Rambler's Top100

№ 167 - 168
30 августа - 12 сентября 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Европейский демографический барометр  

Молодые люди в Европейском Союзе более образованы, чем представители старших поколений

Почти каждый пятый житель ЕС не получает полного среднего образования

Чем выше уровень образования, тем ниже риск безработицы

Чем больше знают, тем больше учатся

Государственные расходы на образование в ЕС составляют 5% от ВВП

Чем больше знают, тем больше учатся

По данным обследования рабочей силы за 2001 год, 8% населения в возрасте 25-64 года участвовало в каких-либо образовательных или обучающих программах в течение месяца, предшествовавшего моменту обследования. Более высокая образовательная активность характерна в большей мере для населения скандинавских стран, Нидерландов и Великобритании (16-22%). В других странах доля обучающихся соответствует средней по Европейскому Союзу или ниже ее.

Больше всего обучающихся среди людей с высшим образованием (уровни 5-6) - 16%, среди людей со средним образованием (уровень 3) таких только10%, а среди не имеющих полного среднего образования (уровни 0-2) - всего лишь 2%.

Эта общая закономерность прослеживается по всем странам Европейского Союза (рис. 10), но особенно она выражена в Великобритании, Дании, Швеции и Финляндии, где учится каждый третий имеющий высшее образование, и каждый пятый с полным средним образованием. Среди стран, в которых программы дополнительного образования и повышения квалификации менее распространены, наблюдаются и некоторые отклонения от общей закономерности. Так, в Португалии наибольшая доля обучающихся в возрасте 25-64 года зафиксирована среди населения со средним образованием, а среди людей, уже имеющих высшее образование, она несколько ниже - 11%. В Италии доля обучающихся в данном возрасте одинакова среди лиц как с высшим, так и со средним образованием - по 10%.

Рисунок 10. Участие населения в возрасте 25-64 лет в образовательных программах и программах повышения квалификации в зависимости от уровня образования, 2000, %

В целом по Европейскому Союзу женщины активного трудоспособного возраста в большей степени, чем мужчины включены в различные обучающие программы -9% против 8%, а среди лиц с высшим образованием - 18% против 14%. Наибольшие различия между мужчинами и женщинами по этому показателю отмечаются в Дании (19% против 16%), Финляндии (21% против 17%), Швеции (20% против 15%) и особенно в Великобритании (26% против 18%). В Бельгии, Греции, Германии, Люксембурге, Нидерландах и Австрии мужчины, напротив, более активно участвуют в обучающих программах (рис 11).

Рисунок 11. Участие мужчин и женщин 25-64 лет в образовательных программах и программах повышения квалификации в зависимости от уровня образования, 2000, %

Вполне естественно, что в образовательные программы молодые поколения вовлечены в большей степени, по сравнению со старшими. Охват населения трудоспособного возраста Европейского Союза обучающими программами снижается с 14% среди населения в возрасте 25-34 года до 3% среди населения 55-64 лет. Тем не менее, в некоторых странах доля обучающихся в старших возрастах остается высокой - от 7 до 13% населения 55-64 лет в Дании, Нидерландах, Финляндии, Швеции и Великобритании (рис. 12).

Рисунок 12. Участие представителей разных возрастов в образовательных программах и программах повышения квалификации, 2000, %

Доля предприятий, обеспечивающих обучение своего персонала, в 1999 году варьировала от 18% в Греции до 96% в Дании. Доля предприятий, обеспечивающих обучение профессиональное (CVT - continuing vocational training) без отрыва от производства гораздо выше среди средних (с числом занятых от 50 до 249 человек), чем среди малых (10-49 занятых) предприятий. Еще выше она только на крупных предприятиях, однако практически во всех странах Европейского Союза существенные различия наблюдаются только между средними и малыми предприятиями.

Что касается обучения работающих на вечерних курсах, то в большинстве стран Северной Европы их доля среди занятых превышает среднее значение по Европейскому Союзу, а наиболее низкие значения характерны для Португалии (17%) и Греции (15%).

Интенсивность обучения взрослых не связана с широтой охвата обучением или долей предприятий и организации, обеспечивающих обучение без отрыва от производства. В Испании, Греции и Португалии, где доля предприятий, предоставляющих возможности профессионального обучения, низка, продолжительность обучения на подобных курсах наиболее высокая.

Оценить вовлеченность населения в "пожизненное обучение" можно и другим способом - по доле обучающихся по программам высшего профессионального и послевузовского образования в возрасте 30 лет и старше. В 1999/2000 учебном году численность таких учащихся по ЕС в целом составляла 1,3 миллиона человек, или 12% от общего числа обучающихся по этим программам. Значительно выше средней эта доля была в Финляндии (28%), Австрии (25%), Германии, Дании и Швеции (по 22%).

Охват населения европейских стран образовательными программами всех уровней в зависимости от возраста и пола характеризуют диаграммы на рис. 13 и 14.

Рисунок 13. Участие представителей разных поколений в образовательных программах (уровни 1-6), 2000/01, %

Рисунок 14. Доля учащихся 30 лет и старше от общей численности учащихся
(уровни 1-6), 2000/01, %

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)