Rambler's Top100

№ 157 - 158
3 - 23 мая 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Типология регионов России по электоральному поведению

Динамика политических установок населения

Женщины в российской политике

Женщины и власть в США и Канаде

Население СНГ к началу 2004 года – 279 или 276 миллионов человек?

Женщины и власть в США и Канаде

Н.А. Шведова
(полностью опубликовано: Шведова Н.А. Гендерный аспект политической жизни в США и Канаде. // США-Канада. Экономика, политика, культура. №3 2004 с. 19-35)

"Прорыв" женщин США и Канады в область политики на всех уровнях власти - от местного до федерального - произошел в период "Десятилетия женщины" (1976-1985), объявленного ООН. Хотя это решение само по себе отражало изменение статуса женщин как социальной группы в мире, однако его принятием, которое не было бы возможным без существенного влияния женского движения, международное сообщество проявило политическую волю к осуществлению шагов по улучшению явно дискриминируемого положения женщин даже в странах "устоявшейся демократии".

Изменение статуса женского населения как социальной группы в экономике1 и "прорыв" женщин в политическую сферу - две переплетающиеся тенденции, свойственные обеим странам - США и Канаде, где наблюдается действие одних и тех же механизмов преодоления гендерного дисбаланса власти и достижения гендерного равенства с некоторой поправкой на темпы и скорость запуска этих механизмов. Что первично, а что вторично - трудно судить. Ясно одно: две тенденции взаимно увязаны и дополняют друг друга.

В той и другой стране в целом развивается долгосрочная и стабильная тенденция к росту числа женщин на выборных постах высшего эшелона исполнительной и законодательной власти как на уровне общегосударственного (федерального), так и второго эшелона (штатного и правительств провинций) власти, а также к росту числа политических назначенцев на высокие посты в руководстве государством.

В Канаде в 1980-х годах все территории и провинции увеличили представительство женщин в законодательных органах регионов. Их число колебалось от 25% (Юкон) до 3,8% (Ньюфаундленд). Заметное число женщин было назначено на государственные посты на уровне регионов. Участие женщин в местных органах власти, особенно в больших городах, значительно. Девять из 12 крупных канадских городов имели больше 25% женщин в городских органах власти. А город Эдмонтон стал своего рода рекордсменом по представительству женщин - в городском совете было почти 54% женщин (в том числе мэр - Жанна Ример). Женщины активно борются за выборные должности - с 1974 по 1988 год их доля среди кандидатов в высший законодательный орган страны выросла с 9,4 до 19,2%, т.е. более чем удвоилась. Им удалось завоевать в середине 1980-х годов 12 новых мест в Палате общин Канады, доведя свое представительство до 27.

И в США в период с 1971 по 1989 год в 3 раза увеличилось представительство американок в законодательных собраниях штатов, составив в среднем по стране 16%. В 1988 году женщины были избраны на пост губернатора в штатах Небраска и Вермонт (до 1974 года не было ни одной женщины-губернатора). Но из ста сенаторов Конгресса США в 1988 году было только две женщины - не больше, чем в 60-х годах. Лучше обстояло дело в Палате представителей, где женщинам принадлежало 5% мест. В результате в период 1974-1990 годов число женщин, занимавших выборные должности, выросло на 300% в законодательных органах штатов, на 50% - в государственных органах и на 60% - в Конгрессе. Если в 1973 году женщины составляли 5,6% состава законодательных собраний штатов, то в 1983 году - 13,3%, а в 1992 году - 20,4%2.

В конце XX века женщины занимали 12% мест в Конгрессе 106-го созыва, 22% в законодательных собраниях штатов, 6% губернаторских кресел, 36% постов вице-губернаторов, 27% других высокопоставленных выборных должностей на уровне штатов, 29,8% высоких должностей в штатах, назначаемых губернатором, 19% мэров городов с населением больше 30 тысяч жителей и 13,9% федеральных судей3.

В Конгрессе США 107-го созыва (2002 год) женщинам принадлежало 13,6% (или 73 из общего числа 535 депутатских мест). В Сенате их было 13% (13 сенаторов из общего числа 100) и 13,8% (60 из общего числа 435) в Палате представителей4, где они представляли 27 штатов; причем 42 из них были выбраны от Демократической партии, а 18 - от Республиканской.

В 2002 году 27,7% (89 из общего числа 321) высокопоставленных выборных постов в исполнительной ветви власти на уровне штатов (посты губернатора, вице-губернатора, секретаря штата, генерального прокурора, казначея штата, генерального контролера штата и др.) принадлежали женщинам. На уровне законодательных собраний штатов в 2002 году женщин было 22,6% (1680 из общего числа 7424 законодательных мест). Выборы в ноябре 2002 года (следующие выборы состоятся в США в ноябре 2004 года) на уровне штатов оказались успешными для женщин: впервые шесть женщин стали губернаторами штатов (12% всех губернаторских постов), увеличив количество губернаторских кресел на одно по сравнению с предыдущими выборами. Впервые женщины были избраны губернаторами в штатах Мичиган, Гавайи и Канзас, получив четыре из девяти постов, за которые они боролись в той кампании; вице-губернаторами - в Дэлавере и Монтане. Это впечатляющая победа, если напомнить, что восемь из десяти кандидаток в губернаторы в 1998 году проиграли, а в 1994 году все десять претенденток в губернаторы не добились успеха.

В ноябре 2002 года женщины участвовали в 14 из 30 избирательных кампаний, борясь за пост вице-губернатора. Они выиграли 12 из них, и сегодня, перед ноябрьскими выборами занимают 35% существующих (из 43) выборных постов вице-губернаторов. Кроме того, женщинам удалось выиграть в четырех (из семи) избирательных кампаниях за пост генерального прокурора, в 11 - за пост секретаря штата и в 24 (из 36) других состязаниях за высокие посты в правительствах штатов, в которых они принимали участие.

При этом не обошлось и без потерь: в ноябрьских 2002 года выборах в США женщины проиграли несколько ключевых избирательных кампаний в высший законодательный орган страны, в которых они имели хорошие шансы на победу. В результате вопреки оптимистичным прогнозам о хороших шансах кандидаток значительно увеличить свое представительство в обеих палатах высшего законодательного органа США, в Конгрессе 108-го созыва (2002-2004 годы) остается то же число женщин, что и в Конгрессе 107-го созыва - 13,6% (т.е. 73 из общего числа 435).

В целом "стеклянный потолок" на пути к высоким государственным постам оказался меньшим препятствием для женщин на уровне штатов, чем на общенациональном уровне. Однако и на общенациональном уровне происходят позитивные сдвиги с точки зрения представительства женщин. 12 ноября 2002 года член Палаты представителей Нэнси Пелози "пробила стеклянный потолок", став лидером демократического меньшинства в Палате представителей Конгресса США. Она последовательно защищает личные и гражданские права, отстаивает право женщин "на выбор"5, которое рассматривается женским движением в качестве фундаментального гражданского права. Поэтому ее избрание на этот пост прогрессивная американская общественность посчитала "историческим событием". Многие женские организации обращаются к ней с призывом возглавить борьбу в Конгрессе за сохранение права свободы репродуктивного выбора и оказать сопротивление тем, кто выступает против него.

В Канаде доля женщин в Палате общин федерального парламента возросла более чем втрое с 1980 по 1995 год. По этому показателю Канада занимала в середине 1990-х годов девятое место среди промышленно развитых стран. После федеральных выборов 1997 года представительство женщин в Палате общин парламента Канады еще больше возросло (с 18 до 21,3%). Правда, в 2000 году оно снизилось до 19,9% членов Палаты общин6. Однако это не меняет главного направления вектора развития канадской паритетной демократии.

Таким образом, повышение участия женщин в политической жизни общества, как в Канаде, так и в США, несомненно становится заметным. Этому способствовали многие обстоятельства, среди которых важнейшими являются следующие:

  • женское население превратилось в самостоятельную активную часть электората (так, в 1988 году в президентских выборах женщин участвовало на 20% больше, чем мужчин. В 2000 году в национальном масштабе 53% женских голосов по сравнению с 44% мужских были отданы за кандидатов в Палату представителей от Демократической партии США);
  • деятельность активного наступательного женского движения в условиях развитого общедемократического и гражданского общества (в 1970-х годах американки проявили политическую активность и стали присоединяться к общественным организациям на местах, например, к Лиге женщин-избирательниц, к двум основным правящим партиям);
  • изменение всей системы отношений политических партий с женской частью общества как ответ новым требованиям времени;
  • включение в предвыборные платформы кандидатов на высшие государственные посты женских вопросов и требований.

Озабоченность партий проблемой привлечения женщин в свои ряды, их продвижением по лестнице партийной иерархии и выдвижением на высокие государственные должности, проявилась, во-первых, в учреждении в партийных структурах специальных подразделений по делам женщин (три ведущие политические партии Канады с середины 1980-х годов имеют в своих структурах специальные подразделения по делам женщин, и каждая крупная политическая партия Канады создала программы, нацеленные на продвижение и поддержку женщин-кандидаток на федеральном уровне). Во-вторых, в применении системы квот при проведении национальных съездов. Либеральная партия Канады использует новую процедуру - гендерные квоты, т.е. равное количество мужчин и женщин в руководстве партии. Впервые такая квота была применена в кампании за лидерство в партии на федеральном уровне.

В США женщины-республиканки добились одобрения Правила №32, требовавшего от каждого штата "прилагать усилия" к достижению равного представительства мужчин и женщин в делегациях на будущих съездах партии (1971 год), а национальный съезд Демократической партии поддержал представительство женщин на партийном съезде, основанное на соотношении числа мужчин и женщин в населении страны. В 1972 году впервые в истории США Джин Уэствуд стала председателем Национального комитета Демократической партии; Энн Армстронг заняла аналогичный пост в Республиканской партии в 1971 году. После них, однако, эти посты вновь преимущественно занимают мужчины.

К общим политическим гендерным тенденциям в Канаде и США можно отнести и то, что женщины более успешно выступают на местных выборах. Это можно объяснить рядом причин: на местах избирательные кампании требуют относительно небольших затрат; федеральные и провинциально-территориальные кампании предполагают многочисленные поездки по стране, а значит, пренебрежение семейными обязанностями, что нелегко дается многим женщинам, в то время как местные выборы не требуют подобных жертв. Вместе с тем все еще имеются культурные, социологические, экономические и другие препятствия для достижения женщинами пропорционального с мужчинами участия на уровне принятия решений. Медленнее всего женщины завоевывают государственные позиции на федеральном уровне. Темпы роста числа женщин - кандидатов и избранных в парламент остаются недостаточными для преодоления неравенства в представительстве женского и мужского населения страны.

В Канаде самое большое число кандидаток еще в 1980-е годы выдвинула Новая демократическая партия. В США на федеральном уровне преобладают женщины - выдвиженки Демократической партии, а на выборных должностях исполнительной ветви власти на уровне штатов лидируют республиканки. В законодательных собраниях штатов лидерство также принадлежит демократкам. На выборных должностях явно больше небелых женщин от Демократической партии, чем от Республиканской.

Однако в целом в обеих странах количество женщин на уровне принятия решений обратно пропорционально уровню власти: на федеральном - в 2 раза меньше, чем на местном и региональном. Причем в США в некоторых штатах произошел настоящий количественный "прорыв" женщин во власть. Так, штат Аризона получил сенсационную известность, став первым штатом, где в результате выборов 1998 года пять высших постов в правительстве - губернатора, председателя Верховного суда штата, секретаря штата, генерального прокурора, казначея и главного государственного инспектора - заняли женщины (в этом штате нет поста вице-губернатора). А в Канаде еще в 1980-е годы, как уже говорилось выше, город Эдмонтон стал рекордсменом по представительству женщин - в городском совете было почти 54% женщин, и женщина занимала пост мэра.

Считается, что гендерная ситуация изменяется к лучшему, если число Женщин в парламенте достигает "критической массы" в 30%. В этом смысле Канадские специалисты, объясняя слабое представительство женщин в политическом процессе, как правило, указывают на три основные причины: во-первых, социально-экономические условия, не позволяющие средней канадке заниматься "большой политикой"; во-вторых, неспособность политических партий определить в своих концепциях гендерные роли и женские семейные обязанности в соответствии с требованием сегодняшнего дня; в-третьих, низкая организационная культура политических партий, не способствующая участию в них женщин; живучесть патриархальных предрассудков в высших эшелонах партийной мужской элиты, отталкивающих женщин.

Тем не менее следует признать, что правящей элите обеих стран не чуждо понимание модели партнерства как исторической неизбежности в условиях современного уровня технологического развития.

Кроме того, значительно изменилось настроение широких кругов общественности и населения в отношении женщин на уровне принятия решений. В частности, в настоящее время средства массовой информации США все чаще упоминают о том, что Овальный кабинет Белого дома перестал рассматриваться как "мужской бастион". Если в 1936 году, когда Дж. Гэллап впервые провел опрос о том, "проголосуют ли избиратели за женщину - кандидата на пост президента при условии, что она будет иметь соответствующую квалификацию"7, значительное большинство (65%) ответили отрицательно, то в 2000 году уже преобладающее большинство (90%) американцев, включая мужчин, заявили, что они готовы поддержать женщину - кандидата на пост президента страны. В американской печати чаще других в качестве возможных кандидаток на пост президента страны называют: Кетлин Кеннеди Таунсенд, Хиллари Родэм Клинтон, Кэй Бейли Хатчисон, Кристин Тодд Уитмен.

Однако, хотя в настоящее время и в Канаде, и в США неуклонно возрастает роль женщин в политической и государственной структурах власти, достижение подлинного равенства продолжает оставаться актуальной задачей. Немалое значение для ее решения, как и в достигнутых позитивных сдвигах, имеет женское движение, ключевой политический и социальный фактор проведения государственной политики, нацеленной на изменение к лучшему положения женщин в обществе.


1 - На Западе освобождение женщин в сфере экономики началось именно в Соединенных Штатах Америки. К концу XX столетия женщины составили 46% рабочей силы в США (причем даже среди женщин с малолетними детьми трудится каждая вторая), канадки также составляют почти 46% наемных тружеников в стране. И эта доля продолжает расти. В обеих странах доля работающих женщин выросла до 60%. (The American Women 1994- 1995. - Where We Stand. New York, London, 1994, p. 281; Моррис М. Пособие по гендерному анализу. М., 2001, с.35 -42); согласно данным Бюро трудовой статистики США, в начале 1990-х годов среди 14,2 млн. исполнительных административных работников и управляющих женщины составляли примерно 40%, что почти в 2 раза больше показателей начала 1970-х годов ("Monthly Labor Review", vol. 115, No.12, December 1992); в Канаде в период с 1994 по 1999 г. женское представительство на уровне старших управленческих позиций увеличилось с 19,8% до 26,8% (Catalyst Census of Women Corporate Officers m Canada, 1999).
2 - 2000 Fact Sheet Summaries. State by State Facts Publications List (http://foundation.verizon.com).
3 - The Patnot News", 3.12.2002.
4 - CAWP. Fact Sheet. June 2002 (www.cawp.rutgers.edu)
5 - "Право на выбор", или вопрос об абортах, давно приобрел в США политический (к тому же еще и религиозный) характер и во всех последних избирательных кампаниях стоит очень остро, хотя формально еще в 1973 году решением Верховного суда аборт в первые месяцы беременности был легализован. Однако на рубеже второго и третьего тысячелетий это право американских женщин было поставлено под сомнение после того, как в 1992 году новым решением Верховного суда штатам было разрешено вводить различные ограничения на аборты. В результате к 2000 году таких ограничений стало почти в 3 раза больше, в Конгрессе этот вопрос вновь был включен в повестку дня. (Подробнее о борьбе американских женщин на свободное право как распоряжаться своей судьбой см. в публикации: Шведова Н.А. Северная Америка в начале XXI века. Женщины и политика. М., ИСКРАН, 2003. - Ред.).
6 - Status of Women Canada. Beijing +5. Women and Power. Facts and Figures, p. 2. June 2000.
7 - "Newsweek", 26.06.2000, p.22.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)