|
Иностранные студенты в России
Ф.Э. Шереги, Н.М. Дмитриев, А.Л. Арефьев
(Полностью материал "Состав иностранных студентов,
обучающихся в России" опубликован в книге "Научно-педагогический
потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический
анализ)". М., Центр социального прогнозирования. 2002, с. 29-42)
В подготовке иностранных специалистов в Российской Федерации
после распада СССР произошли определенные изменения. Они касались
мотивов приезда на учебу в Россию иностранных студентов, источников
информации о российских вузах, степени удовлетворенности качеством
получаемого образования, перспектив трудоустройства с российским
дипломом.
Согласно статистическим данным Минобразования РФ, специализация
иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, следующая
(см. таблицу 1).
Таблица 1. Специальности, по которым обучаются иностранные
студенты, стажеры, аспиранты в вузах различных городов (регионов)
России, %
Специальности
|
Вузы
|
Москвы
|
Санкт-Петербурга
|
Других городов Европейской части России
|
Поволжья и Северного Кавказа
|
Урала, Сибири и Дальнего Востока
|
Инженер
|
25,9
|
18,9
|
29,2
|
2,5
|
14,1
|
Врач
|
3,5
|
8,1
|
33,3
|
42,5
|
9,4
|
Культура (библиотечное дело, журналистика, дизайн и т.п.)
|
4,7
|
0
|
1,4
|
5
|
0
|
Менеджер
|
23,5
|
8,1
|
5,6
|
7,5
|
9,4
|
Педагог
|
1,2
|
0
|
1,4
|
0
|
0
|
Аграрий
|
3,5
|
5,4
|
2,8
|
0
|
0
|
Юрист
|
0
|
0
|
2,8
|
5
|
9,4
|
Программист
|
4,7
|
2,7
|
2,8
|
0
|
1,6
|
Экономист
|
14,1
|
21,6
|
6,9
|
2,5
|
15,6
|
Строитель, архитектор
|
2,4
|
21,6
|
0
|
0
|
0
|
Физик, химик, математик
|
8,2
|
0
|
2,8
|
10
|
4,7
|
Гуманитарные специальности
|
8,3
|
13,6
|
11
|
25
|
35,8
|
Итого
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Согласно ведомственной статистике Министерства образования
РФ, профессию инженера иностранные студенты предпочитают получать
в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, других городов Европейской части
России; профессии врача они осваивают прежде всего в Европейской
части страны. Изучение гуманитарных специальностей осуществляется
в основном в региональных вузах, а профессии менеджера, экономиста
- наоборот, приобретаются в столичных вузах.
В советский период отечественная высшая школа готовила,
и в целом достаточно успешно, иностранные кадры специалистов для
развивающихся стран (почти 9/10 иностранных студентов составляли
выходцы из Азии, Африки и Латинской Америки), а также для стран
Восточной Европы. Однако после распада СССР их число резко уменьшилось
(к 1993 году в вузах России осталось всего 32 тысячи студентов из
стран т.н. дальнего зарубежья). Одновременно значительно сократилась
и численность граждан стран СНГ, начавших свое обучение в советских,
ставших затем российскими, вузах и автоматически попавших в категорию
иностранных студентов (см. таблицу 2).
Таблица 2. Динамика численного состава студентов из
стран СНГ, обучавшихся в российских вузах в 1990-е годы, тысяч человек
Страны
|
Годы
|
1992/93
|
1993/94
|
1994/95
|
1995/96
|
Всего
|
В т.ч. на дневных отделениях
|
Всего
|
В т.ч. на дневных отделениях
|
Всего
|
В т.ч. на дневных отделениях
|
Всего
|
В т.ч. на дневных отделениях
|
Всего
|
103,9
|
66,8
|
80,8
|
51,8
|
58,7
|
37,6
|
39,8
|
27,1
|
В том числе из
|
Азербайджана
|
5,8
|
3,2
|
4
|
2,3
|
2,6
|
1,5
|
1,7
|
1
|
Армении
|
5,6
|
2,3
|
3,6
|
1,6
|
2,2
|
1,3
|
1,7
|
1
|
Белоруссии
|
9,3
|
5,3
|
8
|
3,9
|
6
|
2,8
|
4,4
|
1,9
|
Грузии
|
11,4
|
5,4
|
7,5
|
4,1
|
4,9
|
2,9
|
3,1
|
1,7
|
Казахстана
|
22
|
15,1
|
19
|
13
|
14,3
|
10,4
|
11,6
|
8,9
|
Киргизии
|
4,8
|
3,8
|
3,5
|
2,9
|
2,5
|
2,1
|
1,7
|
1,5
|
Молдавии
|
2,5
|
1,6
|
2,3
|
1,5
|
2
|
1,1
|
1,5
|
0,9
|
Таджикистана
|
2,6
|
2
|
2,1
|
1,7
|
1,3
|
1,1
|
0,7
|
0,6
|
Туркмении
|
1,9
|
1,4
|
1,6
|
1,2
|
1
|
0,7
|
0,7
|
0,5
|
Узбекистана
|
8,1
|
6,6
|
6
|
5
|
4,5
|
3,7
|
3,2
|
2,7
|
Украины
|
29,9
|
19,9
|
23,2
|
14,6
|
17,4
|
10
|
9,5
|
6,4
|
Окончание таблицы 2
Страны
|
Годы
|
1997/98
|
1998/99
|
1999/2000
|
2000/2001
|
Всего
|
В т.ч. на дневных отделениях
|
Всего
|
В т.ч. на дневных отделениях
|
Всего
|
В т.ч. на дневных отделениях
|
Всего
|
В т.ч. на дневных отделениях
|
Всего
|
30,7
|
19,4
|
28,5
|
18,3
|
32
|
18,6
|
34,5
|
19,9
|
В том числе из
|
Азербайджана
|
1
|
0,5
|
1
|
0,4
|
1
|
0,4
|
1,2
|
0,5
|
Армении
|
1,1
|
0,9
|
0,9
|
0,7
|
0,8
|
0,7
|
1
|
0,6
|
Белоруссии
|
3,1
|
1,1
|
3,3
|
0,9
|
4,2
|
0,9
|
3,4
|
0,9
|
Грузии
|
1,4
|
1
|
1,2
|
0,9
|
0,8
|
0,7
|
0,8
|
0,7
|
Казахстана
|
10,7
|
8,2
|
11,5
|
8,7
|
13,6
|
10,1
|
16,7
|
11,8
|
Киргизии
|
1,2
|
0,9
|
0,7
|
0,7
|
1
|
0,6
|
1,2
|
0,5
|
Молдавии
|
1,6
|
0,6
|
1,5
|
0,6
|
2,6
|
0,5
|
1,1
|
0,5
|
Таджикистана
|
0,4
|
0,3
|
0,3
|
0,2
|
0,2
|
0,1
|
0,4
|
0,2
|
Туркмении
|
0,3
|
0,3
|
0,3
|
0,2
|
0,3
|
0,2
|
0,5
|
0,4
|
Узбекистана
|
2,3
|
1,8
|
2,8
|
1,5
|
2,8
|
1,4
|
3,3
|
1,1
|
Украины
|
4,7
|
3,9
|
5
|
3,5
|
4,7
|
3
|
4,9
|
2,7
|
Национально-этнический состав иностранных студентов,
обучающихся сегодня в вузах различных городов (регионов) Российской
федерации, согласно данным опроса1, следующий (см. таблицу 3).
Таблица 3. Распределение иностранных студентов в 2001
году по российским вузам, расположенным в различных городах (регионах)
Российской Федерации, %
Страны, из которых приехали на учебу в российские вузы
иностранные студенты
|
Вузы
|
Москвы
|
Санкт-Петербурга
|
Других городов Европейской части России
|
Поволжья и Северного Кавказа
|
Урала, Сибири и Дальнего Востока
|
Украина
|
3,5
|
2,7
|
4,2
|
0
|
3,1
|
Белоруссия
|
3,5
|
2,7
|
4,2
|
5
|
0
|
Молдавия
|
2,4
|
2,7
|
1,4
|
0
|
1,6
|
Страны Закавказья (Азербайджан, Армения, Грузия)
|
3,5
|
2,7
|
4,2
|
2,5
|
3,1
|
Бывшие среднеазиатские республики СССР (Казахстан, Киргизия,
Таджикистан, Туркмения, Узбекистан)
|
4,7
|
13,5
|
2,8
|
5
|
9,4
|
Страны Балтии (Латвия, Литва, Эстония)
|
0
|
2,7
|
0
|
0
|
0,7
|
Бывшие социалистические страны Восточной Европы
|
2,4
|
5,4
|
4,2
|
0
|
9,4
|
Страны Западной Европы, США, Канада, Япония
|
5,9
|
0
|
1,4
|
30
|
14,1
|
Страны Ближнего Востока и Северной Африки
|
4,7
|
29,7
|
22,2
|
5
|
17,2
|
Китай
|
7,1
|
8,1
|
11,1
|
5
|
18,8
|
Другие страны Азии
|
24,7
|
5,4
|
4,2
|
15
|
18,8
|
Страны Латинской Америки
|
4,7
|
0
|
0
|
0
|
1,3
|
Страны Африки к югу от Сахары
|
32,9
|
24,4
|
40,1
|
32,5
|
2,5
|
Итого
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Особого внимания заслуживает новая тенденция в изменении
национального состава иностранных студентов из стран ближнего зарубежья
- на протяжении 90-х годов среди них неуклонно росла доля этнических
русских. Это связано с усиливающимся "выдавливанием" русскоязычного
населения из стран СНГ и Балтии, переходом системы образования в
бывших советских республиках на национальный язык обучения. Например,
в Туркменистане русским выпускникам туркменских школ, которые пожелают
в 2002 году поступить в местные вузы (срок обучения в которых -
два года, и еще два года - практика на производстве), предстоит,
помимо обычных собеседований и экзаменов, ответить и на вопросы
по 400-страничной "Рухнаме" (Книги Мудрости), написанной
президентом Сапармуратом Ниязовым и изданной только на туркменском
языке. А это из русских абитуриентов мало кто сможет сделать, ибо
туркменскому языку в школах учат весьма посредственно2. Поэтому
не случайно, что более половины абитуриентов из стран СНГ и Балтии
поступают в российские вузы с намерением после завершения учебы
остаться в России на постоянное жительство. Таким образом, подготовка
в России национальных кадров для стран СНГ в действительности превращается
в частичный реэкспорт специалистов интеллектуального труда. Кстати,
это характерно и для экономически развитых стран. Приглашая по грантам
на учебу граждан России, стран СНГ, иных экономически менее развитых
государств, страны-реципиенты стремятся в последующем трудоустроить
наиболее талантливых иностранных выпускников у себя.
Процесс сокращения количества студентов из стран дальнего
зарубежья в российских вузах, достигнув "критической точки"
в 1993 году, остановился, и уже с 1994/95 учебного года начался
заметный количественный рост приема иностранцев на учебу в Россию.
Число иностранных учащихся достигло своего максимума (68901 студент)
в 1997 году, после чего, под влиянием финансового кризиса 1998 года,
оно стало медленно, но неуклонно снижаться. И лишь в 2001 году количественный
рост числа студентов из дальнего зарубежья возобновился (таблица
4).
Таблица 4. Изменение численности иностранных студентов
из стран дальнего зарубежья, обучавшихся в российских вузах в 1991-2001
годах
Годы
|
Численность иностранных студентов из стран дальнего зарубежья,
человек
|
В % к 1991 г.
|
1991
|
39301
|
100
|
1992
|
35137
|
89,4
|
1993
|
32397
|
82,4
|
1994
|
38031
|
96,8
|
1995
|
44441
|
113,1
|
1996
|
56166
|
142,9
|
1997
|
68019
|
173,1
|
1998
|
57645
|
146,7
|
1999
|
56623
|
144,1
|
2000
|
54520
|
138,7
|
2001
|
61426
|
156,3
|
Источник: Данные Минобразования России
В последние два года наметилась также тенденция организованного
привлечения в российские вузы, преимущественно иностранными посредниками,
детей бывших граждан СССР, ныне проживающих в экономически развитых
странах. Эту категорию иностранцев отличает от большинства иностранных
студентов хорошее знание русского языка, что немаловажно для успешной
учебы в российском вузе. По нашему мнению, в ближайшие годы эта
тенденция будет усиливаться, в том числе и потому, что обучение
в России дешевле, чем в экономически развитых странах. Кроме того,
в российских вузах традиционно лучше подготовка по фундаментальным
дисциплинам, а профессию можно "доучить", возвратившись
в свои страны, что в итоге обойдется значительно дешевле.
Характерно, что если в начале 90-х годов более половины
иностранных студентов были выходцами из стран СНГ и Балтии, то в
2001 году соотношение студентов из стран ближнего и дальнего зарубежья
в российских вузах оказалось в пользу последних: из общего количества
иностранных студентов (95957 человек) более 3/5 составляли выходцы
из стран дальнего зарубежья и около 2/6 из ближнего (рисунок 1).

Рисунок 1. Региональный состав
иностранных студентов, обучающихся в российских вузах в 2001 году,
%
Источник: Российский статистический ежегодник. М.,
2001, с. 236.
Как видно на рисунке 1, среди иностранных учащихся доминируют
выходцы из стран Азии, Африки и Ближнего Востока (в целом 49,8%),
на втором месте по удельному весу - студенты из республик бывшего
СССР (37,1%). Представители европейских стран, а также США, Канады,
Латинской Америки, Австралии и Новой Зеландии составляют в целом
немногим более 10% контингента иностранных учащихся (12,5%).
По данным наших исследований, в составе иностранных
граждан, прибывших на учебу в Россию, растет доля выходцев из Китая.
Так, если в 1994 году среди иностранных студентов (без учета стран
СНГ и Балтии) было 6,2% граждан Китая, то в 2001 году их доля составила
не менее 10%. И это не случайно. Китай входит в первую пятерку стран,
наиболее активно направляющих своих граждан на учебу за границу.
В 2000 году количество китайских юношей и девушек, обучавшихся в
зарубежных вузах, превысило 100 тысяч человек3.
Сегодня граждане стран Азии преобладают в составе иностранных
студентов, обучающихся в России. Так, если включить в собирательный
этнический тип азиатского студента не только выходцев из Китая,
Индии, Пакистана, Бангладеш, Вьетнама, Индонезии, Филиппин и т.д.,
но и граждан среднеазиатских республик СНГ: Казахстана, Киргизии,
Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и Азербайджана, то уже
в 2001 году, согласно данным статистической отчетности, представляемой
вузами в Минобразования России, удельный вес азиатской части иностранных
студентов достиг примерно 56%4. Каждый пятый иностранный студент
был афро-арабского происхождения, а каждый четвертый - европейцем
(включая студентов из Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Армении),
либо выходцем из США, Канады, Латинской Америки, Австралии и Новой
Зеландии.
Национально-этнический состав аспирантов-иностранцев,
обучающихся в аспирантурах российских вузов, в целом примерно такой
же, как и студентов. Вместе с тем обращает на себя внимание значительно
больший удельный вес аспирантов из стран дальнего зарубежья по отношению
к аспирантам из ближнего зарубежья. Так, из общего количества иностранцев,
обучавшихся в 2001 году в аспирантурах российских вузов за счет
средств федерального бюджета (1145 человек), 82,7% (947 человек)
прибыли из "дальних" стран Азии, Африки, Латинской Америки,
Европы, тогда как аспирантов - граждан СНГ насчитывалось всего 17,3%
(198 человек). В общем же составе всех аспирантов, обучавшихся в
2001 году в российских вузах за счет средств федерального бюджета,
включая россиян, доля граждан СНГ была очень незначительной (рисунок
2)5.

Рисунок 2. Состав аспирантов, обучавшихся в России в
2001 году за счет средств федерального бюджета, по странам происхождения,
%
Это неблагоприятное для представителей стран СНГ соотношение
аспирантов в российских вузах по статусу гражданства наблюдается
среди той группы аспирантов, которые обучаются по прямым договорам
с оплатой физическими и юридическими лицами (иначе говоря, тех,
кто платит за свое обучение самостоятельно, либо за которых платят
различные организации, в том числе национальные министерства образования).
Так, из обучавшихся в 2001 году иностранных аспирантов данной категории
(519 человек), представителей стран СНГ насчитывалось всего 10%
(52 человека), в то время как граждан иных иностранных государств
- 90% (467 человек). В общем составе всех аспирантов данной категории,
включая российских граждан, обучающихся на платной основе, доля
представителей СНГ в 2001 году была равна 1% (рисунок 3)6.

Рисунок 3. Состав аспирантов, обучающихся в России в
2001 году по прямым договорам с оплатой обучения физическими и юридическими
лицами, по странам происхождения
Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время
соотношение аспирантов из стран дальнего и ближнего зарубежья стало
постепенно меняться. Так, среди поступивших в аспирантуру российских
вузов в 2001 году для обучения за счет средств федерального бюджета
иностранных аспирантов (239 человек), 41% (98 человек) оказались
гражданами СНГ, а 59% (141 человек) - выходцами из стран дальнего
зарубежья. При этом более половины ставших в 2001 году аспирантами
российской аспирантуры граждан СНГ (56 человек) поступили в аспирантуры
тех же российских вузов, которые они закончили, в то время как среди
аспирантов - граждан стран дальнего зарубежья таких оказалось всего
21% (51 человек)7.
Проведенный в 1999 году специалистами Минобразования
России анализ документов иностранных аспирантов и стажеров позволил
выявить еще одну тенденцию - около 90% из них являлись выпускниками
советских и российских вузов. Причина, по которой российские высшие
учебные заведения предпочитают принимать в аспирантуру или на научно-педагогическую
стажировку своих иностранных выпускников, считают специалисты Минобразования,
заключается в том, что уровень их академической подготовки в целом
выше, чем у их соотечественников, окончивших национальные университеты
на родине или получивших образование в других зарубежных вузах8.
Как следует из результатов социологического опроса 2001
года, средний возраст иностранных студентов составляет в настоящее
время 22,5 года. По сравнению с данными опроса 1994 года, среднестатистический
иностранный студент российского вуза "помолодел" на 1
год.
Постепенно меняется и соотношение полов среди иностранных
учащихся. Так, если в 1994 году только 2 из каждых 10 опрошенных
учащихся были девушками, то в 2001 году девушек уже 3 из каждых
10 учащихся-иностранцев. При этом девушки составляют более половины
студентов из Украины, Белоруссии, Казахстана, стран Балтии, западноевропейских
стран, в то время как среди приезжающих на учебу из арабских стран
Африки, Латинской Америки, стран Закавказья - в основном представители
мужского пола.
Базовый уровень образования иностранных граждан, приезжающих
на учебу в российские вузы, за последние семь лет качественно не
изменился (рисунок 4).

Рисунок 4. Базовый уровень образования прибывших на
учебу в российские вузы иностранных граждан в 1994 и 2001 годах
Наиболее высокий уровень базового образования - у граждан
стран Западной Европы, США, Канады, Японии (немалая часть из них
уже имеет высшее образование, полученное на родине и в других странах,
и приезжает в Россию либо за вторым высшим образованием, либо на
стажировку или в аспирантуру), а также латиноамериканских и арабских
студентов; наиболее низкий базовый уровень - у представителей Черной
Африки и среднеазиатских республик СНГ, среди которых встречаются
студенты с неполным средним образованием.
Таблица 5. Численность иностранных студентов-госстипендиатов
и обучающихся в российских вузах по контракту (без учета студентов
из стран СНГ) в 1991-2000 годах, человек
Годы
|
Госстипендиаты
|
Обучающиеся по контракту
|
1991
|
36710
|
2591
|
1992
|
31125
|
4012
|
1993
|
25024
|
7373
|
1994
|
18592
|
19439
|
1995
|
13166
|
31275
|
1996
|
8454
|
47712
|
1997
|
5214
|
62877
|
1998
|
5465
|
52180
|
1999
|
6305
|
50318
|
2000
|
5887
|
48633
|
2001
|
7948
|
53478
|
Источник: Данные Минобразования РФ.
За последние 10 лет соотношение иностранных студентов-госстипендиатов
(т.е. тех, за которых платит национальное или российское Министерство
образования) и обучающихся по контракту (т.е. фактически самостоятельно
оплачивающих свое обучение в российском вузе) коренным образом изменилось
(таблица 5 и рисунок 5).

Рисунок 5. Доля иностранных студентов-госстипендиатов
и обучающихся в российских вузах по контракту (без учета студентов
из стран СНГ) в 1991-2000 годах, %
1 - Опрос иностранных студентов, стажеров, аспирантов,
проведен Центром социологических исследований Министерства образования
РФ в 47 российских вузах в 21 городе Российской Федерации в октябре-ноябре
2001 года.
2 - Разумов К. Русский в Каракумах звучит все глуше,
глуше...//"Российская газета". 2002. № 141. 1 августа,
с. 7.
3 - "Поиск". 2000. 23 ноября
4 - В США в 2000/2001 учебном году из 550 тысяч
иностранных студентов 55% также составляли выходцы из стран Азии,
в т.ч. 10,9% или 60 тысяч человек - китайцы, 10% - индийцы, 8,5%
- японцы, 8,3% - тайваньцы, 2,1% - индонезийцы, 2% - таиландцы,
2% - турки, 1,4% - малазийцы и т.д. - См.: Opendoors, p. 8.
5 - Статистический сборник о работе сферы послевузовского
профессионального образования за 2001 год. М., 2002, с. 8-9.
6 - Статистический сборник о работе сферы послевузовского
профессионального образования за 2001 год. М., 2002, с. 11-12.
7 - Статистический сборник о работе сферы послевузовского
профессионального образования за 2001 год, с. 15.
8 - Подготовка специалистов для зарубежных стран
в России, с. 44-45.
|