией погрешности на ошибку выборки, неполным охватом межрегиональной трудовой миграции.

В качестве базового источника информации для оценки количества рабочих мест дополнительной работы по трудовым договорам в организациях - юридических лицах принимаются данные обследований организаций о средней численности внешних совместителей, скорректированные на различия определений, то есть приведенные к рабочим местам физических лиц. Кроме того, к данным обследований организаций в качестве корректировки подключаются данные о количестве рабочих мест дополнительной работы лиц, работающих в организациях на основе устной договоренности без официального оформления трудовых отношений. Эти данные определяются по результатам обследований населения.

При оценке количества рабочих мест по договорам гражданско-правового характера в качестве базовой величины принимаются данные организаций. Распределение этой величины на рабочие места основной и дополнительной работы производится с использованием данных обследования населения. Рабочие места основной работы принимаются на уровне данных обследования населения, которые при необходимости могут быть скорректированы на основе анализа динамики показателя; рабочие места дополнительной работы определяются как разница между данными организаций и принимаемой величиной для основной работы.

Процедура интеграции данных двух источников информации позволила сделать оценку размеров неучтенной рабочей силы как на предприятиях формального сектора, так и в неформальном секторе экономики. По итогам за 2002 год, общее число рабочих мест неформальной занятости составило 18,1 млн., в том числе 14,5 млн. рабочих мест основной работы и 3,6 млн. рабочих мест дополнительной работы. Размеры досчета составили 7,8 млн. рабочих мест, или 72% к количеству рабочих мест в неформальной экономике, учтенных в ходе обследования населения по проблемам занятости.

Вне неформального сектора рассматривается категория населения, занятого в домашнем хозяйстве производством для собственного потребления. По усредненным данным обследования населения по проблемам занятости в 2003 году, численность занятых в хозяйствах населения производством продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства для собственного потребления составила 23,7 млн. человек. Из них 13,1 млн. человек (55,4%) имели, помимо этой деятельности, доходное занятие, в соответствии с которым классифицировались как занятые в экономике, и 10,6 млн. человек (44,6%) были заняты только этой деятельностью, в том числе около 1,7 млн. человек классифицировались как безработные и 8,9 млн. человек - как экономически неактивные. В соответствии с концепцией измерения экономической активности и занятости населения в России деятельность по производству в домашнем хозяйстве продукции для собственного потребления не считается работой или доходным занятием.

Вследствие сезонного характера производства во II и III кварталах размеры занятости населения производством продукции для собственного потребления в 3,9 раза выше, чем в I и IV кварталах, для реализации - выше на одну треть.

Таблица 6. Численность населения, занятого производством в домашнем хозяйстве продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства для собственного потребления, в 2003 году (февраль-ноябрь в среднем; тыс. человек)

 

Всего

Заняты только этой деятельностью

в том числе классифицируются как

Имеют доходное занятие, по которому классифицируются как занятые

безработные

экономически неактивные

Всего

2001

23545

10546

1676

8870

12998

2002

23223

10355

1537

8818

12868

2003

23730

10586

1709

8877

13144

Городское население

2001

11578

4638

700

3939

6939

2002

11227

4530

622

3909

6697

2003

11780

4765

749

4017

7015

Сельское население

2001

11967

5908

976

4932

6059

2002

11996

5834

916

4910

6171

2003

11950

5821

960

4860

6030

В численности граждан, занятых в хозяйствах населения производством продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства для собственного потребления, в среднем за 2003 год три четверти составляют лица в трудоспособном возрасте, из них 9% классифицировались как безработные, 21% - как экономически неактивные и 70% имели доходное занятие, в соответствии с которым классифицировались как занятые в экономике.

Фактические затраты труда по производству в хозяйствах населения продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства для собственного потребления составили в 2003 году в расчете на одного занятого в этой сфере в среднем 17 часов в неделю.

Для сельских жителей, имеющих оплачиваемую занятость, работа в личном подсобном хозяйстве увеличивает продолжительность рабочей недели в среднем на 10-13 часов в зависимости от времени года. С учетом работы в личном подсобном хозяйстве по производству продукции для собственного потребления занятые в экономике сельские жители отработали в обследуемую неделю на работах по производству товаров и услуг в феврале и ноябре 2003 года в среднем 46 часов в неделю, в мае и августе - 56 часов в неделю.

В структуре общих трудовых затрат по выпуску продукции сельского хозяйства затраты труда по производству в хозяйствах населения сельскохозяйственной продукции для собственного потребления составили в среднем за 2003 год 42%.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)